Комнатные растения        04.08.2019   

Факторы, влияющие на формирование характера. Формирование характера человека

Чужая душа – потемки. Это изречение известно всем нам. Каждый человек имеет свой неповторимый внутренний мир. Любое, даже незначительно событие приносит изменения в то, что происходит у нас в мыслях, а значит и в характер. Поведение человека, его реакция на то или иное событие полностью зависит от характера. Чтобы выяснить, откуда у нас появляются различные черты личности нужно понять, как формируется характер.

Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Юлиус Банзен первым написал учение об основах формирования характера. Набор определенных черт личности – так он объяснял сущность характера. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг – ученые и психологи, имеющие мировое значение. Они считали, что формирование характера происходит вне нашего сознания и формируется различного рода потребностями, в том числе и половой.

Как формируются черты характера

Процесс формирования нашего характера непрерывен. То есть формируется характер на протяжении всей жизни. Вначале у человека имеется определенный набор черт и особенностей, которые обусловлены его генетическими особенностями. Далее в процессе жизни человек получает новые качества личности в результате взаимодействия внутри социальных групп.

Возраст, с которого начинается формирование характера, определить невозможно, это строго индивидуальная особенность. Часть психологов считает, что это процесс начинается с рождения, а часть что примерно с возраста двух лет. Примерно с года до десяти лет жизни ребенка происходит заложение фундамента характера. В эти годы ребенок особенно остро воспринимает то, что происходит вокруг него, в какой среде он растет. Кроме того, на формирование характера влияют физиологические механизмы, которые также индивидуальны.

Еще один фактор, имеющий влияние на формирование характера это взаимодействие ребенка со сверстниками. Ребенок, активно общающийся с другими детьми, в дальнейшем вырастет в человека, который умеет общаться с людьми и уверен в себе.

Особенности формирование характера в разных возрастных группах

Школьный возраст так же имеет свои особенности. В этот период закладывается эмоциональный фундамент личности. Огромное влияние имеют сверстники и родители. Также важно влияние СМИ, какую именно информацию получает ребенок. К 15 годам человек имеет набор качеств и черт, которые останутся неизменными на всю оставшуюся жизнь. Далее многие черты будут зависеть от самого человека, от его решений, которые он будет принимать в течение жизни. Это касается и положительной и отрицательной стороны. Человек может получить образование и сделать карьеру, а может употреблять алкоголь, курить и быть бездельником. Какую дорогу он выберет - будет зависеть от самого человека.

В 25 лет человек имеет более или менее сформированный набор черт личности. У человека появляется самостоятельность и ответственность за свои поступки.

После 30 лет кардинальных изменений в характере человека не происходит. Все что происходило с личностью, уже не изменить. Исключение бывают в случае перенесенного сильного стресса или серьезных болезней. Около 50 лет настает период в жизни, когда человек живет только настоящим и уже не мечтает так, как в 20 лет. С течением жизни все больше места занимают различные воспоминания прошлых лет. Грустные и веселые, значительные и мелочи, многое остается в прошлом.

На формирование характера в детском возрасте влияют в основном социальная среда и родители. Но со временем все большее влияние на свой характер производит сам человек, принимая те или иные решения. Только работа над собой изменяет характер к лучшему.

Источник -

Формирование характера - это процесс становления стойких психологических образований под влиянием объективных и специально созданных для этого условий. Когда действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными, то они определяют типичную модель поведения человека.

Характер человека формируется в процессе его индивидуальной жизни под влиянием общественных условий. Особенно важную роль в воспитании характера имеет активная деятельность, и, прежде всего, работа как среда бытия, общение как необходимое условие самопознания и самореализации человека.

В процессе работы проявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие качества, которые, закрепляясь под влиянием условий жизни, приобретают значение черт характера.

Трансформация, которая происходит в современном обществе, появление новых идеалов и ценностей, обусловленных вхождением в систему рыночных отношений, создают предпосылки для формирования черт характера нового делового человека.

Среди факторов, которые имеют жизненное значение и влияют на формирование характера, особенная роль принадлежит воспитанию.

Воспитание организовывает обстоятельства жизни и направляет в нужное русло внешние влияния, подкрепляет их, создает адекватное отношение к окружающей действительности.

Вместе с тем воспитание тормозит негативные влияния, препятствует закреплению нежелательных навыков и черт его поведения.

На высоком уровне развития человека начинают действовать процессы самовоспитания и саморегуляции своего характера. Сформированные в процессе воспитания потребности, идеалы, установки личности становятся основаниями ее требований как к внешним условиям жизни, так и к самому себе. Он сам начинает организовывать свою жизнь и, воспитывая себя, руководствуется при этом как личностными, так и общественно- ценными ориентирами.

В полной мере возможность самовоспитания характера проявляется тогда, когда человек приобретает жизненный опыт, овладевает принципами психологической культуры, когда в нем формируется мировоззрение и окончательно утвердятся идеалы, в соответствии с которыми он сознательно планирует свою жизнь и определяет в ней свое место.

Отличия в характерах заметны уже у детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте, как показывает опыт воспитания в детских садах, довольно выразительно проявляются такие черты: товарищество, коллективизм, нежность, смелость, стеснительность, замкнутость, аккуратность, точность, терпеливость или прихотливость, упрямство, резкость и др.

Проявления черт характера в этом возрасте касаются и темперамента.

А.С. Макаренко обращал внимание на наличие у детей таких негативных типов характера:, как «тихони», «исусики», «накопители», «приспособленцы», «вороны», «кокетки», «нахлебники», «мизантропы», «мечтатели», «зубрилы», которых мы никогда не замечаем, поскольку они нам не мешают жить и работать. Но такие же характеры часто формируются у вредных людей.

Особое место приобретает значение воспитания характера в подростковом возрасте. Подросток уже не ребенок, он проявляет острый интерес к окружающему, у него высокая активность, стремление к труду - физическому и умственному. Нужно научиться организовывать эту активность, научить подростков действовать дружно, заниматься творческой работой, работать организовано.

Нужно иметь в виду, что игнорирование в воспитании возрастных особенностей подростков очень часто порождает негативизм, браваду, непослушание, невыдержанность, немотивированные поступки. Вместе с тем, подростки чувствительны к мнению коллектива. Они дорожат оценкой коллектива, руководствуются ею в своем поведении, и это играет значительную роль в формировании их характера.

Юноши и девушки старшего школьного возраста способны проявлять в поведении, труде и обучении достаточно устойчивые черты характера: ответственность, дисциплинированность, целенаправленность, настойчивость, принципиальность, самостоятельность.

Исследования формирования характера показали, что особенно действенными факторами в этом процессе являются самостоятельность в работе, обучении. При этом необходимо создавать такие условия, при которых подростки могли бы проявить коллективизм, мужество, выдержку, трудолюбие. Но будет большой ошибкой, если воспитание в коллективе будет нивелировать индивидуальные качества человека.

В коллективе нужно раскрывать и укреплять лучшие черты характера каждого, формировать яркую индивидуальность.

Успешное формирование черт характера нуждается в единстве воспитательных мероприятий семьи, школы и социальной среды, общественности.

Формирование характера

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

Взрослых со взрослыми,

Взрослых с детьми,

Детей с детьми.

Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине . Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

Доброта-эгоистичность,

Общительность-замкнутость,

Отзывчивость-безразличие.

Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.

Позже формируются другие черты характера:

Трудолюбие-лень,

Аккуратность-неаккуратность,

Добросовестность-злонамеренность,

Ответственность-безответственность,

Настойчивость-малодушие.

Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.

Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).

В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник" .

В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.

В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.

Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.

Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты".

Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:

Суждения окружающих людей о жизни,

Поступки окружающих людей,

Художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),

Ни для кого не секрет, что внутренний мир человека – явление, которое постоянно претерпевает изменения в течение всей жизни. Одно лишь мгновенье способно сделать нас совершенно иными, чем мы были минуту назад. И естественно, то, что находится внутри нас, находит отражение в нашем поведении. В частности это касается характера. Каждое событие, которое мы переживаем, накладывает отпечаток наш индивидуальный образ поведения. И было бы неправильно оставить без внимания условия и механизмы формирования характера. Хотя бы для того, чтобы понять, как и откуда в нас взялись те или иные черты личности.

Развитие и формирование характера

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни. Проблема формирования характера рассматривается наукой уже не один десяток лет. Принято считать, что первым это учение об индивидуальных особенностях человека открыл Юлиус Банзен, который рассматривал характер в качестве набора определенных черт личности. Вслед за ним психологи с мировыми именами (Фрейд, Юнг, Адлер) рассматривали формирование характера человека как процесс, находящийся вне сознания и вызываемый половыми или иными побуждениями. Также сегодня вопросом, что формирует характер, занимаются и антропологи. Объектом их пристального внимания является значение характера для личности.

Факторы, влияющие на формирование характера

Формирование и изменение характера – процесс, который занимает основную часть жизни. Имея врожденные особенности личности, переданные генетически через родителей, человек год за годом, словно луковица начинает обрастать разными слоями черт и качеств, которые формируются главным образом под влиянием той социальной среды, в которой он растет и развивается. Именно поэтому пути формирования характера представляют для психологов особый интерес. И, несмотря на то, что этот процесс имеет индивидуальный характер, понятия нормы никто не отменял. И основные этапы формирования характера выглядят следующим образом:

Таким образом, в начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.

Характер – индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. В характере личность раскрывается со стороны её содержания, а в темпераменте со стороны её динамических проявлений. Характер возникает и формируется в течение жизни человека. Характер тесно связан с темпераментом. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма­тика - в сосредоточенном обдумывании.

От темперамента зависят многие черты характера, та­кие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не опреде­ляет сущности характера: флегматик может быть деятель­ным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплод­ным. Следует отметить тесную взаимообусловленность ха­рактера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособ­ность. В школе, в средних и высших учебных заведениях немало учеников и студентов, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают. Но в жизни некоторые из них не оправдывают надежд, и главным образом потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать пре­пятствия.

Структура характера

Черты характера выражают отношение человека:

К деятельности (аккуратность, ответственность);

К другим людям (внимательность, забота);

К самому себе (самолюбие, самокритика);

К собственности (бережливость, щедрость, жадность).

Разные черты связаны друг с другом и создают целостную его структуру.

Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуаци­ях, в которых реализуется его отношение к действитель­ности.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, кото­рые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторо­нам жизни.

Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и об­щего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккурат­ность и безответственность, небрежность. Эти черты характера, или особенности личности, яв­ляются моральными качествами .

Вторая группа - волевые черты характера. Они выража­ются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с опреде­ленными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Говоря о ком-либо «человек с ха­рактером», тем самым подчеркивают прежде всего выра­женность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дис­циплинированности, мужества, смелости. Но эти черты характера ценны только тогда, когда про­являются у человека нравственного, воспитанного.

Особенности характера не только проявляются в дей­ствиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения муже­ственных поступков, а чертой характера становится толь­ко тогда, когда такие поступки перестают быть случайны­ми эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку.

Факторы, влияющие на формирование характера:

1. Социальная среда

2. наследственная особенность

3. воспитание и социализация.

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспи­тания. Кое-что в характере является и врожденным - именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формиро­вании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в пер­вую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек, растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье.

Характер формируется в деятельности. Характер ребен­ка приобретет свое качественное своеобразие в последо­вательно ведущих для него видах деятельности - в игре, учебе, труде. Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный об­раз поведения, определенные отношения к действитель­ности.

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициатив­ности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

С поступлением в школу начинается новый этап фор­мирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяю­щих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника орга­низованность, систематичность, целеустремленность, на­стойчивость, аккуратность, дисциплинированность, тру­долюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. У него развивается сознание долга и ответствен­ности перед коллективом класса, школы, чувство товари­щества, коллективизм.

Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствую­щего образованию устойчивых привычек поведения и дея­тельности.

К. Леонгард считает, что присущие личностные черты можно разделить на основные составляющие: стержень, ядро личности. В случаи яркой выраженности основные черты становятся акцентуацией характера. Термин акцентуация личности занял место между патологией и нормой. Акцентуацию не следует рассматривать в качестве патологии, но в случаи воздействия неблагополучных факторов (стрессов, жизненных трудностей), они могут приобретать патологический характер, разрушающий структуру личности. Каждый тип акцентуации характера имеет свои слабые места и наиболее чувствительны к психическим травмам и жизненным трудностям.

Акцентуация характера – чрезмерное выражение отдельных черт характера при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Гипертимический тип

Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.

Застревающий тип характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим, окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, но в сочетании и в контексте вышесказанного.

Эмотивный тип

Главной особенность эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (“глаза на мокром месте”).

Педантичный тип

Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, а если это требуется - то с трудом идут на это. Любят свое производство, привычную работу. В быту им характерна добросовестность.

Тревожный тип

Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Циклотимический тип

В гипертимической фазе поведения типично, что радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Демонстративный тип

Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания.

Возбудимый тип

Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся их манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролирующими побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

Дистимический тип

Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей. Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

Экзальтированный тип

Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с ярким их внешним выражением.

Способности - это внутренние условия развития чело­века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории, - писал С.Л. Рубин­штейн. Природа человека формируется и изменяется в про­цессе исторического развития в результате трудовой дея­тельности человека. Интеллектуальные способности фор­мировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусст­ва»

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуаль­но-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и вос­приятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще инди­видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятель­ности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к на­личным навыкам, умениям или знаниям человека, но ко­торые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков 2 .

На основании вышесказанного можно вывести следую­щее определение.

Способности - это такие индивидуально-психологичес­кие особенности человека, которые отвечают требовани­ям данной деятельности и являются условием ее успешно­го выполнения.

Иными словами, под способностями понимают свой­ства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко все­му», безотносительно к какому-либо определенному за­нятию. Всякая способность обязательно является способ­ностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Спо­собности и проявляются, и развиваются только в деятельности, и определяют большую или меньшую успеш­ность в выполнении этой деятельности.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота про­движения в той или иной области человеческой деятель­ности.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

К задаткам относятся некоторые врожденные особен­ности зрительного и слухового анализаторов, типологи­ческие свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их проч­ность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В каче­стве задатков следует рассматривать также уровень разви­тия и соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с от­носительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием вто­рой сигнальной системы, третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей худо­жественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мысли­тельного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответству­ющая деятельность, и только используется в последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребен­ка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. И тонкий музыкальный слух может быть нереализованным, если человек не будет специально заниматься музыкой. Поэтому музыкальные за­нятия с маленькими детьми, даже если малыши не обна­руживают ярких музыкальных талантов, имеют большое значение для развития их музыкальных способностей.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способ­ность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.

Развитие способностей совершается по спирали: реа­лизация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для даль­нейшего развития, для развития способностей более вы­сокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержа­нием материальной и духовной культуры, техники, на­уки, искусства. Исходной предпосылкой для этого разви­тия способностей служат врожденные задатки (отметим, что понятия «врожденный» и «наследственный» не явля­ются тождественными).

Не следует думать, что каждой способности соответ­ствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей, на их ос­нове могут выработаться разные способности в зависимо­сти от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие раз­вития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.

Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел ихразвития. Это связано с тем, что любая деятельность тре­бует для своего осуществления не одной, а нескольких спо­собностей, и они могут до известной степени компенси­ровать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю его существования, мы развиваем свои природные качества, свои задатки, пре­вращаем их в способности к деятельности. Каждый чело­век к чему-нибудь способен. Способности развиваются у человека по мере того, как он осваивает какую-нибудь де­ятельность, область знания, учебный предмет.

Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Можно привести в пример П.И. Чай­ковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя музицировал с детства. Композиторской деятельностью П.И. Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И несмотря на это, он стал гениальным композитором.

Выделяют два уровня развития способностей: репродук­тивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овла­девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно­му образцу, в соответствии с предложенной идеей. На вто­ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процес­се деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его спо­собностей. Как известно, даже очень одаренные люди на­чинали с подражания, а затем, только по мере приобре­тения опыта, проявляли творчество.

Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Своеобразное сочетание способностей, которое обес­печивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Проблема одаренности - это прежде всего качествен­ная проблема (С.Л. Рубинштейн). Первый, основной воп­рос - каковы способности человека, к чему у него способ­ности и в чем их качественное своеобразие. Но эта каче­ственная проблема имеет и свой количественный аспект.

Высокая ступень развития способностей называется талантом.

Талантливые люди способны решать в какой-то облас­ти знаний или практики сложные теоретические и прак­тические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. В этом смысле мы говорим о та­лантливых ученых, писателях, учителях, художниках, кон­структорах, руководителях и пр.

Талант может проявляться в любой человеческой дея­тельности, а не только в области науки или искусства. Та­лантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и ква­лифицированный рабочий, и руководитель, и аграрий, и летчик, и др.

Талантливыми также называют людей, способных быс­тро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талант­ливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, та­лантливые инженеры и строители.

Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно но­вых творений, открывающих новую эру в развитии куль­туры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произ­ведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.

Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

Гениальные и талантливые люди - это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением. М. Горький замечал: «Великие люди - это те, у которых лучше, глубже, острее развиты способности наблюдения, сравнения и домысла - догадки и „сметки"».

Для творческой деятельности обязателен так называе­мый широкий кругозор, знакомство со многими облас­тями знания и культуры. Тот, кто «по уши» погрузился в узкую научную область, лишает себя источника анало­гий.

Общие и специальные способности

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной об­ласти.

Достаточно высокий уровень развития общих способ­ностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознатель­ности, творческого воображения и пр. - позволяет дости­гать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтере­сованной работе. Почти не бывает людей, у которых рав­номерно выражены все перечисленные выше способнос­ти. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ус­кользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению».

Специальные способности - это способности к опреде­ленной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и ко­личественной характеристике способностей, сколько в их качестве - к чему именно он способен, какие это способ­ности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека.

И общие, и специальные способности неразрывно свя­заны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека.

Специальные способности классифицируются в соот­ветствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктив­но-технические, музыкальные, художественные, лингви­стические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельнос­ти, духовные способности и др. Все они являются порож­дением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделе­ния новых видов деятельности как самостоятельных заня­тий. Все виды специальных способностей являются резуль­татом развития материальной и духовной культуры чело­вечества и развития самого человека как существа мыслящего и деятельного.

  • II. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
  • II. Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика
  • III. 10.1. Понятие о восприятии и характеристика основных его особенностей