Дарим цветы        04.11.2019   

Какие традиции на Рождество в Украине? Традиции и обряды

Сегодня Украина отмечает Рождество Христово - традиции, блюда и главные запреты 2019-01-07 12:43 1902

В Украине христиане восточного обряда в понедельник, 7 января, отмечают Рождество Христово - один из самых торжественных и радостных праздников года.

В этот день Рождество празднуют церкви, которые используют в своем летоисчислении Юлианский календарь. В частности, Православная Церковь Украины, Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Православная Церковь Чешских земель и Словакии, Афонские монастыри, Бессарабская митрополия Румынской православной церкви, а также Украинская греко-католическая церковь.

Согласно Библии, Богородица родила Иисуса Христа, которому была уготована участь Спасителя, во время поездки на перепись населения в Вифлеем. Поскольку город был переполнен и там не нашлось свободного места, Мария вместе с Иосифом расположились на ночлег в хлеву, рядом с домашним скотом. В момент рождения Спасителя на небе засияла Вифлеемская звезда, которая указала путь волхвам, что принесли свои дары маленькому Иисусу.

Празднуя Рождество спасителя мира, христиане ежегодно собираются на торжественные рождественские богослужения.

По традиции Рождество в Украине начинается со Святого вечера - Сочельника. В этот день вся семья, включая маленьких детей, собирается на праздничный ужин. В Сочельник находиться в чужом доме нельзя.

Святвечер обычно начинается с зажигания свечи в память об умерших предках и чтения молитвы "Отче наш". После чего хозяин дома благословляет ужин.

В этот день люди не садятся за стол до появления первой звезды, которая, как говорится, указывала волхвам путь к тому месту, где находился младенец Иисус.

В Святвечер на столе обязательно должны быть 12 постных блюд - в честь 12 апостолов. Главное угощение - кутья (ритуальная каша, сваренная из ячменя, пшеницы или риса). Многие украинские хозяйки в кутью добавляют орехи, мак, изюм и мед. Кроме кутьи, на праздничный стол также принято ставить: постный борщ, вареники, грибы, овощные салаты и соленья. Блюда водой не запивают - только узваром (сладкий компот из сухофруктов).

Праздник Рождества Христова - самый почитаемый среди двунадесятых, он отмечается вплоть до следующего праздника - Крещения. Этот период называют Святками. В Украине издавна в эти дни водили вертеп, пели колядки и желали всем добра на весь год.

Каждый член семьи должен понемногу попробовать все 12 блюд, при этом полностью съедать ужин нельзя, иначе холодильник будет пустым весь год.

Во время ужина незамужним девушкам и неженатым парням нельзя садиться на угол стола, чтобы не остаться без пары. До завершения трапезы нельзя выходить из-за стола и из дома, чтобы не впустить в жилье нечистую силу.

В канун Рождества также принято на самом почетно месте в доме ставить дидуха - пшеничный, овсяный и ржаной сноп, который, по поверью, охраняет дом от злых духов и олицетворяет благополучие семьи.

. "Вести" узнали о традициях и обычаях этого праздника.

Начинают отмечать этот праздник еще накануне, 6 января. У вечера 6 января сразу несколько названий: Сочельник, Святий вечір или Коляды. По церковному уставу, в этот день соблюдается строгий пост: верующие полностью воздерживаются от пищи. "До первой звезды нельзя" - так говорили на Руси, и не вкушали съестного, пока на небе в этот вечер не появится первая звезда- как символ рождественской звезды, возвестившей в свое время волхвов о рождении младенца Христа.

Сочельник — это заключительный день Рождественского поста. И свое название он получил за то, что в этот день принято есть сочиво (кутю).

Это блюдо готовится из макового или миндального молока, которое смешивают с медом, и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы. Также сюда добавляют целые или измельченные ядра грецких орехов, сладкого миндаля, растертого мака.

Кутей начинается трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник. Согласно традициям, в Святой Вечер на рождественском столе должно быть 12 блюд.

Обычаи на Рождество в Украине

Что касается самого Рождества, то украинские традиции на Рождество тесно связаны с традициями Нового года: символом этого праздника тоже является елка, украшенная Вифлеемской звездой на верхушке. На ветки дерева вешают для детей различные сладости, а под саму елку кладут подарки. В старину, в полночь, все обменивались подарками, поздравляя друг друга и загадывая желания.

Среди девушек были распространены Рождественские гадания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все-все задуманное. При этом все загаданное на Рождество обязательно должно быть добрым.

В некоторых регионах Украины есть традиция украшать стол Дидухом.

Дидух - это аутентичный украинский символ Рождества. Имеет вид снопа пшеницы или овса специальной формы: с тремя, пятью или семью ногами и большим количеством узлов. Это символ урожая, благополучия, богатства, бессмертия предков, оберега рода. Дидух заносили в дом с появлением на небе первой звезды 6 января и ставят в углу.

А вот на западной Украине (например, во Львовской области) вместо дидухов делают "пауков". Это память о паутинах, по легенде спасших Христову семью от воинов Ирода. Делают "пауков" из соломы, из тонких деревянных прутьев или из проволоки, а в местах соединения цепляли цветы, свечи или стеклянные елочные украшения.

Кое-где до сих пор, как и в старину, к Рождеству покрывают пол в домах свежим сеном, а стол — соломой, на которую затем стелют скатерть и ставят угощение. Это напоминает хозяевам и их гостям, что Спаситель родился не в царских чертогах, а в овечьем хлеву и был положен в ясли на солому.

Рождество Христово: как празднуют

Рождество - духовный праздник, и к тому же семейный. Поэтому утром 7 января всей семьей принято ходить в церковь на праздничную молитву, которая посвящается воспоминаниям о рождении Спасителя. Возвращаясь из церкви, люди радостно здороваются: "Христос родился! — Славьте его!" или "Со Святым Рождеством, будьте здоровы!"

У наших предков было принято, чтобы утром хозяин опять ставил свечу, обкуривал дом, кропил святой водой, а хозяйка мыла посуду - и только после этого все еще раз с молитвой садились за постный стол. После окончания церковной службы семья снова собиралась на праздничный обед, но тот уже не был постным.

В центре праздничного рождественского стола ставится кутя. Кроме того, к Рождеству специально подкармливали и кололи кабана, чтобы приготовить студень, сальтисон, колбасу, жаркое и сало - все, чего не хватало в Рождественский пост. Также запекали гуся (или утку - кому что больше нравится), подавали шулики медовые с маком, узвар, рождественский калач, блины и открывали различные соленья (огурцы, томаты и пр.).

Рождество Христово: праздничные мероприятия - колядование

Вечером начинали ходить колядники (иногда их еще называют христославы) с "Вифлеемской звездой".

При этом в разных регионах Украины колядуют в разное время: где-то - уже на Святой Вечер, кое-где - в первый день Рождества, а где-то - утром второго дня праздников.

Обычно с колядками ходят дети, взрослые парни и девушки. Взрослые ребята и девушки ходили колядовать отдельно. Но так как девушки колядовать ходили вечером, то с собой они брали фонарь в форме месяца или звезды. На Западной Украине колядовали еще и мужчины из церковного братства.

Колядники подходили к дому, становились под окнами и кричали все вместе, чтобы хозяева благословили их колядование. После получения разрешения начинали петь колядку, предназначенную лично хозяину или хозяйке, узнав заранее, как кого зовут. Когда пение заканчивалось, хозяева выносили колядникам сладости или денежку.

Колядовать ходили и ряженые, которые разыгрывали в ролях рождественские рассказы, а кроме того и другие христианские сюжеты, которые пользуются неизменным успехом в народе. К ним обычно входили Пастухи, Коза, Ирод, Цари, Жиды и даже Смерть.

Старинным рождественским обычаем является и хождение с вертепом - небольшим коробом, такой себе мини-кукольный театр, который изображает пещеру, где, по преданию, родился Христос. В нем народные умельцы разыгрывали целые спектакли на тему Рождества.

Еще одной народной традицией является традиция мириться в этот день, прощать друг другу вольные и невольные обиды, чтобы в полной мере ощутить радость жизни.

Святки-2018: традиции

Двенадцать дней после Рождества называются святыми днями или святками. Они отмечаются в период между Рождеством Христовым и Крещением и длятся 12 дней.

В 2018 году Святки пройдут с вечера 6 и до 19 января.

В эти дни нет поста. Однако Святки - это не только радость и веселье, в эти дни принято совершать дела милосердия. В эти дни щедро раздавали милостыню.

Рождество в Украине

Рождественский пост

Рождеству Христовому предшествует сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), который также называют Филлиповым. Главная цель Рожденственского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Запрещается мясо, сливочное масло, молоко, яйца. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла только после вечерни.

В остальные дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

В последнюю неделю перед праздником пост усиливается. Кроме поста телесного, церковь напоминает о посте духовном. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.

Сколько дней празднуют Рождество?

В Украине Рождество начинают праздновать в Свят вечер – 6 января, тогда же и заканчивается рождественский пост. После Рождества наступают коляда или святки – 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

На второй день Рождества, 8 января празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен прославлению Божией Матери, "радость миру родившей".

По традиции в дни празднования Рождества совершается память первых христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана, Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке, а также мучеников младенцев в Вифлееме избиенных.

Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством; царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня, который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет, и который впоследствии возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.

Рождественский стол в Свят вечер перед Рождеством

Современным хозяйкам не следует путать ужин, приготовленный на Святой вечер, и семейный ужин на Рождество Христово.

В Украине вечерняя трапеза на Свят вечер, 6 января, сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.

Главными блюдами на украинский Святой вечер являются кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги.

После ужина, который обычно длился 3-4 часа, кутью и некоторые другие блюда со стола не убирали, а оставляли для духов умерших предков, которые, по верованию украинцев, также приходили «на рождественскую кутю».

А вот на само Рождество Христово (7 января) готовят большой семейный ужин. Пост окончился, поэтому на столе могут присутствовать разнообразные мясные блюда: домашняя колбаса, жареный поросенок, поросенок, фаршированный гречневой кашей, гусь или утка с антоновскими яблоками, утка с капустой, студень, окорок, буженина, бараний бок с кашей, а также блины, заливная рыба, пироги и пряники.

Украинские традиции празднования Рождества

В Украине в первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут „деду ужин".

Под вечер 7 января шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать, чаще всего колядовали сыну или дочери.

Подробнее об украинских традициях празднования Рождества Христово

Рождественские гадания

Вы можете погадать у нас на сайте в разделе "Гадания".

Считается, что именно в "святые" дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользовались моментом и участвовали в рождественских гаданиях. Интересовало их, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого.
Народные приметы, связанные с Рождеством

Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество).

Когда, например, первый день Коляд ясный – будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет – урожайный.

Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд – летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град – горох будет большой, если снег – будут хорошо роиться пчелы.

Подготовка к Рождеству начиналась с осени

В давней украинской традиции для надлежащего празднования рождественско-новогодних обрядов важной была заблаговременная и серьезная подготовка.

Обязательно еще с поры жатв бережно хранили обжиночный Рай-дидух (Дидух), в который втыкали стебли разных злаковых культур (ржи, пшеницы, овса и т.д.), и отбирали мягкое благоухающее сено. К праздникам завершали практически всю важную работу по хозяйству и тщательным образом убирали в домах – выбеливали помещение и цветами разрисовывали дымоход, застилали новые или чисто выстиранные скатерки, рядна и полотенца.

Обязательно пытались купить обновки (новая одежда) для всех членов семьи и новую посуду (макитры, горшки, кочерги и макогоны). Из воска собственной пасеки люди изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы.

В подготовке к рождественско-новогодним праздникам были задействованы и мал и стар. Бабушки, деря перо на подушки, попутно учили детвору колядовать, щедровать и засевать. Парни и девушки, готовясь к колядкам, собирались вместе, изготовляли ритуальные наряды, учились выполнять действа с вертепом и рождественской зарей. Также избирали своего главного атамана („березу"), побажальников (тот, кто будет желать), казначея, міхоношу (тот, кто будет носить мешок) и других исполнителей.

Рождество в Украине – слияние христианских и языческих обычаев

В канун Рождества – 6 января (этот день звали Вилия) еще на рассвете хозяин и хозяйка ритуально готовили Божью еду – кутью и узвар. Для этого особенным образом в печи ложились дрова, которые требовалось зажигать „живым огнем" (потерев деревом о дерево, или огнивом), в более поздней традиции уже пользовались спичками.

Для кутьи бралась заблаговременно потолченная и моченая пшеница, а также „непочатая" – набранная до восхода солнца вода, которую, считали, освятил ночью сам бог солнца. Это касалось и кнышей, которые вынимали из печи „до света", а в печь сажали калачи и постные пирожки. Кныш выпекали, замешивая его как обычный хлеб, и кладя сверху маленький хлебец, который звали душой и который предназначался для Духов-Лада, то есть душ умерших предков. Потом хозяйка готовила на предрассветной воде и в новом горшке голубцы и другие блюда, которых должно было быть двенадцать.

Особенно следили, чтобы Божья еда была вынута из печи с восходом солнца. Для окончательного приготовления кутьи к сваренной пшенице добавляли мед, валашские орехи, мак и изюмины (пшеница считалась символом вечной жизни, а мед – вечного счастья святых на Небе). Вар или узвар готовили из сухофруктов (яблок, груш, слив, вишен).

Когда Божья еда и кныши уже на скамье, то с первым лучом солнца хозяин открывал домашние двери, амбары, риги, конюшни и даже ворота, потому что, считалось, что на землю всходит бог урожая, достатка и богатства. Волшебным зельем (маком-видюком) люди осыпали всю домашнюю живность, чтобы отвернуть злую силу и еще раз проверяли все ли готово к Свят-вечеру. Тогда уже требовалось внести в дом „Святки". Для этого отец брал за руку старшего мальчика и шел с ним в овин, неся непочатую воду, а мальчик – три колоска. Там уже стоял приготовленный Рай-дидух и 12 вязанок душистого сена. Все это обрызгивали довосходной водой и, приговаривали молитву: „Милостивый Боже, и ты, Солнце праведно, со Святым Рождеством! В прошлом году дали вы урожай, дали добро, богатство и здоровье... Пошлите еще лучше в этом году!"

Потом брали Рай-дидуха и сено и несли к жилищу, где хозяйка встречала их с кнышом и зажженной свечой. Впоследствии все вместе устанавливали Дидуха на покуте, стелили сеном стол и пол, и детки ритуально катались по полу, чтобы не переводилась живность.

Согласно традиционному украинскому мировоззрению Рай-дидух вмещал в себе дидухов-пращуров, дух жилья, добрых Духов-Лада. Последние, считалось, после жатв вселяются в сноп-Дидух и с ним переходят с нивы в ригу. А другие Духи-Лада переходят из полей в леса, горы и долины. Именно на Вилию духи вместе с Дидухом, которого еще зовут „Раем" (потому что именно там находятся души), входят в жилище людей и для них хозяева устраивают Святую Вечерю. На эту Богатую Кутью кроме добрых духов приходят и бог урожая, и бог домашних животных.

До тех пор пока Рай-дидух стоит на покуте, сурово запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме. Святым называли не только ужин 6.01, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13.01. В эту пору годилось лишь праздновать и не работать.

Место же Дидуха в доме звалось „Раем", потому что там, считали, с этого времени будут находиться души пращуров-покровителей рода и дома.

Поверх сена на столе стелили первую скатерку для добрых душ и, разложив по краям чар-зелье или чеснок, застилали вторую скатерть – для людей. Посреди стола хозяин ставил для духов кныш, а хозяйка каравай, в который вставляли свечу.

Кутью и узвар торжественно переносили на покуть, предварительно собрав из кутьи сухой верх для живности. Дети в это время магически кокали и жужжали, чтобы куры и пчелы велись. Кутью накрывали кнышом, узвар – караваем и, похозяйничав со скотом, все ожидали наступления сумраков.

Готовясь к ужину, семья надевала нарядную одежду и нетерпеливо ожидала первой зари на ночном небе, потому что целый день нужно было поститься и ничего не есть.

Выйдя во двор, дети следили за небом и с появлением звезды, заходили в дом и извещали долгожданную весть. Из этого момента можно было начинать Святую Вечерю.

Украинские обычаи на Свят вечер – ночь перед Рождеством

Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все почтенно продували скамьи, чтобы не присесть на Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков. Во время святого ужина не гоже было вставать из-за стола (это могла делать лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и не громко.

В Вилию, в канун Святой Вечери, не гоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой. Начиная Святую Вечерю, хозяин с молитвой набирал из горшка в новую макитру кутью, добавлял тертого мака и медовую ситу и ставил на стол (где горела зажженная свеча, лежал кныш и каравай). В первую очередь кормили скот и домашнюю живность.

Потом самый старший хозяин брал ложкой кутью и говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две рюмки и тарелки (из них никто не ел, и туда насыпали кутью). В некоторых районах сохранился обычай подбрасывать ложку кутьи к потолку, приговаривая, чтобы Бог послал много приплоду в хозяйстве. Потом хозяин подносил рюмку и произносил молитву за сущих членов семьи. За ужин рюмка очередью обходила всех взрослых родственников, а кушанья употребляли из общих мисок.

Считалось доброй приметой, если на Святую Вечерю приходили одинокие, бедные, неприкаянные люди. Их щедро принимали и угодничали.

По традиции, на Святвечер должно быть „богато" – 12 постных блюд: кутья, узвар, горох, капустник, рыбные блюда, голубцы, борщ, вареники, блины, каша, пирожки, грибы. После ужина, который длился несколько (3-4) часов, кутью и некоторые другие блюда не убирали со стола, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святую Вечерю во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце.

После ужина люди начинали петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира, Богу-солнцу, урожайности и приплоду домашней живности. Гадали по стебелькам, которые вытягивали из-под скатерки на столе. Потом родители одаривали детей, гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток и богатство.

После Святой Вечери и угощений не гоже было спать, особенно хозяину и хозяйке, которые ложились отдохнуть одетыми, чтобы не заснуть. Пытались без надобности не выходить из дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным отцам, которые жили рядом.

Окошки жилищ всю ночь сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали.

Празднование Рождества

Под утро до восхода солнца начинали ходить мальчики-виншувальники (девочкам ходить с приветствиями не годилось) и „виншували".

Виншувальникам очень радовались, потому что хозяева переживали, чтобы первой не пришла особа женского пола. Потому радостно одаривали ребят деньгами и гостинцами (конфетами, яблоками, орехами, книшиком и т.д.).

7 января праздновали первый день Рождества Христово (годилось отмечать три дня 7 - 9.01). Утром вся семья или несколько представителей шли в церковь на праздничную молитву, которая посвящалась воспоминаниям о рождении Иисуса Христа. Возвращаясь из церкви, люди радостно здоровались:

Христос родился! - Славите его! или - Со Святым Рождеством будьте здоровы!

Иногда, утром хозяин опять ставил свечу, обкуривал дом, обрызгивал святой водой, хозяйка мыла посуду и все еще раз с молитвой садились за постный стол. И только после этого еще раз мылись миски, ложки и накрывали скоромные блюда, люди разговлялись, потому что пост окончился. К Рождеству специально подкармливали и кололи кабана, чтобы приготовить колбасу, кишку (кровянку), студень, зельц, жаркое с гречишной кашей. Готовили также одно молочное блюдо.

После такого сытного обеда хозяин клал на пороге топор и домочадцы, переступая через него, выходили из дома. Хозяин шел хозяйничать со скотом, а пожилые люди и молодежь шли в село для общения. В первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить по обеде своих родителей, говорили, что везут „деду ужин".

Уже под вечер шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать (чаще всего сыну или дочери), становились перед „застольным окном" и распевали магические стихотворения-молитвы. Люди с верой, надеждой и уважением относились к таким чистосердечным „вестникам добра и счастья".

Вечером к общественной коляде „людно" готовились возле церкви или школы холостяцкие общества. Избирали своего руководителя – Березу (Березая), латкового (собирает сало и колбасы), хлебоношу, казначея, звездаря (носит зарю), звонарей, танцоров, скрипачей. Колядовать годилось несколько ночей, пока обойдут каждое жилище в поселении.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Рождество - светлый и богатый на обычаи праздник, который каждый год с нетерпением ожидают взрослые и дети. Красивая наряженная ёлка, милые подарки, мелодичные колядки, вкусная трапеза, огромный Дидух и таинственные гадания - всё это элементы торжества, без которых оно теряет своё очарование. В каждой стране мира существуют свои традиции на Рождество. В Украине они также индивидуальны и аутентичные, но не менее интересны, чем в любом другом уголке нашей необъятной планеты.

Подготовка к празднику

Начиналась она ещё во время осенней жатвы. Именно тогда заготавливали праздничный Дидух - перевязанный лентой сноп сена, который украшали разные злаковые культуры: пшеница, овёс, рожь. Выбирали самые красивые колоски, сено при этом должно было быть обязательно мягким и благоухающим. До начала праздника, ещё к Новому году, пытались завершить все самые важные хозяйственные дела: заготавливали корма домашней скотине, делали генеральную уборку в доме, белили потолки, разрисовывали дымоходы и печи.

Традиции в Украине обладают своей неповторимой изюминкой. Например, глава семьи покупал жене и детям обновки, а также новую посуду. Женщины собирались вечерами и с помощью воска, собранного на собственной пасеке, делали красивые плетёные свечи, которые потом в Сочельник украшали стол и помещение. Над ними шептали специальные молитвы и заговоры, чтоб они обретали чудодейственную силу. Юные парни и девушки, в свою очередь, разучивали колядки, шили ритуальные наряды и мастерили вертеп.

Накануне Рождества

Утром 6 января с первыми петухами вставала вся семья. Хозяйка брала семь поленьев, которые откладывала на протяжении семи недель, и аккуратно складывала их в печь. Именно на них нужно было варить главные праздничные блюда - кутю и узвар. По традиции, на Рождество в Украине их зажигали "живым" пламенем, для этого использовали огниво или старый способ: высекали искру двумя брусками дерева. Только в XX веке начали использовать спички, но в далёких сёлах обычай "живого" огня сохранился и поныне.

Хозяин дома с первыми лучами солнца открывал все двери и окна в доме, даже ворота конюшен, хлевов и амбаров. Считалось, что бог достатка и урожая ходит в это время по земле и заглядывает в те дворы, где его радушно ждут. Скотину обсыпали маком, чтобы отвадить от неё нечистую силу. Мужчины перед самим праздничным постным ужином заносили в хату Дидух, предварительно окропив его водой, собранной с первой утреней зорькой. Над снопом приговаривали молитву, прося у Бога здоровья и богатства в текущем году.

Приготовление ужина

Это был особый ритуал, в котором брали участие не только женщины, но также их мужья и дети. По традиции, на Рождество в Украине (на английском языке - Christmas Eve) главным блюдом считалась кутя. Для её приготовления брали толчёную и вымоченную пшеницу, а также воду, набранную до восхода солнца. После того как кутя сварилась, к ней добавляли орехи, мёд, мак и изюм. Что касается узвара, то его делали из заготовленных ещё осенью сухофруктов: груш, яблок, слив.

Обязательно должен был присутствовать на столе и кныш - пирог с начинкой. Поверх него выкладывали небольшой хлебец, предназначенный для душ умерших предков. Потом хозяйка выпекала постные калачи, варила в новой посуде голубцы с грибами, вареники с картошкой и другие блюда. В общей сложности их должно было быть 12. Все праздничные блюда выкладывали на стол, застеленный нарядной скатертью, в уголках которой клали дольки чеснока - он охранял семью от различной нечисти, а также от зла и дурного глаза.

Дидух

После того как стол был накрыт, глава семьи и его старший сын в дом заносили Дидух. На пороге их встречала хозяйка с зажжённой свечой в одной руке и с кнышом в другой. По традиции, на Рождество в Украине дети устанавливали Дидух на покуте, застеленной сеном. После этого малышня ритуально каталась по полу, чтоб живность в хозяйстве не переводилась.

Дидух в древние времена был аналогом современной наряженной ёлки. Он - символ Рождества, поэтому всегда занимал почётное место во главе стола. Традиции празднования Рождества в Украине свидетельствуют о том, что славяне, жившие на этой территории, верили в чудодейственную силу Дидуха. Они считали, что после жатв в него вселяются души умерших родственников.

После торжественного перемещения Дидуха из амбара в дом запрещалось делать любую Девушки даже выносили на улицы веники и тряпки, чтоб не поддаваться искушению. Целых три дня люди веселились и отдыхали. Единственное, что разрешалось делать, так это ухаживать за скотом.

Постный ужин

Когда все ритуалы и обряды были сделаны, члены семьи переодевались в нарядную одежду и нетерпеливо ждали появления первой звезды на ночном небе - только тогда можно было сесть за стол. Целый день перед этим люди постились - ничего не ели, только воду пили - поэтому это был особенно долгожданный момент.

Какие традиции на Рождество в Украине, связанные со Святвечером? Во-первых, по обычаю первым за стол садился глава семьи. Дальше по старшинству другие: родители, жена, дети. Перед тем как сесть, присутствующие люди дули на стулья, чтоб случайно не придавить духов, которые могли на них примоститься. Во-вторых, хозяин обязательно читал молитву, после которой можно было трапезничать. Сначала пробовали кутю, потом все другие блюда по очереди. Всё это время посредине стола стоял кныш и воткнутая в него зажжённая свеча.

Считалось, что если к ужину в дом придут бедные люди - это на счастье. было и подбрасывание ложкой кути к потолку: люди верили, что ритуал принесёт скотине богатый приплод, а им, соответственно, достаток.

После ужина

По традиции, на Рождество в Украине Святвечер заканчивался колядками. Люди пели их сначала в кругу семьи, затем запускали в дом целые ватаги ряженых с вертепами, которые желали хозяевам достатка, здоровья и удачи, после чего с их благословения пели ритуальные песни про рождение Христа. В награду получали сладкие угощения или звонкую копеечку.

Спать после Святого ужина никто не ложился. Люди старались провести это время в кругу семьи. Выходить из дома не было принято: только дети брали лакомства со стола и относили их своим дедушкам и бабушкам, а также крёстным родителям. На подоконниках целую ночь горели свечи: они освещали путь душам умерших, которые могли заглянуть на огонёк. Также для них оставляли кутю и другие блюда на

После полуночи девушки гадали на суженого: на зеркалах, сапогах и поленьях. Считалось, что именно в эту ночь можно максимально приоткрыть завесу будущего. Нельзя было ссориться, злиться и говорить дурные слова, так как в эту ночь их могла услышать что блуждала под окнами.

7 января

На следующий день с самого утра вновь приходили колядующие. Это были мальчики-винчувальники, девочкам можно было приветствовать хозяев только 8 января. По традиции, на Рождество в Украине (на английском языке - Christmas Day) ребят щедро одаривали пирожками, конфетами, яблоками и орехами. Люди шли в церковь на праздничную службу, после которой считалось, что Рождество полностью вступило в свои законные права.

Праздновали его минимум три дня: всё это время местные жители ходили друг к другу в гости, пели колядки и отдыхали. Главы семейств обкуривали дома свечами из храма, обрызгивали углы святой водой. Трапезничали уже не постной, а скоромной пищей. По традиции, на Рождество в Украине 7 января подавали на стол колбасу-кровянку, холодец, жаркое, смалец, домашний жёлтый сыр, фаршированных поросят и так далее. Вечерами собирали возле церкви и устраивали народные гуляния: водили хороводы, пели, танцевали, желали каждому встречному счастья и удачи в Новом году.

Скопируйте iframe

Украинские же православные верующие впервые празднуют Рождество в собственной независимой Православной церкви Украины. В честь праздника в Киев привезли Томос – декрет об автокефалии украинской церкви, подписанный Константинопольским архиепископом Варфоломеем. Документ имеет большое историческое и политическое значение.

Автокефальная Православная церковь Украины вошла в семью православных церквей как равная среди равных, но впереди еще много работы для ее усиления. Так определил сегодняшний день митрополит Киевский Епифаний во время праздничной литургии в Софийском соборе Киева.

«Украинская церковь получила свою независимость, получила Томос о признании своей автокефалии. Мы видим, что Господь явно помогает нам», – обратился к верующим митрополит автокефальной Православной Церкви Украины Епифаний (Сергей Думенко).

Томос – церковный декрет, утвержденный в Стамбуле Синодом Всемирного патриархата, сегодня показали украинским верующим. Президент Порошенко не скрывает своей радости – именно с его обращения в Патриархат, направленного еще в апреле, и возникла церковная независимость Украины.

«Нашу давнюю церковь, история которой восходит ко времени равноапостольного князя Владимира, мы наконец освободились из московской неволи», – высказался в Софийском соборе президент Украины Петр Порошенко.

Об ощущении счастья и радости нашим корреспондентам сегодня рассказывали и простые верующие, которые пришли специально для того, чтобы увидеть исторический документ.

«Чувство знаковости сегодняшнего события, понимание важности сегодняшней геополитической победы Украины в мире, и вместе с тем мне приятно, что это стало результатом деятельности многих поколений украинцев, которые шли не только к политической независимости, но и духовной самостоятельности и автокефалии Украинской церкви», – говорит украинский историк Владимир Омельчук.

В Московском Патриархате РПЦ заявляют, что и Всемирный Константинопольский патриархат с центром в Стамбуле, и независимый Киевский патриархат – раскольники. Самые радикальные из прихожан РПЦ говорят, что в Киеве обосновались сатанисты с Запада, даже менее эмоциональные говорят, что Православная церковь может быть только единая.

Вот что говорят прихожане церкви на Воробьевых горах в Москве:

«Разделение церквей от того, что Порошенко и его окружение хотят разделить богатство церкви».

«Наши близкие, родные, которые там живут, и в этой стране происходит такое несчастье, и не могут отметить этот праздник так, как мы привыкли».

«Мы единое целое. Мы даже не братский народ, мы один народ».

Это прихожане церкви Живоначальной Троицы в Москве. Их священник, Андрей Новиков , с 2000-го года работал в Синодальном отделе РПЦ для взаимодействия с вооруженными силами Украины в Одессе. Когда Россия аннексировала Крым, а ее гибридные силы вошли в Донецкую и Луганскую области, Андрей Новиков переехал в Москву.

«На Украине как была, так и действует каноническая украинская православная церковь Московского патриархата. Да, она подвергается гонениям, но в гонениях закаляется вера верующих», – заявляет журналистам игумен Святыни Живоначальной Троицы Андрей Новиков.

Однако кровопролития и насильственного отбирания святынь, которые пророчествовал Украине московский патриарх Кирилл , не происходит. Церкви переходят в Киевский патриархат автокефальной Православной церкви Украины по решению их общин.

«Мы разорвали последние узы, которые привязывали нас к Москве с ее фантазиями об Украине как канонической территории Русской православной церкви. Этого нет и уже не будет», – заявил сегодня Петр Порошенко.

Для Петра Порошенко, который подчеркивает свою преданность христианству, получение Украинской Церкви независимости – прежде всего успех политический. Уже в марте Украину ждут выборы президента.

Вот что сказали «Белсату» люди, которые стояли в очереди в Софийский собор в Киеве:

«То, что Порошенко сделал, мне кажется популизмом. Ведь все к этому шло, как и безвиз».

«Все-таки он сделал свое дело, ускорил события, и оно все же состоялось».

«Президент Порошенко почувствовал исторический момент времени. И это, наверное, принесет ему достаточно большую популярность в народе. То, что он войдет в учебник истории, – это факт».

«Может, это и надо было когда-то сделать, но как раз сейчас перед выборами Порошенко хочет себе больше баллов, и больше ничего».

«Он просто молодец. Хотя, как говорят, он не герой моего романа, но в этом случае нужно отдать должное. – Он победил Путина. – Да, да».

Украинская православная церковь всегда держалась на обочине от позиции РПЦ. Столичные святыни в Киеве открывали свои двери во время попыток подавления революции Достоинства свергнутым президентом Виктором Януковичем . В Кафедральном соборе тогда работал полевой госпиталь, и церкви отпевали протестующих, застреленных спецназом на площади.