Флористика        20.06.2020   

Как психологи работают с детьми. Когда нужен детский психолог и как найти хорошего специалиста? Как часто родителям придется общаться с детским психологом

Для начала давайте определимся, в какой момент стоит обратиться к детскому психологу. Критерий один, очень важный и в то же время простой: когда Вы видите, что у Вашего ребенка проблемы, и понимаете, что сами помочь ему не можете.

С чем обратиться к детскому психологу?

Чаще всего к психологам обращаются со следующими проблемами:

  • «Плохая» компания, в которую попал ребёнок
  • Компьютерная или другая зависимость
  • Адаптация к детскому садику или школе
  • «Плохое» поведение, капризы
  • Неуверенность в себе, низкая самооценка
  • Потеря контакта с родителями
  • Ухудшение взаимоотношений с родителями

Что он делает?

Собирает информацию . Чтобы лучше понять причины проблемы, психолог на первой встрече просит родителей подробно описать проблемы, возникшие у ребенка, узнает, как проходила беременность, роды, раннее развитие ребенка. Возьмите с собой рисунки Вашего ребенка, это очень важный материал для психолога.

Проводит диагностику. Как это делает психолог? В игровой форме. Психолог может предложить нарисовать ребенку рисунок с помощью карандашей или красок на заданную или произвольную тему и описать их, свободно походить в игровом уголке и выбрать то, что ему самому нравиться, разыграть сказку по ролям и т.п. Вариантов достаточно много. Все зависит от возраста ребенка, его проблемы и стратегии самого психолога.

Работает с ребенком. На самом деле работа начинается еще на этапе диагностики, так как многие диагностические методики хороший специалист может использовать одновременно и как терапевтические.

Что касается собственно работы с ребенком, то специалист может использовать такие методы, как:

  • сказкотерапия
  • песочная терапия
  • арт-терапия
  • поведенческая игровая терапия
  • беседа

Иногда занятия проходят совместно с родителями, иногда – отдельно, это зависит от конкретной ситуации, возраста ребенка и цели посещений. Например, если целью является налаживание отношений с ребенком, то, конечно, большая часть занятий будет проводиться совместно. Если же проблема в подростковых сложностях, то вероятно, что ребенок не захочет, чтобы родители присутствовали на консультации.

Чем поможет?

Основное, что делает детский психолог - это создает в процессе общения комфортную обстановку, в которой ребёнок может свободно выражать свои чувства, эмоции и желания. У ребенка появляется возможность в безопасном пространстве проиграть тревожные ситуации, выразить любые чувства, даже негативные, и тем самым ребенок может:

  • глубже понять свои желания
  • справиться с негативными эмоциями
  • избавиться от страхов и тревог
  • восстановить хорошие отношения с родителями
  • обрести уверенность в себе
  • отработать эффективные варианты поведения (например, как начать общение, как вести себя в конфликных ситуациях и тд)

Родителям детский психолог объясняет причины проблемы и возможные варианты их решения, а так же рекомендует, как вести себя, чтобы подобные проблемы не вернулись снова.

– Как часто эти проблемы связаны с внутриутробным развитием ребенка?
– Как детский нейропсихолог, я всегда отслеживаю и изучаю перинатальный анамнез и могу сказать, что в 60-70% случаев проблемы связаны с неблагополучно протекавшей беременностью, с осложнениями во время беременности и родов. А также с не всегда благополучным ранним периодом развития ребенка, когда родители в силу своего незнания неправильно организовывают и проводят восстановительную работу с малышом.

Например, ко мне приводят ребенка с проблемами интеллектуального плана, и выясняется, что у него имеется незрелость межполушарных взаимодействий мозга. Первый уровень межполушарных взаимодействий формируется на первом году жизни ребенка. Многие родители этого не знают и не помогают сформировать этот базовый уровень, который позволяет в дальнейшем выстраивать правильные вектора в созревании мозга. И это очень важно! И приходится это делать тогда, когда родители начинают сталкиваться с проблемами и приходят к нейропсихологу. А если бы родители знали и провели эту работу раньше сами либо с помощью специалистов, то развитие было бы более эффективным. Очень часто обращаются с проблемами памяти, развития речи, ощущения пространства, координации. А источник проблем та же незрелость межполушарных связей. Хотя родители считают, что плохо запоминает – проблема с памятью, не может назвать дни недели – проблемы с речью, «сшибает все углы» – проблемы с координацией.

– Что именно нужно делать?
– Например, перекрестный шаг, ползанье. Когда у родителей спрашиваешь, как ползал ваш ребенок, они вспоминают, что он не ползал вовсе, «сидел, сидел, встал и пошел». И получается, что у такого ребенка пропущен целый этап развития, когда начинают формироваться межполушарные взаимодействия.

– А как сказывается тяжелое течение беременности?
– Достаточно часто после тяжело протекавшей беременности дети рождаются ослабленные. Чаще всего у них имеется перинатальная энцефалопатия в анамнезе, нарушения гемоликвородинамики, они входят в группу риска. Часто это дети с нормальным интеллектом, но при этом не могут долго выдерживать интеллектуальные нагрузки. Т.е., говоря научно, это дети с низким уровнем умственной работоспособности. В эмоциональном плане у этих детишек часто имеется склонность к аффективным состояниям, нарушение эмоционального контроля, что проявляется в частых перепадах настроения, «истериках». Конечно, тут очень важно, чтобы родители понимали суть процессов и правильно действовали!

– Помощь психолога может помочь выправить данную ситуацию?
– Да, конечно. Существуют различные психологические подходы в коррекции эмоциональных состояний ребенка. Я работаю в рамках гуманистической подхода, т.е. работа с маленьким ребенком через свое состояние, «через себя». Т.е. мы сами должны быть спокойны и уравновешены, если мы хотим добиться этого от ребенка. С родителями тоже приходится говорить о том, что для ребенка важно, чтобы они стали той хорошей средой, которая понимает, помогает, любит и является буфером. Т.е. родители помогают перерабатывать эти негативные эмоции и менять их накал и знак. Хотя это очень сложно! И причины разные. Бывает, что активно работающие родители сами очень устают, и им самим нужна поддержка. Бывает, что с ребенком не проводят достаточное количество времени, и чаще это общение с няней.

Важно, чтобы раннее развитие было правильным образом организованно. Многие родители считают, что раннее развитие, в первую очередь, связанно с обучением чтению и счету. Это обучение буквам, слогам с выходом на чтение. Но получается, и об этом очень активно говорят детские нейропсихологи, что это нарушает естественный ход развития ребенка. Потому что в возрасте до 3 лет должны развиваться другие процессы. И когда идет активное интеллектуальное обучение, то можно сказать, нарушается природой обусловленная последовательность созревания функциональных систем мозга. И в дальнейшем у таких детишек очень часто наблюдается заикание, тики разной сложности. Конечно, родителей можно понять и объяснить эту ситуацию «успеть все и как можно раньше» требованиями социума. Вопрос – «цена обучения». Достаточно часто дети в более старшем возрасте, перед школой, перестают выдерживать эти нагрузки, устают. Появляется сбой в виде тяжелых проблем со здоровьем, либо проблем с эмоциональным состоянием, в виде протестного поведения, аффективных состояний.

Однако, бывают ситуации, когда ранее обучение не вредит, а как раз обусловлено самой природой развития ребенка. Чтобы это понять, желательно увидеть малыша и всю семью в целом и обсудить вопросы, важные именно для вашего ребенка и вашей семьи.

– Есть проблемы в раннем периоде, которые легко корректируются психологом и семьей?
– Да, сейчас очень часто обращаются родители с эмоциональными проблемами у ребенка, а причина кроется в нарушении режима сна и бодрствования. Сегодня многие родители выстраивают режим ребенка так, как это удобно им, но не полезно для ребенка, что отражается на его психике не лучшим образом. Для эффективного восстановления нервной системы и эмоционального здоровья необходим определенный, правильно выстроенный режим дня с учетом психофизиологической конституции ребенка, его нагрузки и даже времени года. Конечно, это обсуждается индивидуально, и если родители готовы к изменениям, то тогда работа со специалистом бывает очень эффективной и проблемы с «неправильным» поведением, эмоциональными реакциями устраняются.

– Обращаются ли к вам с проблемами у детей, которые появились на свет через ЭКО?
– Да, сейчас большой поток детей 5-6 лет, появившихся на свет в результате этих операций. По мнению разных специалистов, это очень важный этап в развитии науки, но неоднозначный с точки зрения здоровья и развития детей. Практика показывает, что очень часто есть изменения и нарушения со стороны здоровья детей, рожденных таким образом. Изменения со стороны эмоционального развития, нейропсихологического и психосоматического здоровья. У меня есть пожелание, мое личное, что надо очень серьезно подумать, прежде чем идти на такого рода операции. Ведь та гормональная терапия, которую получает мама во время подготовки к ЭКО и во время беременности, воздействует и на плод. Такие дети часто рождаются с неблагополучным гормональным фоном, что ведет к эмоциональным проблемам в будущем. При готовности родителей, это можно скорректировать занятиями с психологом. Но это занимает время и силы, в первую очередь, семьи. На мой взгляд, проблема естественного зачатия не только медицинская, но и психологическая. В моей практике были такие счастливые случаи естественного зачатия после 3-5 лет «молчания».

Еще родителям нужно понимать, что большинство проблем со здоровьем у детей имеют психосоматическую природу. Для успешного развития ребенка очень важен эмоциональный комфорт, который он получает, в первую очередь, в семье, от своих близких. Причины же нарушения эмоцинального комфорта и как следствие появления функциональных, психосоматических расстройств бывают разные, и надо разбираться в каждом конкретном случае отдельно. В частности, ко мне обращаются с такими психосоматическими проблемами как ВСД (вегето-сосудистая дистония), ДЖВП (дискинезия желчевыводящих путей), бронхиальная астма в стадии ремиссии. Часто обращаются с одной проблемой, например, эмоционального плана, а после цикла занятий ребенок начинает меньше болеть простудными заболеваниями и лучше учиться. Уходят другие проблемы, которые родители не видели, но которые были видны специалисту.

– С какими проблемами детей нужно обязательно обратиться к нейропсихологу?
– Я считаю, что ребенок, с неблагополучным перинатальным анамнезом, проживающий в мегаполисе обязательно должен пройти нейропсихологическую диагностику и чем раньше, тем лучше, то есть примерно в 4 года. Важно обращаться в возрасте 5-6 лет по вопросу готовности к обучению школе, и в тех случаях, когда родители чувствуют что с ребенком что-то не так, и они не могут понять причины.

– Вы часто говорите о готовности родителей, то есть один психолог не может решить проблему ребенка?
– Нет, конечно. Обязательно должна быть работа вместе с семьей, ее активная помощь. Лично придерживаюсь позиции работать в режиме домашних заданий. Когда мы что-то делаем с ребенком в ходе индивидуальной работы, потом рассказываем это родителям, и они повторяют пройденное для закрепления эффекта. И еще это очень важно, чтобы ребенок видел, что это наше общее, семейное. Это по-другому мотивирует ребенка и дает очень хорошие результаты.

– А если родители привели ребенка к психологу и считают, что груз проблемы они с себя сняли, теперь другой человек ее решит?
– Результат будет, но кратковременный. Эффект будет на самом занятии и некоторое время после него. Для ребенка действительно важна поддержка родителей, чувство единения. И мы же знаем, что самые главные мотивы для ребенка закладываются в семье.

Детская психология таит в себе массу секретов, разобраться в которых обычному человеку не всегда под силу. Несмотря на всю сложность вопросов, детская психология на сегодняшний день является областью, достаточно изученной специалистами. Обратившись к детскому психологу, воспользовавшись его рекомендациями, вы сможете наладить отношения со своими детьми.

В каких случаях необходим детский психолог

К детскому психологу чаще всего обращаются родители детей, у которых наблюдается:

  • агрессивность к окружающим, конфликты с ними, драчливость, желание причинить физическую боль другому человеку (например, укусить);
  • капризы, отсутствие послушания и контакта с родителями;
  • тревожное состояние и необоснованные страхи;
  • психосоматические нарушения (энурез, тики, заикание, головные боли, рвота на нервной почве и т.п.);
  • нежелание учиться, отсутствие интереса к познанию нового;
  • застенчивость, робость и отсутствие контакта со сверстниками;
  • истеричность и чрезмерная плаксивость;
  • навязчивые действия (грызет ногти, сосет пальцы, накручивает волосы, теребит нос и т.д.).

Высокопрофессиональный детский психолог может потребоваться и для решения многих других вопросов, касающихся воспитания малыша, подготовки его к детскому саду, к школе, к переезду на другое место жительства, к рождению братика или сестрички, а также, если вашей семье предстоит пережить развод или повторное вступление в брак.

Как подготовиться ко встрече с детским психологом

Прежде чем отправиться на встречу с детским психологом, необходимо составить список волнующих вас вопросов. Это поможет специалисту точнее диагностировать вашего ребенка, выявить проблему и определить способ лечения. Вспомните, как часто возникает та или иная проблема, как она проявляется и в течение какого времени? Что вы предпринимали, чтобы ее решить? Зависит ли она от окружающей обстановки, ситуации и присутствия определенного круга людей? Обращались ли вы к профильным специалистам ранее, что они говорили и что назначали? Лучше всего, если на прием к психологу вы придете с медицинской карточкой ребенка.

Перед визитом сообщите малышу, что ему предстоит встреча с психологом, что там с ним будут разговаривать и играть. Не стоит придумывать нелепых историй. Ребенок не должен бояться и напрягаться, так как в таком состоянии общение и работа с ним будут затруднены.

На консультации у детского психолога желательно присутствие всех членов семьи, то есть обоих родителей. Если воспитанием ребенка занимаются бабушки и няня, пригласите и их. Если в вашей семье есть и другие дети, и они имеют отношение к проблеме, их также следует взять с собой.

Поговорим о том, как работает детский психолог, как правильно выбрать специалиста для своего отпрыска. Какие вопросы задавать и как подготовиться к первой сессии. Каждый ребёнок уникален. Наблюдать за тем, как он растёт и развивается, учится ходить, говорить, устанавливает социальные контакты — занятие по истине увлекательное. Процесс обучения и созревания сложный и захватывающий одновременно.

Развитие человеческого разума в детстве и подростковом возрасте имеет свои особенности. Исследования и применение теории на практике в этой сфере и являются полем деятельности профессионала. Иногда дети, как и взрослые, могут нуждаться в терапии. Развитие навыков решения проблем, управления стрессом и негативными эмоциями — это далеко не полный перечень того, чему может научить психотерапевт. Помощь из-за трудностей в школе, страха перед серьёзным событием (например, экзаменом), издевательствами или давлением со стороны сверстников. Квалифицированная поддержка в преодолении стрессовой ситуации или травмирующего опыта (болезнь, смерть близкого, развод родителей и т.д.). Борьба с психологическим или психическим расстройством. Причины обращения к специалисту могут быть разными.

Стресс, проблемы в школе или с друзьями, серьёзные жизненные перемены? Вы обеспокоены его характером или поведением? Он беспокойный или раздражительный? Стоит ли идти к профессионалу? Для многих мам и пап обращение к консультанту перспектива довольно пугающая. И напрасно, своевременная помощь это в первую очередь проявление отцовской заботы, которая поможет снизить дискомфорт, улучшить отношения и стабилизирует эмоциональное состояние.

Как найти хорошего детского психолога и какие вопросы задавать?

Чтобы помочь вам с поиском, вот несколько вопросов, которые нужно задать специалисту.

  • Как вы обычно работаете с подобными проблемами?

Важно сосредоточиться на том, чтобы помочь маленьким клиентам стать экспертами в области преодоления своих сложностей и научить их стратегиям борьбы с ними. Например, обучение лучше общаться, думать о ситуациях с другой точки зрения, обращаться к другим в естественном выражении, а не просто управлять разочарованием и укреплять уверенность в том, что они могут справляться с ситуациями, вызывающими беспокойство…

  • Как участвуют родители в терапии?

Психолог — профессионал в психологии в целом, а вы, в частности, знаете вс` о вашем ребёнке и своей семье. Залог успешной работы — объединить эти знания и разработать пути для того, чтобы помочь конкретному малышу в данный момент. Чем младше клиент, тем активнее должны быть вовлечены мать и отец в терапевтический процесс. Для очень маленьких детишек, их папа с мамой — самые главные психотерапевты, именно они проводят с ним больше всего времени, именно вы будете помогать ему в реализации любых стратегий. Но даже со взрослыми детьми и подростками вклад семьи очень важен. Иногда на сессиях присутствуют все члены.

Психотерапия не должна быть таинственной, и вы имеете право знать, как происходит работа. С другой стороны, дети также нуждаются в конфиденциальности, чтобы доверять эксперту, поэтому то, что пациент сообщает на приёме, не разглашается. Если есть что-то важное, что вы должны знать, специалист должен поощрять вашего отпрыска открыться вам или попросить у него разрешение рассказать. О серьёзной угрозе безопасности пациента консультант обязательно должен сообщить вам.

  • Как мы начнём?

Есть смысл провести первую встречу без присутствия ребёнка. Это даст возможность специалисту задать необходимые вопросы, чтобы познакомиться с вашей семьёй, понять историю проблемы, узнать о сильных сторонах клиента. Легче получить всю эту информацию наедине. Во-вторых, эта сессия поможет понять? насколько вам подойдёт терапевт.

Исследования показывают, что одно из самых важных условий эффективности психотерапии — это то, насколько клиент чувствует себя связанным с психологом. Подумайте, похож ли консультант на кого-то, с кем представляете своего сына или дочь.

  • Я думаю, что мой ребёнок будет нервничать из-за встречи. Как поговорить с ним?

Волноваться и испытывать чувство беспокойства перед сессией вполне нормально для детей. Профессионал знает, как помочь чувствовать себя комфортно и понятно.

Если вашему чаду нравится школьный советник, скажите, что это подобный специалист. Маленьким объясните что: "Это прекрасный человек, который помогает детям чувствовать себя счастливее и лучше ладить с семьёй и друзьями. Там также есть много игрушек".

Со взрослыми детьми подумайте о том, чего хочет он или она, какую проблему решить? Какие области его или её жизни хотел бы улучшить? Проговаривание целей поможет быть более восприимчивым к терапии. (Однако эти цели не обязательно совпадают с вашими.)

Вы также можете сказать: "Просто попробуй несколько сеансов и посмотришь". Старшим и подросткам будет полезно услышать, что всё, что они говорят терапевту, является конфиденциальным и не будет передано никому другому, в том числе родителям или другим врачам, без их разрешения — исключение — мысли о самоубийстве или нанесения вреда другим.

  • Как скоро следует ожидать улучшения?

Это трудно предсказать, потому что люди меняются с разной скоростью. В целом, проблемы, которые являются более серьёзными, длятся в течение долгого времени или затрагивают многие области жизни, требуют больше времени для корректировки. Понадобится время, чтобы установить необходимый уровень доверия и безопасности.

Кривая результата не всегда идёт по-прямой. Возможно улучшение, а потом спад на какое-то время. Всё может начинаться медленно, а потом шагнуть далеко вперёд. В среднем терапия длится 10-12 недель. Иногда проблема решается быстрее.

  • Подготовка к первому визиту

Важно подготовить маленького клиента к сессии. Предоставить такую информацию до приёма, которая поможет установить тон, не дать малышу почувствовать себя изолированным или брошенным и обеспечить уверенность в том, что семья будет работать над проблемой вместе с ним.

Предоставление дополнительной поддержки

Пока ваш отпрыск справляется с эмоциональными трудностями, будьте рядом, чтобы выслушать, проявить заботу и предложить поддержку без суждения. Терпение очень важно, так как многие маленькие дети не могут вербализовать свои страхи и эмоции.

Выделите время, чтобы обсудить заботы вашего чада. Чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы, выключите телевизор и не отвечайте на телефонные звонки. Это позволит сыну или дочке узнать, что он или она является вашим первоочередным приоритетом.

  • Говорите открыто и часто.
  • Покажите любовь и привязанность.
  • Подайте пример, заботясь о своих физических и эмоциональных потребностях.
  • Заручитесь поддержкой ближайших родственников, друзей и учителей.
  • Улучшите общение дома, проводите семейные встречи, играйте, готовьте вместе.
  • Независимо от того, насколько это сложно, установите ограничения на ненадлежащее или проблемное поведение. Попросите терапевта о некоторых стратегиях поощрения сотрудничества.
  • Поддерживайте контакт с психологом.
  • Будьте открыты для всех типов отзывов от вашего ребёнка и от терапевта.
  • Уважайте отношения между вашим дитём и терапевтом. Если вы чувствуете угрозу от этого, обсудите это с консультантом (не смущайтесь).
  • Наслаждайтесь любимыми занятиями или хобби вместе.

Выявив сложности и обратившись за помощью на раннем этапе, вы можете помочь своему малышу и всей вашей семье — преодолеть трудные времена и вернуть счастье и благополучие.