Садовые растения        29.06.2020   

Как зашить подошву обуви. "холодный" сапожник сугодня, или починка обуви по-научному

Успех любой прогулки или путешествия во многом зависит от прочности и надежности обуви. К примеру, отправляясь в поход, нужно быть полностью уверенным, что кроссовки или ботинки, кажущиеся на вид крепкими, в самый ответственный или неподходящий момент не развалятся.

К большому сожалению, в продаже имеется не так уж много качественной и прочной обуви, и поэтому перед прогулкой или путешествием будет лучше ее прошить. О том, как прошивать обувь, мы поговорим далее.

Стоит ли?

Прошить обувь под силу, как правило, практически каждому мужчине и даже женщинам. Но иногда это просто нецелесообразно. На современной обуви за счет невысокого качества резины нередко бывает так, что простой прошивки подошвы бывает недостаточно, а требуется полная ее замена. Для того чтобы понять, есть ли в данной операции смысл, следует предварительно сделать оценку степени износа подошвы. Если самостоятельно сделать это не получается, то можно попробовать проконсультироваться у мастера по ремонту обуви, попросить предварительно оценить объем работы и стоимость. Как правило, мастер оговаривает предстоящие операции и честно предупреждает клиентов, что подошву необходимо заменить или будет достаточно прошивки.

Как прошить обувь своими руками?

Чтобы починить обувь, совсем не обязательно ее нести к мастеру в обувную мастерскую, нужно просто знать, как это сделать самостоятельно. Даже не имея специальных навыков, можно самому выполнить мелкий ремонт изделий. Итак, рассмотрим, как прошить обувь шилом и крючком и что для этого нужно?

Что понадобится?

Для того чтобы прошить подошву качественно, необходимо приобрести специализированный крючок, резиновый клей и капроновые нитки подходящей толщины. Производитель и марка не имеют особого значения, а вот толщина ниток должна быть подобрана правильно, поскольку слишком тонкие прорежут материал, а толстые будут смотреться очень некрасиво и грубо. Наиболее оптимальной будет средняя толщина. Цвет ниток нужно выбирать такой же, как и цвет самой подошвы либо же подобрать контрастный оттенок, в случае если прошивка будет выполнять также и декоративную роль.

Купить сапожный крючок тоже не проблема, но при необходимости его можно сделать своими руками.

Также необходимо обязательно запастись шилом, для того чтобы проделывать дырки в местах, где крючком это сделать тяжело. Кроме того, рекомендуется подготовить небольшой кусочек мела или мыла, которым будет отмечена линия прошивки. Строчка тогда получится ровной и красивой.

Подготовительные работы

Перед тем как прошивать обувь, сначала необходимо ее почистить и приклеить отвалившуюся подошву при помощи специального резинового клея. Делается это для того, чтобы обувь через места прошивки не набирала воду. Клей после далеко убирать не нужно, так как им нужно будет промазывать нитку в местах прошивки, дополнительно герметизируя обувь и шов.

Далее на подошве необходимо нарисовать будущую линию шва, отступив от места соединения примерно на одну треть бока подошвы. На некоторой обуви имеется на подошве специальный желобок, облегчающий получение ровного шва. В этом случае рисовать линию не нужно.

Можно начинать шить. Как правильно прошивать обувь, мы рассмотрим далее. Помните, что шов лучше начинать около пятки.

Прошивка

Итак, рассмотрим, как прошить обувь крючком.

В левую руку нужно поместить подметку, правой рукой взять шило. Проделать отверстие в том месте, где будет начинаться шов. Шило необходимо загонять под углом примерно 45 градусов. Чтобы избежать травм при прокалывании, руку с линии хода шила нужно убирать осторожно.

Затем необходимо подготовленную нить для прошивания сложить пополам. Соединить концы так, чтобы они совпали. С внутренней стороны обуви через отверстие нужно провести крючок, накинуть на него образовавшуюся из ниток петельку и протащить ее таким образом, чтобы концы остались снаружи. Приблизительно через 5 мм следует сделать аналогичное отверстие и протянуть через него свободные концы нити. Петельку вытащить наружу и продеть наружный конец нитки, оставшийся от предыдущего стежка. Затянуть петлю снаружи. Сделать 3-е отверстие и повторить вышеуказанные действия. В завершение процесса для закрепления шва сделать пару обратных стежков. Завязать капрон и обрезать лишнее.

Итак, мы рассмотрели, как прошивать обувь. Используя этот нехитрый способ, можно подшить практически любую обувь. А это хоть и небольшая, но все же экономия.

Как сделать крючок своими руками?

  1. Делаем ручку и просверливаем в ней отверстие глубиной, равной высоте 8 мм болта.
  2. Подготавливаем болт, который будет служить в качестве насадки для разных стержней. Для этого 2,5 мм сверлом высверливаем в его шляпке 2 отверстия - первое глубиной около 2-3 см направлено вглубь болта, второе - сбоку в шляпке.
  3. Болт крепим на ручку. Чем он засядет плотнее, тем лучше.
  4. Резьба. Метчиком в боковом отверстии под трехмиллиметровый болт нарезаем резьбу.
  5. Готовим стержень. Для этого берем велосипедную спицу, обрезаем на нужную длину. Молотком расплющиваем конец, выпиливаем выемку для нитки посредине расплющенного участка. Канавку можно сделать небольшой болгаркой с алмазным диском или надфилем. Выемку нужно делать под углом и направленную к острию, чтобы было удобно захватывать нитку. После того как выемка будет сделана, обточите острие. Для избавления от мелких заусенцев, которые при работе будут мешать, возьмите смажьте шлифовальной пастой, смешанной с капелькой машинного масла. Зажмите стержень в тисках кверху острием и зацепите нить за выемку. Водите нить из стороны в сторону примерно 20 минут. Канавка приобретет идеально ровную поверхность.

Крючок готов. Как прошивать обувь, описано выше.

Подробный рассказ о том, как самому справляться с ремонтом обуви не наспех, а со знанием дела, печатался более чем в десяти номерах журнала. Вместе с детальным изложением ремонтных работ приводились различные практические сведения: как ведет себя тот или иной материал, как с ним обращаться, будь то металл, кожа, резина, дерево или клей. В "сапожных" публикациях можно было найти советы, как заточить шило или нож, как увеличить прочность ниток, короче говоря, "маленькие хитрости" по самым разным поводам. Наконец, публикация материалов "Холодный" сапожник сегодня..." преследовала и такую цель - показать увлекательность и важность рукотворчества, с которым люди не расстаются при всех научно-технических достижениях. На этот раз материал преподносится как короткие советы по наиболее важным и ответственным операциям. Советы, которые пригодятся домашнему мастеру в "нестандартных" ситуациях, помогут избежать ошибок и улучшить качество работы. Имеются и попутные сведения, ими наверняка воспользуются те, кто любит что-то мастерить своими руками.

Удобен клей "Момент"

В мастерских по ремонту обуви пользуются специальными клеями, выпускаемыми промышленностью. В некоторых случаях они действуют лучше "Момента" и способны надежно склеить даже капроновые или полиуретановые детали. Однако они, как правило, расфасованы в крупные емкости и рассчитаны на быстрое использование, что и бывает при большом объеме ремонта в мастерских. Дома же заниматься починкой обуви приходится не каждый день, и клей, приобретенный в мастерской и перелитый в маленькую емкость, через некоторое время загустеет и станет непригодным для работы. Потому дома лучше использовать клей в тюбиках, причем универсальный, так как приходится иметь дело с кожей, с резиной, с тканью.

Именно таким "универсалом" и оказывается "Момент". Фактический срок его годности может быть в 1,5-2 раза больше указанного на упаковке, если хранить клей в прохладном месте и правильно пользоваться тюбиком во время нанесения клея на деталь. Не следует сильно сжимать тюбик пальцами в средней части. "Момент" обладает хорошей текучестью, и вполне достаточно удерживать тюбик в наклонном положении. По мере расходования клея уменьшайте внутреннюю полость тюбика, чтобы замедлить испарение летучей фракции. С целью экономии клея делайте это аккуратно. Сперва отвинтите колпачок и, удерживая тюбик вертикально, сжимайте его до тех пор, пока из носика не появится капля клея (рис. 1а). Затем завинтите колпачок и "смотайте" незаполненную часть (рис. 1б). К неоспоримым достоинствам "Момента" относится то, что он быстро высыхает и детали сразу же слипаются одна с другой. Поэтому можно отказаться от струбцин, которые иногда деформируют изделие, не обеспечивая должного контакта (рис. 2). Некоторые сапожные работы вообще невозможно качественно выполнить без "Момента", например, заменить подошвы или застежки "молнии", установить заплатку, сузить или расширить голенища.

"Момент" обладает отличной клеющей способностью: вспомните, как трудно удалить этот клей с пальцев. Кстати, чтобы защитить руки, смажьте те места, на которые может попасть "Момент", клеем "ПВА", который за 5-10 минут образует довольно прочную пленку. Закончив работу, намыльте руки, подденьте край пленки и снимите двойной слой клеев.

Шило, лопатка и кусочек стали

Большим граненым шилом, о котором уже говорилось, можно делать отверстия в мягком войлоке, в упругой резине, в толстой твердой коже. Стоит изготовить еще одно большое шило с коническим острием (рис. 3). Оно, в частности, пригодится для прокалывания отверстий в подошве, для ее отделения от верха, "вталкивания" наружной нитки в надрез и при других операциях, где не нужно граненое острие.

Не лишней окажется также лопатка для нанесения клея в труднодоступных местах, для отделения кожи верха от подошвы; лопатка нужна и в тех случаях, когда шило оказывается слишком тонким и острым. Изготовить лопатку можно из небольшой отвертки, притупив надфилем острые ребра (рис. 4).

Выполняя надрез для защиты наружной нитки, обычно нелегко добиться постоянной его глубины. Здесь может выручить кусочек бумаги, временно наклеенный на одну из граней лезвия (см. "Наука и жизнь" № 1, 1997 г.). Если заниматься ремонтом довольно часто, лучше изготовить простое приспособление из листовой стали (рис. 5), которое закрепляется на лезвии с помощью винта (рис. 6).

Не забывайте перед надрезом проверять остроту ножа. Если она недостаточна (что видно невооружен ным глазом с расстояния 15-20 см), "поправьте" нож на кусочке мелкозернистой наждачной бумаги или на абразивном бруске.

Как защитить наружную нитку

Когда делают обувной шов, то наружную нитку стараются защитить, например, закладывая ее в специально сделанный надрез на подошве. Но в некоторых случаях он не нужен, потому что есть готовая канавка (или уступ) либо подошва настолько эластична, что наружную нитку можно глубоко "погрузить" и без надреза.

И все же если прочность и толщина материала подошвы позволяют, то надрез стоит сделать (рис. 7 и 8). Тогда можно сделать шов менее заметным, а стежки расположить строго "в одну линию", чего (не имея достаточного опыта) трудно добиться на торце подошвы, особенно если она жесткая.

Как пришить подошву без предварительного склеивания

Обычно подошву перед пришиванием обязательно приклеивают к обувному верху. Но если обувь с отклеившейся подошвой долго "эксплуатируют", особенно в сырую погоду, верх сильно деформируется (рис. 9). Тогда приклеить подошву на свое место не всегда удается: усилия может оказаться недостаточно, чтобы придать верху прежнюю форму. Для фиксации подошвы можно воспользоваться шпагатом, струбциной, тяжелым предметом, но это не всегда приведет к достижению цели.

Лучше сперва разметьте линии шва на подошве. Затем, если нужно, сделайте надрез или канавку и разметьте центры отверстий. После этого приступайте к верху. Нанося линию с будущими отверстиями, проколотыми в коже, ориентируйтесь на "границу" - линию, отделяющую участок, скрытый под краем подошвы, от участка, который находился на виду. Обычно граница заметна по следам фабричного клея (рис. 10). Чтобы определить расстояние от "границы" до линии разметки, проколите пробное отверстие у края поврежденного участка, где кожа меньше всего сместилась со своего прежнего положения (рис. 11). Линию разметки проведите на 2-3 мм выше полученного отверстия (рис. 12). Это нужно, чтобы "подтянуть" подошву и верх ближе друг к другу и совместить верхний край подошвы с "границей".

Когда линия разметки проведена, наметьте центры отверстий. Затем проколите их - отдельно в коже и отдельно в подошве. Постарайтесь наклонять шило одинаково для всех отверстий, как при пробном отверстии (рис. 13). При прокалывании отверстий в коже основную стельку обойдите стороной. Это позволит коже и другим склеенным с нею деталям занять нужное положение (рис. 14).

Поверхности, которые будут контактировать, зачистите и обезжирьте перед наложением шва. Если верх из натуральной кожи, то перед наложением шва хорошенько смочите ее водой. Влажная кожа, как правило, мягче и при затягивании стежков можно прикладывать меньше усилий. Для пришивания подошвы понадобится капроновая или полиамидная нить толщиной 0,9-1 мм. И еще одно. Перед тем, как затянуть стежок, обязательно сблизьте детали руками, иначе обрыв нитки неминуем. Кроме того, могут сильно растянуться отверстия в подошве. А при обрыве нитки понадобится распарывать уже прошитый участок и накладывать шов заново.

Вводя крючок в отверстие, следите, чтобы подкладка не отделялась от кожи (рис. 15). Для этого при входе головки крючка поддерживайте подкладку пальцами левой руки. В противном случае отверстия могут сместиться и при затягивании стежков размеры обуви внутри уменьшатся (рис. 16).

После наложения шва изделие хорошо просушите. Щель между подошвой и кожей заполните клеем "Момент". Лишний клей удалите кусочком ткани и ластиком.

Если вы захотели самостоятельно отремонтировать обувь в домашних условиях, а именно прошить её, то вам понадобится несколько материалов и инструментов. Для этого вам не понадобятся особые навыки, прошить подошву на обуви можно и с помощью подручных средств.

Вам понадобится

  • капроновая нить;
  • гудрон или мыло;
  • шило;
  • тонкий крючок;
  • ножницы.

Шаги ремонта

1. Чтобы качественно прошить подметки в обуви, рекомендуется использовать капрон, толщина которого должна быть около 5 мм. Чтобы он в процессе не распушился, примените мыло или гудрон, после чего натрите его выбранным средством.

2. Если у вас дома нет шила, то можно взять остро заточенную спицу. Крючок рекомендуется брать тонкий вязальный, если такого не имеется, то возьмите другой или используйте небольшой загнутый кусок проволоки.

3. Наметьте линию нового шва. Она должна задаваться от края подошвы внутрь не меньше чем на 0,5 см, так как нить через время сможет истончиться из-за трения об дорогу. Для точности прорисовки можно использовать портновский мел или кусочек мыла.

4. Теперь нужно воткнуть шило в подошву там, где будет находиться первый стежок. Шило должно проходить сквозь подошву снаружи внутрь под углом, примерно 40-50 градусов. Входное отверстие должно находиться на внешней поверхности подметки, а выходное — на внутренней.

5. Пополам сложите нить, которой будете прошивать обувь. Полученную петлю от сгиба нужно приложить к отверстию внутри, которое вы проделали шилом. Затем через наружное отверстие протяните крючок и наденьте на него петлю. Потяните её наружу, после чего вытяните другой конец так, чтобы нить расправилась.

6. Второе отверстие можно делать через 5-6 мм таким же самым методом. Повторяйте данные действия и уже в конце, чтобы закрепить шов сделайте несколько обратных стежков. Капрон завяжите и удалите лишнюю нить, чтобы конец вышел коротким.

Если у вас проходилась обувь, отстала подошва, то не обязательно обращаться в ремонтную мастерскую. Мелкий ремонт можно сделать самому, для этого не требуется особое умение. Можно, к примеру, без труда с помощью шила и крючка прошить подошву.

Инструменты и материалы, которые нам потребуются: смола или мыло, ножницы, шило, тоненький крючок. Если у вас нету шила, можно заточить спицу и воспользоваться ею. Крючок лучше всего подойдет вязальный. Можно изготовить его с помощью надфиля из вязальной спицы или применить стальную тонкую проволоку с аккуратно загнутым концом. Кроме того, приготовим нити, или как говорили раньше – дратву. Подойдет капроновая нить толщиной 0,5-1 мм. Чтобы нить не ворсинилась и не пушилась, ее натирают мылом или лучше смолой. Намечать линию следует там, где пройдет шов, отступив снизу подошвы миллиметров пять. Если меньше – нитка разорвется от трения об асфальт. Линию для точности рисуем маркером или тонким кусочком мыла. Необходимо также не забыть вынуть стельку. Шилом проткнем подметку там, где будем делать начальный стежок. Прокалывать подошву шилом требуется снаружи внутрь, соблюдая угол наклона приблизительно в сорок пять градусов. Приготовленную прошивочную нитку складываем вдвое. Петлю от сложенной пополам нитки прикладываем к внутреннему отверстию, которое мы только сейчас проделали шилом. Крючок вводим в отверстие снаружи и накидаем на него петлю. Вытаскиваем крючок с нитью наружу и распрямляем нить, потянувши ее за один из ее концов. Делаем второе отверстие через пять-шесть миллиметров точно таким же способом. Шилом прокалываем отверстие, вводим крючок, на него накидываем нить, которая находится внутри башмака, и вытягиваем петлю наружу. В образовавшуюся петлю продеваем конец нити, который у нас остался снаружи, и крепко затягиваем петлю.


Аналогичным способом делаем третий, четвертый стежок. И так до самого конца, пока обойдете весь башмак по кругу. После окончания прошивки завязываем концы ниток на узел и обрезаем лишнее, оставив короткие кончики.

Используя такой нехитрый способ, можно подшить любую обувь. А это хоть и маленькая, но экономия.

Чтобы не терять время и деньги на поход в сапожную мастерскую каждый человек должен иметь элементарные навыки, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, когда срочно нужно выйти из дома, а на любимой туфле или кроссовке разошелся шов или отклеилась подошва. Наверняка каждый хоть раз попадал в такую ситуацию. Главное не паниковать, обзванивая друзей и знакомых с вопросом, что теперь делать и как зашить обувь? Обувь часто рвется по шву, поэтому сначала нужно освободить порвавшееся место от старых ниток.

Важно подобрать нитки под цвет тех, что там были изначально. Для тонкой кожи подойдут обычные швейные нитки, желательно шелковые. Если нитки тонкие, можно для прочности сложить их вдвое и натереть парафином или мылом. Обработанная таким образом нить будет лучше скользить при зашивании обуви и не порвется. Подобрав иглу по размеру отверстий, оставшихся от старого шва, можно аккуратно зашить порванное место, втыкая иголку в те же самые отверстия. После ремонта швов можно подумать, как восстановить замшевую обувь, если смялся ворс и появились проплешины.

Зашивать обувь из тонкой кожи или замши можно с помощью обычной швейной иглы, но для грубой кожи этот способ может оказаться трудоемким. Игла может сломаться в самый неподходящий момент. Для того чтобы прошить толстую кожу понадобится сапожный крючок и шило. Нитки тоже должны быть толще обычных швейных. Это может быть тонкий шелковый или капроновый шпагат. Если не удается подобрать нить по цвету, можно воспользоваться тонкой прочной рыбацкой леской. Прозрачная леска подойдет для зашивания обуви любого цвета, в том числе и белой, перед тем как отбелить обувь.

Сапожный крючок можно изготовить самостоятельно из вязальной спицы. Спица должна быть тонкой и острой, как та, что используется для вязания носков. Достаточно тонким напильником сделать пропил на расстоянии 3-4 мм от края спицы. Сапожный крючок похож на крючок для вязания, только имеет заостренный кончик, чтобы лучше прокалывать кожу. С помощью крючка можно прошивать порвавшиеся швы на обуви и даже прошить подошву, так как заклеить обувь с помощью клея не всегда удается. Нить или леску для прошивания подошвы нужно взять длинную, примерно 30-40 сантиметров, можно и длиннее, если подошва будет прошиваться по всему периметру.

Не забываем, перед тем как начинать шить почистить белую обувь от загрязнений. С помощью шила делается сквозной прокол с внешней стороны подошвы, захватывающий кожу туфля. Затем крючком нужно вытянуть нить через получившееся отверстие так, чтобы внутри и снаружи обуви оказались равные отрезки нити. Сделав второй прокол шилом на расстоянии 3-5 мм от первого, заводят крючок в отверстие и захватывают нить, находящуюся внутри обуви. Вытягивают нить петлей наружу и в эту петлю протягивают внешнюю нить. Держась за оба конца нити, туго их натягивают, закрепляя стежок. Так стежок за стежком прошивают отошедшую подошву. Шов получается прочным и ровным, похожим на шов швейной машинки.