Дарим цветы        11.10.2019   

Какую роль играет семья в воспитании ребенка? Ошибки в воспитании детей Образовательном процессе родители выступают в роли

Публичное выступление

Взаимодействие семьи и школы

Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом.

Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы».

Права и обязанности родителей определены:

в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;

– главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;

–в Законе Российской Федерации «Об образовании».

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».

Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения - семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»

(В.А. Сухомлинский).

Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок . Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Однако родительская любовь может быть разной: любовь, связанная с чувством родительского долга, ответственностью за формирование детской личности, амбициозной и даже неразумной .

Амбициозные родители - не самые плохие родители, ведь они, как правило, совершенно искренне хотят сделать все от них зависящее не столько для себя, сколько именно для блага своего ребенка. Однако при этом они, к сожалению, слишком сильно перегибают палку.

У родительской амбициозности есть несколько причин. Выделим две из них.

  • Первая причина – стремление к статусу

Родители изо всех сил стараются сделать все для счастья своего ребенка. Хотят, чтобы он занял высокое положение, был богат, знаменит и т.д., считая все это гарантией его будущего счастья. Достижения ребенка тешат их больное честолюбие. Для таких родителей ребенок - это собственность, им можно без конца хвастаться как друзьям, так и врагам: он прекрасно играет на скрипке, учится в английской спецшколе, ездит на каникулы во Францию, занимается в элитарном спортклубе и так далее и тому подобное. Но при этом, как ни странно, сам ребенок, его чувства, наклонности и желания родителей интересуют меньше всего.

  • Вторая причина – нереализованные мечты

Мамы и папы считают, что ребенок должен вырвать у жизни все то, что в свое время не удалось им. Родителей захлестывает спортивный азарт: ребенок должен лучше всех учиться, кататься на коньках лучше ребенка соседа, рисовать не хуже Даши, играть на пианино лучше Миши, прославиться, неважно в чем - в спорте ли, науке или музыке. Их ребенок должен быть лучше всех! Родители ориентируют ребёнка на бой с жизнью, причём по всем линиям без исключения! Свои нереализованные в детстве мечты родители, став взрослыми, стремятся воплотить в жизнь за счёт своих же детей.

Такие родители выливают на чадо океан своей любви, в котором он рискует захлебнуться.

Нездоровые амбиции родителей могут подтолкнуть ребёнка к лжи и изворотливости.
Часто родители идеализируют ребёнка, безосновательно приписывая ему несуществующие совершенства, не хотят видеть и скрывают его недостатки.

Ребёнок следует их примеру, его самооценка становится завышенной. И однажды это может привести к плачевному результату: обязательно найдётся тот, кто укажет на недостатки и спустит с небес на землю. Причём сделает это в грубой форме. Результатом могут стать психические расстройства.

Задача школы, научить родителей, видеть в ребёнке личность. Показать, что

родительская любовь должна выражаться в любви к личности ребёнка, уважении к его жизненному выбору, даже если он совершенно не совпадает с выбором родителей.

Философ XIX века Дмитрий Писарев заметил: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке начиная с той самой минуты, когда ребёнок почувствовал своё «Я» и отделил себя от окружающего мира».

Вот в чем суть: любовь к ребенку подразумевает еще и уважение!

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Строить взаимодействие с родителями на основе таких идей-принципов, как:

Обращение к чувству родительской любви;

Умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

Уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять.

Чтобы организовать плодотворное сотрудничество с родителями педагоги должны следовать трём основным направлениям:

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей;

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

Родительские лектории;

Конференции;

Индивидуальные или тематические консультации;

Родительские собрания.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

Дни творчества детей и их родителей;

Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

Помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

Участие родителей класса в работе Совета школы; Управляющего совета;

Участие родителей в работе общешкольного и классного родительского комитета.

Заключение

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

В улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

В том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

В осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

В оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

В проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.


“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”

В.А.Сухомлинский

Концепция модернизации российского образования на период 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены:

  • в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;
  • в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;
  • в статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации “Об образовании”.

В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

Понятие “воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” (В.А. Сухомлинский)

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы .

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Строить систему отношений с родителями надо начинать ещё тогда, когда их дети посещают детский сад. Для этого в школе организуют встречи: “День открытых дверей”, “Давайте познакомимся”. Они знакомят родителей со школой, с её традициями и программами обучения, а это даёт им возможность выбора и программы, и учителя. Кроме того, дети имеют возможность посещать подготовительные занятия, на которых учитель организует в игровой форме работу по обогащению словарного запаса, работает над развитием памяти, воображения, мышления. Но самое главное – ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, а родителям даются советы, которые помогут успешнее начать обучение в первом классе.

Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.

Взаимодействие с родителя строю на основе таких идей-принципов , как:

  • обращение к чувству родительской любви;
  • умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
  • уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Придерживаюсь мнения В.А. Сухомлинского “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” – и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

  • родительские лектории;
  • конференции;
  • индивидуальные или тематические консультации;
  • родительские собрания.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • дни творчества детей и их родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • участие родителей класса в работе Совета школы;
  • участие родителей в работе родительского комитета.

Перечисленные выше направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях. Начиная работать с семьями своих учеников, я обсуждаю правила общения, которыми буду руководствоваться в работе с родителями.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые .

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Если подбор родителей класса таков, что это люди, уже имеющие старших детей, то в таком случае они знают и практически, и теоретически, что значит иметь ребёнка – школьника.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки.

Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета класса и учащихся.

Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Важной формой групповой работы с родителями является конференция. Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определенной проблеме. Конференция, как и любая встреча с родителями, заранее планируется и тщательно готовится. К конференции необходимо готовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мнение взрослых и детей, ученых. В ходе конференции может быть принято решение в рамках обсуждаемой проблемы, которое невозможно без участия родителей.

Предметом обсуждения родительской конференции могут быть и насущные проблемы учебного заведения: оформление и ремонт школьного здания, результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников, аттестация учебного заведения и ее результаты и многое другое.

Хорошей традицией школы являются ежегодные конференции родительских комитетов классов. Такие конференции могут проводиться два раза в учебном году.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому .

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:

  • необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации;
  • родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;
  • время консультации или беседы должно быть четко оговорено;
  • родители не должны ждать под дверью своей участи;
  • желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече;
  • необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность;
  • родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;
  • все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” должны быть внимательно выслушаны;
  • в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;
  • если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;
  • если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Посещение ребенка на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.

Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса . От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления. Еще одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Прежде всего это организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки – это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор.

Кроме таких уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия.

Положение о родительском комитете класса

  1. Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, в организации сотрудничества семьи и школы.
  2. Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.
  3. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класс по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
  4. Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.
  5. О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.
  6. Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях.
  7. Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.
  8. Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть.
  9. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Положение о родительском комитете принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.

Родительский комитет класса обязан:

  • помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
  • вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
  • влиять на формирование культуры родительского общения;
  • стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
  • выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
  • соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:

  • активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
  • помогать классному руководителю и школе в приобретении пособий;
  • посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
  • присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;
  • проводить беседы с проблемными учащимися;
  • поддерживать тесный контакт с правоохранительными организациями и общественными организациями в защиту прав и интересов ребёнка и семьи.

Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.

Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, презентации семейного опыта.

Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Учитель определяет вопросы педагогики и психологии, которые волнуют родителей. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чте6иях по книгам, которые прочитали. Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.

Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.

Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.

Данный материал о семье располагается на сайте школы “Родительская страничка”.

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

  • в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
  • в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
  • в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
  • в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
  • в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, по нашему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

“Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий” (В.А.Сухомлинский).

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.

Никифорова Эмилия Акимовна,
воспитатель отделения дневного пребывания ЦСПСиД
Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитание и образование детей является сложной деятельностью, которой занимаются все родители без каких-либо эмпирических знаний. Считается, что родители оказывают большее влияние на развитие ребенка как личности, чем вся остальная окружающая среда. В воспитании ребенка у каждого народа отража-ются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реа-лизация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни .

С утверждением, что ребенок — это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях. Именно таким и хотели бы видеть многие родители своих детей. Но такая личность — уже построенное здание. А его строительство всегда начинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Так, недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном и нравственном развитии, на его мировосприятии. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой.

Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенку естественно перенимаются им, так же как и грубость, неуважение, раздражительность. В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уважение и любовь. Это не всегда может понять и почувствовать малыш, его потребность в ласке, в выражениях родительской любви к нему не удовлетворяется, что может нанести ему серьезную душевную травму, вызвать в будущем проблемы в отношениях с отцом и матерью. Большое значение также имеет реакция взрослых на различные жизненные ситуации.

Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме .

Роль родителей может быть разделена на три основные категории:

  • помощь детям в образовании;
  • установление атмосферы, позволяющей заниматься;
  • помощь детям с домашними заданиями.

Согласно , вовлеченность родителей в учебный процесс является одним из основных факторов в улучшении обучения.

В зависимости от стиля воспитания детей, родители по-разному понимают свою роль, что соответственно приводит к разным результатам.

Стили воспитания детей.

В педагогике принято выделять четыре стиля воспитания детей:

  • авторитарный стиль;
  • авторитетный стиль;
  • снисходительно-разрешающий стиль;
  • безучастно-индифферентный стиль.

Авторитарный стиль подразумевает следование детьми четких правил, установленных их родителями. Невыполнение данных правил, как правило, приводит к наказанию. Авторитарные родители не считают необходимым объяснять смысл этих правил. Если их попросить объяснить смысл устанавливаемых правил, они могут просто ответить, «потому что я так сказал».

Как и у авторитарных родителей, авторитетный стиль предполагает определенные правила и нормы, которые должны соблюдаться детьми. Однако этот стиль воспитания намного более демократичен. Авторитетные родители считают необходимым объяснять, почему правила являются важными и почему они должны соблюдаться. Родители, предпочитающие авторитетный стиль являются отзывчивыми и открытыми со своими детьми.

Снисходительно-разрешающий стиль предполагает установку очень малого количества требований к детям. Американский психолог Диана Баумринд, научные исследования которой посвящены проблемам семьи, социализации и анализу индивидуальных различий в сфере компетентности и нравственного поведения , утверждала идею взаимности прав и обязанностей в качестве нравственной нормы. В случае снисходительно-разрешающего стиля, родители намного более отзывчивы, чем требовательны. Такие родители часто принимаются скорее за друзей, чем за родителей.

Безучастно-индифферентный стиль характеризуется минимальным количеством требований и малым общением с детьми. Родители безучастно-индифферентный стиля, в худшем случае, могут даже отвергать или пренебрегать потребностями детей.

К наилучшим результатам приводит авторитетный стиль управления, в результате которого дети становятся счастливыми, способными и успешными. В результате авторитарного стиля дети становятся послушными и способными, но при этом менее счастливыми и с невысокой самооценкой. Результатом снисходительно-разрешающего стиля являются дети с низким уровнем саморегуляции. Эти дети, как правило, плохо учатся в школе. Наихудшим стилем является безучастно-индифферентный стиль, результатом которого являются дети с низкой самооценкой, менее грамотные и менее способные, чем их ровесники.

В любом из стилей воспитания детей, родители не должны пренебрегать важной составляющей развития и социализации детей, которая называется «игра».

Важность игр в образовании детей.

Игры являются для детей удовольствием, но в то же время они являются средством, при помощи которого ребенок начинает лучше понимать самого себя и мир вокруг него. Здоровое развитие ребенка невозможно без игр. Игры помогают детям развивать:

  • физические навыки (развитие общей и мелкой моторики);
  • когнитивное мышление (решение проблем, таких как «подходит ли эта часть пазла в данное место»; изучение цветов, чисел, размеров и форм);
  • языковые навыки (развиваются во время взаимодействия с другими детьми);
  • социальные навыки (усвоение способности взаимодействия, договариваться друг с другом, и т.д.).

Родители являются для детей первыми и лучшими партнерами в играх. Во время игр, родители должны не просто предоставлять игрушки и наблюдать, они должны играть вместе с детьми. В этом случае дети являются более сообразительными.

В заключение данной статьи приведены советы, которые могут помочь улучшить обучение детей.

Советы для улучшения обучения детей.

Уделяйте больше времени своим детям.

Если не уделять своим детям достаточно времени, они становятся безответственными и теряют интерес к образованию. Уделяйте как можно больше времени своим детям и обсуждайте с ними, что они делали в этот день. Помогайте им делать домашнюю работу.

Поддерживайте своих детей.

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Задача педагогов и родителей - научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».

Познакомьтесь с воспитателем/учителем своего ребенка в садике/школе.

Систематическое общение с воспитателем/учителем вашего ребенка поможет лучше понимать способности и недостатки ребенка.

Обсуждайте со своим ребенком его проблемы.

У вашего ребенка могут быть проблемы, мешающие ему заниматься. Спросите своего ребенка о проблемах и если они есть, постарайтесь помочь ему решить их. Будьте внимательны и расположены по-дружески, чтобы ребенок мог открыто говорить.

Постарайтесь сделать образование своего ребенка его привычкой.

Научите ребенка ложиться спать вовремя и просыпаться рано утром. Заставьте его сидеть и заниматься, если он не хочет, чтобы развить привычку заниматься. Избавьте его от бесполезной деятельности .

Литература

  1. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изда-тельский центр «Академия», 2000. - 232 с.
  2. Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф», 2004.
  3. Harris, A., and J.H. Chrispeels, eds. 2006. Improving schools and educational systems: International perspectives. London: Routledge.
  4. Baumrind, D. (1967). Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior. Genetic Psychology Monographs, 75(1), 43-88.
  5. Parents’ role in the education of their children.

Роль и место родителей

в образовательном процессе

в условиях модернизации системы образования.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы .

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

В ситуации внедрения образовательных стандартов в системе образования Российской федерации в целом, особенно тревожит отношение родителей к образовательному учреждению, их готовность к партнерству. Социально партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Рассмотрим, каковы же механизмы построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.

В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.

Первый этап - ЗНАКОМСТВО

На этом этапе определяются общие цели , общие ценности и ресурсная база сторон .

Наличие именно общих целей - важный фактор для построения партнерства.

На первом этапе также больше значение имеет определение взаимной полезности участников - т. е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. В число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные , т. е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.

Следовательно, на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит».

Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

Второй этап - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

Здесь важно понятие общего вклада - т. е., разделения ответственности за образовательный процесс. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:

· Соблюдение этических норм и договоренностей;

· Поддержка (тех, у кого необходимо вызвать доверие);

· Продуктивность.

Поддержка. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической помощи семье.

Продуктивность . В том случае, когда участники не видят результатов своих усилий (вкладов), их интерес к сотрудничеству неминуемо снижается. Современные родители - люди занятые, они ценят свое и чужое время, а потому пустопорожние разговоры их только раздражают. Если благие намерения педагогов о сотрудничестве не конвертируются в реальные мероприятия, родители дистанцируются от школы, и порой навсегда. Доверие - вещь хрупкая. К тому же, очень часто родители не имеют представления о том, какие конкретные результаты достигнуты школой, и в каких направлениях школьной жизни они могли бы принять участие.

Под реализацией образовательного процесса понимается помощь родителей как непосредственно в школе, так и их участие во внеурочной деятельности (развлекательной, благотворительной, коммерческой, трудовой и т. д.). В этот же вид деятельности входит и методическая помощь родителей своим детям при выполнении домашних заданий.

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации . Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения родителей о качестве процесса и результатов этой деятельности.

Каковы действия образовательного учреждения - это проектирование совместной деятельности с родителями, регулярная поддержка родителей и мониторинг.

Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т. е., их определенная компетентность , основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

Третий этап - собственно ПАРТНЕРСТВО

Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность , которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т. д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т. д.). В тех образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения (вынуждения), говорить о развитии партнерства преждевременно.

Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность , т. е., нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер (например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.

И третий признак партнерских отношений - это взаимная ответственность , основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе). Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям, дифференцировано. Именно поэтому так велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия.

Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением?

Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное - при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

Проект решения

1.Разработать совместный проект ОУ с родителями стратегического значения.

2.Активизировать мониторинг. Отслеживать динамику на основании мониторинга.

3. Совершенствовать взаимоотношения между школой и родителями с целью доверия к ОУ.

4. Ориентировать взаимоотношения с родителями на долговременность работы со школой.

5. Внедрить новую модель сотрудничества ОУ с родительской общественностью.

Очень важный вопрос! Неоспорим тот факт, что от родителей зависит очень многое в умственном развитии и становлении ребенка в качестве личности. В первые годы взросления данная роль является практически абсолютной. Изначальный выбор, направление ребенка, помощь в выполнении, а также поддержка - это все ключи к общему отличному результату, вырастить достойного, образованного человека. Конечно можно опираться на знания из книг и специальной литературы, овладеть новыми современными методами и способами воспитания, но необходимо заметить главный аспект - хороший родитель это искренний родитель, который при помощи благих побуждений формирует ребенка, как разностороннюю личность. Сами родители также не должны перекладывать ответственность за образование ребенка на учебное заведение, выполняя при этом роль просто пассивных слушателей и наблюдателей за образовательно-воспитательным процессом детей. А должны соблюдать свои непосредственные обязанности, участвовать в обоюдной жизни ученика и школы, а также объяснять ребенку как конструктивно вести себя в обществе, плюс к этому прививать чувство важности и значимости обучения. Родителю важно создать все условия, для того, чтобы у ученика возникло желание получить и усвоить знания. Учитывая тот факт, что нынешние программы обучения значительно усложнились, а время на их усвоение напротив, сократилось, конечно, здесь необходимо создать момент поддержки и помощи для учеников со стороны родителей в освоении нового материала: ведь ученику трудно на первоначальном этапе самостоятельно сформировать необходимые умения и навыки. При этом важно хвалить и поощрять удачные моменты, и наоборот не заострять внимание на том, что пока плохо получается. Необходимо правильно дать понять ребенку, что ошибки допустимы, но их нужно исправлять.

С годами идет процесс усложнения школьной программы обучения и нагрузки на детей . Часто ребенок не поняв новой темы вынужден выполнить еще домашнее задание по ней. Поэтому в данной ситуации родителю нужно всячески помочь решить возникшие проблемы.

Касаемо самого процесса образования детей, родителю необходимо развить интерес в процессе обучения. Здесь может помочь новый образовательный сайт сайт. На сайте доступны более 1000 продуманных и развивающих заданий по двум основным дисциплинам и . Задания представлены в виде тестов и поэтому удобны и интересны в решении. Родителям также импонирует такой интерактивный подход к изучению данных дисциплин, так как интеллектуальная нагрузка на ребенка одновременно и снижена за счет игровой формы подачи, но тем не менее по ходу решения заданий у детей усваиваются все необходимые знания. Такой инновационный метод обучения привлекает все большее внимание со стороны не только родителей, но и самого образовательного учреждения. Ученики же в свою очередь выбирают занятия по системе eSchool.pro, потому что это интересно, познавательно и занимательно. Дети начинают выполнять задания с