Дарим цветы        04.03.2020   

Фгос дошкольного образования. Принципы обучения детей дошкольного возраста Принципы дошкольного образования в соответствии с фгос

Борисова Алла
Принципы дошкольного образования как ориентир взаимодействия педагогов и родителей в интересах развития ребенка

Основные принципы дошкольного образования (ФГОС ДО п. 1.4)

1) Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.

Я считаю, что понятие самоценности детства, как отдельного, особого, неповторимого периода в жизни человека очень важно. Детство – это не подготовка к школьной жизни, не теряемое зря время, не период «ничегонеделания».

Детство – это маленькая жизнь со своими горестями и радостями, приобретениями и потерями, победами и поражениями. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений» Л. Н. Толстой.

Никогда человек не бывает так счастлив, как в детстве, никогда уже не сможет он так просто и легко много запоминать и легко учиться, никогда он не узнает столько важного и нужного как в детстве «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня – страшное расстояние» Л. Н. Толстой.

Не прожив своего детства ярко, весело, полноценно, не получив всех детских уроков дружбы, предательства, трудолюбия, первооткрытия, любви, разлуки – человек в своей взрослой и серьезной жизни будет нищ и беден, каких бы карьерных высот он не достиг.

Поэтому, при реализации данного принципа педагогу необходимо максимально обогатить личностное развитие детей в разнообразных видах деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту.

2) Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В существующих условиях (большое число детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо из этих особенностей. Индивидуальный подход – это не индивидуальное обучение, когда воспитатель работает с несколькими детьми, оставляя других пассивными наблюдателями. Индивидуальный подход используется в целях создания условий для максимального развития каждого из детей и предупреждения влияния неблагоприятных обстоятельств. «Куда не влекут способности, туда не толкай». Ян Амос Коменский.

3) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Здесь важно, что ребёнок самостоятельно осуществляет выбор деятельности. Самостоятельность ребёнка проявляется и в том, что он вправе просить помощь у педагога, а педагог оказывает эту помощь или предлагает совет ребёнку только тогда, когда ребёнок в этом нуждается. Ребёнок сам может запланировать, какую часть работы он выполнит вместе со всеми, а какую часть оставит на потом. Самое главное, чтобы работа была завершена, чтобы получился задуманный результат и чтобы результат был качественный. Свобода ребёнка в этой форме совместной деятельности заключается в том, что он может выбрать себе партнёра по коллективной деятельности, или может работать индивидуально, но рядом с другими детьми, выполнять общую поставленную задачу.

4)Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Думаю, важно создать условия для возникновения какой-либо детской инициативы и что для каждого возраста существуют приоритетные сферы. Для детей 3-4 лет – приоритетной сферой инициативы является продуктивная деятельность. Для детей 4-5 лет – приоритетная сфера – познание окружающего мира. Для детей 5-7 лет - внеситуативно - личностное общение и научение. «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Амос Коменский.

5) Сотрудничество Организации с семьей;

Это взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Необходимо сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Например, занятие по обучению детей пожарной безопасности проводилось с привлечением папы-пожарного, который с удовольствием принял участие и рассказал, как важно быть аккуратным при обращении с пожароопасными предметами. Или совместное занятие детей и родителей, на котором родители помогали изготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин».

6)Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Здесь мы говорим о воспитании достойного члена общества, формировании основы моральных, духовно-нравственных ценностей семьи, общества. В содержании для работы с детьми, особо выделяя то, что характерно для данной местности, что есть только там, где живут дети. Продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной.

Важно, чтобы затрагивались, развивались и воспитывались чувства детей, чтобы они радовались и печалились, гордились и размышляли, проявляли интерес к явлениям общественной жизни, стремились выразить свое отношение к событиям в свободное время, обращаясь по собственному желанию к разнообразным видам изобразительной деятельности (рисунки о героях и Победе, лепка на тему космоса, аппликация ко Дню матери).

7)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Часто приходится сталкиваться с ситуацией отсутствия познавательного интереса у детей. Особенно печально это видеть у старших дошкольников, когда наблюдаешь за ребенком и видишь, что ничего в группе ему не интересно. На занятиях ребенок не активен, не слышит педагога, крутится на месте, что-то ищет под столом, мешает детям. В свободной деятельности не умеет себя занять: не нужны книжки и пазлы, конструктор и настольные игры.

При проведении работы по формированию познавательного интереса и активности у детей важно придерживаться принципа систематичности. Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталкивается ребёнок в своей повседневной жизни.

Для формирования и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления - очень важное значение имеет непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов.

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

При реализации данного принципа необходимо учитывать возрастные особенности детей, создать условия, которые будут соответствовать возрасту и особенностям развития каждого ребенка. Использовать те формы, которые будут специфически для детей данной возрастной группы (игра, познавательная и исследовательская деятельности, развивающие ситуации). Каждому возрастному периоду будет соответствовать определенные формы и методы работы. «Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает». Ян Амос Коменский.

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

В наше время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития.

Очень важно приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям. Эффективнее этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста будет осуществляться при приобщении детей к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе. Знакомить детей с национальной самобытностью, культурой, обычаями, традициями разных народов нужно с дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей Банникова Елена Григорьевна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №83 «Фея» Гильманова Людмила Викторовна, заведующий.

Консультация для родителей «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста» Всем известно, что для дошкольника нет занятия важнее, чем игровая деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни.

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС до

Образование является первым уровнем образования.

2014 – 2015 года являются подготовительным этапом введения ФГОС.

2015 – 2016 году должны в полном объёме перейти на стандарты.

ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт утверждает основные принципы:

создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Стандарт преследует следующие цели:

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает задачи:

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) ;

сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

формирования общей культуры воспитанников , развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Стандарт является основой для:

разработки и реализации Программы;

разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы) ;

разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;

объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

подготовки , профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно- управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

ФГОС дошкольного образования изменяет подход к определению образовательных областей, установленный ранее ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Напомню, что ФГТ выделяли десять образовательных областей:

«Физическая культура»;

«Здоровье»;

«Безопасность»;

«Социализация»;

«Познание»;

«Коммуникация»;

«Чтение художественной литературы»;

«Художественное творчество»;

«Музыка».

Во ФГОС ДО основой деления на образовательные области стали четыре основных направления развития ребёнка дошкольного возраста. В отдельную образовательную область выделено речевое развитие.

Таким образом, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Стандарт определяет основное содержание работы по освоению данных образовательных областей.

Так, социально – коммуникативное развитие направлено на:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморе-гуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает:

Владение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Физическое развитие предусматривает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

Двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) .

www.maam.ru

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Утвержден федеральный стандарт дошкольного образования.

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы) .

Он является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, стандарт используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации указанным требованиям, формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.

Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Акты о федеральных гостребованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям реализации такой программы признаны утратившими силу.

Приказ вступает в силу с 01.01.2014.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Регистрационный N 30384

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Дата подписания: 17.10.2013, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ФГОС ДО

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) .

Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации) .

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности) , индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Основные принципы дошкольного образования:

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

Стандарт направлен на решение следующих задач:

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

ФГОС ДО включает в себя требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему, к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования,к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

17.10.2013 Министерством образования и науки РФ был принят Приказ №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) "

ФГОС ДО - это нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.

Цели ФГОС ДО.

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи ФГОС ДО.

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) ;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы ФГОС ДО.

"...1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка2, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка...

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) ;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ;

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

В плане взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования, ФГОС устанавливает принципиально иной способ – принцип интеграции образовательных областей, который представляет собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей) .

Изменения такого рода предполагают изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игре, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Важность совместной деятельности воспитателя и детей, игровых форм образования дошкольников, учет поло-ролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду вносит в содержание программ необходимые изменения. Образовательные задачи, согласно ФГОС, должны решаться не только в ходе занятий, но и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Семье в ФГОС отведена особая важная роль в воспитании детей. Родители (попечители) признаются полноценными участниками воспитательного процесса и, соответственно, неотъемлемым звеном в реализации программы образования ДОУ. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

ФГОС дошкольного образования направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в условиях современного общества, учитывая право ребенка на доступное образование.

Согласно ФГОС дошкольное образование - равноценный участник образовательного процесса, наряду со школьным образованием. И все участники реализации Программы дошкольной организации (работники дошкольных учреждений, родители, сами дети) должны действовать сообща. Только в этом случае мы сможем продуктивно пройти этот непростой этап развития дошкольного образования.

Скачать:

Материал nsportal.ru

Презентация к уроку по теме: Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ним и внедрять его в работу уже нужно, нам пришла в голову мысль изучить ФГОС и создать сравнительную таблицу "как было" и "как нужно теперь" для воспитателей и педагогов нашего центра детства.

В споре о том, какая система образования лучше – традиционная или новая – не может быть однозначного ответа. В каждой системе есть и положительные моменты и отрицательные.

Поэтому давайте смотреть на эту проблему с точки зрения государственного заказа. Если обществу и государству нужен человек дисциплинированный и послушный – приоритет отдаётся традиционным системам. А если обществу нужны люди творческие, креативные, самостоятельно мыслящие, возможно с чем-то не согласные, где-то не послушные, умеющие отстаивать свою точку зрения – тут зелёную улицу получает развивающая система образования.

Система, предлагаемая нам новыми стандартами, как раз развивающая и есть, направленная на раскрытие в первую очередь личности. Мы должны воспитать к школе ребёнка инициативного, уверенного в своих силах, способного договариваться, учитывать интересы других, владеющего разными видами и формами игры, способного к волевым усилиям, любознательного, с проектным мышлением. Ребёнок, выпускаясь из детского сада, должен хотеть учиться .

Скачать:

Подробней nsportal.ru

МБДОУ № 55 - фгос

(В. В. Давыдов,советский педагог и психолог, академик и вице-президент

Российской академии образования,доктор психологических наук, профессор.)

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста.

ФГОС ДО осуществляет нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Т.е. стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Что является основными целями ФГОС ДО?

Обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

Сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?

  • поддержки разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
  2. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:

2.1. требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;

  • предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  • Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

4. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) .

В Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни, - подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) .

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) ;

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи) .

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.

Пример: Ребенку 3 лет дали картинки из А. Пушкина, он приставил пальчики и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу.

Когда уже к 2.5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры.

Каково участие родителей?

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учреждением для воспитания детей может служить муниципальный или частный детский сад, центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

Детский сад - это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.

Давно отмечено, что "домашние" дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.

Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других.

Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребенок учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе.

Крайне важен и тот факт, что в детском саду указанные качества формируются естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно во время игр формируются основные навыки самостоятельности, умения контактировать и договариваться.

Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и общении.

Образование в домашних условиях, безусловно, способно обеспечить малышу освоение всех навыков самообслуживания и усвоение знаний, необходимых для подготовки к школе, но оно не в состоянии научить ребенка жизни в коллективе. В то время как именно умение находить общий язык с окружающими людьми является залогом успешности человека во взрослой жизни.

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих. У детей формируется представление о социальном устройстве, ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры, например, "дочки-матери".

Дошкольное воспитание в детском саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него формируется адекватное самовосприятие.

Помимо коммуникативного развития ребенка в цели дошкольного образования входит развитие умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Все эти компоненты являются неразрывными условиями формирования полноценной личности. Рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой и физкультурой - это минимальный набор, который готов предложить любой детский сад.

Как правило, современное дошкольное образование предоставляет достаточно широкий ряд занятий, предназначенных для разностороннего развития детей. Детский сад или центр дошкольного образования может предложить детям дополнительные занятия иностранным языком, хореографическую подготовку, занятия ритмикой, обучающие компьютерные программы и многое другое. .

Сегодня цели дошкольного образования заключаются в развитии пяти основных личностных потенциалов: познавательного, коммуникативного, эстетического (художественного), ценностного (нравственного) и физического. Современное дошкольное образование подразумевает разработку "модели" выпускника, отражающей все основные качества, умения и навыки, которые должны быть привиты ребенку в процессе дошкольного образования.

"Модель" выпускника может включать в себя такие параметры, как:

Уровень физического развития;

Степень закаленности;

Приобретение основных навыков гигиены;

Освоение основных видов двигательной активности;

Формирование интеллектуальных предпосылок для начала обучения в школе;

Работоспособность;

Развитие интереса к миру, стремления к познанию;

Интерес к творческой деятельности;

Развитие воображения;

Стремление к самостоятельности;

Приобретение основ культуры общения;

Освоение основных правил дисциплины;

Степень осознания своих возможностей;

Умение действовать в коллективных целях (см. Приложение А)

В соответствии с системой дошкольного воспитания в детском саду "модель" выпускника может исключать какие-либо из предложенных составляющих, а может дополнять их характеристиками, соответствующими специфика образовательного учреждения.

Не секрет, что современное дошкольное образование имеет ряд серьезных проблем. Пожалуй, главной проблемой сегодня оказалась нехватка мест в существующих муниципальных детских садах. Нередко очередь растягивается на годы. В некоторой мере улучшает ситуацию наличие центров дошкольного образования и частных детских садов. Но глобальным образом они решить проблему не могут. Другая проблема дошкольного образования состоит в нехватке квалифицированных кадров. Все знают, каков уровень заработной платы сотрудников муниципальных детских учреждений. Эта причина и объясняет нежелание молодых перспективных специалистов идти работать в детские сады. Поэтому на работу часто берут людей с непрофильным или недостаточным образованием, которые, как следствие, имеют низкую квалификацию.

Нередки также ситуации, когда воспитатель идет работать по профессии в силу сложившихся обстоятельств (например, чтобы пристроить в детсад собственного ребенка), и тогда недостаточный уровень заработной платы может стать причиной халатного отношения воспитателя к своим обязанностям. К сожалению, такая ситуация сегодня не редкость.

По-другому обстоит дело в частных детских садах (найти которые можно, например, через сайт дошкольного образования).

В частные дошкольные учреждения на работу берут только квалифицированных специалистов. Достойная зарплата делает должность привлекательной для соискателей, поэтому руководство имеет возможность выбирать лучшего кандидата. Это является одной из причин, объясняющих высокое качество дошкольного образования в частных детских садах. Описывая проблемы дошкольного образования нельзя также не остановиться на вопросе преемственности обучения.

Эта проблема является достаточно актуальной на всех ступенях образовательного процесса, но на стадии перехода от дошкольного образования к начальному школьному она стоит особенно остро. Причинами этого явления можно назвать множество факторов.

Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку старшей группы детского сада и к первокласснику. Априори считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник.

Но ребенок не может в один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать.

Однако в программу детского сада обучение чтению и счету попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада (например, выложенной на сайте дошкольного образования), но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно.

Таким образом, дополнительно осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование включает в себя занятия по подготовке к школе.

Дошкольное воспитание детей включает в себя несколько различных направлений. С одной стороны – это формирование общечеловеческих ценностей, необходимых для того, чтобы ребенок вырос толерантным, уверенным в себе и коммуникабельным. С другой стороны – это время, когда необходимо его подготовить к обучению в школе, заложить основные навыки и понятия.

Основные принципы дошкольного воспитания детей

С переменами, происходящими в обществе, изменяется и подход к воспитанию детей. Если раньше на детей воздействовали, навязывая им чувство вины, прививая правильные привычки принуждением и запретами, то сегодня современные дети фактически не реагируют на такие методы. Именно поэтому психологи и прогрессивные педагоги считают, что основные принципы воспитания детей дошкольного возраста должны быть пересмотрены с учетом произошедших в обществе перемен.

В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых, которым также для успешного дошкольного воспитания детей необходимо менять собственные стереотипы.

Можно выделить основные принципы, на которых базируется сегодня воспитание детей:

  • Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;
  • Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых. Нужно создавать необходимые для всестороннего развития и дошкольного воспитания детей условия, позволяющие в безопасной обстановке максимально легко и просто получать знания и навыки;
  • Помощь в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;
  • Объяснение своих требований и поступков. Это позволит малышу понимать, что взрослый не давит на него, а старается уберечь от опасности или учит дисциплине, необходимой в жизни;
  • Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;
  • Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки;
  • Проявление чувств по отношению к ребенку. Многим родителям кажется, что ребенок априори знает о том, что его любят. Однако это не соответствует действительности, и малыш нуждается в ежедневном подтверждении того, что его действительно любят. Любовь может выражаться различными способами – ласковыми словами, проведенным вместе временем и одобрением.

Воспитание и дошкольное образование детей

Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний.

Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности.

Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.

Систематичность обучения включает в себя следующие понятия:

  • Предоставляемый учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний;
  • Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей;
  • Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, развитие дедуктивных форм мышления;
  • Конечной целью занятия должно быть понимание и усвоение нового материала, а также развитие чувств, внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей.

Кроме того, еще одним необходимым условием для построения правильного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность.

Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи.

Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте.

Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.

Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.

Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен:

Одной из задач воспитания и дошкольного образования детей является правильное построение познавательной деятельности, что будет стимулировать развитие логического и образного мышления. Поэтому педагог должен уметь объяснить процессы с различных точек зрения и сформировать у ребенка первоначальные научные понятия.

Дошкольное образование

Миссия дошкольного образования - становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Дошкольное образование направлено на:

1. Формирование общей культуры

2. Развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств личности

3. Формирование предпосылок учебной деятельности

4. Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни

5. Сохранение и укрепление здоровья детей

Стандарт поддерживает:

1. Разнообразие детства

2. Самоценность дошкольного возраста

3. Личностно-ориентированное взаимодействие в системе «взрослые-дети»

4. Уважение личности ребенка

5. Развитие в контексте специфических детских деятельностей (игра, познание, исследование, художественное творчество)

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Цели, задачи, принципы и требования ФГОС ДО

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) дошкольного образования учитывает:

· самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

· социокультурное разнообразие детства;

· возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;

· потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;

· возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

Стандарт преследует следующие цели:

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт утверждает основные принципы:

Поддержки разнообразия детства;

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.