Необычные растения        02.11.2019   

Как снять мерки с женской фигуры для пошива прямой юбки. Конструирование для начинающих: построение прямой юбки Мерки необходимые для построения чертежа юбки

Ю бка карандаш — идеальное решение не только для женщин, которые хотят продемонстрировать изящные формы, но и для того, чтобы скрыть излишнюю полноту. За счет отсутствия складок и сборок, юбка карандаш плотно облегаетПо одной из версий, юбку карандаш придумала легендарная Коко Шанель, по другой — англичане… фигуру, плавно заужаясь книзу. Длина юбки карандаш может быть разной — от короткой до миди (чуть ниже колена). Если вы хотите сшить длинную юбку карандаш, разрез следует делать сзади, без разреза в такой юбке будет неудобно ходить.
Сшить юбку карандаш самой очень просто. Для того, чтобы смоделировать и сшить такую узкую юбку, для начала необходимо построить выкройку-основу прямой юбки по собственным меркам, сделать это можно буквально за 15 минут.

Для построения чертежа выкройки основы прямой юбки (рис. 1), необходимо снять следующие мерки:

  1. Длина юбки………………………72 см
  2. Полуобхват талии………..36 см
  3. Полуобхват бедер……… 50 см

Выкройка юбки карандаш — построение

Начертите прямоугольник ABCD.

Ширина юбки карандаш. Линии прямоугольника АВ и DС равны 51 см (полуобхват бедер по мерке плюс 1 см для всех размеров): 50 + 1 = 51 см.

Длина юбки карандаш. Линии прямоугольника AD и ВС равны 72 см (длина юбки по мерке).

Рис. 1. Выкройка юбки карандаш

Линия бока юбки карандаш. От точки А вправо откладывают 1/2 отрезка АВ и ставят точку Т. Из точки Т вниз опускают перпендикуляр до пересечения с линией DC.

Линия бедер юбки карандаш. От точек А, Т, В откладывают вниз по 20-22 сантиметра, ставят точки Л, Л1 и Л2 и соединяют их пунктирной линией.

Расчет глубины вытачек на линии талии юбки карандаш. Определяют разницу между полуокружностью бедер по мерке (вместе с прибавкой) и полуокружностью талии по мерке с прибавкой 1 см: 51-37=14. Разница равна 14 см. В боковую вытачку убирают 7 см (половина разницы), в переднюю – 3 см и в заднюю – 4 см (остаток от разницы).

Боковая вытачка юбки. Боковая вытачка равна 7 сантиметрам. От точки Т вправо и влево откладывают по 3,5 см (половина глубины боковой вытачки): 7: 2=3,5 см.

От точек 3,5 вверх откладывают по 1 сантиметру. Точки 1 соединяют пунктирными линиями с точкой Л1, делят их пополам и от точек деления левой вправо и правой влево откладывают по 0,5 сантиметра. Линию слева проводят через точки 1, 0,5, Л1, линию справа – через точки 1, 0,5, Л1.

Передняя вытачка юбки. Глубина передней вытачки равна 3 см. От линии бока вправо отложить 5-6 см, провести перпендикуляр вниз, длина передней вытачки – 9-10 см. От точки пересечения перпендикуляра с линией талии вправо и влево откладывают по 1,5 см (половина глубины передней вытачки) 3: 2=1,5. Нижний конец вытачки отводят на 0, 5 см к боковому шву.

Задняя вытачка юбки. Глубина задней вытачки равна 4 см. АТ делят пополам и от точки деления влево и вправо откладывают по 2 см.

Длина задней вытачки – 12-13 см.

Линия талии задней половинки юбки. Точку 1 соединяют с точкой 2 (вытачки).

Линия талии передней половинки юбки. Точку 1 соединяют с точкой 1,5 (вытачки).

Примечание. Если разница между полуокружностью бедер по мерке с прибавкой и полуокружностью талии по мерке с прибавкой больше 14 см, на задней половинке юбки делают 2 вытачки. Первую располагают на расстоянии 5-7 см от середины спинки, раствор вытачки 3-4 см, длина – 13-15 см. Оставшееся расстояние делят пополам, раствор второй вытачки – 2-3 см, длина – 12-13 см.

После построения основной выкройки юбки, необходимо определить длину юбки. Для юбки-карандаш длиной около 60 см от линии бока переда и спинки юбки необходимо отложить по 2-2,5 см (на заужение) и от линии бедер провести прямые линии (красные линии на рис. 2).

Рис. 2. Моделирование юбки карандаш

Если длина вашей юбки-карандаш около 40 см, то юбку-карандаш необходимо дополнительно заузить на 1-2 см книзу по линии бока.

ВАЖНО! Если есть зона «галифе», необходимо проконтролировать объем выкройки на 10 см ниже линии бедер. При необходимости, верхние точки красных линий построения опустить на 10 см ниже линии бедер.

Предмет: швейное дело

Класс: 7 класс

Дата: 17.01.17г

Тема: Снятие мерок и построение чертежа основы прямой юбки.

Цель: Изучить мерки необходимые для построения чертежа, названия срезов и конструктивных линий основы прямой юбки, измерительные признаки и прибавки, необходимые для его построения.

Задачи:

    Способствовать формированию представления о юбках.

    Способствовать развитию у учащихся чертежных умений.

    Создать условия для выявления причинно-следственных связей при работе с деталями выкройки юбки.

    Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве).

    Содействовать воспитанию точности и аккуратности при построении чертежа прямой юбки.

    Способствовать расширению кругозора, через знакомство с изделием юбка.

Оборудование: учебник, чертежная тетрадь, измерительные и чертежные инструменты, мультимедийный проектор; экран;

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель приветствует всех присутствующих, контролирует готовность учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний учащихся

Повторение пройденного материала по теме «Отделка швейных изделий» осуществляется через разгадывание кроссворда. (слайд 2)

Найдите слово, спрятанное по вертикали. (Юбка)

Сегодня на уроке речь пойдет о прямой юбке.

Снимем мерки с фигуры и построим чертеж основы прямой юбки в масштабе 1:4. Фронтальный опрос:

С какого этапа начинается изготовление швейного изделия? (сл2)

Для чего необходимо снимать мерки?(сл3)

На что повлияет правильное снятия мерок? сл4

Как необходимо выполнять работу? Сл4

Дать учащимся определение слова «юбка»сл5.

Выполните задание «найди юбку»

III. Сообщение темы и цели урока. сл5,6 (записать тему в тетрадь)

I V . Изложение нового материала.

Дать учащимся определение слова «юбка»сл7.

Выполните задание «найди юбку»сл8

Посмотрите на модели одежды, назовите и покажите виды одежды по способу носки сл9

Разбор схемы «юбка»сл10

Закрепление, ответить на вопросы: сл 11

1.Одежда, которая держится на талии (поясе), называют

К ней относятся:

2.Одежда, которая держится на плечах, называют

К ней относятся:

Объяснение: какие бывают юбки по способу раскроя сл12 -18

Закрепление: назвать виды юбок по способу раскроя, показав их на фото сл19

Объяснение: Название деталей, контурных линий юбки сл 20,

Задание: зарисовать в тетрадь детали юбки и подписать.

Объяснение: Мерки для построения чертежа юбки сл 21

Зарисовать таблицу в тетрадь сл 22

Закрепление: выбери мерки для построения чертежа прямой юбки сл 23

V. Физическая минутка

V I . Практическая работа.

1. Вводный инструктаж

1) Снятие мерок для построения основы прямой юбки.

Ученицы вспоминают правила снятия мерок:

    измеряемый должен завязать шнурок на линии талии;

    измеряемый должен стоять прямо без напряжения, не сгибая ноги в коленях.

Фронтальная работа по снятию мерок. Запись мерок в тетрадь.

Что еще, кроме мерок, необходимо знать для построения чертежа основы прямой юбки? (Прибавки) таблица, учебник страница 119

На свободное облегание к мерке полуобхвата талии прибавка 1 см, а к мерке полуобхвата бедер 3 см.

2. Текущий инструктаж

Учащиеся под руководством учителя, используя алгоритм сл24 – 27 и учебник стр 119 – 120 в рабочих тетрадях выполняют чертеж основы прямой юбки на типовую фигуру в масштабе 1:4.

3. Заключительный инструктаж

Учитель анализирует работы и выставляет оценки.

V II . Итог урока

Вопросы: c л28

Какую цель ставили перед собой?

Выполнили план урока?

С какими трудностями (проблемами) вы столкнулись на уроке?

Что необходимо сделать, чтобы их избежать (решить)?

VII. Уборка рабочих мест

Снятие мерок - один из наиболее важных процессов в создании изделия.

Как же правильно его выполнить?

О снятии мерок, как знакомых, так и присущих только данной методике, Вы узнаете из этой статьи.

Напоминаю: для снятия мерок нам нужны следующие :

  • сантиметровая лента;
  • лавсановая пленка или бумажная полоса размером 150 х 30 см;
  • резиновый шнур;
  • угловая линейка.

Такую линейку, удобную и усовершенствованную, Вы можете приобрести. Для этого Вам нужно оформить заказ на странице «Каталог товаров».

Инструменты подготовили? Молодцы! А теперь подготовьте клиента.

Снятие мерок. Подготовка клиента

Для снятия мерок клиент должен быть в облегающем купальнике, тонких эластичных колготках и в обуви, подходящей для будущего изделия, то есть в обуви, с которой клиент планирует носить изделие.

Высота каблука влияет как на длину изделия, так и на осанку фигуры. Колготки необходимы, чтобы имеющиеся жировые отложения были облачены в более компактную форму.

На талии завязать резинку или эластичный шнурок. Талия определяется по самым вогнутым участкам туловища. Чтобы резинка "улеглась" в правильном положении, попросите клиента подвигаться: наклониться, покрутиться, присесть. Резинка завязывается так, чтобы она позволяла клиенту дышать, но при этом не провисала, не крутилась и не меняла своего местоположения.

При снятии мерок примите во внимание!

  • При наличии упрощенного варианта угловой линейки, измеряющий должен делать измерения сидя! Тогда линейки - на уровне глаз, и горизонтальность линеек проще обеспечить.

Если Вы приобрели, усовершенствованную линейку, она имеет показатель горизонтального уровня.

  • При снятии мерок не позволяйте клиенту крутиться или двигаться, так как в этом случае результаты измерений будут другие. Острый конец линейки не должен вонзаться в фигуру, а должен одинаково прикладываться к ней при всех измерениях.
  • Перед примеркой юбки во избежание ошибок резинку необходимо надеть на то же самое место!

Итак, начинаем.

1. ОТ - обхват талии

Мерка обычная, измеряется стандартно во всех методиках кроя: сантиметровую ленту проложить по резинке, не стягивая клиента, но и без провисания резинки.

2. ОБ - обхват бедер

Обхват бедер измерить лавсановой пленкой, учитывая все выпуклости живота, бедер и ягодиц. При такой методике обмера не имеет значения, на каком расстоянии от талии снимать данную мерку.

Если все-таки эта мерка снимается как обычно, то есть, сантиметровой лентой, то необходимо расположить ее (ленту) так, чтобы захватить наиболее выпуклые области бедер. При этом клиент должен удерживать в вертикальном положении линейку, приставленную к наиболее выступающей точке живота. Таким образом, можно будет учесть выпуклости живота.

3. d - передне-задний (поперечный) диаметр талии

Клиента замерять в профиль. Если при снятии данной мерки использовать две угловые линейки как штангенциркуль, и расположить между ними талию клиента так, чтобы они (линейки) касались талии по центрам переда и спинки, то расстояние между линейками является передне-задним (поперечным) диаметром талии.

4. D - передне-задний (поперечный) диаметр бедер

Его измеряют аналогично передне-заднему (поперечному) диаметру талии d, расположив между двух линеек бедра клиента. Тогда расстояние между линейками является передне-задним (поперечным) диаметром бедер. Поскольку данная мерка включает в себя выпуклость живота, то клиент должен удерживать в вертикальном положении, приставленную к наиболее выступающей точке живота. Необходимое место для измерения - это расстояние между линейками у наиболее выпуклой точки ягодиц и у линейки, приставленной к выпуклости живота. При этом длинная линейка должна быть строго горизонтальна!

Образное сравнение: если Вы, проходя боком, застряли в дверях, то ширина дверного проема и есть Ваш передне-задний (поперечный) диаметр бедер D.

5-7. ДП, ДБ, ДЗ - длина спереди, сбоку и сзади

Эти 3 мерки измеряют от резинки на талии в соответствующем месте (по центру переда - ДП, по предполагаемому боковому шву - ДБ, по ягодице - ДЗ) до наиболее выпуклой точки по телу, затем вертикально вниз до пола.

Для соблюдения вертикальности сантиметровой ленты, на ее конце можно укрепить грузик. При снятии этих мерок клиент должен стоять ровно, равномерно распределив вес тела на обе ноги.

В случае если выпуклость ягодиц различна или есть большой прогиб между ними, положите на выпуклости ягодиц дополнительную линейку и измерьте значение ДЗ от резинки на талии до линейки, а затем вертикально вниз до пола.

8. ДЮ - длина юбки

Мерку измеряют от резинки на талии по боку до желаемой длины (при снятии мерки Длина сбоку ДБ).

9-14. Мерки для расчета вытачек

  • 9, 10 спереди (ПX, ПY);
  • 11, 12 сбоку (БX, БY);
  • 13, 14 сзади (ЗX, ЗY).

Эти 6 мерок (3 пары) определяют величину, на которую наиболее выпуклые точки фигуры отстоят от талии по горизонтали (Х) и по вертикали (Y) в трех областях - спереди (ПX, ПY), сбоку (БX, БY) и сзади (ЗX, ЗY). При измерении иксов и игреков (X и Y) Вам будет удобно присесть на стул, чтобы угловая линейка была на уровне Ваших глаз, а клиент при этом должен стоять!

Если Вы приобрели усовершенствованную линейку, она имеет показатели горизонтального уровня, что обеспечит Вам точные измерения фигуры. Замеры снимают одновременно для каждой пары (X,Y). При этом угловую линейку приставляют острым концом к резинке на талии, располагая линейки строго вертикально и горизонтально. Вертикальная линейка должна быть касательной к наиболее выпуклой точке.

Следите, чтобы острый конец линейки не вонзался в клиента. Усовершенствованная линейка позволит Вам этого избежать.

Иногда в области бедра бывает сложный рельеф фигуры: две разные выпуклости. Это затрудняет поиск наиболее выпуклой точки. Для этого, проведя рукой по бедру, найдите самую нижнюю и самую выпуклую точку.

Ну вот, собственно, и все. Мы с Вами сняли все 14 мерок.

"Зачем так много мерок?" - спросите Вы.

Много мерок, зато нет примерок!

До встречи!

Конструирование юбки (построение чертежей и выкроек)

Легкая одежда. Ассортимент женской одежды и одежды для детей включает белье, легкую и верхнюю одежду. Все изделия, относящиеся к легкой одежде, можно разделить на две основные группы: поясную и плечевую. К изделиям поясной группы относятся юбка, юбка-брюки и брюки (рис. 28), а к группе плечевых изделий - платья, блузки, халаты и др.

К готовой одежде предъявлются определенные требования. Основными из них являются гигиенические, эксплуатационные и эстетические. Выполнение этих требований зависит от свойств ткани конструкции изделия и выбранных способов обработки.

Гигиенические требования к одежде должны обеспечивать нормальную жизнедеятельность человеческого организма. Одежда должна быть легкой, достаточно свободной и удобной.

Одним из важных эксплуатационных требований является продолжительность срока носки одежды, которая зависит не только от свойств ткани и качества обработки, но й от конструкции изделия и условий носки.

Эстетические требования состоят в том, что одежда должна быть красивой и современной. При создании одежды нужно учитывать возраст, особенности телосложения и внешности человека.

Юбки составляют самую большую группу поясных изделий. Юбка может быть частью костюма, самостоятельным изделием или частью платья.

По силуэту юбки можно разделить на прямые, расширенные и зауженные книзу.

По покрою юбки делятся на три группы:, прямые, клиньевые и конические, или клешевые (рис. 29).

Прямые юбки могут быть прилегающие - одношовные, двухшовные или трехшовные, со складками или без них, широтае - в сборку или со складками. Верх юбки может быть на поясе на корсаже или на резинке. В прямых юбках нити основы расположены вдоль изделия.

Клиньевые юбки состоят из нескольких клиньев. Нить основы в таких юбках проходит по центру каждого клина. Расширение каждого клина книзу создает характерное для клиньевых юбок равномерное распределение фалд.

В основе покроя конических юбок лежит часть круга. Посередине переда нить основы располагается вдоль изделия, а в остальных местах по-разному.

Запомните слова: юбки прямые, клиньевые, конические, клешете.

Снятие мерок для построения чертежа юбки

Юбка, как и любая другая одежда" должна хорошо сидеть на фигуре, соответствовать ее размеру и росту. Для изготовления выкройки юбки надо снять следующие мерки (табл. 17, рис 30).

Прямая юбка

Детали юбки. Прямая юбка состоит из двух деталей - переднего и заднего полотнищ (рис. 31). Заднее полотнище юбки уже переднего, так как боковой шов при шитье легкой одежды обычно располагают ближе к спине. Такое расположен не бокового шва зрительно изменяет осанку фигуры - делает ее более стройной и подтянутой.

Ширину юбки рассчитывают по бедрам, следовательно, в талии она будет широка. В прямых широких юбках лишнюю ткань по линии талии можно собрать на сборки или убрать в складки. Если юбка прилегающая, то лишнюю ткань убирают в вытачки. Вытачки чаще всего располагают так: две спереди, две сзади и по одной на линиях бока (см. рис 31). Ширина и длина вытачек не одинакова - это зависит от формы той части тела, которую облегает данная деталь юбки. Обычно самые широкие и длинные вытачки - боковые, а самые узкие и короткие - передние.

Запомните слова; вытачка, мерка - длина спины до талии.

Вопросы и задания

1. Как располагается нить основы у юбок различного покроя?

2. Какие мерки снимают для построения чертежа юбки?

3. По какой мерке рассчитывают ширину юбки?

4. Из каких деталей состоит юбка и чем они отличаются друг от друга?

5. Для чего нужны вытачки?

6. Снимите мерки друг с друга.

7. Рассмотрите рисунок 31 и запомните названия линий чертежа юбки.

8. Подготовьте лист альбома для построения чертежа юбки.

Построение чертежа. Для расчета величины отрезков чертежа швейного изделия, кроме мерок, необходимо знать величину прибавок на свободное облегание.

Прибавка на свободное облегание - это величина, которую прибавляют к размеру снятой мерки, чтобы сшитое изделие было достаточно свободным и удобным в носке. При конструировании прямой юбки прибавки дают к полуобхватам талии и бедер. Величина прибавки зависит от назначения изделия и его конструкции.

Практическая работа

Инструкционная карта . Построение чертежа прямой юбки на 42-й размер

Инструменты и принадлежности: масштабная линейка, угольник, лекало, карандаши ТМ и 2М, ластик, альбом.


Расчет количества ткани для изготовления прямой юбки. При расчете количества ткани надо к мерке длины юбки (Ди) прибавить 10 см на обработку ее верхнего и нижнего срезов и на выравнивание поперечного среза ткани. Если ткань широкая (например, 1 м 40 см), то величина Ди + 10 берется один раз, так как в этом случае ширина ткани позволяет оба полотнища юбки выкроить из * одной длины, а если ткань узкая, эта величина берется два раза? (Ди + 10) . 2 (рис 32, а, б).

Вопросы и задание

1. Какие линии используют при построении и обводке чертежа?

2. Как определить положение линии бедер?

4. Сделайте расчет и постройте выкройку юбки по снятым меркам.

Коническая юбка

Конические, или клешевые, юбки представляют собой полный круг ("солнце") или часть круга. Их делят на семь основных групп (рис 33).


Рис. 33. Виды конических юбок: а - клеш; б - большой клеш; в - малый "колокол"; г - средний "колокол"! д - большой "колокол", е - "полусолнце"; ж - "солнце"

Линии талии, бедер и низа этих юбок представляют собой чао ти окружностей. Для построения чертежа юбки сначала надо рассчитать величину радиуса окружности, являющейся линией талии.

Радиус рассчитывается по формуле: R=K·ПОт, где К - коэффициент, вычисляемый для каждого вида юбки (табл. 18). Следовательно, размер радиуса зависит от вида юбки и величины полуобхвата талии.

В конических юбках направление нитей основы и утка на различных участках неодинаковы. Поэтому распределение фалд на юбке происходит неравномерно - их больше на тех участках, где нити основы и утка расположены под углом 45° к долевому направлению. Кроме того, во время носки юбка в этих местах вытягивается больше, чем по долевой или поперечной нити. Для более равномерного распределения фалд на юбке и выравнивания низа в чертежи вносят изменения: по линиям, расположенным под углом 45° к нитям основы, линии талии и низа повышают (см. рис. 33). Величины повышения линий талии и низа зависят от вида юбки (табл. 18).

Чем больше фалд будет иметь юбка ("солнце", "полусолнце"), тем больше будут величины повышения линий талии и низа ("солнце": повышение линии талии - 2 см, линии низа - 4 см; "полусолнце": повышение линии талии -1,75 см, линии низа -3,5 см).

Расчет количества ткани для изготовления конической юбки.

При расчете количества ткани на коническую юбку надо к мерке Ди, прибавить 8 см на обработку верхнего и нижнего срезов и на выравнивание ткани. Затем следует измерить ширину юбки внизу (на выкройке) и проверить, достаточна ли ширина ткани. Если необходимо делать надтачки, то надо предусмотреть дополнительное количество ткани по длине надтачки с припусками.

Практическая работа

Инструкционная карта . Построение чертежа юбки большой "колокол" на 42-й размер

Инструменты и принадлежности: масштабная линейка, угольник, циркуль, лекало, карандаши ТМ и 2М, ластик, альбом.


Урок разработан для учащихся 7 класса спец.(корр.) школы. Измерение фигуры и запись мерок проводится в виде игры «Ателье». Работа организованна парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и поочередной сменой обязанностей. Записи мерок производятся на заранее заготовленных бланках. Для закрепления материала и проверки знаний применяется тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Юбка. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки.

Р.Н. Муратова, учитель технологии

Заинская специальная (коррекционная) общеобразовательная кола VIII вида

Цель: Формирование умений по снятию мерок для построения чертежа юбки.

Задачи:

  1. Дать сведения о юбках, познакомить с историей юбки, систематизировать и расширить знания об измерениях фигуры человека, научить снимать и записывать мерки.
  2. Коррекция развития внимательности, логического мышления.
  3. Воспитание ответственного отношения к работе, самостоятельности, эстетического вкуса.

Наглядность и оборудование: образцы юбок, рисунки, журналы мод, чертеж прямой юбки, сантиметровая лента, бланки заказов, таблица «Мерки для построения чертежа юбки», линейка, карандаш, учебник, тетрадь.

Межпредметные связи: История, математика, анатомия.

Ход урока

I. Организационная часть урока:

Приветствие учащихся;

Проверка явки учащихся;

Проверка готовности к уроку;

Сообщение новой темы, цели занятия.

II. Изучение нового материала .

  1. Подготовка к усвоению нового материала проходит в форме беседы с учащимися и проверки их знаний об одежде и по измерению фигуры человека.

Вопросы для проверки:

  • На какие две группы делится одежда? (Плечевые, поясные).
  • Какие плечевые изделия вы знаете? (Платье, пальто, куртка, блуза, сарафан, халат, ночная сорочка…)
  • Какие поясные изделия вы знаете? (Юбка, брюки, шорты, юбка-шорты, бриджи…)
  • Для чего снимают мерки? (Для более точного изготовления выкройки будущего изделия).
  • По какой стороне фигуры человека снимают мерки? (По правой стороне фигуры).
  • При помощи чего снимают мерки? (Сантиметровой ленты).

2. Объяснение учителя.

Во время беседы с учащимися формируется определение, что юбка – это

один из видов легкого платья. Она может быть как отдельным, самостоятельным изделием, так и частью платья, костюма (иллюстрации из журналов мод, рисунки).

По назначению юбки бывают выходные, повседневные, спортивные, форменные, для отдыха. По конструкции – прямые, конические, клиньевые.

По форме современные юбки очень разнообразны:

  • прямые, узкие, слегка расширенные, зауженные книзу – «бочонок»;
  • прямые, широкие со сборками, мелкими складками, защипами, заутюженными складками;
  • широкие, зауженные книзу – «тюльпан»;
  • расширенные книзу «трапеция» и состоящие из клиньев;
  • расширенные книзу «колокол», клеш.

(Все юбки демонстрируются на стенде в М 1:2)

Почти любая юбка, сохраняя свою форму, может быть изменена и дополнена складкой, вставными клиньями, кокеткой, бейками или оборками, воланами и т.д.

Для того чтобы сшить любую юбку, которая хорошо сидела бы на фигуре и соответствовала размеру, необходимо построить выкройку, а для этого снять мерки для построения чертежа юбки.

Объяснение правил снятия мерок для конструирования юбок.

Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам:

Мерки снимают по правой стороне;

Талию предварительно опоясывают шнуром;

Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения;

При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.

Мерки, необходимые для построения чертежа прямой юбки:

Пот – Полуобхват талии, снимается горизонтально вокруг туловища на уровне талии. Мерка используется для определения длины пояса и расчета ширины вытачек.

ПОб – Полуобхват бедер, снимается по горизонтали вокруг бедер. Мерка используется для определения ширины юбки и расчета ширины вытачек.

Дст – Длина спины до линии талии, снимается по спинке от 7-го шейного позвонка до линии талии. Мерка используется для определения расстояния от линии талии до линии бедер.

Ди – Длина изделия, снимается от линии талии до желаемой длины. Мерка используется для определения длины юбки.

Мерки длин записываются полностью, мерки обхватов – в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

Для построения чертежа основы прямой юбки надо знать не только мерки, но и величины прибавок на свободное облегание, чтобы изделие было достаточно свободным и удобным в носке. Прибавки дают к полуобхватам талии и бедер.

Прибавка по линии талии – Пт – 1см.

Прибавка по линии бедер – Пб – 3 см.

  1. Ознакомление учащихся с историей юбки.

Учащиеся делают краткие сообщения, которые они подготовили (опережающее задание).

Матерчатая юбка появилась в Древнем Египте, где она была принадлежностью как женского, так и мужского туалета. В Вавилоне юбка (а точнее рубаха – юбка) стала частью воинского «обмундирования». Юбки, а также рубахи-юбки со швом на плечах носили в Ассирии; короткие – мужчины и длинные – женщины.

В средние века юбка представляла собой присборенное у горла и подпоясанное в талии одеяние длинной до колен, которое носили как мужчины, так и женщины. Однако время шло, в Европе происходили большие экономические и политические сдвиги, бурно развивалась торговля. Людям, в первую очередь женщинам, требовались все новые и новые наряды для самых различных случаев жизни. Чтобы добиться разнообразия форм женской одежды, в конце XIV в. мастерам пришлось разрезать платье в поперечном направлении, то есть разделить его на лиф и юбку. Это и положило начало юбке.

В разное время юбка становилась то длиннее, то короче, то шире, то уже, то свободно свисала, то опиралась на жесткий каркас, то закладывалась складками, то украшалась оборками, то удлинялась волочащимся сзади по земле шлейфом.

Юбка всегда была постоянной принадлежностью народного костюма. У каждого народа были свои традиции в ношении юбок. Так, русские замужние женщины обычно поверх рубахи надевали поневу – юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Поневу часто шили из пестрых тканей, украшали вышивкой или тесьмой.

В городской одежде (особенно высших слоев общества) юбка после 1890г. наконец-то становится полноправной и самостоятельной частью женского туалета. Но это были еще неудобные, длинные, зачастую волочащиеся по земле юбки, с корсетом и на каркасной основе.

Резкое укорочение длины юбки, освобождение от корсета и каркаса происходит в Первую мировую войну, когда женщинам пришлось заменить у станков ушедших на войну мужчин, и им понадобилась более простая и удобная одежда. Во второй половине XX в. К.Диор стал родоначальником стиля «новый взгляд», возрождающего элегантность. Он предложил удлинить юбки, сделать их пышными, как чашечка цветка. К.Шанель, в свою очередь, создала свои знаменитые костюмы, ставшие удобной униформой.

В 1960-е гг. на свет появилась мини-юбка. Это был настоящий переворот в моде, который совершила английская модельер Мери Квант. Решительный взмах ножниц – и появились юбки, едва прикрывающие ноги. В восторг пришла молодежь всего мира. В 70-е годы в моду вошли миди-юбки длиной до середины икры. Вскоре появились и макси-юбки, но стойкого успеха они не имели. Мода капризна и заставляет нас почти ежегодно обновлять свой гардероб.

В наши дни характерны разнообразные формы юбок: прямые, расширенные книзу, широкие, узкие, в складку, в сборку, из клиньев, короткие и длинные, юбки-брюки, юбки на бретелях, юбки на кокетках и другие.

  1. Работа по учебнику, по журналам мод.

Изучение темы совместно с учащимися по учебнику. Учащиеся делают записи в тетрадях о юбках, чертят таблицу мерок и таблицу прибавок для построения чертежа прямой юбки. По журналам мод определяют юбки:

Прямые, конические, клиньевые;

Юбки как самостоятельное изделие и в комплекте одежды;

Повседневные, выходные, спортивные, форменные, для отдыха.

III. Закрепление материала.

Вопросы для закрепления:

  1. На какие две группы делится одежда?
  2. Какие поясные изделия вы знаете?
  3. Какие могут быть юбки по конструкции?
  4. Какие мерки нужно снять для построения чертежа прямой юбки?
  5. Какие правила следует соблюдать при снятии мерок?
  6. Для чего делают прибавки?
  7. Для чего снимают мерку Ди, Пот, ПОб, Дст?
  8. Какие мерки записывают полностью?
  9. Почему мерки обхватов записывают в половинном размере?

IV. Физкультминутка.

V. Практическая работа.

Измерение фигуры и запись мерок проводится в виде игры «Ателье».

Работа организованна парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и поочередной сменой обязанностей. Записи мерок производятся на заранее заготовленных бланках.

Для контроля качества работы по очереди учитель вызывает учениц для проверки снятых мерок и заверяет бланк своей подписью. Затем проверенные мерки учащиеся записывают в таблицу мерок, начерченную в тетради.

VI. Закрепление материала .

Задание для проверки знаний в тестовой форме.

Обвести кружком номера правильных ответов.

  1. К легкой одежде относятся поясные изделия
  1. юбка 5. платье
  2. сарафан 6. шорты
  3. пальто 7. ночная сорочка
  4. брюки 8. юбка – шорты
  1. Юбки по конструкции бывают
  1. прямые 4. конические
  2. клиньевые 5. расширенные
  3. диагональные 6. зауженные
  1. Какие мерки записывают полностью
  1. Пот 3. Ди
  2. Дст 4. ПОб
  1. Установить соответствие.

Условные обозначения Название мерок

  1. Пот А. Длина спины до талии
  2. ПОб Б. Полуобхват талии
  3. Дст В. Длина изделия
  4. Ди Г. Полуобхват бедер

Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4В.

  1. Установить соответствие.

Условные обозначения мерок Назначение мерок

  1. Пот А. Для определения расстояния от линии
  2. ПОб талии до линии бедер.
  3. Ди Б. Для определения длины пояса и расчета
  4. Дст ширины вытачек.

В. Для определения ширины юбки и расчета

Ширины вытачек.

Г. Для определения длины юбки.

Ответ: 1Б, 2В, 3Г, 4А.

VII. Подведение итогов урока.

Анализ выполненной работы;

Выставление оценок.

VIII. Сообщение темы следующего урока : Построение чертежа основы прямой юбки в масштабе 1:4.

IX. Домашнее задание .

Знать обозначение и назначение мерок. Принести масштабную линейку (М 1:4).

X. Уборка рабочего места .