Комнатные растения        01.08.2019   

Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию. Методы патриотического воспитания

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - С. 45.

Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Не секрет, что представления выпускников дошкольного учреждения о русской культуре были отрывочны и поверхностны Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - С. 81..

Эти проблемы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала.

Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

  • 1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
  • 2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки,

Задачи нравственно-патриотического воспитания

  • - Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями
  • - Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края - и природе в целом
  • - Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье
  • - Расширение знаний ребенка о городах России
  • - Воспитание любви и уважительного отношения к труду
  • - Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека
  • - Знакомство с государственными символами России - гербом, флагом, гимном
  • - Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов Развитие чувства гордости за достижения родины

Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.

Методы патриотического воспитания

  • - Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.
  • - Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города
  • - Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду
  • - Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций
  • - Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации
  • - Знакомство с русским фольклором - сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми
  • - Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью
  • - Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников
  • - Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация
  • - Участие в праздниках
  • - Участие в посильных общественно-полезных работах.

Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:

  • - несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
  • - недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
  • - отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их в военной службе;
  • - малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания; - недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • - отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи.

Что такое ПАТРИОТИЗМ в целом? Всем нам известно, что это любовь к Родине. Если разобрать понятие Родина - для нас Родина – это Россия. Это:

    все народности, которые населяют нашу огромную страну;

    символика РФ (герб, гимн, флаг);

    природа России;

    великие люди России;

    Край, в котором мы живем и т.д.

Все, что происходит в нашей стране: воины, теракты, катастрофы, стихийные бедствия, что случается с людьми, что происходит в природе – все это отражается в нашем сочувствии, сострадании, переживании, стремлении помочь, исправить ситуацию – это и есть проявление патриотизма. Благодаря многим урочным дисциплинам мы прививаем детям любовь к Родине, а благодаря внеурочной деятельности мы закрепляем, углубляем и воспитываем патриотические качества в каждом маленьком гражданине своей страны.

Теперь рассмотрим понятие ПАТРИОТИЗМА по отношению к малой Родине, т.е. к тому краю, где родились, росли - Тульская область, г. Ефремов. Огромную роль в воспитании патриотизма играет такая наука, как краеведение. Краеведение включает в себя познания о родном Тульском крае, о родной Ефремовской земле:

    природа (флора, фауна) Тульского края;

    природа (флора, фауна) Ефремовского района;

    градообразование (историческое прошлое родного края, города);

    рукоделие (поделки умельцев, вышивки, кружева, самовары, весь ручной труд, присущий только Тульскому краю и т.д);

    люди нашего края;

    «память» - все, что связано с воинами и другими страшными событиями родного края.

Все вышеуказанные направления есть патриотизм в полном понятии. Работая с детьми по данным направлениям, мы помогаем им развивать любовь ко всему, что их окружает. Благодаря мероприятиям, которые мы проводим с детьми, появляется любознательность, развивается сострадание, стремление придти на помощь и т.д.- в общем, у ребенка появляется внутренние силы, которые направлены на созидание, сострадание, на помощь – так начинает в маленьком человечке рождаться огромное и сильное чувство патриотизма, и чем интереснее и душевнее мы будем рассказывать о Родине, тем сильнее захлестнет его это понятие, тем интереснее ему, нашему воспитаннику, будет изучать все, начиная от родного Ефремова заканчивая огромной державой-Россией.

Что касается форм работы по воспитанию патриотизма у детей, то, как известно из нашей практике, они разнообразны:

    экскурсии по городам России;

    экскурсии в музеи;

    поисковые работы;

    краеведческая деятельность во всех ее проявлениях;

  • круглые столы;

  • викторины;

    конкурсы;

  • праздничные гулянья;

    выставки творчества;

  • урочные и внеурочные занятия.

Все это и есть разнообразные формы работы, которые мы используем, воспитывая школьников, развивая в каждом из них патриота - Россиянина в полном смысле этого слова.

В моем д\о «СМиД» вся работа построена на патриотизме. Можно сказать о том, что все мероприятия, которые мы готовим и проводим с ребятами - патриотичны. Одним из ярких примеров является квест «ОТЕЧЕСТВО СЛАВИМ!». Это большая общешкольная игра, которая включает в себя ряд форм работы. В игре задействованы не только учащиеся, но и педагоги, а так же родители.

Следующим примером можно взять праздничные масленичные гулянья. Это еще одна из форм патриотического воспитания школьников. Ребята знакомятся с традициями русского народа, с культурой, с фольклором наших земляков, с народными играми и искусством.

Следующий пример это подготовка к районному фестивалю «Наследники Победы». Просмотрев положение, я решила (что редко практикуется в нашем д\о) предложить инициативной группе изучить песню «Случайный вальс». Ребята прослушали все десять песен, которые были написаны в годы ВОВ и согласились с моим выбором, начиная разбирать песню. Им было абсолютно интересно все, начиная от истории создания песни, авторов, сюжета и заканчивая исполнителями (кто, как поет и почему именно такие интонации голоса). Вот оно самое, что ни есть патриотическое воспитание: слушая песни ВОВ, дети слышали о тех действиях, которые делали люди во имя близких, во имя Родины и понимали огромную значимость и силу тех действий.

В качестве практического занятия хочется предложить выразительно прочесть следующие стихи:

Сравните, во время выразительного, именно выразительного и обдуманного чтения, все эти произведения. В каждом из них мы слышим и чувствуем любовь, любовь к тому, что называется гордым словом РОДИНА-РОССИЯ!

Гой ты, Русь моя родная , Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас,
И гудит за косогором
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

"Славься страна, мы гордимся тобой!"
Здесь каждый рвётся на спортивный бой,
Себя преодолеть, подняться над вершиной,
Победу одержать над жизненной стремниной.
Олимпиада - точка нового отсчёта,
Начало жизни в спорте для кого-то.
На лыжи, на коньки, на сноуборд,
На массовый забег скорей, народ!
Класс покажи, терпение и волю,
Спортивной страсти испытай накал и долю.
О, как прекрасен миг победы над собой,
Над ленью, над душевною тоской.
Сильнее нет себя преодоленья.
Так испытай же эти ощущенья!
Заставь работать на себя свой организм,
Отбрось инертной жизни атавизм,
Впитай в себя энергию движенья,
Лови, как божий дар, порывы вдохновенья.
Быть может, в спорте счастье ты найдёшь,
Здоровый дух и тело обретёшь!

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.

Русская культура - это наша детская

С трепетной лампадой, с мамой дорогой.

Русская культура - это молодецкая

Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.

Русская культура - это сказки нянины,

Песня колыбельная, горькая до слез.

Русская культура - это разрумяненный,

В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз.

Русская культура - это кисть Маковского,

Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,

Терема и маковки, звон Кремля Московского,

Музыки Чайковского сладкая печаль.

Русская культура - это дали Невского

В серо-белом сумраке северных ночей,

Это - радость Пушкина, горечь Достоевского

И стихов Жуковского радостный ручей.

Русская культура - это все, чем славится

Со времен Владимира наш народ большой:

Это наша женщина - русская красавица,

Это наша девушка с чистою душой.

Русская культура - наша жизнь убогая

С вечными надеждами, с замками во сне,

Русская культура - это очень многое,

Что не обретается ни в одной стране.

Сентябрь двери школы распахнул,
Звонком веселым в классы всех позвал,
Но звон его под стоном утонул,
Что жизнь учителей и школьников забрал.
Они не дочитали умных книг,
Не домечтали и не долюбили.
В их вечных снах остался только миг,
Когда в заложники их захватили.
Мальчишки вдруг на годы повзрослели,
Удар принять старались на себя.
По-матерински девочки жалели,
К груди, прижав, безвинное дитя.
А море слез, что выплеснуть готово,
Заледенев в распахнутых глазах,
От ужаса смертельного живого*,
Осталось на иссохшихся губах.
Сердца людей – удары метронома* –
Одним желанием стучали в унисон*:
«НЕТ ТЕРРОРИЗМУ* В ШКОЛЕ, ДОМА!
РЕБЕНОК каждый будет ЗАЩИЩЕН!»
От боли, от насилия, от мести…
Призыв для Всех,
Кто верен ДОЛГУ, ЧЕСТИ!

Нас двадцать миллионов
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,

Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Мы в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.

Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.

Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.

Где в облаках зияет шрам наскальный,
В любом часу от солнца до луны
Бьет колокол над нами поминальный
И гул венчальный льется с вышины.

И хоть списали нас военкоматы,
Но недругу придется взять в расчет,
Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
Когда живых тревога призовет.

Будь отвратима, адова година.
Но мы готовы на передовой,
Воскреснув,
вновь погибнуть до едина,
Чтоб не погиб там ни один живой.

Живите долго, праведно живите,
Стремясь весь мир к собратству
сопричесть,
И никакой из наций не хулите,
Храня в зените собственную честь.

Падучих звезд мерцает зов сигнальный,
А ветки ив плакучих склонены.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.

Есть у нашей любимой Отчизны,

У России, - начну я рассказ, -

Символы, отражение жизни

Тех, кто жил задолго до нас.

Это герб, овеянный славой:

Золотой орел на щите

И копьем пораженный лукавый –

Нет врагов у России нигде!

Это флаг, победа с которым

Неизменно всегда была.

Это гимн, где каждое слово

Помнят люди. Любима страна!

А откуда пошли они,

Вековой истории знаки?

Началось все для русской земли

Как приплыли княжить варяги.

Но двузубец варягов забыли,

И до грозного князя Ивана

Птицы, львы на печатях были

И святые, коль князь христианин.

Вот двуглавый орел появился,

Стал гербом он русской земли,

Крылья поднял, вооружился,

Три короны власть обрели.

При Великом Петре почернел орел,

Стало поле вокруг золотое.

При Павле мальтийский крест обрел –

Не осталось надолго такое.

«С нами Бог», - так девиз гласил,

Два архангела щит держали.

Гордо стоял с мечом Михаил,

Того, кто с крестом, Гавриилом звали.

Но был свергнут он вместе с царем,

И на долгие годы забыли

Гордый символ России. Орел…

Серп и молот его заменили.

Был огромный Советский Союз,

Объединивший когда-то народы.

Их сплотила великая Русь,

Но как быстро промчались годы.

И теперь уже, в наши дни,

Вновь вернулся орел золотой.

Три короны, две головы –

Герб России нашей родной.

Как огонь, на ветру трепетали

Православные русские стяги.

С верой в победу в бой люди вступали –

Так начиналась история флага.

Флаг во многом подобен гербу был:

Та же птица расправила крылья,

Тот же цвет орла окружил,

И Петра триколор не забыли.

Возвратился он в годы войны,

Как свободной России знамя.

И шевроны – из лент сплетены –

Форму Белых украсили армий.

А потом – Союза алый флаг,

Серп, звезда и молот золотые.

И вот вновь трепещет старый стяг,

Разноцветные три полосы простые.

Гимн России, гордость в нем народа, -

Самая торжественная песнь.

Появился он с двухтысячного года,

Слава государству, честь.

Итак, рассказ окончен мой,

Пролетели пред нами года.

Каждый символ с особой судьбой,

Будем помнить мы всегда.

Ведь история, память народная, -

Это то, что должны все знать.

Восславим Отечество наше свободное,

Сделаем все, чтоб могло оно процветать!

Анализируя во время чтения эти стихотворения нам кажется, что нас переполняют чувства гордости, чувства любви ко всему, о чем мы говорим – это и есть воспитание патриотизма в наших душах, в самих нас. Читая такого рода произведения (во время подготовок к мероприятиям, во время обсуждения, на творческих вечерах) можно сделать вывод, насколько глубоко, трогательно, чувственно и красиво вы сможете преподнести и объяснить то или иное действие и произведение, настолько внимательно дети будут слушать и воспринимать все услышанное, и настолько глубоко в сознании отложиться у ребенка та мысль, которую вы хотели донести.

Патриотизм в душе! Если откроется душа, и ребенок прочувствует вместе с нами, вместе с автором все- то вы услышаны, вы близки к цели, вы смогли донести до школьника, то, что хотел сказать автор стихов (песен, проз, презентаций и т. д) и что так интересно пытаетесь донести до него вы. И если мы сами патриоты - значит, мы сможем и должны воспитывать в наших детях подобные чувства, чтобы Россия на протяжении всех веков имела мощь и силу!

Подводя итог форм патриотической работы могу сказать, что школьники, заканчивая 11 класс в моем д\о «СМиД», выходят из школы с определенным «клубочком (у каждого «клубка» свой индивидуальный размер) добра, чистоты, чести, человеколюбия, сострадания», на который жизнь намотает много нитей хороших и добрых дел- это и есть ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ!

Формы гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:

беседы, классные часы, читательские конференции;

тематические утренники, проведение совместных праздников;

торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;

смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;

конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

ролевые игры, проигрывание ситуаций;

встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;

проведение конкурсов военно-патриотической песни;

посещение воинской части;

обращение к государственной символике;

краеведческая деятельность;

поисковая работа группы «Память»; сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн;

знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

социальные акции «Ветеран живет рядом», «Милосердие», «Утренние зори», операция «Забота».

Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов.

Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые ковали Победу. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.



Целесообразно проведение интегрированных уроков (история, всемирная история, литература, могут быть объединены темами: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война в истории и судьбах людей», «Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенные годы», «Афганистан – наша память и боль» и т. п.). Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества. Преподаватели тесно сотрудничают с преподавателями общественных дисциплин, музеями боевой славы, с обществами содействия армии. Учащиеся могут изучают статьи Конституции о защите Отечества и Закон О воинской обязанности, организуют походы по местам боевой славы, проводятся беседы, о подвигах нашего народа. Для решения задач гражданско-патриотического воспитания педагоги могут организовывать следующие мероприятия: проведение акции милосердия ко Дню пожилых людей, проведение праздника труда «Для тебя, родная школа», «Адреса заботы» (шефство над ветеранами и пожилыми людьми), участие в туристско-краеведческой экспедиции «Наш край», участие в игре-викторине «Мой родной город» и т. п. Самые ощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления приносят встречи с ветеранами ВОВ. Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь. Поэтому при проведении воспитательного часа, например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий материал – письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны. Одно из самых серьезных отношений в школе к организации спортивных мероприятий.



Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края. Так, в школу можно пригласить писателей, работников музеев. Совместно с мастерами провести занятия, где школьники познакомится и поучится изготовлять, делать национальные всевозможные изделия из глины. Можно проводить урок необычный на первый взгляд «Родная сторона». Уроку всегда предшествует прогулка по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением откроют для себя заново красоту этих домов. После экскурсии можно поработать над созданием образа дома; сделать его из бумаги, нарисовать – это надолго останется в детской памяти. В работе необходимо использовать взаимодействие трех видов искусства – слова, живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера. Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов страны. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для нашей страны, можно и должно. И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. В детях воспитывается забота о доставшихся нам природных сокровищах. Выработка учебно-воспитательных средств, применяемых при общении со школьниками для формирования у них взглядов и убеждений по сохранению и воспроизведению природных ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.

3. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.

4. Издательство: Школьная Пресса Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6.

5. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.

6. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.

7. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.

8. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12.

9. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.

10. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.

11. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.


Содержание

Введение………………………………………………………… ………………...3
Глава I. Сущность, содержание, методы формирования патриотического воспитания детей.
1.1.Понятие и аспекты патриотизма…………………………… ………………..6
1.2. Нормативно-правовая база патриотического воспитания…………………8
1.3. Методы формирования патриотических качеств личности……………...10
Глава II. Специфика патриотического воспитания и технологии учебной и внеурочной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей.
2.1.Направления работы по патриотическому воспитанию в современной школе…………………………… ………………………………………………..12
2.2. Формы работы по патриотическому воспитанию детей в современной школе…………………………………………………………….. .……………...14
2.3. Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе………………………………………………………………… ………......15
Глава 3. Методика патриотического воспитания в начальной школе………16
Заключение…………………………………………………… ……………….…26
Список используемой литературы………………………………………….…. 27

Введение

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия мы практически потеряли целые поколения, представители которых в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А.Пашкович, Т.А.Касимова, Н.К.Беспятова, Буторина Т.С, Т.А.Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжение многовековой Российской истории. В частности отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни. У россиян как у евроазиатского народа в сознании и менталитете общественное всегда преобладало над личностным, патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков.
В русском этносе идея патриотизма всегда рассматривалась в широком диапазоне. Свидетельства о патриотизме встречаются в военно- исторических документах и летописях еще в XI в. Патриотизм носит личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. В «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.) патриотизм закреплялся законодательно и ставится выше всех ценностей и добродетелей. В начале XIII века произошло обновление государственной идеи, главным из принципов стало «служение Отечеству и своим ближним».
В XIX веке министром народного просвещения графом С. Уваровым провозглашена формула: «Православие, Самодержавие, Народность», символично отражавшая российскую национальную идею того времени.
Первая мировая война, всколыхнувшая патриотизм граждан Российской империи, дала толчок к формированию обновленной идеи: «За Веру, Царя и Отечество». Патриотическая идея сохранилась в народе и после Октября 1917 года, но в смертельно опасной обстановке новой властью выдвигается лозунг «Социалистическое Отечество в опасности!»
Сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, война носила характер народной. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» - пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы.
Цель исследования: обосновать теоретические подходы к содержанию патриотического воспитания школьников на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основания развития патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе
2. Выявить специфику патриотического воспитания и технологий учебной и внеурочной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей.
Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образо-
вания в целом.

Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

Глава I. Сущность, содержание, методы патриотического воспитания детей

    1.1.Понятие и аспекты патриотизма
Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся 1 .
Патриотизм включает в себя:
          чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
    уважительное отношение к языку своего народа;
    заботу об интересах Родины;
    осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
    проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
    гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
    гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
    уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
    ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
    гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Различают несколько уровней патриотизма:
    биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь.
    психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте.
    Социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида. Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения конвенциальных ролей, - индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим».
    Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями, сформированным неформальным мировоззрением 2 .
Анализ философских, психологических, педагогических исследований, посвященных изучению различных аспектов патриотизма, позволяет определить его как сложное интегральное психологическое явление, которое включает в себя три аспекта: когнитивный (знания, представления); эмоциональный (отношение, чувства); поведенческий (готовность к действию, установка и непосредственное действие).

1.2. Нормативно-правовая база патриотического воспитания

К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно- правовая база патриотического воспитания. Имеются постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно- патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года, распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов) от 9 апреля 1997 года, обновленный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, утвержденная в марте 1998 года Концепция военно- патриотического воспитания и постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 декабря 1999 года 3 .
Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 11.06.2005г. №422), а также подпрограмме МО РФ « Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно- нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма 4 .

1.3. Методы формирования патриотических качеств личности

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков патриотических качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, В.И. Лутовинов и др.
Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания, можно выделить группы методов, которые представлены в таблице:

п/п
Группа методов Методы Свойства методов
I. Методы формирования
сознания
личности
Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии,
метод примера
Постановка школьника в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
II. Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения Педагогическое требование, требование коллектива, обще-ственное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело, метод проектов Необходимо создавать ситуации, в которых школьник упражнялся бы в патриотической деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость патриотической деятельности школьников для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
III. Методы стимулирования деятельности и поведения Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать школьника корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает школьника к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры дают возможность педагогам образовательных учреждений выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма 5 .

Глава II. Специфика патриотического воспитания и технологии учебной и внеурочной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей

2.1. Направления работы по патриотическому воспитанию в современной школе

Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его восприятие как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, субьект-объектного, содержательного, результативного. Патриотическое воспитание детей в современной школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности 6 .
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования на современном этапе можно определить следующие:

    Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
    Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
    Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
    Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
    Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
    Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
    Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины 7 .
Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.

2.2. Формы работы по патриотическому воспитанию детей в современной школе

Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность 8 .
Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими документами – развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, – формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, – развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.

2.3. Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе

Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.

    В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.
    У учащиеся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа
    В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России 9 .
Вопросы патриотического воспитания в современной школе находят отражение во всех применяемых в школе видах педагогического анализа: параметрическом; тематическом; итогом.

Глава 3. Методика патриотического воспитания в начальной школе

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой.
Учителя, неоправданно отодвинули на второй план проблему формирования у детей подлинной любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству 10 .
Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале эта работа осуществлялась на уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике.
Была разработана авторская программа учителя русского языка и литературы из г. Кирова Н.В.Черных «Русская традиционная культура». Где обязательно несколько уроков посвящены малой Родине. Их цель: раскрыть детям смысл понятия «малая Родина». Разобраться, почему Родина дороже всего?
На уроках звучат произведения М.И.Глинки, П.И.Чайковского, колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, русские народные песни, стихи о России, о Вятском крае. Затем углубляется и расширяется работа по русской тематике. Учащиеся встречаются с народными мастерами. Уроки проводятся в занимательной игровой форме. В содержание уроков включается больше исторического материала. Обязательно учащиеся знакомятся с традициями, обрядами, преданиями своего народа(ведь каждая нация, богата своими национальными особенностями) рассказывается о древних русских городах, о своем родном городе. Во внеурочное время проводятся различные праздники и экскурсии. Например, «Праздник русской матрешки».или «Русский лес» Дети побывали на экскурсии по городу, в музеях, мастерских городов.
Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края. Так, в школу можно пригласить писателей, работников музеев Совместно с мастерами провести занятия, где школьники познакомится и поучится изготовлять, делать национальные всевозможные изделия из глины 11 .
Основываясь на программе Н.В.Черных, можно проводить урок необычный на первый взгляд. «Родная сторона». Уроку всегда предшествует прогулка по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением открывали для себя заново красоту этих домов. После экскурсии они увлеченно работают над созданием образа дома. Кто-то сделал его из бумаги, кто-то нарисовал, и получилась красивая улица, которая надолго останется в детской памяти.
В работе необходимо использовать взаимодействие трех видов искусства - слова, живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера.
Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что: учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.
Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. В последнее время в СМИ прочно укоренилась незаслуженно уничижительная, по любому поводу, формулировка «возрождение России». Однако задумаемся: Россия по-прежнему остается уникальным природным комплексом, единственной в мире страной, в недрах которой присутствует вся таблица Менделеева, так что заявления об «умирании России» выглядя мягко о говоря, преждевременными 12 .
Другое дело - забота о доставшихся нам природных сокровищах. Выработка учебно-воспитательных средств, применяемых при общении со школьниками для формирования у них взглядов и убеждений по сохранению и воспроизведению природных ресурсов.
Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.
Но символами России являются не только белая березонька да могучий дуб. Для нашей страны характерными считаются еще немало чудесных черт - от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов.
Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции, скажем, такого искусства, как вологодское кружево. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно.
И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятиях 13 . Например:
Русский лес
Участвуют: Ведущая, дети в костюмах, изображающих растения русского леса, - Шиповник, Одуванчик, Сосна, Брусника, Голубика, Иван-чай, а также Врач, вокальный и танцевальный ансамбли.
Предварительная подготовка: готовятся музыкальные заставки, разучиваются монтажи, песни и танцы. Для оформления аудитории можно использовать репродукции с картин известных художников, изображения лесных растений, размноженные плакаты с рецептами полезных приготовлений и лесных даров
Н сцене вокальный ансамбль, исполняющий песню «Русский лес» (муз. и сл. М. А. Давыдовой).
Ансамбль (поет).
Лес, русский лес, сосны, ели, осины, березы,
Лес, русский лес, зимний вечер и летние грозы,
Лес, русский лес, полон тайны и полон прекрасных
чудес.
Лес, русский лес, русский лес.
Лес, русский лес, встал стеной за Россию когда-то
, Лес, русский лес, страшен был иноземным солдатам.
Лес, русский лес, вечно радуй людей и расти до небес.
Лес, русский лес, русский лес.
Ансамбль уходит. Появляется Ведущая.
Ведущая. Русский лес, без сомнения, достоин восхищения. Леса вообще играют большую роль в сохранении влаги на земле, регулируют сток воды в реки. Нещадное вырубание лесов влечет за собой увеличение влаги в почве, возрастание уровня воды в местных речках во время половодья и большую вероятность наводнений. Представьте себе, дождевая вода беспрепятственно поступает в реки, обрушиваясь в их речные долины и опустошая все, что попадается на пути. Из всех стран Европы больше всех богата лесами Россия. В Западной Европе в результате бесхозяйственной вырубки лесов к началу XXI века, увы, лесных массивов сохранилось ничтожно мало. Жители Германии, Италии, Франции, Бельгии забыли, что такое обыкновенные лесные грибы. Теперь они лакомятся лишь грибами-шампиньонами, выращенными в теплицах. Но ведь лесные грибы куда вкуснее.
Недаром русские люди любят чаще всего во время отдыха отправляться не на загородные курорты, а, догадайтесь, куда? Правильно, в близлежащие леса и рощи. Ведь здесь можно целый день провести с пользой для здоровья. А кроме того, можно сделать полезные запасы на зиму и унести отсюда не только грибы, цветы да ягоды, но и незабываемые впечатления, которые потом станут основой долгих приятных воспоминаний.
Появляется Врач.
Врач. Добрый день. Я слышу, вы рассуждаете о пользе лесов? Можно мне тоже принять участие в вашем разговоре?
Ведущая. Здравствуйте. Конечно, можно, только представьтесь, пожалуйста. Хотя я догадываюсь по вашему белому халату, что вы - врач.
Врач. Совершенно верно. Можно я присоединюсь к вашей беседе? Ведь лес и в самом деле великое благо для всех нас. Лесной воздух целебный. В нем мало микробов и много полезных микроэлементов. Поэтому санатории для больных людей и дома отдыха всегда возводят возле лесных массивов. Давайте вспомним, какие вы знаете полезные екарственные растения, произрастающие в лесах.
Дети отвечают.
Посмотрите, на наших стенах есть рецепты, где указано, как правильно использовать то или иное растение и что из него можно приготовить.
и т.д.................

Патриотизм -- категория социально-историческая. Каждый исторический период, каждая общественная сила, прибегая к этим понятиям, вкладывает в них содержание, соответствующее своей нравственно-политической ориентации. Достаточно, к примеру, сопоставить, какое содержание в термин «патриотизм» вкладывали французские революционеры в конце XVIII века, русские революционные демократы XIX века, большевики в разгар I мировой войны, генералы и офицеры армий Деникина и Колчака в годы гражданской войны, чтобы убедиться в подвижности, изменчивости, смысловой значимости этого термина. В советский период особое внимание уделялось воспитанию патриотизма и интернационализма. Важное место в интернациональном воспитании молодежи занимали такие понятия, как «единство», «дружба», «равенство» и «братство». Воспитание интернационализма строилось на революционной идеологии, предполагавшей единение трудящихся масс, трудящихся разных национальностей. Сегодня, безусловно, ощущается ограниченность этой позиции в связи с изменившимися политическими условиями в стране и мире. Поэтому на современном этапе особую роль приобретает концепция воспитания истинного, гуманистического патриотизма, уважающего патриотизм других наций, и на его основе -- межнациональной (межгосударственной) и межэтнической солидарности внутри государства, что позволит предотвратить распространение не только шовинизма, национализма, но и этноцентризма.

Сегодня в нашем подходе к патриотизму в первую очередь должно подчеркиваться его демократическое ядро, его гуманистическая значимость, общечеловеческая ценность. Сегодня истинный патриот -- это борец за новую Россию. Система патриотического воспитания призвана способствовать всемерному привлечению граждан к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России. Она включает в себя государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительной деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Функционирование системы патриотического воспитания в России осуществляется на базе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 422 от 11.07.2005 года.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, основными задачами которого являются формирование готовности и способности молодежи к военной службе, воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии, сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите Отечества, обеспечению его безопасности и суверенитета.

Военно-патриотическое воспитание осуществляется совместными усилиями семьи, школы, учебных заведений, трудовых коллективов, творческих союзов, средствами массовой информации, военно-патриотических клубов и, конечно, всего личного состава Вооруженных Сил РФ. В практике работы по военно-патриотическому воспитанию используются различные формы и методы. Наиболее распространенными из них являются: лекции, доклады, беседы, тематические вечера, встречи с ветеранами войн и Вооруженных Сил, проведение уроков мужества, создание музеев и комнат Боевой славы, проведение походов по местам боевых сражений, участие в движении юных следопытов, проведение военно-спортивных и военно-технических игр и др.

Значительную помощь в воспитании подрастающего поколения, подготовке молодежи к военной службе государственным органам оказывают командиры и личный состав воинских частей, а также военные комиссариаты. Прочно вошло в практику закрепление воинских частей и военно-учебных заведений за общеобразовательными школами, колледжами и трудовыми коллективами для оказания им помощи в организации оборонно-массовой работы и осуществлении военно-патриотического воспитания.

В этих целях в воинских частях и в военно-учебных заведениях проводятся дни открытых дверей, совместные тематические вечера, военно-спортивные мероприятия. Некоторые военнослужащие ведут занятия в военно-патриотических клубах, школах, оказывают помощь в организации военно-технических кружков и военно-спортивных секций. На базе некоторых воинских частей городские и муниципальные органы образования в летние месяцы организуют пятидневные сборы учащихся для закрепления знаний по основам воинской службы, а также деятельность различных военно-патриотических объединений и клубов. Таким образом, в последние годы в нашей стране восстановлена и существенно обновлена система патриотического воспитания молодежи, которая начинает приносить положительные результаты.

Вся тысячелетняя история России - это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалась в нашем сознание со словами "честь" и "доблесть", "мужество" и "слава". Олицетворением этих понятий стала российская Армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести: «честь мундира», «поле чести», «честь офицера», «кодекс чести». По В.Далю, «честь» - это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». На этих понятиях основываются морально-этические традиции российской армии. Пока эти понятия сохранялись, безопасность Отечества была гарантирована. Когда они стушевывались, исчезали (хотя бы временно), все рушилось.

Хабаровские журналисты, проведя социальный опрос о службе в армии накануне осеннего призыва пришли к выводу, что российская армия и патриотическое воспитание в России далеки от идеала. Вопрос «Вы служили в армии?» не оставил равнодушным 394 пользователя из 549 респондентов. Проанализировав результаты весеннего призыва, военкоматы пришли к выводу, что рост количества призывников во многом связан с усилением работы по военно-патриотическому воспитанию. Однако сами новобранцы с властями не совсем согласны. Открыто заявляют о том, что скрываются от армии 12% респондентов. Сознательно решили вступать в ряды вооруженных сил всего лишь 6% опрошенных. Нейтральный вариант ответа «не служил» выбрали большинство - 59% участников опроса, что уже о многом говорит.

Отношение к армии довольно парадоксально в нашем обществе: с одной стороны молодежь уклоняется от службы в армии, а с другой - огромный конкурс в кадетские корпуса, суворовские училища и другие учебные заведения, готовящие профессиональных военных. С одной стороны падение престижа армии, но с другой - уважение к героизму людей, участвуют в боевых операциях на Северном Кавказе, понимание ценности их военного братства, ценности патриотизма. Есть такая поговорка: "Каждый народ получает то правительство, которое он заслуживает». Можно ли сказать, что каждый народ получает ту армию, которую он заслуживает? Может ли в безнравственном обществе быть нравственная армия? Актуально ли сейчас выражение «честь имею»?

Россия - это 1/8 часть богатейшей ресурсами суши, чтобы её защитить, нужна мощная, технически оснащенная армия и постоянный резерв войск. На вооружение российской Армии сейчас самая современная техника, которая требует высокого уровня интеллекта, психической устойчивости, физического здоровья. В России в настоящее время действует смешанный принцип формирования армии: по призыву и по контракту. 23 части вооруженных сил России комплектуется на профессиональной основе и добровольно (контрактники) и 13 по призыву (призывники). В настоящее время срок службы по призыву 12 месяцев. Специалисты в области современных вооружений полагают, что на меньший срок призывать молодых людей невозможно, имея в виду, что сложность военной техники возрастает, и за меньший промежуток времени просто невозможно ничему научить. Военнослужащие, взятые по призыву, не принимают участие в боях в горячих точках. В России можно получить профессию офицера в 57 военно-учебных заведениях: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов.

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодёжи России уделяется особое внимание государства, средств массовой информации, работников сферы образования, как на уровне школ, так и высших учебных заведений. Однако, в данной сфере остается много неразрешенный проблем и открытых вопросов.