Комнатные растения        26.08.2019   

Капризный ребенок: что делать родителям? Капризный ребёнок, что делать? Почему дети капризные

Многие родители жалуются на то, что их ребенок стал капризным, но задумываться о мерах пресечения начинают тогда, когда такое поведение переходит в норму поведения малыша.

Что делать: ругать, игнорировать, отвлекать? Какая из реакций является правильной?

Решать задачу следует сначала, то есть с первопричины капризного поведения. Найдете источник проблемы - найдете решение.

Почему дети капризничают

У каждого действия малыша есть объяснение, реакция не появляется из неоткуда. В то же время его поведение является отражением чувств и состояния.

Наиболее распространенные причины того, почему ребенок стал очень капризным:

  • Плохое самочувствие . Дети не могут понять таких состояний, как болезнь, голод, усталость. Маленький человек не может выразить ощущаемый дискомфорт иначе, поэтому начинает хныкать и обращать на свебя внимание.
  • Излишняя опека . Многие родители и многочисленные родственники стремятся защитить кроху от ошибок, неприятностей и опасностей. Результат - необходимость проявлять самостоятельность у крохи пропадает, он не желает взрослеть. Капризность в данном случае является проявлением избалованности.
  • Кризис 3-хлетнего возраста . Переход на новый жизненный этап нередко сопровождается капризами. Гиперопека родителей вызывает бунт. Так маленький человек заявляет о себе как о личности, требует больше свободы и личного пространства. Такое же поведение свойственно переходному периоду в возрасте 6-7 лет.
  • Микроклимат в семье . Активное общение со сверстниками, поток информации в саду или школе, новые впечатления вызывают у малыша усталость. Приходя домой, он хочет оказаться в атмосфере стабильности, спокойствия, заботы и любви. Частые ссоры родителей вызывают протест, а в качестве реакции на не устраивающую действительность чадо психует, нервничает, плачет.

Что делать родителям

Итак, у вас капризный ребенок, и вы не знаете, что делать?

Первый совет: осознайте и примите тот факт, что родители - частая причина неадекватного поведения детей. Когда проблемы со здоровьем исключены, то следует воспринимать капризность как ответную реакцию на окружающий мир (методы воспитания, поведение родителей и так далее).

Если у вас капризный ребенок, то найдите причины такого поведения и устраните их. Далее выработайте правильную реакцию на ситуацию:

  • Никогда не кричите на ребенка . Крик является признаком бессилия. Также он сильно пугает малыша, усиливает его гнев и раздражительность, а в будущем он будет вести себя точно так же по отношению к вам, потому что запомнит данную модель взаимоотношений и будет считать это нормой.
  • Признайте право на самостоятельность . Дети растут быстро и время, когда только мнение мамы правильное и важное, также скоротечно. Чрезмерная опека в стремлении защитить ребенка тормозит развитие самостоятельности и ответственности.
  • Контроль без запрета . Мало, кто любит запреты, а дети тем более. Дайте возможность личности развиваться, лишь слегка корректируя вектор развития. Задача мамы с папой - находиться рядом в нужный момент для подсказки и совета.
  • Приучайте к самостоятельности . Начиная со второго года жизни, приучайте чадо самостоятельно мыть руки, убирать за собой игрушки, помогать старшим и так далее. Будьте при этом терпеливыми, не торопите кроху. Чем раньше малыш поймет, что может обходиться без помощи взрослых, которые ему доверяют, тем меньше нытья и капризов будет в будущем.
  • Общение . Бороться с капризным чадом необходимо при помощи общения. Время от времени забывайте о личных делах и посвящайте себя игре и общению с отпрыском. Придумывайте новые игры, интересные задания. Искренность и внимание - лучшее лекарство от капризности. Научитесь слушать и слышать маленького человека, дайте понять, что вы на его стороне и являетесь верным другом.
  • Правильный распорядок дня . Мягко и ненавязчиво приучите вашего малыша просыпаться и засыпать в одно и то же время, соблюдать режим дневного сна и так далее. В этом случае дети становятся спокойными и собранными.
  • Ищите компромисс . Вариант действия на случай, когда ребенок категорически отказывается что-то делать. Так вы предоставите малышу возможность выбора, проявите любовь и заботу.

Разобравшись в причинах капризного поведения, выбирайте стратегию поведения. Когда дело не в состоянии здоровья и не в дискомфорте (физическом, моральном), тогда подобное поведение можно проигнорировать.

Если же ребенок очень капризный, и вы не знаете, что делать, тогда обратитесь за помощью к психологам, работающим во французском психолого-педагогическом центре «СОКРАТ». Уровень квалификации и опыт позволяют специалистам безошибочно определять источник проблемного поведения и составлять план коррекционных мероприятий.

Появление первого ребенка в семье – это большая радость, которая приносит новые хлопоты. Иногда поведение малыша вызывает у родителей недоумение.

Они не могут понять, почему плачет новорожденный ребенок днем, не спит ночью, и что делать в таких случаях. В голове возникает несколько версий о причине крика. На самом деле выяснить, чем недоволен малыш несложно.

Со временем вы научитесь отличать характерные признаки, по которым можно определить, чем вызвано недовольство ребенка. Но, самое интересное заключается в том, что в возрасте до трех месяцев многие малыши кричат без определенной причины.

Объяснить это явление можно несовершенством пищеварительной и нервной системы в этом возрасте. К трем месяцам проблема постоянного немотивированного крика чаще всего проходит. У некоторых детей капризы целый день могут продолжаться до полугода.

Из этой статьи вы узнаете

Усталость причина крика

Уже 10 часов вечера, а малыш не может заснуть. Днем он спокойно засыпал, а под вечер стал капризничать. Причиной плача не может служить голод, потому что ребенок недавно поел. Животик у него мягкий, он не тужится, следовательно, избыток газов в животе и колики не могут служить причиной крика.

Новорожденный малыш может проявлять немотивированное беспокойство, когда перевозбужден. В его сознание за день постоянно поступает слишком много информации. Иногда такое поведение можно наблюдать после прогулки или посещения гостей. В народе говорят в таких случаях, что ребенок капризничает, потому что его сглазили.

Младенец до трех месяцев может проявлять усталость продолжительным криком. Ничего страшного в этом нет. Он так успокаивается. Накричавшись, новорожденный благополучно спит, а мама с папой идут пить валерьянку.

Если после кормления вечером или днем малыш начинает орать, он не тужится, у него мягкий живот, нормальный аппетит и вполне здоровый внешний вид, причиной крика вполне может быть усталость.

Разговоры, уговоры, игры, как правило, только усугубляют ситуацию. Как помочь ребенку в таком случае? Некоторые дети, покричав 10-20 минут сами засыпают, если их оставят в покое. Некоторым помогают заснуть ритмичные укачивания на руках или в коляске.

Если голод вызвал капризы

Некоторые родители переживают, что ребенок стал плакать от голода. В первые две недели после роддома новорожденный больше спит. Мама каждый день кормит его по расписанию или по первому требованию.

Малыш привыкает к определенному ритму. Мама тоже начинает понимать, когда у малыша аппетит повышен, а когда он спокойно может проспать, съев только половину положенной ему порции.

При грудном вскармливании, чем больше молока ребенку требуется в день, тем больше его вырабатывается у мамы. Не торопитесь приучать малыша к искусственному питанию, думая совмещать грудное и искусственное вскармливание.

При недостаточном опорожнении груди выработка молока может уменьшиться, а вскоре и вовсе прекратится. Хотя причиной уменьшения лактации может стать и переутомление женщины или сильное переживание.

Как определить, почему ребенок действительно плачет – от голода или по другой причине? Вы легко поймете это по его поведению. Вначале он спит днем меньше положенного срока, и с жадностью принимается за предложенную ему еду. Затем при недоедании начнет поднимать крик сразу после кормления, сигнализируя маме о своем недовольстве.

Если малыш съел только половину предложенной ему порции, то его плач через два часа после кормления может означать, что он голоден. Но если ребенок не спит, капризничает и тужится через час после сытного приема пищи, скорее всего, у него колики. Крик через три часа после еды вполне может означать голод и призыв покормить.

Если ребенок не смолкая плачет 10 минут после двухчасового сна, попробуйте приложить его к груди, в том, что он поест раньше времени, никакого вреда не будет. Если со времени последнего кормления прошло меньше двух часов, пусть малыш поплачет 10-15 минут, можете дать ему пустышку, чтобы он успокоился. Понаблюдайте, не тужится ли он во время крика.

Другие причины

Есть 10 причин, почему может плакать малыш целый день. Ваша задача установить истину и помочь. Помимо прочего, плач может быть вызван тем, что ребенок заболел. Тогда должны проявиться другие признаки болезни.

Сыпь на коже, повышенная температура, изменение цвета кожных покровов и слизистой, кашель, непривычный цвет и запах испражнений. Больной малыш – это повод немедленно вызвать участкового врача. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением.

Могут ли стать причиной плача мокрые пленки? В редких случаях. Только если на коже есть следы раздражения, которое усиливается при соприкосновении с влагой. Но вреда не будет, если вы поменяете подгузник лишний раз.

Может ли служить причиной плача в возрасте до 10 недель избалованность? Нет, младенец еще не умеет манипулировать окружающими и вполне искренне выражает свои чувства.

Если он плачет, значит, действительно испытывает дискомфорт. Почему успокоить и помочь необходимо. Но не стоит впадать в панику. Чаще всего ребенок, который постоянно капризничает, становится более спокойным после трех месяцев.

Возбудимый малыш

Отличить повышенную возбудимость довольно легко. Другое дело, что нельзя ею пренебрегать, и перестраивать ребенка под себя. Возбудимый малыш первые 10 недель жизни вздрагивает от резкого звука, он напряжен, ему трудно расслабиться. В первые несколько месяцев его будет трудно заставить купаться в ванне. Такие дети часто страдают коликами.

Возможно, врач выпишет успокаивающее и посоветует щадящий режим. Поменьше посетителей и новых впечатлений за день, тихие звуки и разговоры, тугое пеленание.

Колики у новорожденного

При коликах новорожденный кричит от боли, которая возникает в кишечнике из-за скапливающихся там газов. Малыш тужится, дергает ножками, краснеет. Плачет он по причине того, что боль очень неприятная и резкая. Это явление возникает в конце первого месяца жизни.

Днем ребенок спокойно спит и вдруг начинается приступ крика. Ребенок плачет, тужится, краснеет. Очень часто в возникновении колик обвиняют маму, которая кормит малыша грудью. Действительно, некоторые продукты способны вызвать повышенное газообразование и ознакомиться с диетой мама должна еще во время беременности.

Например, употребление некоторых овощей в сыром виде не рекомендовано женщинам в первые месяцы вскармливания грудью. Нужно будет отказаться от квашеной капусты и различной консервации.

Под запрет попадает горох и другие бобовые. Диета кормящей женщины чем-то напоминает стол № 5 по Певзнеру, которая применяется при заболевании желудочно-кишечного тракта и печени. Нельзя употреблять кофе, алкоголь, шоколад.

Пить днем чай желательно зеленый или, если посчастливилось достать, белый. На ночь от чая нужно отказаться. Ничего особенно сложного в такой диете нет.

Как помочь во время колик

Родителям не нужно впадать в панику при возникновении колик у малыша. Нужно помнить, что это довольно распространенная проблема, связанная с формированием пищеварительного тракта. Если ребенок плачет, не спит днем и тужится, нужно попробовать его животик. При коликах он будет твердым и напряженным.

Можно дать малышу Эспумизан или укропную воду. Налить грелку теплой водой и обернуть пеленкой, положить малыша на нее животом. Вода не должна быть очень горячей.

При прикосновении к запястью грелка не должна обжигать. Если малыш не спит днем из-за колик, успокойте его, возьмите на руки. Не бойтесь избаловать. После трех месяцев проблема колик пройдет сама собой.

Если малыш легковозбудимый, он может чаще страдать от колик на протяжении первых десяти недель жизни. Посоветуйтесь с врачом, чтобы правильно подобрать для него лекарство.

Откажитесь от прогулок в многолюдных местах и домашних визитеров. Когда малыш днем не спит, можно давать пустышку, чтобы он чувствовал себя спокойнее.

Пусть ваш малыш быстрее растет и меньше капризничает!

13 февраля 2014 в 13:18

Мой ребенок практически сразу после того, как ему исполнилось 3 года, стал нереально капризным. Отказывается что-либо делать, если ему это не интересно. Стал много пакостить. Меня это очень сильно доводит, порой даже в истерики впадаю. Спасайте!
Планируем через неделю съездить в Таиланд отдохнуть, может отдых настроит меня и моего малыша на более позитивные отношения.

Ответы пользователей

Насколько мне известно, начиная примерно с 3 лет у детей начинается осознание того, что мир огромен. Ребенок начинает искать объяснение большему количеству событий в его жизни, становясь более требовательным. Обратите больше внимания на то, как ребенок взаимодействует с окружающим миром. Он не только пакостит:) Скорее всего, он хочет попробовать много нового. :)

Мне кажется, что тут на лицо тот самый пресловутый кризис трех лет ("Я сам"). примерно годам к трем, ребенок начинает осознавать себя как личность. Он начинает ощущать себя самостоятельной частью огромного мира, тем самым несколько отделяясь от близких взрослых в психологическом плане. Ребенок всеми правдами и не правдами пытается отстоять свою независимость и право на самостоятельный выбор "буду - не буду, Хочу - не хочу". И уж сразу если сказал, что не будет, то не будет не при каких условиях, даже если его первоначальное решение не нравиться самому. Так ребенок самоутверждается, доказывая себе и окружающим свою пусть небольшую но свободу от других, громко заявляя о своем "Я". это неизбежный и нужный этап психического развития любого ребенка, сопровождающийся капризами, упрямством и своеволием. Для родителей это не простое время, но это то время, когда у малыша уже начинает формироваться тот стержень, который со временем делает из человека самостоятельную, зрелую и успешную личность. Тут главное не "сломать" ребенка, позволяя ему иногда настоять на своем, идя ему на уступки. Если конечно, это навредит самому ребенку и не принесет вреда окружающим. Понятно, что если малыш хочет пойти на улицу зимой босиком, то взрослый этого допустить не может. Но вот позволить малышу одеть красную футболку, вместо синей, если они принципиально не отличаются между собой вполне возможно. Вообщем, терпение, любовь, гибкость родителей и умение искать компромиссы.

Я думаю, через истерики проходят все мамы. Моему тоже три и он иногда меня сильно доводит. Сказали, что скоро это пройдет. У детей в таком возрасте первый "переходной возраст", если можно так сказать. Держитесь!!!

А я считаю, что истерики сами мамы и провоцируют, в какой-то мере. Я наблюдала сцену на улице сегодня. Мама с сыном - тому года три - шли впереди меня. Она его за что-то ругала. Ребёнок упал на землю, стал верещать, отказывался встать. Она его вроде-бы бросила, пошла вперёд. Сынуля - кричит, стучит ногами по асфальту. Словом, сцена - безобразная. У меня ни один сын, ни второй себя никогда так не вели. Они чётко знали, чего делать нельзя, а что можно.

Ожидание ребенка всегда полно радостными мечтами, планами и надеждами. Родители рисуют себе свою будущую жизнь с малышом в ярких красках. Сын или дочь будут красивыми, умными и обязательно послушными. Реальность же оказывается несколько другой. Долгожданный малыш действительно самый красивый, смышленый и любимый, и даже иногда послушный. Однако ближе к двум годам характер малыша начинает меняться. Да так, что родители перестают узнавать свое чадо.

С ребенком становится чрезвычайно сложно справляться. Еще совсем недавно такой милый и покладистый, он становится капризным, истеричным и стремится все делать по-своему. Разумеется, родители осведомлены, что между двумя и тремя годами ребенок вступает в свой первый переходный возраст.

Психологи этот период так и называют - «кризис двухлетнего возраста». Он ведь еще очень маленький ребенок - 2 года. Часто психует и капризничает. Однако легче от этих знаний не становится. Жизнь рядом с маленьким тираном становится просто невыносимой. Малыш, такой послушный и милый, в одночасье становится упрямым и капризным. Истерики возникают по многу раз и на пустом месте. Причем, если ребенок задался целью получить желаемое, то отвлечь его, переключив внимание на что-то другое, уже не удастся. Малыш будет стоять на своем до последнего.

Растерянность родителей

Большинство родителей оказываются неготовыми к таким переменам. Происходящее с ребенком застигает их врасплох. Даже если у малыша есть старшие брат или сестра и родители уже прошли через что-то подобное, все равно вечно закатывающий истерики, нервный ребенок создает невыносимую атмосферу в доме. Родители, напуганные мыслью, что у малыша, возможно, серьезные проблемы со здоровьем, ищут помощи у опытных знакомых. Однако мало кто решается обратиться к специалисту и получить советы детского психолога.

Советы обывателей в таких случаях даются однотипные. Большинство склоняется к мысли, что ребенку просто нужно «задать, как следует», чтобы знал, как себя вести. Однако пользы подобные методы не приносят. Ребенок нервничает и психует еще больше, доводя близких своим поведением буквально до

Как проявляется - возраст испытаний

Чаще всего малыш прибегает к бурной демонстрации своего недовольства. Падает на пол, разбрасывает вещи, бьет родителей, ломает игрушки. Причем поводы для недовольства порой возникают на пустом месте. Например, ребенку захотелось воды. Мама дает ему бутылочку, которая тут же летит на пол. Оказывается, малыш хотел, чтобы бутылочка была полной, а она налита только наполовину; или малыш вчера бегал по лужам в резиновых сапожках и хочет сегодня надеть их тоже. Объяснения, что сегодня на улице солнышко и сапожки не нужны, не помогают. Ребенок закатывает истерику.

Нужно сказать, что родителей подчас пугает не сама истерика, а реакция на нее окружающих. В ситуации, когда твой ребенок постоянно психует или с воплями катается по полу, сложно оставаться спокойным. Особенно если это происходит в общественном месте, где полно "доброжелателей". Мамы теряются в догадках. Что произошло? Что упущено в воспитании? Чтоделать, если ребенок нервный и непослушный?

Чаще всего вины родителей в подобных ситуациях нет. Просто у малыша начался его первый переходный возраст. Детские психологи называют это состояние кризисом двухлетнего возраста. Причина кризиса кроется в самом ребенке. Малыш активно осваивает окружающий мир, который постоянно преподносит ему сюрпризы. Ему хочется быть самостоятельным, но без помощи родителей он еще обойтись не в состоянии. Причем сама помощь нередко активно отвергается. Таким образом проявляется 2 года - это достаточно сложный возраст как для малыша, так и для его родителей.

Пока малыш был совсем мал, он ощущал себя единым целым с матерью. Он спокойно позволял брать себя на руки и переносить с места на место, кормить, одевать и проделывать множество других необходимых манипуляций. Начиная осознавать пределы собственного «я», ребенок одновременно пытается узнать пределы дозволенного в отношении других людей. Хотя иногда родителям кажется, что их осознанно выводят из себя. Однако это далеко не так. Ребенок учится общаться, пытается осознать, насколько простирается его власть над другими людьми, и пытается ими манипулировать. От взрослых требуется проявлять выдержку, не поддаваясь на провокации.

Не существует конкретной даты, когда ребенок начнет проявлять характер. В среднем это начинается в два года и заканчивается около трех с половиной лет. Если маленький ребенок (2 года) часто психует и капризничает, то это можно назвать возрастной нормой. Вопрос только в том, как этот период пережить с наименьшими потерями.

Что делать родителям

Это, пожалуй, самый разумный совет, который можно дать родителям, переживающим вместе с ребенком его первый кризис. Стоит на время забыть о том, что правильно и неправильно, и позволить ребенку приобрести свой собственный опыт. В меру разумного, конечно.

«Я сам» ─ эту фразу родителям приходится теперь слышать чаще всего. Сам оденусь, сам буду есть, сам пойду гулять. И неважно, что на улице +30, а ребенку захотелось надеть на улицу теплые рейтузы. Переговоры с упирающимся малышом закончатся бурной истерикой. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, - это просто разрешить ребенку надеть то, что он хочет. Пусть идет на улицу в теплых рейтузах. Просто захватите с собой легкую одежду, и когда малышу станет жарко, переоденьте его. Попутно объяснив, что сейчас светит солнышко, и нужно одеться полегче.

Похожая ситуация повторяется в обед. Ребенку может захотеться есть сладкую манную кашу, макая в нее соленый помидор. Попытка накормить его «правильно» приведет только к тому, что он откажется и от того, и от другого. Позвольте ему есть то, что он хочет и как он хочет. Если не можете смотреть на это, просто не смотрите.

Давайте ребенку больше свободы и не обращайтесь с ним, как с игрушкой. Он такой же человек, как и вы, и он тоже имеет право совершать ошибки. Ваша задача - не ограждать его от всех неприятностей, а помочь приобрести свой собственный жизненный опыт. Конечно, значительно легче одеть ребенка самому, чем ожидать, пока он сделает это самостоятельно. Просто выделите на сборы несколько больше времени. Помимо этого, старайтесь прислушиваться и к мнению самого ребенка. Ведь он тоже человек и имеет право на то, чтобы к нему прислушивались. Если наступило время обеда, а ребенок отказывается есть, то, скорее всего, он еще не голоден. Пойдите ему навстречу. Скорее всего, он вскоре проголодается, и вы без проблем его накормите.

Налаживайте контакт с ребенком через игру

Игры для детей 2 лет - это основной способ взаимодействия с окружающим миром. На вопрос: «Чем ты занимаешься?», ребенок 2-3 лет наверняка ответит: «Играю». Ребенок играет постоянно. Если у него есть игрушки, он будет играть с ними. Если игрушек нет, то он их себе придумает.

Часто родители жалуются, что у ребенка есть множество игрушек, но он в них почти никогда не играет. Чаще всего это происходит тогда, когда игрушки валяются где попало, разобранные и разломанные. Ребенок просто про них забывает.

Для того чтобы ребенок помнил о своих игрушках, они должны быть у него на виду. Для этого их лучше всего держать на открытых полках. Большие игрушки лучше расставить на полу, чтобы малыш мог без труда их достать. Игрушки среднего размера разместите прямо на полке. Тут они будут смотреться наиболее привлекательно.

Всевозможные мелкие предметы вроде маленьких машинок, фигурок от "Киндер-сюрпризов", найденных на улице красивых камешков, разложите по небольшим коробочкам. Сверху каждой коробочки поставьте по одному предмету из тех, что в ней лежат. Так ребенку будет понятно, где чей домик.

Не давайте ребенку все игрушки одновременно

Если ребенок не будет видеть все свои игрушки сразу, то у него дольше сохранится к ним интерес. Если игрушек скопилось слишком много, то соберите какую-то часть и спрячьте. через некоторое время их можно будет показать ребенку. Он начнет с ними играть с не меньшим интересом, чем с новыми. Разумеется, не следует прятать те игрушки, к которым ребенок очень привязан. Некоторые стоит хранить там, где они чаще всего используются. Например, игрушечные кухонные принадлежности вашей дочери можно хранить в специальной коробочке на кухне. Это сохранит в целости вашу собственную кухонную посуду.

Игрушечные инструменты сына можно хранить рядом с папиными. В ответ на просьбу малыша дать ему молоток или дрель выдавайте ему его собственный игрушечный инструмент. Игрушки для купания лучше хранить в ванной, а мяч, с которым он играет на улице, лучше поселить в коридоре.

Придумывайте ребенку занятия

Возможно, ваш ребенок постоянно капризничает из-за того, что ему просто скучно. Он еще очень маленький и не всегда может придумать, как ему играть с той или иной игрушкой. Для того чтобы малыш всегда был при деле, заведите специальную коробку для всяких интересных мелочей. В нужный момент вы извлечете из коробки ленточку, из которой можно будет сделать поводок для плюшевой собачки, к которой он уже было потерял интерес, или лоскуток для нового платья кукле.

Во время игр ваш малыш старается находиться поближе к вам. В своих играх он с радостью примет ваше предложение о помощи, но вряд ли захочет, чтобы ему давали указание, что нужно делать. Игры для детей 2 лет - это всевозможные исследования, эксперименты и новые открытия. Не стоит стремиться объяснить ему назначение той или иной игрушки или спешить ответить на вопрос, который он еще сам толком не смог сформулировать. Так вы можете все испортить. Постарайтесь дать ребенку возможность быть в его игре лидером и следуйте за ним.

Помогайте ребенку, будьте ему партнером

Ваш малыш может задумать какое-то дело, но будет не в силах его выполнить из-за того, что физические возможности его еще очень ограничены. Помогайте ему, но не выполняйте все за него. Например, он посадил в песок веточку дерева и хочет теперь полить свою «клумбу». Помогите ему донести до песочницы банку с водой, но не выливайте воду сами. Ведь он хочет сделать это самостоятельно. Если вы лишите его такой возможности, то скандала не миновать. Ребенок еще не научился правильно выражать свои негативные эмоции, поэтому часто случается истерика у детей. 2 года - это возраст, в котором не все детки еще умеют толком разговаривать. Не имея возможности привести весомые аргументы в защиту своей позиции, малыш закатывает истерику.

Во многие игры просто невозможно играть самому. Нельзя поймать или покатить мячик, если некому бросить его, нельзя поиграть в догонялочки, если некому вас догонять. Часто детям приходится подолгу упрашивать родителей поиграть с ними. После долгих уговоров те нехотя соглашаются, но после нескольких минут говорят: «Ну, все, хватит, теперь играй сам». Или же, соглашаясь поиграть, заранее объявляют, что могут уделить ребенку только 10 минут. После этого ребенок не столько играет, сколько с опаской ждет, что обещанные минуты закончатся и ему скажут: «На сегодня хватит». Понятно, что вы не сможете играть целый день, но иногда стоит сделать вид, что вы сами очень этого хотите. Дайте своему ребенку возможность получить удовольствие от того, что он сам закончил игру, когда захотел. Игры для детей 2 лет - это сама их жизнь.

Как быть, если у ребенка началась истерика

Как бы бережно вы ни обращались с двухлетним ребенком, все равно иногда возникают ситуации, при которых избежать истерики не удастся. К сожалению, маленький ребенок (2 года) часто психует и капризничает. Иногда у него возникают истерики. По статистике, больше половины двухлетних детей подвержены истерикам и вспышкам ярости. У многих такое случается по несколько раз в неделю. Склонные к истерикам детки обычно очень непоседливы, умны и хорошо знают, чего они хотят. Делать они хотят много чего и очень плохо относятся к попыткам взрослых помешать им в этом. Встретив препятствие на своем пути, маленький ребенок (2 года) часто психует и капризничает, желая добиться своей цели.

Впав в истерику, малыш не в состоянии контролировать себя. Он вообще ничего не видит и не слышит. Поэтому все предметы, попавшиеся ему на пути, обычно разлетаются в разные стороны. Ребенок может упасть на пол и громко кричать. Падая, он может сильно удариться о пол или мебель. Родители обычно в недоумении, они не понимают, почему ребенок психует, ведь только что все было хорошо. Малыш может кричать до тех пор, пока его не стошнит. При этом родители оказываются в состоянии, близком к панике, они не знают, что делать, если ребенок нервный и непослушный.

Родителям очень сложно наблюдать подобные картины. Особенно когда бледнеет и кажется, что он сейчас потеряет сознание. Правда, серьезного вреда таким образом он себе не причинит. На помощь придут защитные рефлексы его организма, которые заставят его сделать вдох задолго до того, как он сможет задохнуться.

Как помочь ребенку

В первую очередь следует постараться организовать быт ребенка так, чтобы у него не было нервных перегрузок. Если стал нервный ребенок, симптомы будут видны сразу. Это участившиеся вспышки ярости. Когда эти вспышки становятся слишком частыми, то ни к чему хорошему они не приведут. Если вы что-то запрещаете ребенку или заставляете его делать что-то, что ему не очень приятно, то постарайтесь проявить как можно больше мягкости. Не стремитесь держать ребенка в жестких рамках. Пытаясь защитить себя, ребенок станет устраивать истерики регулярно.

Иногда родители надеются улучшить состояние ребенка, самостоятельно давая ему успокоительные лекарства. Причем препараты они «назначают» сами по совету родственников и знакомых. Делать это категорически не рекомендуется. Только врач может назначать успокоительные длядетей. 2 года - это возраст, в котором ребенок еще крайне уязвим, бесконтрольным употреблением лекарств можно навредить ему.

Если у малыша началась истерика, внимательно наблюдайте за ним, чтобы он не нанес себе вреда. Во время истерики ребенкатакое, что он может не помнить, что натворил, пока буйствовал. Чтобы он не покалечил себя, постарайтесь аккуратно его удерживать. Придя в себя, он увидит, что вы рядом с ним и устроенный им скандал ничего не изменил. Вскоре он расслабится и заснет у вас на руках. Маленькое чудовище превратится в малыша, который нуждается в ласке и утешении. Ведь это совсем еще маленький ребенок (2 года). Часто психует и капризничает, но при этом отчаянно нуждается в вашей любви, ласке и утешении.

Есть дети, которые абсолютно не переносят, когда во время истерических приступов их пытаются удерживать. Это только усугубляет истерику. В таком случае не применяйте силу. Просто постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не причинил себе вреда. Для этого уберите с его пути все бьющиеся и легко ломающиеся предметы.

Не пытайтесь что-то доказывать ребенку, охваченному истерикой. Пока приступ не пройдет, на него не подействует ровным счетом ничего. Если ребенок в истерике, не кричите на него. Толку не будет все равно. Некоторые родители, пытаясь привести ребенка в чувство, начинают его бить. Обычно это не только не успокаивает его, а наоборот, заставляет кричать еще громче. Кроме того, можно не рассчитать силы и покалечить малыша.

Не пытайтесь что-то объяснять орущему ребенку. В состоянии крайнего раздражения даже взрослый плохо поддается уговорам. А что уж говорить о двухлетнем ребенке. После того как он успокоится, не начинайте разговор первыми. Многие дети воспринимают это как уступку, и вопли могут начаться с удвоенной силой.

Лучше дождитесь, пока ребенок сам не подойдет к вам. Если он подошел к вам, обнимите его, приласкайте и ведите себя так, как будто ничего не случилось.

Часто родители приходят в ужас при мысли о том, что их ребенок «закатит концерт» на людях. Они готовы идти на любые уступки, лишь бы у него не было истерики. Такая практика приводит к совершенно противоположным результатам. Дети очень наблюдательны и прекрасно знают, как можно манипулировать родителями. Не стоит удивляться, если истерики у ребенка начнут случаться регулярно и в самых неподходящих местах.

Дайте понять малышу, что истериками он ровным счетом ничего не добьется от вас. Если он пришел в ярость из-за того, что вы запрещали ему лазить на высокую лестницу, не позволяйте этого и после того, как он успокоится. Если до начала истерики вы планировали идти с ним на прогулку, идите, как только наступит тишина, и ни о чем не напоминайте ребенку.

Большинство детских истерик рассчитаны на наличие зрителей. Стоит уйти в другую комнату, как крики чудесным образом прекращаются. Иногда можно наблюдать довольно забавную картину: ребенок изо всех кричит, катается по полу. Как только он обнаруживает, что поблизости никого нет, он замолкает, потом подходит поближе к родителям и начинает свой «концерт» снова.

Когда пора идти к детскому психологу?

К психологу нужно обратиться, если истерики у ребенка стали слишком частыми и приобрели затяжной характер. В частности - не проходят, даже если ребенок остается в полном одиночестве. Если родители перепробовали все способы, но все равно побороть истерики не удается, то пора обратиться за консультацией к детскому психологу. Для того чтобы найти хорошего специалиста, расспросите своих знакомых, кому уже помог детский психолог. Отзывы будут вам хорошим ориентиром. Помимо этого, стоит посетить и детского невролога. Этот врач назначит нужные обследования и в случае необходимости назначит успокоительные для детей. 2 года - это возраст, в котором чаще всего рекомендуют натуральные препараты на растительной основе.

Иногда причина детских истерик кроется в семейных неурядицах и отсутствии согласия между родителями. Даже если родители никогда не ссорятся на глазах у малыша, все равно малыш чувствует нервозную атмосферу и реагирует на нее по-своему. Стоит им прийти к согласию, успокоив свои мысли и чувства, как истерики у ребенка тут же прекращаются.

Быть ребенком так же сложно, как и быть взрослым. Но все же на нашей стороне время. Очень скоро вы обнаружите, что двухлетний рубеж пройден, и все истерики остались далеко позади.

Что же делать родителям, когда ребенок часто капризничает или ноет?

Когда ребенок ноет – он дает о себе знать, надоедливо жалуется на что-либо, издает тягучие жалобные звуки.
А когда ребенок капризничает – он упрямится, привередничает, плачет.

Уверена, что каждый родитель знает, о чём идёт речь и всем хорошо знакомо, как это звучит и выглядит, когда ребёнок ноет и капризничает.

Давайте посмотрим, что с ребёнком происходит в тот момент, когда он начинает «ныть» и «капризничать» (как это мы, взрослые, называем). На самом деле в этот момент его что-то очень сильно беспокоит или он о чём-то переживает.

Что ребёнок в этот момент может чувствовать?

Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может хотеть вашего внимание, кушать, спать, пить, а может быть, он просто устал.

Смотрите, как много может быть различных причин у ребенка для того, чтобы делать то, что мы называем «ныть» и «капризничать».



Как мы обычно реагируем, когда ребёнок капризничает?

Часто, когда ребёнок начинает капризничать, можно услышать, как взрослые приказывают ему: «Не ной!», «Хватит ныть!», «Убери это нытьё!», «Замолчи»! «Закрой свой рот!» «Не могу больше слышать твоё нытьё» и т.д.

Как вы думаете, помогают ли эти фразы успокоиться ребёнку? Или, наоборот, ещё больше расстраивают его?

Фраза «Не ной» не нацелена на то, чтобы услышать и понять ребенка, дать ему ощущение того, что мы его понимаем. Она нацелена только лишь на то, чтобы он прекратил делать то, что сейчас делает, потому что нам это не нравится и неудобно. Как будто бы ребёнок – это солдатик, который по команде должен мгновенно подчиняться нашим словам и моментально поменять своё эмоциональное состояние.

Справедливости ради давайте признаемся: даже нам, взрослым, сложно управлять своими чувствами и эмоциями. Мы не можем по команде прекратить испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребёнке!

Фразы «Не ной», «Хватит», «Прекрати ныть» и тому подобные оказывают на ребёнка совершенно обратный эффект. Ребёнок становится ещё более капризным, начинает громче плакать, требовать, грубить, вырываться и т.д.

Почему важно правильно реагировать на капризы ребёнка?

Если на этапе, когда ребенок начинает капризничать, вам удастся удержать себя от привычных запрещающих фраз, привлечь на помощь свою фантазию, отвлечь и успокоить ребёнка, то такое поведение ребенка никогда не перерастёт в истерику.

Если с самого начала правильно реагировать на поведение ребёнка, уделить ему немного времени и вникнуть в то, чего он хочет, постараться понять, чего ему сейчас не хватает, что не получается выразить словами, скорее всего, он быстро успокоится.

И наоборот, если требовать от малыша «прекратить сию же минуту», игнорировать его потребность, чувства и состояние, говорить строгим командным голосом, стыдить, то у ребенка этот каприз и нытьё с очень большой вероятностью может перерасти в настоящую, неуправляемую истерику.

Получается, что именно в тот момент, когда ребенок только ещё начинает капризничать, очень важно заметить это, потому что тогда ситуация по-прежнему находится в ваших руках и вы всё ещё можете её изменить.



Как лучше реагировать, когда ребёнок капризничает?

Как же правильно реагировать? Естественно, вам не очень нравится такое поведение ребёнка. Но, вместо того, чтобы использовать традиционное «Не ной», постарайтесь сделать в следующий раз что-то из этого списка:

1. Произнесите вслух возможную причину того, что с ребёнком происходит (как вы это сами понимаете).

Например:
«Я вижу, ты очень устал. Конечно, сегодня был такой тяжелый день, поэтому тебе тяжело и хочется немного поплакать, я тебя понимаю».

«Тебе обидно, я понимаю. Тебе очень хотелось, чтобы я тебе это купила. Конечно, хочется, но, к сожалению, мы так спешим. Давай-ка я посмотрю что у меня есть интересного в сумочке».

«Ты очень обиделся на меня. Тебе обидно, что я так сказала и ещё сказала это громко, поэтому ты сейчас недоволен».

«Тебе не нравятся вот эти колготки, и поэтому ты плачешь. Ты хочешь что-то другое, тебе неудобно, я понимаю, давай подумаем, что …»

«Понимаю тебя, не очень хорошее настроение. Наверное, тебе просто хочется, чтобы я тебя обняла, иди ко мне».

Таким образом, вы уже в самой первой вашей фразе стараетесь озвучить состояние ребенка, вслух проговариваете ему, что сейчас с ним происходит, из-за чего он может переживать. Тогда и ребёнок чувствует, что вы стараетесь его понять и вам становится проще «включиться» в состояние ребёнка.


Настраиваясь на волну своего ребёнка, вы, действительно, стараетесь понять – а что сейчас с ним вообще происходит? Что с ним? Из этого понимания вам могут прийти какие-то интересные идеи и решения для этой конкретной ситуации.

Когда вы говорите ребёнку о том, что с ним сейчас происходит, что он чувствует и переживает, в этот момент вы как бы передаёте ему послание: «Мама тебя слышит, мама тебя понимает, мама тебя старается понять, мама тебя поддерживает».

Ребёнок чувствует ваше отношение к себе и сам начинает лучше себя понимать, осознавать, что с ним сейчас происходит. Это очень важно.
А еще, это даёт вам небольшую паузу и время подумать, что сейчас происходит с ребёнком и что в этой конкретной ситуации лучше всего сделать.

2. Предложите ребёнку какую-то альтернативу тому, что он просит.

Чаще всего, родители забывают об этом простом и очень полезном подходе в воспитании: не просто запретить что-то, а показать ребёнку другие способы и варианты сделать или получить то, что он хочет. Тогда его внимание переключается и ему уже становится не так обидно, когда ему что-то запрещают;

3. Предложите ребёнку на выбор то, что сейчас доступно и можно, вместо того, чтобы запрещать или игнорировать его чувства и желания;

4. Отвлеките внимание ребёнка на какое-то событие вокруг, начните рассказывать ему какую-нибудь сказку, историю или случай из своего детства. 

Мы забываем, что вниманием маленьких детей очень легко управлять в хорошем смысле этого слова. Вот малыш расстроен, но вдруг мы обращаем его внимание на тучки на небе, которые похожи на жирафа и он уже позабыл о своём расстройстве. А если вдруг зазвучит интересная история про мишку, который не любил одевать шапку на прогулку, то это будет так интересно, что малыш даже не заметит, что он уже сам в шапке и давно вышел на улицу гулять.

Истории и сказки просто завораживающе действуют на детей. С помощью истории очень легко заинтересовать и отвлечь ребёнка в совершенно в разных ситуациях. Так просто. А мы, взрослые, об этом совершенно забываем.




5. Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать.

По крайней мере 80% ваших замечаний лучше начинать с конкретного призыва к действию, описания ребенку того действия, которое вы хотите, чтобы он сделал.

Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать, а не акцентируйте его внимание на том, что делать сейчас не нужно. Например, на что заменить фразу «Не ной»? Что ребёнку следует делать вместо того, чтобы «ныть»?

  • «Пожалуйста, помоги мне»
  • «Пожалуйста, давай разберем вещи»
  • «Пожалуйста, обними меня и давай я тебя обниму»
  • «Посмотри туда! Ты когда-нибудь видел такое?»

«Помоги», «давай разберём», «обними», «посмотри» – всё это глаголы, прямо направляющие ребёнка в нужное русло, вместо совершенного бесполезного автоматизма «Не ной».

Что нужно делать, когда ребёнок капризничает и ноет?

В следующий раз, когда ваш ребёнок начнёт капризничать и ныть, вспомните про эту статью:

  1. Удержите себя от привычных командных фраз;
  2. Начните со слов «Я тебя понимаю»;
  3. Опишите, что сейчас происходит с ребёнком и почему он расстроен;
  4. Обнимите его;
  5. Предложите ему какое-то решение, варианты на выбор;
  6. Подскажите, что нужно делать;
  7. Или мягко отвлеките его внимание какой-то историей.

Всего Вам самого доброго!

P.S. Пожалуйста, напишите в комментариях, была ли полезна Вам эта статья и пробуете ли Вы применить новые знания? И нажмите социальные кнопки, чтобы рассказать об этой статье вашим друзьям. Спасибо Вам!