Комнатные растения        01.11.2019   

Игры с ребенком 1. Сборы на прогулку. А что здесь

Развивающие игры для ребенка в 1 год

Многие родители теряются, когда дело доходит до игры с детками грудничкового периода. Покормить, помыть, погулять с малышом, это умеют многие молодые родители, но вот какие развивающие игры для ребенка в 1 год проводятся с крохой в свободное от этих хлопот время, большинство не знают.

Естественно основное развитие ребеночка до года проходит в форме игры, которая направлена на формирование основных навыков речи, координацию движения и ознакомление с окружающим миром.

В этой статье будут подробно описаны основные упражнения и развивающие игры для детей в 1 год, способствующие этим целям. Вначале обсудим особенности грудничков по месячному периоду и подходящие игры в это время.

Игры, развивающие речь в 1 год.

Полугодовалый ребенок связно лепечет, выговаривает слоги, а уже к 7 месяцам можно услышать имитацию голоса взрослого, то есть отдельные слоги, которые сформировались случайно или были скопированы с речи взрослого. Еще через месяц-два начинайте играть с малышом в подражание новых слогов, произнесите слог несколько раз и подождите, пока малыш ответит вам. Данная игра тренирует артикуляционный аппарат, и естественно обогащает лепет крохи.

С полугода до 10 мес. у ребенка активно формируется понимание слов взрослого. Ребенок способен радоваться голосу, и вслушивается в речь, начиная понимать их. Такое продвижение малыша, побуждает его поворачивать головку и разыскивать взглядом определенные объекты, либо в конкретном месте, либо по всему пространству комнаты.

В соответствии со способностями, подбираются и развивающие игры для ребенка в 1 год, в которых необходимо представлять и называть основные процессы, подойдут, такие как «ладушки», «какой большой!», «до свидания», и др., их можно повторять помногу раз пока малышу интересно. Думаю, объяснять суть этих игр не стоит, название говорит само за себя.

Уже с восьмимесячного возраста развивающие игры для ребенка в 1 год приобретают новую направленность – обучаем детей, отыскивать взглядом пару известных объектов, после просим достать искомый предмет.

В ходе общения и игр необходимо как можно чаще обращаться к малышу по имени: на девятом месяце жизни кроха способен запомнить собственное имя, отыскивать взглядом взрослого, поворачивая голову, приближаться к человеку, который зовет его по имени. Поэтому стоит поиграть в стишки с именем малыша или различные прибаутки – такие несложные игры родители могут придумать самостоятельно.

Развивающие игры для ребенка в 1 год: учим предметы

Теперь рассмотрим специализированные развивающие игры, направленные на изучение окружающих предметов. Игры опять же самые элементарные: положите объемистый, красочный и звучащий предмет на обычное место и называйте его несколько раз, пока малыш не повернет голову в сторону нахождения предмета. К примеру, поставив любимую игрушечную собачку малыша на полочку, которую кроха может без труда увидеть, и скажите: «А где же Денискина собачка, гав-ав?». Затем, взяв карапуза на руки, поднесите к игрушечке и дайте позабавиться с ней. Старайтесь проводить такие занятия, когда кроха спокоен и весел, и его ничего не беспокоит. Освоив эту игру, постарайтесь поменять привычное месторасположение собачки и повторите свой вопрос, пусть кроха отыщет взглядом в комнате свою игрушку. Таким образом, формируется связь слова «собака» с самой игрушкой, а не с полочкой, на которой она стояла. Проделайте эту игру с другими предметами.

Обучение можно проводить не специально, а использовать интересы ребенка. К примеру, ребенок сосредоточился на включенной лампе, обязательно спросите: «Где огонек, смотри?», и не забудьте назвать малыша по имени: «Дениска, где огонек? Вот наш огонек!». Все развивающие игры для детей в 1 год необходимо повторять несколько раз, с одного раза малыш до года не сможет установить связь между событием и объяснением, поэтому запаситесь терпением и настойчивостью. Со временем такие игры, на опознавание предметов, нужно усложнять, добавлением новых объектов, к примеру, к собачке добавится куколка. Родителю нужно сказать, «Дениска смотри, вот собачка, а где же кукла?». Такие игры формируют визуальную память, знакомят с окружающим миром и помогает сосредотачивать внимание на конкретной вещи.

Развивающие игры для ребенка в 1 год: развиваем координацию движения

Самая простая игра, направленная на развитие моторики у ребенка – это прятки на месте. К примеру, мама набрасывает небольшую косынку на свою голову, или просто закрывает руками лицо и спрашивает: «Где мама?», после, открыв лицо, произносит: «Вот мама!». Пусть ребенок сам повторит эти движения, закрывая и открывая свое или мамино личико.

В полугодовалом возрасте обучайте кроху названию основных движений, устанавливая, таким образом, связь самого движения и его исполнения. К примеру, помахать ручкой, со словами «до свидания», а затем помахать рукой малыша в ответ, повторяя слова. Все развивающие игры для детей в 1 год повторяются многократно, малыш привыкает к постоянному общению и активно продвигается в обучении, во многом подражая взрослым.

Не думайте, что игры с грудничком могут быть только словесные. С полугодовалого возраста, начинайте активно исследовать предметы вокруг. Дать ребенку в ручки определенную игрушку, пусть рассмотрит ее, затем покажите, как постучать ей по другим вещам и какой звук при этом выходит, помашите предметами, или пусть малыш бросит ее на диван, такие простые игры прекрасно формируют координацию движений крохи. Покажите, что мячик нужно катать, а резиновые игрушки могут сжиматься и разжиматься.

Приближаясь к первому году жизни, насыщенно формируется способность детей к вырабатыванию понимаемой речи, при эффективном воспитании стремительно умножается численность понимаемых слов. Стоит обучать детей запоминанию не лишь собственное имя, но и имена взрослых и детей, которые находятся рядом с ними. Вот еще интересные развивающие игры для детей в 1 год.

В игре все средства хороши

Развивающая игра для ребенка в 1 год: «Поиски в песочнице»

Для этой игры понадобиться лишь содержимое вашего кухонного шкафа и маленькая игрушка. Доставайте баночку манной крупы – это наш песочек – и пересыпайте около килограмма в просторную кастрюлю или в широкую мисочку и выставляйте эту имитированную песочницу на растерзание карапузу. Удивление и энтузиазм малыша будет безмерен, ведь ему так нравится узнавать все новое! После того, как он насладиться сеянием через пальчики крупы, и попробует на вкус неизвестные крупинки, займите его увлекательными поисками. Запрячьте в крупе любую незначительную игрушку, и не мешайте в стараниях карапуза отыскать спрятанное сокровище. Когда клад будет найден, предложите малышу деревянное сито и обучите его использовать. Вот и готова увлекательнейшая развивающая игра, на часик, а мамочка в этот период успеет приготовить обед.

Развивающая игра для ребенка в 1 год: «Юный исследователь»

Для этой игры подойдет ваша старая сумка, избавьте ее от всех мелких вещиц и пустые отделы заполните всевозможные интересные на ощупь и внешний вид предметики. Подойдет все, что есть под рукой: маленькая игрушку, огурец, карандаш, безопасные столовые принадлежности, шуршащий пакет, кошелек с отделами, брелок с ключами и звенящий телефон. Все предметы, которые используют во взрослом мире, необычайно притягательны для ребеночка, и он с восхищением станет копаться в сумке-сокровищнице.

Развивающая игра для ребенка в 1 год: «Веселые рожицы»

Предлагаем смастерить развивающую поделку собственноручно, для этого потребуется всего лишь пластиковый стаканчик, обычная соломинка для коктейлей (или трубочка спагетти), вырезанный картонный круг, скотч и карандаш. Затем проделайте следующий процесс: рисуем на картонном круге (шириной пять сантиметров) озорную рожицу. Крепим скотчем мордочку к соломинке. А на дне стакана пластикового вырезаем отверстие и продеваем туда трубочку, чтобы рожица очутилась внутри стаканчика. Двигая трубочку вверх и вниз, вы получите выскакивающего из посудины улыбчивого человечка. Будьте уверены, это сильно повеселит вашего малыша.

Вобщем-то думаю, принцип понятен, в развивающих играх с детьми до года подойдет разнообразная посуда: деревянная, пластмассовая, маленькие игрушки для рассматривания, вынимания, вкладывания, и т.п. Предложите раздобыть соблазнительную игрушку, притянув за тесемку к себе. Приобретайте игрушки для малыша, которые катятся при касании, к примеру, шары, цилиндры и т.п., это побуждает кроху ползти за ними, снова и снова отталкивать и догонять. Предлагайте малышу, находящемуся в кроватке или манежике, тряпочку, шарик, мяч, легкие кегли для выбрасывания.

Развитие ребенка не требует много денег, а лишь вашего внимания и усилий.

Крохотные карапузы – это не только любовь и радость всей нашей жизни, но и те, кто нуждается в нашем постоянном внимании. Уделять внимание подразумевает заниматься с малышами, развивать их и воспитывать. Детям первого года жизни чаще предлагаются занятия на физическое развитие. С взрослением деток становятся все более полезными и актуальными игры на развитие мышления, внимания и творчества.

Какие занятия выбрать для деток, которые уже отпраздновали свой первый большой день рождения? Этот сложный, но интересный период малыш встречает с широко раскрытыми глазами и готовностью к новым познаниям и открытиям. Найти хорошие и познавательные игры для детей в 1-2 года очень легко. Многие из игр передаются из поколения в поколение и порой чувствуются на уровне интуиции.

В 1-2 года объектом игры может стать любой яркий материал, крупы, краски - все, что найдется под рукой у любой мамы!

Основные направления для развития

Детям дошкольного возраста важно развивать следующие навыки:

Ранний дошкольный период можно разделить на три основных этапа: 1-1,5 года, 1,5-2 года и 2-3 года. Каждый из них имеет свои особенности, однако родителям очень важно постоянно развивать малыша, не пуская его воспитание на самотек. Разберем основные навыки, свойственные каждому отдельному этапу.

1-1,5 года

Дети учатся:

  • ходить и прыгать (с маминой помощью);
  • кидать мяч;
  • называть предметы;
  • подражать звукам животных, предметов;
  • различать цвета;
  • слушать, понимать и выполнять просьбы;
  • различать предметы по величине;
  • вести счет до 5;
  • манипулировать с игрушками (кормить куклу, варить обед, катать машинку, укачивать зайчика и т. д.);
  • подпевать простым песенкам, повторять потешки, стишки;
  • заниматься ручным трудом (клеить вырезанные детали, красить кисточкой по бумаге).


Доверять такому маленькому ребенку мелкие детали не стоит - пока что для него интересна игра с объемами, формами и цветами - мячиком, большими цветными кубиками, пирамидками

1,5-2 года

Детки учатся:

  • различать не только основные цвета, но и их оттенки;
  • понимать и выполнять многосложные просьбы («Возьми мишку, положи его в коляску и спой песенку»);
  • различать не только величину, но и форму предметов;
  • вести счет 1-10;
  • называть предметы полным словом («ложка» вместо «ка»);
  • подражать звукам животных, птиц, предметов;
  • манипулировать с игрушками (возить песок в машине, кормить зайку ложкой, строить башню из кубиков);
  • кидать мяч;
  • петь песенки и повторять стишки и потешки;
  • различать цифры и буквы (небольшую часть);
  • заниматься ручным трудом (с помощью взрослого клеить аппликацию, пользоваться карандашами и фломастерами, рисовать кистью).

Еще больше информации вы найдете в статье



Ребенок до двух лет обожает строительство из кубиков и крупного конструктора, в игры уже может вноситься сюжет, в них есть свои персонажи и истории

2-3 года

Самое время учить:

  • различать основные цвета, их оттенки, а также уметь смешивать краски, чтобы получить необходимый цвет (рекомендуем прочитать: );
  • вести счет до 10;
  • различать относительную величину (выше-ниже, дальше-ближе, большое-меньше), а также форму предметов (треугольный, круглый, квадратный);
  • складывать и вычитать простые числа на доступных примерах (к двум девочкам пришла еще одна девочка, теперь девочек три);
  • описывать происходящие события простыми предложениями;
  • понимать содержание сказки и отвечать на вопросы по прочитанному;
  • манипулировать с игрушками (строить из конструктора простые предметы, играть в сюжетно-ролевые игры);
  • учить наизусть стихи и песни;
  • знать, как пишутся буквы и цифры;
  • заниматься ручным трудом (делать аппликации, лепить из теста, пластилина, рисовать карандашами, фломастерами, красками, мастерить поделки из природного материала).


Когда возраст ребенка приближается к трехлетнему рубежу, можно активно включать в его программу развития творческие наывки - рисование, музыку (ксилофоны, детские музыкальные инструменты), лепку

Занятия от года

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Рисование пальчиковыми красками

Рисование с детьми – новый и захватывающий процесс, который позволяет познавать необычное и развивать воображение. Деткам больше интересен сам процесс творчества, нежели полученный результат.

Для комфортной работы подготовьте рабочую зону: застелите стол клеенкой, приготовьте краски, воду, кисточку (при желании), салфетки. Малыши в этом возрасте крайне непоседливы, поэтому не стоит планировать раскрасить за раз больше одной картинки. На выбор ребенку давайте не больше трех цветов.

Прежде чем малыш начнет пробовать свои силы, покажите, как правильно обмакивать палец в краску. Сделайте это своей рукой, держа пальчик крохи, затем начните аккуратно раскрашивать картинку. Подбадривайте и хвалите малыша за успехи, так вы будете стимулировать в нем желание творить.



Пальчиковые краски - отличное развлечение для детей, которые по своей натуре являются кинестетиками, то есть любят все трогать и пробовать руками

Может, этот материал еще рановато использовать для годовалых крошек? Разумеется, сложные взрослые поделки деткам такого возраста еще недоступны, но пластилин – отличное средство для развития мелкой моторики, поэтому начинать можно уже сейчас. Лепка открывает перед ребенком огромный простор для творчества. Современный пластилин отличается от старых образцов, он более эластичный и совсем не липнет к рукам. Работать с таким материалом - сплошное удовольствие. Ребенку будет интересно добавлять детали к уже готовой картинке, которую можно нарисовать самим или купить заготовку.

На первых порах лепите небольшие шарики, которые малыш должен будет давить пальчиком на выбранном месте картинки. Рисунки должны быть с простыми сюжетами: добавить конфет в вазочку, покормить собачку или изобразить дождик из тучки. Научившись надавливать на шарик, чтобы его расплюснуть, ребенок может попробовать размазывать пластилин в разные стороны, чтобы получилась новая интересная картинка. Начать следует именно с простого действия – надавливания. Важные советы:

  • Шарики рекомендуется налепить заранее, чтобы ребенок не ждал «новой порции» работы, ведь ему сложно долго концентрироваться на чем-то одном.
  • Не оставляйте малыша без присмотра, а то он может попытаться попробовать пластилин на вкус.
  • После занятия уберите пластилин в недоступное для ребенка место.
  • В качестве альтернативы пластилину возьмите тесто, которое можно сделать самостоятельно из воды и муки.


Лепка из пластилина - очень интересное занятие, которое сможет объединить малышей и детишек постарше. Последние с удовольствием покажут братику или сестричке, как слепить что-то красивое

Чтение книг

Выбирайте простые и яркие книги, где много красивых картинок, привлекающих внимание. Сопровождайте свое чтение играми и озвучиванием. Например, проиграйте историю с помощью любимых игрушек или изобразите как квакает лягушка, и как прыгает зайчик. Дети любят читать одну и ту же книгу много раз -несмотря на то, что вам она уже надоела, читайте ее снова и снова, пока она интересна малышу.

«Школа семи гномов» - отличный дидактический комплекс для развития детей разных возрастов. Все наборы делятся по возрасту (от рождения и до самой школы). В каждом годовом комплексе 12 книжек, где вы найдете большое количество интересных заданий, которые разработаны специалистами по детской психологии и воспитанию, а значит будут полезны вашему малышу.

Игры с кубиками, пирамидками и сортерами

После 1 года дети с удовольствием играют с кубиками. Предложите ребенку самые простые действия: сделать башенку из двух-трех кубиков, постепенно увеличивая количество кубиков.

Используйте развивающие сортеры (кубики с отверстиями разной формы и фигурками, соответствующими форме этих отверстий). Простая на первый взгляд задача является очень сложной для ребенка, но очень хорошо развивает его мозг.

Пирамидка – одно из самых любимых занятий малыша в 1 годик. С помощью пирамидки ребенок освоит такие понятия как «больше-меньше» и научится составлять целую конструкцию из отдельных частей.

Активные игры с предметами

Такие игры в 1-2 года – самое лучшее решение. Для занятий выбирайте большие яркие предметы. Задания могут простыми и активными: собрать предметы в корзинку, бросить мячик, отвести куклу в детский сад. Занятия могут быть с развивающим уклоном: мама просит взять и принести какой-либо предмет. Все малыши обожают трогать, мять и пробовать предметы на вкус – дайте ему возможность реализовать свои желания. Предлагайте ребенку предметы с разной фактурой, поверхностью и формой. Давая очередную вещь ребенку, называйте ее характеристики (большая, твердая, теплая, пушистая и т. д.).



Пальчиковые игры не только интересны для ребенка, но еще и очень полезны. Они отлично развивают мелкую моторику и воображение

Продолжайте развивать мелкую моторику рук с помощью простых и интересных движений, сопровождающихся озвучкой. Не забывайте - чем больше вы будете разминать детские пальчики, тем больше вероятность, что ребенок скоро заговорит. При нежелании со стороны ребенка играть в подобные игры, можно просто делать ему полезный массаж пальчиков и ладошек или предложите для игры резиновый мячик с шипами.

Игры с предметами быта: одеждой, посудой

Большое количество игрушек в доме не исключает тяги маленьких деток к повседневным вещам. Они стремятся повторять взрослые действия и делать все как мама. Игры с посудой – любимая забава для детей. Здесь открывается большой простор для фантазии: ставить лоточки друг в друга, спрятать что-то в кастрюльку, перекладывать овощи из миски в кастрюлю.

Игры с сыпучими материалами

Годовалые дети очень любят такие занятия. Подобные упражнения стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики будут становиться все более ловкими и послушными. Для занятий выберите любые сыпучие материалы и крупы: рис, гречку, манку, пшено. Затем маме нужно высыпать тонким слоем на поднос крупу и показать, как можно рисовать этим материалом. Для работы желательно выбрать поднос с высокими бортиками, хотя и он не гарантирует отсутствие на полу рассыпанной крупы. Малышу наверняка захочется сначала изучить крупу – не препятствуйте такому знакомству.



Крупу и бобовые можно покрасить гипоаллергенными пищевыми красками, особенно хорошо для этого подходит рис. Можно также купить готовые цветные материалы для развития мелкой моторики

Все новое для деток младше 2 лет имеет очень большое значение. Им необходимо разобраться с новым материалом, попробовать его на ощупь и на вкус, перебрать в ладошке каждый вид крупы. Возможно, малышу будут интересны именно такие действия, а не процесс рисования - не торопите события, позвольте крохе на первом занятии просто познакомиться с необычным материалом.

В следующий раз можно попробовать показать выполнение простых рисунков (кругов, квадратов). Раз за разом ребенок будет пытаться нарисовать все новые и новые рисунки (зигзаги, волны, полоски). Такие занятия с крупами отлично подходят для развития мелкой моторики у малышей в возрасте 1,2 и 3 лет.

Подвижные игры

Подвижные игры развивают не только крупную моторику малыша, но и в целом благотворно влияют на все системы организма. Особенное внимание следует уделять речевому сопровождению занятий: «на», «сели», «встали» и т.д. – это помогает отрегулировать темп и дыхание малыша и, в целом, активизирует его. Двигательные упражнения можно делать как дома, так и во время прогулки на свежем воздухе, сочетая их с прыжками, приседаниями, бегом и простой ходьбой. Каждая игра повторяется около 3 раз в неделю. Предлагаем несколько вариантов.

С игрушками

Собираем шарики

  • Понадобятся два вида шариков – маленькие и побольше, и две коробки аналогичных размеров. Проговаривая величину сначала помогаем крохе: «большой шарик – в большую коробку, а маленький – в маленькую». Затем даем возможность малышу сделать это самостоятельно.
  • Начиная с 1 года 10 месяцев можно также начать проговаривать цвета шаров.


Сортировка шариков подходит как для годовасиков, так и для трехлетних ребят - с возрастом занятия усложняются

Ищем игрушку

  • Помещаем игрушку на видном месте, и вместе с карапузом отправляемся на поиски, поддерживая его под мышки или за руки.
  • Можно положить в угол комнаты 3-4 игрушки и попросить малыша взять именно ту вещь, которые вы назовете.
  • Прячем игрушку под покрывало так, чтобы была видна лишь ее часть: хвостик кошечки, волосы куклы.

Ползем к погремушке

  • Кладем погремушку на расстояние от 1 метра и просим малыша доползти до нее, затем помогаем ему встать, поднять погремушку и позвенеть ею.
  • Усложняем задачу – ребенок должен выполнить все действия самостоятельно. В следующий раз положите на пол 2 погремушки, взять их нужно обе.
  • В зависимости от возраста увеличиваем расстояние: 1-1,5 года – до 2 метров; 1,5-2 года – до 2-3 метров; 2-3 года – до 3-4 метров.

Без предметов

  • Паровозик (от 1,5 до 3 лет). Становимся впереди малыша, он – сзади, держась за вас. Начинаем двигаться вперед, подражая гудку паровоза. Усложняем задачу – меняемся местами; попеременно «регулируем» громкость гудка – то тихо, то громко.
  • Поездка на поезде. Вместе с малышом сидим на стульчиках, выполняем руками круговые движения, подражаем гудку «Ту-ту», притопываем ногами. По сигналу «Приехали!», «Остановка – лес/деревня» - бегаем по комнате и собираем «грибы/цветы».

Ощая продолжительность активных занятий в таблице:

Ваш малыш уже сделал первые шажки, и оказывается, за порогом изученного вдоль и поперек родного дома скрывается целый непознанный мир. В период до двух лет ребенок начинает его познавать, хоть и под пристальным взором родителя, но уже более самостоятельно.

Какие навыки развиваются у ребенка от года до двух?

Физическое развитие

В период между годом и двумя физические возможности ребенка претерпевают колоссальные изменения. Оттачивается навык прямохождения. Постепенно, становясь более уверенным в своих движениях, малыш учится преодолевать преграды: перешагивать через ямки, ходить по траве и камешкам, не падая – ножки у него заплетаются все меньше и меньше. Вскоре, наряду с умением ходить, появляются умения бегать, прыгать, залезать на различные поверхности. Юный альпинист с легкостью забирается на спинку дивана, на горку, шведскую стенку, а потом уверенно сползает обратно.

Развитие речи

Речевое развитие становится уже более осознанным: ребенок переходит к словам и словосочетаниям, а затем и формированию своих первых предложений.

Накопив достаточный словарный запас за первые год-полтора, ближе к двум годам ребенок уже может объяснить, что он хочет, называя действие, обозначая его субъект и объект. Часто в этот период малыш сопровождает свои фразы жестикуляцией.

Развитие сенсорного восприятия, игровой и предметной деятельности

В этот период, наряду с продолжением , через непосредственное взаимодействие с ними, активизируется навык манипуляции предметами.

Ближе к двум годам дети уже способны наделять предметы ролями и разыгрывать сценки из жизни, подражая близким людям или героям любимых мультфильмов и сказок.

7 игр с детьми в возрасте от 1 до 2 лет

Игра для физического и умственного развития малыша

«Мяч – многоборец»

Одной из любимых игрушек ребенка в возрасте от одного до двух лет остается мяч, но спектр игр с участием этой незатейливой игрушки расширяется. Один ребенок будет часами гонять мяч по площадке, изучая взаимосвязь силы удара и скорости движения мяча, а другой станет наблюдать за силой притяжения в действии, бесконечно кидая мяч с горки вниз.

Ближе к двум годам можно начинать играть в «съедобное – несъедобное» в упрощенной вариации. Вы просто называете слово, перекатываете или кидаете мяч малышу и просите его повторить слово, когда он будет возвращать мяч обратно.

Эта ролевая игра развивает речь, фантазию, первые навыки общения у малышей.

«Крошка Енот»

Многие малыши в этом возрасте готовы играть в ролевые игры, манипулируя игрушками, а кто-то уже принимает на себя любимые роли крошки Енота, медсестры, пожарника.

Возьмите игрушки, обозначьте роли. Вы можете разыгрывать сюжет любимой сказки ребенка или ситуацию: поход в зоопарк или в гости на чай, поездку на общественном транспорте. Управляйте каждый своей игровой фигуркой. Задавайте вопросы от лица фигурки, отвечайте на вопросы ребенка, побуждайте его к действиям.

Игра на развитие крупной моторики и речи

Хороводная игра развивает крупную моторику, координацию, чувство ритма, укрепляет эмоциональную связь малыша и родителя.

«Ехал пан»

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Если в игре участвуют несколько взрослых и детей, встаньте так, чтобы ребенок стоял между двумя взрослыми. Если компании нет, то можно играть и вдвоем.

Игра начинается с ходьбы по кругу и распевания слов:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал шагом-шагом-шагом»

После нескольких кругов «шагом» движение хоровода убыстряется. Шаг переходит в легкий бег. Слова тоже меняются:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал рысью-рысью-рысью»

Хоровод движется еще быстрее. Взрослые поднимают малышей за руки так, чтобы те оторвали ноги от пола:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал махом-махом-махом»

Наконец, участники хоровода мягко заваливаются на пол, приговаривая:

«В ямку – бух!
Раздавили сорок мух!»

Повторите игру, кружась в хороводе в обратную сторону.

В далёкой древности дети росли без игрушек, развивающих книг, мультфильмов и занятий. Образ жизни древнего человека был таков, что абсолютно все делалось руками, и ребенок с рождения был включён в повседневные дела племени. Современная жизнь устроена иначе: не нужно охотиться на мамонтов, плести корзины, мастерить орудия, шить одежду. Стирает стиральная машина, обед варится в мультиварке, одежду и продукты мы покупаем в магазине. Именно поэтому современным родителям не избежать того, чтобы придумывать для своих карапузов занятия и игры. В каких-то занятиях обязательно присутствие взрослого, а какие нужны как раз для того, чтобы взрослый мог выкроить время на свои дела.

Как развлекают младенца

Пока малыш маленький, игры и занятия с ними очень просты. Кроху возрастом до года можно легко увлечь яркой погремушкой. Этот возраст больше всего связан с развитием разных ощущений. Малышу интересно всё: щупать, слышать, видеть, облизывать. Именно на знакомство с разными ощущениями лучше всего и направить свои усилия.



Можно вместе с крохой перебирать тряпочки разных фактур, нажимать на кнопки музыкальной игрушки, рассматривать крупные картинки в книжки. Иной раз мама может и отлучиться от ребёнка, оставив его с вращающимся или в развивающем коврике, где можно много всего потрогать и порассматривать. Однако к концу первого года жизни ребенок осваивает перемещение в пространстве: либо он уверенно и очень быстро ползает и встаёт у опоры, либо пытается делать первые шаги. С этого момента его интерес все больше направлен на изучение окружающего мира, и маме необходимо озадачиться новыми идеями занятий для крохи.

Проводим время вместе с малышом возраста 1-2 года

В возрасте 1-2 лет лучшим партнёром по играм является мама. Конечно, компания сверстников ребёнку тоже будет интересна, но развиваются дети именно в процессе совместной деятельности со взрослым. Чем же можно заниматься с ребёнком?

  • Пускаем мыльные пузыри . Обычно все малыши очень любят наблюдать, как летают разноцветные мыльные пузыри и смотреть за «волшебством» превращения воды в разноцветные переливающиеся пузыри. Им будет интересно, откуда берется столько лопающихся шариков, и ребенок обязательно захочет попробовать сам выдувать мыльный пузырь. Это занятие может растянуться, пока не кончится раствор в бутылочке.
  • Художественное творчество. Годовалый малыш с удовольствием порисует пальчиковыми красками, в 2 года ребенок уже вполне справится с жидкой гуашью, акварелью, карандашам и фломастерами. Маме нет смысла активно участвовать в процессе рисования: пусть ребенок сам изучает свойства красок, смешивает цвета и делает собственные открытия. От взрослого в этом процессе требуется лишь правильно организовать «рабочее место» художника и немного направлять его действия.

Творческие занятия с малышами от 1 года — рисование пальчиковыми красками

  • Лепка. Предложите малышу тесто для лепки или обычный мягкий пластилин. Можно показать крохе, как скатать шарик, колбаску, как сделать лепёшку. Не стоит требовать конкретных результатов или учить ребёнка лепить конкретные формы: малышам всегда интересно самим изучать свойства материала. Плюс такого занятия — развитие моторики.

Лепим из теста для лепки

  • Чтение книг. Дети 1-2 лет ещё не способны воспринимать длинную прозу и улавливать сюжетную нить. Как бы мы не любили сказки, 1-2 года – это возраст стихотворений и рифмы. Небольшие стихотворения на понятные и известные ребёнку темы будут в самый раз. Родителям при этом можно не «изобретать велосипед», и отдать предпочтения классике детской литературы. Еще, детки очень сильно любят специальные музыкальные детские книги.
  • Ролевые игры. Примерно в 1,5 года у малышей просыпается интерес к ролевым играм. В такой игре ребенок подражает взрослому, выполняя те действия, которые ежедневно наблюдает сам. Самые популярные сюжеты у малышей – накормить куклу, запеленать ее, покатать в коляске, уложить спать. Правда, многие манипуляции крохе ещё недоступны, поэтому без помощи мамы не обойтись. Чем старше ребенок, тем более «продвинутыми» становятся сюжеты его игр.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Активные игры. Без них не должен обходиться ни один день с ребёнком. Не сидеть же постоянно за столом с кисточками, пластилином и книжками?! Обязательно нужно побегать и попрыгать, размяться. Например, можно развлечь малыша игрой в догонялки. Если ребенок ещё не умеет не то, чтобы бегать, но и уверенно ходить – можно покатать на полу мячик, попрыгать на фитболе.

  • Играем в игрушки. Недостаточно заставить всю детскую разными игрушками. Осваивать их ребенок может только со взрослым, поэтому мамам и папам обязательно нужно включаться в такие игры. Для малышей 1-2 лет идеально подойдут кубики, пирамидки, музыкальные инструменты, рамки с вкладышами, конструкторы с крупными деталями.

Игрушки для ребенка 1-2 года

  • Воздушные шарики. Детки обожают играть с воздушными шариками. На шарике можно рисовать, можно надувать и, не завязывая, отпускать – он будет очень весело и быстро свистеть в процессе сдувания. Ребёнок будет удивлен и заинтересован, как из такого маленького кусочка резины можно сделать легкий и большой шар. (Из личного опыта: небольшой надутый шарик засунули мальчику под футболку (как большой животик). Его радостному удивлению не было предела. Минут 10 он бегал со счастливым лицом обладателя чуда под футболкой! http://club-mam.com/parenting/chem-zanyat-rebyenka-v-1-2-goda.html)

Чем занять ребенка

«Отвлекающие» занятия для малыша (1-2 года)

Иногда маме необходимо занять малыша, чтобы сделать запланированные домашние дела или просто немного передохнуть. Оставлять ребёнка без дела и без присмотра не безопасно, поэтому лучше предложить ему какое-нибудь интересное занятие.

  • Бумажное раздолье. И в 1 год, и в 2 года, малыши проявляются большой интерес к тому, чтобы пошуршать бумагой, порвать или помять ее. Самый безопасный вариант – выдать карапузу рулон туалетной бумаги. Бумага с перфорацией интересно отрывается по листочкам, к тому же, какое удовольствие — размотать рулон и посмотреть, что же в середине. Здорово шуршат газеты и журналы, но их давать малышу не желательно: газеты сильно пачкают краской, а листы глянцевых журналов имеют острые края, о которые легко можно пораниться.
  • Мешок с сюрпризами. В текстильную сумку или подарочный мешочек складываем разные предметы и вручаем малышу. Детям интересно вынимать предметы один за одним, рассматривать их, складывать обратно. Кстати, многие малыши любят пошуршать пакетами из супермаркета. Это не лучшее занятие для ребёнка: малыш может надеть пакет на голову, откусить и вдохнуть кусочек целлофана. Такие игры возможны только под чутким контролем взрослого.
  • Кухонная утварь. Если маме нужно готовить обед – можно взять кроху с собой на кухню. Пластиковые контейнеры, силиконовые лопатки, кастрюли, ложки и поварёшки нравятся всем деткам.
  • Пересыпаем, переливаем. Надолго увлечь малыша может такое медитативное занятие, как переливание воды из ёмкости в ёмкость или пересыпание круп. Для игры нужен большой таз, который мы наполняем либо водой, либо чем-то сыпучим (крупными макаронами, фасолью) и разные баночки, коробочки, бутыльки. Если ребенок играет с макаронами или крупами – выбирайте такой вариант, чтобы частички были крупными.

Игры с КРУПОЙ для самых маленьких

  • Включаем в домашние дела. В некоторых ситуациях можно не пытаться занять ребёнка на время, а сделать домашние дела вместе. Например, дать ему влажную тряпочку и показать, как протирать пыль. В 2 года малыш сможет орудовать детской щёткой для пола и даже мыть посуду. Можно поставить карапуза на устойчивую поставку возле раковины, открыть кран с водой, намылить губку и дать помыть пластиковую посудку.
  • Интерактивные игрушки и мультики. Конечно, даже мультики ребёнку лучше смотреть вместе со взрослыми, но иногда маме нужно хорошенько сосредоточиться и совершенно не отвлекаться на ребенка 15-20 минут. Не стоит злоупотреблять этим способом и «выключать» малыша из повседневной жизни семьи, потому что наблюдение за действиями взрослых людей даёт намного больше для развития, чем самый «развивающий» мультфильм.

Совместные и раздельные занятия лучше чередовать, при этом обязательно нужно давать ребёнку возможность поскучать, побездельничать и самому придумать себе игру. Постоянное подсовывание готовых игр и занятий тормозит творческое развитие малыша и притупляет его познавательную активность.

Подведем небольшой итог.

  • Развлечения с участием взрослого:
    • Мыльные пузыри;
    • Воздушные шарики;
    • Рисование красками (пальчиковыми, акварельными, гуашью);
    • Лепка тестом или мягким пластилином;
    • Книги (можно музыкальные);
    • Ролевые и активные игры;
    • Игры с игрушками;
  • Самостоятельное времяпровождение ребенка:
    • Туалетная бумага / газеты / журналы;
    • Шуршащие пакеты;
    • Переливание воды;
    • Пересыпание круп;
    • Помощь по думу: мытье посуды / уборка;
    • Мультики.
    Мамам на заметку!

    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Вот и пролетел первый год жизни. Оглядываясь назад, мамы не устают удивляться тому, как быстро из «кричащего кулечка» ребенок превратился в маленького исследователя. Он уже вполне уверенно ходит по квартире, заглядывает в шкафы и тумбочки, изучает их содержимое. Малыш не скрывает своего восторга: оказывается, дома столько много любопытных вещей, которые можно трогать, доставать, разбрасывать! А сколько их во дворе и в парке!

Каждый новый предмет представляет для него огромный интерес. Не случайно специалисты говорят о том, что именно предметная деятельность становится в это время главным видом деятельности детей.

Отметим еще две важные особенности данного этапа.

Во-первых, малышам в этом возрасте свойственна особая восприимчивость. Они впервые открывают для себя те явления и свойства окружающего мира, к которым мы давным-давно привыкли. Поэтому каждый день их жизни наполнен особой эмоциональностью, что в свою очередь, помогает прочному закреплению новых знаний и впечатлений, навыков и умений. Ни в каком другом возрасте ребенок не будет с такой легкостью впитывать в себя все новое, как в раннем детстве.

Во-вторых, дети на этом этапе обладают прекрасной способностью к подражанию. И подражают они взрослым с большой охотой. Вот почему специалисты считают, что данный возраст просто идеален для проведения развивающих игр, призванных помочь ребенку составить представление о мире, в котором он живет и научить его использовать собственные возможности.

Прежде, чем мы перейдем к примерам конкретных развивающих игр для детей 1 года, внимательно познакомьтесь с общими принципами и спецификой их проведения.

На первый план выходят повышенные требования к безопасности! Конечно, вы и раньше думали о том, чтобы оградить ребенка от любой беды. Еще бы: малыш – ваша главная драгоценность. И все же именно сейчас маме следует держать ухо востро. Ребенок стремится максимально использовать свою новую возможность – возможность ходить. Его жизнь изменилась коренным образом. Больше не нужно ждать, пока мама даст ему понравившуюся вещь или отнесет его на руках туда, куда хочется. Он может перемещаться сам! И он это делает. Мама не успела и глазом моргнуть – а малыш уже оказался в другой комнате.

Вместе с тем движения ребенка еще очень несовершенны, ведь мышцы развиты достаточно слабо, да и координация движений оставляет желать лучшего. Поэтому побеспокойтесь о том, чтобы пространство для игр было оборудовано соответствующим образом. Никаких проводов на полу. Никаких углов, способных поранить ребенка. Никаких стеклянных дверей или столешниц. Одним словом, ничего такого, что могло бы причинить вред ребенку.

Кроме того, кроха еще не понимает, насколько опасными могут быть некоторые из интересующих его предметов. Поэтому, готовя пособия и игрушки, которые потребуются вам в проведении развивающих игр для детей 1 года, всегда задавайте себе вопрос: «Не представляют ли они потенциальной угрозы для малыша?» Подумайте, сможете ли вы оставить ребенка один на один с тем или иным предметом, если вам, например, придется на минуту отвернуться? Даже если ребенок проявляет повышенный интерес к вещам, содержащим мелкие детали, имеющим острые углы или способным разбиться – ни в коем случае не оставляйте их в руках крохи!

Лучше всего приобрести специальные наборы дидактических игрушек в магазине. Вам пригодятся крупные яркие кубики разных цветов, шарики, пирамидки, доски с отверстиями и вкладышами, стаканчики-вкладыши, деревянные молоточки с набором колышков и тому подобные вещи. А еще маленькие игрушки (можно «пальчиковые») для сюжетных игр.

Важный момент: речь взрослого уже способна влиять на поведение ребенка, но пока далеко не во всех ситуациях. Учитывайте эту особенность при проведении развивающих игр для детей 1 года. Не ждите, что ребенок, как в школе, будет четко выполнять ваши требования. Как правило, годовалые дети очень легко и быстро вступают в игру по команде взрослого — ведь это им любопытно. Вы просите ребенка катить тележку, собрать пирамидку или принести игрушку – и в нем моментально вспыхивает интерес к игровой деятельности. Но вот так же просто закончить игру малышу пока не под силу.

Например, вы можете попросить ребенка собрать после занятия кубики в коробку, и он это охотно сделает. А затем тут же начнет их снова доставать. Для него игра продолжается! Ни в коем случае не ругайте малыша. Будьте терпеливы. Это – всего лишь особенность психики годовалого ребенка. Когда настанет время завершать очередное игровое занятие, постарайтесь переключить внимание на что-то более интересное. Например, вместо того, чтобы отбирать куклу, потому, что настало время обеда, скажите малышу: «А давай ляля будет кушать с нами!» Разумеется, вам придется «покормить» вместе с малышом и куклу.

Помните о том, что годовалые малыши действуют импульсивно. Ими руководят не сформированные годами ценности, а возникшие в данный момент желания . Возможно, вы глубоко уверены в том, что ребенку сейчас нужна развивающая игра с матрешкой или с кубиками. Но едва ли ваши попытки привлечь внимание крохи игрушками будут успешны, если в этот момент в его поле зрения попадет нечто более интересное: например, оставленный папой мобильный телефон.

Поэтому задача родителей при проведении развивающих игр для детей 1 года — оградить ребенка от всего, что будет его отвлекать. Работающие радио и телевизор, голоса в соседней комнате или яркая реклама на экране компьютера – все это способно притягивать внимание малыша. И, конечно, мама должна очень эмоционально, с убедительными интонациями в голосе, побуждать ребенка к игре.

Наконец, не забывайте о том, что малыш еще не в состоянии длительное время концентрироваться на том или ином занятии . Не требуйте от него невозможного. Конечно, вам хочется развивать ребенка всесторонне. Но этого можно достичь не только тем, что вы будете предлагать ему все больше и больше развивающих игр для детей 1 года. Лучше сделать так, чтобы игры носили комплексный характер. Так, например, игры на движения могут способствовать и развитию речи, а сюжетные игры можно совмещать с музыкальными занятиями.

Сюжетные игры

Сюжетные игры должны стать неотъемлемой частью развивающих игр для детей 1 года. Для их проведения необходимо иметь в достаточном количестве соответствующие игрушки: кукол и мишек, лошадок и собачек. Они должны располагаться на виду у ребенка. А лучше всего таким образом, чтобы малыш мог их при желании взять в руки.

Но не ждите, что годовалый ребенок сам начнет в них играть. Ему нужно показать пример. Возьмите несколько игрушек и разыграйте небольшое представление. Например, с зайчиком и лисичкой. Комментируйте свои действия. «Зайка прыгает! Прыг! Прыг! Хороший зайка! Лисичка прибежала. Хочет зайку поймать. Ай-яй-яй! Зайка испугался лисички. Убегай, зайка! Зайка убежал». В следующий раз можно поменять действующих лиц (например, взять кошку и собаку).

Игры для мальчиков и для девочек

При проведении развивающих игр для детей 1 года нужно делать акцент на традиционных игрушках, соответствующих полу ребенка.

Так, в играх с мальчиками в этом возрасте уже можно использовать машинки, кораблики или самолеты. Правда, просто катать машинку по столу или играть в
ванной с одним и тем же корабликом ребенку скоро надоест. Поэтому старайтесь сделать игры разнообразными. Например, кораблик может перевозить пассажиров. А машинка – скатываться с горки вниз (обратите при этом внимание малыша на то, что вниз машинка едет сама, а вверх сама не катится, ее нужно катить).

Девочкам тоже необходимо показывать, как именно играть с куклами. Например, мама может взять куклу, причесать ее или «покормить». При этом необходимо сопровождать свои действия комментариями, например: «Мы причешем лялю. Вот так. Причешем. Все, причесали. Ляля стала красивая!»

Такие игры будут прекрасно способствовать развитию предметной деятельности.

Игры для развития движений

Одна из самых распространенных родительских ошибок заключается в том, что они полагают: «Развивать нужно интеллект ребенка, а бегать и прыгать он научится и без помощи взрослых, сам». Но это не так. Малышу необходимо целенаправленно создавать возможности для совершенствования движений. Это крайне важно на втором году жизни.

Обязательно включайте в комплекс развивающих игр для детей 1 года упражнения, которые способствуют совершенствованию ходьбы, ползания, приседания и т.п.

Самые простые игры для развития движения в этом возрасте – бросание и отталкивание мячиков и шариков, умение залезать (на диван или под стол – например, чтобы «догнать убежавшую игрушку») и перелезать (например, через диванную подушку, за которой ребенка «ждет плюшевая собака, которая хочет с ним поиграть»). Возможно, вашему малышу доставит удовольствие и возможность проползти под препятствием за игрушкой (для этого вы можете специально натянуть ленточку).

Полезно ходить по наклонной плоскости вниз и вверх. Такие занятия хорошо сочетать с простыми рифмовками, подчеркивающими каждый шаг, например: «Я иду, я иду! Никуда не упаду!» Можно также учить малыша двигаться «как мишка» (раскачиваясь из стороны в сторону) и «как зайка» (прыгая). А после полутора лет ребенок уже в состоянии перешагивать через предметы (например, через кубики, рассыпанные на полу).

Помните про прекрасную способность малыша к подражанию. Обязательно включайте в комплекс занятий игры типа «делай как я».

Музыкальные игры

Наверняка вы уже неоднократно включали ребенку записи колыбельных, детских песен и отрывков из классических произведений. Почему бы не совместить прослушивание любимых мелодий с сюжетными играми или с играми на развитие движений? Ведь музыка бывает быстрой и медленной, веселой и грустной. Под веселую музыку плюшевые зайчики могут «прыгать и веселиться на полянке». А под грустную вы можете вместе с ребенком плавно покачать руками, поднятыми над головой.

Можно учить ребенка хлопать в такт музыке. Или отбивать ритм с помощью молоточков-пищалок. Конечно, пока попадать в такт кроха еще не сможет. Пройдет еще некоторое время прежде, чем ему это удастся. И все пробовать можно начинать уже сейчас.

И, конечно, давайте малышу возможность двигаться под музыку. Покажите ему пример, потанцуйте в медленном и в быстром темпе – и пригласите потанцевать вместе с вами. Разумеется, речи о том, чтобы выучить какие-то танцевальные движения, пока быть не может.

Игры для знакомства с окружающим миром и развития речи

Эти упражнения советуем регулярно включать в комплекс развивающих игр для детей 1 года. Малыши хотят узнавать все больше новых слов. Им интересно, как называются интересующие их предметы. Но, конечно, на втором году жизни они еще не могут спросить об этом, используя речь. Поэтому показывают на интересующий предмет пальчиком. Обязательно поощряйте любознательность крохи! Покажите, как вы рады его вопросу: «Какой малыш молодец! Малыш показал на зайку! Это зайка!» Если вы регулярно будете демонстрировать свое одобрение, ребенок будет чаще и чаще интересоваться названиями предметов.

Знакомьте ребенка с такими понятиями, как «холодный – теплый», «гладкий — пушистый», темно — светло и т.п. Например, дайте потрогать чашку с теплым чаем и скажите: «Чашка теплая». А затем – с холодной водой: «А эта – холодная. Холодная чашка». Закрепите этот материал на следующий день, подставив ручку малыша под струю воды и комментируя соответствующим образом происходящее: «Водичка теплая, теплая. Ой! Холодная! И снова теплая!»

На прогулке не стоит требовать от ребенка, чтобы он ни к чему не прикасался и «выкинул бяку». Пусть он потрогает траву, листья, кору дерева (просто следите за тем, чтобы грязные руки не оказались после этого во рту, носите с собой запас влажных салфеток). Проговаривайте названия всех предметов, заинтересовавших малыша: «Это трава. Это листочек. Это дерево».

Говорите с малышом. Называйте, комментируйте, объясняйте. И помните: малыш переживает уникальный период. И у вас есть уникальная возможность повлиять на его развитие.

С уважением, Светлана Иванова.