Комнатные растения        14.09.2019   

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях. Советы родителям: учим ребенка читать по слогам сами дома

Вот и подрос малыш, пришло время начать учить ребенка читать. Чтение является основной дисциплиной для дальнейшего обучения ребенка. Как же правильно научить ребенка читать?

Дети в дошкольном возрасте информацию усваивают по-другому, поэтому все психологи в один голос твердят, что обучение лучше проводить в игровой форме.

Так, ребенок максимально быстро запомнит основы чтения, а со временем скорость чтения будет приближаться к скорости речи.

Плохая память и рассеянное внимание. Внимание - это основной пункт, на который следует обратить внимание при обучении. Ребенок, не отличающийся хорошим вниманием, быстро теряет всякий интерес к учебе, поэтому так важно проводить занятия по развитию навыков памяти регулярно.

Захват слова частично. При взгляде на предложение ребенок не концентрируется на слове целиком, лишь на нескольких словах или буквах.

Маленький словарный объем слов. Не зная многих слов, ребенок будет больше времени посвящать именно освоению нового слова, а не технике чтения.

Повтор. Некоторые дети, дабы удостовериться, что слово прочитано правильно, возвращаются назад и перечитывают его снова.

Тексты не по возрастной группе. Согласитесь, «Война и мир» пятилетнему малышу будет даваться в разы сложнее, нежели «Колобок».

Плохо развитая система органов, ответственная за образование звуков и речи в целом.

Основы обучения чтению

Учим алфавит:

а) Заучите с ребенком все гласные: А, О, И, У, Ы, Э, Я, Ю, Е, Ё.

б) Затем согласные твердые звонкие: Л, Н, Р, Й, М, Б, В, Г, Д, З.

в) Затем согласные глухие и шипящие: П, К, Ф Т, С, Ш, Х, Щ, Ц, Ч, Ж.

Повтор. Перед каждым занятием повторяйте алфавит.

По слогам. После того как ребенок полностью освоил алфавит, можно перейти чтению по слогам. К примеру, слог «на». Для правильного чтения ребенок должен произносить их слитно, не разделяя на два отдельных звука, то есть «н-н-на-а-а» и т. д. Первые слоги, выученные ребенком, должны быть простыми, состоящими из 2-ух звуков, один из которых согласный звонкий и твердый, например, ка, ла, ма, па, ба.

Когда ребенок в совершенстве освоит простые слоги, вводите сложные, такие как ву, до, жи, щи, ку, то есть слова, содержащие согласные глухие и шипящие.

Первые слова. Когда ребенок освоит прочтение слогов, переходите к чтению слов, состоящих из простых слогов. Например, па-па, ла-ма, ба-ба.

Произношение. При чтении важно следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил слоги. После прочтения слова, ребенок должен делать паузу, то есть не склеивал слова.

Сложные слова. Постепенно вводите слова со сложными слогами — «игра», «щука», «кара» и т. д.

Предложения. Когда ребенок освоит и простые, и сложные слова, можно начать заниматься с короткими предложениями, состоящими из простых и сложных слов, постепенно увеличивая их длину.

Основные методики и упражнения для развития скорости чтения

Привлечение и вовлечение ребенка к процессу чтения. Самое первое, что необходимо делать - это регулярно читать ребенку сказки, рассказы, стишки и прочее. Если ребенок уже умеет читать, то давайте прочитывать ему некоторые фрагменты. Во время чтения останавливайтесь и просите ребенка повторить то, что Вы только что прочитали. Спросите, в чем основная суть прочтенного? Какие слова, может быть, вызвали затруднение и непонимание ребенка?

Чтение - часть повседневности. Общайтесь с ребенком посредством записок, то есть оставляйте ему напоминалки, например, на зеркале, открыточки, список дел, которые он должен выполнить в течение дня.

Параллельное чтение. Возьмите два одинаковых текста, один из которых поместите перед собой, а второй - перед ребенком. Начинаете Вы, читайте то медленно, то быстро, но следите, чтобы ребенок успевал за вами. Пока Вы читаете, ребенок следит за текстом, водя пальцем. После прочтения поинтересуйтесь, заметил ли малыш изменения в скорости чтения?

Чтение на время. Это способ считается одним из самых действенных и мотивирующих. Для этого возьмите легкий текст, где большинство слов ребенку знакомы. Засеките ровно 1 минуту (можно воспользоваться песочными часами) и предложите ребенку почитать на заданное время. После прочтения посчитайте количество слов, которые ребенок «осилил». Скажите это число ребенку и промотивируйте его словами: «Здорово! Ты молодец! Давай еще раз попробуем, вдруг у тебя еще лучше получится!». Текст можно прочитать еще пару раз, но не более трех. Таким образом, ребенок будет развивать память, ведь смысл и слова текста ему будут уже знакомы, скорость чтения и подогревать интерес к обучению.

Чтение про себя. Чтение вслух, безусловно, результативно, ведь оно задействует зрение, слух, восприятие и анализирующие способности. Но при этом чтение вслух тормозит скорость, поэтому для ее развития эффективно чтение про себя. Так, глаза малыша смотрят немного вперед прочтенных слов, что гарантирует лучшее понимание прочтенного.

Важность ударения. Как было сказано, очень важно, чтобы ребенок понимал суть прочитанного. В этом вопросе ударение играет не последнюю роль. Ставя ударение неверно, мозг не находит в словарном запасе нужного слова, вследствие этого смысл просто теряется. Для того чтобы у ребенка не возникало подобных проблем, расставьте ударения на словах неправильно, а после предложите ребенку расставить ударения верно.

Трудности с согласными. Часто у ребят возникают проблемы при прочтении слов, в которых подряд идут несколько согласных, например, «шкаф», «ложка», «стремянка». Чтобы у ребенка не возникало проблем с такими словами, просто выпишите их на отдельный листочек и регулярно давайте ребенку для прочтения. Каждый раз следует пополнять список новыми словами.

Пчелки. Эта методика довольно странная, но не менее эффективная. Суть проста: во время прочтения про себя ребенок должен жужжать.

Внимание. Как было сказано, внимание - невероятно важная составляющая успешного обучения. Чтобы развить внимание ребенка, проделывайте следующее упражнение. Напишите на листке ряд одинаковых букв, включив в этот ряд одну «постороннюю» букву, предложите ребенку найти ее.

Похожие по написанию слова. Напишите рядом слова, отличие которых кроется всего лишь в одной букве. К примеру, час - нас, вера - вена, ток - том, сок - сом и т. д. Задача ребенка обозначить различия слов.

Скороговорки и пословицы. Они помогут поставить хорошее произношение, дыхание, а речь сделают более четкой.

Смысловая догадка. Напишите слова, но не целиком, оставьте пустое место для пропущенного слога. Ребенок, в свою очередь, должен догадаться о том, какой слог или буква была пропущена в слове. Дальше сложнее, напишите предложения, но слова должны быть в неправильном порядке, ребенок должен из отдельных слов полноценное смысловое предложение.

Использование закладки. При чтении ребенок должен использовать закладку, но не совсем обычно. Вместо привычного расположения - снизу, поместить закладку необходимо сверху, закрывая уже прочитанную часть текста.

Размер шрифта. Напечатайте текст с разным шрифтом и размером и дайте ребенку прочитать. Доведите чтение до идеала, для малыша размер и шрифт не должен быть преградой.

Словообразование. Напишите ряд однокоренных слов, которые увеличиваются количеством букв при модификациях. Например, ком - комок - комочек, раз - разок - разочек и т. д.

Сквозь зубы. Предложите ребенку прочитать текст, плотно сжимая зубы и прижимая язык к небу. Прочитав текст, ребенок должен рассказать о чем текст и ответить на ваши вопросы.

Чтение под музыку. Во время чтения включите незамысловатую мелодию без слов, отдайте предпочтение классическим мелодиям. Постепенно вводите песни со словами. Так, ребенок научится читать вне зависимости от окружающей обстановки.

Ритмичное сопровождение. Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок читал незнакомый текст под ритмичное постукивание, к примеру, карандашом.

Чтение и вопросы. Прочитайте текст сами и по ходу текста составьте вопросы. Задача ребенка по ходу чтения находить ответы на вопросы.

Ежедневные пятиминутки. Ежедневно в течение 5-ти минут ребенок должен читать заготовленный текст. Упражнение можно проделывать до 4-ех раз в день.

Игры всей семьей. Заготовьте карточки с буквами и словами и регулярно играйте с ребенком. Так, ребенок в игровой форме быстрее запомнит новые слова.

Упражнение с согласными. Ребенок делает глубокий вдох, выдыхая произносит 10 любых согласных (их можно написать на листочке).

Карточки. Возьмите 5 несложных слов, состоящих из двух слогов. Напишите слова на карточках по одному слогу, то есть одна карточка - один слог. Предложите малышу собрать карточки так, чтобы получались полноценные слова. Также можно поэкспериментировать и из данных слогов составлять всевозможные слова. Постепенно, когда ребенок освоит малое количество карточек со слогами, вводите еще 5-10 слов.

Читаем с выражением. Задача ребенка прочитать часть текста в обычном темпе, после вернуться к началу и прочитать тот же отрывок, но с выражением, используя интонацию и паузы. Обучить чтению с интонацией Вы можете сами. Теперь ребенок должен в 3-ий раз вернуться в начало и читать с интонацией знакомый текст, но уже полноразмерную версию. Суть упражнения заключается в том, что ребенок по инерции продолжает читать незнакомый ему текст с выражением и тем же темпом.

Внимание. Предложите ребенку для чтения новый текст. Во время чтения остановите его и дайте время (буквально 5 секунд) для отдыха. По окончании пяти секунд ребенок должен найти то место, где он остановился.

Чтение по ролям. Выберите текст, где больше одной роли. Предложите ребенку прочитать, меняя интонацию к каждому герою.

Поиск слова. Это упражнение хорошо мотивирует ребенка, а также способствует расширению памяти на слова. Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок отыскал слово, которое было выбрано к поиску. Кто быстрее нашел - тот и победил. Можно использовать небольшие поощрительные призы.

С помощью данных упражнений и методик можно научить ребенка читать максимально быстро. Важно помнить, что чтение - это жизненная необходимость, без которой дальнейшая учеба для ребенка просто не представляется возможной.

Современные системы обучения детей диктуют свои правила. Если раньше первокласснику, пришедшему в школу первый раз, достаточно было опрятно выглядеть и иметь минимальные представления о правилах поведения в обществе, то сейчас требования к малышам ужесточились. Первоклассник не только должен уметь считать минимум до десяти, но и иметь неплохие навыки чтения. Несмотря на это, в начальных классах нередки случаи, когда техника чтения детей оставляет желать лучшего. Чаще всего проблемы касаются скорости чтения. Как же научить ребенка читать быстро?

Причины медленного чтения

Почему один ребенок читает медленно, а техника чтения другого выше всяких похвал? Причин медленного чтения может быть несколько:

Недостаточное развитие памяти и внимания;

Маленький словарный запас ребенка;

Сниженный объем оперативного поля зрения (случаи, когда малыш в силу каких-то причин не может взглядом охватить слово целиком);

Совершение глазами возвратных движений (когда ребенок прочитывает одно и то же слово по два раза);

Недостаточное развитие артикуляционного аппарата;

Необходимость прочтения слишком сложных текстов, не соответствующих возрасту ребенка.

Чтобы , необходимо усвоить один момент. Без постоянной практики это невозможно! Чтобы малыш не только начал быстро читать, но и лучше понимал смысл прочитанного, необходима ежедневная практика в чтении.

Существует несколько базовых приемов для достижения желаемой скорости чтения:

Читая малышу книжку, периодически останавливайтесь и просите ребенка прочитать тот или иной эпизод самостоятельно. Лучше, если Вы остановитесь на самом интересном месте, сказав, что Вы устали и хотите, чтобы ребенок почитал Вам. После чтение того или иного эпизода попросите малыша кратко пересказать Вам прочитанный текст. Если в тексте есть непонятные слова, объясните их малышу. Постепенно Вы сможете научить ребенка читать быстро и хорошо понимать прочитанное.

2. Многократное чтение одного и того же текста

Предлагайте ребенку несколько раз прочитать самостоятельно один и тот же текст. Засекайте время и подсчитывайте количество прочитанных слов. Постепенно скорость чтения данного текста должна увеличиться, а впоследствии и скорость чтения других текстов тоже. В разных текстах всегда есть повторяющиеся слова. Но в этом упражнении есть одно «но»: не повторяйте процесс чтения одного и того же текста более 3 раз.

3. Тренировка «чтения по догадке»

«Чтение под догадке» - прием, которым пользуются при чтении взрослые. Его смысл заключается в том, чтобы читать только часть слова, восстанавливая вторую часть «по догадке» - в зависимости от контекста. За счет тренировки такого умения можно очень легко научить ребенка читать быстро.

Для тренировки «чтения по догадке» существуют специальные тексты с повторяющимися словами, словами, имеющими только один вариант толкования или со словами, смысл которых легко восстанавливается из контекста. Такие тексты нужны для предупреждения разного рода ошибок и неправильного восстановления слов «по догадке» самим ребенком.

4. Параллельное чтение

Суть этого приема в следующем. Вы читаете текст вслух, а ребенок водит пальчиком по строчкам, читая вслед за Вами. Постепенно необходимо наращивать темп чтения - тем самым, Вы сможете научить ребенка читать быстро .

5. Упражнение на поиск

Предложите найти ребенку в тексте какое-либо слово (Вы заранее должны убедиться, что оно там присутствует). Малыш должен найти это слово как можно быстрее! Такое упражнение развивает словесную память малыша и учит его видеть целостный образ слова – и, как следствие, таким образом, можно научить ребенка читать быстро.

По мере роста умений ребенка можно давать ему задание на поиск в тексте ответов на различные вопросы.

6. Упражнения на чтение буквосочетаний и букв

Если все Ваши попытки научить ребенка читать быстро упираются в трудности, которые он испытывает при чтении отдельных букв или словосочетаний – Вам необходимо предложить малышу специальные упражнения для ликвидации этих проблем. Такие упражнения можно найти в специальных пособиях или в Интернете. Суть их такова: чтение пар слов, отличающихся одной (проблемной) буквой, чтение слов с несколькими согласными подряд и т.д. Есть хорошее упражнение на чтение согласных: ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных подряд.

Обучение, оторванное от реальности, всегда утопично. Поэтому беглое чтение должно стать необходимо Вашему ребенку в повседневной жизни. Только так Вы сможете научить ребенка читать быстро!

Пишите ему записки с заданиями на день, подписывайте открытки, составляйте списки дел на выходные. И потом обязательно проверяйте выполнение всех заданий.

8. Просмотр диафильмов

Сейчас диафильмы, которыми наслаждались мы и наши родители в детстве, успешно заменили мультфильмы и компьютерные игры. Между тем, только диафильмы способствуют совершенствованию техники чтения Вашего ребенка и развитию его речи.

Медленная смена кадров в диафильме, недлинные подписи, написанные удобным для чтения шрифтом – все это поможет Вам научить ребенка читать быстро .

Кстати, чтение подписей под диафильмами способствует развитию навыков чтения даже у тех детей, у которых нет особого желания читать.

9. Чтение про себя

Учите ребенка читать про себя. Так восприятие и понимание текста происходят намного быстрее. Это очевидно: при чтении вслух ребенок должен сначала прочесть текст, осознать его, а затем лишь воспроизвести его в речи. При чтении про себя процесс упрощается – и скорость чтение увеличивается.

10. Развитие навыков различения гласных и согласных букв

Напишите в ряд несколько гласных букв (до десяти) и вставьте между ними одну согласную. Пусть малыш определит, какая буква лишняя.

11. Чтение с закладкой

Чтобы научить ребенка читать быстро, необходимо, во-первых, исключить все отвлекающие факторы. Для этого практикуется чтение с закладкой или линейкой. Этими предметами прикрывается нижеследующий текст и как бы подчеркивается необходимая для прочтения строчка.

12. Тренировка внимания

По команде «остановись» ребенок прерывает чтение и отрывает голову от книги, а по команде «начинай» он быстро ищет место на листе, где произошла остановка, и продолжает чтение.

Такое упражнение тренирует внимание и помогает научить ребенка читать быстро .

13. «Распутывание» предложений

Создайте несколько «запутанных» предложений, в которых изменен порядок слов. Например, предложение «Сегодня утром мы в первый раз пойдем в школу» может стать предложением «Раз в школу в первый утром пойдем мы сегодня». Малыш должен «распутать» предложение и поставить все слова в правильном порядке.

Не забывайте о систематичности занятий и позитивном настрое во время них. Почаще хвалите своего малыша, если он делает успехи, и подбадривайте, если у него что-то не получается. Только в этом случае Вы сможете успешно научить ребенка читать быстро!

В России детям, поступающим в школу, обычно от шести до восьми лет. Учебная программа общеобразовательных учреждений предполагает возможность быстрого овладения первоклассниками чтением, письмом и счетом буквально с нуля. Но жизненные реалии свидетельствуют об обратном.

Быстро научить малыша всем базовым навыкам невозможно. Поэтому об их развитии родителям следует позаботиться заранее. Если не заниматься с ребенком дома до школы, то непосильная нагрузка, плохая успеваемость и нелестные сравнения с одноклассниками наверняка приведут его к психологической травме.


К школе ребенок должен быть знаком с чтением

Совет: начинать знакомить ребенка с буквами нужно за два года до школы, осваивать чтение – приблизительно за год.

Если малыш, как и предписывает отечественное законодательство, пойдет в первый класс в полных шесть с половиной лет, то приобретать навыки чтения слогов и слов нужно с пяти лет.

Навыки, которые должны быть сформированы у шести летнего ребенка

Степень готовности к чтению зависит от уровня интеллектуального развития, психической и эмоциональной зрелости дошкольника. Ведь конечная цель родителя – научить ребёнка не бездумно воспроизводить вслух написанное, а понимать смысл прочитанного. Поэтому прежде чем начинать обучение чтению, важно убедиться, что:

  • малыш имеет достаточный словарный запас;
  • его речь правильна и грамотна;
  • у ребенка нет явных дефектов звуковоспроизведения.

Если словарный запас дошкольника мал, его речь изобилует ошибками или дефектами, приступать к чтению рано. Дома лучше работать над общим развитием малыша. Посредством выполнения логопедических упражнений его важно научить произносить звуки правильно.


Подготовку к школе надо начинать с 5-ти лет

Чтение требует длительного удержания внимания. Невозможно быстро научить читать или с поминутно отвлекающемся ребёнком. Навыки концентрации у непоседы можно развивать разными способами, в том числе – составлением картин из пазлов, разрисовыванием, играми с конструктором.

Важно научить ребенка водить в книге пальчиком или указкой. Если этого оказалось недостаточно, и малыш перепрыгивает со строки на строку или часто теряет место, где остановился, стоит вырезать окошко в белом листе и передвигать его на нужную область.

Для большинства детей чтение – тяжкий труд. Важно позаботится о позитивном восприятии этого процесса.


Знакомство с буквами надо начинать с 2-3 лет

С двух-трех лет ребёнка следует постепенно приучать к книгам. Стоит остановиться на экземплярах с яркими подробными картинками, которые можно рассматривать и описывать устно. В шесть–семь лет книжки с крупным шрифтом пригодятся для внеклассного чтения.

Заучивание букв

Существуют разные точки зрения относительно того, правильно ли заучивать все буквы алфавита прежде, чем приступать к чтению. Автор оригинальной методики обучения грамоте Н.С. Жукова предостерегает от таких действий. Разработанный ею букварь построен так, что ребенок учит буквы постепенно. По мере увеличения количества знакомых букв слоги становятся разнообразнее и сложнее, а затем превращаются в слова.


Магнитная Азбука Жуковой

Родителям, решившим следовать одной из авторских методик обучения чтению, следует придерживаться рекомендаций их разработчиков. А у тех, кто решил научить ребёнка читать по-старинке, особого выбора нет. Им предстоит сначала вызубрить алфавит, а уж потом приступать к чтению. Показывать буквы ребенку целесообразно уже с двух–трех лет.


Оригинальный способ заучивания букв

Важный момент: согласные буквы с ребенком заучивают так, как они читаются в слове, – без призвука «э». Правильно произносить «р», а не «рэ» или «эр». Если этому правилу не следовать, слог «ра» ребенок станет читать как «рэа» или «эра».

Заучиванию букв способствует их визуализация. Кубики с буквами, магнитная азбука, интерактивный плакат с алфавитом – пригодиться любой вспомогательный инвентарь. Для начала ребёнка нужно научить быстро искать нужную букву среди предложенных. Позже с ним можно выкладывать букву из палочек или спичек, лепить ее из пластилина и, наконец, писать ее. Тем, кто путает буквы, правильно будет предложить ощупывать их объемные изображения с закрытыми глазами. Тактильные ощущения помогают запоминанию.


Надо следить за правильным произношением звуков

Совет: при заучивании гласных важно обращать внимание ребенка на схему звуковоспроизведения. Например «А» – рот широко открыт, «у» – губы трубочкой, «э» – рот растянут в стороны.

Отдельные правила касательно заучивания букв

Важно поощрять ребенка вслушиваться в слова и искать в них нужные звуки. Если заучивается буква «о», можно назвать ребенку начинающиеся на нее слова: облако, олень, ослик. Чтобы проверить, насколько усвоен урок, вперемежку со словами на «о» правильно предлагать ребенку и слова, начинающиеся на другие буквы. Аналогичным способом ребёнка можно быстро научить находить нужную букву в конце и средине слова.

Важно знать: ребенку проще всего выделить в слове начальную гласную (особенно, если она ударная). Относительно просто указать на конечный согласный. При этом выделить начальный согласный и последний гласный малышу очень трудно.


Лепка букв помогает их быстрее запомнить

Полезно писать с ребенком буквы красками, фломастерами. Важно, чтобы в своем воображении при идентификации звука и буквы он не ограничивался определенным размером или цветом. Можно показывать разные шрифты в газетах, на таре и упаковке, на вывесках и т. п.

Совет: ребенка до 6 лет однозначно не стоит путать, предлагая ему к прочтению прописные буквы наряду с печатными.

Тем более, не стоит учить дошкольника писать прописью дома. Полученные в домашних условиях навыки могут не соответствовать представлениям учителя относительно наклона, слитного или раздельного написания, способа соединения и подобного.

Прочтение слогов

Важно, чтобы в восприятии ребёнка 5-6 лет единицей чтения стал именно слог, а не отдельная буква. Буквосочетание должно восприниматься дошкольником как единый графический элемент. Если не уделить этому вопросу достаточного внимания, навык прочтения слогов и слов по буквам может закрепиться у ребенка надолго. Это не даст ему читать слоги и воспринимать слова. Ребёнка, усвоившего неправильную методику чтения, в итоге все равно придется переучивать.

Стоит испробовать следующий способ обучения слиянию букв в один слог. Одну букву пишут в начале строки, другую – в конце. Между ними проводится соединительная стрелка. Ребенку предлагается медленно вести по ней пальчиком и все это время «тянуть» (протяжно произносить) первый звук. Второй звук достаточно произнести кратко. Пример: А?У произносятся как «ааау», Н?О как «ннно».


Слоги-проводилки помогают слитному произношению

В результате таких тренировок ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком по соединительной линии, свободно читать слоги из двух букв. Слоги ребенку нужно предлагать в такой последовательности:

  • состоящие из гласных (ао-, уа-);
  • открытые, состоящие из одной согласной и одной гласной (на-, да-);
  • закрытые, состоящие из одной гласной и одной согласной (ан-, ем-).

Многим детям сложно определить последовательность из букв в одном слоге. К примеру, «ам-» они могут читать как «ма-» или наоборот. Умение правильно сочетать буквы в двухбуквенном слоге нужно довести до автоматизма. Предлагать прочтение трех- и четырех буквенных слогов можно только дошкольникам, слитно и свободно читающим двухбуквенные слоги.

Чтение слогов не стоит рассматривать только как подготовку к прочтению слов. Прочтение слогов, особенно – сложных и непривычных (шпы, впу, смо, здры) тренирует навыки правильного звукопроизношения. В отличие от слов, абстрактные слоги ребенок ни с чем мысленно не связывает, поэтому прочтение слогов устраняет соблазн читать наугад.


Быстрому чтению помогают картинки

Совет: параллельно с чтением стоит научить ребенка 6 лет противопоставлять слоги с твердыми и мягкими согласными (ма-мя, ну-ню, ко-кё). Это поможет ребенку правильно писать их в школе.

Прочтение слов

Традиционно самыми простыми считаются слова, состоящие из двух повторяющихся двухбуквенных открытых слогов типа «мама» и «папа». Дети, ранее тренировавшиеся читать сложные слоги, без проблем осилят слова, состоящие из одного предложения (кот, рак, сон, хор, лук).

При прочтении слов у детей могут возникать проблемы с расстановкой ударения. Эта проблема не имеет универсального решения. Читая слово, ребенку придется его «узнавать». Обеспечить ему такую возможность можно только одним способом – расширяя его кругозор и словарный запас. Важно, чтобы родитель контролировал понимание его чадом смысла прочитанных слов.


Чтение слов по слогам - карточки

Совет: если при переходе от слогов к словам у ребёнка возникли проблемы, стоит упростить ему задачу и разделить слова на слоги черточками.

Пример: му-ха, лу-на, сло-ны, стру-на. Если подобных проблем у ребенка нет, можно сразу читать слова, написанне слитно.

Чтение предложений

Малыш 5-6 лет быстро осознает, что предложение – это законченная мысль. На этом этапе самое время познакомить ребёнка со знаками препинания («.», «!», «?»). По ним маленький читатель должен ориентироваться, где заканчивается предложение. Для начала стоит предложить ребенку предложения, состоящие из двух слов типа «Коля гуляет».

Переход к чтению предложений происходит проще всего

Главная сложность при прочтении предложений состоит в том, чтобы помнить предыдущие слова при прочтении последующих. Лучший способ научить ребенка составлять предложение из трех слов заключается в следующем.

Читается первое слово. Ребенок должен его запомнить. Повторяя его по памяти, он читает второе слово и тоже его запоминает. Далее малыш по памяти повторяет первое и второе слово и читает третье. Так достигается составление и понимание предложения в целом.

Похожие материалы

В современном мире родителям приходится сталкиваться с необходимостью учить ребенка чтению в домашних условиях. Далеко не всегда в детском саду дети могут научиться этому. Коллективные занятия не всегда усваиваются малышом в полной мере. Дополнительные занятия с педагогами стоят довольно дорого, не все могут себе их позволить. Поэтому родители стараются сделать это дома.


Последствия раннего чтения и этапы развития

Сейчас многие стремятся начать развивать и обучать своих детей как можно раньше. Однако такой подход может оказаться не только бесполезным, но и вредным для здоровья ребенка. Итоги раннего начала обучения могут сказаться совсем не сразу. Они могут проявиться спустя несколько лет и выявиться в совсем неожидаемой форме: заикание , тики, навязчивые движения, неврозы.

Для того, чтобы понять, почему бывают такие последствия, необходимо знать об основных этапах развития и формирования ребенка.

  • С самого начала беременности и до достижения крохой 3 лет формируется основа для его будущего физического и психического здоровья. В это время активно формируется эмоциональная сфера, а также в ускоренном темпе развивается тело ребенка и его познавательные интересы.
  • В период с трехлетнего возраста и до 5-8 лет идет активное развитие органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовых рецепторов. До 5-6 лет укрепляется цилиарная мышца глаза, которая отвечает за остроту зрения. Именно поэтому, врачи офтальмологи не рекомендуют давать больших нагрузок на глаза в этот период, это опасно развитием близорукости.
  • В возрасте от 7 до 15 лет активно развивается сознательная психика ребенка.


Не следует спешить в обучении ребенка чтению

Для того чтобы избежать негативных результатов раннего обучения, необходимо учитывать все эти факторы.

Предварительная подготовка

Начинать подготавливать ребенка к чтению необходимо задолго до процесса обучения. Нужно активно развивать фонематический слух ребенка и чувство ритма. Это важные составляющие для успешного обучения чтению.

Чувство ритма

Начинать развивать чувство ритма можно еще во время беременности. Пойте колыбельные крохе, который находится еще в утробе, этим будущая мама поспособствует развитию у него чувства ритма. Малыш запомнит их ритмический рисунок и, родившись, намного быстрее будет успокаиваться под звуки, которые уже слышал. Можно не только напевать колыбельные, но и рассказывать стихи, поглаживать живот, соблюдая ритм исполнения.


Пение песен для малыша находящегося еще в утробе, в будущем, улучшит его развитие

В грудничковом и раннем возрасте ребенку можно читать потешки, прибаутки. Во время чтения похлопывайте его, поглаживайте, хлопайте маленькими ладошками, подкидывайте на коленях, топайте ножками в заданном темпе. Такие простые игры с малышом будут отлично способствовать развитию у него чувства ритма. Также можно использовать небольшие песенки-попевки, совмещать их с массажем. Начиная с 4 месяцев, вы можете совмещать песенки с ритмичными движениями. В качестве примера можно использовать песенку «Мы качались на качелях. Качь, качь, качь, качь!». Совмещайте напевание песенки и покачивание ребенка в заданном темпе. Учите кроху танцевать, двигаться под непохожие друг на друга мелодии – вальс, польку, марш.

Используйте «звучащие жесты» тела: хлопки, звонкое и тихое пошлепывание по телу, топанье, щелканье пальцами не только в воздухе, но и по телу. Учите ребенка стучать различными предметами: ложками, кубиками, игрушками. Когда он сможет ходить самостоятельно можно начинать ритмическую гимнастику.


Развивайте чувство ритма с помощью речи. Прохлопывайте и протопывайте слова, стихотворения, песенки, потешки в ритме чтения. Длинные слоги будут редкими хлопками, короткие слоги – частыми. Используйте плавность движения рук. Учите воспроизводить ритмический рисунок, который вы изобразили. Используйте простейшие музыкальные инструменты: погремушки, маракасы, колокольчики, барабан, ложки, металлофон, металлический треугольник.

Все эти простые игры не только будут интересными и веселыми для ребенка, но и отлично помогут в развитии чувства ритма.


Фонематический слух

С помощью фонематического слуха, или речевого, мы отличаем и распознаем звуки, воспринимаем их поочередность в слове, понимаем смысл произнесенного, отличаем слова, которые похожи по звуковому составу. Если он не развит в достаточной мере, то у малыша будут возникать проблемы в произношении звуков, в речевом развитии, в умении строить связные рассказы, будут не развиты навыки грамотного письма и чтения.

Начинать развивать речевой слух у крохи можно с момента его появления на свет. Разговаривайте с ним, произносите звуки, которые произносит он и которых он еще не умеет произносить. Пойте ему песенки для детей и колыбельные, читайте стихи, потешки.


Разговоры с грудничком, пение ему песен, чтение сказок, стишков, формирует речевой слух у малыша

Периодом, имеющим очень большое значение в развитии речевого слуха, является возраст от полугода до двух лет. Но окончательное его формирование заканчивается к 7 годам, когда речь ребенка становится похожа на речь взрослого человека.

Полезные занятия в период от 6 месяцев до 2 лет:

  • Когда малыш станет постарше, можно предложить ему «послушать тишину», закрыв глаза. Пусть он потом расскажет вам о тех звуках, которые были им услышаны (тиканье, капание воды, шум от соседей), а потом сравните их с теми звуками, которые были услышаны вами.
  • Предложите ребенку найти звук. Для этого спрячьте любую, издающую звук вещь и пусть он ее найдет. Можно поиграть в «жмурки», завязать глаза и звенеть колокольчиком.
  • Покажите, как звучат разные предметы (стук ложки, отбивание мяча об пол, шуршание полиэтилена, шелест бумажных листов, скрип двери, падение на пол чего-нибудь). После этого завяжите ребенку глаза и попросите отгадать, какой предмет издает звук. Поиграйте так с музыкальными инструментами.
  • Сделайте с ребенком игрушки-шумелки. Для этого наполните маленькие баночки разными сыпучими предметами (песок, камни, манка, пшено, фасоль, маленькие металлические предметы). Сделайте по паре каждого вида. Затем попросите малыша закрыть глаза и пошумите. Пусть ребенок найдет пару, баночку с таким же наполнением.


Игры с предметами, издающими звуки, развивают фонематический слух ребенка

В развитии фонематического слуха могут помочь игры для развития чувства ритма:

  • Поиграйте в игру «Громко-тихо». На громкие слова или звучание каких то предметов, договоритесь совершать одно действие, на тихое звучание – другие действия.
  • Найди нужное. Для игры подберите слова с похожими звучаниями (точка-ночка) и соответствующие картинки к ним. Называйте предмет, а ваш кроха должен как можно быстрее найти его на картинке.
  • Попросите ребенка хлопать или топать только тогда, когда вы называете предмет правильно. Допускайте ошибку в произношении, заменяйте первую букву: грилавок, дрилавок, трилавок, прилавок, шрилавок…
  • Пусть малыш найдет ошибки: Мы зажгли овечку (свечку). В речке плавал дом (сом).
  • Договоритесь о произношении только одинаковых слогов, а если вы допускаете ошибку, то ребенок говорит «стоп», хлопает или топает. Ра-ра-ра-ра-ра-ба-ра-ра.
  • Для развития фонематического слуха используйте звукоподражания. Попросите сказать, как говорит кошка, собака, как летает муха, комар…
  • «Чей домик». Для игры нарисуйте домики с разным количеством окошек (2, 3, 4, 5, 6, 7). Подберите слова с соответственным количеством звуков (ум, рот, тигр, мышка, сорока, подарок). Объясните, что у каждого слова есть свой домик и для того, чтобы его найти, надо посчитать количество окошек в домике и количество звуков в слове. Для одного звука – одно окошечко.
  • «Сбежавшая буква». Попросите малыша отгадать, какая буква сбежала: _орона, _агон, _оробей, _аренье, _арежка. (Сбежала буква В).

Развивайте фонематический слух с помощью развивающих игр. Во многие из этих игр можно играть не только дома, но и в длинной очереди, на прогулке, во время поездки.


Хорошо, если вы рано научите ребенка делить слова на слоги. Как это сделать, рассказывает учитель Светлана Орочко в следующем видео.

Как понять, готов ли ребенок учиться читать?

  • ребенок строит связные рассказы, не путается, составляя предложения, речь осмысленная и внятная;
  • он выговаривает все звуки, не имеет логопедических проблем;
  • у него все в порядке со слухом;
  • развитие фонематического слуха на должном уровне;
  • имеет ориентиры в пространстве, может показать, где лево-право, верх-низ.
  • интересуется литературой и, может быть, даже просит вас научить его читать.

Если все эти факторы присутствуют, то вы можете начинать обучение чтению.


Выбор методики обучения

Если раньше все пользовались только традиционной методикой, то сейчас их множество. К выбору подходящей программы вам необходимо подойти ответственно, ведь каждая из них имеет не только плюсы, но и свои минусы. Обучение по методу Тюленева , кубики Зайцева, методика обучения Глена Домана и его карточки – все эти модные методики, у которых пока нет долговременных изучений.

Часто можно столкнуться с тем, что ребенок умеет читать уже в 3-4 года. Однако это может очень не понравится логопедам, учителям и специалистам по неврологии. У детей, выбор родителей которых упал на заучивание слогов, могут появиться проблемы со звукобуквенным разбором слов. Ученики, обучающиеся нетрадиционным способом, могут иметь трудности с делением слов на слоги, «проглатывать» окончания слов. Переучивание таких детей дается педагогам намного тяжелее, чем обучение с нуля.

Со стороны неврологии могут появиться проблемы с гиперактивностью, повышенной возбудимостью. Социализация ребенка может проходить очень тяжело. Чтение может быть механическим. Ребенок быстро составляет слова из слогов, может отлично прочитывать предложения, но при этом абсолютно не понимает, что он прочитал.


Дети научившиеся рано читать могут иметь проблемы со стороны невролгии

Подробнее о выборе методики смотрите в следующем видео.

Учим буквы

Начинать изучать буквы стоит с гласных «а», «о», «у», «э», «ы», «и». Расскажите ребенку, почему эти буквы называют гласными. Их можно пропеть голосом, согласные пропеть не получится.

После изучения гласных, начинаем учить звонкие согласные – «м», «л», «н». Необходимо, чтобы ребенок фиксировал свое внимание именно на букве, ее графическом написании, а не ассоциирующейся с ней картинке (А- Аист, Б – бегемот).

После тщательного изучения малышом гласных и звонких согласных можно начинать учить глухие согласные («т», «п», и другие) и шипящих «ж», «ш», «ч», «щ».

Запомните, при изучении букв никогда не используйте их название. Ребенку надо запоминать буквы с помощью звуков. Никаких «ЭР», «ДЭ» «ЭМ», и т. п., только «Р», «Д», «М». Малышу еще сложно понять, что если буква называется «ЭМ», то почему в слове МАМА ее так не читают. Он будет читать ЭМАЭМА.


Каждый раз закрепляйте ранее изученный материал. При изучении буквы обязательно вспомните те, которые кроха уже знает.

Проявляйте спокойствие и терпение. Даже взрослым ничего не дается сразу. Поймите, что мир букв для малыша очень сложный. Если сегодня он не может вспомнить букву, которую изучали вчера, то значит надо не ругать его за это, а следует повторить снова, и обязательно вспомнить ее на следующий день. Повторяйте пройденный материал до тех пор, пока ребенок не станет в нем хорошо ориентироваться.


Учимся правильно читать слоги

Начинать учить сложению букв надо практически сразу. После того, как вы выучите гласные и пару согласных, уже можно сливать слоги.

Очень доступно для детей, как образуются слоги из букв, описано в «Букваре» Н. Жуковой .

Веселый мальчик бегает от буквы к букве. Первый звук тянется до тех пор пока не добежит до второго. Вместо веселого мальчика вы можете использовать любую любимую игрушку ребенка. Это может быть кораблик, плывущий из одного порта в порт; медвежонок, путешествующий от одной буквы к другой; машинка, которая переезжает с одной стоянки на другую… Вариантов много, малыш сам может подсказать сюжет.


Начинайте обучение чтению по слогам с сочетания двух гласных: АААУУУ, ОООУУУ. Когда ребенок будет понимать, как соединять звуки, переходите к слогам с сочетанием согласная+гласная (БА, ДА, НО). Изучайте букву и складывайте с ней слоги. Сложнее для ребенка будет складывать слоги с шипящими согласными (ЖУ, ЖА, ЧА). Это будет следующим этапом обучения.

После того, как ребенок усвоит, как складывать открытые слоги (согласная+гласная), переходите к закрытым (гласная + согласная). Можете порадовать малыша, что он научился читать слова (АХ, ОХ, ДА, УЖ).

На начальном этапе обучения чтению слогов просите ребенка пропевать их, так он не будет произносить отдельные звуки. Пропевание поможет вам научить слитно читать слоги. Всегда повторяйте изученное ранее. Можно воспользоваться готовыми видео-уроками или презентациями. Это внесет нотку разнообразия в ваши занятия.


Пример того, как буквы нужно соединять в слоги, смотрите в следующем видео.

Как научить правильно читать по слогам?

После того, как ребенок запомнил все буквы и научился читать слоги приходит время учиться читать по слогам.

Поначалу предлагайте для чтения простые слова: МАМА, РАМА, МЫЛО, БАБА, МИЛА. Следите за произношением ребенка. Научите его читать слова из 3 букв : СЫР, КОТ, ДОМ, РОТ. Позже, переходите к чтению слов с 3 слогами и более: ВОРОНА, СОРОКА, МОЛОКО. Выбирайте для чтения слова, которые обозначают конкретные предметы или действия.

После того, как у малыша будет получаться читать отдельные слова, начинайте читать простые предложения. РО-МА МЫЛ РА-МУ. МА-МА МЫ-ЛА МИ-ЛУ. Я И РО-МА – МО-ЛОД-ЦЫ. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок делал паузы между словами, предложениями, соблюдал ритм и интонационную окраску. В этот период можно объяснить ребенку, что такое знаки препинания и для чего они нужны. Нужно рассказать о вопросительном и восклицательном знаках, чем точка отличается от запятой, что предложение содержит законченную мысль.


Терпение, регулярность и поощрения дадут большие плоды в освоении чтения

Как научить ребенка бегло читать?

Послоговое чтение характерно тем, что на него у детей уходит много времени и сил. Ребенок сначала прочитывает слово по слогам, потом объединяет слоги в слово. Если он читает предложение, то эти процессы происходят с каждым словом из него. Только потом он объединяет слова в предложения и может понять его смысл. В результате, при чтении маленького текста, юный чтец не всегда может выявить его смысл. Целостное восприятие текста отсутствует.

Следующим этапом в обучении будет чтение знакомых простых слов целостно, а вот более сложные слова ребенок будет по-прежнему читать по слогам. В это время он может допускать много ошибок при чтении, потому что начинает угадывать слова, заменять окончания в них. Очень важно не пропустить этот момент. Если вы обратили внимание на большое количество ошибок при чтении, нужно снизить темп. Это делается для того, чтобы частое возвращение к уже прочитанному для исправления ошибок не привело к регрессии движения глаз.

Только пройдя через этот этап, ребенок научиться читать целостно, бегло. При этом увеличивается темп чтения, становятся редкими ошибки.

Для того чтобы ребенок научился бегло читать нужно обратить внимание на:

  • развитие оперативной памяти (информация хранится в памяти то время, которое нужно для выполнения какой-либо задачи, достижения цели);
  • расширение угла зрения;
  • развитие внимания;
  • недопустимость регрессирующих движений глаз;
  • расширение словарного запаса;
  • хорошее развитие артикуляции.


Дайте ребенку время хорошо освоить азы

Очень помогут вам в формировании навыка беглого чтения многократные тренировки в чтении. Не надо заставлять ребенка читать подолгу, пусть он почитает 5 минут и отдыхает. Такие читательские пятиминутки в течение дня можно устроить несколько раз. Неоценимую помощь окажут зрительные диктанты. Они очень хорошо помогают развивать оперативную память. В формировании навыка беглого чтения поможет чтение скороговорок, выразительное чтение.

Для развития оперативной памяти ребенку можно предложить поиграть в следующие игры:

  • Рассматриваем картинку с изображенными на ней предметами в течение 30 сек – 1 мин. Закрываем ее и просим малыша назвать предметы или записать их. По такому же принципу можно расположить на столе несколько предметов (около 10) и дать рассмотреть их. После этого попросите кроху отвернуться и уберите 2 предмета или поменяйте местами их между собой. Попросите ребенка назвать предметы, которые были убраны или рассказать, что изменилось.
  • Может помочь игра «Найди одинаковые карточки». Все карточки перевернуты изображением вниз. Ребенок поочередно открывает по паре карточек и ищет такие же. Победит тот, у кого собранных пар оказалось больше.
  • В течение нескольких секунд предложить рассмотреть картинку, а затем убрав ее, попросить ребенка рассказать как можно подробнее о том, что было изображено.


Для расширения угла зрения у ребенка очень эффективным будет использование таблиц Шульте.


Принцип работы с таблицей заключается в концентрации внимания на центральном числе, при этом необходимо найти все числа по порядку не отводя взгляд от центра

В развитии внимания вам смогут помочь следующие игры:

  • «Найди картинку». Перед играющим раскладывается несколько ярких, красочных картинок. Нужно как можно быстрее показать на ту картинку, которую называет ведущий. Игра пройдет интереснее, если играющих будет 2 или 3. Кто быстрее показал на нужную картинку, тот забирает ее себе.
  • «Зачеркни букву». Ребенку предлагается листок с написанными на нем буквами. В течение нескольких секунд он должен зачеркнуть на листе все буквы, которые сказал взрослый (Например, АПИГПЫЙЬОПАРТААБДРЛТСА – Зачеркни букву А). Время, которое дается на зачеркивание определяется исходя из количества букв на листке.
  • «Хлопни, когда услышишь» Ребенку в быстром темпе говорятся различные слова. Ему необходимо хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово на заданную тему. Темы можно предлагать каждый раз разные: овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, посуда…
  • Обучайте только в игровой форме. Воспринимать и усваивать информацию по другому дошкольнику еще очень тяжело. Эффекта от скучных занятий не будет.
  • Не заставляйте. Этим вы можете отбить желание читать.
  • Подавайте пример. Дети всегда подражают родителям.
  • Рассказывайте ребенку о важности умения читать.
  • Ответственно подойдите к выбору методики обучения.
  • Занимайтесь каждый день. Регулярность занятий имеет очень большое значение.
  • Не завышайте требования к ребенку. Действуйте только по его возможностям.
  • Не сравнивайте ребенка ни с кем.
  • Дозируйте предлагаемую информацию.
  • Закрепление изученного очень важно в обучении чтению.
  • Используйте разные способы подачи информации.
  • Проявляйте терпение, доброжелательность и любовь к ребенку.
  • Поощряйте малыша за успехи.
  • Следуйте от простого к сложному.
  • Обучайте ребенка везде, где только позволяют обстоятельства.
  • Читайте ребенку сами. Самостоятельно читать ему пока еще очень тяжело, а любовь к чтению необходимо поддерживать.

Посмотрите видео GuberniaTV, в котором Елена Кондрашина рассказывает о том, как научить ребенка читать.

В обучении чтению могут хорошо помочь и игровые видеоуроки.

Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения.

Навыки чтения являются основой всего обучения, одним из главных условий успешной учебы ребенка в школе. Процесс чтения для детей довольно сложен, ведь в нем одновременно участвуют память, воображение, звуковые и слуховые катализаторы. А между тем, скорость чтения должна быть максимально приближена к скорости речи. Но как научиться быстро читать? Вам предлагается методика быстрого чтения, которая поможет Вашему маленькому вундеркинду, значительно поднять собственный уровень, и увеличить скорость чтения.

В школе ребенку, у которого низкая скорость чтения будет тяжелее усваивать новый материал. За то время, которое он будет тратить на чтение условий задачи или упражнения, быстро читающий ребенок успеет все переписать в тетрадь и приступить к выполнению задания. Скорость чтения - важнейший фактор успеваемости, поэтому научиться читать быстро, очень важно. Существует такое понятие, как «оптимальное чтение», оно предполагает чтение со скоростью в минуту 120-150 слов. Эта цифра появилась не просто так - считается, что именно при чтении в данном темпе достигается наилучшее усвоение материала школьником.

Почему обучение быстрому чтению дается не всем?

Одними из основных причин замедленного чтения у деток, выступают следующие:

Причина № 1. Низкий уровень памяти и внимания (читая четвертое слово, ребенок, первого уже не помнит, а, следовательно, смысла прочитанного понять не может). Внимание - главный двигатель процесса чтения. Мозговые процессы сами по себе весьма быстры, и поэтому медленно читающий ребенок переключает свое внимание на какие-то посторонние мысли, как результат - пропадает интерес к читаемому, чтение становится механическим, и до сознания не доходит смысл. Поэтому главный совет в данном случае - обязательно систематически проводить дома работу с ребенком по развитию памяти.

Причина № 2. Снижение объема оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом охватывает не все слово целиком или даже несколько слов, а только две, три буквы.

Причина № 3. Низкий словарный запас.

Причина № 4. Регрессия - так называемые, возвратные движения глаз. Множество деток, сами того не замечая, перечитывают слово дважды, автоматически, как бы для полной уверенности в правильности чтения.

Причина№ 5. Не развитой артикуляционный аппарат.

Причина № 6. Произведения подобранные не по возрасту.

Методика быстрого чтения: как научиться быстро читать?

Существует специальное обучение быстрому чтению, разработанная специалистами специальная методика быстрого чтения. Следующие упражнения помогут сделать так, чтобы у Вашего ребенка была техника быстрого чтения, причем сознательного и выразительного: .

Обучение быстрому чтению: шаг первый.

Вовлекайте своего ребенка с малых лет в активный процесс чтения.

Чаще читайте ему сами, и, читая, на самых интересных моментах останавливайтесь и, ссылаясь на усталость, просите ребенка прочитать кусочек произведения. Сделайте вид, что Вы отвлеклись и прослушали, обязательно переспросите, что он только что прочитал, спросите, какие слова повторялись несколько раз? Объясните непонятные ребенку слова. Обсудите прочитанное.

Обучение быстрому чтению: шаг второй.

Сделайте чтение необходимым условием для повседневной жизни.

Каждый день пишите ребенку записки, какие-то открытки, планы, списки дел, которые поручаете сделать ему.

Обучение быстрому чтению: шаг третий.

Сделайте на какой-то период просмотр диафильмов традиционным, как в младенчестве, чтение сказки перед сном. Медленная смена ярких кадров, короткие подписи под каждым, удобные для чтения - отличные условия для того, чтобы техника быстрого чтения совершенствовалась.

Обучение быстрому чтению: шаг четвертый.

Осваивайте параллельное чтение.

Для этого Вам нужно приготовить два одинаковых текста. Вы будете читать текст вслух, а ребенок будет вслед за вами, водить пальцем по строчкам. Постепенно наращивайте скорость чтения, но следите обязательно, чтобы ребенок успевал за Вами. Читайте некоторые фрагменты медленно, а некоторые быстро, к примеру, выделяя, таким образом, диалоги. Поинтересуйтесь, заметил ли ребенок смену скорости?

Обучение быстрому чтению: шаг пятый.

Контролируйте технику быстрого чтения, давайте ребенку задания чтения на время.

Для этого выберите несложный текст, состоящий из знакомых ему слов, засеките время, к примеру, одну минуту, а затем посчитайте, сколько слов он успел прочитать. Обязательно скажите ему это число и «подхлестните» его интерес, вопросом типа: «А быстрее сможешь? Давай проверим!». Пускай снова читает этот же текст, прочитанных слов будет однозначно уже больше. Похвалите его и снова засеките время. Сделайте так раза три, но не больше. Данное задание продемонстрирует ребенку, что читать он может гораздо быстрее и, что научиться читать быстро совсем не трудно.

Обучение быстрому чтению: шаг шестой.

Тренируйте чтение про себя, а не вслух.

При чтении вслух происходят следующие процессы: 1. глаза читают текст, 2. в мозг идет сигнал, 3. подготавливаются органы речи, 4. текст проговаривается вслух, 5. уши воспринимают, 6. сигнал снова отправляется в мозг для анализа услышанного и сопоставления с прочитанным. При таком чтении потеря скорости очевидна, прошептывание - это совершенно та же история. Когда чтение происходит «про себя» - совсем другая картина. Глаза ребенка забегают вперед, и он начинает понимать смысл прочитанного текста, скорость соответственно возрастает, порой в разы.

Обучение быстрому чтению: шаг седьмой.

Игры с ударением.

Как уже пояснялось, понимание смысла читаемого текста - главный козырь в том, как научиться быстро читать. И расстановка правильного ударения здесь не последняя вещь. Читая слово неверно, ребенок не улавливает смысла, теряет нить истории, которую читает, и соответственно снижает скорость, и не может пересказать прочитанное. Как быстро читать, если мозг лихорадочно пытается найти смысл, а, в конце концов, так его и не находит. Поэтому обучение быстрому чтению предполагает также и занятия с ударением. Выберете любое слово и по очереди ставьте ударение на все слоги подряд, так ребенку будет понятнее, о чем именно идет речь. После поинтересуйтесь у него, как все-таки правильно произносится это слово.

Обучение быстрому чтению: шаг восьмой.

Спотыкание о согласные.

Детки зачастую спотыкаются при чтении, когда видят подряд несколько согласных букв: «сестра», «кружка», «стройка». Ваша задача выписывать подобные слова на лист бумаги и давать ребенку периодически их читать, пока не исчезнут трудности с такими моментами. Не ленитесь вписывать новые слова.

Обучение быстрому чтению: шаг девятый.

Жужжащее чтение.

Следующая методика быстрого чтения может показаться Вам странной, но не стоит ей пренебрегать - она очень полезна для того, как научиться быстро читать. Ребенку нужно читать про себя и одновременно жужжать вслух, как пчела.

Обучение быстрому чтению: шаг десятый.

Развивайте зоркость.

Напишите в ряд пять, шесть гласных букв, вставив где-нибудь в середине одну согласную букву, и спросите у ребенка какая буква лишняя?

Обучение быстрому чтению: шаг одиннадцатый.

Развивайте сообразительность.

Напишите слова, которые отличаются всего одной буквой. К примеру: 1. кот - рот, 2. кот - кит, 3. лес - вес, 4. лес - лещ. Спросите, в чем отличие, и в чем схожесть этих слов.

Обучение быстрому чтению: шаг двенадцатый.

Артикуляционная гимнастика, как методика быстрого чтения.

Такие упражнения совершенствуют произношение, ставят дыхание, делают речь четкой. Для этого читайте побольше скороговорок, причем делая это по-разному: громко и уверенно, медленно и шепотом, строго отслеживайте прочитывание, четкое проговаривание окончаний в словах. Методика быстрого чтения включается также и чтение поговорок и пословиц.

Обучение быстрому чтению: шаг тринадцатый.

Развитие поля зрения.

Возьмите лист бумаги и начертите таблицу, вписав в каждой клетке по одной букве или слогу. От ребенка требуется, прочитать про себя их все, указывая на букву карандашом, и стараясь читать быстро. Важно, чтобы он постарался запомнить расположение следующих букв или слогов друг за другом. Читать их можно сверху вниз, внизу вверх, составлять слова, и так далее. .

Обучение быстрому чтению: шаг четырнадцатый.

Развивайте антиципацию - так называется смысловая догадка.

Во время чтения текста, боковым зрением ребенок ловит следующее слова, может на основании прочитанного догадаться, каким будет следующее слово. Техника быстрого чтения может включать следующее упражнение, цель которого развитие антиципации. Вам нужно написать предложения, в которых есть слова с пропущенными слогами или буквами, пускай ребенок допишет недостающие буквы. Потом, усложняйте задачу и просто пишите для него отдельные словосочетания или слова, с пропусками в середине, в конце, в начале слов.

Обучение быстрому чтению: шаг пятнадцатый.

Чтение с закладкой.

При чтении текста, ребенок должен двигать закладкой не как обычно, под строкой, а закрывая ею уже прочитанное им слово. Такое упражнение поможет научиться читать без повторов и наращивать темп.

Обучение быстрому чтению: шаг шестнадцатый.

Сосредоточение.

Эта техника быстрого чтения подразумевает, чтение слов, которые написаны разными шрифтами. Причем такие слова могут идти подряд, составляя одно предложение. Нужно добиться того, чтобы разный шрифт не сбивал ребенка с толку, не воспринимался им как какая-то преграда.

Обучение быстрому чтению: шаг семнадцатый.

Наращивайте слова.

Пишите на листе бумаги столбиком слова, которые увеличиваются в длине при их модификации:

Обучение быстрому чтению: шаг восемнадцатый.

Обучение быстрому чтению: шаг девятнадцатый.

Чтение сквозь зубы.

Ребенок читает незнакомый текст на максимальной скорости для него, плотно сжимая зубы и губы при этом. После чтения ему нужно будет ответить на какие-то вопросы по тексту. Проводить подобное упражнение рекомендуется каждый раз перед чтением текста вслух.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцатый.

Чтение в сопровождении.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать первый.

Простукивание ритма.

Упражнение подразумевает прочтение ребенком незнакомого текста, при одновременном простукивании карандашом заранее выученного ритма.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать второй.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать третий.

Обязательные ежедневные пятиминутки чтения.

Ребенок должен в режиме жужжащего чтения читать в течение пяти минут. Данные упражнения нужно проводить по 4 урока ежедневно.Семейные игры. Не ленитесь регулярно устраивать в своей семье всевозможные игры в буквы и слова. Подобная тренировка поможет ребенку с легкостью ориентироваться в пространстве множества букв и без труда читать незнакомые слова.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать четвертый.

Чтение согласных.

Нужно, чтобы ребенок cделал глубокий вдох и на выдохе прочитал 15 согласных - подойдет абсолютно любой набор, к примеру: с, т, п, к, н, ш, г, в, ж, л, г, щ, н, ф.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать пятый.

Складывание слов из половинок.

Возьмите какое-либо несложное слово, разбейте его на две части и напишете на двух разных карточках, заготовив, таким образом, на один урок около 10 слов. Предложите ребенку сложить карточки, собрав целое слово. Еще лучше если таких слов можно будет составить несколько вариантов, используя одни и те же карточки. Постоянно меняйте и дополняйте карточки. Со временем перейдите на более сложные слова, состоящие из трех и более слогов.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать шесть.

Чтение с выражением. Ребенку нужно прочесть небольшой отрывок текста, так как он читает обычно. Затем вернуться в начало и снова прочитать его, но с выражением, с интонацией, а значит и в другом темпе. Прочитав уже знакомый отрывок, он должен без остановки продолжать читать текс далее. Смысл заключается в том, что темп, на тексте знакомом, выработанный и ускоренный впоследствии не спадает, даже когда он переходит на незнакомую часть.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать седьмой.

Тренируем внимание. Во время чтения текста, ребенок по команде «остановись», прекращает чтение, отрывает от книги голову, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Затем по команде «начинай» он должен найти то самое место в книжке, где он ранее закончил читать.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать восьмой.

Ребенок, молча, читает с максимальной скоростью небольшой абзац, следующий абзац он должен начать читать вслух, потом снова - абзац про себя. Методика быстрого чтения в данном случае работает так: чтение про себя, как Вы помните, гораздо быстрее, чтения вслух, при резких переходах темп чтения частично сохраняется, и ребенок читает быстрее.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать девятый.

Ролевое чтение.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцатый.

Чтение перевернутого текста.

Научиться читать более уверенно и быстро можно упражняясь в чтении перевернутого «вверх ногами» листа с текстом. Это способствует развитию навыка запоминания целостных эталонов букв, сочетания буквенного анализа со смысловыми окончаниями слов

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать первый.

Набор деформированных предложений.

Потренируйтесь с ребенком менять слова в предложении. К примеру, напишите предложение: «ко мне пришли друзья на праздник», невпопад: «друзья ко праздник мне пришли на». Напишите на листе бумаге с десяток подобных предложений, пускай ребенок распутывает их.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать второй.

Поиск заданного слова.

Устройте соревнование с детьми или привлеките взрослого: говорите любое слово из текста на странице, кто быстрее найдет это слово - тот победитель. Поощрительные призы - приветствуются. Такая игра сформирует способность видеть не отдельные фрагменты, а целостный образ слова. Кроме этого упражнение развивает словесную память.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать третий.

Таблицы Шульте.

По сути - эти таблицы представляют собой случайно расположенные числа, задача - в быстром нахождении их по порядку. Главная польза данной методики быстрого чтения - в расширении поля зрения, в развитии скорости поисковых зрительных движений. Начертите квадрат примерно на 20-25 сантиметров, разбив его на 30 ячеек. В эти ячейки беспорядочно впишите числа, начиная от 1 заканчивая - 30. Процесс поиска цифры необходимо делать беззвучным счетом, молча и указывать найденные цифры карандашом. Прежде чем начать упражнение ребенку нужно зафиксировать свой взгляд в центре, так, чтобы видеть целиком всю таблицу. Кроме этого, запрещены горизонтальные или вертикальные движения глаз, взгляд, как и цифры должен быть в некотором смысле беспорядочным. Обязательное условие для того, чтобы техника быстрого чтения улучшилась - это систематичность занятий и позитивный настрой. Вопрос, как быстро читать и разработкой методик и техник быстрого чтения занимаются некоторые авторитетные специалисты, литературу которых мы бы рекомендовали Вам почитать: академик Андреев, И.Федоренко, Е.Заика, Н. Зайцев, И.Пельченко и другие. Помните, что умение читать бегло - это не самоцель, это жизненная необходимость, без которой Вашему ребенку будет очень трудно учиться дальше и достигать каких-то успехов, как учебе, так и в общении. Детки быстрее усваивают материал, проявляют готовность к творчеству и самовыражению. Успех рождает радость, уверенность в своих силах, стимулирует лидерское начало.

И главное: не скупитесь на похвалу своего ученика.