Садовые растения        11.10.2019   

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы). Проектная деятельность, как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников Метод проектов и нравственное воспитание

Метод проекта

как средство духовно-нравственного воспитания

обучающихся

Главной идеей воспитания молодого поколения в России является создание единого воспитательного пространства на основе модернизации подходов, приоритетных направлений, современных педагогических и психологических технологий. Особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию , которое должно интегрировать весь образовательный процесс : учебную , внеучебную , проектно-исследовательскую деятельность . Совместная проектная деятельность педагогов и воспитанников школ является наиболее актуальной формой современного воспитания , в которой субъекты образовательного процесса получают возможность для наиболее полной самореализации.

Содержание воспитания раскрыто в логике интегрированных характеристик основных направлений процесса духовно-нравственного развития: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственно-этической культуры; формирование понятий о нравственности и этических нормах социального взаимодействия ; воспитание ценностного отношения к образованию, развитие творческой, познавательной активности и культуры умственного труда; воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; воспитание физической культуры, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

Под духовно-нравственным воспитанием личности гражданина России понимается «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество».
Выпускник общеобразовательной школы рассматривается как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» .
Социально-культурные изменения последних десятилетий существенно повлияли на переосмысление сущности духовно-нравственного воспитания и на организацию педагогической деятельности по его осуществлению.

Проектная деятельность как педагогическая технология направлена на развитие самых разных качеств личности школьника и способствует формированию интегративных характеристик. Проектную деятельность во многих образовательных учреждениях рассматривают как инновационный метод, позволяющий модернизировать содержание учебного материала, но более всего - по новому взглянуть на организацию всего образовательного процесса.
Первоначально чаще всего педагоги обращаются к проектам в учебной деятельности. Формирование компетенций школьника как интегральной характеристики возможно, если он включен в деятельность, которая предусматривает сочетание различных действий и применение знаний разных учебных предметов. Выход учебных проектов за пределы учебной деятельности вполне понятен, поскольку у детей и педагогов появляется потребность не только что-то узнать самим, но и представить это другим, услышать оценку людей, ощутить их эмоциональный отклик.
Большое число проектов носит групповой или коллективный характер. Такие проекты прежде всего направлены на достижение воспитательных задач. Самое главное в них - развитие инициативы детей, создание условий для их самореализации. Стержневой идеей таких проектов могут быть традиции школы, народа, села. Подготовка

традиционных государственных и народных праздников способствует интеграции пространства образовательного учреждения, поскольку активно участвует в них большинство детей, педагогов, а также многие родители и другие люди. Сельская школа активно позиционирует себя как культурный центр, где каждый может найти себе дело по душе. Школа формирует и расширяет свое воспитательное пространство, поскольку оно задает тот главный нравственный ориентир, на который ориентируются не только педагоги, но и все жители села .
При использовании проектной технологии в образовательном процессе педагоги почти сразу начинают понимать, что наиболее эффективной формой совместной деятельности является социальное проектирование. Разрабатывая проекты, направленные на пользу и радость другим людям. Они отмечают, что намного приятнее сделать что-то для других, чем просто для себя. Тем самым социальные проекты способствуют становлению нравственных позиций в личности школьника, развитию главных человеческих качеств - доброты, милосердия, взаимопомощи и других. Это особенно важно на селе, где действие социальных служб ограничено, старики особенно нуждаются в заботе и внимании.
Для разработки социальных проектов приглашаются к сотрудничеству разные социальные партнеры: сельские музеи, библиотеки, учреждения дополнительного образования, правоохранительные органы и т. п. Важной составляющей этих социальных партнеров являются родители и родственники школьников, которые участвуют в разработке проектов и организации по их осуществлению. Это позволяет сделать родителей активными участниками воспитательного процесса.
Особо хочется отметить стремление педагогических коллективов к организации «событийных проектов». Событийные проекты концентрируются на совместном проживании детьми и взрослыми событий в течение всего года. Важно найти такие темы и события, которые смогли бы объединить педагогов, детей, родителей, вызвать совместные переживания. Опыт показывает, что такими темами могут быть: «Моя родословная», «Дети войны», «Сороковые роковые». В таких проектах могут быть затронуты прошлое и настоящее, целые семьи, разные поколения, что позволяет школьникам увидеть масштабные исторические события через участие в них их родственников, дедушек и бабушек, родителей. Это создает хорошую основу для нравственного, патриотического, гражданского воспитания.
Представляя свой опыт духовно-нравственного воспитания, педагоги не обходят вниманием и поликультурность как один из основных принципов современного воспитания. Одним из важных качеств человека является его религиозная, межнациональная, социальная толерантность. Интересно, что педагогические коллективы в формировании толерантности обращаются к забытым ныне, но очень популярным в недавнем прошлом фестивалям разных стран и народов. Такие фестивали особенно актуальны для сел, где проживают представители разных этносов и культур.
Подготовка к событиям такого рода связана с изучением обычаев и традиций народов своей страны и других стран. Школьники, собирая материалы, знакомясь с жизнью разных народов, убеждаются в большой схожести в системе ценностей, обычаях, нравах народов, что способствует формированию толерантности личности.
Таким образом, анализируя опыт по духовно-нравственному воспитанию, можно видеть, что проводится большая работа в этом направлении. Активный обмен опытом в духовно-нравственном воспитании школьников очень полезен и как распространение педагогического опыта, и как способ выявления и обсуждения насущных проблем в организации воспитательной работы в школах. Это является важным компонентом всего образовательного процесса по достижению главной задачи - развития личности современного человека.

Список литературы


1. Дармодехин С. В. Развитие воспитания в современной России / Институт семьи и воспитания, 2009. www: http://www.niisv.ru/newsection
2. Дармодехин С. В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов / Институт семьи и воспитания, 2009.

www: http://www.niisv.ru/newsection
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования, № 17, сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации. Федерального государственного стандарта общего образования / Институт семьи и воспитания, 2009.

4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
5. Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. 96 с.

Ирина Ополяр
Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга , справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Почему мы отдаём предпочтение проектному методу ?

На сегодняшний день особое место в дошкольном образовании занимает проектирование . В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Проект позволяет выделить главные знания : история, литература, естествознание, мораль, этика, т. е. гуманитарные науки, которые дают «человеческое» образование. Проектный метод предполагает подачу материала в определенной последовательности, в системе. Это является гарантией того, что ребенок прочно и надолго запомнил, «принял» в себя навечно. Кроме того, материал подается частично или полностью интегрированный, что позволяет расширить его объем, не создавая при этом дополнительной нагрузки на ребёнка.

Полученными знаниями можно сразу пользоваться. «Живая» подача материала, активное участие в накоплении и усвоении знаний; практическое овладение детьми нравственно-этическими нормами и правилами поведения.

Работу начинаем с формирования в сознании ребенка области идеального : наполняем эту область идеалами (мама, папа, родной очаг, Родина, друзья, русские богатыри, мир природы, Пушкин А. С., Великая Победа, полет Гагарина; праздники Рождества и Пасхи и т. д). Все это создает внутреннюю среду ребенка.

А так же метод проектов предполагает вовлечение родителей в проектную деятельность как активных участников, которых тоже нужно учить применять нравственные нормы в повседневной жизни. Поэтому наши родители стали нашими помощниками. Ни один проект не проходит без участия родителей. Вовлечение родителей в проектную деятельность , их активное участие в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка.

Цель которую поставили в проектной деятельности :

Достижение качества образования воспитанников на основе духовно-нравственного воспитания и развития ценностно-смысловой сферы личности ребенка.

Для осуществления наших проектов и решения ряда задач с родителями были организованы :

Круглые столы,

Совместные проекты ,

Тренинги,

Беседы на духовно-нравственные темы ,

Семейные конкурсы,

Фотовыставки.

Задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей : «Дары Осени» , «Мужчины - наши защитники» , «Мама, мамочка моя» - это мероприятие еще раз подчеркнуло необратимую ценность семьи, уважение и почитание хранительницы семейного очага.

Важно отметить, что в работе по духовно - нравственному воспитанию мы активно привлекаем мужчин : наших пап, дедушек и братьев. Участие детей и родителей в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья» ,что способствует сплочению семейных отношений.

Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей , повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями , психологом.

Все проекты осуществляем по схеме :

1 этап- Формирование проблемы (цели) . Введение в игровую

ситуацию. Вхождение детьми в проблему, принятие

задачи, вживание в игровую ситуацию

2 этап - Объединение детей для решения задачи, распределение

ролей. Помощь родителей в решении задач.

3 этап - Практическая помощь (по необходимости) . Направление

и контроль осуществления проекта . Формирование

знаний, умений у детей. Совместная

творческая деятельность родителей и детей.

4 этап - Подготовка к презентации. Представление

детьми продукта деятельности, оценка

продукта деятельности.

Основные направления работы, которые мы использовали в работе по проектной деятельности :

Организованная образовательная деятельность.

воспитателя и детей в ходе режимных

моментов.

Совместная образовательная деятельность

воспитателя и детей осуществляемая в

процессе организации различных видов детской

деятельности.

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями (социальными

партнёрами).

Организация развивающей среды для самостоятельной

деятельности детей

Так же мы использовали различные технологии :

1. Здоровьесберегающие-дыхательная гимнастика,

динамические паузы в сочетании с речевым материалом,

пальчиковая гимнастика.

2. Технология развивающего обучения- ориентация

познавательной деятельности на потенциальные

возможности ребёнка.

3. Технология проблемного обучения- последовательное,

целенаправленное выдвижение перед ребёнком

познавательных задач.

4. Технология игрового обучения.

5. Технология интегрированного обучения.

Применяли различные формы работы.

Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, выставки в книжном уголке, экскурсии, конструирование, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Нельзя обойтись и без методического сопровождение проекта - этоконсультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно-познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты НОД с детьми, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото, дидактические игры.

Воспитание у дошкольников духовно - нравственного чувства связывает тонкой нитью с чувством патриотизма –эта задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос : с детским садиком, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей.

Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному поселку вместе с родителями оформили патриотический уголок своими руками. Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности :

В уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;

В уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр : «Парикмахерская» , «Больница» , «Магазин» . Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях людей.

В уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм.

В уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы.

Таким образом, вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста , что помогает в реализации различных проектов .

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. А также незаменимым орудием труда.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает мне совершенствовать воспитательно -образовательный процесс, а использование мультимедийных презентаций побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, развитию памяти, воображения, творчества детей. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Я практикую применение информационных технологий на занятиях как в работе с группой, так и в индивидуальной работе с детьми.

Мною был составлен план мероприятий, работа над проектами проводилась блоками :

«Отношение к себе» .

«Отношение к другим» .

«Отношение к вещам» .

«Отношение к природе» .

«Отношение к труду» .

«Отношение к малой родине» .

«Отношение к народно – прикладным искусствам»

«Отношение к здоровью» .

На каждый блок были проведены проекты с детьми и родителями :

«Мой герб семьи» ,«Подарки своими руками» , «Моя любимая игрушка»

«Береги природу от огня» , «Все работы хороши, выбирай на вкус» ,

«День победы» ,«Пасхальное яйцо» , «Правильное питание – залог здоровья» .

В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре : дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств.

Проектная деятельность помогает мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, изменила межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в деятельность.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Лесная сказка»

Опыт работы по теме:

«Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Воспитатель:

Людмила Емельяновна Мудрак

г.п..Талинка

Октябрьский район

2слайд.

Здравствуйте! Вас приветствует детский сад "Лесная сказка"

Представление опыта работы по теме "Духовно- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"

3слайд.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский

4 слайд. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показалиим путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

5 слайд Дошкольный возраст – особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания, - ребенок пытается понять, кто он в этом огромном мире.

6 слайд Ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

7 слайд Ориентируясь на социальный заказ общества, работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений – выявила, что духовно – нравственное воспитание дошкольников особенно важно,

8 слайд потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.

9 слайд Перед собой поставила цель: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

10 слайд Для достижения этой цели определила ряд следующих задач :

    Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).

    Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

    Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

    Воспитывать духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

    Воспитывать любовь к родному краю, городу, поселку, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.

    Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

11 слайд Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В 2012 году была разработана программа «Окно в мир добра» по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. На её основе и построена работа. Программа состоит из тематических блоков.

1.Блок «Мир доброты» - социокультурные ценности.

2.Блок «У природы нет плохой погоды» - природный мир.

3.Блок «Югра - единая семья народов» - национально-региональный компонент.

4.Блок «Красна изба»- традиции народной культуры.

5.Блок «С чего начинается Родина» - патриотическое воспитание.

Работая в направлении духовно-нравственного воспитания дошкольников стараюсь охватить широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОО.

12 слайд Блоки реализуются через проектную деятельность. Использование проектного метода в системе духовно – нравственного воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания детей;

Дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

13 слайд Более подробно остановимся на блоке «Мир доброты».

14 слайд Рассмотрим содержание проекта «Доброта спасет мир»

Цель проекта

Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей .

Задачи:

    формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

    воспитывать умение оценивать поступки окружающих;

    развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

    поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

    развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей;

сохранение и укрепление здоровья детей.

15 слайд

Вид проекта:

По направленности: социально - личностный, общественно-полезный,

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 1 неделя

Направленность проекта:

Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.

Формы реализации проекта:

    Непосредственно образовательная деятельность

    Игры: д/и, д/у, с/р, строительные

    Беседы

    Чтение художественной литературы

    Просмотр мультфильма, прослушивание песен о дружбе, добре.

    Труд (взаимопомощь)

16 слайд

Ожидаемые результаты:

    Развитие умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;

    Умение видеть и понимать эмоциональные состояния сверстников;

    Использовать обязательные формы вежливости в обращении со сверстниками, умение внимательно слушать собеседника;

    Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)

    Развитие стремления

помогать, сопереживать, поддерживать друг друга

17 слайд

1этап-информационно- аналитический

Цель:

    Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.

    Определить характер отношений между детьми старшей группы и уровень нравственной основы их отношений с помощью диагностических методик, наблюдения за проявлением характера отношений к сверстнику;

    Определение проблемы

    Выбор цели проекта

    Составить план работы, проект: « Доброта спасет мир»

    Изготовление дидактических, сюжетно - ролевых игр, подборка художественной литературы

    Введение детей в проблемную игровую ситуацию

    Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

    Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта

18 слайд

2 этап Основной этап

Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.

В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.

Работа охватывает следующие структурные единицы, образовательные области.

19 слайд

Реализация проекта: «Доброта спасет мир»

1.Физическое развитие.

Здоровье: беседа «Добрые слова улучшают настроение», игра «Назови ласково», игра психогимнастика «Не сердись – улыбнись!»

20 слайд

Физическая культура: комплекс упражнений «Тропинка доброты»,п/игра Добрые слова» (с мячом), «Волшебный стул»,

21 слайд

"Соревнования друзей"

2.Социально – коммуникативное развитие

22 слайд

Наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждение детей к выражению

23 слайд

доброго отношения к окружающим (во время приветствия, во время игровой деятельности, в режимных моментах).

24 слайд

Труд: «Лечим книжки» (ремонт книг), уход за комнатными растениями, наводим порядок в группе, помощь младшему воспитателю в режимные моменты, помощь малышам в уборке участка.

25 слайд

3.Познавательное развитие.

Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.

26 слайд

Этические беседы с использованием наглядных дидактических пособий «Уроки доброты».

Просмотр мультфильмов, презентаций.

27 слайд

Беседы о добрых поступках и делах.

Работа с альбомом «Правила поведения дошкольников».

28 слайд

4. Речевое развитие:

Беседа «Что такое доброта?»

Рассказ воспитателя «Как отличить плохой поступок от хорошего?»

29 слайд

Беседа с детьми «Какими могут быть добрые дела?»

Разучивание пословиц о добре.

Составление загадок о доброте.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

30 слайд

Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки»

Ситуативный разговор «Чем порадовать друга?»

31 слайд

Беседа «Природа добрая и злая»

Составление рассказа «Почему добро побеждает зло?»

Обогащение словаря по теме.

- Чтение художественной литературы.

32 слайд

5.Художественно- эстетическое развитие.

Рисование:

«Страна доброты», «Цветы для мамы», «Какого цвета доброта»

33 слайд

Аппликация:

«Одежда для мамы

«Подари прохожему улыбку»

34 слайд

Лепка:

«Кулон для бабушки»

35 слайд

«Кормушка для птиц»

Музыка:

Прослушивание песен на тему проекта.

36 слайд

Концерт для детей младших групп.

Слушанье звуков природы.

37 слайд

3-й этап: обобщающий (заключительный)

Выводы:

    В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    Активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по духовно-нравственному воспитанию.

    Сформированы способности детей договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.

    У участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки.

Аналогично проходит работа по всем остальным блокам.

38 слайд

Игровая деятельность

Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника.

39 слайд

Играя с детьми в сюжетно – ролевые игры, увидела, как происходит развитие коммуникативных умений, формируется социальное сознание ребенка.

40 слайд-41 слайд

Дети развивают не только речевые умения, но и учатся играть вместе с другими детьми.

42 слайд

Когда создается новая жизненная ситуация, тогда дети стремятся полнее реализовать потребность в общении. В сюжетно – ролевых играх дети совершенно свободны и вносят даже в подражательное действие нечто оригинальное и неповторимое.

43-44-45 слайд

Театрализованные игры создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, осваиваются способы позитивного взаимодействия.

46 слайд

Играя в дидактические игры, у детей вырабатывается понимание общности некоторых проблем, а совместное решение в процессе игры помогает лучше овладевать навыками общения,

47 слайд

при этом дети учатся выполнять четкие правила игры, что дисциплинирует, дает возможность общаться в коллективе, слушать товарища.

48 слайд

Играя с детьми в коллективные игры, заметила, что дети помогают друг другу, но и умеют достойно проигрывать , у детей формируется самооценка, развиваются организаторские и творческие способности.

49 слайд

Для того чтобы развернуть общение детей со взрослыми, детей между собой на определенные темы, стала использовать в своей работе технологии решения изобретательных задач и развитие творческого воображения, которые позволяют воспитать творческую личность, подготовленную к решению нестандартных задач в разных областях деятельности.

Метод фокальных объектов

Технология составления творческих текстов по картине

Приёмы разрешения противоречий

Кольца Луллия

50 слайд

Составление рифмованных текстов

Технология обучения детей составлению загадок

51 слайд

Внедряя технологию составления творческих текстов по картине – у детей возрастает познавательная активность, развиваются связная речь.

52 слайд

В результате применения приемов разрешения противоречий, увидела, что дети могут анализировать проблемную ситуацию, находить пути решения и более четко формулировать результат

53 слайд

Но одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие.

Работа, проводимая мною с семьями моих воспитанников, по взаимодействию семей друг с другом, побудила к созданию семейного клуба «Навстречу детским сердцам»

54-55-56 слайд

57-58-59-60 слайд

Налажена работа с разными социальными и общественными структурами, через разные формы и виды совместной деятельности.

61 слайд

Для того, чтобы проследить динамику развития духовно – нравственного воспитания дошкольников, руководствовалась различными методиками.

Методика «Подарок»(Гаврилычева Г.Ф. «Вначале было детство»),

Методика, «Какой Я?» , «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Немов Р.С. Психология),

Методика «Круг» (Абраменкова В.В.),

Диагностика социально-нравственного развития детей старшего

дошкольного возраста. Результаты обследования за 2 года позволяют сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

62 слайд- Своими методическими разработками делюсь не только с коллегами нашего детского сада, но и района округа, России. Они прошли экспертную оценку педагогического совета и размещены на страницах сайта ДОУ, NSPORTAL . RU , MAAM . RU , PEDRAZVITIE . RU

63 слайд

Приняла участие в окружном конкурсе, в номинации «Дополнительных образовательных программ по изучению духовно-нравственного культурного наследия народов России среди образовательных учреждений ХМАО-Югры» получила диплом призера.

А также награждена, дипломом первой степени в районном конкурсе программ по работе с семьей «Только вместе» за программу «Всегда рядом».

В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Придерживаясь основного принципа дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одной из важных современных проблем в системе образования является духовно-нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. Ф. М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства». Кроме того, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации, разрушение семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души.

Не случайно в последние годы государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Они закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Все это подтверждает актуальность и приоритетность духовно-нравственного воспитания детей.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Но далеко не каждая семья может обеспечить малышам качественное воспитание, так как и молодые родители, и их родители (бабушки и дедушки современных малышей) выросли в те времена, когда духовно-нравственные ценности были отторгнуты, отодвинуты на задний план.

Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка.

Одна из привлекательных и результативных форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это проектная деятельность, которая является инновационной формой работы с детьми. Организация проектной деятельности позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

Занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования и т. д.

Комплексные блочно-тематические занятия

Интеграция:

o частичная (одно из направлений программы интегрируется с другим);

o полная (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы)

Метод проектов:

o форма организации образовательного пространства;

o метод развития творческого познавательного мышления.

Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

На протяжении последних лет наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Вадского муниципального района Нижегородской области пытается в какой-то мере восполнить недостаток духовно-нравственного воспитания в семье, тесно при этом с семьей сотрудничая. Особое внимание в нашей работе уделяется проектной деятельности. Так, например, в работе с детьми нашей группы за текущий год были разработаны и реализованы следующие проекты: «В каждой семье свои традиции» и «Гость на порог – радость в дом».

Проект «В каждой семье свои традиции» направлен на формирование у детей 4-5 лет желания поддерживать и приумножать традиции своей семьи. Почему была взята именно эта тема для проектной деятельности?

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября – Дня октябрьской революции 1917 года, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталась - трансформировавшись, часть канули в небытие, ну и, конечно же, появились новые.

Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи дружной и крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

В нашей группе была проведена опрос-беседа с детьми и их родителями о том, что такое семейные традиции и существуют ли они в их семьях. На основе данного опроса был сделан вывод, что многие родители даже не знают, что такое семейные традиции и не понимают их значения в воспитании детей. Что же тут говорить о детях?

В связи со всем выше сказанным возникла необходимость в разработке данного проекта, направленного на приобщение детей к семейным традициям и на просвещение родителей по данному вопросу.

В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность («Колыбельные», «Папа, мама, я…»), беседа («Моя семья», «Мой день рождения», «Счастливый выходной»), дидактическая («Мамины помощники», «Любовь, доброта, забота») и сюжетно-ролевая («Семья», «Семейный праздник») игра.

В процессе взаимодействия с семьями воспитанников было проведено родительское собрание «В каждой семье свои традиции», подобран и разработан информационный и консультативный материал («Как организовать семейный праздник», «Не забывайте народные игры»,

Соблюдая семейные традиции, следуя опыту и обычаям своих предков, люди духовно обогащаются, их неизменными чертами становятся доброта, отзывчивость и самопожертвование ради близкого человека, и эти качества сопровождают их всю жизнь, передаваясь от родителей детям, которые, в свою очередь, тоже выстроят крепкую и любящую семью с добрыми традициями своих предшественников.

Основным направлением проекта «Гость на порог – радость в дом» является формирование у детей 4-5 лет навыков культуры поведения, посредством приобщения к народной традиции – «гостеприимство». Причиной для выбора темы послужило то, что в настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Гостеприимство – одна из самых исконно русских народных традиций. Русский народ издревле славился своим гостеприимством, слыл народом хлебосольным.

С детьми нашей группы была проведена опрос-беседа по следующим вопросам:

 Вы любите ходить в гости? Почему?

 Часто ли к вам приходят гости?

 Как вы их встречаете?

 Что такое «гостеприимство»?

Опрос-беседа была проведена и с родителями воспитанников.

Изучив ответы, мы пришли к выводу, что большинство опрошенных детей и их родителей затрудняются рассказать о традициях гостеприимства, о том, что такое гостеприимство и очень редко ходят в гости. Так возникла необходимость в разработке данного проекта.

На практическом этапе проекта дети учились правилам гостеприимства, педагоги способствовали развитию у детей умения общаться, мыслить, повышению уровня педагогической культуры родителей по теме проекта.

Продукт проекта «Гость на порог – радость в дом» – музыкально-театрализованная постановка сказки «Муха-цокотуха на новый лад».

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Добившись определенных результатов в работе с детьми по данной теме, мы не стоим на месте. Наш педагогический коллектив ищет новые формы работы, обновляет содержание используемых. В перспективе намечено разработать и реализовать следующие проекты: «Моя малая родина», «Семейное чтение».

Таким образом, в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей – духовно-нравственным воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада и семьи, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.

Яскова Лариса Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11 "Машенька"
Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский Автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектный метод в духовно – нравственном воспитании дошкольников"
Дата публикации: 31.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Проектный метод в духовно – нравственном воспитании дошкольников

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский

Ориентируясь

социальный

общества,

нравственное

воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок

особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Дошкольный возраст –

особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются

качества,

складываются

интересы,

начинается

самопознания,

пытается понять, кто он в этом огромном мире.

Ребенок, является будущим полноправным

предстоит

осваивать,

сохранять,

развивать

передавать

культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших

задач отечественного образования.Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития

обусловлена

непрерывным

процессом

нравственного

развития

человека

заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением

передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных

ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание

направлено

развитие

личности

«социокультурных,

нравственных

ценностей

принятых

обществе

поведения

интересах

человека, семьи, общества и государства». Одно из основных направлений отечественной

педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и

воспитания.

Основными принципами духовно-нравственного воспитания и развития детей являются:

развивающего

образования,

которого

является

духовно-нравственное

становление и развитие ребенка.

2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса -

объединение

взаимодействие

взрослых

(социальных

структур),

участвующих

образовательном

процессе

познания

принятия

участником

нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных

развитием

собственной

духовности,

способных

рефлексии

деятельности

самоанализа и самооценки к добротворчеству).

интеграции

образовательного

процесса,

предполагающий

комплексный

системный

организации

образовательного

процесса.

систематизации содержания работы - идея развития базиса личностной культуры, духовное

развитие детей посредством проектной деятельности.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода - принятие ребенка таким, каков он есть,

доброжелательность,

отношениях,

позитивное

развитие,

стремление

взрослого быть значимым для ребенка.

5. Принцип индивидуально - дифференцированного подхода - индивидуальный подход к детям

с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов, с учетом

семейных, национальных традиций и т. п.

6. Принцип деятельностного подхода - развитие ребенка в специфических для дошкольника

видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном

поведении.

7. Принцип культуросообразности - следование в процессе духовно-нравственного воспитания

развития

традиционным

российским

ценностям,

воспитание

использованием

материала

народной

педагогики,

народной

культуры

искусства,

народных,

национальных, традиций.

соответствия

воспитания

возрастным

особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного

развития.

Перед дошкольными образовательными

учреждениями

наиболее

формирования

культуры

лично сти,

высоких нравственных качеств: гуманизма, коллективных чувств, основ гражданственности,

бережного

отношения

историческому

культурному

наследию.

Приобщение

детей дошкольного возраста

культурным

традициям

способствует

личностно-нравственному развитию. Однако немногие дошкольные учреждения в своей работе

опираются на национальное искусство, изначально несущее в себе нравственность, эстетику,

элементы

народной

мудрости,

народной

педагогики,

формирующей

круг нравственных представлений: о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения

ребенка с взрослыми и сверстниками, о правилах обращения с предметами и вещами, о

некоторых нравственных качествах

личности

проявлениях

качеств (о

честности,

дружбе, отзывчивости, смелости).

Для дошкольников очень

являются

впечатления,

помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда

п е д а г о г

о р г а н и з у е т

у с л о в и я

р а з в и т и я,

с т а н о в л е н и я,

т в о р ч е с к о г о

самовыражения дошкольников, их личностных потребностей через метод проектов.

Посредством проектной деятельности осуществляется переход от формирования отдельных

конкретных нравственных представлений

правилах

поведения

обобщенным

дифференцированным нравственным представлениям, которые являются следствием растущей

осознанности поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими.

Духовно-нравственное

воспитание

воспитательно-образовательном

процессе

осуществляется путем приобщения ребенка к природе, к музыке, к литературе, к живописи. В

педагогическом процессе реализуются занятия, включающие в себя наблюдения за природой,

слушание музыки, чтение художественных произведений, экскурсии в музеи.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным

вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям

детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и

журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной

педагогической

рождается

нравственным

безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде

всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают,

какими впечатлениями обогатят.

нравственное

воспитание

дошкольников

реализуется

организации образовательного процесса:

Организованной образовательной деятельности (ООД);

Режимных моментах;

Самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей;

Занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами), элементов теории решения

изобретательских задач, проблемных ситуаций;

Использование развивающих технологий и методик - проектирования, экспериментирования;

Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-

действенное,

наглядно-образное)

познания

(сенсорные,

и г р о вы е,

экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия,

поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность.

Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод

проектов. Метод

проектов

основывается

интересах

предполагает

творческий

развивает

исследовательские

ориентироваться

информационном пространстве.

Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку

значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом,

оформленным тем или иным способом.

Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно

увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Проектный метод позволяет

осуществить

взаимопроникновение

различных

разделов

программы,

интеграцию.

Интегрированный

направлен

развитие

личности

познавательных,

творческих

способностей.

мероприятий

объединена

основной

проблемой. Метод педагогических проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность

в течение месяца работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот

процесс родителей воспитанников, узких специалистов, социум и т.д. Работа над проектом

включает

деятельность

педагогов,

родителей.

специально

организованный

педагогом и самостоятельно выполняемый детьми и их родителями комплекс действий, где они

самостоятельными

принятии

ответственными

результат

создание

творческого

продукта

презентации.

педагога

стимулировать интерес всех участников проекта к определенным проблемам, предполагающим

владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую

решение проблем, показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов

естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

В этом отношении метод проектов представляет собой эффективный способ организации

педагогического

процесса,

основывающийся

интересах дошкольников.

организацию

решается

формирования

стремления

творческому

развития исследовательских навыков.

Главное направление в реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном

учреждении – это проявление по отношению к детям любви, ласки; применение ласковых слов,

положительной

проявление

доброжелательности

взрослого

обучении

способам

выражения

сочувствия,

внимания (погладить

плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться).

художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и

товарищества. Все эти методы можно применить в проектной деятельности.

В ходе реализации метода проектов дети учатся: в танцах, играх, вместе поют, читают стихи,

а это сплачивает их детский коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь

друг другу, если что-то не получается, оказать поддержку и проявить взаимовыручку.

Воспитание гражданственности

патриотизма

детей дошкольного возраста

включает

себя воспитание любви

детскому

Участвуя

в проектной

деятельности, дошкольник знакомит ся

страной. Дошкольник

воспринимает окружающую

действительность

эмоционально

поэтому патриотизм у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной.

Особое внимание при выполнении проекта уделяется взаимодействию с семьей, т.к. именно в

осваивает

нравственные

ценности,

поведения,

обретает

нравственный

Родители

помогают

дошкольнику,

организатором

является

взрослые

выполняют

вспомогательную

функцию, следуя его замыслу и наблюдая за полноценной реализацией проекта. В проектной

деятельности

наблюдается

мировоззренческих

ориентиров

нравственно-

оценочных критериев в конкретной семье и соответственно процесс формирования духовно-

нравственных качеств. Принято выделять три типа проектов: творческий (развитие сенсорно-

перцептивной

ощущения,

восприятии,

воображения),

исследовательский

(развитие

мышления, речи и воображения) и нормативный развитие речи, мышления и памяти).

Метод проектов как основное средство духовно - нравственного воспитания детей позволяет

развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие

возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Духовно-нравственное

воспитание

дошкольном

возрасте

долговременный,

предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не

здесь и сейчас, а гораздо позднее.

прогнозируемые

результаты

духовно-нравственного

развития

посредством

проектной деятельности:

1) наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи,

сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;

адекватное

проявление

разнообразных

нравственных

эмоционально-

ценностного

отношения

окружающему

предметному

испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения);

3) стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в

соответствии с духовно-нравственными ценностями:

Самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами

взаимодействия

взрослыми

сверстниками

(договаривается,

обменивается

предметами,

распределяет действия при сотрудничестве);

преобразует

полученные

деятельности,

изменяет

поведение

общения с взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;

Способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой

нравственных ценностей;

пробуждение

познавательного

интереса

отношениям,

поведению

стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами,

ценностями:

Задает вопросы взрослому;

Экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном

поведении;

Способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью;

5) возникновение предпосылок рефлексивных способностей, позволяющих осознавать свое «я»

в соответствии с духовно-нравственными ценностями:

Знает собственные достоинства и недостатки;

Пытается (нередко с помощью взрослого) соотнести свое поведение с правилами, нормами;

определяет

интересы,

предпочтения

деятельности,

отношениях

сверстниками, близкими людьми;

Осознает свое эмоциональное состояние;

Имеет свою позицию, может обосновать ее;

6) развитие способности управлять своим поведением и планировать действия:

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а

требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что

такое хорошо и что такое плохо»;

старается

нарушать

поведения,

испытывает

неловкости,

ситуациях, где его поведение неблаговидно.

Подводя итог, хочется сказать, что рассмотрев выше представленные возможности метода

проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогического коллектива детского

сада гуманного отношения к людям и к природе, коллективизма, начала гражданственности и

патриотизма, можно сделать вывод: что он является эффективным средством нравственного

воспитания.

через проектный

метод создаются

проявления

этих нравственных качеств.

Литература

Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика –

Синтез, 2008. – 112 с.

Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей. М. - Просвещение, 2007. – .96с.

Эйсмонт-Швыдкая, Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников М.: Просвещение,

1993. – 243 с.

Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие. – М.:

Мозаика-синтез, 2012. – 80 с.

педагогические

информационные

технологии

образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров /

под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000.

Прокопова

Формирование

заботливого

отношения

старшего

дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 10. – С. 86-91.