Комнатные растения        27.06.2020   

Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Презентация «Экологическое воспитание дошкольников Презентация экологическое воспитание в группе

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В.А.Сухомлинский ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система экологического воспитания детей в детском саду» Воспитатель МДОУ д/с№11 Толстун Ю.А. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура. задачи -формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); -развитие познавательного интереса к миру природы; -воспитание гуманного, эмоциональноположительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; -формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни. Цели проектной деятельности -развитие экологической воспитанности дошкольников. -формирование основ экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения,бережного отношения и любви к природе. -формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни. Предмет изучения Особенности системы экологического воспитания в детском саду. АКТУАЛЬНОСТЬ Заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.Экологическое воспитание приобретает громадное значение. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Этой проблемой занимались Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость:1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2)построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. При построении системы работы по экологическому воспитанию в нашем ДОУ особое внимание уделяется следующим основным направлениям: Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игрыпутешествия. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу и в музеи (краеведческий музей); проведение опытов, наблюдений. В каждой возрастной группе используется следующая система работы с детьми: посезонное планирование занятий; создание эколого - развивающей среды (уголки природы); организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе); чтение художественной литературы; совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.); выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»); игровая деятельность, как основная форма деятельности детей; экология здоровья (фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, двигательная активность, закаливание, экологопсихологический тренинг); создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.). Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмов.Считаю,что эти сведения следует предоставлять в виде системы знаний о растениях и животных, живом организме на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды. Таким образом, формы и методы работы с детьми я использую самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, аудиозаписи. Моя работа с детьми предполагает сотрудничество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс стараюсь организовать так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Занятия строю с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам на темы: «Путешествие в лес», «В гостях у Гриба – Лесовика». Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания, совместно с музыкальным руководителем мы проводили музыкально-экологические развлечения и праздники (“Бесценная и всем необходимая вода”), вечера досуга (“Люблю березку русскую”), кукольные театры для малышей на экологические темы. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я стараюсь значительное внимание уделять работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Совместно с родителями и воспитанниками проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей. Проанализировав проводимую в плане экологии работу, могу сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребёнку родители. Доподлинно известно, что на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. План-конспект дня Тема недели: «Грибы» Возрастная группа: средняя дни неде ли Непосредственная образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах с учетом интеграции образовательных областей Беседа на тему: «Съедобные и несъедобные грибы”. Игровая ситуация «Вот они - грибы». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес». Чтение стихотворения П. Синявского “Грибная электричка”(чтение худож.лит-ры). Аудирование «Звуки природы» (пение птиц). Отгадывание загадок (коммуник.). П / и игра “Съедобные – несъедобные»(игра проводится с мячом в кругу) (физич. культура,коммуник.) Приоритетны е образователь ные области Безопаснос ть и социализа четв ция ерг Индивидуа льная непосредст венно образовате льная деятельнос ть детей Д/и«Найди и назови» Работа по интересам и затруднени ям. Организа ция разв. среды для самостоя т.дея-ти детей Взаимод. с родит. /социал.п артнерам и В уголке природы: предметн ые картинки с изображе нием съедобн ых и несъедоб ных грибов. Изготовле ние «Грибной полянки» совместно с родителя ми из природног о материал а. Консульта ция «Осторож но, грибы!» Список литературы Горбатенко О.Ф.Система экологического воспитания в ДОУ..-В.:Издательство «Учитель»,2006г. Кондратьева Н.И.,Шиленок Т.А.Программа экологического образования детей «Мы»-СПб.:«Детство-Пресс»2000г. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 6-7 лет.-В.: Т.Ц.(Учитель), 2002г. Молодова Л.П.Экологические праздники для детей.Издательство (Асар),1999г. Вахрушев А.А.Здравствуй,мир.-М.:»Баласс»,2003г. Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию.-СПб.: «Детство-пресс»,2003г. Молодова Л.П.Игровые экологические занятия с детьми.-М.: «Асар»,1999г. Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников.– С-Пб.: Детство-пресс, 2003г. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. М., 1993. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 7-8 /1992. Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

2 слайд

Описание слайда:

Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин. Федор Достоевский

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы: «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала, Не наукой, а частью души! » Актуальность введения экологического воспитания именно в таком возрасте (с 3 до 6 лет) заключается в том, что в этот период жизни, дети очень любознательные, добрые и отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, и зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.

4 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. Задачи проекта:  Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.  Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.  Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.  Охранять и укреплять здоровье детей.

5 слайд

Описание слайда:

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

6 слайд

Описание слайда:

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

7 слайд

Описание слайда:

Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

8 слайд

Описание слайда:

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

9 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое воспитание дошкольников» Ознакомление детей с природой Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов Трудовая деятельность в природе Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы -целевые прогулки -экскурсии -работа с календарями природы, зарисовки Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей Связь с воспитательно – образовательным процессом, экологические досуги, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала Экологическое воспитание дошкольников

10 слайд

Описание слайда:

Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей» Диагностика экологической воспитанности детей Сюжетно-ролевые и д/игры Целевые прогулки в природу Наблюдение в уголке природы Работа с моделями Изобразительная деятельность по экологической тематике Просмотр фильмов о природе Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Создание книг-самоделок Чтение детской художественной литературы Экологические досуги и праздники Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе Труд в мини-центре природы и на участке Беседы с детьми на экологические темы Работа с календарем природы Сбор коллекций семян, камней, ракушек Совместная деятельность воспитателя и детей

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое просвещение родителей» Познавательный блок Окружающая среда и здоровье ребенка Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе Пути решения этих проблем Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный блок Участие в природоохранных акциях совместно с детьми Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах Выращивание растений Чтение совместно с детьми литературы Нормативный блок Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экспериментальных ситуациях Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач Ценностный блок Природа как универсальная ценность для человека Значение природы в жизни человека Здоровье ребенка и природа Человек – часть природы Формирование разумных потребностей

13 слайд

Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Я, как педагог: Стараюсь ответственно подходить к организации природной среды в группе, внедряю в практику новые технологии, знаю методику экологического воспитания, веду экспериментальную работу с детьми, разрабатываю интегрированные занятия, занимаюсь экологическим просвещением родителей. Дошкольники: радуются встрече с природой по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами видят разнообразие природного мира признают ценность жизни имеют представления о правилах поведения в природе сформировано начало экологической культуры Родители: участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы

14 слайд

Дошкольный возраст - это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитив­ ное отношение к природе, себе и другим людям. Фундамент экологического образования, несомненно, должен заклады­ваться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необ­ходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегри­рованного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольни­ков. Интеграция предполагает взаимопроникновение разных видов деятельнос­ ти. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологической грамотности детей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников. Одной из важнейших задач МБДОУ «Светлячок» является охрана и укрепление здоровья детей. В этой связи актуальным является ведение физкультурно-экологической работы, которая

на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решает задачи оздоровления детей и повышения у них и их родителей экологической грамотности. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.

Экологиче­ ское образование и физическая культура имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач:

Задачи физического воспитания

Задачи экологического воспитания

1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.

1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

2. Повышать уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

2. Помогать детям самостоятельно понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал.

3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни на основе формирования интересов и мотивов к физкультурным занятиям.

3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.

Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе проводятся в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении в детский сад, также включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхатель­ной, пальчиковой, корригирующей); обуче­ние детей элементарным приёмам самомас­ сажа; закаливание; профилактика плоско­стопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредст­вом постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.

В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе. Занятия интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями.

В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности:

1. Упражнения дыхательной гимнастики («Листья шуршат», «Морозко», «Одуванчик», «Радуга, обними меня» и т.п.);

2. Общеразвивающие упражнения («Листопад», «Поймай снежинку», «Подснежник», «Колокольчики» и др.);

3. Подвижные игры («Охота на песца», «Перелет птиц», «Льдинки, ветер и мороз», «Полярная сова», «Цветы и ветерки» и т.п.);

4. Эстафеты («Сбор урожая», «Ручейки и озера», «Эстафета юного туриста» и др.);

5. Сезонные упражнения спортивного характера (катание на санках, лыжах и т.д.)

Подбор упражнений определяется темой занятия и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений. Формирование первоначальных знаний о природе проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей: например, можно использовать персонажи – «Лесовичка», медведя, зайчика «бабы-яги», которые проводят с детьми экскурсию по «своим владениям».

Также в нашем детском саду проводятся занятия - прогулки по экологической тропе здоровья – цель которых - знакомство детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры; Дни здоровья экологической направленности, в содержание которых педагоги включают специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры.

Взаимодействовать с окружающей сре­дой (лес, растения, речка ) и погодно-климатическими факторами (мороз, ветер, дождь, холод, жара) дошкольники учатся во время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий (физкультурный зал, спортив­ная площадка, физкультурные уголки в груп­пах, оснащённые различным спортивным инвентарём) . При этом расширяется их кругозор, форми­руются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, на­стойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.

Итак, в современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В нашей работе с детьми по их экологическому воспитанию широко используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности - физической культуры, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей. При этом расширяется их кругозор, форми­руются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, на­стойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье. Эколого-развивающая среда в нашем детском саду направлена на формирование элементов экологической культуры и грамотного поведения детей в природе, позволяет реализовать все компоненты содержания экологического воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.

Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной жизни, умели заботиться о своём здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять здоровье, чем после лечить заболевания. Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы. Мы уверены, что сохранить и приумножить её для будущих поколений можно через осознанное бережное и положительно-деятельностное отношение, через формирование устойчивой позиции устойчивой позиции граждан в данных вопросах.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); -формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ; -развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); -участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.



Основные направления экологического воспитания детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность






ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа Ознакомление с живой и неживой природой Эмоционально- эстетическое развитие Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Загадочные объявления Речевые логические задачи Загадочные объявления Речевые логические задачи Культурно- досуговая деятельность Образовательны е проекты Игровая деятельность Художественно- творческая деятельность Воспитатель Коптенко Т.А




















ПОРТФОЛИО воспитателя содержит: 1. Информационные и технологические карточки; 2. Дидактический и иллюстративный материал; 3. Календарно-перспективное планирование работы с детьми; 4. Практический материал для работы с детьми по ознакомлению с миром природы: Речевые игры Загадки Модели и схемы объектов живой и неживой природы Игры экологического содержания, игровые обучающие ситуации, игры-путешествия, экологические игры с правилами Описание объектов экологической тропы








26 .


В результате проделанной работы отмечаются положительные результаты: -сформированы начала экологической культуры у детей; -сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы; -дети учатся практическим действиям по охране природы; -развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. ПЕРСПЕКТИВА РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ЭКОЛОГИИ На уч.г. Реализация долгосрочного образовательного проекта «Люби и знай Коми край » Викторина с детьми и их родителями «Хочу всё знать» Организация и проведение акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка»



Слайд 2

МДОУ №81 «Центр развития ребёнка – Детский сад «Конёк – Горбунок»

Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.Сухомлинский

Слайд 3

Дошкольное детство

  • Слайд 4

    Игры, эксперименты, наблюдения, опыты, рисование.

  • Слайд 5

    Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой

    Слайд 6

    Проектпо формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера

    «Я И ПРИРОДА»

    Слайд 7

    Чувственноевосприятие

  • Слайд 8

    Трудовые поручения

  • Слайд 9

    В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка, как:

    познавательный (формирование представлений о мире природы), перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе) практический(формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).

    Слайд 10

    ЦЕЛЬпроекта:

    Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение

    Слайд 11

    Задачи проекта:

    формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника в условиях крайнего севера; развитие познавательного интереса к миру природы, чувства эмпатии к объектам природы; формирование первоначального умения и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

    Слайд 12

    Основные принципы реализации проектапо экологическому воспитанию

    Принцип научности Принцип доступности Принцип гуманистичности Принцип деятельности Принцип интеграции Принцип системности Принцип регионализма

    Слайд 13

    Этапы реализации проекта:

    I . Организационный (август-сентябрь 2006г.) II. Внедренческий (октябрь 2006г. – май 2008г.) III. Результативный (июнь – август 2008г.)

    Слайд 14

    Слайд 15

    Участники проекта

    Дети МДОУ №81 «Центра развития ребёнка – Детский сад «Конёк – Горбунок», воспитатели, родители, сотрудники музея, библиотеки, картинной галереи, научные работники государственного природного заповедника «Большой Арктический».

    Слайд 16

    Направление работы по реализации проекта

    проект Издание информационно-методического материала Связь с социумом Взаимодействие с родителями Развивающая среда группы, ДОУ Кружковая работа Цикл познавательных занятий с детьми

    Слайд 17

    Изобразительная деятельность Эксперименты Экологическая культура Чтение Наблюдения Физическая деятельность Игровая деятельность Музыкальная деятельность Трудовая деятельность Конструирование Театральная деятельность Воспитание экологической культуры через разные виды деятельности ребёнка

    Слайд 18

    Творчество детей

  • Слайд 19

    мироздание вода воздух солнце песок глина камни сезоны обитатели уголка природы перелётные и зимующие птицы растения дикие и домашние животные лес комнатные растения тропический лес пруд, озеро, река море луг как человек использует природу как человек охраняет природу степь тайга Человек и природа край, в котором я живу

    Слайд 20

    «Край, в котором я живу»

  • Слайд 21

    Экологический кружок «Юный натуралист»

    Цель: Формирование экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности Задачи: формирование навыков опытно-экспериментальной деятельности; развитие у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности; развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения.

    Слайд 22

    Экспериментальная деятельность

  • Слайд 23

    Экспериментирование

  • Слайд 24

    Слайд 25

  • Слайд 26

    Экологическое образование родителей

  • Слайд 27

    Из результатов проведенного предварительного анкетирования, опросов родителей следует, что наиболее значимой информацией является:

    данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива; правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы); требования к экологии жилища; роль комнатных, лекарственных, пищевых растений; выбор экологически безопасных мест для прогулокс детьми, отдыха на природе; содержание в доме домашних животных и их значение длявоспитания ребенка; развитие ребёнка как личности в процессе экологического образования; информация, получаемая от самого ребёнка о занятиях в детском саду.