Садовые растения        10.10.2019   

Характеристика физического развития детей 3 4 лет. Контрольная работа Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет). Относитесь к ребенку с уважением

В этой статье:

Три-четыре года - это период младшего дошкольного возраста. Дети в это время в большинстве своем открывают двери в детский сад, постепенно начинают готовиться к школе. Изменяются их физические и психологические характеристики.

Основные физиологически показатели детей в 3-4 года: риски и нормы

Трех- четырехлетние малыши, как правило, весят около 12,5 кг (+/- 1 кг). Рост их колеблется в области 96-100 см. Грудная клетка в окружности составляет 51,7 см (+/- 1,9 см), окружность головы составляет 48 см. В этом возрасте число молочных зубов достигает 20 штук, а общий объем черепа практически идентичен черепу взрослого человека.

В это время дети имеют некоторые особенности опорно-двигательного аппарата. У малышей пока еще не устойчив позвоночник, суставы и кости легко изменяют форму под воздействием внешних условий.

Деформации может поддаваться не только позвоночник, но и суставы пальцев, например, если ребенку приходится часто работать с неподходящими для его возраста видами пластилина. Некорректные позы в сидячем или стоячем положении обязательно станут причиной нарушения осанки, что, в свою очередь, приведет к нарушению работы системы кровообращения и дыхания.

Начиная с трех-четырех лет у детей в несколько раз увеличивается мышечная масса, мышечные волокна совершенствуются в результате процессе дифференциации. В конце третьего
года и начале четвертого у детей особенно хорошо получается совершать движения одной рукой, например кидать мяч или катить игрушку. Основная причина - более развитая, по сравнению с мелкой, крупная мускулатура.

Игровая деятельность позволяет совершенствовать движения кистей и пальцев. Ребенок в 3-4 года становится более координированным. А вот что касается дыхательных путей, то их развитие еще не окончено. Малыши пока имеют отличные от взрослых дыхательные пути, отчасти за счет более узких воздухоносных путей:

  • бронхов;
  • гортани;
  • носовых ходов;
  • трахеи.

Имеет свои особенности и слизистая оболочка, для которой
сейчас характерна повышенная ранимость. Главным побочным эффектом недоразвитости слизистой в этом возрасте являются частые заболевания органов дыхания.

В 3-4 года ребенок не способен самостоятельно контролировать дыхание, подстраивая его ритм под ритм движения. Поэтому родителям нужно помочь малышам научиться дышать носом без задержки дыхания. Для этого хорошо подойдут игровые задания, например с пушинками или легкими бумажными элементами.

Развитие внутренних систем и головного мозга

Если сравнивать сердечно-сосудистую систему с системой органов дыхания в возрасте 3-4 лет, то она на порядок более развита. При этом нужно понимать, что как часы сердце малыша будет работать только при условии соблюдения адекватных возрасту нагрузок.

В младшем дошкольном возрасте активно происходит развитие нервной системы. К концу третьего года жизни ребенок учится анализировать и синтезировать воздействие на него окружающего мира. Во многом это становится возможным за счет развития речи дошкольника, которая помогает малышу лучше воспринимать действительность.

В 3-4 года дети способны лучше концентрироваться, поэтому с ними можно работать над изучением и закреплением учебного материала. Нужно учитывать, что степень концентрации может изменяться в зависимости от влияния на ребенка окружающих факторов. Например, ребенок легко отвлекается на посторонних, а также на звуки и движения в помещении, где проводятся занятия.

Нельзя пока назвать совершенным и развитие процессов возбуждения и торможения. Дети в этом возрасте бывают нелогичны, что проявляется излишней суетливостью или неожиданной сдержанностью. Повышенная возбудимость в возрасте 3-4 лет как раз и является главной причиной утомляемости дошкольников.

У малышей в этом возрасте свои особенности имеют и сигнальные системы. А межанализаторные связи находятся на такой степени развития, что пока дошкольники не всегда способны адекватно реагировать на замечания воспитателей. Чтобы добиться результата в этом возрасте, куда более эффективным будет помочь ребенку, указав ему правильное направление действий, чем высказывать пожелания в словесной форме.

Особенности развития личности дошкольника

После трех лет ребенок начинает больше задумываться о себе как о личности. Он уже знает, к какому полу принадлежит, знает свое имя, сколько ему лет, как он выглядит. Местоимение «я» в речи малыша будет свидетельствовать о том, что кроха полностью осознал себя как отдельную личность. Вместе с этим в его психике появляются новые особенности. Одна из них - это желание нравиться взрослым, получать похвалы за поступки.

Другая - желание быть самостоятельным и делать все так, как хочется. На почве развития этих прямо противоположных направлений в душе малыша возникает первый внутренний конфликт, который ему отчаянно мешает жить в гармонии с собой.

Именно поэтому три-четыре года для большинства малышей - это кризисный возраст, с которым им могут помочь справиться только родители и опытные воспитатели. Признаками кризисного возраста станут:

  • упрямство;
  • частые перепады настроения;
  • негативизм.

Еще одна особенность, неизменно отмечающая развитие детей в возрасте 3-4 лет - это намеренный характер игровых действий. Дети четко знают, во что они будут играть и как. Они выбирают для себя разные роли, строят объекты из кубиков, рисуют и лепят, создавая первые композиции.

В целом можно отметить, что для развития ребенка младшего дошкольного возраста характерна преднамеренность, приходящая на место произвольности действий. Пока, на четвертом году жизни, действия преднамеренны лишь отчасти. Малыш не всегда способен до конца придерживаться цели, часто отвлекается как в бытовой, так и в игровой деятельности.

В среднем за время игры ребенок может потерять концентрацию до 13 раз! Также кроха пока не всегда может планировать свою деятельность – это умение придет чуть позже. В 3-4 года дети чаще останавливают выбор на нескольких предметах, необходимых им для игры, особо не думая о том, как будут развиваться события дальше.

3 голос, средняя оценка: 3,67 из 5

Физическое и умственное развитие ребенка в 3 года прошло уже много этапов. Он из младенца неожиданно превратился в дошкольника. Родителям пришлось пережить нелегкий переходный период двухлетки, и теперь они могут в той или иной мере вздохнуть спокойно.

Основные эмоции и желания у трехлетних малышей уже более контролируемы, они становятся в меру послушными, хорошо понимают взрослых. Ребенок быстро бегает, перелезает через препятствия, может совершать два действия одновременно. Разговаривают детки предложениями, могут на словах объяснить, чего хотят. В этом возрасте они неплохо контактируют между собой, умеют играть в общие игры. Одним словом, малыш становится почти взрослым.

Физическое развитие ребенка трех лет

Средняя масса мальчика в три года – 13-17,4 кг, девочка весит 12,5-17 кг. Рост мальчиков 91-102 см, девочек – 91-101 см. Таблица физического развития ВОЗ подает немного другие показатели, вес мальчика в ней 11,3-18,3 кг, девочки – 10,8-18,1 кг, рост соответственно – 88,7-103,5 см, и 87,4-102,5 см. По своему физическому развитию дети в трехлетнем возрасте все больше отличаются друг от друга. У них начинают проявляться генетические особенности, масса тела и рост могут зависеть от качества питания и других факторов.

К трем годам ребенок обрел много двигательных навыков. Он уверенно поднимается и спускается по лестнице, попеременно переставляя обе ножки. Играет с мячиком, может забрасывать его в коробку, копать одной ногой. Катается на трехколесном велосипеде, умеет поворачивать его в нужную сторону. Поднимается на носочках, чтобы что-то достать, прыгает на одной и двух ножках. У малышей получается стоять на одной ножке более пяти секунд. Они уверенно преодолевают разные препятствия, умеют ходить по наклонной плоскости, поворачиваться во все стороны, пятиться назад. Ребенок в этом возрасте должен выполнять два действия одновременно. Например, хлопать в ладошки и топать ножкой.

Проходит у малышей интенсивное развитие мелкой моторики. Они уже справляются с конструктором, даже если в нем детали маленьких размеров. Умеют вырезать ножницами, лепить фигурки из пластилина. Дети неплохо рисуют, могут изобразить круг, квадрат, прямую линию, некоторые большие буквы, человечков с ручками и ножками. Самостоятельно строят башенки из 8-9 кубиков, полностью складывают цветную пирамидку. Игры малышей становятся все сложнее, они придумывают роли, делают из конструкторов домики, гаражи, селят туда своих кукол, зверушек и машинки. Складывают и сортируют разноцветные картинки и карточки с рисунками, начинают по ним сочинять собственные истории. Умеет складывать пазлы из 4-5 деталей.

Увеличивается к трем годам и количество бытовых навыков. Дети самостоятельно одеваются и раздеваются, пытаются завязывать шнурки и застегивать пуговички. Они хорошо едят ложкой, почти не пачкаются, пьют из кружки, умеют закручивать и откручивать крышку на бутылке. Сами моют ручки и вытирают их без помощи родителей. Умеют пользоваться носовым платком и салфетками. Просятся на горшок и хорошо регулируют свои физиологические потребности.

Умственное развитие ребенка

Когнитивное развитие ребенка в 3 года очень прогрессивное. Активизируются все мыслительные процессы, начинает проявляться логическое мышление, улучшается концентрация внимания, совершенствуется деятельность головного мозга. Дети этого возраста становятся почемучками, для них не существует вещей, о которых невозможно задать вопрос. Кроме привычных уже «что это?», «кто это?», появляется все больше «почему». Ребенок старается выяснить причину тех или иных явлений, действий. Он не отстанет от родителей, пока не удовлетворит своей любознательности. Важно давать малышу как можно более пространственные ответы, тогда его мышление будет глубоким, а не поверхностным.

У малыша к трем годам от рождения начинает развиваться фантазия. Девочка придумывает имена своим куклам, пробует сочинять простые сказки и разыгрывать их в ходе игры. Мальчикам больше нравится воображать себя смелым воином или суперменом, шофером или строителем. Дети начинают придумывать ролевые игры с 2-3 персонажами. Их уже не так просто отвлечь или переключить внимание на что-то другое. Пока что ребенок и дальше ломает свои игрушки, но уже пытается сложить их обратно. В его руках они могут обретать новые функции.

Ребенок к трем годам умеет сортировать предметы по цвету и форме. Увеличивается количество математических навыков, малыши умеют считать до пяти, понимают простые числа. Может выполнить сразу три команды взрослого. С удовольствием разглядывает картинки в книжках, рассказывает, что на них нарисовано. Узнает на фотографиях родителей, бабушек и дедушек, своих знакомых. Особенности его зрения позволяют различать даже самые мелкие детали на картинках, оттенки разных цветов. Учит кроха стихи и песенки, с удовольствием танцует под музыку. Может рассказать связно содержание сказки, отгадывать простенькие загадки. Сортирует предметы по их свойствам, различает форму, цвет, материал из которых они сделаны. Умеет обобщать. Например, знает, что глаза могут быть у собачки, тигренка и у человека. Что у людей нижние конечности - это ноги, а у зверей – лапы. Группируют объекты дети и по способам действия. Собака и комар кусается, самолеты и вертолеты летают.

Речевое развитие ребенка

Словарный запас у малышей к трем годам значительно увеличиваются. Они активно пользуются почти тысячей слов. Строят из них сложные предложения, активно используют прилагательные, предлоги, глаголы. Умеют правильно ставить в предложениях падежи и времена. Дети хорошо знают свое имя и фамилию, отвечают на вопрос «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?». Также они называют имена близких людей. Умеют четко выражать свои желания и чувства словами. Во время игры постоянно разговаривают, комментируют свои действия и действия персонажей. Речь малышей достаточно четкая и понятная, они все реже делают ошибки, выговаривают почти весь алфавит, основные гласные и согласные. Усидчивость и внимательность у деток становится лучше, потому с ними легче заниматься.

Дети могут запоминать стишки, сказки, песни. Разглядывая картинки на страницах книги, пересказывать сказку, которую вы читали несколько дней назад. Они могут рассказать, что делали вчера или позавчера, в начале недели и даже в начале месяца. Начинают ориентироваться, сколько времени прошло от того или иного события.

Долгосрочная память может охватывать целый год. Хорошо знают, где лежат в доме их игрушки, посуда, где находится шкаф для одежды. Узнают людей, которых видели хотя бы раз в жизни. Начинают неплохо ориентироваться на местности, могут запомнить дорогу от детской площадки до дома. Ближе к четырем годам они могут неплохо знать родной город.

Эмоциональное развитие ребенка

Психоэмоциональное, как и умственное развитие ребенка в 3 года выходит на новый уровень. Он реже капризничает и закатывает истерики, у него пропадают приступы гнева. Проблемы переходного возраста понемножку отступают. Теперь он учится контролю своего эмоционального состояния, слушает взрослых, реагирует на замечания, не кричит в общественных местах, намного реже плачет. Почаще хвалите малышей, это им нравится и вырабатывает положительное отношение к жизни. А вот ругать кроху нужно только в крайних случаях, трехлетние дети очень болезненно реагируют на порицания.

Важным моментом эмоционального развития является умение давать оценки. Малыш начинает понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Когда он сделает что-то не так, ждет наказания от родителей, прекрасно понимая свой проступок. Также он может оценивать чужое действие, характеризуя его положительно или отрицательно. Речь ребенка становится эмоционально окрашенной. Рассказываю о каком-то событии малыш повышает голос от переизбытка чувств, путает слова, употребляет множество восклицаний. Такими же эмоциональными становятся его игры. Пределам воображения ребенка нет, потому вы сами удивитесь, насколько оригинальными бывают их персонажи.

Спектр эмоций к трем годам у малышей более разнообразный. Они умеют не только смеяться и плакать, но и смущаться, восхищаться, грустить. Иногда выражение лица крохи становится мечтательным или задумчивым. Усилится могут и страхи. Ведь фантазия в этом возрасте бурная, карапуз может придумать себе множество чудищ, которые живут в шкафу, и всерьез их боятся. Родители не должны игнорировать такое поведение. Лучше вместе с ребенком «проверить» все тайные места, где могут жить монстры, для того, чтобы убедиться в их отсутствии.

Социальное развитие ребенка

Психологическое и личностное развитие трехлетних малышей позволяет им строить более прочные социальные связи. Главными авторитетами для них остаются родители. Дети активно копируют их поведение, речь, разговорные интонации. Потому маме с папой надо следить за своим поведением при ребенке. Если они ссорятся, их общение проходит на повышенных тонах, малыш будет нервничать и копировать такой тип поведения в контактах с другими. Когда родители показывают свою любовь друг к другу, кроха будет расти спокойной и сможет делиться похожими чувствами с друзьями и сверстниками. В трехлетнем возрасте разлука с мамой воспринимается уже не так трагически, как раньше. Потому дети могут спокойно посещать садик, школу раннего развития, более охотно остаются с няней.

Трехлетние дети уже научились вместе играть. Они способны взаимодействовать, создавать и запоминать правила игры. Часто копируют движения и навыки друг у дружки, что очень положительно влияет на их развитие. Поведение малышей может быть разным, кто-то с удовольствием отдает свои игрушки, кто-то жадничает. Одним больше нравятся спокойные ролевые игры, другие более охотно бегают и прыгают. Есть среди детей драчуны, есть болтуны и молчуны, кто-то из них общительный, а кто-то замкнутый. Это означает, что к трем годам начинают проявляться индивидуальные черты характера и особенности темперамента. Гуляйте с ребенком там, где есть дети. В трехлетнем возрасте без общения со сверстниками он не сможет полноценно расти и развиваться.

Питание и режим трехлетнего ребенка

Малыш к трем годам ест практически все. Это не значит, что он может полностью питаться со взрослого стола, его немного отличаются от потребностей взрослых. Количество пищи, которую должен съедать малыш в сутки, 1500-1600 грамм. Около 500 г составляет молоко и молочные продукты. Готовьте еду вместе с ребенком, спрашивайте, что он будет есть. Таким образом малыш будет учиться делать свой выбор, понимать собственные вкусы, и гордиться, что с его мнение считаются.

Чтобы малыш получал все необходимые витамины, его пищеварительная система хорошо работала, в меню должны быть овощи, ягодки и фрукты, а также сухофрукты. Ограничений практически нет, разве что у ребенка на какие-то фрукты аллергия. С осторожностью дают бобовые, чтобы не вызвать вздутия живота. Кроме овощей и фруктов в рационе малышей должны быть каши. Выбирать их желательно на вкус малыша, больше ограничений нет. Самые полезные крупы в детском питании – гречка, рис, овсянка, пшено, также можно давать ребенку перловку, кукурузную и ячменную кашку.

Протеины – один из самых необходимых пищевых ингредиентов. Они должны составлять не меньше, чем 70-80 грамм от всего суточного количества еды. Ребенок должен есть рыбку, мяско, яйца. Пока не рекомендуется давать малышу жирную утку и гуся, но немножко свинины, без сала, ему не повредит. Жирные сорта рыбки будут полезными, ведь в них есть много витамина Д. Часть белков малыш получает из молочных продуктов, можно ему давать творожок, сыр твердый и плавленый, кисломолочные напитки. Яичками детей кормят не чаще, чем 3-4 раза в неделю. Нельзя забывать о жидкости, ребенку необходимо выпивать около 600-700 миллилитров в сутки. Поупражняйтесь в приготовлении домашних соков, компотов, киселей и муссов. Они полезней, чем покупные. Вот приблизительное меню для трехлетнего малыша:

  • Утренний прием пищи. Пюре из картошечки с укропчиком, кефир, хлебушек с маслом и джемом.
  • Обед. Супчик овощной на бульоне из курочки, рагу из картошки, морковки, цветной капусты и помидорчика, курочка вареная, компот, кусочек ржаного хлебушка.
  • Полдник. Творожок с сахаром, стакан молочка, печенье овсяное.
  • Вечерний прием пищи. Макароны, запеченные с капустой и сыром, чай, хлебушек с маслом и повидлом.

Для детей трех лет важно правильно составить режим дня и его придерживаться. Спит малыш один раз в день 1-3 часа, ночью – 9-10 часов, просыпается редко. Пред дневным и вечерним сном следует с ребенком прогуляться 1-2 часа. Если погода хорошая, полезной будет утренняя прогулка, сразу после завтрака. Лучшее время для физических упражнений – первая половина дня. Можно делать гимнастику после завтрака или после того, как ребенок пришел с улицы. Уроки для интеллектуального развития с ребенком лучше делать перед обедом, а творческие занятия перенести на вечер. Режим для каждого ребенка может иметь свои нюансы. Если малыш посещает садик, следует и в домашних условиях, на выходных или летом, придерживаться такого распорядка, который есть в детском учреждении. Иначе ему трудно будет адаптироваться после возвращения.

Важно следить за гигиеной ребенка. Приучите его мыть руки перед едой, после туалета и прогулки. Дважды в день чистите с ним зубки. Ногти на пальчиках нужно подстригать раз в неделю. Купают малыша через день или ежедневно. Научите малыша собирать свои вещи, после того как он разделся. Чистые пусть складывает в шкаф, а грязные относит в ванную. Это повлияет на его привычки в дальнейшем, приучит малыша к аккуратности.

Занятия для физического и умственного развития

В трехлетнем возрасте важно уделять внимание и физическому, и умственному развитию малышей. Гимнастика должна быть ежедневной, минут по 20-30. Сделайте ее интересной и веселой, занимайтесь с ребенком под музыку. Пускай ребенок вытянет ручки вверх, поднимется на цыпочках и скажет: «Я большой». Затем присядет и проговорит «Я маленький». Попросите малыша подольше постоять на одной ножке, как цапля, а затем попеременно попрыгать, то на одной, то на другой ноге. Лежа на спине ребенок поднимает ноги, качая таким образом мышцы пресса. Затем ложится на животик и пытается дотянуться носочками до затылка. Полезными будут занятия с большим гимнастическим мячом. Попробуйте найти обучающие видео ролики или специальные картинки в интернете, где более подробно описаны упражнения для трехлетних малышей.

В развитии речи к трем годам у детей наблюдается большой прогресс. Сейчас их нужно учить правильно формировать свои мысли, объяснять процессы и события, выражать эмоции словами. Очень помогут в этом игры с множеством вопросов. Попробуйте с ребенком группировать предметы по признакам.

Например, выясняйте, что может быть сладким, холодным, высоким. Приготовьте карточки с рисунками, пускай раскладывает и сортирует предметы по их основным признакам. Учите ребенка ориентироваться во времени. Можно начинать осваивать с ним календарь, пускай запоминает название времен года, месяцев. Рассказывайте ему о последовательности действий. Подчеркивайте, что сперва моются руки, а потом можно садится есть. Сначала из одежды нужно надеть колготки, потом штанишки, затем ботинки, и только после этого вы идете гулять.

Очень полезными будут занятия с ребенком на последовательность рядов. Для этого понадобятся карточки с рисунками, цветные картинки. На них могут быть нарисованы детки на разных этапах одевания, времена года, утро, день и ночь. Можно начинать игры, в которых нужно по признаку выделить одинаковые предметы или найти лишние, создать смысловые пары. Важное место должны занимать творческие занятия, лепка, рисование, аппликация. Пускай ребенок сам фантазирует, вы ему только подсказывайте, какие краски лучше взять, какая формочка поможет создать желаемую фигурку. Детали для аппликаций могут быть готовыми, но неплохо если малыш сам будет их вырезать по нарисованным линиям. Обязательным материалом для занятий с ребенком должны быть раскраски, цветные карточки, кубики с буквами и цифрами и другие развивашки. Любой род деятельности сопровождайте комментариями. Разговаривая с ребенком, вы совершенствуете его речь.

Занятия для эмоционального и психологического развития

Для эмоционального развития, совершенствования сенсорики и слухового восприятия пригодятся музыкальные занятия и танцы. Показывайте в книжке веселые картинки, учите шуточные стихи и песни. Ведь смех – одна из самых положительных эмоций, а чувство юмора поможет ребенку в будущем позитивно относиться к жизни, справляться с самыми сложными ситуациями. Родителям стоит знать, что у веселых детей возрастные кризисы проходят намного быстрее и легче. Правильное эмоциональное развитие не менее важно для ребенка, чем познавательное. Кроме того, музыка, цветные картинки, книги, способствуют развитию у малышей сенсорных способностей, фантазии, инициативы. Только в творчестве, которое соединено с обучением, дети могут расти и совершенствовать свои навыки.

Очень хорошо развивает мелкую моторику конструктор. Детали его могут быть разных размеров, и больших, и маленьких. Попробуйте вместе с ребенком построить домик из лего, затем поселите в него зайчика, придумайте вместе сказку об этом. Если вы практикуете раннее развитие, вам пригодится азбука, карточки Домана или кубики Зайцева, тетради, альбомы и другой полезный материал, который совершенствует умственные навыки, логику. Алфавит можно изучать и с помощью обычных книжек, с буквами, рисунками и стишками. Развитию математических способностей способствует изучение цифр, последовательных рядов, в три года можно уже начинать обучать ребенка простым арифметическим действиям. Тематическое занятие должно быть интересным, чтобы малыш не заскучал, и не утратил к нему интерес.

Отправить

При использовании любой методики важно правильное планирование занятия. Используйте все рекомендации, которые приведены в пособии. Только четкое передерживание инструкции поможет в полной мере достичь результата. И помните, занятия с ребенком должны приносить ему удовольствие. Поменьше спрашивайте его об усвоенном материале, не устраивайте бесконечные тесты, не будьте слишком строгими. Подойдите ответственно к выбору направления занятия, ведь в возрасте трех лет уже начинают проявляться индивидуальные способности малышей. Если ребенок спокойный, ему больше подойдут интеллектуальные и творческие занятия, если он гиперактивный, стоит больше внимания уделить физическому развитию и подвижным играм. Не забывайте читать ребенку книги, учить с ним стихи. Только таким способом можно совершенствовать память, вырабатывать правильную речь и произношение.

Запомните, сайт или женский форум не то место, где вы должны искать советы или оценивать развитие своего ребенка. Помочь выявить проблему может только консультация педиатра или психолога. Все дети особенные, и развиваются по-своему. Нормы являются довольно условными, а отклонения от них не всегда свидетельствуют о серьезной патологии. Регулярные занятия с ребенком, ежедневное обучение в процессе игры, любовь к нему и внимание, вот что помогает малышу расти и познавать мир правильно.

Каким должно быть физическое развитие детей 3-4 лет в соответствии с возрастными нормами? Родителям полезно об этом знать, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их по мере возможности. От этих показателей во многом зависит социальная адаптация ребёнка и его успешность в обучении. Анатомо-физиологические возрастные особенности, характерные для данного возраста, диктуют определённые виды занятий и упражнений, от которых зависят навыки, умения и знания малышей по физической культуре.

Врачи называют следующие особенности физического развития детей 3-4 лет, которые соответствуют нормам:

  1. Обычно физическое развитие ребёнка 3 лет определяется следующими параметрами: рост 96 (допускается отклонение в 4 см), вес 12 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 51 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 48 см, молочных зубов должно быть около 20.
  2. За два года все эти параметры, естественно, изменяются. К пятилетнему юбилею физическое развитие ребёнка 4 лет должно соответствовать уже иным числам: рост 104 (допускается отклонение в 4 см), вес 17 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 55 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 50 см, молочные зубы ещё не должны меняться на коренные.
  3. Объём черепной коробки в 3 года составляет почти 80% от примерного объёма черепа, диагностируемого у взрослого человека.
  4. Изгибы позвоночника неустойчивы, суставы и кости легко деформируются под влиянием негативных внешних воздействий.
  5. Диаметр мышц существенно увеличивается в несколько раз, мышечные волокна дифференцируются. На начальном этапе крупная мускулатура развита больше, чем мелкая. Но с течением времени движения пальцев и кистей совершенствуются, если физическое развитие идёт в соответствии с нормой.
  6. Просветы дыхательных путей (носовые ходы, трахея, гортань, бронхи) пока всё ещё максимально узкие. Выстилающая их слизистая оболочка нежна и быстро ранима. Поэтому одной из физических особенностей этого возраста являются частые воспалительные заболевания органов дыхания. Ребёнок не может регулировать дыхание на сознательном уровне и сочетать его с собственными движениями.
  7. Сердце работает без проблем в условиях посильных нагрузок. Кровообращение очень быстрое. Давление - 95 на 58.
  8. Строение и деятельность центральной нервной системы постоянно совершенствуется. Ребёнок способен к анализу и синтезу. Он умеет воспринимать окружающий мир, обладает речью, которая помогает ему обобщать и уточнять воспринимаемое (о возрастных особенностях развития ребёнка, можно прочесть ).
  9. Процессы возбуждения и торможения легко рассеиваются. Поэтому дети в этом возрасте делают много ненужных, совершенно лишних движений, суетливы, много говорят или резко замолкают. Повышенная возбудимость приводит к скорой утомляемости.

Нужно понимать, что все эти особенности физического развития детей в 3-4 года достаточно условны. Маленькие организмы могут развиваться по индивидуальным траекториям с учётом каких-то болезней, но отклонения от этих норм не должны быть значительными. В соответствии с этими моментами ребёнок должен обладать определённым набором знаний, умений и навыков, характерным для данного возраста.

Навыки, умения, знания

Перечисленные выше анатомо-физиологические возрастные особенности ребёнка в 3-4 года заметны чаще всего невооружённым глазом, так как касаются внешности. Или же они выявляются в ходе медицинских обследований и лабораторных анализов, если речь идёт о функционировании внутренних органов. В поведении же, на занятиях в детском саду, а особенно - в играх можно тоже увидеть, в норме ли его физическое развитие. В этом возрасте он должен:

  • задействовать в играх обе руки;
  • ходить на носочках;
  • делать различные виды шагов: широкие и мелкие, приставные и в прискоке;
  • ходить и бегать, управляя темпом (быстро, умеренно, медленно);
  • ходить и бегать в заданном направлении (прямо, змейкой, по кругу, между предметами);
  • ходить и бегать, держась крепко за руки;
  • прыгать на месте, продвигаясь либо вперёд, либо назад, через невысокие и недлинные препятствия;
  • достаточно точно бросать мяч в определённую цель, ловить его пока ещё только двумя руками;
  • принимать активное участие в спортивных, танцевальных, игровых мероприятиях;
  • последовательно выполнять разнообразные двигательные действия;
  • управлять телом - удерживать равновесие при ходьбе по наклонной поверхности;
  • уверенно крутить педали на велосипеде (пока ещё трёхколёсном);
  • хорошо ходить спиной вперёд;
  • подниматься и спускаться по лестнице, как взрослый, - чередуя ноги.

Ваш малыш без проблем справляется со всем этим в свои 3-4 года? Тогда можете быть уверены: особенности его физического развития не отклоняются от нормальных показателей. Если же у него ещё не всё получается, отчаиваться не стоит. Нужно лишь немного позаниматься с ним дополнительно, чтобы всё встало на свои места.

Занятия

Разбираясь в особенностях физического развития детей 3-4 лет, можно грамотно организовать занятия с ними. Усиливая тренировки в одном месте и ослабляя напряжение в другом, можно добиться очень хороших результатов. С таким подходом к этому делу ваш ребёнок станет физически крепким и здоровым дошкольником. Вот какие упражнения окажутся весьма полезными в этом возрасте.

  1. Чтобы совершенствовать движения пальцев и кистей, ребёнку требуется рисование, строительные и дидактические игры. Это - основы .
  2. Овладеть собственным телом ребёнку помогают поднимания рук в стороны и вверх, повороты туловища и его покачивания.
  3. Регулярное выполнение упражнений, требующих усиленного выдоха: разнообразные игры с пушинками или лёгкими изделиями из бумаги. Это способствует нормальному развитию дыхательной системы.
  4. Бег трусцой (не более 500 м), бег на носочках. Вспомогательная игра - кто быстрее добежит.
  5. Ходьба змейкой между различными предметами, на носочках.
  6. Прыжки одновременно на двух ногах и попеременно на одной. Прыжки через предметы (их высота - не более 5 см). Вспомогательная игра - классики.
  7. Приседания: не более 5 раз за 1 заход.
  8. Для физического развития ребёнка очень важно равновесие. Поэтому его нужно заставлять ходить по прямой линии, приставляя пятки одной ноги к носкам другой. Вспомогательные игры - качели, карусель. При ходьбе по прямой линии можно давать ему предметы - стакан с водой или ложку с теннисным шариком.
  9. Вис и качание на перекладине, кольцах, трапеции, турнике.
  10. До 5 кувырков за день.
  11. Очень важны для физического развития в 3-4 года упражнения на пресс. Предлагайте малышу подтягивать ноги к туловищу во время виса на турнике.
  12. Работайте с ребёнком над осанкой. Упражнения со спиной - кошечка и лодочка. Можно попробовать ходить с книгой на голове.
  13. Ползание между предметами и под ними высотой 50 см, по туннелю.
  14. Гонять мяч по полю, ловить его двумя руками, пытаться играть в футбол, пробовать забивать в ворота, бросать его в цель (она должна быть пока только горизонтальной - учитывайте эту возрастную особенность физического развития детей 3-4 лет).
  15. Катания на трёхколёсном велосипеде, самокате.

При регулярности таких занятий физическое развитие ребёнка в 3-4 года будет соответствовать нормам. Однако родителям необходимо учитывать здесь такой момент, как отсутствие противопоказаний для нагрузок подобного рода. Если малыш здоров, можете приступать к физкультуре хоть сегодня. При наличии же патологий и болезненных состояний необходима консультация врача. Нужно учитывать все особенности подобного рода занятий. Несколько полезных советов помогут сориентироваться.

Чтобы не навредить собственному ребёнку, организуйте физические нагрузки для него грамотно, с учётом его возрастных особенностей 3-4 лет. Иначе можно замедлить развитие растущего организма.

  1. Суставы пальцев у ребёнка в 3-4 года легко деформируются, если, например, он часто лепит из очень жёсткого пластилина. Следите за тем, чтобы подсобный материал был мягким и податливым.
  2. Не должно быть неправильных поз: сведены плечи, опущено одно плечо, постоянно опущена вниз голова. Они могут стать для ребёнка привычными, что неизменно приводит к серьёзным нарушениям осанки. В дальнейшем это отрицательно скажется на развитии кровообращения и дыхания.
  3. Для нормального физического развития органов дыхания учите ребёнка дышать носом.
  4. Обеспечьте ребёнку в 3-4 года сон в 11-13 часов в сутки. На дневной сон из них приходится 1-1,5 часа.
  5. Наполняйте день малыша физической активностью для его полноценного развития. Реализуйте его потребность в постоянном движении с помощью утренней зарядки, длительных прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, физкультминуток и даже домашнего спортзала.
  6. Обучайте его новым навыкам: езде на велосипеде, плаванью, игре в мяч. Это придаст ему уверенности, повысит самооценку.
  7. Будьте аккуратны с правилами в играх: не используйте соревнования. Соблюдать правила в 3-4 года ребёнок способен, но только не проигрывать. Иначе физическое развитие будет проходить на фоне нервного стресса.
  8. Сразу пролечивайте любые заболевания. Не забывайте про профилактику.

Чтобы физическое развитие ребёнка в 3-4 года соответствовало нормам, родители должны уделять его здоровью большое внимание. Постоянное посещение врачей, профилактика распространённых детских заболеваний, навыки здорового образа жизни, выполнение физических упражнений, закаливание - всё это играет здесь определённую роль. Только с учётом всех этих аспектов малыш будет формироваться правильно на фоне своих сверстников. Это положительно скажется на всей его дальнейшей жизни.

Особенности физического развития детей 4-5 лет.

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма, под воздействием условий жизни и воспитания.

В узком смысле термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки).

В широком смысле данное понятие включает в себя физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие и др.)

Нормы развития для детей от трех до шести лет

Рост.

Если в первые три года жизни скорость роста каждый год не равномерна, то после трех лет отмечается тенденция в равномерности увеличения длины, вплоть до первого физиологического вытяжения (до 4-5 лет у мальчиков, до 6 лет у девочек), происходящего за счет эндокринных сдвигов в организме.

В 3-4 года рост остается по-прежнему наиболее стабильным показателем, определяющим уровень физического развития малыша. Чтобы определить, соответствует ли рост вашего ребенка возрастным нормам, нужно учесть влияние наследственности.

Детей по росту делят на 3 типа: большой, средний, маленький. Будущий рост ребенка можно вычислить по формуле:

Рост мужчины = (рост отца рост матери) х 0,54 - 4,5 (см);

Рост женщины = (рост отца рост матери) х 0,51 - 7,5 (см).

В 3 года рост большого ребенка обычно равен 100,54 см 2,8 см. При успешном развитии и сбалансированном питании к 4-м годам такой ребенок вырастает до 113, 3 см 2,2 см. Рост среднего ребенка в 3 года равен 98,7 2,5 см. Этот ребенок к 4-м годам достигает 106,2 см 2,4 см.

У маленьких детей к 3-м годам рост составляет 91,3 см ± 1,9 см, и к 4 годам они вырастают до 98,5 ± 2,1 см.

Если рост отстает от нормы на 10%, необходимо обратить внимание на следующие факторы:

Рационально ли питается ваш ребенок;

Хороший ли психологический климат в семье, в группе детского сада.

При отставании роста на 20% необходима консультация эндокринолога.

Вес (масса тела).

Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно от 1,0-1,3 кг в три года до 2,2-2,5 кг в шесть-семь лет.

Приблизительно массу тела ребенка можно узнать по формуле: 10,5 кг 2 п, где п - возраст малыша, 10,5 кг - примерный вес годовалого ребенка. Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 16,5 кг, в четыре - 18,5 кг, в пять лет - 20,5 кг, в шесть лет - 22,5 кг.

Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов.

Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания. Пропорциональность развития и крепость телосложения влияют на индекс Пинье (ИП), где ИП = рост (см) - (вес (кг) окружность грудной клетки (см). Чем меньше ИП, тем крепче телосложение. Средние показатели для девочек и мальчиков окружности грудной клетки и индекса Пинье.

Нормативы грудной клетки отражает формула: 63 см - 1,5 (10 - п), где п - возраст ребенка, а 63 см - средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см, у четырехлетнего - уже 54 см, в пять лет она составляет 55,5 см, в шесть пет - 57 см.

Окружность головы.

Этот показатель можно определить по формуле: 50 см - 1 (п) для ребенка младше пяти лет и 50 см 0,6 (и) - для ребенка старше пяти лет, где п - возраст ребенка, а 50 см - окружность головы пятилетнего ребенка.

Таким образом, примерная окружность головы у малыша в четыре года составляет в среднем 49 см, в три - лишь 49 см, а в шесть лет - уже 50,6 см.

У детей от трех до шести лет значительно быстрее происходит рост конечностей, чем туловища. Приблизительно к шести-семи годам обычно длина тела малыша увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук - почти в 2,5 раза, а длина ног - в 3 раза и более.

Это все приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз. И ребенок может двигаться теперь увереннее и быстрее, чем мог раньше.

Если ребенок отличается в физическом развитии от сверстников, необходимо обратиться к педиатру.

Центральная нервная система

Это прежде всего головной мозг ребенка, приближающийся по размеру и по массе приблизительно к пяти годам к головному мозгу взрослого (почти на 90%).

После двух лет начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.

К трем годам обычно достигается дифференцирование нервных клеток. До пяти лет очень интенсивно развиваются извилины и борозды головного мозга.

Несмотря на то что мозг дошкольника напоминает мозг взрослого, основные нервные процессы у ребенка протекают по-другому: нет уравновешенности их, преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Этим можно объяснить непосредственность и искренность ребенка, так же, как и холерическую неуравновешенность детей. Именно поэтому дошкольникам обычно очень трудно сконцентрироваться на решении какой-нибудь задачи.

Из-за незначительной подвижности основных нервных процессов дошкольников гораздо легче научить, чем потом переучить.

Зрение

До пяти-шестилетнего возраста размеры глазного яблока у ребенка и преломляющая сила глаза невелики. Многие дети склонны к дальнозоркости и с трудом сосредоточиваются на близких предметах. После четырех лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок практически готов к начальному чтению. В пять лет он уже способен читать крупные буквы, а к шести годам - более мелкие. Малыш пытается рисовать и писать.

После трех лет дети обладают развитым цветовым зрением, и по мере взросления ребенка совершенствуется восприятие не только основных цветов, но и их оттенков.

К концу дошкольного периода окончательно формируется совместное зрение двумя глазами, и ребенок пространственно воспринимает предметы.

Обычно глаза дошкольников очень чувствительны к неблагоприятным факторам внешней среды, приводящим к дефектам зрения.

Слух

В дошкольном возрасте слух ребенка не отличается от слуха взрослого. Однако чувствительность слухового анализатора может быть снижена из-за постоянного шума, поднимаемого детьми, старающимися перекричать друг друга даже при обычных разговорах.

Кроме того, анатомо-физиологические особенности строения уха дошкольника способствуют предрасположению к заболеваниям уха, таким, как отиты, одним из осложнений которых является снижение слуха.

Костная система

К шести-семи годам у ребенка начинают выпадать молочные зубы, помогающие постоянным зубам занять нужное положение и способствующие лучшему пищеварению, а также развитию челюстей. Первые постоянные зубы прорезываются около шести лет. Для ориентировочной оценки постоянных зубов можно использовать формулу: х = 4п - 20, где х - это число постоянных зубов, а п- возраст ребенка.

В скелете дошкольника преобладает хрящевая ткань, в связи с чем ребенок растет. Кости малыша податливы и не могут вынести больших нагрузок, изменяясь пол влиянием их, легко меняй свою форму. А нагрузки для ребенка - это длительная ходьба, переноска тяжестей. Дети в этом возрасте не могут долго без движения стоять, сидеть в одной и той же позе или сгорбившись, склонившись в одну сторону.

Это может привести к различным нарушениям осанки и к другим немаловажным отклонениям (резкому усилению грудного изгиба позвоночника, сутулости, боковому искривлению позвоночника, изменению формы ног, свода стопы), которые с годами могут стать неисправимыми.

Перед школой почти завершается формирование скелета кисти, создавая предпосылки к обучению ребенка.

Мышечная система

В младшем дошкольном возрасте в первую очередь развиваются мышцы плеча, предплечья, и только к шести годам - мышцы рук. В связи с этим тонкая работа пальцами детям не удается, а обучаться письму можно только после шести лет, причем такие занятия должны быть кратковременными для избежания утомления еще не окрепших мышц кистей рук.

Двигательная активность

Совершенствование костно-мышечной системы ребенка отражается на его двигательной активности и ее физических качествах. Вначале развивается грубая моторика (общие навыки двигательной активности - бег, прыжки, метание, лазанье и т. д.), чуть позже - тонкая моторика (специфические навыки двигательной активности - рисование, аппликация, лепка и т.д.), заметно прогрессирующая с четырех лет после улучшения координации «глаз-рука».

Если в три-четыре года у ребенка многие движения резки и угловаты, то к шести годам они уже становятся более ритмичными и плавными. Улучшается их ловкость, но еще низка выносливость мышечной системы. Из-за этого малыш не может сидеть и стоять, не меняя позы.

Ребенок в три года уже способен прыгнуть в длину не больше чем на 0,5 м, в шесть - на 1 м и чуть дальше.

Малыш в три года уже может бросить мяч на 1,3-1,5 м, в шесть - на 2,5-3 м. До пяти лет детям можно бегать лишь на малые, дистанции (10- 30 м), в пять-шесть лет - на средние (100-120м).

Несмотря на то, что дети до шести лет без труда осваивают прыжки, метание и даже кувырки, плаванию и катанию на лыжах их необходимо обучать.

Органы дыхания

У детей в дошкольном возрасте продолжает увеличиваться объем легких (к пяти годам в 5 раз) и одновременно совершенствуются функции органов дыхания.

Частота дыхания начинает уменьшаться. Жизненная емкость легких нарастает, но, однако, все еще низка. Увеличенная глубина дыхания приводит к более высокой насыщаемости крови кислородом. Предпосылок к нарушению дыхания в шесть лет намного меньше, чем их было в три.

С четырех лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши страдают аденоидами, и дыхание через нос затруднено. Из-за аденоидов ребенок может иметь и неправильный прикус.

Сердечно-сосудистая система

Рост и развитие мышц сердца дошкольника увеличивается прямо пропорционально изменению длины тела.

К трем годам масса сердца утраивается, а в шесть лет возрастает уже в 11 раз. В этом возрасте урежается частота сердечных сокращений (пульс) от 105 ударов в минуту у ребенка в три года до 100 ударов в минуту у детей пятилетнего возраста.

Артериальное давление у дошкольников ниже, чем в более старшем возрасте. Это объясняется большой шириной сосудистого русла, большой эластичностью сосудов и довольно низкой, по сравнению со взрослыми, нагнетательной способностью сердца.

С возрастом увеличивается преимущественно систолическое (максимальное) артериальное давление. Показатели артериального давления коррелируют с физическим развитием детей.

Приблизительный расчет артериального давления у ребенка может быть произведен по формуле: 90 2л - для систолического (максимального) и 60 п для диастолического (минимального) артериального давления, где п - возраст ребенка.

Как правило, систолическое давление у девочек обычно ниже по сравнению с мальчиками на 5 мм ртутного столба.

Органы пищеварения

В начальном этапе пищеварения - размельчении пищи - участвует зубочелюстная система, которая в дошкольном возрасте претерпевает значительные изменения, связанные с заменой молочных зубов на постоянные. Чтобы ребенок хорошо пережевывал пищу, необходимо следить за правильностью формирования прикуса.

Пищеварение в организме ребенка не может происходить без достаточной секреции слюны и пищеварительных соков. Однако у детей трех-шестилетнего возраста ферментативная активность пищеварительных соков невелика и помимо этого отмечается повышенная всасываемость стенок кишечника на фоне недоразвитого нервного аппарата, что является одной из причин различных заболеваний желудочно-кишечного тракта ребенка.

К четырем-пяти годам масса желудка увеличивается в 6 раз. Физиологическая емкость его у трехлетнего ребенка приблизительно составляет 400-600 мм, у шестилетнего - ненамного больше. Время обновления клеток эпителия слизистой оболочки желудка у детей обычно варьирует от 12 до 24 часов. Считается, что у шестилетнего ребенка имеется уже около 10 млн желудочных желез.

Органы мочеобразования и мочеотделения

К пяти годам строение почки ребенка напоминает собой строение почки взрослого. Масса почки увеличивается в 5 раз. Длина мочеиспускательного канала достигает у мальчиков 5-6 см, у девочек - I-2 см. Емкость мочевого пузыря в возрасте от трех до шести лет варьирует от 150 до 180-200 мл. Приблизительное суточное количество мочи можно рассчитать по формуле: 100 *(п 5), где п - возраст ребенка.

Таким образом, трехлетний ребенок в сутки выделяет до 800 мл мочи, четырехлетний - до 900 мл, пятилетний - до 1000 мл, а шестилетний - до 1100 мл. При высокой температуре воздуха количество мочи уменьшается, при низкой - увеличивается.

Система крови

На протяжении дошкольного возраста количество эритроцитов колеблется от 4,5 до 5,0 до 10-12 л, а количество гемоглобина превышает 120 г/л.

В лейкоцитарной формуле ежегодно меняется соотношение нейтрофилов и лимфоцитов. В четыре-пять лет количество нейтрофилов и лимфоцитов сравнивается и в среднем составляет по 45%. После пяти лет происходит нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов.

Чем старше становится ребенок, тем меньше количество лейкоцитов у него в периферической крови.

Иммунитет

В дошкольном периоде иммунная защита организма достигает уже известной зрелости, но отмечается склонность к аллергическим реакциям. Инфекционные заболевания связаны с широким контактом детей и протекают чаше всего доброкачественно.

Обмен веществ

Обмен веществ у ребенка от трех до шести лет в 2-2,5 раза выше, чем у взрослых. Преобладают процессы ассимиляции (усвоения), обеспечивающие рост и развитие ребенка.

Энергетические расходы детского организма могут быть обеспечены сбалансированным питанием.

Характеризуя особенности развития детей четырех-пяти лет, необходимо обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:

Сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);

Походка - на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;

Позы - застывшие, скованные и однообразные;

Движения - бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;

Жестикуляция и мимика - вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничанье или неподвижность лица;

Речь - невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.

Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков. Побольше играйте с ребенком в подвижные игры, подарите ребенку заботу, внимание и пюбовь - он ждет их от вас, ему трудно. Признаки психомоторного благополучия ребенка:

Он естественен, непринужден;

Осанка прямая, ненапряженная, без резких особенностей. Плечи расправлены, корпус прямой, живот втянут;

Походка упругая, жесты и позы разнообразные; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; выражение лица осмысленное и радостное;

Мимика естественная, живая, выразительная; речь выразительная, певучая и мелодичная.

В представленной таблице "Нормы двигательной активности для детей трех-четырех лет” можно отмечать свои наблюдения об освоении ребенком определенных движений.

Переход от бега к ходьбе по сигналу.

Умеет держаться прямой линии при ходьбе. Прыгает с места.

Встает из положения "лежа" не раскачиваясь.

Прыгает с нижней ступеньки (40 см).

Хлопает в ладоши и притопывает.

Умеет забивать гвозди молотком.

Бежит, ускоряя и замедляя темп.

Стоит на одной ноге.

Ходит на цыпочках.

Легко поворачивается боком. Делает прыжки на одной ноге.

Ловит брошенный мяч.

Легко поднимается с корточек.

Чередует бег с прыжками.

Стоит на одной ноге 10 сек.

Неуклюже подпрыгивает на одной ноге.

Чувствует ритм и умеет маршировать под счет или в такт музыке.

Поднимается по висячей лестнице, меняя ноги.

Перепрыгивает через препятствие (35 см).

Делает 3 прыжка вперед, удерживая равновесие.

Делает кувырки вперед.

Ходит назад с носка на пятку.

Прыгает вперед 10 раз, не падая.

Бросает набивной мяч кому-либо на расстояние 1-2 м.

Ловит теннисный мяч с расстояния 1 м

Малыши растут, становятся выше и тоньше, у них совершенствуется координация движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Они способны овладеть всем спектром навыков активной деятельности, начиная от самых простых (кувыркание, футбол) и заканчивая такими сложными и изящными, как набор номера телефона и умение держать вилку в руке.

К пяти годам мышцы становятся гораздо сильнее, их работоспособность увеличивается. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети уже могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать, приземляясь на полусогнутые ноги. Они уже могут прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук.

У ребенка четырех-пяти пет уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках и т.д.

Это возраст "граций" - малыши ловкие и гибкие. Движения становятся намного эстетичнее и совершеннее. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка уже можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выделывают "па".

Итак, от трех пет до шести все функции и органы ребенка уже намного отличаются от тех, какими они были при рождении, но тем не менее в шесть пет малыш еще не взрослый. И, предъявляя ему свои требования, прежде всего надо исходить из этого.


Используемая литература:

1. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Москва. Владос 2001, 272 стр. 2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Москва, "Мозаика-синтез", 2014, 352 стр.

Анна
Особенности физического развития детей дошкольного возраста 3–4 лет

Особенности

Врачи называют следующие особенности физического развития детей 3-4 лет , которые соответствуют нормам :

1. Обычно физическое развитие ребёнка 3 лет определяется следующими параметрами : рост 96 (допускается отклонение в 4 см, вес 12 (плюс-минус 1 кг, окружность груди 51 (больше-меньше на 2 см, окружность головки 48 см, молочных зубов должно быть около 20.

2. За два года все эти параметры, естественно, изменяются. К пятилетнему юбилею физическое развитие ребёнка 4 лет должно соответствовать уже иным числам : рост 104 (допускается отклонение в 4 см, вес 17 (плюс-минус 1 кг, окружность груди 55 (больше-меньше на 2 см, окружность головки 50 см, молочные зубы ещё не должны меняться на коренные.

3. Объём черепной коробки в 3 года составляет почти 80% от примерного объёма черепа, диагностируемого у взрослого человека.

4. Изгибы позвоночника неустойчивы, суставы и кости легко деформируются под влиянием негативных внешних воздействий.

5. Диаметр мышц существенно увеличивается в несколько раз, мышечные волокна дифференцируются. На начальном этапе крупная мускулатура развита больше , чем мелкая. Но с течением времени движения пальцев и кистей совершенствуются, если физическое развитие идёт в соответствии с нормой.

6. Просветы дыхательных путей (носовые ходы, трахея, гортань, бронхи) пока всё ещё максимально узкие. Выстилающая их слизистая оболочка нежна и быстро ранима. Поэтому одной из физических особенностей этого возраста являются частые воспалительные заболевания органов дыхания. Ребёнок не может регулировать дыхание на сознательном уровне и сочетать его с собственными движениями.

7. Сердце работает без проблем в условиях посильных нагрузок. Кровообращение очень быстрое. Давление - 95 на 58.

8. Строение и деятельность центральной нервной системы постоянно совершенствуется. Ребёнок способен к анализу и синтезу . Он умеет воспринимать окружающий мир, обладает речью, которая помогает ему обобщать и уточнять воспринимаемое.

9. Процессы возбуждения и торможения легко рассеиваются. Поэтому дети в этом возрасте делают много ненужных, совершенно лишних движений, суетливы, много говорят или резко замолкают. Повышенная возбудимость приводит к скорой утомляемости.

Нужно понимать, что все эти особенности физического развития детей в 3-4 года достаточно условны. Маленькие организмы могут развиваться по индивидуальным траекториям с учётом каких-то болезней, но отклонения от этих норм не должны быть значительными. В соответствии с этими моментами ребёнок должен обладать определённым набором знаний, умений и навыков, характерным для данного возраста .

Разбираясь в особенностях физического развития детей 3-4 лет , можно грамотно организовать занятия с ними. Усиливая тренировки в одном месте и ослабляя напряжение в другом, можно добиться очень хороших результатов. С таким подходом к этому делу ваш ребёнок станет физически крепким и здоровым дошкольником . Вот какие упражнения окажутся весьма полезными в этом возрасте .

1. Чтобы совершенствовать движения пальцев и кистей, ребёнку требуется рисование, строительные и дидактические игры. Это - основы развития мелкой моторики . Овладеть собственным телом ребёнку помогают поднимания рук в стороны и вверх, повороты туловища и его покачивания.

2. Регулярное выполнение упражнений, требующих усиленного выдоха : разнообразные игры с пушинками или лёгкими изделиями из бумаги. Это способствует нормальному развитию дыхательной системы .

3. Бег трусцой (не более 500 м, бег на носочках. Вспомогательная игра - кто быстрее добежит.

4. Ходьба змейкой между различными предметами, на носочках.

5. Прыжки одновременно на двух ногах и попеременно на одной. Прыжки через предметы (их высота - не более 5 см) . Вспомогательная игра - классики.

6. Приседания : не более 5 раз за 1 заход.

7. Для физического развития ребёнка очень важно равновесие. Поэтому его нужно заставлять ходить по прямой линии, приставляя пятки одной ноги к носкам другой. Вспомогательные игры - качели, карусель. При ходьбе по прямой линии можно давать ему предметы - стакан с водой или ложку с теннисным шариком.

8. Вис и качание на перекладине, кольцах, трапеции, турнике.

9. До 5 кувырков за день.

10. Очень важны для физического развития в 3-4 года упражнения на пресс. Предлагайте малышу подтягивать ноги к туловищу во время виса на турнике.

11. Работайте с ребёнком над осанкой. Упражнения со спиной - кошечка и лодочка. Можно попробовать ходить с книгой на голове.

12. Ползание между предметами и под ними высотой 50 см, по туннелю.

13. Гонять мяч по полю, ловить его двумя руками, пытаться играть в футбол, пробовать забивать в ворота, бросать его в цель (она должна быть пока только горизонтальной - учитывайте эту возрастную особенность физического развития детей 3-4 лет ).

14. Катания на трёхколёсном велосипеде, самокате.

При регулярности таких занятий физическое развитие ребёнка в 3-4 года будет соответствовать нормам. Однако родителям необходимо учитывать здесь такой момент, как отсутствие противопоказаний для нагрузок подобного рода. Если малыш здоров, можете приступать к физкультуре хоть сегодня. При наличии же патологий и болезненных состояний необходима консультация врача. Нужно учитывать все особенности подобного рода занятий. Несколько полезных советов помогут сориентироваться.

Публикации по теме:

Особенности физического развития ребенка раннего возраста Особенности физического развития детеи раннего возраста Движение - одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно.

Особенности развития памяти у детей среднего дошкольного возраста Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение, которых среди психологов.

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.

Особенности развития внимания детей дошкольного возраста Внимание - характеристика психической деятельности человека, которая выражается в возможности быть сосредоточенным и в направленным на определённый.

Особенности сенсорного развития у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей.