Комнатные растения        16.10.2019   

Исследовательский проект "Волшебный камень - магнит". «Этот удивительный магнит» проект (старшая группа) на тему Проект для дошкольников на тему магнит

Сотовая связь, компьютеры, банкоматы - не работают… Так было бы, если бы мир лишился магнитных свойств. Практически всё, что мы используем - следствие использования магнитных материалов в большом количестве. Это электроприборы, электродвигатели, различные датчики, денежные купюры, банковские карты, автомобили….
Природа полна тайн и загадок. И необыкновенная способность магнитов притягивать к себе предметы вызывала у меня удивление с раннего детства. Моё первое знакомство с магнитом произошло тогда, когда в один из дней рождений мне подарили игры с магнитами. Сначала меня занимали сами игры, а недавно мне подарили набор «природа магнетизма». И так, мне захотелось выяснить, что же такое магнит, какие тайны хранит он в себе и есть ли у него связь с электричеством, потому что я живу в молодом городе энергетиков. Ведь главная гордость нашего города - это атомная станция.

Цель нашей работы: Выяснить влияние электричества и магнетизма на окружающие предметы.

Задачи:
1. Выявить способности магнита.
2. Определить, какими свойствами обладают магниты.
3.Установить, есть ли связь между магнитами и электричеством.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, изучение литературы, эксперименты, обобщение.

Гипотеза: “Что такое магнит?”

Предположим… это волшебный предмет.

Возможно, что … это предмет, который притягивает к себе металлические предметы.
Допустим... магнит чем-то полезен на Земле.
Допустим … электрический ток без магнитного поля не существует.

Легенда о магните
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). На многих языках мира магнит - это значит «любящий».
Первым прибором, основанным на явлении магнетизма, стал компас. Компас - это устройство для ориентирования на местности. При помощи компаса можно определить, где находятся стороны света: север, юг, запад, восток. Он был изобретен в Китае, приблизительно между IV и VI веками. Устроен компас довольно просто: внутри у него есть магнитная стрелка, которая вращается вертикально и по кругу, она всегда указывает на север. А определив по стрелке, где север, можно определить и где находятся остальные части света. Без этого простейшего навигационного прибора были бы невозможны Великие географические открытия 15-17 веков.

Магнитные полюсы Земли не совпадают с его географическими полюсами
Вокруг Земли есть сильное магнитное поле. Если бы Земля, хоть на мгновение потеряла свою магнитную защиту, на её поверхность проникло бы губительное космическое излучение, которое по своему действию подобно радиоактивному. Учёные считают, что это может привести к катастрофе на нашей планете. К счастью магнетизм сопровождает Землю на протяжении всей её истории.

Магниты
Магнетизм - это невидимая сила, которая действует на некоторые металлы, особенно на железо и сталь. Материалы, создающие эту силу, называются магнитными, или магнитами.
МАГНИТ (магнетит)- кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы и имеющие собственное магнитное поле. Магниты бывают естественные (природные) и искусственные.
Естественные (или природные) магниты встречаются в природе в виде залежей магнитных руд. Самый крупный известный природный магнит находится в Тартуском университете. Его масса составляет 13 кг, и он способен поднять груз в 40кг. Искусственный магнит. (намагниченное тело, предмет из металла, сплава).
Искусственные магниты - это магниты созданные человеком на основе различных ферромагнетиков (из железа, кобальта и некоторых добавок). Искусственные магниты можно получить, натирая куском магнита в одном направлении железные бруски или просто прислоняя не намагниченный образец к постоянному магниту. Они могут удержать груз более чем в 5000 раз, превышающий их собственный вес.

Искусственные магниты существуют двух видов:
Постоянные магниты - тела, сохраняющие длительное время магнитные свойства, изготовляются из магнитно-твёрдых материалов, их магнитные свойства не связаны с использованием внешних источников или токов.
Электромагниты - изготовляются с сердечником из магнитно-мягкого железа. Создаваемые ими магнитные поля обусловлены те, что по проводу обмотки охватывающей сердечник проходит электрический ток.
Магнитная сила - сила, с которой предметы притягиваются к магниту.
Магнитное поле- это район вокруг магнита, в котором действует его сила.
Полюса магнита - место, где обнаруживается наиболее сильное действие.
Магниты обладают разными свойствами:
- притягивают металлические предметы;
-могут действовать через другие материалы;
-могут притягиваться на расстоянии;
-магнитная сила зависит от формы и размеров магнита;
-у магнитов есть полюсы «положительный» и «отрицательный», магнитная сила «сильнее» на полюсах»;
-магнитные полюса существуют только парами;
-магнитная сила имеет свою зону активности «магнитное поле»;
- одинаковые полюсы отталкиваются, разные притягиваются;
- магнитная сила ориентируется по сторонам света;
-магнит может «намагнитить» любой металлический предмет.
-температура влияет на магнитную силу.

Опыт № 1: Что привлекает магниты?
Взяли предметы из бумаги, металлов, пластмассы, стали и ткани разделили их на две группы: металлические и не металлические. 1. Поднесли магнит по очереди к предметам первой группы. 2. Поднесли магнит по очереди к предметам второй группы. 3. Затем поднесли магнит к поверхности холодильника, шкафа, стене, оконному стеклу. В результате установили: некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения; к некоторым поверхностям магнит притягивается сам, а к другим нет. Это происходит потому, что магниты это куски железа или стали обладающие способностью притягивать предметы из железа, стали и металлов содержащих их в небольшом количестве. Дерево, стекло, пластмасса, бумага ткань не реагируют на магнит. К железной поверхности больших размеров магнит притягивается сам, будучи более легким.
Вывод: магнит притягивает к себе только предметы из железа, стали и некоторых других металлов.

Опыт № 2: Может ли магнитная сила проходить через предметы?
В стакан с водой бросили скрепку. Прислонили магнит к стенке стакана на уровне скрепки. И после того, как он приблизился к стенке стакана, медленно двигал магнит по стенке вверх.
Скрепка перемещалась вместе с магнитом и поднялась вверх вместе с магнитом. Это происходит потому, что магнитная сила действует и сквозь стекло и сквозь воду.
Вывод: магнитная сила может проходить через предметы и вещества.

Опыт № 3: Магниты действуют на расстоянии
Нарисуем на бумаге линию и положим на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметим это расстояние.
Проведем этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них, сильные примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые -примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.
Вывод : Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие.

Опыт № 4: Зависит ли сила притяжения от формы, размера магнита?
Взяли три магнита разной формы и разного размера. 1. Разложили в три коробки различные металлические предметы (гвозди, монеты, скрепки) по группам. 2. Затем подносили по очереди магниты к разным коробкам и подсчитали, сколько однотипных предметов сможет поднять каждый магнит. В результате было установлено, что один магнит поднимает больше предметов, чем другие. Это происходит потому, что форма и размеры магнита влияет на его силу. Самые сильные магнитные свойства имеют края магнита, а самые слабые - серединка. Подковообразные магниты сильнее прямоугольных. Самый слабый магнит круглой формы. Среди магнитов, имеющих одну форму, сильнее будет магнит большего размера.
Вывод: сила магнита зависит от его формы и размера.

Опыт № 5 : Магнит имеет два полюса .
Каждый магнит имеет 1 северный (N- ) и 1 южный (S+) полюс. Концы магнита называются полюсами. Мы приблизили друг к другу сначала одинаково окрашенные полюсы магнитов, потом разноокрашенные. В результате этого установили, что полюсы одного цвета отталкиваются, а разного притягиваются. Это происходит потому, что полюсы каждого магнита имеют противоположные знаки (положительный и отрицательный). Полюсы противоположных знаков притягиваются; одинаковых - отталкиваются. Если магнит разломать напополам, то он все равно будет иметь 2 полюса. Попробуем сложить 2 магнита. Они превратились в один большой, а магнитные полюсы обнаружены только на противоположных концах составного магнита. Приложим железный шарик к полюсам магнита. Оказалось, что лучше всего шарик притягивается к полюсам, а посередине притяжения нет.
Вывод: у магнита есть два полюса: южный и северный. Одинаковые полюса отталкиваются, разные полюса притягиваются. Магнитная сила сильнее на полюсах. Невозможно получить магнит с одним полюсом.

Опыт № 6: Как намагнитить и размагнитить гвоздь?
Проведем по гвоздю любым концом магнита в одном и том же направлении 30 раз. Касаясь шарика или скрепки, проверим, что гвоздь стал намагниченным и притягивает скрепки. Попробуем провести по гвоздю магнитом вперед-назад и проверим магнитные свойства снова. Скрепки к гвоздю не притягиваются.
Вывод: Любой металлический предмет можно намагнитить и размагнитить.

Опыт № 7: Как увидеть магнитное поле?
На магнит прямоугольной формы мы положили лист бумаги, на бумагу насыпали металлические опилки. Большая часть опилок распределилась по концам магнита - это магнитные полюса. Магнитная сила концентрируется на полюсах. По рисунку металлических опилок видно зону (силовые линии) активности магнита. Эти линии называются магнитным полем. Пересекающихся линий среди них нет.
Силовые линии магнитного поля выходят из северного полюса магнита (N), и входят в южный (S). Силовые линии магнитного поля всегда замкнуты (закольцованы).
Форма этих линий, зависит от формы магнита и взаимоотношений полюсов. Мы положим сверху на лист там, где видим контур магнита, половину пластикового шара. Ура! У нас получилась модель магнитного поля Земли!
Вывод: железные опилки образуют узоры под магнитом потому, что опилки располагаются вдоль магнитных силовых линий. Таким образом, с помощью опилок можно как бы увидеть магнитное поле.

Опыт № 8: Магнитное поле Земли
Невидимые силовые линии опутывают планету, соединяя Северный и Южный магнитный полюса. Они называются магнитным полем Земли. Обнаружить магнитное поле у любого тела можно с помощью компаса.

Стрелка компаса намагничена, поэтому реагирует на любое тело имеющее магнитное поле. Поэтому мы можем сказать, что стрелка компаса сориентирована и в магнитном поле Земли т.к. её стрелка показывает направление на север. Как и у всех магнитов у Земли есть полюса. Северный магнитный полюс Земли находится вблизи южного географического полюса. Южный магнитный полюс Земли расположен там, где северный географический полюс.
Возьмем компас, поставим на стол и повращаем его. Какая-то невидимая сила поворачивает стрелку и заставляет её показывать красным концом, где находится север. Это - магнитное поле Земли. Стрелка компаса представляет собой магнит. У постоянных (металлических) магнитов северный полюс красят в синий цвет, южный - в красный. И только у компасов, сделано наоборот для того, чтобы синяя стрелка (южный полюс) показывала туда, где холодно - на северный полюс Земли, а красная - туда, где жарко. Она всегда поворачивается, чтобы указывать на магнитный север.
Но всегда ли компас показывает на север? Возьмём магнит и поднесем его к стрелке. Мы видим, что стрелка повернется к магниту, и мы сможем определить, где северный и южный полюса магнита. Поднесем магнит северным полюсом к стрелке сбоку. Стрелка повернется к магниту, потому что поле нашего магнита сильнее, чем магнитное поле Земли. Постепенно отводим магнит на расстояние, при котором стрелка займет среднее положение, то есть она притягивается Землей и нашим магнитом одинаково.
Вывод: Наша планета Земля - это огромный магнит, полюса которого находятся совсем рядом от географических полюсов планеты. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север. Значит, на севере Земли находится южный магнитный полюс, а на юге северный магнитный полюс.

Опыт № 9: Делаем компас
Возьмем иглу и намагнитим её с одной стороны с помощью магнита. Нальём в тарелку воды, положим иглу в пластиковую трубочку и пометим маркером намагниченную сторону и опустим в воду. Трубочка вращается. Рядом расположим компас. Намагниченный конец указывает на север.
Ура! Самодельный компас работает!

Опыт № 10: Как влияет температура на свойства магнита?
Поднесем к компасу намагниченную иголку, стрелка повернется к ней. Зажмём иглу в деревянной прищепке и нагреем иглу в пламени свечи докрасна, стрелка компаса вернется в первоначальное положение
Вывод: железо или сталь, нагретое до определенной температуры, теряет магнитные свойства, и даже самый мощный магнит его не притягивает. Как только иголка нагрелась, магнит перестал ее притягивать.

Опыт №11: Можно ли магнитные свойства передать обычному железу?
Возьмём 7 железных шариков и магнит. Поднесем шарик к полюсу, шарик прилипнет к магниту. Добавим другой шарик к первому и так добавляем все 7 шариков. Получилась магнитная цепочка. Возьмемся за верхний шарик и отделим его вместе с остальными шариками от магнита. Мы знаем, что они не магниты, но почему они не разделились сразу? Шарики намагнитились и стали магнитами. Внутри металлических шариков находится магнитное поле, которое придает им магнитные свойства. Чем дальше от полюса магнита, тем оно слабее. Медленно отодвигая шарики от магнита, мы видим, как они падают один за другим.
Вывод: Магнитные свойства можно передать обычному железу. Но магнитное поле недолговечно, его можно сделать искусственно.

Электричество
Чтобы выполнить любую работу: переместить груз, обогреть, охладить, осветить помещение, выполнить вычисления и т.д., требуется электрическая энергия. Без электричества нельзя представить современную жизнь.
Как и где вырабатывается электричество?
Существует много способов получения электроэнергии: это атомные электростанции . Атомная (ядерная) энергия преобразуется в электрическую. Она вырабатывается специальными машинами - турбинами. Генератор вращается с помощью турбины, для которой используется вода, пар, газ. Генератором энергии на АЭС является атомный реактор; теплоэлектростанции потребляют полезные ископаемые; гидроэлектростанции, для них нужно, чтобы рядом протекала река; ветряные мельницы и солнечные батареи .
Я узнал, что все предметы, в том числе и человек, состоят из маленьких частичек - атомов.
Каждый атом состоит из протонов - они неподвижные и образуют «атомное ядро», протоны имеют положительный заряд(+). Также в каждом атоме есть электроны. Они подвижны и постоянно вращаются вокруг ядра, и могут «перетекать» от одного атома к другому. Электроны имеют отрицательный заряд (-).
Когда электрон перепрыгивает с одного атома на другой, возникает электричество .
Слово «электричество » происходит от греческого «электрон», что означает «янтарь». Древние греки заметили, что янтарь, потертый об овечью шерсть, притягивает к себе лёгкие предметы.
Всем знакомы легкое потрескивание и искры, издаваемые при снимании с тела синтетической или шерстяной кофты, особенно заметные в тишине и в темноте. Или воздушный шарик, если им активно играть, вдруг начинает собирать на себя пылинки. Это самое простое бытовое проявление электричества - электризация объектов (статическое электричество).
Статическое электричество - это явление, связанное со скоплением положительных и отрицательных зарядов на поверхности тела. Оно не опасно для человека. Его можно получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из разных материалов). Когда статическое электричество становится достаточно мощным можно увидеть электрическую искру (электрический заряд).
Что такое электрический ток и откуда он берётся?
Откуда берется электричество в розетке? Электричество, поступающее в наши дома по проводам, вырабатывается на электростанциях с помощью специальной машины,
которая называется электрогенератором.
Конструкция его довольно проста: между полюсами магнита
вращается катушка с медным проводом (она называется ротором).
В проводе, движущемся в магнитном поле, появляется электрический ток.
В проводах электроны двигаются под действием магнитного поля. Они двигаются в одинаковом направлении, как течет вода в реке. Это электрический ток.
Очень важно: чтобы ток возник, «дорога» от отрицательно заряженного полюса (на котором электронов слишком много) до положительного полюса (где для них много свободного места) должна быть непрерывной. Это означает «замкнутая цепь».
Электрический ток - это направленный поток заряженных частиц. Это «перетекание» электронов от одного предмета к другому, но в одном направлении. Чтобы ток появился, необходимо направить его в одном направлении. Как заставить его течь?
Для этого необходим источник тока , т.е. устройство, в котором какой-то вид энергии превратится в электрическую энергию. Их бывает несколько видов:
Механический - из-за трения деталей на частях прибора накапливаются заряды и возникает ток (это генераторы).
Тепловой - ток появляется из-за нагревания проволоки (это термодатчики).
Световой - энергия света превращается в электрическую (это солнечные батареи, световые датчики, калькуляторы, видеокамеры).
Химический - ток возникает из-за химической реакции между веществами (это батарейки, аккумуляторы).
Вещества, позволяющие току проходить через них, называются проводниками. Металлы и графит, растворы солей и кислот, влажная почва, тела людей и животных являются хорошими проводниками электричества. К материалам, которые обычно не проводят электричество, относятся: янтарь, нефть, воск, стекло, резина, бумага, пластмасса. Такие материалы называются диэлектриками.

Наталья Морозова
Проект «Волшебный магнит»

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект

«Волшебный магнит» .

Участники проекта: дети старшей группы «Радуга», воспитатель Н. Л. Морозова, родители воспитанников.

Цель проекта :развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи проекта:

Знакомство с понятием «магнит»;

Формирование представлений о свойствах магнита;

Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Этапы проекта, их содержание:

1 этап: подготовительный – сбор информации, материала, пополнение уголка экспериментирования.

2 этап: организационный – разработка содержаний НОД с детьми, бесед.

3 этап: формирующий – проведение НОД по экспериментированию «Волшебные свойства магнита», самостоятельная экспериментальная деятельность детей, просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья» 158 серия «Магнит».

4 этап:итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.

Виды детской деятельности:

Рассматривание энциклопедий;

Знакомство с электронной энциклопедией;

Игры с магнитами;

Самостоятельное экспериментирование;

Изготовление игры «Рыбалка»;

Создание книжки-самоделки «Что притягивает магнит?»

Публикации по теме:

Конспект НОД «Магнит - волшебный камень» Конспект итоговой непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Магнит-волшебный.

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ «Волшебный магнит» Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ по теме «Волшебный магнит» ОО «Познавательно – исследовательская.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит» Занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования. Тема:"Волшебный магнит". Программное содержание: 1. Способствовать.

Конспект занятия в средней группе «Волшебный магнит» Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей. Задачи: 1. Помочь детям получить отчетливые представления о предметах.

Проект «Волшебный лучок» Проект реализуется с детьми 3-4 лет. Тип проекта: познавательно-практический. Вид проекта: исследовательский, краткосрочный(3 недели). Проблема.

Проект «Волшебный мир сказок» Человек, который верит в сказку сам в нее попадет, потому что у него есть сердце. (Сергей Королев) Актуальность проекта. Младший дошкольный.

Проект «Волшебный Новый год» Проект «Волшебный новый год» Подготовила: воспитатель МБ ДОУ ЦРР д/с № 1 «Ручеёк» Иванова Екатерина Александровна г-к. Анапа 2014г. Вид.

Цель: Активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций в ходе опытно- экспериментальной деятельности.

Мастер-класс.

Тема: «Удивительный магнит».

Цель: представление опыта работы с детьми по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер- класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследоватекльскую деятельность;

Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми;

Сформировать у участников мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас!

Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Ребенок настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованию, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Сегодня мы на миг окажемся в волшебной стране «Экспериментов», поэтому я хоть и не волшебник и не маг, превращаю вас в юных исследователей! Я буду к вам обращаться как к детям.

Ребята! Я предлагаю Вам отправиться в волшебную страну. В этой стране учились волшебству разные волшебники из сказок.

Вспомните, каких волшебников, вы знаете? (Хоттабыч, Фея, Баба-Яга)

Ребята, что у нас за цветочек на доске?

Это - «Цветик-семицветик, он поможет нам открыть тайны волшебства (берем один лепесток).

- Лети, лети, лепесток,

Через север на восток,

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься, ты, земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы все мы превратились в волшебников!

1 задание – Давайте, дети оденем шляпы и превратимся волшебниками. Я тоже одену и вместе с вами стану волшебницей.

Ой, на доске еще какое – то письмо, давайте, прочитаем его.

Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа)

(показываю магнит)

-«Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит ».

Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то притягивает ли он другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем! Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит.

Волшебство начинается…

Только надо обязательно соблюдать правила безопасности с острыми предметами.

Опыт 1. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из предметов на столе.

- На красный квадрат положите предметы , которые не притягивает магнит ,

а зеленый – которые притягивает. Приступайте!

Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

Вывод : все железные предметы притягиваются к нему, значит, магнит притягивает железные предметы: шурупы, гвоздики, скрепки монеты и т.д.

А какие предметы не притянул? (Пуговицы, ткань, резину, карандаш, ластик и т.д.)

Опыт 2. А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Вывод: Железные предметы притягиваются через бумагу.

Опыт 3. Сейчас накройте железные предметы кусочками ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

Вывод: Магнит действует через ткань.

Опыт 4. Положите все железные предметы в пластмассовые тарелочки, а магнитом проведите под тарелочкой. Что происходит?

Вывод : Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмасс.

Обобщение : магнит притягивает только железные предметы.

Опыт 5.

А сейчас чтобы нам стало веселее мы устроим

дискотеку для сказочных героев.

Через картон (магниты один сверху, другой снизу) делаем разнообразные движения.

Вывод: магниты притягиваются друг к другу.

Опыт 6

Вы любите фокусы?

* «Магнитный фокус – кораблики»

Оборудование: таз с водой, кораблики.

Ход опыта : опустить лодочки с иголочками на мачте в воду, управлять лодочками, двигая над тазом (не касаясь их). Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод: магнит действует даже на расстоянии.

Опыт 7

* Мы будем совершать следующее волшебство.

Оно называется «Рыбалка».

Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита.

Опыт 8: В стакан с водой кладем рыбок, как достать с помощью магнита?

Магнитом надо вести по стенке стакана. Магнит поднимает рыбку.

Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук?

Вывод:

Магнит может действовать на предметы через стекло.

Опыт 9

Сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт».

У вас у всех лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через бумагу. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

Воспитатель: что происходит с монеткой?

Вывод: Магнит снова оказывает свое волшебное действие через бумагу.

Опыт 10

В сказке «Золушка» злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. И помогли Золушке в этом птички. Но коварная злая мачеха снова смешала крупы с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку. Птицы помочь не могут, боятся сломать клювики.

Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (при помощи магнитов).

Вы хорошо сегодня поработали и много узнали интересного про волшебный камень – магнит…

Довольны ли, вы, секретам волшебства?

Так как приближается праздник Новый год. Про него говорят – он подарки принесет. И я на память хочу подарить магнитики, которые вы украсите сами.

Возьмите - горсточку счастья, любви и везения! (бисер). Украсьте свои магнит.

Предварительный просмотр:

Памятка

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать что-то новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

Ральф У. Эмерсон


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №24 «Васильки»»

села Осиново Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

Исследовательский проект


«ВОЛШЕБНЫЙ

КАМЕНЬ - МАГНИТ»

Выполнила:

воспитатель

Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.

Дыбина О.В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.

Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.

Большая книга « почему» / под редакцией А.В. Веселовой. Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.

«Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.

    «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.

    «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.

    «365 научных экспериментов». 2010 г.

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду, ткань, крупы, дерево, песок).

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: магнит в коробочке, скрепки большие и маленькие,стол со скатертью, аквариум с водой и морскими обитателями, корабль большой, картинки, мольберт с картинками.

Раздаточный: магнит на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянный стаканс водой, металлические скрепки и шайба, удочки, ёмкости с различными крупами, бумажные кораблики, платочки, картон, белые халаты с бейджиками и очки.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей в группу и вносит коробку с большим магнитом. Коробка - закрыта.

Ребята, сегодня утром к нам в группу кто-то принёс коробочку с загадкой, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Ответы детей…

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: - Я расскажу вам одну старинную легенду . В давние – давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые гвоздями и деревянная палка с железным наконечником прилипают к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни (черные по цвету) не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух взял несколько камней, принес их в деревню и очень удивил своих соседей. От имени пастуха «Магнис» - появилось название «магнит».

Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» - это из-за его способности притягивать к себе. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление.

- « Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (Какой на ощупь?Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет (тёмно - серый), дают определение - «Магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес и цвет тёмно – серый».

Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….

Задает детям вопрос - «Куда мы пришли?»

Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.

Воспитатель: используя подсказку, подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.

Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.

Дети: учёные, исследователи, проводят разные опыты.

Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными - исследователями.

Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться.

Детям предлагаются роли лаборантов (белые халаты, очки, бейджики, с соответствующим обозначением).

Воспитатель: - « Коллеги, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?»

Ответы детей.

Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем лаборантам в лабораторию.

- «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. стеклянный стакан

5. металлическая скрепка и шайба.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание.

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

- «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

« Какой можно сделать вывод?»

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт № 2. Достать магнитом змейку из банки.

Коллеги, посмотрите, стоит стеклянный стакан, а в нём змейка из скрепок. Как достать скрепки не опуская туда руки?

Ответы детей, обсуждение, догадки.

Попробуем достатьмагнитом?

Ребята, какой можно сделать вывод?


Дети: Вывод: Магнит действует через стекло.

Воспитатель: - Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?

Ответы детей.

Опыт № 3. Игра «Рыболов».

Магнитными удочками дети вылавливают морских обитателей из аквариума.

В конце игры обсуждается следующее свойство:

«Магнит не боится воды, действует через воду».


Опыт №4. «Есть ли у магнита препятствия?»

Наполненная емкость с различными веществами (песок, гречка, кукуруза, пшено, семечки, семена тыквы, манная крупа, семечки арбуза), на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.

Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречки, пшена, семечек, семян тыквы, манной крупы, семечек арбуза). Магнит не боится препятствий.

Опыт №5. « Кораблики бумажные».

На кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их, притягивает. Интересно сможет ли магнит притянуть кораблики через толстую, деревянную столешницу?

Вывод: Магнит может притягивать и двигать железные предметы через толстую, деревянную столешницу.

Опыт №6 «Притягивает ли магнит железные предметы через ткань?»

Положите на скрепку ткань.

Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через ткань.


Опыт №7 «Притягивает ли магнит железные предметы через картон?»

Положите на скрепкукартон.

Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через картон.

Разминка: Помогите мне, пожалуйста, понять, какие предметы притягиваются, а какие нет. Вы магниты – я показываю предмет, если он примагничивается – хлопаете в ладоши, если нет – руки за спину.

Молодцы! (картинки – нож, мяч, кастрюля, лыжи, коньки, тарелка, карандаши, самовар, замок, сапоги, тетрадь и т. д.)

Опыт №7 «Умный магнит пластилин».

В пластилин внедрено миллионы магнитных частичек и неодимиовый магнит. Пластилин: - рвётся,

Прыгает,

Тянется,

Всасывает в себя неодимиовый магнит.

Вот какие чудесные магниты – сколько можно сделать волшебства с ними.

Давайте на нашей схеме стрелочкой отметим, что примагничивает к себе магнит (Мольберт с картинками).

Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.

- Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

Какими свойства

ми обладает магнит?

Дети называют свойства:

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит действует через стекло, воду, картон,ткань, толстую деревяшку, крупы, семечки, песок.

3. Магнит не боится препятствий.

Асель читает стихотворение про магнит:

Уже давно люблю магнит.

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

- Дорогие лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас сладостями.

Уважаемые коллеги, сейчас нам пора возвращаться в группу и заново стать детьми.

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»

ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ МАГНИТ»


Руководители проекта:

Воспитатель

Воспитатель

Апрель, 2016г.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

Паспорт проекта

Тип проекта

1. По доминирующей деятельности: познавательно-исследовательский.

2. По времени проведения: краткосрочный (2 недели).

3. Участники проекта: дошкольники старшей группы, родители, педагоги.

II. Актуальность проекта:

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

В дошкольном возрасте в процессе развития у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

III. Проблема:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования предусматривает полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном ей обществе.


Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Познавательное развитие» включает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; развития воображения и творческой активности.

Ребёнок рождается исследователем. Его любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире рассматриваются как черты детского поведения.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам»

мерсон (американский поэт и философ).

Большой интерес дети старшего дошкольного возраста проявляют к экспериментам с магнитами, и тема изучения магнита и его применение стала актуальной.

Магнит - доступный для ребёнка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита.

Для этого заинтересовать родителей совместной эксперементальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

IV. Гипотеза:

Предположим, что магнит – объект, которое создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.

V. Цель проекта:

Развитие познавательной активности ребёнка в процессе формирования представлений о магните, его свойстве и использование в медицине, технике, быту и в группе.


VI. Задачи проекта:

    Знакомство с понятием «магнит»; Формирование представлений о свойствах «магнита»; Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком; Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения; Развивать познавательную активность детей, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук;
    Способствовать активному участию каждого ребёнка в решении проблемных ситуаций; Расширять и углублять знания и представления ребёнка об окружающих его предметах. Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами. Воспитание навыков сотрудничества, .

VII. Ожидаемый результат:

    Научатся взаимодействию с педагогом и сверстниками при проведении ; Научатся самостоятельно работать в коллективе; Появится стремление к познанию; Разовьётся логическое мышление, обогатится словарь дошкольников по теме «Магниты»; Научатся делать выводы, обосновывать свой ответ.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

I. Подготовительный – сбор информации, материала, пополнение экспериментального уголка.

II. Основной – разработка содержания занятий с детьми, бесед, проведение занятия по экспериментированию, самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментов.

III. Итоговый – презентация проекта, анализ полученных результатов, обобщение опыта.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:

I. Подготовительный этап:

1. Разработка плана проекта «Волшебный камень магнит».

2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми. Подготовка методической литературы.

3. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».

4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей.

6. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.

II. Основной этап:

Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенда о магните. Презентация «Ознакомление с природным происхождением магнита». Разучивание стихотворения о магните. Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»). Проведение опытов с магнитами. Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой. НОД «Путешествие в страну магнитов».

III. Заключительный этап:

Презентации проекта. Создание картотеки опытов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНТЕГРАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАГНИТА В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ

«МЕЧТЫ ОДНОГО МАГНИТА»

На столе лежал большой магнит и вздыхал. Ему было очень скучно. Ухватить и прилепить к себе некого, а ведь он обладает такой уникальной способностью, и напрасно магнетики внутри него стояли рядами ровно, как солдаты, и все смотрели в одну сторону, не двигаясь.

Магнит очень гордился своими магнетиками. Он считал себя немного в родстве со светом и его Светиками. Он ведь также состоял из многих мельчайших частиц, только они, в отличие от Светиков, были послушны, стояли тихо и спокойно, никуда не летели, даже смотрели в одну сторону. У любого металла такие магнетики есть, но все в разные стороны смотрят, не слушаются. А тут, такая сила! Потому что все вместе. Как схватят кого, так и не отпустят. Жалко только, что схватить они могут лишь железо.


А если их нагреть? Может, тогда они сильнее станут и начнут всех хватать и примагничивать?

От этой мысли магнит чуть не подпрыгнул. Вот это идея! Ведь и лежит он на полке около самой плиты. Стоит свалиться с полки, и он окажется совсем близко к печке!

Магнит стал раскачиваться, приказал магнетикам там, внутри него, тоже раскачиваться из стороны в сторону. Через некоторое время магнит с грохотом свалился на пол и постарался упасть как можно ближе к печке.

Приятное тепло разлилось по всему магниту. Он мечтательно закрыл глаза. Но внезапно шум и голоса внутри него нарушили безмятежный покой.

Что же он увидел, открыв глаза? Послушные некогда магнетики крутились в разные стороны, болтали друг с другом, а некоторые вообще выбежали из строя!

Что такое, что за беспорядок? — крикнул он. Но магнетики не обратили на его крик никакого внимания.

Тут на кухню вошла хозяйка. Она увидела валяющийся на полу у самой печки магнит и всплеснула руками.

Ой, он же теперь испортился!

Хозяйка быстро подняла магнит и приложила его к холодному железному крану. Но если раньше магнетики все вместе хватались за предложенную железку, то теперь многие из них не обратили на кран никакого внимания. И, когда хозяйка убрала руку, магнит шлепнулся в раковину.

Какой позор! — всхлипнул он, — значит, тепло не помогает нам, а, наоборот, мешает! Что же теперь будет? Неужели меня выбросят?

Хозяйка задумчиво покрутила магнит в руках и положила на полку.

Посмотрим, может он еще и не испортился. Вот остынет, тогда проверим.

Лежа на полке, магнит замирал от страха. Однако, он остывал, температура понижалась. И чем холоднее становился магнит, тем послушнее становились магнетики. Они снова выстроились в ряды и замерли, дружно глядя в одну сторону.

Уф, неужели пронесло? — пробормотал магнит — Никогда больше не стану мечтать о том, чего у меня нет. Притягиваем мы железо, и хорошо! Просто замечательно!

И действительно, магниты — это очень интересные, почти волшебные…предметы? Ну да, предметы. Но они же почти живые!