Комнатные растения        21.08.2019   

Картина микеланджело рождение адама. «Сотворение Адама» - Всё тайное станет явным

La creazione di Adamo

Фреска иллюстрирует эпизод

И сотворил Бог человека по образу Своему.

Фреска Микеланджело Буонарроти, которую написал около 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия.

Перед тем, как рассказать вам про эту чудесную фреску, давайте немного узнаем про самого художника Микеланджело.

М икеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони

Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni

Один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Он еще при жизни получил признание и считался гением мирового значения. Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских – он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве – свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.

Родился в семье подеста. Микеланджело учился у живописца Гирландайо (1488-89 г.) и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-90 г.), однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика.

В 1488 г. по совету лучшего друга Франческо Граначчи, Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в мастерскую художника Доменико Гирландайо и занимается там в течение года.

Год спустя, Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.

Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Некоторое время Микеланджело живёт во дворце Медичи. После смерти Медичи в 1492 г. Микеланджело возвращается домой.

В 1494-1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика. В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня.

В 1499 г. Микеланджело снова появляется в родной Флоренции и создает для неё колоссальную статую Давида, а также картины в зале Совета.

Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».

В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора. В 1505-1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.

С икстинская капелла

Бывшая домовая церковь в Ватикане. Была построена в 1473-1481 годах. Архитектором церкви был Джордже де Дольчи. Капелла была построена по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Сейчас капелла – музей, выдающийся памятник Возрождения.

Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508-1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Сложнейшую задачу, поставленную перед ним папой Юлием II - Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески, - мастер выполнил в рекордные сроки.

А фреска «Сотворение Адама» является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы.

«С отворение Адама»

Потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело между 1508 и 1512 годами, является одним из самых известных произведений Высокого Возрождения. «Сотворение Адама» является одной из самых известных картин всех времен.

Самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия - от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа».

О чем фреска

В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

В 1508 году Папа Римский Юлий II вызывает прославленного ваятеля из его родной Флоренции в Рим. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как “Оплакивание Христа” и “Давид”. Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Но нет. По наущению недоброжелателей Микеланджело, и в первую очередь уроженца Урбино архитектора Донато Браманте, который покровительствовал своему земляку, молодому Рафаэлю Санти, и хотел убрать с его пути конкурента, папа предлагает Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Потолок площадью около шестисот квадратных метров! Замысел врагов был прост.

Свой подвиг художник совершил всего за 26 месяцев (работая с перерывами с 10 мая 1508 года по 31 октября 1512 года). Он расписывал потолок, лежа на спине или сидя, запрокидывая назад голову. При этом глаза ему заливала краска, капающая с кисти, тело от неудобного положения разрывала нестерпимая боль. Но он создал творение, по грандиозности, содержательности и совершенству занявшее центральное место в искусстве Высокого Возрождения.

Гёте писал: “Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек”.

Однако, вглядевшись внимательнее в создание художника, вдруг понимаешь, что Адама оживляет не Господь, а огромный мозг, повторяющий в деталях строение головного мозга человека. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске то, что акт творения был совершен вселенским разумом. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул современникам, что он на самом деле изобразил?

Удивительным является тот факт, что эта фреска должна быть ортодоксальной, поскольку изображена внутри папской капеллы, но в ней нашло воплощение идеи и каноны Высокого Возрождения.

Идея человека сотворенного по образу и подобию Сущего, вознесение божественного и великого в человеческом творении и даже равенства земного человека Господу в творчестве и духовных стремления – весьма смелая концепция после средневекового мировоззрения. Человек здесь - существо, рожденное для познания, вдохновения, подвигов и великих свершений.
Зрителей впечатляет масштабность и монументальность фрески. Это творение стало шедевром и даже символом западноевропейского искусства.

Произведения искусства могут нести в себе некий скрытый смысл, который иногда удаётся расшифровать. Предлагаем вам подборку из десяти шедевров живописи, в которых удалось найти тайные знаки.

1. «Мона Лиза»: в её глазах есть скрытый код

Как правило, силу «Моны Лизы» приписывают интригующей улыбке, изображённой на лице женщины. Тем не менее, историки из Италии обнаружили, что, если рассмотреть глаза Джоконды под микроскопом, то них можно разглядеть буквы и цифры.

Эксперты утверждают, что эти едва различимые цифры и буквы представляют собой нечто вроде «Кода да Винчи» в реальной жизни: в правом глазу видны буквы «LV», которые вполне могут означать имя художника, Леонардо да Винчи, и в левом глазу тоже есть символы, но их пока не получилось опознать. Ясно увидеть их очень сложно, но, скорее всего, это или буквы «CE», или буква «B».

В арке моста на заднем плане можно увидеть число 72, или же это может быть буква «L» и двойка. Кроме того, на картине видно число 149 с затёртой четвёркой, что может означать дату создания картины - да Винчи нарисовал её во время своего пребывания в Милане в 1490-х годах.

Важно помнить, что картине уже почти 500 лет, так что скрытые знаки видны не так чётко и ясно, как могли быть сразу после её создания.

2. «Тайная вечеря»: в картине скрыты математические и астрологические головоломки и музыкальная мелодия

«Тайная вечеря» является объектом многочисленных спекуляций, сосредоточенных, как правило, на предполагаемых скрытых сообщениях и намёках, зашифрованных в картине.

Слависа Пеши, информационный технолог, добилась интересного визуального эффекта, наложив зеркальную полупрозрачную версию картины поверх оригинала. В результате на обоих концах стола появились две похожие на тамплиеров фигуры, а слева от Иисуса стал виден ещё один человек - возможно, женщина с младенцем на руках.

Итальянский музыкант Джованни Мария Пала указал, что положение рук и хлеба можно интерпретировать как ноты в музыкальном произведении, и если читать справа налево, как это было характерно для манеры письма Леонардо, то они образуют музыкальную композицию.

Исследователь из Ватикана Сабрина Сфорца Галиция, заявила, что расшифровала «математическую и астрологическую» головоломку, содержащуюся в «Тайной вечере». По её словам, художник предсказал всемирный потоп и грядущий затем конец света, который начнётся 21 марта 4006-го года и завершится 1 ноября того же года - она считает, что это станет началом новой эры для человечества.

3. «Сотворение Адама»: божественное происхождение разума

«Сотворение Адама» кисти Микеланджело выдержала испытание временем не только как самая знаменитая фреска Сикстинской капеллы, но и как один из самых знаковых образов в истории человечества.

Микеланджело признан одним из величайших художников и скульпторов эпохи итальянского Возрождения, однако не так широко известно, что он тщательно изучал анатомию и в возрасте 17-ти лет расчленял трупы, выкопанные на церковном кладбище.

Американские эксперты по нейроанатомии считают, что Микеланджело действительно использовал некоторые анатомические познания при работе над фресками Сикстинской капеллы.

Хотя некоторые могут счесть это совпадением, специалисты предполагают, что написать подобное на картине Микеланджело вряд ли мог случайно: на фреске можно увидеть даже очертания таких сложных частей мозга, как мозжечок, зрительный нерв и гипофиз. А в самой фигуре Адама, протягивающего руку Богу, можно разглядеть очертания варолиева моста и позвоночника.

4. Фрески Сикстинской капеллы: на некоторых из них видны части человеческого мозга

Как и в случае с «Сотворением Адама», среди фресок Сикстинской капеллы есть и другая роспись с фигурой Бога, содержащая секретное послание.

Эксперты заметили, что грудь и шея Бога имеют анатомические нарушения, которых нет больше ни у одной человеческой фигуры на росписях. Кроме того, в то время как большинство фигур освещены по диагонали от левого нижнего края, на шею Бога солнечные лучи падают под прямым углом - исследователи пришли к выводу, что подобную неточность гений допустил намеренно.

Если наложить изображение странной шеи Бога на фотографию человеческого мозга, то становится заметно, что контуры обоих изображений почти полностью совпадают, а странный прямоугольник ткани, простирающийся до центра Божьего одеяния, может символизировать спинной мозг.

Микеланджело также изображал другие анатомические особенности в некоторых местах на потолке, в частности почку, которая представляла для Микеланджело особый интерес, поскольку художник страдал от камней в почках.

5. «Мадонна со святым Джованнино»: следы НЛО

«Мадонна со святым Джованнино» кисти Доменико Гирландайо имеет интересную деталь: над левым плечом Марии в небе парит капля странной формы.

В этом месте картины отчётливо виден доскообразный объект, возможно, блестящий - этот объект художник изобразил до мельчайших деталей, постаравшись поместить его в своё произведение так, чтобы тот бросался в глаза. Кроме того, в правой части картины мы видим человека, поднёсшего правую руку к глазам, показывая, насколько ярким является этот объект, а в верхнем левом углу мы видим предмет, похожий на солнце.

«Мадонна со святым Джованнино» - лишь одна из многочисленных средневековых картин, где изображены странные, тревожные неопознанные летающие объекты, парящие в небесах.

6. «Пророк Захария»: власть религии

Напряжённость в отношениях между папой Юлием II и Микеланджело описана в исторических документах. Историки отмечают, что Микеланджело изобразил папу на одной из своих картин в образе пророка Захарии, и один из ангелов позади него показывает крайне непристойный жест.

Фигура, в которую сложены пальцы прелестного маленького ребёнка, называется «фига», но его значение вовсе не такое сладкое, как название: держа большой палец между указательным и средним пальцами, он показывает жест старого мира, который сохранил своё значение до наших дней. На Западе жест не так распространён, но в России его значение хорошо известно.

7. «Давид и Голиаф»: мистические знаки Каббалы

Анализируя расположение фигур на потолке Сикстинской капеллы, площадь которого составляет 1300 км², учёные обнаружили формы, похожие на буквы иврита: например, фигуры Давида и Голиафа образуют букву «гимель», символизирующую «силу» в мистической традиции Каббалы.

Исследователи полагают, что Микеланджело познакомился с иудаизмом во время пребывания при дворе Лоренцо Медичи во Флоренции, а вся Сикстинская капелла, возможно, построенная с соблюдением тех же пропорций, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «потерянным мистическим посланием о всеобщей любви», предназначенной для расшифровки.

8. «Фламандские пословицы»: в картине содержится 112 нидерландских идиом

«Фламандские пословицы» - это написанная маслом на дубовой панели картина кисти Питера Брейгеля-старшего, она наполнена символами, относящимися к нидерландским пословицам того времени.

Всего в картине найдено и расшифровано 112 идиом: некоторые из них до сих пор используются, например, «плыть против течения», «большая рыба ест маленькую рыбу», «стучаться головой о стену» и «вооружиться до зубов».

Другие пословицы указывают на человеческую глупость. Некоторые символы, кажется, отображают смысл более чем одной фигуры речи, например, человек, стригущий овец, левее центра в нижней части картины сидит рядом с человеком, режущим свинью, и эта сцена символизирует выражение «Кто-то стрижёт овец, а кто-то - свиней», что означает, что у одного человека есть преимущество над другими. Также сцена может означать и «Стриги, но шкуры не снимай», то есть предупреждает не заходить слишком далеко при использовании своих возможностей.

9. «Ужин в Эммаусе»: христианский обет молчания

«Ужин в Эммаусе» - картина Караваджо, итальянского художника эпохи барокко. На картине изображен момент, когда воскресший Иисус инкогнито пребывает в город Эммаус, но встречает там двоих своих учеников и преломляет с ними хлеб, после чего те узнают его.

Картина необычна уже тем, что фигуры людей изображены на тёмном пустом фоне в натуральную величину, а на самом краю стола стоит корзина с едой, которая, кажется, вот-вот упадёт. Есть также странная тень, похожая на силуэт рыбы, что может указывать на обет молчания как обязательный для христиан.

10. «Портрет юного Моцарта»: знаки масонов

Конечно, произведения искусства не обошли стороной тему масонства: портреты людей, прячущих руки, могут указывать на преданность делу или уровень иерархии. Примером может служить портрет Моцарта, нарисованный Антонио Лоренцони.

Фреска „Сотворение Адама”, вне всяких сомнений, является одним из самых известных произведений Микеланджело. Впервые в истории мирового искусства Бог-создатель и сотворенный им человек выступают на равных.

Сотворение Адама

1510; 280х570 см; фреска
Свод Сикстинской капеллы, Ватикан

Композиционный и смысловой акценты в этой картине совпадают: кончиками пальцев вот-вот соприкоснутся руки, протянутые Богом и Адамом, что создает напряженное и волнующее ожидание «высечения божественной искры» от этого касания и создает у зрителя ощущение причастности к великому таинству сотворения человека.

Адам лежит во всем великолепии мужской наготы, но он еще не живой. Он способен лишь поднять бессильный палец. И навстречу ему спускается Господь Всемогущий. В его огромном развивающемся плаще целый мир. В центре лицо – Ева это или нет, но это человеческое лицо, смотрящее прямо на Адама, бросающее ему вызов. И палец Бога дотрагивается до пальца человека.

В Евангелиях от Луки и от Матфея Перст Божий отождествляется со Святым Духом — посредником между Создателем и его творениями. Касание перстами — жест, предложенный художником в качестве символического воплощения самой жизни, — раскрывает суть взаимоотношений между человеком и Богом, их неразрывную связь.

Кроме того, расположив фигуру первого человека на покатой поверхности, художник создает у зрителя иллюзию, будто Адам находится на самом краю земли, у пропасти. Наверное, еще и поэтому так впечатляют нас эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие связь между двумя мирами — земным и божественным. Причем рука Господа напряжена сильнее, его взгляд строг, он полон решимости.

Адам же пока слаб, в нем еще не ощущается дыхание жизни, однако, повинуясь неведомому порыву, он, словно из последних сил, протягивает руку — обратите внимание, сколько надежды и ожидания в его устремленных к Богу глазах! И художник запечатлевает тот волнующий момент, когда в ответ на свое пока не вполне осознанное, но явное искание божественного человек получает душу — высшую награду Создателя.

В этой работе Микеланджело в который раз доказывает свое умение «лепить» средствами живописи рельеф человеческого тела. Асканио Кондиви, ученик и биограф Микеланджело, подчеркивал, что

Сотворение Адама - Микеланджело Буонарроти. 1511. Фреска. 280х570



Величайшее чудо предстает перед зрителем во всем своем великолепии. Тайна, которая не перестанет волновать воображение человека, трактуется великим мастером очень логично и стройно.

Летит в нескончаемом пространстве Создатель в окружении ангелов-помощников. Последнее великое Дело осталось для завершения Творения мира - создание человека, единственного из живых существ сходное по образу и внутреннему наполнению с самим Создателем.

Точен и уверен жест Бога-Отца. Божественная энергия уже начала наполнять тело идеально сложенного Адама, первого из людей.

С восторгом и благоговением наблюдают ангелы за Великим таинством сотворения. Среди помощников Божьих немало таких, кто полон страха и недоумения. Каким будет это новое, невиданное ранее существо? Что принесет оно в этот только что созданный мир? Оправдает ли Великое доверие Божие?

Фигура Адама заслуживает отдельного внимания. Автор создает этот образ с любовью и особой тщательностью. Перед зрителем самый первый человек на Земле, а потому он идеален. В нем не найти ни одного изъяна. Словно пробудившись от долгого сна, не понимая до конца смысла всего происходящего, Адам наполняется энергией жизни, внимательно глядя в глаза Создателя мира.

Интересно, что мастер создает и образ Евы, еще несотворенной, но существующей в Великом плане. Ее образ зритель видит среди ангелов, под левой рукой Господа. С нескрываемым интересом, даже любопытством наблюдает первая женщина за Божественным актом творения.

Несмотря на то, что образ Бога Отца создан величественным и его могущество никак не подвергается сомнению, у зрителя рождается крамольная идея, что человек и Бог в этой работе выступают скорее равноправными партнерами, что несомненное новшество в искусстве Возрождения.

Автор избегает насыщенных и спектрально чистых цветов. Колорит фрески мягок, приглушен. Единственное, что придает композиции энергию - плащ Бога-Отца, окрашенный в пурпурно-красный цвет, символ всеобъемлющей власти над миром.

Светлый фон призван выделить фигуры главных действующих лиц. Он приковывает взгляд зрителя к самому факту Создания. Заставляет его проникнуться осознанием Величия Божия, Его безграничной Волей и силой Его Творения.

Работа на сегодняшний день одна из самых узнаваемых в мировой живописи.

Сам факт передачи Божественной энергии сделал эту работу необыкновенно популярной среди современных художников и мастеров компьютерного дизайна. Известная фирма долгое время использовала компьютерное графическое изображение не соприкасающихся рук Отца и Адама в качестве рекламы. Сюжет используется не только в рекламе, но и в массовой культуре, благодаря универсальности идеи и узнаваемости этой части росписи плафона Сикстинской капеллы.

«Сотворение Адама» (итал. La creazione di Adamo) - фреска Микеланджело, написанная около 1511 года.

Строительство Сикстинской капеллы в Риме было начато во время понтификата папы Сикста IV в 1475 году, как раз в тот год, когда недалеко от Флоренции, в маленьком городке Капрезе, в семье Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони родился второй сын, получивший имя Микеланджело. Это имя теперь известно всем и неразрывно связано с Сикстинской капеллой.

Зная детали жизненного пути гениального скульптора, художника, архитектора и поэта, нельзя не поразиться тому, какая титаническая сила была заключена в нем. Именно она позволила выстоять перед неудачами, непреодолимыми, казалось бы, преградами, а подчас и просто издевательствами судьбы, которыми изобиловал жизненный путь мастера.

В 1508 году Папа Римский Юлий II вызывает прославленного ваятеля из его родной Флоренции в Рим. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как "Оплакивание Христа" и "Давид". Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Но нет. По наущению недоброжелателей Микеланджело, и в первую очередь уроженца Урбино архитектора Донато Браманте, который покровительствовал своему земляку, молодому Рафаэлю Санти, и хотел убрать с его пути конкурента, папа предлагает Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Потолок площадью около шестисот квадратных метров! Замысел врагов был прост.

Микеланджело. Сотворение Адама. 1511 год. Фреска плафона Сикстинской капеллы

Во-первых, отвлечь мастера от его главного дела - скульптуры. Во-вторых, навлечь на него - в случае отказа - гнев понтифика. Ну а если Микеланджело все-таки согласится, то, скорее всего, скульптор не сможет создать ничего путного, и преимущество Рафаэля станет неоспоримым. Если учесть, что Буонарроти до этого момента почти не занимался фресковой живописью, то легко понять, почему скульптор вначале просил папу перепоручить этот заказ Рафаэлю. Но, встретив жесткую настойчивость Юлия II, Микеланджело вынужден был согласиться.

Свой подвиг художник совершил всего за 26 месяцев (работая с перерывами с 10 мая 1508 года по 31 октября 1512 года). Он расписывал потолок, лежа на спине или сидя, запрокидывая назад голову. При этом глаза ему заливала краска, капающая с кисти, тело от неудобного положения разрывала нестерпимая боль. Но он создал творение, по грандиозности, содержательности и совершенству занявшее центральное место в искусстве Высокого Возрождения. Гёте писал: "Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек".

Бесспорно одна из лучших фресок плафона капеллы - "Сотворение Адама". Облокотившись на правую руку, на земле полулежит молодое и красивое, но еще неживое тело первого человека. Летящий в окружении сонма бескрылых ангелов Творец-Саваоф протягивает свою десницу к левой руке Адама. Еще мгновение - их пальцы соприкоснутся, и тело Адама оживет, обретя душу. Описывая эту фреску, искусствоведы обычно отмечают, что Саваоф и ангелы, объединенные в единое целое, очень удачно вписываются в картину, уравновешивая левую часть фрески. И все.

Сравнение фрагмента фрески Сотворение Адама и изображения головного мозга человека

Однако, вглядевшись внимательнее в создание художника, вдруг понимаешь, что Адама оживляет не Господь, а огромный мозг, повторяющий в деталях строение головного мозга человека. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске то, что акт творения был совершен вселенским разумом. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул современникам, что он на самом деле изобразил?

Объяснение напрашивается само собой. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. А за надругательство над мертвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. И если бы семнадцатилетнего Буонарроти поймали, когда он тайно анатомировал трупы в покойницкой монастыря Санто Спирито во Флоренции, то уже на следующий день его собственный труп висел бы в проеме окна на третьем этаже дворца Синьории, и мир никогда не увидел бы будущих шедевров Микеланджело. С тех памятных дней 1492 года,когда художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески "Сотворение Адама" на плафоне Сикстинской капеллы прошло почти двадцать лет. Однако, несмотря на такой большой срок, поражает точность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека.

Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Правое плечо Саваофа - это средняя лобная извилина. Профиль одного из ангелов повторяет центральную, или роландову, борозду - границу между лобной и теменной долями мозга. И наконец, головы двух ангелов за спиной Создателя - это не что иное, как надкраевая и угловая извилины.

Интересно, что детали строения мозга угадываются и в складках одежды Саваофа на фреске "Сотворение Солнца, Луны и растений", и в очертании ткани на фреске "Отделение суши от воды и сотворение рыб".

Последними словами восьмидесятидевятилетнего Микеланджело на смертном одре были: "Как жаль, что я должен умереть, когда только начал читать по слогам в своей профессии".

Можно только с грустью добавить: "Как жаль, что только через пятьсот лет мы учимся читать по слогам то, что подарил нам великий Мастер".