Флористика        09.10.2019   

Договор приемной семье заключается между. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Если опекун-родственник, начисляется ли пособие

Согласно 152 статье российского Семейного кодекса приемная семья подразумевает опеку (попечительство) над ребенком, осуществляемую по соглашению о приемной семье. Такой договор оформляется между органом опеки, попечительства и приемными родителями (одним приемным родителем).

Ко всем правоотношениям, образовавшимся из соглашения о создании приемной семье, применяются нормативные правила, определенные для правового института опеки.

Заключение договора

Правовое соглашение об образовании приемной семьи должен заключаться в соответствии с Постановлением российского Правительства от 2009 года , регламентирующего правила заключения соглашений об осуществлении попечительства (опеки).

Для инициирования процедуры создания приемной семьи потенциальные приемные родители должны подать в орган опеки, относящийся по адресу к местонахождению ребенка, соответствующее заявление. Сотрудники органов опеки после письменного обращения заявителя, рассмотрев все обстоятельства и документацию, выносят решение о назначении заявителя опекуном (попечителем), выполняющим свои обязанности возмездно.

На принятие соответствующего решения у сотрудников органа опеки есть 10 дней после получения названного письменного обращения кандидата.

Заявителям стоит обратить внимание на то, что в вынесенном решении обязательно должна быть оговорка о возмездности оказания услуг приемным родителем.

Когда орган опеки назначит кандидата (попечителем), возмездно оказывающим услуги, полномочные лица начинают готовить соглашение об образовании приемной семьи, который заключается сторонами в десятидневный срок с момента положительного решения органа опеки.

Согласно Семейному кодексу, соглашение об образовании приемной семьи должно содержать:

  • Личные данные ребенка (детей), передаваемого в рамках указанного соглашения на воспитание в семью. В тексте соглашения указываются возраст, имя детей, состояние их здоровья, выявленный специалистами уровень физического и умственного развития.
  • Сроки действия соглашения.
  • Условия воспитания, содержания и образования опекаемого ребенка (детей).
  • Размер вознаграждения, полагающегося приемным родителям.
  • Выделяемый размер финансирования для содержания каждого опекаемого ребенка.
  • Перечисление конкретных мер социальной поддержки, обеспечиваемых приемной семье. Полный перечень таких мер устанавливается исходя из количества принятых в семью детей. Кроме того, льготы и компенсации приемным семьям зависят от российского региона, где такая семья проживает.
  • Права, обязанности, возлагаемые на приемных родителей.
  • Права, полномочия, обязанности органов опеки в отношении приемных родителей.
  • Основания, правовые последствия прекращения соглашения о приемной семье.

Если соглашение об образовании приемной семьи заключается сразу с несколькими попечителями (опекунами), к примеру, супругами, допускается заключение одного договора с супружеской парой или оформление соглашения с каждым приемным родителем.

Образец договора об образовании приемной семьи

ДОГОВОР О СОЗДАНИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

_____________________________________________________________________________ (наименование органа опеки, попечительства) в лице _________________________________________________________________________

(данные и должность полномочного сотрудника), действующий(-ая) на основании российского Семейного кодекса, Положения о приемной семье и ________________________________________________________________________

1. Предмет Договора

Приемный родитель берет на воспитание в собственную семью _______________________________________________ (данные ребенка), оставшегося без попечения родителей.

Приемный родитель получает вознаграждение, денежные выплаты, предоставляемые на содержание приемного ребенка, иные специальные выплаты. Он пользуется льготами, предоставленными семьям с детьми, а также специальными льготами, установленными для приемных семей.

Приемный родитель организует общий быт, досуг, создавая требуемые условия для ухода, воспитания, содержания приемного ребенка.

Орган опеки обязуется оказывать приемному родителю помощь. Орган опеки осуществляет наблюдение, контроль за условиями проживания, воспитания приемного ребенка, исполнением приемным родителем обязанностей по данному Договору.

2. Права и обязанности приемного родителя

2.1 Приемный родитель обязуется воспитывать взятого ребенка, заботиться о его здоровье, умственном, нравственном, физическом развитии и создавать требуемые условия воспитания, а именно:

2.1.1 оберегать жизнь, здоровье приемного ребенка, уважать его человеческое достоинство, защищать его права, интересы;

2.1.2 своевременно обеспечивать прохождение ребенком регулярной плановой диспансеризации, при необходимости организовывать лечение, направлять на обследование;

2.1.3 постоянно обеспечивать достаточный уход, учитывая индивидуальные потребности ребенка;

2.1.4 организовывать получение приемным ребенком образования;

2.1.5 исполнять индивидуальную программу адаптации ребенка в приемной семье, составленную вместе с органом опеки;

2.1.6 не препятствовать общению ребенка с его кровными родственниками, когда такие контакты, личное общение не противоречат его интересам, развитию;

2.1.7 сразу оповещать орган опеки о возникновении неблагоприятных условий для воспитания, образования, содержания приемного ребенка.

2.2 Приемный родитель обладает правами, обязанностями опекуна (попечителя), являясь законным представителем взятого в семью ребенка.

2.3 Права приемного родителя не должны реализовываться в противоречии интересам, правам приемного ребенка.

3. Права ребенка 3.1 Ребенок, переданный приемному родителю на воспитание, имеет право:

3.1.1 на правовую защиту здоровья, жизни, уважение человеческого достоинства;

3.1.2 на проживание совместно с приемным родителем;

3.1.3 свободно выражать мнение при разрешении вопросов, затрагивающих его интересы, права;

3.1.4 получив согласие приемного родителя, поддерживать контакты с кровными родителями, иными родственниками.

3.1.5 на своевременную защиту от любых злоупотреблений, допущенных приемным родителем. При нарушении его прав приемный ребенок вправе обращаться в органы опеки, попечительство за защитой, а после четырнадцатилетия – и в суд.

4. Обязанности органа опеки

4.1 Орган опеки обязуется:

4.1.1 помогать созданию, поддержанию нормальных условий жизни, воспитания ребенка, переданного приемной семье;

4.1.2 оказывать незамедлительно приемной семье требуемую помощь в пределах своей компетенции, включая психолого-педагогическую поддержку;

4.1.3 разрешать споры, определять порядок общения ребенка с кровными родственниками, учитывая интересы приемной семьи и самого ребенка;

4.1.4 своевременно, в полном объеме выплачивать установленное Договором вознаграждение приемному родителю, денежные средства на содержание, предоставлять льготы, меры поддержки приемной семье согласно условиям Договора.

5. Оплата труда приемных родителей, целевые выплаты и льготы

5.1 Орган опеки платит приемному родителю следующие выплаты:

5.1.1 оплату труда по воспитанию приемного ребенка ________ рублей.

5.1.3 на выплату коммунальных платежей, бытового обслуживания, приобретение мебели, текущий ремонт _________ рублей ежемесячно.

5.2 Оплата труда приемного родителя и ежемесячные выплаты осуществляются не позже 20 числа предыдущего месяца. Выплаты производятся на банковский счет приемного родителя.

5.3 Орган опеки содействует в получении приемной семьей льгот:

5.3.1 продуктов питания по специальным, льготным ценам в ________________________________________________

(наименование, адрес конкретной базы, магазина);

5.3.2 путевок для детей, включая бесплатные путевки, в дома отдыха, санатории, оздоровительные лагеря;

5.4 других льгот, регламентированных региональным либо муниципальным законодательством.

5.5 Приемный родитель, получающий от органа опеки предусмотренные выплаты, обязан использовать перечисленные денежные средства по обозначенному в соглашении целевому назначению.

5.6 Приемный родитель обязан письменно вести учет прихода и расхода денежных средств, выделенных на содержание ребенка, и ежегодно предоставлять информацию об израсходованных средствах органу опеки. Не потраченные за отчетный период средства не изымаются.

6. Ответственность сторон

6.1. Приемный родитель отвечает за жизнь, физическое, нравственное, психическое здоровье, развитие ребенка, добросовестное исполнение своих обязанностей, целевое израсходование средств финансирования.

6.2. Орган опеки отвечает за добросовестное исполнение обязанностей в отношении приемной семьи, своевременную, полную оплату вознаграждения приемному родителю, выплату целевых средств, обеспечение положенных льгот.

6.3 Если сторона не выполняет либо выполняет обязательства, приобретенные по Договору, ненадлежащим образом, другая сторона вправе защищать интересы в суде.

О.В.Фетисова, аспирант Московского государственного социального университета.

Положение о приоритетной роли родителей в жизни и воспита-нии своих детей, их благотворном воздействии на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребенка относится к бесспорным. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребенок лишился роди-тельского попечения, необходимо создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмо-сфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей. Этому служат семейные формы устройства несовершеннолетних детей, од-ной из которых является приемная семья.

Приемная семья как форма устройства таких детей, как показы-вает практика, в любом случае себя оправдывает. Тем не менее она в России создается редко. Так, по официальным данным Минобразова-ния России, по состоянию на 1 января 2003 г. всего в устройстве ну-ждались более 140 тыс. детей, из них лишь 1041 ребенок (что состав-ляет 0,7%) были переданы на воспитание в приемные семьи. И это в то время, как институт приемной семьи в Российской Федерации су-ществует уже более семи лет и назвать его абсолютно новым нельзя. Незначительное количество существующих приемных семей можно объяснить многими причинами. В их числе, во-первых, наличие про-белов в законодательных актах федерального значения, регулирую-щих отношения, связанные с приемной семьей; во-вторых, наличие противоречий по вопросам организации и деятельности приемной семьи в нормативных актах РФ и ее субъектов; в-третьих, отсутствие во многих субъектах РФ правовых актов о приемной семье; в-четвертых, недостаточная полноценная правоприменительная прак-тика в этой области.

При создании приемной семьи наибольший интерес вызывает процесс ее организации, в котором, как представляется, можно выде-лить два тесно взаимосвязанных этапа: преддоговорный и непосред-ственно касающийся заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Преддоговорные отношения складываются между будущими участниками договора о передаче ребенка в приемную семью еще до его заключения. В конечном счете именно эти отношения предопре-деляют успешность воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в так называемых замещающих семьях. Скла-дывающиеся на этом этапе отношения подчинены определенным правовым требованиям, сформулированным в Семейном кодексе РФ и Положении о приемной семье 1. Здесь можно выделить следующие основные общие правила:

  • в п. 1 ст. 153 СК РФ и п. 6 Положения о приемной семье установлен перечень лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут выступать в качестве приемных родителей;
  • в п. 2 ст. 153 и п. 2 ст. 154 СК РФ, а также в п. 11 и 12 Положения о приемной семье определен порядок подбора родителей воспитателей и детей, передаваемых на воспитание в приемную семью;
  • в п. 3 ст. 153 СК РФ и п. 12 и 16 Положения о приемной семье регламентируются права и обязанности будущих участников договора на стадии преддоговорных отношений;
  • в п. 1 ст. 152 СК РФ и п. 15 Положения о приемной семье даны общие параметры содержания заключаемого договора.

В связи с этим следует обратить внимание на несколько важных моментов.

Из требований Семейного кодекса РФ и Положения о приемной семье можно заключить, что точкой отсчета, свидетельствующей о начале преддоговорных отношений, надлежит считать подачу в орган опеки и попечительства потенциальными родителями-воспитателями заявления с просьбой дать заключение о возможности быть прием-ными родителями (п. 7 Положения о приемной семье). Именно с это-го момента стороны вступают в правовые отношения друг с другом, направленные в конечном счете на создание приемной семьи. Фор-мирование намерения взять на воспитание ребенка, лишенного роди-тельской заботы, остается за пределами данных отношений, хотя мо-тивы, которыми в каждом конкретном случае руководствуется по-тенциальный родитель-воспитатель, имеют немаловажное значение.

На стадии преддоговорных отношений орган опеки и попечи-тельства проверяет соответствие качеств кандидатов в приемные ро-дители требованиям, предъявляемым СК РФ и Положением о приемной семье к их личности, возрасту, состоянию здоровья. В данном случае все существующие правовые запреты и ограничения служат необходимой гарантией соблюдения и обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних детей, подлежащих передаче в при-емную семью.

В соответствии со ст. 153 СК РФ приемными родителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Из данного достаточно общего положения вытекает следующее:

  • Родителем-воспитателем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста. Для того чтобы в полном объеме осуществлять функции по воспитанию детей, он должен отвечать требованиям ст. 21 ГК РФ о полной дееспособности гражданина. А дееспособность, как правило, возникает только по достижении совершеннолетия. Соответственно, лицо, не достигшее 18 лет, но ставшее полностью дееспособным в результате эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетия, не приобретает права стать родителем воспитателем приемных детей.
  • По смыслу закона, приемными родителями могут быть как 18-летние юноши и девушки, так и лица преклонного возраста. Это утверждение основано на нормах СК РФ, устанавливающих лишь нижний возрастной предел для приобретения статуса родителя воспитателя и не упоминающих о возрасте, с наступлением которого лицо не может создать приемную семью. Представляется необходимым дополнить действующее законодательство о приемной семье положением, определяющим возрастные границы для лиц, намеревающихся создать приемную семью. Это объясняется тем, что деятельность родителей-воспитателей по воспитанию приемных детей требует полной самоотдачи, больших физических усилий, определенного жизненного опыта, а также специальных навыков и знаний. Кроме того, установление четких возрастных показателей позволит избежать ситуаций необъективной оценки своих возможностей в силу возрастных особенностей того, кто хочет заменить родителя. Поэтому наиболее оптимальным вариантом представляется разрешение стать приемными родителями лицам в возрасте от 30 до 60 лет.

Принять ребенка на воспитание разрешается гражданам, кото-рые не только этого хотят, но и в состоянии надлежащим образом исполнять возлагаемые на них обязанности, создать в семье необхо-димые условия для физического и нравственного развития своего воспитанника. Этому служит установленный ст. 153 СК РФ перечень лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут выступать в качестве приемных родителей. К их числу отнесены: лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанно-стей; лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, которые по состоянию здоровья не мо-гут выполнять обязанности по воспитанию ребенка.

Приведенный перечень является исчерпывающим. Однако в на-стоящее время назрела потребность в его. расширении. Необходи-мость введения новых правовых запретов и ограничений обусловлена в первую очередь интересами несовершеннолетнего (ребенка) в це-лях ограждения его от «недобросовестных» взрослых, способных ухудшить и без того тяжелую жизнь ребенка.

К числу таких ограничений можно, в частности, отнести отсут-ствие у лица, желающего стать приемным родителем, постоянного места жительства и постоянного дохода. Под местом жительства гражданина традиционно понимают место, где он постоянно или преимущественно проживает, т.е. жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение и пр.

Что же касается дохода семьи приемных родителей, то он по меньшей мере должен быть равен прожиточному минимуму, уста-новленному в субъекте РФ, на территории которого создается прием-ная семья 2.

Материальное вознаграждение за деятельность по воспитанию приемного ребенка, на наш взгляд, не должно быть единственным источником дохода семьи родителей-воспитателей. В связи с этим если приемную семью создает супружеская пара, то договор о пере-даче ребенка в приемную семью должен заключаться с одним из суп-ругов, а другой супруг может трудиться по договору найма, зани-маться предпринимательской либо иной деятельностью, приносящей постоянный доход.

Препятствием для заключения договора о передаче ребенка в приемную семью несомненно будет:

Виновное ненадлежащее выполнение бывшим родителем-воспитателем возложенных на него обязанностей;

Совершение потенциальным родителем-воспитателем тяжкого или особо тяжкого умышленного преступления;

Невозможность для одного из супругов стать родителем-воспитателем в силу имеющихся у него противопоказаний, установленных законодательством РФ о приемной семье.

На вопрос о том, могут ли стать приемными родителями лица, проживающие совместно, но не состоящие в официальном браке, возможен, по нашему мнению, только один ответ: нет. Несмотря на то что между родителями-воспитателями и их питомцами не возни-кают тесные правовые связи, как, например, при усыновлении, тем не менее основным здесь является семейное воспитание детей, лишен-ных родительской заботы, на протяжении длительного промежутка времени. Для «гражданских» же браков, как правило, характерна не-долговременная, основанная лишь на личных отношениях связь. По этой причине существование приемной семьи может быть поставлено под угрозу.

Возникает и иной вопрос: могут ли создать приемную семью од-нополые пары? Все чаще этой проблеме посвящаются многочислен-ные дискуссии у нас в стране и за рубежом. В России данный вопрос пока еще остается открытым, в то время как многие государства уже определили свою позицию. Так, можно констатировать, что в Вели-кобритании, Канаде, Австралии, штате Нью-Джерси (США) гомосек-суальные пары получили право на усыновление (удочерение), опеку, создание приемных семей. И хотя для таких лиц наибольший интерес представляет возможность усыновления ребенка (детей), однако тео-ретически можно предположить, что кто-нибудь из них захочет соз-дать приемную семью.

Решение поставленного вопроса, на наш взгляд, не лежит, да и не может лежать в плоскости права. СК РФ не содержит прямых ука-заний на то, что гомосексуальная ориентация является преградой на пути к созданию приемной семьи. Думается, что эта проблема отно-сится к проблемам нравственности и морали, а ее решение зависит от того, насколько общество готово к «признанию» (в правовом смысле) такой категории лиц и наделению их правами супругов, родителей. Кроме того, не следует забывать о ребенке, его психологическом и

духовном благополучии. Ведь у ребенка, попавшего в семью однопо-лых родителей, может сформироваться искаженное представление о семье, о предназначении мужчины и женщины, матери и отца.

Важной во всех отношениях проблемой на стадии преддоговор-ных отношений является проблема, связанная с порядком подбора и обучения лиц, желающих создать приемную семью. В СК РФ и в По-ложении о приемной семье определен наиболее общий подход к ее решению. В свою очередь субъекты РФ в своих нормативных право-вых актах зачастую дублируют положения федеральных актов о при-емной семье. Такой подход представляется необоснованным. Здесь требуется дополнительная детальная регламентация на местном уровне, с учетом особенностей субъектов Федерации.

Подбор приемных родителей осуществляется органом опеки и попечительства из числа проживающих в данной местности лиц, выразивших желание и способных взять на воспитание ребенка (де-тей) в свою семью. Процесс подбора родителей-воспитателей состоит из нескольких этапов. Это обусловлено тем, что прежде всего необ-ходимо выявить наличие или отсутствие у кандидата на роль прием-ного родителя способности воспитывать детей. Именно на данном этапе происходит установление мотивов, побуждающих человека к занятию такой деятельностью. Вот почему кандидаты на должность приемного родителя заполняют анкеты, проходят психологическое тестирование и тренинг.

Подготовка будущего родителя-воспитателя к работе по воспи-танию приемных детей включает в себя комплекс мероприятий, про-водимых органами опеки и попечительства в целях приобретения приемными родителями навыков и приемов по воспитанию, обще-нию с детьми, лишенными родительской заботы, что может выра-жаться в ознакомлении приемных родителей с законодательством о приемной семье, с особенностями ее деятельности. Для приемных родителей могут быть организованы лекции по педагогике, детской и подростковой психологии.

Согласно п. 2 Положения о приемной семье, количество детей, передаваемых на воспитание в приемную семью, как правило, не мо-жет быть более восьми человек, включая родных детей и усыновлен-ных. Словосочетание «как правило» указывает на то, что данное по-ложение не является императивным, т.е. в одной приемной семье мо-гут воспитываться как менее, так и более восьми детей. Представля-ется, что было бы правильнее, если бы количество детей было четко определено, а именно от одного до пяти, а их общее число, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Чис-ленность подопечных приемной семьи должна быть разумной с точки зрения возможности осуществления полноценного семейного воспи-тания в отношении каждого ребенка. Приемная семья - это прежде всего семья, поэтому думается, что по данному признаку не следует отождествлять ее с детским домом семейного типа, где количество детей может быть сколь угодно большим.

В отношении качества детей, передаваемых в семью приемных родителей, ни СК РФ, ни Положение о приемной семье не содержит никаких ограничений и запретов. И это несомненно правильно. Тем самым предоставляется возможность обрести семью, получить навы-ки полноценного семейного общения и воспитания любому нуждаю-щемуся в этом ребенку. Главное, чтобы он мог максимально прибли-зиться к условиям семейного воспитания. Но на практике в приемных семьях часто оказываются дети с отклонениями в умственном или физическом развитии, а также дети более старшего возраста, т.е. те, которые лишены возможности быть усыновленными. Это не препят-ствует устройству таких детей в приемную семью, если потенциаль-ный родитель-воспитатель предупрежден о действительном положе-нии дел. И если он согласился взять больного ребенка, ему следует помочь при решении проблем бытового, медицинского и педагогиче-ского характера.

Стадия преддоговорных отношений не ограничивается только решением вопросов относительно подбора, проверки кандидатов в приемные родители. Она ценна еще и тем, что будущие стороны до-говора о передаче ребенка в приемную семью - орган опеки и попе-чительства и потенциальные родители-воспитатели - наделяются ря-дом прав и обязанностей, реализация которых ведет к заключению указанного договора. Как следует из п. 12 Положения о приемной семье, гражданин - будущий приемный родитель вправе:

1) посещать воспитательные, лечебно-профилактические учреж-дения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, где находится ребенок, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы;

2) подобрать себе ребенка и познакомиться с ним, а также полу-чить исчерпывающую и достоверную информацию о несовершенно-летнем.

В свою очередь орган опеки и попечительства вправе:

  • дать положительное или отрицательное заключение о возможности быть приемными родителями;
  • способствовать подбору ребенка для последующей передачи в конкретную приемную семью.

Орган опеки и попечительства обязан:

  • дать направление будущим родителям-воспитателям для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения);
  • предоставить исчерпывающую, достоверную информацию о физическом и умственном развитии ребенка.

Следующим, наиболее важным и ответственным этапом созда-ния приемной семьи является заключение договора о передаче ре-бенка (детей) в приемную семью, которым оформляются договорные отношения между сторонами. Их суть состоит в том, что стороны вступают друг с другом в отношения, основанные на правовых и до-говорных нормах, определяющих их правовой статус, а также берут на себя обязательства в отношении ребенка, подлежащего устройству в семью. Правовой предпосылкой заключения договора о передаче ребенка в семью служит заявление лица, желающего взять его на воспитание в свою семью (п. 14 Положения о приемной семье). Та-кое заявление подается в орган опеки и попечительства гражданином лично.

Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью заключается между юридическим лицом - органом опеки и попечи-тельства, и физическим лицом - приемным родителем. Ребенок, пе-редаваемый в семью, независимо от возраста участия в заключении договора не принимает.

Общепринятым в теории права является определение договора как соглашения двух или нескольких лиц об установлении, измене-нии или прекращении каких-либо прав и обязанностей. Из этого оп-ределения вытекает два важных следствия: во-первых, любой дого-вор - это прежде всего соглашение, под которым понимается совпа-дение воль сторон, направленных на достижение единой для них це-ли; во-вторых, договор представляет собой только взаимное согла-шение, поскольку в нем участвуют как минимум две стороны.

Безусловно, договор о передаче ребенка в приемную семью так-же является соглашением. Оно представляет собой совместную дого-воренность сторон (родителя-воспитателя и органа опеки и попечи-тельства), выражающую их общую волю на установление прав и обя-занностей по поводу передачи ребенка, лишенного родительского попечения, в семью, а также последующего его (их) воспитания и содержания.

Данному договору присущ ряд специфических черт, позволяю-щих выделить его из массы иных, в том числе и гражданско-правовых, договоров. Первым признаком договора о передаче ребен-ка в приемную семью является его определенный субъектный состав. Заключить такой договор могут не любые лица, а лишь те, которые указаны в ст. 151 СК РФ. Индивидуальные особенности этого дого-вора состоят и в особом круге регулируемых им отношений. Сфера его действия ограничена отношениями, связанными преимуществен-но с вопросами организации приемной семьи, передачей ребенка на воспитание в семью приемных родителей, условиями его воспитания и содержания, оплатой труда приемных родителей. Иными словами, содержание договора о передаче ребенка в приемную семью предо-пределено СК РФ и Положением о приемной семье.

Говоря об отличительных особенностях рассматриваемого дого-вора, нельзя не сказать о том, что его исполнение тесно связано с личностью участников и поэтому стороны при его заключении не могут прибегнуть к помощи представителя или совершить необходи-мые действия по доверенности. В соответствии с действующим зако-нодательством РФ от приемных родителей требуется личное испол-нение взятых ими на себя по договору обязательств. Поэтому ни при каких обстоятельствах они не могут передать свои права и обязанно-сти по договору другим лицам.

С учетом ныне действующего законодательства о приемной се-мье, а также вышесказанного можно утверждать, что договор о пере-даче ребенка в приемную семью представляет собой соглашение ор-гана опеки и попечительства и гражданина (приемного родителя) о передаче ребенка, который является сиротой или по другим причи-нам лишен родительского попечения, на воспитание в семью прием-ного родителя на определенный срок за вознаграждение в виде зара-ботной платы.

Вопрос о правовой природе договора о передаче ребенка в при-емную семью является дискуссионным. В научной литературе суще-ствуют три основных мнения на этот счет. Сторонники первого отно сят исследуемый договор к семейно-правовым соглашениям (догово рам); сторонники второго мнения полагают, что этот договор является разновидностью гражданско-правовых договоров: наконец, сторонники третьего мнения говорят о трудовом характере договора о передаче ребенка в приемную семью.

Официальные нормативные правовые акты, регулирующие дан-ный вопрос, не вносят никакой ясности на этот счет. Так, Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 30 января 1997 г. № 15/438-6 «О порядке введения в действие Постанов-ления Правительства РФ о приемной семье» органам опеки и попечи-тельства рекомендовано заключать договор подряда с приемными родителями. Несколько позже в Письме Минобразования России и Минтруда России от 9 июля 2001 г. № 846/28-5 «О порядке оформле-ния трудовых отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства при передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью» такие отношения называются договорными: в основе их лежит договор возмездного оказания услуг. При этом в са-мом названии документа речь идет о трудовых отношениях. Можно дать лишь одно из двух объяснений подобного несоответствия: либо налицо редакционная ошибка, либо государственные органы в лице федеральных министерств не знают ответа на этот вопрос.

Очевидно, договор о передаче ребенка в приемную семью под-чинен общим требованиям гражданского права, основополагающие нормы и принципы которого могут быть применены для регулирова-ния отношений, входящих в частноправовую сферу в субсидиарном (вспомогательном) порядке. В семейном праве такое положение по-лучило законодательное закрепление в ст. 4 СК РФ. Так, исследуе-мый договор подчинен основополагающему принципу договорного права - принципу свободы договора. Его можно рассматривать с точ-ки зрения принятой в гражданском праве классификации сделок. Из этого следует, что договор о передаче ребенка в приемную семью есть взаимное, возмездное и двустороннее соглашение.

Вместе с тем совершенно очевидно, что договор о передаче ре-бенка в приемную семью не имеет прямых аналогов среди граждан-ско-правовых договоров, предусмотренных в действующем ГК РФ. В связи с этим возникает вопрос: можно ли ставить знак равенства ме-жду рассматриваемым договором и договором подряда или договором возмездного оказания услуг?

Согласно ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказ-чик обязуется принять результат работы и оплатить его. Основными признаками данного договора являются:

  • предмет договора - выполнение работ, но главное конечный
    результат труда (деятельности), например построенный дом, сшитое
    в ателье платье и пр. Мало того, можно отметить, что, во-первых, со-
    гласно ст. 703 ГК РФ, результат деятельности подрядчика материален (осязаем) и индивидуально определен, а во-вторых, ГК РФ привязывает окончание действия договора к передаче результата работы». Так, при бытовом подряде устанавливается ответственность подрядчика (ст. 737 ГК РФ) за недостатки, обнаруженные во время приема результатов работы, а также ответственность заказчика (ст. 738 ГК РФ) в случае его неявки за получением результата выполненной работы. Что же касается договора о передаче ребенка в приемную семью, то ударение делается не на результате воспитательного процесса, а на самом процессе по воспитанию ребенка. А итог деятельности приемного родителя не облечен, да и не может быть облечен, в материально-определенную форму;
  • сторонами договора подряда являются заказчик и подрядчик, в роли которых могут выступать как физические, так и юридические лица. Однако, если гражданин занимается подрядной деятельностью без образования юридического лица систематически, он обязан пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Как отмечалось выше, сторонами договора о передаче ребенка в приемную семью являются органы опеки и попечительства и гражданин - приемный родитель. При этом деятельность приемных родителей вряд ли можно назвать профессиональной;
  • оплата за труд подрядчика осуществляется в порядке ст. 709
    ГК РФ и определяется соглашением сторон. Приемные родители по-
    лучают заработную плату в размере, установленном законом субъек-
    та РФ об оплате труда приемных родителей. Следовательно, подрядчик получает вознаграждение в силу договора, а родитель - воспитатель - в силу специального закона;
  • договорные отношения прекращаются после сдачи подрядчи-
    ком результата своего труда и приемки его заказчиком. Договор же о передаче ребенка в приемную семью прекращается, как правило, по истечении срока, на который он был заключен.

Из сказанного следует, что договор подряда и договор о переда-че ребенка в приемную семью не аналогичны: договор подряда - ти-пичный так называемый имущественный договор, а договор о передаче ребенка в приемную семью. В то же время нельзя отри-цать, что между этими двумя договорами есть определенное сходст-во. Так, для трудового договора, как, впрочем, и для догово.ра о пере -даче ребенка в приемную семью, важен не результат выполняемой работы или оказываемой услуги, а сам процесс ее выполнения или оказания. И в том, и в другом случае работнику и приемному родите-лю выплачивается ежемесячная заработная плата. По трудовому до-говору работодатель обязуется обеспечить условия труда работника (рабочее место, спецодежда и пр.). По договору о передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства обеспечивает прием-ную семью денежными средствами на питание, приобретение одеж-ды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг (п. 29 Положения о приемной семье). В обоих случаях отношения прекращаются по истечении сро-ка действия договора. Вместе с тем можно отметить и отличия дого-вора о передаче ребенка на воспитание в семью от трудового догово-ра. Так, приемные родители не имеют трудового отпуска. Несмотря на то что деятельность по воспитанию приемных детей зачисляется в трудовой стаж родителей-воспитателей, в перечне необходимых до-кументов, предусмотренных п. 7 Положения о приемной семье, не значится трудовая книжка, тогда как в силу ст. 65 ТК РФ при заклю-чении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить работодателю помимо иных документов и трудовую книжку. Работнику при приеме на работу может быть назначен испы-тательный срок в порядке ст. 70 ТК РФ, а для приемного родителя он не может быть назначен.

Представляется, что наиболее близким по своему характеру к труду приемных родителей является труд надомников (гл. 49 ТК РФ). Так, согласно ст. 310 ТК РФ, надомниками считаются лица, за-ключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из мате-риалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем, либо приобретенных надомником за свой счет. Как надомник, так и приемный родитель свободны в выборе времени ис-полнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня они не связаны.

На основе изложенного можно утверждать, что помимо договора о передаче ребенка в приемную семью следует заключать еще один специальный договор - трудовой, который закреплял бы права и обязанности органа опеки и попечительства и родителей-воспитателей по поводу осуществления последними трудовой деятельности, связанной с семейным воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положение о приоритетной роли родителей в жизни и воспитании своих детей, их благотворном воздействии на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребенка относится к бесспорным. Каждый ребенок согласно ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК) имеет право жить и воспитываться в семье. "Жизнь ребенка в семье предпочтительна со всех точек зрения. Конечно, имеется в виду семья, - правильно уточняет А.М. Нечаева, - не приносящая вреда воспитанию несовершеннолетнего". Нечаева А.М. Правовая охрана семьи // Закон. 2004. N 4. С. 7.

В полном соответствии с нормами международного права в ст. 1 СК провозглашен в качестве одного из основополагающих принципов российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Российский законодатель выделяет в СК (ст. 123) три правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1) усыновление (удочерение) - гл. 19;

2) передача под опеку (попечительство) - гл. 20;

3) приемная семья - гл. 21.

Правовым основанием приемной семьи считается договор о передаче ребенка на воспитание в семью. Заключение таких договоров входит в компетенцию органов опеки и попечительства. Они выступают в качестве одной стороны договора, а другой стороной - приемные родители, готовые в полном объеме нести родительские права и обязанности. Цель приемной семьи, как считает Т.И. Дружинина, заключается в создании таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия См.: Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России (Материалы научно-практической конференции). М., 2004. С. 161.. Р.А. Шукуров цель приемной семьи как формы воспитания детей в семье и основное назначение приемной семьи видит в подготовке приемных детей к самостоятельной жизни Шукуров Р.А. Приемная семья по семейному праву России: Дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2004. С. 7.. На воспитание ребенка как "специфическое назначение приемной семьи", которое "влечет за собой особые правовые последствия", указывает в своем исследовании Л.Ю. Михеева См.: Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика... М., 2004. С. 85..

Неоднозначно определяя цели договора, ученые неоднозначно подходят к вопросу о правовой природе договора о приемной семье.

Она объясняется, с одной стороны, тем, что до сих пор в правовой литературе не прекращается спор о самостоятельности семейного права как отрасли российского права (мы занимаем и обосновываем позицию о "суверенизации" семейного права). С другой стороны, спор провоцирует сама нестандартная правовая конструкция договора о приемной семье, связанная, во-первых, с положением приемного ребенка в данных правоотношениях, а во-вторых, со спецификой правоотношений, в которых состоят приемные родители с органом опеки и попечительства. Необходимость разрешения вопроса о правовой природе договора о приемной семье диктуется тем, что в противном случае мы будем иметь дело с появлением правовых норм, неадекватно регулирующих соответствующие отношения. Кроме того, неправильное определение правовой природы договора приводит к правоприменительным ошибкам. Не зря в юридической литературе отмечается, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью нельзя отнести ни к одному из известных видов договоров в гражданском праве. См.: Гражданское право: Учебник. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998. С. 433

В общем плане можно выделить несколько подходов к определению правовой природы договора о приемной семье.

1. Гражданско-правовая позиция. Ее последователи, в частности Л.Ю. Михеева, Н.В. Летова, А.М. Рабец классифицируют договор о приемной семье как гражданско-правовой договор в пользу третьего лица. Летова Н.В. Усыновление как приоритетная форма устройства детей. Томск, 2003. С. 33.; Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика... М., 2004,С.84; Рабец А.М. Семейное право: Курс лекций. Белгород, 1998. С. 184.

2. Семейно правовая позиция относительно природы договора обосновываемая Р.А. Шукуровым. См.: Шукуров Р.А. Указ. соч. С. 7.

3. У договора о приемной семье смешанная семейно - и гражданско-правовая природа. См.: Фетисова О.В. Указ. соч. С. 164 - 176.

4. Условная гражданско-правовая природа договора. По мнению ее приверженцев, в частности Е.Ю. Валявиной, при выделении гражданско-правовой природы договора о приемной семье, следует учитывать отличия этого договора от других гражданско-правовых договоров по порядку заключения и содержанию. См.: Гражданское право. Т. 3. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2001. С. 470.

5. В основе договора о приемной семье - лежат трудовые правоотношения.

Использование в редакции ст. 152 СК РФ таких терминов, как "труд", "размер оплаты труда", приверженцев данной позиции привело к мысли о том, что между органом опеки и попечительства и родителем-воспитателем складываются трудовые правоотношения. Позицию о трудовой природе отношений приемных родителей и органа опеки и попечительства поддерживает Г.С. Скачкова См.: Скачкова Г.С. Особенности правового регулирования труда приемных родителей // Трудовое право. 2003. N 8. С. 27 - 28.. По ее мнению, воспитание ребенка в приемной семье является определенной трудовой функцией. Причем такая работа производится приемными родителями по найму за вознаграждение, выплачиваемое им органами опеки и попечительства, которые выступают в данном случае в качестве работодателя.

Впоследствии с внесением изменений в редакцию ст.152 СК РФ и законодательные акты субъектов федерации от термина оплата труда приемных родителей отказались. Так, например, Закон Костромской области от 3 декабря 2008 г. N 410-4-ЗКО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Костромской области, регулирующие вопросы опеки и попечительства", принятый Костромской областной Думой 25 ноября 2008 года в статье 1 указал следующее:

Внести в Закон Костромской области от 5 ноября 2001 года N 27-ЗКО "О размерах оплаты труда приемных родителей" (в редакции законов Костромской области от 9 февраля 2007 года N 118-4-ЗКО, от 28 декабря 2007 года N 242-4-ЗКО, от 27 июня 2008 года N 324-4-ЗКО) следующие изменения:

1) в наименовании слова "оплаты труда" заменить словом "вознаграждения";

2) в статье 1 слова "оплаты труда приемных родителей" заменить словами "вознаграждения, причитающегося приемным родителям";

3) в статье 2:

наименование изложить в следующей редакции:

"Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям";

в части 1 слова "Ежемесячная оплата труда" заменить словами "Ежемесячное вознаграждение";

в частях 2 и 3 слова "оплаты труда" заменить словом "вознаграждения";

в части 4 слова "по оплате труда приемных родителей" заменить словами "на вознаграждение, причитающееся приемным родителям", слова "Федерального фонда софинансирования расходов" заменить словами "федерального бюджета";

в части 5 слова "Оплата труда приемных родителей" заменить словами "Выплата вознаграждения, причитающегося приемным родителям.

Как нам представляется, боле правильным будет говорить о семейно-правовой позиции в вопросе о правовой природе договора о приемной семье.

В обоснование приводим специфику предмета договора - так, воспитание приемного ребенка в семье приемных родителей нельзя квалифицировать как гражданско-правовую услугу. Случайные положения договора, касающиеся предоставления приемным семьям автотранспорта, жилища, другого имущества, выделения земельного участка, квалифицируются нами как второстепенные, случайные условия, от которых действие договора не зависит, и они не могут повлиять на семейно-правовую природу самого договора о приемной семье. Далее, для исследуемого договора семейным законодательством определен специальный субъектный состав. Содержание договора также подтверждает его семейно-правовую природу. В качестве аргумента также следует указать на семейно-правовую ответственность по договору. Поскольку отношения по принятию ребенка в приемную семью на воспитание опосредованы договором, а санкцией за возникновение в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования детей является досрочное расторжение договора, есть основания полагать, что данная ответственность является семейно-правовой договорной ответственностью. Изложенное подтверждает особую отраслевую специфику договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключение которого наряду с другими семейно-правовыми договорами предусмотрено семейным законодательством.

Положения гражданского права применительно к таким договорам действуют несколько опосредованно и касаются более частных вопросов, характеризующих общие условия заключения договора.

Например, к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения гл. 20 СК РФ об опеке и попечительстве над детьми. Так, в ч. 6 ст. 145 СК РФ сказано, что "устройство ребенка под опеку или попечительство допускается... в том числе по договору о приемной семье".

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в той части, которая не урегулирована данным Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Так, ст. 779 ГК РФ определяет, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Поскольку предметом договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, предусматривающего оплату труда приемных родителей, являются действия, связанные, в частности, с воспитанием, содержанием и образованием ребенка, то такой договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Данный вопрос теории имеет и практическое значение, если услуга оказывается некачественно можно потребовать расторжения договора и возврата полученного вознаграждения. Решая такую ситуацию, следует исходить уже не только из требований гражданского законодательства, но и общих положений ст.4 Семейного кодекса РФ.

Суть их сводится к следующему:

Имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи регулируются семейным законодательством. Однако в силу многообразия таких отношений и возникновения все новых и новых жизненных семейных ситуаций, законодательное регулирование которых, несомненно, отстает от момента их возникновения, законодатель устанавливает правило: если семейное законодательство не содержит нормы, регулирующей отношения между членами семьи, к таким отношениям применяются соответствующие нормы гражданского законодательства, если они не противоречат существу семейных отношений.

При этом следует учитывать, что правоотношения, вытекающие из договора приемной семьи носят лично-доверительный характер, что все-таки ближе к отрасли семейного права.

Понятие приемной семьи

Приемная семья рассматривается в двух ас­пектах.

Во-первых, это одна из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попе­чения родителей, на основании договора, заклю­ченного между органами опеки и попечительст­ва и приемными родителями.

Во-вторых, это отдельный институт семейно­го права России, впервые предусмотренный СК РФ 1996 года. Основными источниками этого ин­ститута являются: гл. 21 СК РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» и утвержден­ное им «Положение о приемной семье».

Форма и условия договора о передаче ребенка на воспитание в семью

Договор заключается в простой письменной форме и подписывается должностным лицом ор­гана опеки и попечительства и приемными роди­телями. Дети, независимо от возраста, в заклю­чении договора не участвуют.

К основным условиям договора относятся;

Права и обязанности приемных родителей;

Обязанности органа опеки и попечительст­ва по отношению к приемной семье;

Срок действия договора;

Основания и последствия его прекращения.

Дети, передаваемые на воспитание в приемную семью

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских учреждениях, а именно:

Дети-сироты;

Дети, родители которых неизвестны;

Дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безве­стно отсутствующими, осуждены;

Дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание.

По желанию приемных родителей в приемную семью могут быть переда­ны дети с ослабленным здоровьем, больные дети, дети с отклонениями в развитии, дети-инвалиды при условии, что в семье имеются необходимые условия для их воспитания.

При передаче ребенка в приемную семью учитывается его мнение, а ес­ли ребенок достиг 10 лет, то передача возможна только с его согласия.

Согласно Положению о приемной семье, общее количество детей в при­емной семье, включая родных и усыновленных, не должно, как правило, превышать восьми человек.

Приемные родители

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоих по­лов, как состоящие, так и не состоящие в браке, за исключением:

Лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными;

Лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

Лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадле­жащее выполнение обязанностей;

Бывших усыновителей,если усыновление отменено по их вине;

Лиц, имеющих заболевания, при которых нельзя взять ребенка в при­емную семью.

Прекращение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью

Договор о передаче ребенка в приемную семью прекращается:

По достижении приемным ребенком совершеннолетия;

В связи с истечением срока действия договора.

В законе предусмотрены также основания досрочного расторжения дого­вора.

По инициативе приемных родителей договор может быть расторгнут досрочно при наличии уважительных причин, вследствие которых приемные родители не могут выполнять свои обязанности: болезнь приемных родите­лей, отсутствие взаимопонимания с ребенком.

Досрочное расторжение договора по инициативе органов опеки и попечительства происходит:

При возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка;

При возвращении ребенка родителям;

При усыновлении ребенка, в том числе и приемными родителями. Договор считается прекращенным досрочно с момента вынесения реше­ния о его прекращении органом опеки и попечительства. Это решение мо­жет быть обжаловано в суде.

Любящая семья для ребёнка из детского дома, возможно, главная в жизни мечта. Но чтобы эта мечта стала реальностью, приёмным родителям придётся пройти множество испытаний, чтобы заслужить статус родителей. Окончательным этапом создания семьи является договор о приёмной семье. Этот документ составляется в органах опеки и попечительства и после его подписания происходит передача ребёнка в семью.

Перед тем как принять нового члена семьи, необходимо пройти всевозможные проверки органами опеки и попечительства.

Для этого необходимо подготовить такой список документов:

  • автобиография;
  • характеристика с места работы;
  • свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, которое планируется как место жительства ребёнка;
  • при нахождении в браке копия свидетельства о его регистрации;
  • справка об отсутствии у кандидата серьёзных болезней;
  • выписка с работы о должности и зарплате.

Дополнительно при себе лучше иметь пакет бумаг, состоящий из копий перечисленных документов.

Обеспечить ребёнку достойную и счастливую жизнь и заниматься от и до его воспитанием – обязанность родителей. И неважно, как эта ячейка общества называется, родная или приёмная. Не всегда в родной семье ребёнку хорошо и спокойно живётся. Поэтому, главное, не статус семьи, а атмосфера внутри.

Как и кровные родители, приёмная семья имеет свои права и обязанности перед ребёнком и государством. За контролем их осуществления следят органы опеки и попечительства.

Для того чтобы официально стать приёмной семьёй и взять на воспитание несовершеннолетнего необходимо:

  1. Быть совершеннолетним и дееспособным гражданином РФ.
  2. Иметь постоянный официальный доход.
  3. Не иметь непогашенной судимости и не быть лишённым родительских прав.
  4. Не иметь алкогольной или наркотической зависимости.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не будет соблюдено, в усыновлении откажут.

  1. Приёмный малыш должен чувствовать, что он нужен родителям. Новые мама и папа должны интересоваться жизнью, его увлечениями и планами.
  2. При необходимости посещения медицинского учреждения родитель должен обратиться за помощью к профильному специалисту.
  3. Во время подросткового возраста родитель может по возможности оказать некую психологическую помощь и помочь в решении возникших у ребёнка проблем.
  4. Родитель может помочь определиться с выбором высшего учебного заведения или помочь выучить уроки.
  5. Защищать права и интересы воспитанника.

По сути, приёмный родитель выполняет все те функции, которые обязан выполнять кровные мама и папа.

В Семейном кодексе РФ отведено много статей касательно детей и их содержания.

Причины, по которым дети переходят на воспитание к приёмным родителям:

  • их родные родители лишены родительских прав;
  • родители воспитанников считаются безвестно отсутствующими;
  • дети остались сиротами;
  • оставленные новорождённые.

После прохождения всех этапов отбора в органах опеки и попечительства и после знакомства с ребёнком составляется договор о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью.

Контракт заключается между органами попечительства и приёмными родителями. Правильно заполнить такой документ поможет юридический консультант. По законодательству количество детей родных и приёмных в общем числе не может превышать восемь человек.

Перед заключением договора приёмный родитель пишет о данном желании в соответствующие органы. Проводится проверка условий жизни, в которых будет проживать несовершеннолетний. Тщательно изучаются характеристики всех членов семьи, и проводятся беседы с имеющимися родными и уже усыновлёнными детьми.

После чего, в течение десяти рабочих дней принимается положительное решение в пользу предполагаемого кандидата. При отказе кандидату на усыновление ему выдаётся ответ в письменном виде. При несогласии с решением органов опеки заявитель может обжаловать данное решение в суде. Затем составляется документ на создание приёмной семьи.

Образец договора о приёмной семье можно увидеть в органах опеки и попечительства.

  1. В нём указываются данные ребёнка.
  2. Оговариваются права и обязанности родителей.
  3. Перечисляются причитающиеся законом выплаты на содержание, положенные льготы и социальная помощь.
  4. Перечисляются условия содержания, образования и воспитания усыновлённого.
  5. Срок действия контракта.
  6. Права и обязанности органов опеки и попечительства по отношению к приёмным родителям.
  7. Срок действия документа и возможные причины прекращения.

Заключить такой договор о приёмной семье могут родственники, семейная пара или одинокий родитель. Как и при оформлении опеки учитывается мнение ребёнка, если ему исполнилось 10 лет. Образец документа имеется в органах опеки.

В документе нужно указать следующие сведения о малыше:

  • дата рождения и возраст;
  • физическое и психологическое развитие;
  • состояние здоровья.

Лучше сведения указывать в полном объёме, чтобы потом не возникло недоразумений. Из регионального бюджета приёмные родители получают выплаты на нового члена семьи. В зависимости от места проживания выплаты могут отличаться.

Помимо ежемесячных выплат, существуют разовые выплаты:

  • на появление в приёмной семье первого приёмного ребёнка выплачивается – 16350 рублей;
  • по окончании срока нахождения в приёмной семье или при попечительстве ребёнку положена выплата в сумме 24000 рублей от государства;
  • при оформлении на работу после школы дети-сироты получают выплату в размере – 79400 рублей.

Помимо указанных выплат, возможны дополнительные начисления из регионального бюджета.

Если у сторон нет претензий друг к другу по соблюдению правил контракта, то он продлевается далее по соглашению сторон. Окончательное прекращение действия документа настанет при наступлении совершеннолетия опекаемого.

Встречается и такие случаи в практике органов опеки, когда приёмные родители не справляются со своими обязанностями. При запутанных и сложных ситуациях проводятся психологические беседы с родителями и детьми. Всеми силами психологи пытаются сохранить семью. Но когда ситуация заходит в тупик и родители больше не хотят тянуть это бремя, заходит разговор о прекращении договора между опекой и родителями.

Основные особенности расторжения договора:

  1. Конфликтные ситуации между детьми и родителями или отсутствие взаимопонимания.
  2. Изменение финансового положения семьи.
  3. Болезнь одного из родителей.
  4. В случае смерти опекуна или ребёнка.
  5. При вступлении опекаемого в брак.
  6. При признании опекаемого полностью дееспособным.
  7. Иные причины.

Соглашение может прекратить своё действие согласно Гражданскому кодексу либо по условиям срока договора. Если одна из сторон не соблюдала установленные условия, то вторая сторона вправе потребовать возмещение убытков.

Также соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке, если ответственные органы заметят нарушения в условиях контракта приёмными родителями. Также при возникновении неблагоприятных условий в семье или при ухудшении оценок в школе. При несогласии с решением органов опеки и попечительства приёмные родители могут обжаловать его в судебном порядке.

При обнаружении незаконных действий по отношению к ребёнку органы опеки обязаны сообщить в правоохранительные органы в течение 7 дней, после получения отчёта. В таких случаях родители будут привлечены к административной или уголовной ответственности. Несовершеннолетний незамедлительно изымается из этой семьи и возвращается в детский дом.

Этапы расторжения договора:

  1. В первую очередь составляется заявление с данными приёмного малыша, датой заявления и объяснением причины расторжения данного документа. Заявление составляется в двух экземплярах, один из них передаётся или отправляется почтой другой стороне. Если инициатором прекращения являются органы опеки, то они составляют постановление на расторжение.
  2. Заключение соглашения. Если обе стороны согласны на расторжение, то его действие прекращается.
  3. При возникновении спора или несогласии о причинах расторжения вторая сторона может решить этот вопрос в суде. На время суда несовершеннолетний возвращается под опеку органов попечительства.

После окончания действия соглашения прекращаются денежные выплаты и льготы. А имущество, которое было приобретено на выплачиваемые из бюджета денежные средства, передаётся в органы опеки.

На данном этапе развития российского законодательства всё больше внимания уделяется обеспечению помощи детям, которые остались без попечения родителей. Все права субъектов регулируются Гражданским и Семейным кодексами.