Садовые растения        06.06.2019   

История праздника. Троица и Семик. Интернет-портал всё о гиперборее


История праздника

Семик считается языческой основой праздника, приходящегося на седьмую неделю Пасхи. Предположительно, в древности он входил в единый весенний праздничный цикл, начинала который Масленица, и был его завершением. С принятием христианства языческий семик был приурочен к Троице, но продолжал древние обряды и верования.

Острицкий А.Г.

Один из самых главных и ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица - воскресенье, 50-й день после Пасхи.
В народных обычаях празднование христианского праздника совместилось с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы. Перед днём Св. Троицы (всегда выпадающий на воскресенье) отмечался в четверг языческий праздник Семик. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.



А.Клименко. Венок на камень

Семик - седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой, девичьи гулянья, поминание умерших.
Деревни и села на этот небольшой период буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик.


Семик в Епифановском уезде Тульской губернии. Гравюра. Середина XIX в.

Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
Для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забивая солода и хмеля; варится брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню.

С пением:

Ио, ио, семик-тройца,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-тройца! -

Идут в лес, где происходит пир».

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К. числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление. срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.


Анна Виноградова

Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших. В дни Семика – Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах».


Семик в новой деревне. Лубочная картинка.

В Семик – Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошел и в церковную практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками березы и букетиками цветов – зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм – как выражение радости и благодарности Богу.

Троицкие празднества включали в себя, как уже говорилось выше, и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню св. Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.

Завивание берёзки - один из главных обрядов Семика-Троицы, суть которых состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы.
В деревнях центральной и южной части Европейской России, а также в Сибири культ растительности принял особенно яркие формы. Основой обрядности здесь стало завивание березки, начальный этап которого приходился на Семик, а окончание - на Троицу. Обряд совершали девушки, которые втайне от мужского населения деревни отправлялись в четверг семицкой недели в лес, на берег реки или к ржаному нолю для выбора ритуального дерева.

Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые;
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные;
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Ио, ио, Семик да Троица.
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут...


Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович.Венки васильков. Этюд

Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т. п. После этого вокруг березы водили хороводы:

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли,
Пирога принесли
Со яичницей.

Затем под ней устраивали пиршество, основными блюдами которого были яйца, яичница, лепешки, пироги, пиво.
На Троицу девушки отправлялись в лес развивать березку. Они расплетали ветки, развязывали ленты, а затем опять устраивали праздничную трапезу с яичницей и лепешками, водили хороводы, пели песни.


А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

Действия с березкой не всегда ограничивались ее завиванием и развиванием. В некоторых губерниях России березку срубали, украшали лентами, платками, цветами, носили по деревне под пение песен, устанавливали ее в центре деревни, а затем в день Троицы под пение песен снимали с березы все украшения и спускали ее вниз по реке
Кумление - один из обрядов Семика-Троицы, который исполняли девушки брачного возраста.


Д.О. Осипов. Две девушки в день Семика.1860-1870-е Масло.

Он проводился, как правило, в день завивания берёзки. Наиболее распространенным был вариант, когда девушки две близкие подруги - подходили с двух сторон к завитому на березе венку, троекратно целовались через него, говорили друг другу: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками. Кумление могло происходить и несколько иначе. Желающие покумиться девушки заплетали две «мотушки» - косы из ветвей березы и ленточки, приговаривая: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку», а затем обменивались крашеными яйцами, лепешками. Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочкой, гуляли вместе по деревне, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки.

Русские крестьяне считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство, аналогичное тому, которое возникает между людьми, крестившими в церкви одного ребенка. Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления.


William Bouguereau (1825-1905)
Parure des Champs
Oil on canvas, 1884
64 1/8 x 35 3/8 inches (163 x 90 cm)
Museum Beaux-Arts, Montreal

Там они под песню «Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа» развивали венки, расплетали «мотушки», возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие покумившихся девушек, распадались. Принято считать, что обряд кумовства скреплял половозрастной союз девушек, совершивших переход в брачный возраст.

В 2018 году Троицу празднуют 27 мая. В ожидании любого праздника люди стараются чисто убраться и красиво украсить дом. Это помогает почувствовать особенность дня и создать торжественное настроение. Издавна существовал у нас на Руси обычай украшать святые храмы и дом перед каждым большим православным праздником. На Троицу их украшают по-особому.

Что празднуют в Троицу

Отмечается на 50 день после Пасхи и является одним из важнейших праздников у православных христиан, ведь это день рождения Церкви. В Евангелие от Луки рассказывается, что на 50-й день после Пасхи двенадцать учеников и Дева Мария почитали память Иисуса Христа. Вдруг они услышали с неба сильный шум и увидели огненные языки, которые остановились над каждым апостолом. Это на них сошел Святой Дух, и дал каждому в дар способность говорить на разных языках, которые они раньше не знали. Так, апостолы стали проповедовать учение Христа об Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом.

Троицу отмечают, когда природа уже окончательно проснулась

В 2018 году Троица приходится на 27 мая. Ее отмечают в то время, когда природа уже окончательно проснулась от зимней спячки, и все вокруг начинает цвести. Окончательно распускаются к этому времени листики березы — главного символа Троицы. Храмы в этот праздничный день благоухают травами и цветами, ветками деревьев. Прихожане несут в свои церкви различную зелень – подарки Богу.

Обычаи и символы Святой Троицы

В народе дни перед Троицей и после именуют – зелеными святками. С древних времен этот праздник проводят на природе – где-нибудь на лугах, в лесу. К веселым и шумным гуляниям готовятся заранее.


Четверг перед Троицей считается русалочьей Пасхой

Четверг перед Троицей считается русалочьей Пасхой. Русалки выходили из воды и смотрели, чем занимаются люди в их великий праздник. Увидев работающих людей в поле, они могли погубить их посевы. В четверг на меже поля хозяева оставляли для русалок краюшку хлеба, а на подоконник ставили горячий каравай. Русалки насыщались его запахом.


В троицкую (родительскую субботу) собирают в лесу аир, чабрец, мяту, полынь, любисток и другие травы

В троицкую (родительскую субботу) собирают в лесу аир, чабрец, мяту, полынь, любисток и другие травы, они считаются лучшими защитниками от злых духов. К тому же перед Троицей все травы имеют магическую силу и могут справиться с любыми недугами. Также приносили в дом ветки березы, ольхи, липы, клена, ясеня. В вот вербу в эти дни ломать категорически запрещается.


В родительскую субботу принято посещать могилы близких людей

В родительскую субботу принято посещать могилы близких людей. Это единственный день в году, в который разрешено в церкви поминать самоубийц, считается, что так эти бесприютные души получают временный покой. Для мирно усопших родственников во время церковной службы просят у Господа вечного упокоения.

Как украшают дом

Очень важно украсить дом зеленью перед Троицей, чем больше ее будет в доме, тем счастливее он будет. Зелень должна быть простой, букеты делают из болотной и лесной, полевой травы и цветов.

Очень важно украсить дом зеленью перед Троицей, чем больше ее будет в доме, тем счастливее он будет.

После праздника травы не выбрасывают, а собираются и используются в качестве лечебного средства. В деревнях ей кормят домашний скот, чтобы не болел. Пучок травы, взятый из церкви, засушивают и хранят в качестве оберега от дурных случайных гостей. Если истолочь в порошок цветы, принесенные из храма и вовремя окурить благовонным дымом больного, то он пойдет на поправку.

В воскресенье хозяйки встают с восходом солнца и пекут каравай. Когда все готово, зовут к себе гостей и дарят им венки, сплетенные из трав. Пол в домах застилали вместо ковров травами, а ветками украшали дом, их втыкали в дверные проемы, окна. Люди верили в то, что в Троицу прилетают души умерших родственников, которые прячутся в ветках и защищают от нечистой силы.


Венок, свитый из живых цветов, имеет силу оберега, наделенного чудотворными свойствам

А еще плели венки и - символы молодости и незапятнанной красоты. Венок, свитый из живых цветов, имеет силу оберега, наделенного чудотворными свойствами. Также в этот день можно попросить прощения у людей, которых вы когда-то даже совершенно случайно обидели. После Святой Троицы в понедельник наступает особый – Духов день, когда на свет выходит различная нечисть. В этот день запрещается копать землю, так как считается, что она беременна и надо дать ей отдохнуть. Церковная служба в Духов день изгоняет всякую нечисть, поэтому родители стараются привести в церковь детей, чтобы снять с них сглаз.

Семик - весенний народный праздник, отмечавшийся в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей.

Семик считается древним языческим праздником, одним из тех, что играли важную роль в весеннем периоде жизни людей. Ритуалы Семика и семицкой недели включали в себя действия, связанные с поминовением умерших, а также празднества девушек.

Обряды поминовения всех усопших начинались во вторник, когда на кладбищах устраивали поминальную трапезу с раскладыванием на могилах яиц, окрашенных в желтый цвет, лепешек, блинов. Эти поминки назывались задушными, то есть поминками, устроенными для душ умерших, которые, по поверью, бродили в семицкую неделю по земле, не находя себе пристанища Поминальные тризны продолжались и в четверг. Причем во многих губерниях России поминовение умерших в Семик считалось едва ли не главным поминовением года Очевидец из Пермской губернии писал: «Ни один день из поминальных, установленных церковью, не почитается как Семик - четверг перед Троицыным днем Хотя церковью в этот день не установлено поминовение умерших, оно, по установившемуся обычаю, совершается во многих приходах епархии, не исключая и некоторых городов. В этот день на кладбище собиралось много народу даже из смежных, если у кого-либо там были схоронены умершие» (Русские 1997, 529).

В Семик поминали также заложенных покойников, то есть людей, умерших неестественной смертью: самоубийц, опойцев, людей, погибших в результате насилия. Этот обычай был распространен на большей части территории Европейской России, но особенно в ее северо-восточных, центральных и западных губерниях. Верили, что их души не находят покоя после смерти, бродят по земле и являются опасными для живых. Для их успокоения женатые мужчины и замужние женщины в этот день выстаивали в церкви панихиду, то есть службу, состоящую из молитв о прощении грехов и упокоении умерших в Царстве Небесном. Обряды Семика восходят к средневековому обычаю хоронить в этот день людей, умерших на улицах, погибших от рук злодеев и не востребованных родственниками. Обычно в течение года их не хоронили, а свозили в специальные помещения, называвшиеся убогими домами, божедомками, скудельницами, и только в Семик с отпеванием погребали в землю. В конце XVIII в. убогие дома перестали существовать, обнаруженных мертвецов сразу же хоронили в специально отведенных для этого местах, но традиционная панихида по ним в Семик сохранилась. Впоследствии поминание в церкви умерших неестественной смертью было перенесено на Троицкую субботу. В южнорусских губерниях в Семик матери устраивали поминки по своим умершим детям (малолетним, некрещеным, мертворожденным). Они приглашали соседских детей и угощали их кашей и медовой сытой.

На Семик девушки гурьбою шли в лес, выбирали молодую берёзку и заламывали её.

Семик был также днем веселья и гуляний, которые продолжались вплоть до Троицы. Его характерной чертой была трапеза в лесу, в поле, как говорили, «под ракитовыми кустами». В трапезе принимали участие как женщины, так и мужчины. В складчину готовили яичницы, караваи, сочни, сырники, варили пиво, настаивали брагу и бузу - хмельной напиток из гречневой муки. Празднество сопровождалось весельем, плясками, пением песен. Семицкий четверг и следовавшие за ними дни отмечались в старину девичьими гуляньями: хороводами около берез в роще, кумлением, плетением венков и гаданием на них о женихах. С течением времени часть этих обрядов была перенесена на Троицу.

На Семик девушки гурьбою шли в лес, выбирали молодую берёзку и заламывали её (чаще всего вершинку). Не отламывали совсем, а оставляли висеть и заломанную ветвь заплетали венком. Затем около берёзки начинался весёлый обряд. Из веточек и травы делали чучело кукушки и забавным образом «крестили» её. Во время «крещения» девушки «кумились»: будущие «кумы», просунув лицо в завитый берёзовый венок, целовались и тут же обменивались нательными крестиками. Шуточная церемония роднила их, и покумившиеся зачастую оставались добрыми подругами на долгие годы.

Народный праздник Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи, за 3 дня до Троицы. В 2019 году он выпадает на 13 июня. Другое название - Русалчин Велик день - праздник получил за то, что в это время совершались ритуалы прощания с весной - Похороны русалок.

История

Праздник представляет собой незримую грань между весной и летом. До христианства Семик считался одним из главных дней в году. К его празднованию готовились заранее. После прихода православного христианства праздник не перестали отмечать. Ведь главным было не столько встретить лето, сколько помянуть умерших, к которым на Руси во все времена относились с особым трепетом и почтением.

«Заложные покойники», которых поминают в этот день - это те, кто умер не своей смертью: закончил земной путь внезапно или от руки убийцы. К ним относят утопленников, висельников, самоубийц, некрещеных, пьяниц, нераскаявшихся грешников, ведьм и колдунов. Они не могут найти упокоение и продолжают ходить по земле. Считается, что именно эти застрявшие между мирами души становятся слугами нечистой силы и обладают демоническими силами.

Сам термин «заложный» происходит от обряда захоронения «нечистых» покойников. Часто их хоронили лицом вниз и закладывали тело ветками и камнями. Существует также версия, что это слово образовалось от положения застрявшей души, которая блуждает по земле как заложник и не может ничего с этим поделать.

Традиции и обряды

В этот народный праздник подросших девочек принимают в компании девушек, проводят обряд кумления (женские посиделки, выбор задушевных подруг) и учат гаданиям на суженого.

Много внимания уделяется березе как символу неисчерпаемого источника жизненных сил. Вокруг нее люди водят хороводы, проводят обряды на плодородие и хороший урожай, завивают на ней венок, который через три дня расплетают. Девушки наряжают березы лентами, платками, бусами и венками из полевых цветов.

После обеда празднование переходит на погост. Люди украшают могилы предков веточками березы и устраивают поминальное угощенье. В этот день (в некоторых областях перед праздником) в первую очередь поминают души «заложных» покойников, затем родственников.

Семик - единственный день в году, когда можно заказать панихиду по «заложному» покойнику, которого церковь по каким-либо причинам отказалась отпевать при погребении.

Приметы

Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.

Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника.

Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.

Этот праздник не так известен, как многие другие, отмечаемые нашими предками. Но менее важным от этого он вовсе не становится. Семик знаменует собой уход весны и наступление лета. В этот день Семаргл-Огнебог помогает Яриле подняться на небо, войти в полную силу.

С приходом Семика завершаются весенние полевые работы и начинаются летние – ещё более тяжелые и напряженные. Ведь лето не так уж длинно, а выполнить за это время нужно действительно огромный объем работы. Недаром говорится – летом один день год кормит. Достаточно лениться всего один день, не выполнив запланированную работу, чтобы остаться без урожая, обречь свою семью на голод и нужду.

Но настоящее лето наступает только завтра, а сегодня – Семик, последняя возможность на многие недели хорошенько отдохнуть, расслабиться и повеселиться. Впрочем, веселье также носило важный характер. В его время, в игровой форме, проводились разнообразные обряды. Например, девушки и женщины, распевая песню «Ты удайся, удайся, мой лён» демонстрировали процесс работы со льном – сеяния, прополки, сборки, чёски, прядения. Также пелась песня «Мы просо сеяли», во время чего демонстрировались действия по работе с просом. Это обещало богатый урожай в текущем году.

По утру все жители старались пройтись босиком по траве, пока она не высохнет. Некоторые, обнажившись, катались по траве. Считалось, что роса в этот день обладает целебными свойствами. Поэтому подобные «ванны» помогали избавиться от хворей, поправить здоровье.

Не менее важен был и другой обряд. Как год переходи в новую фазу, от мягкой, доброй весны к знойному лету, наполненному тяжким трудом, так и молодые парни и девушки переходили в новую социальную группу. Парни, выбравшие воинский путь, проходили постриг. После этого они из вчерашних мальчишек превращались в полноценных воинов.

Конечно, им ещё суждено было многое узнать и многому научиться. Но отношение в дружине к ним было уже как к младшим братьям, а не как к заигравшейся детворе.

Девушки также не оставались в стороне. Впрочем, в обрядах участвовали и молодые жёны, ещё не заведшие детей. Проводились особые обряды, повышающие возможность вскоре стать матерью. Ведь большая семья – залог крепости рода и благополучия хороших родителей, сумевших родить и воспитать правильных людей. Для этого девушки уходили в лес, где жарили на открытом огне яичницу, компанией съедали её, а после водили хороводы вокруг берёз, украшая их яркими лоскутами, лентами. В некоторых областях было принято вешать на берёзу венок, в который вплеталось куриное яйцо. Это способствовало переходу мощной энергии, какой обладает берёза, всем участвующим в ритуале девушкам. Уж после этого их род наверняка скоро пополнится младенцами.

По завершению обрядов, вся деревня от мала до велика, собиралась за праздничным столом. В первую очередь поминались предки. По традициям некоторых областей России именно Семик являлся наиболее важным днём поминовения, оставляя позади даже Роданицу.