Дарим цветы        03.09.2022   

Как избавиться от заикания у ребенка в раннем возрасте? Заикание у детей: причины, методы лечения и коррекции Заикание у детей причины виды

Неправильная речь у ребенка – частая проблема, с которой сталкиваются родители дошколят и младших школьников. На этом этапе взросления речевой аппарат малыша еще только формируется, а потому исправить все недостатки значительно проще, чем у подростка. Заикание у детей обуславливается разными факторами, врожденным и приобретенным. Однако это решаемо, если вовремя заметить и принять меры. В обратном случае существует опасность, что проблема сохранится на всю жизнь.

Что собою представляет

Заикание у детей 3-5 лет – это речевой дефект, преимущественно обусловленный состоянием психики малыша. По-другому это заболевание называют логоневроз. Он представляет собою резкое сокращение органов артикуляции, сопровождающееся сбиванием ритма, заминками, задержками речи, повторами букв и слогов, прерывистостью. Наблюдается не столь часто, как другие дефекты речи – только в 2-4% случаев. Чаще заиканием страдают мальчики.

В таком возрасте малыш учится полноценно говорить, повторяет за окружающими отдельные звуки и слова, копирует чью-либо манеру речи. Важно в этот период родителям помочь маленькому человечку сформировать правильную речь.

Если пустить заболевание на самотек, со временем оно может пройти самостоятельно. Однако скорее продолжит присутствовать, создавая комплексы, мешая социализироваться. Заикание может также свидетельствовать о серьезных неврологических нарушениях.

Как проявляется

Заикание у ребенка сопровождается следующими признаками:

  1. Речевые спазмы при произношении какого-либо слова. Обычно происходят в начале слова (фразы) или в середине. Запинка и повтор происходят на одной букве («м-м-м-м….») или на одном слоге («ма-ма-ма…»).
  2. Паузы, длительные и возникающие в середине слова. Либо слишком долгое растягивание гласного звука в середине или начале слова.
  3. Комбинирование первых двух симптомов, когда запинки и повторы сочетаются с паузами.

Кроме того, чаще всего при запинании возникают и вторичные симптомы. Зачастую ребенок становится более нервным, агрессивным или, наоборот, плаксивым. Логоневроз нередко сочетается с нервными тиками, энурезом, повышенной потливостью, нарушениями сна, потерей аппетита. Во время общения малыш может краснеть, волноваться, что создает еще большие препятствия при попытке произнести фразу.

Малыш постарше, особенно если он постоянно общается с другими детьми, может замкнуться в себе. Хуже идет на контакт, нервничает при необходимости общаться с кем-то. Речь малыша становится сбивчивой в целом, тусклой, монотонной, без выражения и эмоциональной окраски. Поэтому избавляться от проблемы нужно чем раньше, тем лучше.

Часто родители путают заикание у ребенка 3 лет с естественными, физиологическими запинками. Они выражаются в паузах в речи малыша. Возникают потому, что он еще только учится говорить, и не всегда знает, как выразить словами то, что ему приходит в голову и как правильно оформить сложные словесные конструкции.

Чем шире будет словарный запас маленького человечка, тем быстрее он сможет избавиться от физиологических запинок. Важную роль в этом играют развивающие занятия, чтение, общение взрослых членов семьи с ребенком.

Как отличить такие естественные запинки от заикания? И при том, и при другом возникают паузы, запинки и повторы слов, слогов. Но при логоневрозе они происходят из-за судороги, а в остальных случаях – потому что малыш пытается подобрать нужное слово.

Отличить можно по месту расположения запинки. При заикании ребенок начинает запинаться на начале слова или при определенном сочетании букв. При физиологических заминках – в любом месте фразы, особенно при построении сложных словесных конструкций.

Кроме того, при попадании в непривычную обстановку или при взаимодействии с людьми у заик дефект речи проявляется особенно активно, а в остальном, наоборот, речь малыша становится ровной.

Ребенок, у которого все с речевым аппаратом в порядке, обычно не замечает заминок в своей речи и не придает им значения. Если же это логоневроз, даже совсем маленький ребенок сознает, что что-то не так, начинает нервничать и переживать.

Причины

Заикание способно быть как врожденным – если появилось, как ребенок начал говорить, и приобретенным – если, например, заикание у ребенка 5 лет появилось впервые, а до этого он говорил нормально. Различаются они причинами.

Врожденное

Причины врожденного заикания у детей:

  1. Тяжело протекающая беременность. Если этот этап сопровождается гипоксией плода – когда ему не хватает кислорода, то это способно влиять на формирование его речевого аппарата. Также сказываются перенесенные женщиной во время вынашивания плода инфекционные заболевания.
  2. Родовая травма. На формирование артикуляционного аппарата может также влиять гипоксия, но уже возникшая не внутриутробно, а во время долгих, трудных родов. При получении родовой травмы способны пострадать клетки головного мозга. Часто страдают ранние детки, появившиеся на свет раньше срока.
  3. Наследственность. Нарушение речи передается и по наследству. И это достаточно распространенная причина.
  4. Особенности темперамента. Дети-холерики чаще подвержены заиканию, чем меланхолики или сангвиники. Их нервная возбудимость значительно выше.

Если же маленький человечек до определенного возраста говорил хорошо, а потом вдруг стал заикаться, это признак приобретенного заболевания.

Приобретенное

Причины приобретенного заикания у детей:

  1. Пережитый стресс. Это потеря близкого человека, резкая смена обстановки, сильный испуг. Также играет роль и психосоматика.
  2. Нехватка или переизбыток внимания. Зачастую заикаются избалованные, капризные детки.
  3. Повышенные требования родителей.
  4. Тяжелая домашняя обстановка. Часто страдают дети из неблагополучных семей, где часто бывают скандалы, ссоры, рукоприкладство. Может сказаться и развод родителей.
  5. Длительное пребывание за компьютером или перед телевизором. Это в целом сказывается на психическом развитии.
  6. Заболевания. Серьезные последствия за собой влекут менингит, энцефалопатит, травмы головы, грипп и иные заболевания.
  7. Псевдозаикание. Это явление возникает в семьях, где кто-то из старших страдает заиканием. Тогда малыш способен перенять манеру говорить у близкого человека, не страдая никакими нарушениями.

Чтобы определить, какие причины кроются в основе нарушения речи, нужно понаблюдать за ребенком. Проблема возникает при волнении, в присутствии незнакомых людей или в непривычной обстановке? Тогда, скорее всего, логоневроз – приобретенный. Если же малыш заикается стабильно, в любой обстановке, то проблема врожденная. Однако точно установить причины может только квалифицированный специалист.

Разновидности

Помимо врожденного и приобретенного, существует несколько основных разновидностей заболевания:

  • патологическое – врожденное, обусловленное генетически;
  • невротическое – после травмы, стресса, серьезных переживаний, испуга и т.д.;
  • тоническое – разновидность с паузами в словах и с растягиванием гласных звуков;
  • клоническое – невозможность выговорить определенный звук или слог, частое их повторение;
  • комбинированное – сочетает в себе симптомы тонического и клонического;
  • стабильное – неизменное, независимое от обстоятельств заикание;
  • нестабильное – проявляющееся только в определенных ситуациях;
  • циклическое – при нем этапы заикания чередуются с периодами нормальной речи.

Эти разновидности могут сочетаться друг с другом. Например, когда сбои происходят в определенной обстановке, но циклично, чередуясь с периодами, когда все произносится легко.

Степени тяжести

Различается логоневроз и по степени тяжести. Выделяют три стадии:

  1. Легкая. Сбои в речи образуются лишь при стрессе, сильном волнении, в непривычной обстановке, при контакте с новыми людьми. В обычных условиях дефект практически не заметен.
  2. Средняя. Дефекты речи проявляются, если кроха даже немного начинает волноваться или перед ним возникают какие-то сложные для него задачи.
  3. Тяжелая. Малыш заикается постоянно, причем часто дефект речи совмещается с судорогами конечностей, лицевым тиком, покраснением.

Важно знать, что со временем логоневроз способен прогрессировать – если не предпринимать ничего для его лечения. Чем раньше родители обратятся с малышом к врачу, тем скорее и лучше будет оказана помощь. Риск усугубления и рецидива проблемы в этом случае минимален.

Диагностика

При проявлении признаков логоневроза стоит показать ребенка детскому неврологу или педиатру, который выпишет направление к неврологу. Специалист установит точные причины заболевания и наметит пути его коррекции.

Обычно для установки диагноза и причин достаточно осмотра ребенка, сбора анамнеза, опроса. Врач осуществит диагностику речи: оценит темп, дыхание, моторику, артикулярные судороги, голос и так далее.

Если есть подозрения на травму головного мозга, понадобится компьютерная томография. При затруднении установки причин – комплексное обследование малыша.

Комплексное обследование поможет выявить, возможно, скрытые проблемы в развитии и избежать рецидивов заболевания в дальнейшем. А также определит, как лечить заикание у ребенка.

Лечение

Постановкой диагноза и лечением на первых порах занимается детский невролог, в дальнейшем может понадобиться помощь логопеда и психолога (если проблема кроется в психологическом плане). Выбор способа лечения зависит от причин заикания и степени его тяжести, от медицинского заключения.

Медикаментозное лечение

Если заикание вызвано серьезными заболеваниями и травмами головного мозга, нарушениями в работе речевых центров, серьезными психическими травмами назначаются лекарственные препараты. Это транквилизаторы и противосудорожные средства. Такие лекарства принимаются только по назначению врача, отпускаются в аптеках по рецепту. Бесконтрольный их прием может причинить вред формирующемуся организму. В зависимости от тяжести заболевания и от индивидуальных особенностей организма, лечение может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

При незначительных психологических проблемах, стрессах, повышенной возбудимости малышу могут быть назначены препараты седативного характера, успокоительные, или, наоборот, повышающие концентрацию внимания, улучшающие мозговую деятельность.

Лечение заикания не бывает только медикаментозным или аппаратным. Оно назначается комплексно – в сочетании с занятиями с логопедом, дыхательной и речевой гимнастикой, работой с психологом. Важно также создать малышу благоприятную психологическую обстановку.

Аппаратное лечение

Осуществляется метод с помощью специальных компьютерных программ, которые корректируют работу слухового и речевого центров. Применяются такие программы для детей старше пяти лет, которые способны понять и выполнить данное компьютером задание.

Происходит это так: ребенок должен повторять за программой фразы, которые медленно и четко диктуются ему через наушники. Подстраиваясь под звучание фразы, ребенок учится говорить плавно, ритмично, четко выговаривая каждый звук. Общение с компьютерной программой сводит к минимуму волнение и нервозность малыша, его боязнь ошибиться.

Работа с логопедом

Неотъемлемое лечение заикания у детей – это работа с логопедом. Помимо занятий с малышом, специалист еще объяснит родителям принципы лечения и научит их выполнять с ребенком упражнения – чтобы заниматься с ним дома.

В основе логопедии при заикании лежат упражнения, направленные на нормализацию дыхания и темпа речи. Поскольку лечат малыша, то все занятия проводятся в игровой форме.

Для коррекции используются специальные песни, стихи, занятия ритмикой. Отличных результатов можно добиться, отдав ребенка на занятия пением, в том числе хоровым – это частая рекомендация логопеда. Пение – отличная зарядка для речевого аппарата, связки тренируются, напряжение и спазмы исчезают.

Важно, чтобы занятия были интересны крохе. В легкой, интересной игровой форме он сможет расслабиться, преодолеть психологические трудности.

Работа с психологом

Такое направление лечения необходимо, если заикание вызвано психологической травмой, стрессом, испугом, потерей близких людей и так далее. Либо, наоборот, заикание послужило причиной возникновения психологических проблем – замкнутости, стеснительности, трудностей в общении с другими людьми.

Даже взрослому человеку не всегда по силам справиться с грузом навалившихся на него проблем и переживаний, что уж говорить о маленьком человечке. Грамотный специалист поможет крохе избавиться от накопившегося негатива, от нервозности и стресса, вылечить душевные раны.

Массаж

Помимо занятий с логопедом, могут быть назначены сеансы массажа. Если речевой спазм вызван перенапряжением артикуляционного аппарата, то напряженными оказываются и щеки, шея, плечевой пояс, мимические лицевые мышцы.

Массаж в этих областях поможет снять напряжение мышц, расслабиться, улучшит кровообращение, снимет спазмы и нервное перенапряжение. Проводиться терапия должна специалистом, однако он может показать основные приемы и родителям.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика основана на нормализации ритма дыхания, расслаблении. Ребенок учится произносить слова на выдохе, целиком, без запинок. Формирование правильного дыхания способствует улучшению кровообращения организма в целом, снятию напряжения, улучшению речевых характеристик.

Часто для этого используется популярная гимнастика Стрельниковой, однако не стоит заниматься ею самостоятельно – например, по видео-урокам. Научить правильно делать упражнения и родителей, и малыша, должен физиотерапевт, а уже потом полученные навыки можно будет применять дома.

Неправильная техника дыхательной гимнастики может усугубить состояние малыша. Поднимется давление, появятся головные боли и головокружение, в результате чего он будет еще сильнее нервничать и не захочет заниматься дальше.

Гипноз

Гипноз применяется в редких случаях, если не удается определить (и, соответственно, устранить) причину приобретенного заикания, а ребенок не помнит, что нанесло ему психологическую травму или напугало.

Способ не применяется на маленьких детках, чаще всего начинать можно со среднего школьного возраста. Кроме того, ребенок может не поддаваться гипнозу.

Народные методы

Народные методы часто используются в дополнение к основным. Это фитотерапия с использованием седативных трав, если логоневроз вызван перевозбудимостью, нервным перенапряжением.

Расслабляющие травы (цвет ромашки, липы, пустырник, мята, мелисса и прочие) употребляются в виде успокоительных сборов или добавляются в ванночки. Однако в сочетании с медикаментами эти средства могут привести к излишней заторможенности. Поэтому перед их применением следует проконсультироваться с лечащим врачом. Именно он определит, как вылечить заикание у детей.

Чтобы помочь крохе избавиться от недуга и сопутствующих ему проблем, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Ребенок должен быть в курсе, что с ним происходит, но нельзя заострять на проблеме внимание. Особенно это важно, когда он начинает заикаться – если в этот момент начать подбадривать его, подсказывать слова, помогать, то будет еще хуже.
  2. Нужно внимательно слушать ребенка, чтобы с первого раза понять смысл им сказанного и не переспрашивать.
  3. Если заикание сочетается с другими дефектами речи, то их нужно лечить у логопеда одновременно.
  4. Во время упражнений нужно концентрировать внимание малыша на них. Не нужно, чтобы в это время в комнате работал телевизор, играла музыка или разговаривали другие люди.
  5. Занятия должны проходить в спокойной, комфортной обстановке, с удовольствием и интересом.
  6. Просмотр телевизора, компьютерные игры, пользование разнообразными гаджетами нужно ограничить.
  7. Полезной будет умеренная физическая активность – зарядка, плавание.
  8. Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка занятиями в надежде как можно быстрее получить результат. Это, наоборот, усугубит ситуацию. Занятия должны чередоваться с отдыхом.

Важное условие выздоровления – благоприятная психологическая обстановка дома. Скандалы, ссоры домашних, напряженные отношения между родителями – все это оттянет момент выздоровления. Ради благополучия крохи его родители должны стать единой командой.

Многие родители не хотят отдавать ребенка с заиканием в группу детсада с отклонениями в речи. Считают, с обычными детьми он быстрее адаптируется и начнет нормально говорить. Но это не так. Маленькие детки, не страдающие никакими нарушениями, могут перенять манеру речи такого ребенка (псевдозаикание). А дети постарше могут подвергнуть отличающегося от них травле.

Профилактика

Профилактика заикания начинается с беременности. От ее протекания во многом зависит благополучие будущего члена семьи. После рождения ребенка важную роль играет психологическая атмосфера в семье, спокойствие, любовь. Однако не стоит чрезмерно баловать отпрыска.

Следует наладить определенный режим дня для крохи, в котором полезные занятия чередовались бы с отдыхом. Сон должен быть полноценным, необходимы также ежедневные прогулки и правильное питание, физическая нагрузка.

Следует избегать стрессов, травм – физических и психологических, переохлаждения, вирусных заболеваний. Все это поможет избежать не только косноязычия, но и многих других проблем со здоровьем малыша. Ведь лучшая профилактика всех болезней – это здоровый образ жизни и душевное равновесие.

Обозначаемое в медицинской терминологии как логоневроз, является таким нарушением плавности, темпа и ритма голоса, дыхания и речи, при котором им сопутствуют судороги мышц, поражающие в речевой аппарат, а это язык, губы или гортань. Заикание у детей может появиться внезапным образом, более того, проявление у ребенка этого нарушения со временем начинает усиливаться. Как понятно, в любом случае необходимо принимать меры, и сегодня мы остановимся именно на них.

Речь заикающегося ребенка состоит из повторения отдельных звуков и слогов, также наблюдаются вынужденные остановки. Судороги, которыми сопровождается заикание, могут быть тоническими и клоническими. При тонических судорогах отмечается напряжение и невозможность на протяжении длительного периода времени преодолеть возникающий в речи сбой. В свою очередь при клонических судорогах ребенок повторяет отдельные звуки или слоги (как правило, те из них, которые находятся в самом начале слова). Возможен и смешанный вариант – тоно-клоническое заикание. Бывает так, что нарушения речи, обуславливаемые заиканием, долго не проявляются у ребенка, однако дают о себе знать при возникновении определенных стрессовых ситуаций, выступающих в этом случае в качестве пускового механизма.

О причинах

Причины заикания можно разделить на три основных группы: физиологические, социальные и психологические.

Физиологические причины заикания могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью, родовой травмой, заболеваниями нервной системы и т.д. Нередко бывает и так, что заикание появляется при заболеваниях, поражающих непосредственно речевые органы (нос, гортань или глотку). Развиться заикание может и в результате нервного истощения на фоне предшествующего перенесения таких, например, заболеваний, как рахит, корь, тиф или коклюш.

Если актуальны социальные причины заикания, то в таком случае может иметь место, например, проблема недостаточной реализации мер со стороны родителей ребенка, направленных на формирование его речи. В итоге может быть нарушено произношение звуков, слова могут произноситься на выдохе или может развиться скороговорение.

Нередко бывает и так, что заикание развивается у ребенка при условии одновременного изучения им нескольких языков либо на фоне перегрузки, касающейся работы с речевым материалом, в особенности, если такая перегрузка в целом не соответствует возрасту ребенка. В качестве причины речевых нарушений также можно обозначить излишнюю строгость родителей в отношении ребенка.

В конце концов, допускается и такой вариант, как намеренное копирование речи действительно заикающегося человека. Группа вариантов, которые попадают под социальные причины, может спровоцировать развитие нарушений даже у детей с изначально нормальным состоянием нервной системы.

И, наконец, психологические причины заикания . Такие причины обуславливаются эмоциональным состоянием ребенка. Здесь не идет речь о каких-то проблемах с нервной системой, спровоцировать заикание может сильное и внезапное психоэмоциональное потрясение.

Зачастую в качестве предшествующих заиканию факторов выделяют определенные невротические реакции, проявляющиеся на фоне каких-либо детских страхов. К таким страхам можно отнести боязнь темноты, громких звуков, потери родителей, наказания и т.д. Нередкой причиной появления заикания у маленьких детей (от 3 лет и более) становится неадекватное поведение в их адрес животных.

В основном приступы заикания у детей проявляются чаще в период перенесения тех или иных заболеваний, в результате переутомления, при определенных неприятностях (дома, в школе и пр.). Наблюдается даже некоторая зависимость от погодных условий, рациона питания и сезона. Что примечательно, если в ежедневном рационе питания ребенка содержится слишком много белковой пищи, то проявление заикания усиливается и в этом случае.

Нарушения речи (и заикание в частности) также зачастую развиваются в переходном возрасте и в период активного роста зубов. Относительно часто отмечаются случаи появления заикания на фоне инфекционных заболеваний. Заболевания в хронической форме течения причиной появления у ребенка нарушений речи не являются, хотя их наличие и может выступать в качестве фактора, усиливающего уже имеющиеся у него нарушения. К примеру, если из-за имеющихся аденоидных разрастаний ребенку становится труднее дышать носом, то из-за этого у него вполне могут появиться проблемы с речью.

Как лечить заикание?

Естественно, что заикание нужно пытаться устранить. И хотя посещение логопеда для этого является мерой правильной, она, между тем, является лишь одним из вариантов лечения.

Дополнительно нужно посещать педиатра и психолога.

Педиатр в частности должен определить, какая конкретно патология может быть актуальна в конкретном случае, и после ее обнаружения, соответственно, назначить необходимое лечение. Также им разрабатывается план мер, направленных на укрепление организма ребенка и на обеспечение профилактики заболеваний, при которых поражается речевой аппарат, начиная от простуды и заканчивая заболеваниями с поражением голосовых связок и ушей. Назначаются физиотерапевтические процедуры, такие как электросон, массажные процедуры, бассейн и пр.

Что касается психолога (или психотерапевта), то его воздействие заключается в оказании ребенку помощи, позволяющей справиться с имеющим заболеванием. Параллельно этот специалист поможет ребенку в корректировке восприятия факторов, провоцирующих усиление заикания и в целом его вызывающих. В частности с его помощью ребенок может научиться чувствовать себя комфортно в любой возможной ситуации, осознавать собственную полноценность и отсутствие каких-либо отличий от сверстников (образно говоря – что он ничем не хуже других). Посещение этого специалиста проводится в присутствии родителей на приеме – им также следует знать, как они могут помочь ребенку.

Лечение у логопеда направлено реализацию определенных положений в его рамках, за счет чего ребенок сможет быстрее справиться с проблемным для себя заболеванием. Выделим эти положения в общих чертах:

  • Проведение занятий у логопеда проходит в соответствии определенной этапной и последовательной схеме. Сначала ребенок обучается правильному изложению текстов. Им пересказываются материалы домашнего задания, зачитываются стихотворения. В качестве особенности этого пункта можно выделить то, что ребенок чувствует себя комфортно, ведь выполняя любое из необходимых действий, он знает, что оценки он за это не получит, смеяться над неправильностью результатов и попыток, принимаемых в их достижении, также никто не станет. При проведении таких занятий речь детей воспроизводится спокойно и размеренно, без изменений в интонации. Когда получается добиться результата, и заикание у ребенка исчезает при работе над устными рассказами, в речь должна быть привнесена определенная эмоциональная окраска, для чего его просят на чем-то сделать акцент, повысить голос, сделать паузу и пр.
  • Другой особенностью занятий является то, что во время них также моделируются те или иные ситуации, в которые ребенок может попасть. За счет такого подхода обеспечивается «привыкание» ребенка, что, в свою очередь, позволит сократить волнение при подобном их повторении. Иными словами, ситуации прорабатываются так, чтобы ребенок научился справляться с заиканием даже в тех случаях, когда те или иные ситуации развиваются не в кабинете врача, помогающего ему в этом.
  • При проведении занятий важно, чтобы в наличии имелись примеры правильно воспроизводимой речи. Сюда может относиться речь самого логопеда, разговор пациентов, благополучно завершивших лечение заикания, аудиозаписи и пр.
  • Не менее важно в таком лечении использовать логопедическую ритмику. Такой лечебный прием основывается реализации ряда мер, точнее это комплекс упражнений для мимических и голосовых мышц, игры и упражнения с пением, подвижные игры и пр.
  • Дополнительно логопед назначает домашние задания для ребенка.
  • Хорошо, если оказываться помощь будет не только родителями и врачами, но и теми, с кем ребенок также проводит немалую часть времени. В последнем случае подразумевается определенное воздействие воспитателей и педагогов в школе.

Помимо занятий у логопеда, существуют и другие способы лечения заикания, остановимся на них.

Дыхательные упражнения. В этом случае лечение позволит добиться более свободного и естественного звучания голоса ребенка. За счет выполняемых упражнений оказывается благоприятное воздействие на его дыхательную систему. Диафрагма в этом случае тренируется так, что она начинает принимать непосредственное участие в голосообразовании. Помимо этого, ребенок обучается глубоко дышать, его голосовые связки приобретают за счет выполняемых упражнений большую подвижность, что, в свою очередь, позволяет добиваться тесного их смыкания во время разговора. Дополнить лечение с выполнением дыхательных упражнений можно релаксацией.

Компьютерные программы. Эффективным становится и лечение за счет такого способа воздействия, в частности оно направлено на синхронизацию речевого и слухового центров. Здесь ребенком произносятся в микрофон слова, в то время как программой буквально на долю секунды задерживается речь. В этом случае ребенок, слыша свой голос при определенной задержке, будет стараться подстроиться под него. Таким способом можно добиться плавности и непрерывности речи. Кроме того, помимо такой регулировки речи использование программы подразумевает и проигрывание некоторых ситуаций, возникающих обычно в процессе «стрессового» общения (недовольство, гнев, возражение и пр.). Ребенок отвечает в микрофон, программа оценивает, насколько успешно у него получилось справиться с задачей, и в итоге упражнения дополняются подсказками в отношении того, что следует улучшить.

Точечный массаж. В зависимости от масштабов проблемы разрабатывается конкретный вариант курса лечения. В ходе проведения процедур оказывается воздействие на соответствующие точки на ногах, грудной клетке, лице и спине. Заметить улучшения в речи ребенка можно уже после первого курса, в целом же эффективность лечения и скорость достижения результатов в каждом конкретном случае может отличаться. За счет проведения процедур такого массажа можно добиться восстановления нервной регуляции речи.

Медикаментозное лечение. Такого типа воздействие в лечении заикания выступает лишь в качестве дополнения к общему курсу. Здесь могут применяться транквилизаторы, противосудорожные препараты, а также препараты специфического воздействия, направленные на нейтрализацию воздействия веществ, за счет которых блокируется нормальная деятельность нервных центров. Могут также применяться ноотропные препараты, успокаивающие настройки и отвары. Лекарств, предназначенных конкретно для лечения заикания, не существует.

Роль родителей в лечении заикания

Также важно вернуться к роли родителей в борьбе с рассматриваемой проблемой заикания. Прежде всего, важным в лечении является наиболее благоприятное время для этого – лучше всего начать до поступления ребенка в школу. Понять суть такой рекомендации нетрудно: это и нахождение ребенка в коллективе, где имеющаяся проблема речи может стать причиной насмешек, и в целом трудности при обучении (в частности – при публичных выступлениях, в рамках котороых нужно отвечать на вопросы учителей).

  • Соблюдение распорядка дня. Режим дня играет важную роль в общем состоянии ребенка, и, прежде всего, касается это сна. В возрасте 3-7 лет длительность ночного сна должна составлять 10-11 часов, дневного – 2 часа. В возрасте от 7 лет длительность ночного сна должна составлять около 9 часов, дневного – 1,5 часа. Перед сном телевизор смотреть не рекомендуется.
  • Благоприятная психологическая атмосфера. Здесь речь идет о необходимости исключения шумного поведения и ссор при находящемся рядом ребенке. Это же касается постоянных одергиваний, чрезмерной строгости, частых замечаний и крика в его адрес – все это следует также исключить. Не менее важным моментом является отношение к проблеме ребенка - важно не показывать ему собственных переживаний на ее счет, ситуации это точно не улучшит, да и саму проблему не решит. Постарайтесь, чтобы у ребенка было больше положительных эмоций, хвалите его чаще.
  • Помощь в общении. Понятно, что ребенку необходима помощь по этому пункту, и для этого необходимо, чтобы он слышал правильную речь. Разговаривать с ребенком следует спокойно, медленно и ласково – так у него появится пример для подражания, ему проще будет усваивать речь. Исключается повторение труднопроизносимых слов по нескольку раз.
  • Общее укрепление здоровья. Нервное напряжение необходимо ослаблять, переутомление и шумные компании должны быть исключены. Полезно закаливание, активные игры, гимнастика.

Подытоживая, можно добавить, что научно доказанным фактом является то, что основной причиной заикания является речевая дискоординация. Учитывая то, что речь является сама по себе навыком, важно обеспечить формирование у ребенка соответствующих навыков речи на конкретных примерах, потому этому следует уделять особое внимание. И, конечно, не менее важным моментом является создание благоприятной психологической атмосферы при соответствующем отношении к ребенку. Саму проблему нужно решать, и начинать это делать нужно как можно раньше.

Заиканием называют речевое расстройство, которое характеризуется нарушением правильного ритма речи, а также непроизвольных запинок в процессе высказывания мыслей, вынужденных повторов отдельных слогов слова либо звуков. Данная патология развивается из-за возникновения в органах артикуляции специфических судорог.

В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция у них ещё не до конца сформирована, может возникнуть некий «сбой».

Код по МКБ-10

F98.5 Заикание [запинание]

Эпидемиология

Заикание встречается примерно у 5% всех детей в возрасте от шести месяцев и старше. Три четверти из них будут выздоравливают к началу подросткового периода, около 1% нарушение речи сохраняется на всю жизнь.

При этом следует отметить, что заикание в несколько раз (2-5) чаще затрагивает мужчин, чем женщин. Обычно эта болезнь проявляется ещё в раннем детстве, а результаты исследования демонстрируют, что в возрастной категории младше 5 лет заикание развивается у 2,5% детей. Если говорить о соотношении полов цифры меняются по мере взросления детей – у дошкольников пропорции находятся в размере 2к1 (мальчиков больше), а уже к первому классу они становятся больше, - 3к1. В пятом классе этот показатель увеличивается до 5к1, так как девочки избавляются от заикания более быстрыми темпами. Так как на ранних стадиях скорость восстановления довольно высокая (примерно 65-75%), общая распространённость этого дефекта обычно составляет не более 1%.

Причины заикания у ребенка

Логопеды выделяют 2 вида детского заикания. Первый из них появляется у детей, имеющих некие дефекты в ЦНС. Среди возможных причин возникновения – травма, полученная при родах, наследственность, тяжелые гестозы во время беременности, осложненные роды, частые болезни ребёнка на первых годах жизни. В остальном он развивается нормально, проблем со здоровьем не имеется.

В процессе неврологического осмотра у такого ребёнка обычно выявляются признаки повышенного внутричерепного давления, а также повышенный порог судорожной готовности мозга, патологические рефлексы.

Второй вид этого дефекта наблюдается у детей, изначально не имеющих каких-либо органических или функциональных патологий ЦНС. Такой вид заикания появляется из-за невроза, спровоцированного стрессом или сильным эмоциональным или физическим переутомлением. В таких случаях этот дефект речи значительно усиливается, когда ребёнок пребывает в состоянии нервного напряжения или эмоционального возбуждения.

Патогенез

Патогенез заикания по своему механизму достаточно сильно схож с так называемой подкорковой дизартрией. При этой болезни нарушается координация процесса дыхания, голосоведения, а также артикуляции. Из-за этого заикание часто называют дизритмической дизартрией. Так как происходит нарушение взаимодействия между корой мозга и его подкорковыми структурами, регуляция самой коры тоже нарушается. В результате происходят сдвиги в функционировании стриопаллидарной системы, отвечающей за «предуготовность» к выполнению движения.

В этом артикуляционном процессе голосообразования принимают участие 2 группы мышц, одна из которых сокращается, а другая наоборот – расслабляется. Полностью согласованное и чёткое перераспределение тонуса этих мышц позволяет совершать точные, правильные и быстрые движения, которые имеют строгую дифференциацию. Стриопаллидарная система контролирует рациональное перераспределение мышечного тонуса. Если этот речевой регулятор блокируется (из-за возникших в мозгу патологий или сильного эмоционального возбуждения), происходит тонический спазм либо возникает тик. Этот патологический рефлекс, при котором наблюдается повышенный тонус мышц речевого аппарата, а также нарушение в автоматизме речи ребёнка, со временем трансформируется в стойкий условный рефлекс.

Симптомы заикания у ребенка

Обычно запинки во время заикания звучат как продление или повторение начальных слогов сказанного слова или повтор отдельных звуков. В качестве симптома заикания у детей ещё могут наблюдаться возникающие внезапно паузы в начале слова, или же отдельного его слога. Зачастую вместе с запинкой в речи у заикающегося ребенка происходят ещё и непроизвольные сокращения лицевых мышц, а также мышц шеи и конечностей. Возможно, такие движения появляются рефлексивно, чтобы помочь выговариванию, хотя на деле лишь усиливают у других людей впечатление о том, насколько трудно заикающемуся разговаривать. Помимо этого, дети, страдающие от заикания, начинают бояться отдельных слов или звуков, поэтому пытаются заменить их какими-то синонимами или объяснить описательно. А иногда заикающиеся дети вообще пытаются избежать ситуаций, в которых необходимо разговаривать.

Первые признаки

Чтобы вовремя оказать своему ребёнку помощь, родителям важно не упустить момент появления первых признаков заикания:

  • Ребенок вдруг начинает отказываться разговаривать (длиться этот период может 2-24 часа, а после этого он снова начинает разговаривать, но при этом уже заикается; поэтому, если в таком случае успеть отвести ребёнка к специалисту ещё перед тем, как заикание началось, появление речевого дефекта вполне возможно предотвратить);
  • Произносит лишние звуки перед фразой (к примеру, это может быть «и» или «а»);
  • В начале фразы вынужденно повторяет начальный слог или же само слово полностью;
  • Вынужденно останавливается посреди фразы или отдельно взятого слова;
  • Перед началом своей речи испытывает некоторые затруднения.

Психосоматика заикания у детей

Весьма популярным является мнение о том, что заикание появляется из-за несоответствия между получаемой организмом эмоционально-психологической нагрузкой и его возможностью и / или способностью её переработать.

В целом, на то, что заикание у ребёнка возникло вследствие какого-либо стрессового фактора, указывают примерно 70% родителей.

Вместе с заиканием у детей часто ставят диагноз логоневроз либо логофобия, указывая тем самым на то, что было нарушено психологическое здоровье. Это и повлекло за собой возникновение проблем с речью, проявляющихся в виде задержек, запинок, остановок и спазмов.

Формы

По характеру судорог, появляющихся при речевом процессе, можно выделить тоническую и клоническую формы заикания у детей. Сами судороги бывают либо инспираторными, либо экспираторными – это зависит от того, когда они появляются – на вдохе либо на выдохе. По характеру причины возникновения заболевание разделяют на симптоматическое либо эволюционное (оно может быть неврозоподобным или невротическим).

Тонический тип заикания выглядит как долгие паузы в речевом процессе либо растягивание звуков. Помимо этого, заикающийся обычно выглядит скованно и напряжённо, рот полуоткрыт или полностью закрыт, а губы при этом плотно сомкнуты.

Невротическое заикание появляется у ребёнка из-за психической травмы, которую он получает в возрасте 2-6 лет. Выглядит оно как клонические судороги, которые усиливаются в начале фразы или при сильном эмоциональном напряжении. Такие дети очень волнуются, когда им нужно говорить или вообще отказываются разговаривать. Следует отметить, что в целом развитие речевого и двигательного аппарата у такого ребёнка полностью соответствует всем возрастным этапам развития, а у некоторых детей может даже их опережать.

Клоническое заикание у детей выглядит, как постоянное повторение отдельных звуков/слогов, либо целых слов.

Неврозоподобное заикание обычно появляется вследствие какого-то мозгового нарушения. У этого дефекта имеются следующие признаки – дети подвержены быстрому истощению и утомляемости, весьма раздражительны, движения нервные. У такого ребёнка иногда диагностируют патологические симптомы психиатрические, характеризующиеся нарушениями двигательных рефлексов и трудностями поведения.

Возникает такое заикание обычно в 3-4 года и никак не зависит от наличия и/или отсутствия психологических травм. В основном оно появляется в момент интенсивного развития у ребёнка фразовой речи. В дальнейшем нарушения продолжают постепенно усиливаться. Речь становится хуже, если ребёнок устал или болеет. Развитие движений и речевого аппарата осуществляется в правильные сроки или же может немного запаздывать. Временами неврозоподобное заикание у ребёнка появляется на фоне некоторого недоразвития его речевой функции.

Физиологическое заикание у детей

Физиологические итерации – это повторы в речи ребёнка отдельных слов. У маленьких детей они наблюдаются достаточно часто, и не считаются признаком болезни. Считается, что это – физиологический симптом, который характерен для отдельного периода развития у малыша речевого навыка, и он свойствен 80% детей во время процесса активного развития фразовой речи в возрасте 2-5 лет). Если не возникло осложнений, повторения пройдут, когда ребёнок укрепит условные рефлексы своей речи и научится правильно выражать свои мысли.

Физиологическое заикание у детей – это результат того, что мышление ребёнка в своём развитии опережает прогресс речевых навыков. В маленьком возрасте дети довольно ограничены в выражении возникающих у них мыслей, потому как у них небольшой словарный запас, они ещё не научились облекать мысли в правильную форму, а артикуляция ещё не сформировалась, из-за чего речь отличается нечёткостью.

Физиологические шероховатости в речи у ребёнка могут появиться по причине некоторых неблагоприятных факторов (таких, как травмы, болезни, неподходящие педагогические приёмы).

Заикание у детей дошкольного возраста

Проявления заикания могут возникнуть с 2-3х лет. Так как в период 2-5 лет речевые навыки быстро развиваются, характер детской речи может иметь такие отличия – ребёнок говорит бурно, в быстром темпе, глотает окончания фраз и слов, берёт паузы посреди речи, говорит на вдохе.

В этом возрасте такие признаки являются естественным этапом процесса обучения речевому навыку, но у ребёнка, имеющего склонность к заиканию, наблюдается специфическое поведение:

  • Во время речи он часто останавливается, и при этом у него напрягаются шейные и лицевые мышцы;
  • Ребёнок мало говорит, старается избежать необходимости разговаривать;
  • Резко прерывает начатую речь и долго молчит;
  • Находится в сконфуженном и подавленном настроении.

Диагностика заикания у ребенка

Диагностика заикания у детей может выполняться либо детским неврологом, психологом, психиатром, либо педиатром или логопедом. Каждый из этих врачей обязательно должен изучить анамнез, выяснить, не является ли заикание наследственным, а также получить информацию о раннем моторном и психоречевом развитии ребёнка, узнать, когда и при каких обстоятельствах возникло заикание.

При диагностическом обследовании речевого аппарата заикающегося ребёнка выявляются следующие проявления:

  • Форма, местоположение, частота судорог при произнесении слов;
  • Оцениваются имеющиеся в темпе речи, дыхании, а также голосе специфические особенности;
  • Выясняется наличие сопутствующих заиканию нарушений в речи и движениях, а также логофобии;
  • Выясняется, как сам ребёнок относится к имеющемуся у него дефекту.

Также ребёнок обязательно проходит обследование умения произносить звуки, фонематического слуха, а также лексико-грамматической части речи.

В статье приведены наиболее частые причины заикания у маленьких детей. Практические советы родителям как себя вести с заикающимся ребенком и что делать, для скорейшего восстановления речи.



В три годика большинство малышей уже довольно бойко болтают и формулируют свои мысли. Все детишки разные - одни все время что-то рассказывают, о том, что видят, о чем думают, что происходило с ними в течение дня, да еще и сочиняют многое. А некоторые, наоборот - больше молчуны, скорее послушать любят: сказки, стихи, мамины песенки.

Вот в возрасте около трех лет у некоторых деток по тем или иным причинам может проявиться заикание. В таких случаях очень важно, чтобы родители и охающие бабушки, держали себя в руках. Стоит вспомнить - не было ли заикания у кого-то с близких или не очень родственников, подумать о том - как быстро оно прошло и что спровоцировало симптомы заикания.

Как правило, заикание у детей в раннем возрасте возникает от переживаний или эмоционального перенапряжения. Детки с более возбудимой психикой, скорее могут начать заикаться, чем вдумчивые, спокойные малыши.

Заиканию могут предшествовать многие факторы - поступление в детский садик, выход мамы на работу, появление младшего братика или сестрички в семье, расставание с кем-то из любимых родственников. Ребенок может не осознавать, что его что-то встревожило, но внутреннее переживание выльется в заикание.

Так же в возрасте трех лет, малыш становится более осознанным, он хочет выражаться четче, использовать больше слов. Поэтому составляя предложение - переживает, запинается и как следствие может появиться заикание. Иногда малыш может начать заикаться, если родители пытаются приучить пользоваться правой рукой прирожденного левшу - речь и работа рук взаимосвязаны и вмешательство в природу ребенка может навредить ему.

Так как же поступить, если ребенок заикается?

Первым и, наверное, самым важным советом будет - не паниковать. Мамино волнение сильно передается малышу, и он только сильнее начнет заикаться. Какими бы ни были причины заикания у ребенка, как правило, оно само постепенно сходит на «нет». Малыш привыкает к изменениям, произошедшим в его жизни, учится быстрее выражать свои мысли. Не нужно спрашивать у ребенка от чего это он заикается, лучше потихоньку в игровой форме выяснить, что же его тревожит. Постараться сделать жизнь малыша более свободной, отложить штудирование азбуки и стихов, а чаще ходить гулять на улицу, в компанию деток с которыми он чувствует себя свободно. Заикание у малышей проходит постепенно в 90% случаев само. На форумах мамочек существует множество советов медицинских препаратов, которые якобы помогают от заикания, но это скорее самообман - заикание у детей 2-3 лет и так проходит само собой, вне зависимости от приема кальция или других биодобавок.

Если заикание не прошло в течение полугода, есть смысл показать ребенка

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – , .
    • Травмы – , .
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.