Дарим цветы        14.06.2019   

Какой штраф за детское кресло? Новые правила перевозки детей. Наказание за нарушение правил перевозки детей в автомобиле

На основании законодательства безопасность водителя и пассажира должна обеспечиваться за счет обязательного пристегивания ремнем безопасности. Что же касается детей, то они должны сидеть только в специальных детских устройствах - автокреслах, в которых непосредственно должны быть также пристегнуты.

Детские кресла разрешается ставить как сзади на диван, так и спереди. Значение в принципе не имеет, главное чтобы было удобно водителю. В случае отсутствия пассажиров, он должен видеть ребенка, а также иметь возможность дотянуться до него вытянутой рукой, чтобы поправить его, дать по пить и т. д.

До 2007 года обязательное использование автокресла не было необходимым. Но начиная с этого момента были изменены и дополнены ПДД, где четко стало прописано следующее:

ребенок должен сидеть в автокресле, в зависимости от комплектности кресло должно ему соответствовать, а также соответствовать ГОСТу.

Ездить на автомобиле с неустановленным детским кресло стало запрещено. На основании ПДД, за езду без него предусмотрен штраф.

За езду без предусмотренной установки автокресла с 2007 по 2013 года штраф составлял 500 рублей.

В КоАП для этого не было выделено отдельной статьи. Данное правило регулировалось просто обязательным условием, при котором ребенок, так же как и водитель, и пассажиры, должен быть во время езды на автомобиле всегда пристегнутым.

Какой штраф действует в 2018 году?

Начиная с 2013 года и, соответственно, в 2018 году, были и действует повышенный штраф за езду без автокресла. Так, в КоАП введена новая статья №12.23.

За несоблюдение ПДД, в результате которых не будет использовано детское кресло, штраф составит 3000 рублей.

Стоит напомнить, что правила должны соблюдаться и выполняться для всех двенадцатилетних детей, рост которых не превышает 1,5 м.

Куда разрешается садить ребенка?

В ПДД прописаны требования, при выполнении которых ребенок может сесть на заднее сидение и при каких на переднее. Так, на заднее сидение разрешается садить детей, если выполняется одно из требований:

  • установлено детское автокресло;
  • имеется специальных механизм ремня безопасности, который позволяет отрегулировать по высоте и безопасно пристегнуть (предусматривается конструктивной особенностью автомобиля).

Получается, что на заднем сидении разрешена езда детей без использовании детского кресла, но при существующей возможности отрегулировать ремень и пристегнуть ребенка.

Что касается езды, во время которой он будет сидеть спереди, то тогда нужно использовать детское автокресло, которое позволяет пристегнуть малыша детским ремнем.

В случае, если он будет просто пристегнут ремнем, даже безопасно, то есть не передавливая шею и т.п, тогда это все равно будет нарушением, за которое будет выписан штраф.

Заключение

Согласно статистическим данным, во время ДТП безопасность детей при использовании детского автокресла повышается до 80%. Эффективность его использования доказана на живых примерах из жизни и многими тестами, поэтому не следует экономить на их покупке.

Безопасность пассажиров – долг любого водителя, тем более, если в машине находятся дети. Для этого нужно не только внимательно наблюдать за ситуацией на дороге, но и выполнять требования ПДД. Современные правила обязывают автовладельца обеспечить выполнение ряда мероприятий, которые призваны обезопасить жизнь несовершеннолетних ездоков.

Особенности перевозки детей

Неутешительная статистика уверяет, что большинство смертельных случаев можно было бы предотвратить при условии соблюдения элементарной предосторожности. Недаром сохранился штраф за отсутствие детского кресла в 2016 году, ведь данное устройство позволяет вполне надежно зафиксировать ребенка в салоне авто. В обязанности водителя входит обеспечение безопасности с учетом конструктивных особенностей ТС.

Согласно новым правилам, организация перевозок детей до двенадцати лет допускается только при условии применения специальных удерживающих устройств:

  • Автокресла.
  • Автолюльки.
  • Бустера.
  • Адаптера-треугольника.

Перемещение маленьких пассажиров на переднем сидении не запрещается, как прежде, но только, если оно оборудовано одним из вышеперечисленных устройств.

Как перевозить самых маленьких?

Транспортировка грудных младенцев осуществляется в люльке, которая закрепляется штатными ремнями безопасности. Обязательным условием является перпендикулярное расположение устройства относительно вектора движения автомобиля. Таким способом можно перевозить ребенка возрастом до 6 месяцев.

В автолюльке малыш располагается в горизонтальном положении и фиксируется специальными удерживающими ремнями. Это не только позволяет избежать в 2016 году штрафа за отсутствие детского кресла, но и позаботиться о здоровье своих наследников. Лежачее положение способствует нормальному дыханию младенца, а также предохраняет неокрепший скелет от нагрузок продольного характера.

Автокресла для детей

Такие приспособления универсальны и обеспечивают отличную безопасность. Их закрепление в салоне возможно как штатными лямками, так и специальными защелками. Ребенок располагается в положении полусидя и пристегивается ремнями с пятиточечной или трехточечной фиксацией. Среди основных преимуществ таких автокресел следует отметить:

  1. Анатомическая форма кресла и наличие подголовника.
  2. Многофункциональная эксплуатационная направленность, возможность использования в домашних условиях.
  3. Широкий спектр модификаций для детей различного возраста и веса.

Автокресло можно установить как на задний диван авто, так и на переднее сиденье. Но есть одна важная деталь: эксперты рекомендуют закреплять устройство спиной по направлению движению, чтобы не допустить травм шейных позвонков, которые в младенческом возрасте еще не окрепли. Для дополнительной фиксации головы малыша следует использовать специальные валики из ткани.

В чем заключается целесообразность применения автомобильного сиденья для малышей?

Казалось бы, зачем покупать довольно недешевое устройство, если достаточно взять маленького пассажира попросту на руки? Пускай за отсутствие автомобильного детского кресла в 2016 году полагается штраф, но это ведь еще нужно попасть на инспектора ГИБДД, а я ведь везучий – так думают многие автолюбители и, нужно сказать, напрасно.

Практика и законы физики показывают, что не все так однозначно – продольные нагрузки при торможении, а тем более при столкновении способны вызвать трагические последствия. Это объясняется тем, что на большой скорости вес ребенка увеличивается, и удержать его в такой ситуации крайне проблематично. Единственным выходом может стать использование специального автокресла.

Ремни безопасности рассчитаны для автопассажиров, рост которых свыше полутора метров. Только в таком случае они будут эффективны при аварии, если же пассажир ниже ростом, то лямки будут попросту надавливать шею. Возраст 12 лет, указанный в правилах перевозки, избран из соображений, что рост ребенка к этому времени редко когда достигает 1,5 метра.

Какой штраф предусмотрен в 2016 году за отсутствие детского кресла в автомобиле?

Начиная с 20017 года, в России на законодательном уровне признана обязательность наличия в машине специального устройства для транспортировки малышей. Невыполнение этого правила до 2013 года приравнивалось к не пристегиванию ремня и наказывалось административным наказанием в 500 рублей.

Однако новые изменения КоАП включают отдельную статью, обязывающую водителя оборудовать отдельное посадочное место для ребенка до двенадцати лет. Увеличилась и финансовая степень его ответственности – штраф за отсутствие специального детского кресла в 2016 составляет сумму, равную 3 000 рублей.

В определенных случаях инспектор вправе потребовать документ, доказывающий возраст ребенка. Некоторые утверждают, что подобные действия сотрудника ГИБДД неправомерны, но юристы возражают – при составлении протокола и его последующего оспаривания в суде автовладелец все равно должен будет доказывать возраст малыша. Поэтому, чтобы избежать неприятной ситуации, следует иметь при себе соответствующий документ.

Если немного поразмышлять, то окажется, что за сумму, эквивалентную штрафным санкциям, можно приобрести приличное сиденье для малыша. Да, есть изделия и за 30 000 рублей, но найти 4-5 тысяч для безопасности своего ребенка – это обязанность каждого родителя.

В итоге

Путешествие с маленькими пассажирами на автомобиле с некоторых пор перестало быть личным делом автовладельца. Выезжая на трассу, он превращается в участника всеобщего дорожного движения и обязан придерживаться установленных правил. Исходя из этого, автокресло для ребенка – обязательный атрибут, который способен сохранить ему жизнь в аварийных ситуациях.

Детская безопасность на дорогах всегда находится в зоне пристального внимания не только ГИБДД, но и мировых производителей все более совершенных автокресел, люлек и специальных приспособлений-держателей. Казалось бы, в современном обществе априори должны соблюдаться правила бережного обращения с жизнью ребенка и активно использоваться достижения технических средств для этого. И все же около половины автовладельцев относятся к обязанности заботиться о детях несерьезно и не пристегивают ремнем безопасности находящегося в машине ребенка. Какое наказание грозит таким безответственным водителям, разберемся в данной статье.

Действующие нормы закона

Начнем с того, что за обеспечением безопасности всех пассажиров обязан следить водитель. Именно он несет полную ответственность за жизнь и здоровье тех, кого везет.

Эта аксиома дополняется жестким правилом: все дети любых возрастов всегда должны быть пристегнуты еще до начала движения автомобиля.

Обычные ремни безопасности, которыми пользуются взрослые, не могут в полной мере обеспечить безопасность движения детей. Если вы все же применяете такие ремни без специальной конструкции, адаптированной для детского возраста, напомним, что так вы подвергаете опасности ребенка еще больше. Неправильно расположенная по отношению к телу лента (у малышей она на уровне шеи), с одной стороны, не удержит детей, а с другой стороны, может привести к серьезным последствиям в виде переломов, даже если во время ДТП пострадавшего не выбросит из машины.

ПДД предусматривают:

  1. если ребенок перевозится на заднем пассажирском сидении , то фиксация должна происходить либо с помощью специального детского автокресла, либо обычными ремнями безопасности с корректирующим приспособлением. Что из себя должно представлять такое приспособление, нигде не сказано. Обычно это так называемый «уголок», регулирующий ременную ленту, но теоретически им может быть все, что угодно;
  2. если ребенок едет на переднем пассажирском сиденье , то его безопасность может быть соблюдена только с использованием автокресла.

Дополнительно предъявляются требования и к самому автомобильному устройству для перевозки детей – оно должно быть подобрано в строгом соответствии с весом и возрастом (ростом) ребенка, быть исправным.

Со скольки лет ребенка можно перевозить без детского кресла? Ответ следует из Правил Дорожного Движения:

  • только по достижении 12-летнего возраста, если ребенок в качестве пассажира впереди;
  • для сидящих сзади детей кресло можно не использовать вообще (но пристегнуть с помощью специальных устройств надо).

Теоретически получается, что даже грудных младенцев, которые едут на заднем сидении, можно не сажать в автокресло. Таких случаев мало, но все же они встречаются: когда мама экономит на покупке специальной автолюльки и просто пристегивает завернутого в одеяльце младенца обычными ремнями. Не будем останавливаться на том, насколько страшными могут быть последствия таких действий родителей.

Кстати, п. 22.9 Правил Дорожного Движения, где содержатся требования использовать автомобильное кресло для перевозки несовершеннолетних до 12 лет, неоднократно оспаривался в Верховный суд РФ. После рассмотрения таких заявлений всегда выносились решения о соответствии указанного пункта ПДД российским законам, а также Конвенции о дорожном движении. В решениях обращалось внимание на то, что маленькие пассажиры относятся к числу наиболее уязвимым участникам дорожного движения, в отношении которых требования о безопасности должны соблюдаться неукоснительно.

Меры ответственности

Длительное время штраф за непристегнутого ребенка был таким же, как и для взрослого, не использующего обычные ремни безопасности – 500 рублей. С 2013 года законодатель, с учетом статистики ДТП с участием детей и, как оказалось, отсутствием страха водителей перед столь лояльным наказанием, увеличил размер наказания до 3000 рублей. При этом впервые с мая 2016 года в этой же статье предусмотрена ответственность должностного лица за отсутствие детского кресла – штрафная санкция в размере 25000 рублей; и юридического лица - в размере 100000 рублей.

Напомним, что штраф ждет не только тех, у кого ребенок едет в машине без детского кресла, но при выявлении любых нарушений ПДД, касающихся перевозки детей, о сути которых мы уже писали в начале статьи.

Пример №1 . Мать двоих детей перевозила детей дошкольного возраста на своем автомобиле. При этом одного ребенка, которому едва исполнился год, она перевозила правильно, в автолюльке для младенцев, пристегнув в соответствии с инструкцией от производителя. Другого ребенка, которому исполнилось 6 лет, мать усадила на так называемый «бустер» (сиденье без укреплений, подлокотников и спинки), не пристегнув ремнями. Мама-водитель была оштрафована на 3000 рублей по ч. 2 ст. 12.23 КОАП РФ за нарушение требований к перевозке детей, установленных правилами – а именно, за непристегнутое детское кресло-бустер. Нарушительница пыталась обжаловать наложенный на нее штраф, однако суд оставил ее жалобу без удовлетворения, сославшись на норму об обязательной фиксации ребенка, которому нет еще 12 лет.

Пример №2 . Родитель, перевозивший ребенка, был оштрафован на ту же сумму за использование кресла, не соответствующего возрасту. Так, двухлетний малыш был пристегнут в удерживающем устройстве для детей с 6 до 12 лет (так называемая группа №3, от 22 кг до 36 кг). Даже на первый взгляд было видно, что кресло чрезмерно велико для ребенка, что не соответствует требованиям безопасности и исключает возможность использования. Инспектор ГИБДД составил протокол, где указал на нарушение п. 22.9 ПДД. Доказательством необоснованности последующей жалобы водителя была инструкция по эксплуатации автокресла, где производитель указал характеристики, подходящие только для более старших детей.

Ожидаются изменения

Какой штраф за езду без детского автокресла ожидается с 1 января 2017 года? Размер денежного наказания останется тем же, но некоторые изменения все же могут быть и коснутся они правил перевозки детей.

Так, в отношении всех детей, не достигших 7-летнего возраста, использование детских автокресел, возможно, станет обязательным.

Пример №3 . В январе 2019 года был остановлен водитель Никонов Е.А., перевозивший своего 6-летнего ребенка на заднем сидении. Инспектор ГИБДД убедился в том, что малыш пристегнут обычными ремнями безопасности, но с применением специального корректора (адаптера), регулирующего высоты расположения ленты по отношению к телу ребенка. Таким образом, Никонов Е.А. не является нарушителем п. 22.9 Правил Дорожного Движения, закон им соблюден и безопасность сына обеспечена.

Если Никонов Е.А. в аналогичной ситуации будет остановлен в 2019 году, он, возможно, будет подвергнут штрафу в размере 3000 рублей за отсутствие автокресла, использование которого для детей до 7 лет может стать обязательным.

Инициаторы проекта постановления (представители МВД), в котором предложено внести изменения в ПДД и исключить альтернативу использовать корректирующее приспособление для детей дошкольного возраста, в пояснительной записке к документу указали причину своей предложенных изменений.

Так, в обоснование необходимости принятия законодательного акта были названы многочисленные исследования и эксперименты, связанные с перевозкой без детского кресла в машине, но с использованием регулятора ремней. Результаты показали существенную разницу в обеспечении детской безопасности. В среднем, предотвращение детской смертности с применением ремней безопасности достигает уровня 19-52% (по возрастающей в зависимости от возрастной категории), а с использованием специального удерживающего устройства (то есть того самого «автокресла») – до 80%.

На сегодняшний день, вопреки сведениям некоторых СМИ, которые утверждают о принятии указанных нами поправок, законодательное предложение пока остается проектом. Обсуждение его планировалось на лето 2016 года, однако по каким-то причинам этого не случилось, то есть таких изменений в ПДД пока нет. Заметим, что этим же проектом предусмотрены и поправки, запрещающие оставлять без присмотра детей в закрытой машине, за что в КОАП РФ планируется ввести штраф в размере 500 рублей. Это изменение пока тоже не принято на высшем уровне, изменения в административный кодекс и другие законы не внесены.

Одна из основных забот водителя – безопасность его пассажиров. Если взрослым нужны только штатные ремни безопасности, то детям необходимы специальные удерживающие устройства.

С 2007 года наличие таких устройств при перевозке малолетних граждан является обязательным, а за езду без детского кресла инспектор ДПС может выписать штраф н ерадивому водителю .

Правила перевозки детей в автомобиле

Безответственные водители зачастую не думают о безопасности ребенка, пренебрегая покупкой детского кресла. Статистика говорит о том, что при аварии оно, пусть недорогое, в большинстве случаев позволяет сохранить здоровье и жизнь маленького человечка.

Правила перевозки детей регламентированы пунктом 22.9 ПДД РФ. Заметим, что в 2017 году правовые нормы в данной области претерпели серьезные изменения:

  • Введено наказание за оставление детей младше 7 лет в машине (пункт 12.8 в ПДД; штраф 2500 рублей в Санкт-Петербурге и Москве и 500 рублей для всей России, прописанный в пункте 1 статьи 12.19 КоАП).
  • Детей от 7 лет до 11 лет включительно можно возить без детского кресла, но только на задних сидениях.
  • Детские удерживающие устройства обязательны для детей до 7 лет на заднем ряду и детей до 12 лет на переднем кресле.
  • Термин «прочие устройства» отменен в ПДД.
  • Дети до 12 лет не могут быть пассажирами на заднем сидении мотоцикла.

Ответственность за перевозку ребенка без кресла

Штраф за отсутствие детского кресла достаточно высокий. Так, например, если водитель нарушит требования пункта 22.9 ПДД РФ хотя бы два раза, то размеры штрафов вполне перекроют стоимость детского кресла средней ценовой категории.

Размеры штрафов регламентируются статьей 12.23 (часть 3) КоАП и составляют:

  • для обычных граждан 3 000 рублей;
  • для должностных лиц, отвечающих за перевозку детей, 25 000 рублей;
  • для юридических лиц – 100 000 рублей.

Водитель может заплатить половину суммы, если оплатит штраф в течение 20 дней после вынесения постановления.

Заметим, что наказывать будут каждый раз, как будет выявлен факт нарушения. Это не значит, что, получив один штраф, водитель может везти ребенка в автомобиле с нарушениями требований ПДД дальше. Его вполне могут повторно наказать, если остановит другой инспектор.

Обжаловать постановление сотрудника ДПС по данной статье практически невозможно. Здесь одно правило: или нет детского кресла, или оно есть.

Водителя все равно оштрафуют, если:

  • ребенок, даже пристегнутый, находится на руках взрослого пассажира;
  • ребенок крупного телосложения и не влезает в детское кресло своего возраста;
  • ребенок, сидящий в детском кресле, не пристегнут;
  • на одном автокресле сидит не один, а несколько детей;
  • нет штатных ремней безопасности в автомобиле (если они есть на переднем сиденье, то ребенка в детском кресле сажают туда).

Инспектор не может оштрафовать, когда автомобиль не движется или ребенок старше 7 лет сидит на бустере на заднем сиденье. Если в машине несколько детей перевозятся без автокресла, то штраф будет один, потому что здесь одно зафиксированное нарушение: перевозка детей без удерживающего устройства.

Виды удерживающих устройств

Детские кресла нужны всем, кто ниже 150 см. и меньше 36 кг, и перевозятся на переднем сиденье. На заднем сиденье использование кресла обязательно для детей младше 7 лет.

Всего существуют 5 групп детских удерживающих устройств, подразделяющихся по весу ребенка:

  • Группа 0 предназначен для детей до 10 кг;
  • Группа 0+ предназначен для детей до 13 кг;
  • Группа 1 для детей от 9 кг до 18 кг;
  • Группа 2 для детей от 15 кг до 25 кг;
  • Группа 3 для детей от 22 кг до 36 кг.

Заметим, что популярные ранее переходники для штатных ремней ФЭСТ не являются детскими удерживающими устройствами. С 12 июля 2017 года они фактически под запретом, поскольку у производящей их компании отобрана лицензия. По результатам тестов, данный вид средств удерживания признан небезопасным для детей. Таким образом, инспектор совершенно обоснованно оштрафует того водителя, который пытается заменить адаптером ФЭСТ стандартное кресло для перевозки ребенка.

А вот бустеры разрешены к применению, и за их использование инспектор не оштрафует, но при условии, что ребенок старше 7 лет.

Данные устройства нужны для того, чтобы штатный ремень автомобиля проходил по груди, а не по шее мелкого пассажира. Не будет большим секретом, что для этих целей возможно использование обычной подушки под попой. Но еще раз отметим, что это для более взрослых девчонок и мальчишек.

Как правило, детские кресла крепятся к сиденью с помощью штатных ремней, а уже ребенок удерживается ремнями самого автокресла (система ISOFIX). Если собственных ремней у устройства нет, удерживание и фиксация ребенка осуществляется штатными ремнями согласно инструкции.

Как инспектор ДПС может проверить наличие ребенка в машине?

Очень просто — путем визуального осмотра через стекла автомобиля, если же окна автомобиля тонированные, то инспектор может попросить опустить их.

А вот знакомая многим водителям ситуация с самовольным открытием двери инспектором для проверки правил перевозки детей является незаконной. Сотрудник полиции может это сделать только в присутствии приглашенных понятых или с помощью видеозаписи, предварительно составив протокол досмотра.

В случае, если Вы ничего не нарушаете, просьбу инспектора открыть дверь или опустить стекло лучше выполнить. Вы просто-напросто потеряете больше времени, если сотрудник ДПС решит провести процедуру досмотра согласно действующего законодательства.

Госавтоинспекция часто проводит профилактические мероприятия с названиями вроде «ребенок в машине» — экипаж ДПС располагается в утренние часы возле детского сада или школы и «отрабатывает» все подъезжающие машины. И это правильно, как бы оно не звучало.

Итог

Ужесточение правил перевозки детей увеличило волну негодования со стороны водителей, считающих, что их «обдирают». Но стоит помнить, что ребенок тяжело переносит резкие торможения и легко травмируется даже при небольшом ДТП.

Специальное удерживающее устройство для ребенка – это повышение гарантии его безопасности, а также залог того, что он останется живым и невредимым при ДТП. Здоровье маленького человека бесценно, а один штраф за детское кресло, как мы отмечали ранее, вполне соотносится с половиной его стоимости.

Удачи на дорогах!