Флористика        13.10.2019   

Как принять ребенка таким, какой он есть? Учимся понимать ребенка таким, какой он есть: шаги к принятию Как принять сына таким какой он есть

Родители изо всех сил стараются дать ребенку всё, воспитать из него нормального человека. А результата не просто нет. Результат ужасен: из прекрасного розовощекого большеглазого младенца вырастает ужасный монстр, готовый пожрать собственных родителей...

Если набрать в поисковике подобный запрос, то выпадает огромное количество сайтов, с которых, буквально, слышен стон родительских душ, измученных и просящих о помощи.

Что происходит? Как можно ненавидеть собственного ребенка?

Вот так, например: «Я ненавижу своего сына, я его не просто ненавижу, а ненавижу всем сердцем. Ему 14 лет, он учится плохо с первого класса; постоянно плохо себя ведет, огрызается с учителями, срывает уроки, посылает всех на три буквы (учителей). Ворует, не только дома, но и в школе, сказал, что не будет учиться… Нас постоянно просят посидеть дома, потому что уроки делать невозможно. И это началось еще в детском саду, сначала он плохо себя вел, а в школе стало гораздо хуже…».

Или вот так: «Вырастила дочь. Та ушла, вышла замуж, ненавидит меня. Пыталась дать все лучшее, в итоге - «тебя никто не просил». Сын вырос, ушел в наркотики. Та же песня - «тебя никто не просил». Ненавидит меня, как и я его сейчас.»

Родители изо всех сил стараются дать ребенку всё, воспитать из него нормального человека. А результата не просто нет. Результат ужасен: из прекрасного розовощекого большеглазого младенца вырастает ужасный монстр, готовый пожрать собственных родителей.

Что они чувствуют, когда не видят в ребенке результата от вложенных трудов, а, наоборот, понимают, что усилия, связанные с выращиванием и воспитанием, ушли в никуда, как вода в сухой песок.

«Что я сделал не так?», «Чего этому ребенку не хватало?», «За что мне такое наказание?», «Почему у всех людей дети как дети, а у меня такое несчастье?», - вопросы, которые терзают родительское сердце.

«Принять ребенка таким, какой он есть, не пытаясь исправить его под свой идеал…»

Примерно так звучат советы психологов. Они утверждают, что все проблемы в том, что родители не могут принять непохожесть собственного ребенка, потому что сами испытали подобный опыт в детстве, их самих не принимали такими, какие они есть. Психологи рекомендуют родителям вспомнить свое детство, те ситуации, когда их не принимали и пытались переделать их собственные родители, и, наконец, внутренне разрешить себе не соответствовать ничьим идеалам и ожиданиям. Это позволит принять ребенка таким, какой он есть. И это принятие мистическим образом должно решить все проблемы.

Решит ли? Допустим, я принимаю, что мой ребенок ворует, хамит, лжет, днями напролет играет на компьютере или ночами пропадает неизвестно где. Я принимаю, что на мне лежит за это ответственность. Что дальше?! Кто объяснит, что мне делать?!

К сожалению, подобные советы после того, как ребенку исполнится 6 лет, уже не работают.


Бесполезно принимать. Надо понимать!

Невозможно принять то, что не понятно. Разве можно, например, принять то, что твой ребенок ворует у одноклассников? Ему что, не хватает? Дом – почти полная чаша!

Не надо принимать. Надо понимать, что лежит в основе его неприемлемого поведения. Что им движет и что управляет. Грамотно ответить на этот вопрос может только Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Согласно СВП, каждый человек рождается с уже заданным набором свойств и желаний (они называются векторами), которые требуют своего развития и реализации. Вектора родителей не всегда совпадают с векторами детей. И то, что маме кажется нормальным или даже хорошим и приятным может оказаться совсем не таким для ребенка.

Родители из ребенка хотят вырастить улучшенную копию себя. Но часто случается, что в семье рождается человек с совершенно другими свойствами. Родители из лучших побуждений стараются дать детям самое лучшее, сделать, чтобы они были счастливы. Но исходят из своих пониманий хорошего и плохого, правильного и неправильного, счастья и несчастья. Но так устроено, что психика одного человека (читай «желания и возможности») может отличаться от психики другого как свойства рыбы отличаются от свойств птицы.

Если рыбу лишить воды и учить летать, что она будет делать? Правильно, начнет сопротивляться и искать любую возможность улизнуть в воду. Что будет чувствовать птица, которая не может научить рыбу летать? А рыба, которая летать не хочет, а плавать ей не дают? Верно, они будут чувствовать бессилие и ненависть друг к другу. Именно эти чувства появляются у родителей, когда они не могут понять причин поведения своих детей.

«Ну почему ты такой?!!»

Как это работает, лучше объяснить на примерах. Дело в том, что согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, каждый ребенок рождается с уже какой-то определенной задачей в обществе, и от рождения он обеспечен желаниями и свойствами для решения этой задачи.

***

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Ты желаешь ему только добра. Хочешь, чтобы он был умным, сильным, образованным. Лучше всех учился. Мог себя защитить. Побеждал на олимпиадах и соревнованиях. Поступил в престижный вуз… А ты уверена, что ему это нужно? И не слишком ли сильно твои ожидания давят на его плечи?

15:34 11.02.2013

Об этом не принято говорить. В этом неловко признаться. Но факт остается фактом: часто наши дети совсем не такие, какими мы их себе представляли. Первые разочарования возможны, когда малыш еще формируется в твоем животе. Хотела мальчика, а УЗИ показало девочку, или наоборот. Дальше - больше. Ожидала появления на свет хрупкого ангелочка с белокурыми локонами, но дочка темноволоса и растет толстушкой - как муж в детстве. А сын вовсе не так мил и любознателен, как рисовался в мечтах…

Хорошо, что на то время, пока ребенок маленький, природа создала мощный механизм защиты от противоречивых родительских чувств: крошечный пупс настолько мил, что мы запросто прощаем этим пухлым щечкам то, что они не совпадают с нашим идеалом. Угловатым и агрессивным подросткам приходится тяжелее. «Я мечтал, что сын будет ходить со мной на рыбалку и ремонтировать машину, а ему это неинтересно - только бы рисовать и лепить.

Он совсем не похож на меня!», «Как научить ребенка быть активным? Дочь отсиживается в школе на задней парте, у нее почти нет друзей. В кого она пошла?», «Не пойму, как в нашей образованной семье растет такой неуч!» - психологи ежедневно слышат подобные фразы.

Что стоит за нашим нежеланием принять собственных детей? Чем чреваты попытки их изменить? И как уберечься от соблазна «отформатировать» ребенка под свою мечту?

Я знаю лучше!

«Мне нужен ребенок!» В этой формулировке заложен эгоистический мотив. А нужны ли ребенку вы?» - дерзко спрашивает психоаналитический терапевт, преподаватель института глубинной психологии Эдуард Ливинский. В разговоре со мной он поднимает сложную и откровенную тему: для кого мы рожаем своих детей? «Многие мои незамужние клиентки на вопрос о том, какой они видят свою счастливую жизнь, отвечают: «Выйти замуж и родить ребенка». Тогда я резонно спрашиваю: «А почему не воспитать?» Сначала женщина идет на поводу у базового инстинкта. Потом получает удовольствие от кормления и ухода за маленьким существом. Затем ребенок должен радовать ее своими успехами в школе… И очень желательно, чтобы отпрыск стал по меньшей мере министром - тогда все обратят взоры и на его маму», - утрирует психоаналитик.

За его ироничными словами стоит серьезная проблема. Назовем ее так: «Я лучше знаю, что тебе нужно!» Многие ли из нас дают своим чадам возможность удовлетворять собственные, а не родительские потребности? Двенадцатилетняя Аня, дочь знакомых, занимается в музыкальной школе. «У нее чудесный слух, - хвастается Валерия. - Мечтаю, чтобы она поступила в консерваторию». Аня же ходит в музыкалку, чтобы не расстраивать маму. А интересует ее совсем другое: платья для Барби. Она рисует эскизы нарядов и сама их шьет. Всегда, когда я прихожу к Валерии в гости, девочка хвастается новыми оригинальными платьями. Но никогда не говорит о музыке…

Восьмилетний Максим занимается сразу в четырех кружках: английский клуб, тейквондо, бальные танцы и шахматы. Его мама жалуется, что в последнее время успеваемость мальчика в школе упала. «А ты в третьем классе на сколько кружков ходила?» - спрашиваю ее. «Так ведь тогда другое время было! Сейчас везде конкуренция. Я хочу, чтобы Макс был на уровне!» - отвечает Лена.

А вот мой сын ходить на восточные единоборства категорически отказался. Да и танцы пришлись ему не по вкусу - бросил через полгода. Я долго искала тот кружок, который стал бы ему интересен. Наконец нашла: робототехника! Вот только когда слышу о спортивных достижениях его одноклассников, не перестаю спрашивать себя: не слишком ли я была мягкой? Возможно, следовало настоять на своем? Может, я все-таки лучше знаю?..

Свой опыт - самый важный

«Все проблемы начинаются тогда, когда родитель отказывается признать, что его сын или дочь - уникальная и неповторимая личность, а видит в ребенке продолжение себя или воплощение своей мечты. И возлагает на него то, что не удалось самому, - рассказывает Эдуард Анатольевич. - Раз это мой ребенок, то и делать он должен то, что я сказал, и быть таким, как я хочу. Такой постановкой вопроса мы превращаем детей в домашних рабов. Они обязаны повиноваться нашим приказам и удовлетворять наши желания».

«Ужас какой-то, это уж точно не обо мне», - возмущенно скажешь ты.

Погоди. Вовсе не обязательно кричать и заставлять, хотя и этим все мы грешим, согласись. Добиться своего можно по-другому. Играть на чувствах: «Мамочка расстроится, если не сделаешь так, как она просит». Подкупать: «Прочти эту книжку - и получишь новенький конструктор», «Пойдешь в медицинский - папа подарит тебе машину». Наказывать: «Ты снова играешь в эту глупую стрелялку? Неделю без сладкого!», «Хамишь? Остался без карманных денег». Оценивать, сравнивая с другими: «Марина - отличница, а ты чем хуже?», «Петр уже сам зарабатывает, а ты все лоботрясничаешь». Контролировать каждый шаг, постоянно делая замечания. Вмешиваться без спроса в его личное пространство… Поступая таким образом, мы заставляем ребенка обслуживать наши потребности.

Удовлетворять наше желание быть родителем Хорошего мальчика (девочки), который учится на отлично, не доставляет хлопот, помогает по дому, делает успехи в спорте, служит примером для знакомых, ублажает наши амбиции. И мы даже не задумываемся, чего же хочет он сам!

«А как же тогда воспитывать, без контроля и наказаний?» - спросит удивленный читатель. Ведь нельзя же потакать всем прихотям дитяти! По мнению православного психолога Дмитрия Благого, строгость - важный элемент воспитания, ведь «плохие ростки имеют свойство расцветать и без нашей помощи, в то время как за хорошими нужно постоянно ухаживать. Слово родителя должно быть авторитетно. Другой вопрос, как заработать этот авторитет: криком и наказанием или доверием и уважением к Учителю». Без строгости мы из милого малыша вырастим домашнего тирана. К тому же во многих ситуациях родители действительно лучше знают, как поступить…

«Задача взрослого - не выдрессировать послушное чадо в соответствии со своими представлениями. Отец и мать должны дать ребенку возможность приобрести свой собственный опыт и развить свои лучшие способности. Однако в рамках безопасности - для него и для общества», - объясняет Эдуард Ливинский. Получается, лучшее, что мы можем сделать для своих детей, - научить их осознавать последствия своих поступков и нести за них ответственность, определять, что опасно и что безопасно. А дальше пусть действуют на свой страх и риск. По правде говоря, это намного сложнее, чем указывать и проверять!

Я уникален!

Вместе с психологами мы составили своеобразную декларацию прав ребенка. Написана она от имени самого малыша. Обращаясь к своим родителям, он хочет быть услышанным.

«Мама и папа! Я - неповторимый человек со своим особенным характером, своими желаниями и стремлениями. Они могут не совпадать с вашими. Не нужно видеть во мне только плохое и вешать на меня ярлыки: лентяй, балаболка, медлительный. Во мне есть много хорошего! Заметьте наконец это!

Уважайте мое мнение. Если вы считаете, что я говорю глупости, то вы меня не слышите! А свое категорическое «нет» произносите, пожалуйста, только тогда, когда ситуация опасна для моей жизни.

Позвольте мне не разделять ваших увлечений и интересоваться тем, к чему вы можете быть равнодушны. Не надо говорить, что мне ничего не интересно, - вы просто плохо ищете! Поощряйте мои увлечения, а лучше разделите их со мной. Дайте мне денег на них и перестаньте негативно о них отзываться. Поверьте, даже из рэпперов и эму могут вырасти великие люди.

Если вы хотите, чтобы я делал зарядку, застилал постель, чистил уши, убирал в комнате, читал книги и помогал по дому, покажите мне пример, ведь я учусь, подражая. А когда я не слушаюсь, начните делать эти скучные дела со мной: так мне будет веселее. И раза с пятидесятого, возможно, я смогу все делать сам.

А если вы желаете, чтобы я занимался какими-то нудными вещами, вроде зубрежки английского или мытья полов, найдите мне стимул! Я буду учить язык, если смогу общаться по скайпу с теми, кто на нем говорит, и читать интересные англоязычные журналы. Кроме обязанностей у меня должны быть и права. Дайте мне время, которое я могу использовать, как хочу!

Не ругайте меня за то, что вместо зимних сапог я купил лыжи. Не создавайте мне противоречивых альтернатив, решить которые я еще не в состоянии: и сапоги, и лыжи мне одинаково нужны! Научите, как удовлетворить обе потребности, а не противопоставлять их.

Когда я чего-то не могу понять, дайте мне возможность прочувствовать последствия моих действий. Пусть я посижу перед компом до 12, а потом опоздаю в школу - в следующий раз я лягу вовремя. Пусть забуду постирать носки - мама, не стирай мне, иначе я никогда не научусь следить за своими вещами! И желательно приучать меня к этому сызмальства, а не с понедельника. Ведь я повзрослею, только опираясь на свой собственный опыт.

Научите меня понимать прежде всего себя - и тогда я пойму других.

И еще. Учите меня с верой в то, что мне все под силу. Любите меня не за то, что я делаю или не делаю, а безусловно - просто потому, что я есть!

Ваш любящий ребенок».

…Конечно, ты не перестанешь тревожиться за него. Особенно когда речь идет о таких серьезных вещах, как самостоятельная поездка в другой город, решение о подработках летом, выбор профессии, в конце концов женитьба. Очень хочется уберечь чадо от ошибок. «Если примеры других людей не впечатляют ребенка, если вы рассказали ему обо всех возможных последствиях его действий, но он настаивает на своем - сделайте все, что от вас зависит, и положитесь на Бога и интуицию ребенка», - советует Дмитрий Благой.

Да и точно ли мы знаем, что для него лучше? Может, ты принуждаешь его к тому, что лучше для тебя? Спроси себя об этом в следующий раз, когда будешь указывать своему сорванцу, как поступать. Будь ему другом и союзником, а не взрослым, которому нужно угождать.

А что чувствует он?

Стремясь «выковать» из ребенка идеал, мы не видим его сущность, не понимаем, что ему важно и ценно. Последствия могут оказаться плачевными.

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться в себе и прекратить ссоры с дочерью.
Мне 37 лет. Моей дочери - 9. Она была для меня долгожданным, желанным ребенком. До пяти лет у нас были очень теплые, нежные, близкие отношения. Потом произошел развод с мужем, и мы с дочкой стали жить отдельно от него. Мне пришлось сменить работу на более сложную, ответственную и выматывающую. Дочь имеет характер независимый и своенравный, хотя по натуре она очень добрый и ласковый ребенок. В детском саду на нее постоянно жаловались воспитатели, потому что она отказывалась беспрекословно следовать всем правилам, иногда вела себя откровенно некрасиво и грубо. Я очень уставала на работе и поведение дочери (а точнее - жалобы воспитателей), конечно, накладывало отпечаток на наши отношения. Я стала часто ее ругать. Потом началась подготовка к школе, в процессе которой впервые стала проявляться моя несдержанность и даже агрессия. Мне не хватало терпения, хотелось, чтобы дочь ловила на лету всё, что я ей объясняю (ведь я по образованию учитель начальных классов и знаю, как преподнести учебный материал, а моя дочь - неглупый ребенок). Думаю, в ту пору я и заложила в нее то отторжение к учебе, которое сейчас является основным поводом для моего гнева. В школу дочь пошла в неполные 7 лет. С течением времени я поняла, что поторопилась отдать ее в первый класс, но отступать было поздно. И вот уже почти 3 года длятся наши мучения. Я бы не сказала, что объективно дочь не справляется с обучением. Но происходит это не так легко, как хотелось бы мне. И я ничего не могу поделать со своими ожиданиями. То, что они не оправдываются, так выводит меня из себя, что я перестаю себя контролировать и срываюсь на дочь с криками, руганью, оскорблениями и даже рукоприкладством. После каждого срыва меня мучают угрызения совести, я плачу и прошу прощения у дочери. Она прощает, даже жалеет меня. Но она меня уже боится. Хотя этот страх не заставляет ее быть внимательнее в школе, выполнять все обещания и договоренности. А это новые поводы для ссор.
Сейчас я во втором браке. Беременна. Со вторым мужем отношения тоже сложные. И всё это не добавляет спокойствия и умиротворения.
Я не могу вырваться из этого порочного круга, не могу найти и искоренить причину своей агрессии, но очень хочу этого. Ведь я очень люблю свою дочь, она - смысл моей жизни, самое дорогое для меня. Помогите, пожалуйста, разобраться с собой! Это просто крик души.

15 мар 2017

Татьяна80

Здравствуйте

Но происходит это не так легко, как хотелось бы мне. И я ничего не могу поделать со своими ожиданиями. То, что они не оправдываются, так выводит меня из себя, что я перестаю себя контролировать и срываюсь на дочь с криками, руганью, оскорблениями и даже рукоприкладством.

Нажмите, чтобы раскрыть...



Просто не хотите.

Я не могу вырваться из этого порочного круга, не могу найти и искоренить причину своей агрессии, но очень хочу этого.

Нажмите, чтобы раскрыть...

15 мар 2017

Что значит Вы не можете ничего поделать с Вашими ожиданиями? Они же ВАШИ! Значит поделать с ними что-то можете только ВЫ
Вы можете себя начать контролировать и не срываться на дочери.
Не могут себя контролировать только больные псих. Диспансера. Если Вы к ним не относитесь, то контролировать Вы себя можете

Нажмите, чтобы раскрыть...

Если бы могла, то не обратилась бы за помощью. Всё, что вы сказали, я говорю сама себе постоянно. Я понимаю, что проблема во мне. Но этого понимания мне хватает ровно до первого повода снова выйти из себя.

Что было в Вашем детстве? Каким оно было? Какое отношение родителей к Вам было?

Нажмите, чтобы раскрыть...

Детство было обычным для 80-90-х годов. Родители работали с утра до вечера. Лет до 13-ти я не чувствовала себя несчастным ребенком. А потом - "переходный возраст", плохие отношения с родителями, чувство одиночества и т. п. Родители выпивали. До сих пор меня не покидает чувство неловкости за них тогдашних. А еще младшему брату прощалось всегда и всё, а меня мама наказывала молчанием за любую провинность. Более-менее близкие отношения с мамой у меня сложились, только когда я училась на 3 курсе университета. Полного взаимопонимания нет до сих пор, но поддерживаем мы друг друга постоянно. Мама - единственный человек, который старается всегда быть рядом морально. И она тоже очень переживает за наши отношения с дочерью, и тоже говорит мне, что я должна себя контролировать. С отцом отношения были прохладные: он выпивал, а я не могла с ним таким общаться.

15 мар 2017

Татьяна80

Но этого понимания мне хватает ровно до первого повода снова выйти из себя.

Нажмите, чтобы раскрыть...


руганью, оскорблениями и даже рукоприкладством.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Вы её травмируете.

Почитайте книги Юлии Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как? " и "Общаться с ребенком. Так? "

А еще младшему брату прощалось всегда и всё, а меня мама наказывала молчанием за любую провинность

Нажмите, чтобы раскрыть...

15 мар 2017

Только Вы можете себя контролировать. Это Вы сами ВЫХОДИТЕ ИЗ СЕБЯ. Вы себе это позволяете, перекладывая ответственность на свою дочь, мол, она так плохо учится, и поэтому я так реагирую. Нет. Это Вы как считаете нужным, так и реагируете. Реакцию Вы выбрать в состоянии. А ребенок не обязан соответствовать Вашим ожиданиям. Дети рождены не за тем, чтобы оправдать ожидания родителей. А для счастья. А когда Вы себя ведете так

Вы её травмируете.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Да, ребенок не обязан оправдывать мои ожидания, я это понимаю. Я постоянно чувствую вину перед дочерью за свое поведение. Каждый раз, когда читаю выдержки из книг детских психологов, которые стараются внушить читателю право ребенка на автономное развитие, на то, чтобы быть самим собой, на счастливое детство и добрых родителей, - заливаюсь слезами и чувствую растущую ненависть к себе за неспособность сделать своего ребенка счастливым.

И каким же вырос Ваш брат? Какой выросли Вы? Можете описать?

Нажмите, чтобы раскрыть...

У брата жизнь толком не складывалась из-за разгильдяйства и безответственности. Еле-еле закончил 9 классов. Жил то в одном городе, то в другом, бросил жену с ребенком, накопил долгов... Сейчас снова женат, имеет маленькую дочь, пока всё неплохо, учится на своих ошибках, надеюсь.
У меня всё складывалось, в общем, удачно. Закончила школу, университет. В отличие от брата, я ответственный, думаю, надежный человек, стараюсь не брать в долг, а если взяла, как можно скорее расплачиваюсь. А с другой стороны я все время собой недовольна, всегда нахожу повод для самобичевания. Неуверенности в себе стало с годами гораздо меньше, но на ее место пришла какая-то закостенелость. Раньше я себя не любила и хотела стать лучше, теперь - не люблю и не верю, что смогу стать такой, какой хотела бы себя видеть: мягкой, терпеливой, полной жизненных сил...

15 мар 2017

Татьяна80

Скажите, а Вы ощущали, что для мамы Вы не любимый ребенок только потому что Вы девочка? Или какие-то другие причины нелюбви для себя обозначили?

15 мар 2017

Мне всегда говорили: "Ты старшая - ты должна". Я не считала это нелюбовью, даже не задумывалась над этим. Просто несправедливостью. А еще нежеланием понять. Было ощущение "я никому не нужна", но я бы не сказала, что очень глубоко погружалась в него. Как-то обособилась, заперлась в своей комнате и жила своей жизнью, совершенно уже не ожидая понимания. В нашей семье не приняты были особо нежные проявления чувств: никаких объятий, поцелуев, нежных слов. Разве что в день рождения.

15 мар 2017

Татьяна80

А Какие отношения у Вас были с отцом девочки?
И какие отношения у Вас сейчас с мужем?

15 мар 2017

Отца дочери я очень любила в начале наших отношений. Но со временем чувства ушли под напором его нежелания считаться с моим мнением. После рождения дочери я сначала потеряла к нему эмоциональный интерес, а потом долго не могла восстановить его. Мы сильно отдалились, даже в интимном плане, почти на год. Попутно было много ссор, связанных с моим нежеланием прислушиваться к советам его родителей. Любви, защиты, понимания и приятия, которых я ждала от него, становилось всё меньше. И моя вина в этом, конечно, была: особой мягкостью, гибкостью и терпеливостью я никогда не отличалась. В итоге мы развелись в плохих отношениях.

С нынешним мужем отношения сложные, потому что он, как и я, с трудом идет на уступки, даже еще сложнее, чем я. Мне не хватает поддержки и помощи. Он очень хотел общего ребенка, поэтому я забеременела (хотя сама уже не планировала больше детей по понятным причинам). А когда начался токсикоз, гормональная перестройка и т. п. "прелести" первого триместра, муж отказался помогать, мотивируя это тем, что у меня дочь на это есть, а он будет заниматься своей работой. В общем, сейчас мы в очень сложном периоде, когда есть большая обида, но из-за ребенка надо пытаться жить дальше и преодолевать это вместе. Хотя обоим очень сложно переступать через себя.

15 мар 2017

Татьяна80

Он очень хотел общего ребенка, поэтому я забеременела (хотя сама уже не планировала больше детей по понятным причинам)

Нажмите, чтобы раскрыть...


А дочь Вы сами хотели?

15 мар 2017

По большому счету - да.

15 мар 2017

Татьяна80

А если дать развернутый ответ?
А по маленькому счету что выходит?

15 мар 2017

Т. е. Ребенка Вы носите для него.

Нажмите, чтобы раскрыть...

С начала отношений с нынешним мужем я решила, что надо учиться переступать через себя и идти навстречу супругу. За год совместной жизни несколько раз это происходило в довольно серьезных вопросах, которые касались в первую очередь интересов мужа. Беременность - один из них и самый серьезный на сегодняшний день, если учитывать последствия. Когда мы поссорились, я кляла себя за глупость и всерьез думала об аборте. Но потом сходила на узи, увидела бьющееся сердечко малыша и ребенок стал для меня и моим тоже.

А дочь я хотела еще до зачатия и трепетно радовалась и беременности, и ее появлению. Отец ее тоже любит и хотел ее появления. Но тогда я отталкивалась в первую очередь от своего желания.

15 мар 2017

Татьяна80

Дети далеко не всегда наследуют характер и темперамент своих родителей. Чем старше становится ребенок, чем сильнее проявляется его “я”, тем больше родителям приходится приспосабливаться к родному, но, возможно, так не похожему на них человеку. Признать за своим ребенком право быть таким, каким его создала природа, – для многих непростая задача. Мы ведь видим в детях свое продолжение, возлагаем на них надежды и просто боимся за них, потому что считаем, что с ними могут несправедливо обойтись. Иногда неприятие своего ребенка приводит к серьезным конфликтам внутри семьи, и ребенок растет под гнетом родительской критики и нотаций.

Одно из доказательств любви – это принимать человека таким, какой он есть, позволить ему оставаться самим собой. Такие союзы самые крепкие и искренние. Это касается и детско-родительских отношений. Пытаясь сделать своего ребенка лучше, мы можем так и не увидеть, какая чудесная личность растет рядом с нами, не заметить его талантов и способностей.

Как принять ребенка, так непохожего на меня?

Принять своего ребенка таким, какой он есть. Всегда ли это легко? Для кого-то это само собой разумеющееся, а для кого-то проблема и ежедневный труд.

Казалось бы, в чем проблема-то? Ребенок-то свой, родной, любимый. И все с ним хорошо вроде – веселый, ласковый, и спрашивается, чего тут принимать-то – расти его, заботься, люби да радуйся.

И, тем не менее, как часто при этом в голове крутятся мысли «вот, мой ребенок не хочет играть с другими детьми, как же он дальше то жить будет?… Или «Он такой чувствительный, ранимый, он же за себя постоять не сможет, если его обижать начнут!». Или «он такой медлительный, все делает медленно, ничего не успевает. Я-то к нему приспособилась, а в школе его никто ждать не будет…».

В общем, к чему я. Как часто у мам есть в голове план «каким должен быть мой ребенок». Когда малыш маленький, этот образ желаемого ребенка совсем ненавязчив и маме кажется, что она готова принять своего ребенка любым, и любит она его всего-всего со всеми его проявлениями. Такое состояние обычно для мам малышей первого года жизни. И оно чудесно! На мой взгляд, именно такое видение ребенка, такое его полное, безграничное принятие помогает в формировании его базового доверия миру на начальном этапе.

Но вот малыш растет, начинает заявлять о своих желаниях, временами совсем отличных от родительских, вести себя так, как от него «ну никто не ожидал». Оказывается, что он совсем не любит печеньки, которые для него с такой любовью печет мама, зато готов горами трескать магазинные. И не хочется ему играть с ребятами на площадке, одному возить машинки ему интереснее. И в мячик с папой ему играть не нравится, а вот книжки весь вечер читать – это пожалуйста.

В общем – другой он (не такой высокий, как хотелось бы, полноват, медлительный, или слишком уж активный, громкий или тихий, читать не любит, все в машинки играет, с бабушкой скандалит, слушаться не хочет, спит только при свете… ну и т.п.). Всякие несоответствия собственным ожиданиям родителей сильно расстраивают, и так хочется ребеночка все-таки втиснуть в тот образ, столь милый сердцу родительскому. По себе знаю. И начинаем мы ребенка обтесывать, воспитывать, тренировать… Часто при этом мы ему еще и обещаем, что вот станешь быстрым, смелым, сильным и будет тебе в жизни счастье, будет тебе все удаваться и любить тебя тоже все будут.

И иногда мы в это воспитание здорово заигрываемся. И не замечаем, что вот такого своего ребенка (невысокого, полненького, медлительного, необщительного, недружелюбного, невнимательного, обидчивого, вредничающего) мы не принимаем. Мы прямым текстом сообщаем ему, что вот такой он нам не нравится, не нужен. Всеми своими усилиями в воспитании (навязчивыми или ненавязчивыми) мы говорим, что ему надо измениться, стать лучше, вести себя по-другому…

Сконцентрировав свое внимание на том, что в ребенке нужно изменить, родителю все труднее замечать то, что в ребенке ему нравится, да и вообще какой он. Еще труднее ребенку об этом говорить. Хотя многие родители хвалят своих детей, говорят им о своей любви, но критикуют, останавливают, советуют, поправляют в разы больше.

Что же мешает нам, родителям, принимать наших детей такими, какие они есть?

Задала этот вопрос себе. Прислушалась… и понимаю, что страшно…. Страшно, что мир (в лице других людей) не примет моего ребенка, отвергнет, обидит. Что с ним не будут дружить, играть, что он будет плохо учиться, что учителя ругать будут, что самооценка у него из-за этого упадет, что в институт не поступит, и, не дай Бог, в армию заберут. А там он же сломается, мой чувствительный, ранимый, добрый и ласковый ребенок. И ловлю себя на мысли, что хочу вырастить его готовым встретить все эти жизненные трудности, подготовить его к встрече «с таким недружелюбным» миром. Выходит, что, критикуя, обучая, исправляя, подгоняя, вмешиваясь, мы, родители преследуем, в общем-то, благие цели – готовим ребенка к жизненным трудностям.

Вот только к каким жизненным трудностям готовим мы своих детей?

Здесь у каждого будет свой перечень трудностей и весьма разнообразный. А дело в том, что мы, взрослые, трудным считаем то, что когда-то ранило, причинило боль нам самим или нашим знакомым. Это нам когда-то было обидно, когда учитель высмеивал перед всем классом, когда другие дети не принимали в игру, когда дразнили, не оценивали по заслугам. Нам было очень больно, и мы где-то в подсознании дали себе слово уберечь от таких переживаний своих детей. А кроме того, снова переживать подобное, но уже со своим ребенком страшно. Вот и тренируем, и воспитываем мы детей готовыми встретить НАШИ трудности «во все оружии».

А кто сказал, что они именно их встретят? Или, что для них будет разрушительным именно то, что когда-то так задело их родителей? Ведь кто-то глубоко страдает от насмешек, а кто-то готов смеяться над собой вместе со всеми, например.

Зато, тренируя неуязвимость своих детей мы подсознательно сообщаем им, что мир очень даже не безопасен, что существует множество ситуаций, с которыми они могут не справиться. Таким образом, думая, что мы делаем наших детей сильнее попрекая, критикуя, исправляя, мы тем временем, повышаем их тревожность и снижаем самооценку.

Что же делать? Как принять особенности своего ребенка? Как разобраться, где необходимая помощь ребенку переходит в разрушительное давление на его личность?

Сейчас ответ на это мне видится таким:

  1. Предлагаю относиться к трудностям, как к возможности получить новый опыт. Между прочим, вы не сломались, попав когда-то в передрягу, от которой так хотите уберечь своего ребенка. Возможно, ваш опыт был нелегким, вероятно, это не лучшим образом повлияло на ход вашей жизни, но сами-то вы живете сейчас, значит, пережить случившееся возможно. Зато опыта вы приобрели – хоть отбавляй, и наверняка этот опыт как-то отразился на вашей личности. Поищите плюсы. Верьте в то, что у вашего ребенка хватит сил столкнуться с реальностью нашего мира и извлечь из этого необходимый ему опыт.
  2. Есть такое выражение: « Лучшее, что может дать ребенку родитель, – не ограждать его от трудностей». Трудность – от слова труд. А ведь действительно, стоит потрудиться, чтобы стать сильной и достойной личностью.
  3. Столкновение с неприятностями – это опыт, формирующий защиты, работающие на вашего ребенка в подобных ситуациях.
  4. Фокусируйтесь на достоинствах вашего ребенка и сообщайте ему об этом.
  5. Ненавязчиво и не давя помогайте ребенку справляться со своими слабыми местами. Если это возможно. А если невозможно, помогите ребенку принять собственное несовершенство и отличие от других. Иногда действительно приходится смириться с маленьким ростом, полнотой, плохим зрением и т.п. И здесь вашему ребенку очень понадобятся ваша поддержка и сочувствие. Не забывайте, что можно (и нужно) уравновесить « слабое место » ребенка теми сильными сторонами, которые у него есть. « Да, ты маленького роста, и бегаешь медленнее других, зато у тебя отличное чувство юмора, и ты можешь рассмешить любую компанию. Поэтому многие хотят с тобой общаться » .
  6. Если ребенок все-таки столкнулся с тем, чего вы так боялись (его начали травить в школе, например), расскажите ему о том, как и вы когда-то были в похожей ситуации. Вспомните и поделитесь тем, что вы тогда чувствовали, как боялись, переживали, как потом долго зализывали раны, но все же справились и живете дальше. И какой опыт вы извлекли из той ситуации.
  7. Учите ребенка видеть дары, которые принесла ему данная ситуация.
  8. Верьте в то, что ваш ребенок способен справиться с любыми сложностями в жизни. Чувствуя вашу веру в его силу, ребенок и сам в это поверит. Во всяком случае, вы его здорово поддержите этим.
  9. Помните, что ваш ребенок совсем другой, не такой, как вы. У него своя жизнь. Цели и задачи в этой жизни тоже свои. И чтобы достичь их, выполнить, ему придется набить свои шишки и извлечь свой опыт. А нам, родителям, остается верить в наших детей и поддерживать их на их жизненном пути.

Часто на формах я читаю вопросы о том, как принять своего аутенка, как смириться, «я устала» и т.д. Я тоже устала, я тоже бываю в упаднических настроениях и расстроенных чувствах. Шаг вперед, два назад. Иногда кажется, что топчемся на месте, хотя вроде и прогрессируем. Но так медленно, так трудно дается каждый шаг. Догнать хотя бы отстающих, еще и это и то подтянуть, работы много, времени и сил не всегда хватает…

Все мы хотели «обычных» деток, мы хотели чтобы все было как у всех или даже лучше. Ясли, садик, школа… Но жизнь преподнесла нам сюрприз, дала мешок трудностей и очень необычных деток. Судьба решила нас чему-то научить, большинство из нас получили обыкновенного малыша, но к полутора-двум годам что-то сломалось, нарушилось, расстроилось, изменилось. Нам всем пришлось пережить этот переломный момент, что ребенок развивающийся нормально, который уже начинал говорить или мы ожидали начала речи, который развивался, который не отличался… Вдруг. Ребенок постепенно отстал, стал не таким, другим. И в сердце поселился страх, а почему, а что дальше? Мы предъявляли к ребенку все больше требований или искали проблему в чем-то другом, мы пытались догнать, мы пытались помочь. Но наш ребенок отдалялся, менялся, отставал…

Но в какой-то момент тайна открылась, наш ребенок болен, он болен Аутизмом, о которым мы смотрели и читали. И все равно болезнь загадочная, неизвестная, мы не верим диагнозу. Или наоборот примериваем его на своего ребенка и прозреваем. Мы являемся родителями все того же малыша, но уже с ярлыком, уже с диагнозом. А где тот малыш? О котором мечтали, о которым хвастались подружкам и мамочкам на улице. Где тот который должен липнуть к нам и учиться новому, задавать миллион вопросов и коверкать смешно слова? Вот он. Перед вами. Все тот же. У вас все те же мечты. Только ребенок изменился. Не называет вас мамой, старательно избегает вас и других людей, не хочет учиться, не хочет смотреть, не хочет, не хочет…

Но вот проходит немного времени и вы понимаете, что никто кроме вас не полюбит, не поможет и не сделает. Важно не терять время. Нужно принять своего ребенка, полюбить таким какой он есть, со всеми странностями и особенностями. Такого о котором мечтали — уже не будет, но есть лучше. Другой, особенный. Мы нужны нашему малышу. И мы будем его просто любить и просто учить.

Когда он машет руками и смеется не по делу где-нибудь в аптеке, когда проходит мимо вас не взглянув, когда выстраивает рядок из машинок и громко вокализирует на всю улицу. Всегда. Без условий. Да, мы будем хотеть большего, ждать лучшего, верить в восстановление, но найдем в себе силы любить сына или дочь такими особенными и порой странными, такими какие есть. У меня получилось это не сразу, но принятие пришло, и об этом я хочу написать.

Любите своих малышей без условий, не за знание алфавита и арифметики, не за то как ловко ребенок зашнуровывает шнурки, не за то какие оценки приносит из школы… Просто так. Родителям особенных деток дано радоваться мелочам. Радоваться тому что есть. Вы изменитесь. Меня аутизм сына изменил очень сильно. Я по-другому смотрю на многие вещи, на проблемы нашего общества, на инвалидов, свое отношению к миру и детям. Я радуюсь новому звуку так, как другая мама радуется выигранной олимпиаде по математике. Для меня мой сын отличник ВСЕГДА, он столько преодолевает чтобы двигаться вперед, и мы — вместе с ним. Эти победы, эти маленькие шаги — наша награда. И это помогает ценить настоящее.

Лучшее, что было во мне, родилось в тот день когда родился мой сын, но особенно повлиял на меня день когда Аутизм вошел в наш дом, он изменил нас и наши планы на будущее. Аутизм сделал меня сильнее и надеюсь мудрее. Помог еще больше полюбить своего сына, научиться давать и ничего не брать взамен. Я стала лучше благодаря своему сыну!

Быть мамой аутенка — огромный труд.

Всему учить ребенка, успеть и там и тут.

Калейдоскоп эмоции, меняется сюжет,

Нет времени на жалость, и передышек нет.

Учитесь быть терпимее, не торопите бег.

Всему приходит время, здесь жизнь, а не забег.

По маленьким крупицам вернется к нам рассвет.

По маленьким шажочкам догоним норму лет.

Нет права на отчаянье, жизнь движется вперед,

Мы будем тем орудием, что сколет с сердца лед.

Живет в душе надежда, мы верим до конца.

Настанет день, забудется, та страшная война.

Нам путь не близкий, сложный, но верим в чудеса:

Проснется сын и скажет: «Прекрасны небеса!».

Нам много сил и времени придется исчерпать,

Но каждый шаг победный наградой должен стать.

Никто за нас не сделает, и не облегчит путь.

Любить детей, не требуя — вот жизни суть!

Максимина Наталия

О том, как мы смогли принять нашего особенного сына я написала в моей книги, быть мамой аутенка трудно, надеюсь наш опыт поможет вам в принятии и развитии вашего ребенка.