Дарим цветы        19.07.2019   

Как сделать первый день в детском саду идеальным. Первый день в детском саду: как помочь малышу освоиться

Этот непростой день, который приходится пережить большинству детишек, можно и нужно превратить в праздник без слез и страха. Достаточно просто правильно все организовать. .

Вы ждали этого дня. Кто с нетерпением («наконец-то выйду на работу!»), кто с ужасом («ну почему он так быстро вырос?»). Но все – с волнением. И вот оно – завтра ваш ребенок идет в . Конечно, кофточки – джинсики куплены, карандаши и альбомы отдельно, салфетки и сменная обувь отдельно. Все сложено и стоит у самого выхода, чтобы не забыть. Некоторые особо заботливые и нервные (сама такая, чего уж там) купили цветочки для воспитательницы и нянечки. А как же, 1 сентября – оно и в детском саду начало учебного года.

Что еще осталось сделать?

— Напомнить малышу, что он завтра идет в садик. Пусть утренний подъем не станет для него неприятной неожиданностью.

— Взять сменку для себя – если в вашем детском саду родителям разрешается первое время находиться в группе с детьми.

— Успокоить бабушку – наверняка она уже начала причитать: «Ах ты мой бедненький, и как ты там будешь без нас, в этом саду!» Если не получается объяснить бабушке, что ее стенания могут обернуться для внучка ночными кошмарами, то просто изолируйте ее, отправив спать со словами: «Встаем завтра рано, а ты нужна нам бодрая и веселая!» То же относится и к папе. Как только он откроет рот на тему «мужчины не плачут» или «хорошие девочки любят ходить в садик», сразу уводим ребенка подальше, а с папой поступаем, как с бабушкой (см. выше).

— Лечь спать вовремя. Постарайтесь, чтобы ритуал отхода ко сну был для ребенка самым обыкновенным: с привычной сказкой, колыбельной и стаканом молока. Рассказали, спели, напоили? Идите уже сами спать, вам утренняя бодрость и свежесть нужнее всех.

Подъем!

Не стоит пытаться доспать «еще пять минуточек» после звонка будильника. Так можно и опоздать, а вам это сегодня совершенно противопоказано. Осторожно разбудите ребенка, откройте окно, раздвиньте шторы, чтобы в комнате стало свежо и светло. Можно включить веселую энергичную музыку, это поможет создать атмосферу радости. И спокойно, спокойно – не надо шуметь, подгонять, дергать. Пусть ребенок ощущает, что новая жизнь не такая уж непривычная, как он думал.

Завтрак – важный момент. Приготовьте малышу его любимое блюдо. Понятно, что каждый день макароны или картошку фри с кетчупом с утра не поешь, каши и творожки, безусловно, полезнее. Но сегодня можно сделать исключение. И ни в коем случае не впихивайте в ребенка еду, если он отказывается даже от конфет и пирожных. Возможно, сейчас он просто переживает, а в детском саду с удовольствием позавтракает с другими ребятами.

Оденьте малыша в удобную одежду. Брюки со стрелками или банты «больше, чем у Маши» стоит оставить для новогоднего утренника – в первый день в саду ребенку и так может быть неуютно. Во время сборов расскажите несколько забавных историй из своей «детсадовской» жизни. Если вы не ходили в садик, пригодится опыт старших братьев или сестер ребенка, а также папы и прочих родных. Малыш должен осознать, что это обычный этап жизни каждого человека. Но не переусердствуйте, рассказывая про дождь из конфет и мешок подарков от воспитательницы, иначе позже ребенок разочаруется (если, конечно, в его саду не будет именно так). По пути в садик напойте смешную песенку, которую отныне будете петь каждое утро. Скажите, что это волшебная песня – она повышает настроение, придает сил и делает день особенно хорошим. В дальнейшем такой несложный ритуал поможет малышу настроиться на поход в садик.

Чего не стоит говорить ребенку:

— «Дорогой, ты там будешь самым лучшим!» или «В садик ходят такие хорошие детки, они тебя сразу полюбят, вы подружитесь!» Во-первых, вы ж понимаете, что это не совсем правда – так зачем врать. Во-вторых, обманутые ожидания не принесут малышу ничего, кроме горького разочарования.

— «Возьми с собой своего Мишку!» – если вы уже знаете, что в вашем детском саду домашние игрушки под запретом. Мотивации «а вдруг не заметят?» и «что за дела, игрушку нельзя принести» не работают – все закончится тем, что в конечной точке маршрута малышу придется расставаться не только с мамой, но и с любимым плюшевым медвежонком.

Итак, пришли!
В садике помогите ребенку раздеться и переобуться, проводите его в группу, подведите к воспитательнице. Если родителям разрешили остаться хотя бы на время, пройдите с малышом по помещению, вместе рассмотрите игрушки, разузнайте, где туалет и спальня. Малышу нужно время, чтобы освоиться.

Когда придет время расставаться, объясните, что ненадолго уйдете по делам или на работу и скоро вернетесь. Обнимите и поцелуйте ребенка на прощание. Некоторые считают, что если малыш в этот момент закапризничает, нужно непременно дождаться, пока он успокоится. Однако практика показывает, что ждать придется вечно. С таким настроем ваши утренние прощания станут не только вашим личным кошмаром, но сведут с ума воспитательницу, детей из группы и их родителей. Имейте в виду – как только мама уходит, большая часть детей переключается на игры с другими малышами, а ваши долгие уговоры только больше расстроят ребенка. Психологи утверждают, что мамины уверенность и спокойствие подействуют на ребенка лучше любых слов, поэтому, как бы ни тронул вас момент расставания, ни за что не позволяйте себе пустить слезу или всхлипнуть. Также не стоит уговаривать малыша: «Не обижайся, не плачь». Если ребенок расстроен, то он все равно не воспримет ваши слова, а будет продолжать делать все, чтобы вы остались, то есть цепляться за вас и плакать, плакать, плакать.

В первый день не оставляйте малыша в саду больше 1,5-2 часов. Заранее предупредите его, в котором часу вы вернетесь, и приходите точно в срок. Если по плану в детском саду ребята идут на прогулку, постарайтесь не приходить в это время. Прогулка – важный пункт «детсадовского» графика, и ваш малыш будет занят освоением новой для себя площадки, игрой с новыми друзьями и изучением правил, которые озвучит воспитатель.

Вернувшись за ребенком, убедитесь, что он готов уходить домой. Если он еще увлечен игрой, дайте ему доиграть, чтобы у него не возникло никаких негативных эмоций. По дороге домой обязательно расспросите, как прошел день – пусть он поймет, что вы чего-то не знаете, и ему есть, что вам рассказать. Так он почувствует себя взрослее и значительнее. Устройте небольшой праздник: купите малышу сладости, воздушные шарики – поход в детский сад должен ассоциироваться с положительными эмоциями. Но здесь главное не переборщить, ведь речь не о каком-то достижении. Подарки или поздравления, а также шумная вечеринка со всеми родственниками заставят ребенка думать, что он должен получать награду за каждый день в саду.

Вечером уложите малыша спать вовремя: праздник праздником, а на следующий день снова рано вставать. Почитайте сказку, поиграйте в тихие игры перед сном – после насыщенного дня ребенку необходимо успокоиться.

Надежда Зарочинцева

Анна Белая

Прошло несколько дней со дня выпуска детей подготовительной группы в школу и вот уже малыши от 1,5 до 3 лет делают первые шаги в нашем детском саду . Вот и пролетел первый месяц в нашей новой группе –группе раннего возраста. В первый день мамы с детьми приходят в группу детского сада . Мы доброжелательно встречаем малыша. Мама должна помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Если ребенок не хочет проходить в группу, мама присаживается с ним, наблюдая за другими детьми.

Малыш осматривается в новых условиях, привыкает к незнакомой обстановке. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Мы не торопим его и не тормошим. Пусть привыкает. В следующий раз по вместе с детьми подходим к игровому уголку, чтобы лучше рассмотреть все игрушки. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему; «Как мне здесь нравится!» , «Какие забавные зверушки сидят за столом!» и т. п. Каждый визит в детский сад длится не более двух часов. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослые со своей стороны тоже одобрительно улыбаются, и ребенок начинает как бы играть : то приблизится к воспитателю, то прибежит назад к маме.


Все чаще задерживается он возле меня, чтобы еще и еще раз утвердиться в добром его отношении к себе. Интересно отметить, что в это время малыш не замечает сверстников. Ему сейчас трудно распылять свое внимание. К тому же в силу своего возраста сверстники не могут так ярко продемонстрировать свое положительное отношение к нему. Уровень их игровых умений не настолько высок, чтобы привлечь его внимание. Носителем нового, интересного, увлекательного видится ребенку (с помощью мамы) только воспитатель. На этом фоне мимолетные контакты его со мной закрепляются, упрочиваются.

Мы, как воспитатели, знаем, каким игровым материалом можно заинтересовать, увлечь ребенка. Я то называю малыша ласковым именем, как зовут его дома родные, то ласково обнимаю, приглашаю участвовать в игре. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша. Ребенок увлечен совместными действиями, все реже его взор обращается к маме. Теперь она на некоторое время может выйти из группы. Если малыш спохватится, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокаивается, услышав заверения о том, что не стоит волноваться, мама сейчас вернется, И действительно, ожидание ребенка непродолжительно, поводов для волнения нет. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психической защищенности.

В заключительный этап адаптационного периода ребенок начинает посещать группу по 2-3 часа в день. Дома родители, в детском саду мы , воспитатели, внимательно следим за самочувствием, отмечаем характер сна, аппетита. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь - сон. Поэтому ребенка в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он вместе со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и сон возвращается домой.

Проявления детей чисто индивидуальны, поэтому кому раньше, кому позже можно предлагать пообедать в группе, а домой возвращаться к дневному сну, чтобы не нарушать длительность и характер сна каждого из адаптирующихся детей. Позже, если самочувствие ребенка хорошее, воспитатель пытаться предложить ему остаться в детском саду после обеда . Я обращаюсь к малышу : «У нас вечером будет праздник, собачки будут плясать. Не уходи домой, а то ничего не увидишь. Полежи в постели, пока дети спят. Ты глаза не закрывай, так полежи, а я посижу с тобой рядом!» Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя заброшенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает в течение 10-12 дней. Если у малыша слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца.

Подготовила Белая А. Б. воспитатель 2 группы раннего возраста.

Публикации по теме:

Первые занятия и первые уроки, или Что нужно знать родителям об адаптации ребенка «Первые занятия и первые уроки или что нужно знать родителям о адаптации ребенка». Адаптация – это приспособление, привыкание к новым условия.

Детско-родительский проект «Радужные дни в детском саду» МКДОУ д/с №10 «Солнышко» г. Приволжска Краткосрочный творческий проект «Радужные дни» (старший дошкольный возраст)

В связи с месячником по «Организации здорового образа жизни» в Федеральном Государственном Бюджетном Дошкольном Образовательном Учреждении.

В недавней своей публикации "Мультстудия в детском саду", я рассказывала о посещении семинара, который проходил 14 марта в ГАОУ ДПОСО.

Образовательная деятельность по сюжетному рисованию в средней группе «Первые проталинки, первые ручьи» Цель: формировать умение детей замечать изменения в природе с приходом весны, передавать в рисунке характерные особенности весенней природы;.

Первый день в детском саду стресс скорее для мамы, чем для малыша. Если график просыпания выработан, то первый раз в детский сад отвести ребенка вам будет достаточно просто. Сложнее мамочке пережить момент расставания с ребенком. Я не опечаталась, не ребенку трудно расстаться с мамой, а наоборот. Опишу наш личный опыт.

Первое посещение ребенком детского сада

В сад мы записывались в год, чтоб в 2 пойти в него. Примерно за несколько месяцев отправившись к заведующей для подтверждения того, что в сад мы пойдем, чтоб место не отдали другому малышу. Тут выяснилось, что у моей дочурки не хватает прививок (поскольку до года у неё был мед. отвод от прививок), мы пили некоторые сильные препараты, их совместимость с вакцинами была под вопросом. Вышел замкнутый круг медсестра в садике говорит: «Пусть педиатр напишет заключение, что с имеющимися прививками вам можно идти в сад». Педиатр гнет своё: « Если сад даст заключение, что они вас с этими прививками берут, я напишу, что их хватает». В итоге мы за полтора месяца сделали все недостающие прививки, чтобы их был допустимый минимум. Купили специальную розовую форму-карточку для детского садика, куда будут подклеиваться анализы и куда врачи запишут после осмотра, что карапуз здоров.

Анализы для посещения детского сада:

  • Моча (общий анализ)
  • Кал на острицы
  • Соскоб на энтеробиоз для ребенка, для мамы и папы
  • Кровь (общий анализ)

Кого необходимо пройти из врачей

  • Окулист
  • Стоматолог (проверит наличие кол-ва зубов по возрасту и правильность прикуса)
  • Хирург/травматолог
  • Дерматолог (осмотрит кожные покровы)
  • После подписания всеми этими специалистами ваш педиатр сделает выписку по прививкам и отдаст карточку на заключительную подпись заведующей поликлиникой. После её резолюции можно идти впервые в садик.

Что скорее всего попросят принести в группу:

  • Салфетки
  • Слюнявчик
  • Подгузники из расчета 3 шт. на день, либо нужное кол-во трусиков (я отнесла 3 шт.)
  • Панамка
  • Сандалии, тапочки для нахождения в группе
  • Несколько запасных футболок, штанишек и шортиков (вдруг кроха компот на себя выльет), можно

Однако через неделю нам выдали «дополнительный список»:

  1. Альбом
  2. Детскую книгу (по возрасту)
  3. 2 файла
  4. Тетрадь в клетку
  5. Туалетная бумага
  6. Моющее средство для посуды
  7. 20 грн. Ежемесячно в фонд детского сада.

По словам знакомых и личному опыту хождения в сад с дочуркой впоследствии понадобятся пластилин, карандаши, раскраски, мелки, картон, ножницы, цветная бумага и многое другое. Этого не жалко, ведь эти вещи способствуют развитию наших карапузов.

Когда ребенок пойдет в сад впервые, он должен уметь:

  • Сам кушать
  • Проситься на горшок

Сказать откровенно, заведующая в момент, когда я только записывала свою принцессу (ей был годик) меня всячески успокаивала. Сейчас все чаще в ясли приводят деток, которые и в 2 и в 2, 5 года не кушают сами и ходят в подгузниках. Воспитатели таких деток докармливают, а нянечки их меняют. Я переживала, будет ли моя Анечка ходить на их самый обычный горшок. Воспитатель в первый же день меня успокоила: « Всё замечательно, на горшочек сходила, даже покушала». Однако на всякий случай 3 трусиков в шкафчик я положила.

Подготовка ребенка к детскому саду

Лучше заранее начать этот процесс. Почаще говорите малышу, что скоро он пойдет садик, где будет играть с детками. В садике хорошо и весело. Говорить это малышу следует непременно только в позитивном тоне. Некоторые опытные мамочки советуют (лично я ничего из этого не делала, но возможно кому-то и пригодится совет):

  • В идеале на момент обхождения всех врачей за пару дней до того, как малыш впервые пойдет в сад провести ему экскурсию в будущую группу.
  • Также можно несколько дней подряд в обеденное время отводить карапуза играть на будущий игровой участок (узнав заранее, где он располагается).

Сколько длится адаптация ребенка в детском саду

Обычно первый день ребенка в детском саду оставляют на час, либо на 2 часа, в зависимости от поведения крохи. Первый день мы обменялись с воспитателем телефонами, и сказать откровенно, я первый час просидела под группой на улице, периодически подходя к открытому окну в страхе, что моя дочь разрывается от плача и её никак не могут успокоить. Для меня было невероятным, что она после моего ухода похныкала всего несколько минут, периодически вспоминая и зовя меня (воспитатель справлялась мастерски, и на качелях катала и сказку читала и отвлекала как могла) через час я позвонила и, услышав рекомендацию топать спокойно домой (садик расположен в 2 минутах ходьбы от нашего подъезда) так и поступила. Дома еще час не выпускала телефон из рук, чтоб не пропустить звонок и успеть добежать. В общем, первый день Анечка пробыла в группе 2 часа. Следующий день снова 2 часа и так всю неделю. Теперь уже стали оставлять её до обеда (2 неделя) скоро попробуем оставить на дневной сон.

Когда лучше отдавать малыша в садик

Тут мнения расходятся, поскольку каждый родитель преследует свои цели, обозначим их:

  • Летом легче проходит адаптация – нет соплей, и детки много бывают на свежем воздухе. Минус в том, что именно летом группа походит на сборную солянку по возрасту детишек (от 1,8-3).Осенью группу расформировывают и остаются детки с минимальной разницей в возрасте.
  • Отдавая малыша осенью, вы попадете в группу малышей примерно одинакового возраста. Лучше делать это в первых месяцах осени, поскольку потом начнется сезон «вирусных» инфекций. Всегда найдется недобросовестная мамочка, которая приведет своё чадо чихающим, да еще и с полным носом зеленых соплей.

Надеюсь статья о первом дне ребенка в детском саду будет вам полезна. Автор текста Наталья Чалая.

Если мамочка сильно переживает, и винит себя, если она заранее убеждена, в том, что ничего хорошего в первые дни в детском саду не ожидает ее малыша, то эти эмоции обязательно передадутся ребенку. Психоэмоциональное состояние матери и ребенка очень тесно связаны, поэтому маме стоит глядеть на поход в садик, как на новый этап познания жизни, приобретение новых знаний, опыта и навыков. Если родители будут позитивно настроены на садик, то ребенок это почувствует и в скором времени заразится вашим оптимизмом.

Входить в новый коллектив порой сложно даже взрослым. Особенно сложно бывает тем, кто попадает уже в слаженный коллектив. Иногда уже в школьном возрасте возникает необходимость менять школу, в этом случае у ребенка могут возникнуть конфликтные ситуации .

Стоит наладить тесный контакт с воспитателем. Многие родители ошибочно считают, что их миссия закончена в момент, когда они передают ребенка на попечение педагогов. Чем больше вы будет общаться с воспитателем, интересоваться, как вел себя малыш и рассказывать педагогу об особенностях характера и привычках ребенка, тем быстрее воспитатель найдет подход к вашему малышу. Сознание того, что вы цените и понимаете труд педагогов, также благотворно отразится на отношении к вашему ребенку.

Стоит посоветоваться с воспитателем о режиме посещения в период адаптации малыша. Педагог с его опытом быстрее определит время посещения, так как этот вопрос очень индивидуален для каждого ребенка. Некоторые дети уже через две недели могут оставаться на сон, другим же потребуется не меньше месяца для того, чтобы перестать расстраиваться и плакать в связи с уходом мамы. В первые дни не стоит надолго оставлять малыша в незнакомой обстановке. Полутора двух часов будет вполне достаточно.

Если педагог не против, мамочке можно в первые дни побыть в группе и понаблюдать за реакциями своего ребенка. Таким образом, он быстрее расслабится и начнет общение с другими детьми. Если есть возможность, то лучше продлевать период нахождения в детском саду постепенно. Две недели на 1,5-2 часа, еще две недели до обеда, еще две недели до полдника и только потом на целый день. К сожалению, не у всех родителей есть такая возможность. Но все таки, чем постепеннее будет вхождение ребенка в новую для него обстановку, тем лучше для психоэмоционального состояния ребенка.

Малыш в первые годы больше привязан к маме, поэтому момент расставания для него очень тяжел. Если есть такая возможность, будет лучше, если провожать в детский сад его будет отец или бабушка. В любом случае, кто бы это ни был, не стоит затягивать моменты прощания и превращать их в трагическую сцену. Действовать нужно деловито и уверенно, сказав ребенку, что сейчас вам нужно уйти, но вы обязательно его заберете до сна.

Можно договориться с ребенком о небольшом ритуале. Например, перед уходом помахать малышу рукой. Для эмоциональной связи можете оставить ребенку, какой ни будь предмет - любимую игрушку, платочек мамы или что-то другое.

Можно придумать какую ни будь важную миссию, которую малыш должен обязательно исполнить. Например, поздороваться с рыбками или черепахой. Или сообщить малышу о том, как по нему в садике скучает какая ни будь игрушка.

Забрав ребенка домой, поиграйте с ним в детский сад. Усадите мишек и кукол вместо малышей и дайте ребенку войти в роль воспитателя. Тогда вы сможете понять, с какими трудностями столкнулся ваш малыш, а ему самому эта игра поможет снять напряжение и вылить накопившиеся за день эмоции.

Как бы ни был труден период адаптации, постарайтесь не делать перерывов в посещении детского сада. Исключением может быть только болезнь ребенка. Когда есть температура и явные симптомы. Если ребенок приобрел просто насморк, это не помеха для посещения.

Чаще хвалите ребенка и рассказывайте родственникам в его присутствии, о достижениях и о том, какой он теперь стал взрослый и ответственный. Открыто выражайте радость по поводу его самостоятельности. Ни в коем случае при ребенке не стоит критиковать воспитателя или обсуждать негативные моменты, которые вы обнаружили в детском учреждении.

Стоит также понимать, что ребенок совсем не обязан полюбить посещение детского сада. Грусть, при расставании с вами это естественно. Но адоптировавшийся ребенок уже понимает необходимость посещения детского учреждения. У него нормализуется сон, и уходят негативные реакции. Но это совсем не означает, что он перемениться в корне. Не ожидайте от своего застенчивого ребенка, что он вдруг станет предводителем и заводилой.

В некоторых случаях период адаптации сильно затягивается. Ребенок по прошествии нескольких месяцев, не может привыкнуть к новой обстановке и у него появляются все новые и новые формы негативных реакций: истерики, агрессия, страхи, тревожность и повышенная пугливость. В этом случае стоит обратиться к профессиональному психологу, и он поможет разобраться в индивидуальных причинах таких реакций и поможет выработать стратегию адаптации.

Возможно индивидуальность именно вашего ребенка говорит о том, что он психически еще не готов и нужно немного повременить с походом в детский сад. А если мамочке непременно уже нужно выйти на работу стоит позаботиться о поисках няни для ребенка.

Трудно поверить, что малыш, которого еще вчера возили в колясочке, стал уже совсем большим, и ему пора идти в детский сад. Но все равно нам приходится с этим смириться. В 3 года ребенок обычно становится социально активным и может посещать детский коллектив. Без переживаний здесь, конечно же, не обойтись. Как подготовить ребенка к детскому саду?

Стресс - главный враг малыша

Любой ребенок при поступлении в детский сад непременно переживает стресс, связанный с адаптацией. Способности к адаптации у детей младшего возраста очень и очень невелики, из-за чего резкий переход малыша в абсолютно новую для него социальную среду никогда не проходит безболезненно, даже если внешние признаки этого не так очевидны. Затяжной стресс может нанести вред здоровью ребенка и затормозить его физическое и психоэмоциональное развитие.

Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо знать, как подготовить ребенка к детскому саду грамотно, все продумать и действовать максимально эффективно в интересах крохи.

Что же делать родителям?

Саму идею посещения детского сада взрослому требуется обыграть в зависимости от личности ребенка. Кому-то поможет подчеркивание его нового социального статуса - ты теперь большой и идешь в детский сад, как взрослый. Ребенку, который любит общаться, лучше всего рассказать, что дети в детском саду весело играют.

Перед первым расставанием постарайтесь определить для себя, какое время ребенок может прожить без вас. Можно постепенно оставлять его с отцом, бабушкой, хорошо знакомой соседкой или вашей подругой, которой можно доверять. Ребенок должен привыкнуть к мысли, что мама уходит ненадолго и всегда обязательно возвращается.

Как говорить с малышом?

О поступлении в детский сад нужно разговаривать в позитивных тонах - описать, как там интересно, сколько игрушек, какие бывают праздники и занятия. Ни в коем случае нельзя запугивать наказанием. Ребенок заранее должен доверять воспитателю, воспринимать его как близкого друга и "своего человека". Ни в коем случае нельзя угрожать малышу тем, что воспитательница будет наказывать за непослушание.

В то же время не следует каждый день настойчиво напоминать о том, что скоро ребенок идет в детский сад в обязательном порядке, т. е. не делать из этого слишком большую проблему.

Всегда отвечайте на вопросы малыша и рассказывайте ему как можно подробнее, чем ему там предстоит заниматься, и что в это время будет делать мама на работе. Дома можно поиграть в "воспитание детей в детском саду" - например, оставляйте его одного в детской комнате, потом заходите, показывайте на часы и говорите, что пришло время забирать сыночка или дочку домой.

Подготовку к детском саду следует начинать не позднее чем за два месяца до планируемой даты поступления. Всегда объясняйте ребенку, что вы вернетесь за ним, например, после того как он покушает и поспит. Так малышу будет легче вас дождаться. И никогда не нарушайте своего обещания. Привыкнув к мысли, что вы обязательно возвращаетесь, малыш легче сможет отпустить вас.

Общение - основа успеха

Дети в детском саду должны уметь общаться. Водите ребенка в парк, на детскую площадку, организуйте совместное катание на качелях или возню в песочнице. Если у вас есть родственники или знакомые с детьми, старайтесь посещать эти семьи и приглашать к себе. Если нет - гуляйте там, где собирается много мам с детьми. Общение со сверстниками - один из важнейших социальных навыков.

Отучайте малыша подолгу возиться с едой. На обед в садике отводится около получаса, и всегда оказываться среди отстающих ему будет неприятно.

Поможем воспитателю

Одевание детей на прогулку (особенно младшей группы) - это отдельная проблема. Сначала дети всегда путают шкафчики, по ошибке надевают чужие вещи, теряют и путают свои. Это создает массу хлопот нянечке и воспитателю. Простой способ помочь - подписать вещи своего малыша, особенно в начале года. Запасные вещи нужно убрать в пакет, а на полке шкафчика оставить только одежду для текущих потребностей, иначе возможны недоразумения.

Но главное - приучить ребенка одеваться самостоятельно. Дома предоставьте ребенку возможность освоить процесс с начала до конца, при этом проговаривайте порядок одевания вещей, а также просите ребенка подсказывать вам (якобы вы забыли).

Если ребенок не ест самостоятельно

Прием пищи - особо важный момент. Если вы до сих пор кормите ребенка из ложки, вариантов может быть только два - или приучать его есть самостоятельно, или оставить пока дома. У персонала не будет возможности накормить из ложечки каждого ребенка. Если ребенок не умеет кушать самостоятельно, скорее всего, в садике он наотрез откажется есть вообще.

Физически трехлетний ребенок вполне в состоянии кушать все, что угодно, сам. Кормление из ложечки воспринимается, скорее, как ритуал общения с мамой. При отсутствии мамы пропадает и ритуал - ребенок отказывается есть. Таким образом, начало детсадовский жизни может быть сильно осложнено. Пока ребенок еще дома - пусть ест сам. Наберитесь терпения. Малыш может сидеть за едой очень долго, измазаться по уши, но рано или поздно освоит этот нехитрый процесс, чем значительно облегчит жизнь себе и вам.

Адаптируемся постепенно

Первые дни в детском саду должны быть короткими. Вначале приводите ребенка на час, потом на 2 или 3, затем можно попробовать оставить его до обеда или уложить поспать в тихий час вместе с другими детьми. Таким образом, срок пребывания в группе будет удлиняться постепенно.

Позвольте ему взять с собой самую любимую игрушку. Расспрашивайте вечером не только о том, что делал сам ребенок, но и чем занимался его любимый мишка или зайка. Из ответов ребенка можно многое почерпнуть. Ведь, рассказывая о своем любимце, малыш всегда имеет в виду себя.

Уходя, расставайтесь быстро, уходите с веселым лицом.

Ребенок плачет в детском саду

Приготовьтесь к тому, что при первом расставании ребенок обязательно заплачет. Это нормально. Вам придется проявить твердость и уйти, чтобы не дать жалости захлестнуть себя и малыша.

Если есть возможность, пусть первые дни в садик ребенка водит другой человек: папа, бабушка или няня. Но вечером забирайте его обязательно сами - в первые дни это необходимо.

Если уже прошло две недели, но ребенок все время плачет при расставании, требуется посоветоваться с воспитательницей. Возможно, малыш просто-напросто не готов к тому, чтобы на весь день расстаться с мамой. Тогда вам придется рассмотреть вопрос о переносе начала посещения детского сада на следующий год или позже.

Адаптация для мамы

Бывает так, что сама мать еще не готова отдать ребенка в детский сад. Своим поведением она вольно или невольно демонстрирует тревожность, чем заряжает и ребенка. Разумеется, адаптации это никак не поможет. Самым разумным в такой ситуации будет передача на время полномочий отцу или другим родственникам, которые смогут отводить малыша без излишних эмоций.

С детским садом необходимо поддерживать тесную связь. Разговаривайте с воспитательницей, будьте в курсе всего, что происходит с вашим малышом. Когда он не у вас на глазах, ребенок может вести себя совершенно иначе, чем дома. Разговор с воспитательницей способен на многое открыть вам глаза, а вы, со своей стороны, поможете ей лучше понять вашего ребенка.

Трудности привыкания

Не следует забывать, что в первые дни может все быть благополучно, а трудности появятся через две-три недели или через месяц. Ребенок неожиданно может начать категорически отказываться от утренних сборов в садик, страдать ночными кошмарами или часто болеть. Это связано с тем, что новизна впечатлений и радость общения с новыми друзьями уже исчерпана, накопился стресс, ребенок в полной мере ощутил потерю всех прежних привилегий.

Помните, что полная адаптация возможна не раньше чем через пару-тройку месяцев. Все это время нужно стараться сглаживать большинство различий между прежней и новой жизнью малыша Уделяйте ему как можно больше внимания, старайтесь по выходным и вечерам готовить его любимые блюда, проявляйте интерес к его занятиям в садике и выслушивайте все, что он захочет сообщить. Хвалите и берегите детские рисунки и поделки. Одним словом, проявляйте в этот период максимум терпения, доброжелательности и не бойтесь идти на некоторые уступки ребенку.

Самое главное - быть другом своему ребенку. Доверие и взаимопонимание - основа прочных отношений, при которых малышу легче перенести любой стресс.