Арт-терапия- является одним из способов развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которым присвоен статус ОВЗ. Психологам известно, что у детей интерес к рисованию проявляется довольно рано, что делает этот метод универсальным инструментом в формировании положительных навыков взаимодействия с миром.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют познанию самого себя и окружающих людей, развивают эмоциональную отзывчивость, также формируют и совершенствуют высшие психические процессы, такие как мышление, внимание и память. Немаловажным является и совершенствование воображения, любознательности, мелкой моторики- это является неотъемлемой частью успешного развития детей с ОВЗ. Ведь сегодня нам приходится существовать в очень непростом мире, жизнь ставит нас в трудные ситуации. Это особо остро могут ощущать дети с особенными возможностями здоровья. Трудности ожидают их в самых простых и элементарных для взрослого, здорового человека ситуациях. Только уверенный в своих силах и в своих возможностях ребенок, сможет успешно социализироваться, активно самовыражаться и добиваться высоких результатов. Зачастую, с уверенностью в себе у детей с ОВЗ бывают проблемы. Они ощущают себя «не такими как все», у них возникают проблемы во взаимодействии со сверстниками, что мешает успешной социализации и адаптации к меняющимся условиям среды. По этой причине многие дети с особенными возможностями здоровья испытывают страхи, тревогу, могут агрессивно реагировать при взаимодействии и не понимают эмоции других людей. Однако, сотрудничество не будет эффективным, если его участники не способны понимать состояние другого и управлять собственными эмоциями. Так как распознавание и передача эмоций- многогранный процесс, который требует от ребенка определенных умений и навыков, его нужно формировать и совершенствовать. В своей работе для этого психологи использую арт- терапию.
На своих занятиях я использую различные методы арт-терапии. Это прекрасная возможность для ребенка выразить свое отношение к миру, найти то, что вызывает тревогу и беспокойство, научится взаимодействовать с окружающими людьми и поверить в свои силы.
Я заметила, что ребенку во время наших занятий легче выразить свои чувства и впечатления с помощью изобразительной деятельности. Привлечь детей к творчеству, мне помогает огромное разнообразие техник, художественных материалов и возможность поэкспериментировать. Также я заметила, что привлекательным для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является то, что во время занятия арт-терапией невозможно совершить ошибку, это благоприятно сказывается на самооценку детей. Если же ребенок оставляет свою работу, как только у него возникают трудности и что-то получается не так, как он это задумал, я предлагаю ему другие способы достижения желаемого результата. Это учит ребенка с ОВЗ преодолевать препятствия, он поймет, что из любой ситуации есть выход.
Наблюдая за ребенком во время того, как он занимается творческой работой, я могу больше узнать о нем и справится с трудностями в его поведении, заметить достоинства ребенка и развить их. Для того, чтобы занятия арт-терапией вызывали положительные эмоции у детей с ограниченными возможностями здоровья, я учитываю интересы детей, стараюсь удивлять их, использовать разнообразные темы, материалы, техники. Занятия арт-терапией имеют огромное значение для формирования психического здоровья, развитие познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, помогают поверить в собственные силы.
На занятиях я особое внимание уделяет созданию коллективных творческих работ, это способствует сплочению коллектива и позитивной социализации каждого члена группы.
Моей главной задачей, как психолога, является пробуждение интереса ребенка и создание эмоционально благоприятной ситуации.
Также арт- терапию я использую в качестве своевременной диагностики в естественных для ребенка условиях, таким образом, можно предупредить серьезные проблемы, с которыми ребенок столкнется в будущем. Пониженный, депрессивный фон настроения, неуверенность в собственных силах и возможностях, боязливость, избегание трудностей из-за страха неудач, ранимость – все это картина эмоционального неблагополучия ребенка с ОВЗ, зачастую формирует психологию неудачника, все это становится трагедией маленькой души, которая несет это груз во взрослую жизнь. У меня, как у психолога, есть возможность остановить этот процесс, переориентировать его, помочь ребенку обрести уверенность в себе, все это удается воплотить посредством арт-терапии. Ребенок, который погружается в мир творчества, раскрепощается и открывается для новых навыков и умений. Его уверенность в себе возрастает, он развивается гармонично и своевременно. Все это помогает ему успешно социализироваться в детском коллективе, он чувствует себя более успешным, за счет этого повышается интерес к другим видам деятельности, повышается его статус в коллективе.
Таким образом, использование арт-терапевтических техник наиболее эффективно для психологического сопровождения детей с особенностями развития в детском саду.
Список используемой литературы
1. Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием// Практическое руководство творческим самовыражением/ Под ред. М.Е. Бурно. Москва.: Академический проект,2002.
2. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [Текст] / М. Зельц. – ИНТ: Речь, 2010. – 94 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум песочная терапия [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.
4. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб., 2006.
5. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. -160с.
6. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 158 с.
7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей — Ярославль, 1996.
Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.
Это один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.
Творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Полностью погружаясь в творчество, ребенок не задумывается о конечном результате, он получ ает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.
Виды арт-терапии, используемые мной в работе с детьми
Изотерапия – это терапия рисованием.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д. Давайте познакомимся с некоторыми техниками изотерапии.
- Рисование пальцами,ладонями, другими частями тела
- Рисование песком
- Тестопластика
- Монотипия
- Штриховка, каракули
- Эбру - рисование на воде
- Рисование на стекле
- Изображения с помощью мелких сыпучих материалов и др.
Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми, является сказкотерапия. Лежащая в основе сказка, оказывает значительное воздействие на эмоциональную сферу детей. Она вызывает у ребенка удивление, желание познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.
Если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости детям.
Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.
Слово «мандала » в переводе означает означает «круг», «диск» .
В духовных традициях мандала - это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.
Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.
Работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.
С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции.
Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею. С помощью песочной терапии очень хорошо развивается мелкая моторика, чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.
Мульттерапия по сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми имеет ряд ощутимых преимуществ:
Позволяет решать возникающие проблемы с мотивацией детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, эмоций. Возможность участвовать в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий список достижений, повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывая ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.
Мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.
Главное достоинство мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг и удивление, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации.
Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок может казаться ребенку некрасивым, но при его появлении на экране начинает восприниматься им совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.
Подготовила: Воспитатель Заростова Е.М.
Что такое арт-терапия?
Буквально арт-терапия означает «лечение искусством» . Она заключается в том, что человек получает возможность самовыражения с помощью творчества. Причем успешность арт-терапии не зависит от того, на каком уровне находятся его творческие способности.
Арт-терапия помогает:
- снять стресс и напряжение;
- избавиться от негативных переживаний;
- справиться с различными страхами;
- познать себя и повысить свою самооценку;
- обрести душевное равновесие.
Основные принципы арт-терапии
- Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я» ;
- Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
- Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.
Виды арт-терапии
Выделяют следующие виды арт-терапии:
- Изотерапия – арт-терапия, связанная с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, лепкой, аппликацией, росписью и т. д.
- Музыкотерапия – арт-терапия с помощью музыки. Включает в себя прослушивание песен и инструментальной музыки, игру на музыкальных инструментах, пение.
- Кинезитерапия – лечение танцем и движением. Сюда входят занятия танцами, подвижные игры, сеансы массажа и лечебная физкультура.
- Библиотерапия – арт-терапия посредством чтения или написания собственных произведений. Литература может быть самая разнообразная, и по форме, и по содержанию. В библиотерапии выделяют сказкотерапию – лечение сказками.
Песочная терапия – арт-терапия, главным инструментом которой является песок. Песочная терапия включает в себя пересыпание песка, песочную анимацию, возведение песочных скульптур и замков.
- Имаготерапия – арт-терапия на основе драматического искусства, которая предполагает постановку театральных сценок.
- Фототерапия – в нее могут входить проведение фотосессий и фоторепортажей, слайд-терапия, фотопрогулка и т. д.
Некоторые специалисты выделяют так называемую арт-синтезтерапию, включающую в себя разные виды арт-терапии, например, и рисование, и прослушивание музыки, и создание фотографий.
Очень популярной среди остальных видов в последнее время стала песочная терапия, особенно с песочной анимацией: кроме того, что работа с песком сама по себе очень успокаивает, это еще и очень необычное и интересное занятие.
Но чаще всего под арт-терапией подразумевают именно изотерапию – она является и эффективной, и наиболее доступной, и интересной для всех.
Арт-терапевтические методы
- Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает ребенку познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
- Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
- Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
На занятиях мы используем интегрированную арт-терапию.
светлана мельникова
В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и
созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают : новые слова,
новые игры, новые формы взаимодействия с окружающим
пространством; каждый день они совершают маленькое в глазах
взрослого, но великое в своих собственных, открытие. Наибольшей
активности познавательная деятельность детей достигает именно в
дошкольном возрасте. Именно в эту пору игра как ведущий тип
деятельности сменяется обучением, познанием. Дети не только
хотят учиться, они, прежде всего, созревают для этого психологи-
чески и физиологически. Здесь важно отметить, что игра не
исчезает, а скорее трансформируется в обучение. И вот тут мы
обнаруживаем большое пространство для арт-терапии с теми детьми ,
которые испытывают разного рода трудности. Как часто мы,
взрослые, думаем : «Вот бы вернуться в детство ! Ни забот, ни хлопот,
только знай себе играй да уроки в школе делай. Что может быть
приятнее и проще!» Однако при этом мы давно уже успели
позабыть, как на само деле бывает тяжело быть ребенком. Давным-
давно мы научились ловко ходить и бегать, завязывать шнурки
бантиком, вырезать из бумаги ежиков и лисичек безо всякого труда и
прекрасно выучили, какие краски нужно смешать, чтобы получить
фиолетовый, и как вести себя на улице и в общественном
транспорте, уяснили, что говорить принято, а о чем следует молчать.
А потом, как только мы все это освоили, мы поспешили забыть, как
много времени ушло у нас на то, чтобы запомнить бесчисленное
множество правил поведения хороших мальчиков и девочек. А тем
временем наши мальчики и девочки терпеливо и усердно стараются
поспевать за взрослыми, тщась, порой, услышать от них слова
одобрения и уважения. Маленький, значит глупый, опрометчиво
бросают иные солидные дамы и господа. А ведь это совсем не так.
Значит, он просто еще не все узнал. Вынужденные во всем с нами
соглашаться и беспрекословно подчиняться, дети поставлены в
зависимое от нас положение. Злоупотребляя своим
преимущественным положением, взрослые и не подумают
внимания – обратиться с ним как с равным себе. А ребят такое
поведение очень и очень ранит. Дети уязвимы и беззащитны перед
нами. И там, где взрослый переждет, перетерпит, или вообще не
обратит внимание, ребенок столкнется со всем этим грузом в
непослушного забияку.
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто
наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности :
внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы
Арт-терапия является эффективным средством для социальной
адаптации детей с ОВЗ, а так же развития у них коммуникативных
Термин "арт-терапия " появился в Англии. Ввёл его английский
врач и профессиональный художник Адриан Хилл (1895-1977)
Арт-терапия используется в работе с детьми, по большому счету не
имея противопоказаний. Маленьких детей тяжело заставить делать то,
чего им не хочется. А вот арт-терапия в детском саду нравится детям , и
им всегда можно подобрать то, чего они хотят – будь то рисование,
лепка или музыка.
В последнее время все больше в своей работе педагоги
используют, так называемую арт-терапию . Под этим словом
понимают занятия с детьми, связанные с многообразным
художественным творчеством.
В чем польза упражнений арт-терапии для дошкольников ?
Всевозможные занятия искусством не только раскрывают
творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у
него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ
направлена на развитие логики, мышления, памяти, воображения, речи
и внимания.
Кроме того, регулярные занятия творчеством формируют навыки
успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми
людьми. В процессе занятий ребенок избавляется от стрессов и
психического напряжения, а также учится быть внимательным и
сосредоточенным.
Виды и методы арт-терапии
Существуют следующие разновидности арт-терапии для
дошкольников :
Изотерапия;
Танцевальная терапия;
Сказкотерапия;
Музыкотерапия;
Игротерапия.
В детском саду обычно используются все эти виды арт-терапии в
комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию
малышей. Комплексная система арт-терапии включает в себя методы
изотерапии, в частности, рисование, лепку из пластилина,
аппликацию, оригами. В процессе обучения изобразительному
искусству педагоги могут детально изучить внутренний мир ребенка и
обратить внимание родителей на какие-либо отклонения.
Кроме того, отдельный акцент делается на танцевальные и
музыкальные занятия, а также чтение художественной литературы.
Обучение детей с использованием любых методов арт-терапии всегда
проходит в веселой игровой форме.
Публикации по теме:
Мастер-класс «Арт-терапия» В нашем детском саду прошло Общесадовское родительское собрание. Я провела мастер класс по «Арт-терапии» Арт-терапия (от английского “art.
Арт-терапия как лекарство Арт-терапия как лекарство Нелюбовь к себе легко получить в наследство от таких же не любящих себя родителей, или напротив, от родителей-нарциссов,.
Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.
В 2017 году работа на неделе «погружения» в методику семейной групповой логопсихотерапии была выстроена, опираясь на сказку «Планета красивой.
Детское занятие по групповой арт-терапия «Завтрак-обед-ужин» Изо техника "Завтрак- обед -ужин" Цель: диагностика и коррекция восприятия себя в окружении других людей Задачи: -стабилизация самооценки;.
Анастасия Железнякова
Здравствуйте всем, кто будет читать мой отзыв. Хочется рассказать свои впечатления и результаты от пройденного лечения в центре у Елены Викторовны. Прежде всего расскажу о своей проблеме и как я попала к этому врачу. Мне 32 года. Мой диагноз сложно было поставить, в итоге, через время, было поставлено соматоформное вегетативное расстройство, но первоначальный диагноз- аксональная полинейропатия, только с гиперчувствительностью.
Спасибо детскому клубу «Гармония»
Хотелось сказать детскому клубу «Гармония» и педагогу Юлии Владимировне слова благодарности за развитие нашего ребенка, Тяла Артема. Я, как мама, искренне от всего сердца Вам благодарна за старания и труд, что Вы вложили в развитие Артема. Когда мы обратились в этот клуб, мой сын отставал в развитии и не разговаривал. В течение незначительного периода посещения игровых занятий с педагогом, курса Томатис терапии, наш Артем на глазах стал меняться в лучшую сторону – появился интерес к познавательной деятельности, ребенок заговорил, а через некоторое время стал задавать вопросы…