Комнатные растения        29.10.2019   

Классный час о патриотизме. Классный час, посвященный военно-патриотическому воспитанию «О Родине, о дедах, о войне!…. Заключительное слово учителя

ОГБПОУ «Шацкий агротехнологический техникум»

Методическая разработка

классного часа по патриотическому воспитанию

«ПАМЯТЬ»

преподаватель общественных дисциплин

2017г.

    Введение ……………………………………………………………………………стр. 3

    Организация и проведение мероприятия……………………..…стр. 4

    Заключение………………………………………………………………………..стр. 9

    Использованная литература………………… ………………………….стр. 11

    Приложение….…………………………………………………………………..стр. 12

    Введение

Современная ситуация в России сложна, многообразна, динамична, пронизана противоречивыми тенденциями. Любое общество производит себя через молодое поколение. Молодежь представляет собой будущее страны, а поэтому ее настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий политический и социально -психологический климат в обществе.

Можно сказать, что молодежь - необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим.Наша молодежь как социально -демографическая группа зависима от социально -экономических и политических отношений общества. Естественно, что она несет в себе все противоречия присущие обществу в целом. В настоящее время проявили себя серьезные отличия у «отцов» и «детей» и в ценностных ориентациях, и в способах коммуникации, а не редко и в образе жизни.

В связи с этим сегодня наиболее актуально стоит вопрос воспитания чувства патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Патриотическое воспитание должно осуществляться в процессе включения молодежи в активную деятельность и может быть реализована с помощью многообразных форм и методов.

    Организация и проведение мероприятия .

Форма проведения: классный час

Метод проведения: групповой

Время проведения: 45 мин (внеаудиторное)

Место проведения: читальный зал библиотеки техникума

Цель:

способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.

Задачи:

Привить интерес к истории страны;

Познакомить с героическими подвигами земляков;

Способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в «горячих точках».

Оборудование:

Сценарий классного часа;

Мультимедийная установка для демонстрации фильма;

Презентация;

Записи видеороликов;

Плакаты, книги, вырезки из газет для художественного оформления аудитории и книжной выставки;

Цветы и подарки для воина-интернационалиста.

Ход классного часа

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Вчера, 15 февраля, исполнилось 26 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Этой дате посвящается наше мероприятие под названием «Память».

Вступительное слово для открытия мероприятия предоставляется директору техникума.

(выступление директора техникума)

Спасибо.

Ведущий 2.

Поэт Роберт Рождественский написал:

Задохнулись канонады,

В мире тишина.

На большой земле однажды кончилась война.

Будем вновь встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память, верьте, люди,

Всей Земле нужна.

Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

Видеоролик на песню «Афганистан»- ВИА «Голубые береты»)

Ведущий 3.

25 декабря 1979 года в 15.00 московского времени государственную границу СССР пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолёты, инженерные части, в повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознамённого военного округа. Начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана.

Ведущий 1.

Тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда. Мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись.

И вдруг эта страшная, чудовищная, чужая война... Афганская война

Ведущий 2.

Вчера мальчишки выпускной гуляли, Ломился стол от всяческих сластей. И в ночь подруги им судьбу гадали - И нагадали тысячу путей.

Но выпала всем дальняя дорога В чужую, неизвестную страну.

И не нашлось другой судьбы у Бога, Чем эта - через страшную войну.

Ведущий 3.

И им пришлось испить ее до края,

И, обманув в письме отца и мать,

Мол, не на бой - «по делу» вылетаем –

В жестокой сече к смерти привыкать.

Их уносили «Черные тюльпаны»

Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...

За землю предков дрались там душманы,

А мы за что? Никто не даст ответ.

Ведущий 1.

И вот вернулись парни. Поседели.

У сердца - боевые ордена.

И шрамы - как отметины - на теле.

И в душах - не кончается война.

И в снах - опять восстанет из могилы Тот, на твоих глазах погибший друг.

И не найдется в целом мире силы,

Чтоб разорвать порочный этот круг!

Ведущий 2.

Стихотворение «Афганистан» читает студент Шанаев Александр. 111гр.

Ведущий 3.

С первых дней войны из Афганистана не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «чёрные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких... Военные действия в Афганистане продлились сто тринадцать месяцев, 3285 дней. 5 февраля 1989 года. За время присутствия советского контингента в Афганистане погибло около 15 тысяч человек из числа советских военнослужащих, почти 50 тысяч были ранены, более 300 человек до сих пор считаются без вести пропавшими.

Видеоролик на песню А. Розенбаума «Черный тюльпан»

Ведущий 1.

Сегодня в нашем зале присутствует наш земляк, шатчанин, участник боевых действий в Афганистане, воин-интернационалист, наш герой, наша гордость Андрей Александрович Ераткин.

Просим Вас выйти на сцену.

Ведущий 2.

Андрей Александрович - выпускник Шацкого техникума механизации сельского хозяйства, закончил наш техникум с Отличием.

Андрей Александрович, расскажите, почему Вы решили поступать в техникум?

Андрей Александрович, ребята хотели задать Вам несколько вопросов. Пожалуйста, вопрос.

(Студенты задают вопросы афганцу. Выступление гостя сопровождается презентацией)

Ведущий 3.

Расскажите пожалуйста о своих наградах. Расскажите о своих боевых товарищах.

Ведущий 1.

А теперь, внимание на экран. Сейчас вы увидите фотографии из архива Андрея Александровича.

(показ слайдов с фотографиями)

Андрей Александрович, спасибо большое за рассказ, за Ваш героизм, за Ваш подвиг!

Ведущий 2.

Наше мероприятие называется «Память», мы всегда должны помнить тех, кто воевал, тех, кто выполнял свой интернациональный долг, тех, кто защищал свою Родину.

Ведущий 3.

В истории каждого государства есть свои войны..., а у каждого народа есть герои этих войн. Мы не можем судить о праведности или неправедности давно оставшихся в истории войн. Раны одинаково болят.

Стихотворение «Война» читает студент 111 группы Дмитрий Катков.

Ведущий 1.

Воинов провожали на войну и ждали не смотря ни на что их матери... Молились, плакали, и всегда надеялись на лучшее...

Стихотворение «Материнские руки» читает студент 111 группы Александр Шанаев.

Ведущий 2.

Андрей Александрович, студентка 211 группы Олеся Куркина читает для Вас отрывок из поэмы «Василий Теркин».

Ведущий 3.

Огромное спасибо всем, кто пришел на эту встречу. Спасибо, Андрей Александрович!

(вручение памятного подарка воину-интернационалисту, коллективная

фотография).

    Заключение.

Память о подвигах наших старших товарищей – афганцев нужна нам всем, чтобы правильно понимать события, происходящие в стране, чтобы суметь найти своё место в жизни. Нельзя уходить от трудных проблем и прятаться за чужие спины ни на войне, ни на гражданке. А учиться мы этому будем у афганцев.

Главной целью этого классного часа было не просто познакомить учащихся с еще одной страницей истории нашей страны, но и дать понять, что на войне проявляются естественные человеческие качества: и героизм, и трусость; есть военные будни и плен.

Война – это страшное слово. Кода его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, безумие, неизбежность, гибель всего живого. Вдвое тяжело воевать в чужой стране, защищать чужой народ, не понимая, на чьей стороне правда. Человек, который был на войне, лучше всех понимает, что значит быть патриотом.

В ходе мероприятия, представленного в методической разработке, студенты ознакомятся с событиями, которые предшествовали и послужили поводом для ввода советских войск на территорию Афганистана. Они смогут осмыслить необходимость присутствия наших войск на территории этого государства с общечеловеческой точки зрения. Рассказы о подвигах солдат- афганцев подтвердили тот факт, что преемственность поколений не утрачена и воины- афганцы заслужили ратную славу и нашу горячую признательность, как и наши деды и прадеды, всегда стоящие на страже покоя, мира своего народа. А рассказ воина-интернационалиста, нашего земляка, выпускника Шацкого техникума Ераткина Андрея Александровича помог нам вживую представить события тех далеких лет. Мы гордимся, что такие герои живут рядом с нами!

Для успешного проведения классного часа была проведена большая подготовительная работа: разработка сценария, поиск видеоматериалов, отражающих события афганской войны, подбор стихов, составление презентации классного часа, приглашение воина-интернационалиста, обеспечение мероприятия необходимым оборудованием для демонстрации слайдов, проведение репетиций.

Аудитория украшена в соответствии с тематикой классного часа фотографиями, книгами, высказываниями характеризующими мужество и героизм солдат Афганской войны, портретами земляков-участников войны, вырезками из газет.

Этот классный час - музыкально- литературная композиция, сопровождается музыкой и стихами. В ходе мероприятия использованы видеоклипы на песни ансамбля " Голубые береты" и Александра Розенбаума". Студенты читают стихи, они об Афганистане, о героях этой войны, о матерях, которые ждали своих героев. Мероприятие имеет огромное значение. Он воспитывает в студентах чувство патриотизма, любовь к Родине и Отечеству. Молодое поколение испытывает чувство гордости за подвиги солдат во время войны в Афгане. Урок формирует гражданскую позицию студентов.

    Использованная литература

    Четунова Н., Бобровская Е. Советский патриотизм и советская литература // Советская книга.1946. № 2.

    Полторацкий В. Андрей Платонов на войне Платонов А. Смерти нет! Рассказы.М: Советский писатель, 1970.

    «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» Москва СП «ИКПА» 1991;

    В. Островский, А. Уткин «История России 20 век» Москва «Дрофа» 1999;

    Ресурсы интернета.

Классный час. Владислав Духин - герой нашего времени.


(1980 – 2000)
Пояснительная записка: О героях войны много написано и рассказано. Дети знают про их подвиги и стараются быть похожими на героев. Многих забрала война. Но не только гибли люди в войну, погибали молодыми ребята в Афганистане и Чечне.
И наш сегодняшний разговор будет посвящён герою России – Владиславу Духину, который погиб в Чечне в возрасте 20 лет. Ему бы жить и жить, радоваться жизни, любить семью, растить своих детей, но не пришлось… Этот классный час предназначен для учащихся 7 - 8 классов.
Цель: формирование представления учащихся о герое России – Владиславе Духине;
Задачи: рассказать о Владиславе Духине, о его подвиге в Чечне;
воспитывать патриотизм в душах и сердцах учащихся;
учить учащихся помнить героев.
Ход классного часа:
1. Учитель: (звучит тихая музыка)
Мы с вами живём в замечательное время. Над нами сияет голубое небо, светит ласковое солнце, люди живут полной жизнью: «люди встречаются, люди влюбляются, женятся», дети учатся в школе.
И самое главное, что нет войны. Не слышно залпов орудий и взрывов, на улице и везде раздаются живые человеческие голоса. Приятно жить, творить и делать добрые дела!
2. Ведущий (1)
А много лет назад шла война, это было страшное время, шли бои, много людей погибало на фронтах Великой Отечественной войны, погибали дети в блокаду. Было много героев, защищавших нашу Родину.
3. Чтец (1):
Нас двадцать миллионов
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.

Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.

4. Чтец (2):
Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.

И пусть не покидает вас забота
Знать волю не вернувшихся с войны,
И перед награждением кого-то
И перед осуждением вины.

Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.

Как на медалях, после нас отлитых,
Мы все перед Отечеством равны
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Где в облаках зияет шрам наскальный,
В любом часу от солнца до луны
Бьет колокол над нами поминальный
И гул венчальный льется с вышины.

И хоть списали нас военкоматы,
Но недругу придется взять в расчет,
Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
Когда живых тревога призовет.

Будь отвратима, адова година.
Но мы готовы на передовой,
Воскреснув,
вновь погибнуть до едина,

Чтоб не погиб там ни один живой.

И вы должны, о многом беспокоясь,
Пред злом ни шагу не подавшись вспять,
На нашу незапятнанную совесть
Достойное равнение держать.

Живите долго, праведно живите,
Стремясь весь мир к собратству
сопричесть,
И никакой из наций не хулите,
Храня в зените собственную честь.

Каких имен нет на могильных плитах!
Их всех племен оставили сыны.
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Падучих звезд мерцает зов сигнальный,
А ветки ив плакучих склонены.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.
(Расул Гамзатов)
5. Давайте послушаем знаменитую песню из кинофильма «Офицеры» - «Герои былых времён»

6. Ведущий (2):
Ребята! А кто такие герои?
Ответы учащихся:
Герои – это люди, у которых есть цель в жизни.
Герои- это те, которые совершают подвиги ради других людей.
Для меня герой – Александр Матросов, который закрыл своим телом амбразуру вражеского пулемёта.
Герои не ищут славы, они совершают подвиги по велению сердца.
Для меня герой – Николай Гастелло, который направил свой самолёт на фашистские бензобаки.
Для меня герои – это молодые парни, погибшие в Афганистане и Чечне.
7. Чтец (1):
Нет оправданий для войны,
Но только войны не стихают
И снова гибнут пацаны
И снова близкие рыдают…
Опять потери, вновь бои,
Как и в Афгане, гор преграда,


Чужие там, а здесь свои,
Но кровь одна, одни награды.
Поймав, снаряд гудит броня,
У БМП движок дымится.
Тогда Афган, сейчас Чечня,
Никак война не прекратится.
Война приходит в города,
Лицо до времени скрывает
И ночью спящие дома
Из мирной жизни вырывает.
Не утихает боль войны,
О ней всю жизнь не забывают
И с сединою, пацаны,
Друзей погибших поминают…


В Чечне
8. Ведущий (1):
Много ребят погибли в Чечне и Афганистане.
И сегодня мы вспомним Владислава Духина, который погиб в Чечне совсем молодым.
Он рос обычным боевым мальчишкой с сильным характером и волей.
Родился 26 марта 1980 года в городе Ставрополь в семье служащих.
Родился Влад – родители назвали его в честь великого хоккейного вратаря Владислава Третьяка – 26 марта 1980 года в Ставрополе.
– В детстве он очень любил играть со старшим братом Женькой в войну и при этом всегда был десантником, – рассказывает его отец Анатолий Духин. – Владу часто снился один и тот же сон: идет бой, его окружают «черные» люди. До 14 лет он даже спал с игрушечным пистолетом под подушкой.
Учился Владислав в 24-й средней школе. Он не был примерным учеником, хотя слыл умным и способным.
Что говорит о нём его отец?
«Он был очень подвижным парнем, – говорит Духин-старший. – Любил баскетбол, волейбол, настольный теннис, увлекался стрельбой, много читал. Да и девчонки от него без ума были. Когда он брал в руки гитару, все собирались вокруг. Репертуар был разнообразным. Но больше пел об афганских героях. У него всегда получалось хорошо все, за что бы он ни брался, будь то работа или спорт. Влада все любили за доброту, порядочность, честность, смелость»


Маленький Влад


Влад - школьник
В дневнике у него рядом мирно уживались «пятерки» и «двойки», – вспоминает отец. – А школу сын заканчивал уже в вечернем лицее.
В свободное от учебы время веселый и жизнерадостный Влад гонял в футбол с другими мальчишками. После школы пошел работать в автомастерскую, поступать в ВУЗ не захотел пока не отслужит в армии.
9. Ведущий (2):
В мае 1998 году был призван в Российскую Армию Промышленным райвоенкоматом города Ставрополя. Службу проходил в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, расквартированной в городе Пскове. Был командиром боевой машины - наводчиком орудия. В составе миротворческого контингента был в четырехмесячной командировке в Абхазии. С начал 2000 года в принимал участие в боевых действиях в Чеченской республике.
Первое боевое столкновение в бандитами произошло 8 февраля. Духин с отделением находился в боевом охранении, когда заметил противника. По его приказу десантник открыли внезапный огнь, несколько боевиков были убиты, остальные отошли.
10. Ведущий (1):
29 февраля 2000 года гвардии младший сержант Духин в составе 6-й роты занимал оборону на одной на высоте 776.0 (Шатойский район). Утром 1 марта позиции десантников были в очередной раз атакованы большой группой боевиков, появились убитые и раненые. Не обращая внимание на свое ранение, Духин выносил раненых товарищей в безопасное место. Во время выноса очередного раненого младший сержант увидел, что бандиты пытаются обойти позиции десантников с трех сторон. Зная, что рота ведет тяжелый бой и помощи ждать неоткуда, Духин принял решение самому сдерживать боевиков. Заняв удобную позицию, он открыл прицельный огонь из автомата. Когда закончились боеприпасы, десантник дождался, когда враги приблизились, и с последней гранатой в руках бросился в их гущу. Владислав Духин погиб, уничтожив при этом взрывом гранаты десять боевиков.
11. Ведущий (2):
Владу было всего 20 лет.
Как вы думаете, какие чувства испытывал Влад, когда к нему приблизились враги? Почему он принял такое решение?
12. Ведущий (1):
Указом Президента Российской Федерации N484 от 12 марта 2000 года за мужество и отвагу, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо - Кавказском регионе, гвардии младшему сержанту Духину Владиславу Анатольевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
13. Ведущий (2):
Похоронен на родине в городе Ставрополе.


Чтец (1):
Навек запомни
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты -
Рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
(М. Исаковский)
В Ставрополе в его честь названа одна из новых улиц, на здании лицея установлена мемориальная доска. С 2001 года в Ставропольском крае проводятся, ставшими традиционными, детские футбольные турниры, посвященные памяти Героя России Владислава Духина. В октябре 2003 года отец Героя с местным священником отцом Александром, ротой спецназовцев и ребят из военно-спортивного клуба «Русские Витязи» (город Ставрополь) установили на одной из вершин Кавказского хребта на территории Карачаево-Черкессии поклонный православный крест в память Владислава Духина и во славу подвига восьмидесяти четырех русских солдат. Гора получила неофициальное название - Духина гора.

Классный час, посвященный военно-патриотическому воспитанию

«О Родине, о дедах, о войне!…

«Ради Родины мы должны жить в одно сердце»

Александр Невский

Пояснительная записка.

История нашей Родины, наших родных и близких, её должен знать каждый уважающий себя человек.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, к своему народу. Привязанность человека к дому, городу, стране не возникает сама по себе: её нужно воспитывать. Непременным компонентом патриотического воспитания наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества должно стать изучение учащимися истории своей семьи. Ребёнок должен знать, что он — хранитель памяти о своих предках и должен передать её потомкам.

Данное мероприятие направлено на формирование чувства родины, уважение к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

Цель классного часа

— воспитание чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.

Задачи классного часа:

— развитие и углубление знаний на примере боевых подвигов своих соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

— формирование духовно-нравственных качеств, воспитание патриотизма и гражданственности, формирование идеи преемственности поколений;

— воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Оформление класса:

— презентация, посвящённая русской истории и Великой Отечественной войне;

— письмо с фронта

— аудиозаписи песен: «Священная война»

— алгоритм синквейна

  1. Вступление (Звучит музыка «Священная война», учитель читает письмо солдата

«Здравствуйте, дорогие мои Люся и цыплятки Алла и Вова! Я пока жив и здоров и здоров Я как и раньше под Ленинградом… Люсенька, ты наверное слушаешь, как героически защищает Красная армия этот город. Будь уверена, не бывать этому красавцу — городу в руках фашистов! Ленинград был и будет советским! Здесь, эти сволочи, найдут себе могилу. Не волнуйся, дорогая, скоро настанет час великой победы, и ты тепло встретишь меня с малышами. Люсенька, береги себя и деток. Вовка, наверное, уже подрос и всех узнаёт.. только папку не знает, ну да ни чего, вернусь с войны, мы с ним договоримся!. Люся, дорогая, как получишь письмо, так сразу черкни пару строк, может, успею получить. Крепко- крепко-крепко целую вас, дорогие мои. Ваш папка! 8 сентября 1941 год.»

Она обязательно напишет письмо, но он его уже не получит … 9 сентября 1941 года в бою под Ленинградом Леонид Кострыкин « пол смертью храбрых», так напишут его жене…

  1. 28 миллионов советских граждан остались лежать на тех огненных рубежах…Более 100 тысяч Белгородцев не вернулись с войны это наши деды и прадеды … Память о них живёт в наших сердцах.

Тысячи памятников народным страданиям и народному мужеству поставлены в городах и сёлах нашей Родины. В граните, в бронзе, в металле высятся памятники городам и сражениям, воинам, партизанам, матерям и сёстрам, тем, кто самоотверженно ковал в тылу священное оружие Победы. Нескончаемым потоком идут к ним люди. Никогда не зарастут дороги, напоминающие о героизме, мужестве и страданиях нашего народа.

  1. Вопросы учащимся

? Назовите памятные места Великой Отечественной войны, которые вы знаете или на которых бывали?

Ответы учащихся

В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась чёрным крылом война, почти в каждой семье есть свои герои.

Как вы думаете,что же заставляло людей идти в бой под смертельные пули, молчать под пытками в плену, партизанить в лесах, выносить раненых с поля боя под огнём, работать в тылу и ждать, ждать, ждать?

Ответы учащихся

Ответ здесь прост – это великое слово «любовь»- к своему дому, к своему городу, к детям и их будущему, к Родине!

_____________________________________________________________________________

  1. У каждого русского воина в сердце живёт любовь к Родине. Из чего же складывается чувство Родины? В этом чувстве соединилось многое: и материнский голос, и «угол милый, где есть деревья, что отец садил, где есть, быть может, прадедов могилы», и родные поля, и реки, и леса, и города, и Красная Площадь с перезвоном курантов; потому «мила до рыдания» земля отцов, что на свете одна. Образ Родины – образ Матери, зовущей своих верных сынов на бессмертный подвиг «не ради славы – ради жизни на земле».

_______________________________________________________________________























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.
  • Раскрыть значение слова «патриот».
  • Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер для музыкального оформления и для
демонстрации презентации.

Оформление: георгиевские ленточки, цветы, портреты А. Невского и А.В.Суворова.

План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Информационный блок.
  3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»
  4. Выводы.
  5. Заключительное слово.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вступительное слово

– Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? Во имя интересов Отечества. В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?
– Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы провести дискуссию на тему: «О патриотизме. О Родине...». Целью нашей встречи является то, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными. Чтобы в вас проснулось еще дремлющее чувство любви к своей Родине. Родина – это как мама. Она иногда болеет, может стать некрасивой. Но мы тогда сильнее любим ее и жалеем. И другой не ищем.
– И я хочу, чтобы в вас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.
«Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины». Л.М. Леонов
– Давайте обратимся к истории Государства Российского. Россия в военное время рождала героев, которых знает весь мир. А именно А. Невский. А. В. Суворов. С далеких времен наша страна подвергалась нападениям и военным вторжениям, но так и не была порабощена. Любой народ хочет жить, независимо ни от кого чтя свои традиции и воспитывать в них своих детей. Но могли бы мы с вами жить сейчас в свободной стране, если бы наши предки самой жизнью своей и свободой не отвоевали свою Родину, Россию? Познакомимся с истинными патриотами Отечества.

2. Информационный блок

– Взгляните на первый портрет: А. Я. Невский - кто из нас не знает это имя?
– Что вы знаете о А. Невском?

Сопровождается презентацией.

– Патриотизм проявляется в любви, подвиге, героизме, а иногда и в смирении, если это необходимо на благо Родины. Давайте дадим определение слову – патриот. Определение на слайде.
– Посмотрим на второй портрет А. В, Суворова, который не проиграл ни одного сражения.(33)
«Безверное войско учить, что перегорелое железо точить, – говорил А.В.Суворов. – Все начинайте с благословления Божия и до издыхания, будьте верны Государю и Отечеству».
– Значит и патриотизм, и вера были слиты воедино в русском народе.
– Как вы считаете, как связаны понятия «патриотизм» и «Родина»?
– Обратите внимание на третью фотографию (звучит музыка «Священная война») .
– Ребята, в мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием восприняли волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Уже через 4 месяца все мировое человечество будет праздновать великий праздник – 65 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Здесь я бы хотела напомнить о том, что наши земляки, будучи вашими ровесниками, проявляли героизм, отвагу, отдавали долг Родине, и они действительно были патриотами и всегда останутся ими в нашей памяти.
– Вспомним аллею Славы, расположенную в парке нашего города. Назовем героев-земляков
– Всегда ли патриотизм проявляется во время военных действий или глобальных конфликтов?

3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

Патриотическое воспитание... Станут ли такие понятия как патриотизм, патриот, чувство долга, Родина, отчизна, гражданин значимыми для вас?
Давайте задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут такие понятия, дорогие сердцу настоящего патриота и гражданина своей Родины. Раздумья о Родине самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни.
– Что значит быть патриотом современной России? Настоящий патриот уважает патриота другой страны. Посмотрите на экран, может быть, вы увидите своих знакомых (демонстрация слайдов). Вы на пороге взрослой жизни пойдете служить Родине и в полной мере поймете, что такое чувство Родины. Возложение венков к могиле Неизвестного солдата, несение почетного караула у вечного огня, это воспитание патриотизма в детях.

4. Выводы:

  1. Настоящий патриот не выпячивает себя как патриота, он не ходит под знаменем с песней, а способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого никто не видит, и за это не награждают.
  2. «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины».
    Л.М.Леонов
  3. «Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины». И.П.Павлов

5. Заключительное слово учителя

– Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что вы поняли меня, что мне удалось вдохнуть в вас хотя бы искорку того теплого чувство, которое называется патриотизм – любовью к своей родине? Это чувство долго дремлет в человеке, оно просыпается тогда, когда вы находитесь далеко от страны. До свидания, всего вам доброго.

ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж»

Методическая разработка

классного часа

на тему: « «Патриотическое воспитание»

Разработал:

Кл.руководитель: Шаршова О.П.

Тамбов 2017

Цель: определить отношение каждого курсанта к позиции «быть гражданином», «быть патриотом».

Задачи: развивать у курсантов логическое мышление, умение самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения; научить курсантов умению ведения диспута, умениям исследовательской деятельности; воспитывать любовь к Родине, Отечеству; развивать творческие способности курсантов.

Ход классного часа

Классный руководитель : Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это является целью классного часа “Необходимо ли патриотическое воспитание? ”.

На экране представлены ЦИТАТЫ:

    Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

    Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу

    Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди

    Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин

Классный руководитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:

- Что такое патриотизм?

- Что такое Родина?

- Кого можно назвать гражданином?

Определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом может для описания
Патриотизма (распечатки)

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

Гражданин, кто это?

«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Классный руководитель: - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”?

    Патриотизм

    Боль за родную природу

    Высокая нравственность

    Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Классный руководитель: Гордитесь ли вы своей страной и сч итаете ли вы себя патриотом? Ответ на этот вопрос нам даст Сеньков Антон.

Копейка Марьяна : Нами было проведено анкетирование среди курсантов группы 221. Вот какие результаты мы получили

    Считаете ли вы себя патриотом?

    Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

    Хотели ли вы уехать из России?

    Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?

    Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

    Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

    Есть ли пример для подражания? Кто?

Классный руководитель: Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Курсант - это гражданин?

В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте или это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание?

Работа с текстом.

Классный руководитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине . Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

Классный руководитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.

А мы вернемся к третьему термину, что же такое РОДИНА (распечатки)

Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит ”.

Викторина «Символы РФ»

Теперь проверим, на сколько Вы граждане своей страны. Наш гражданский долг также включает знания “Государственных символов Российской Федерации”.

Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы.

1.Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)

    Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа - герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого. Теперь мы переходим к следующему заданию.

2. Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Курсанты должны выбрать герб РФ и описать его.

    Слово классного руководителя : Этот герб был утвержден в декабре 2000 г. В федеральном законе “О государственном гербе РФ”.

Обсуждаем попутно, подумайте, где помещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)

3. Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?

    Вот как звучит описание флага в федеральном законе “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.

4. Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).

Классный руководитель выбирает наиболее правильную ассоциацию, комментируя ее.

    Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.

Когда поднимается флаг РФ ?

    Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

5. Как называли первые флаги ?

    Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.

6. Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел ?

    Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.

Классный руководитель подводит итог: все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.

Макар Полонский читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев

Классный руководитель: “С чего начинается Родина?” Предлаг аем вам отрывки из сочинений курсантов нашей группы о своей Родине.

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

Как прекрасна РОССИЯ – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.

Страна РОССИЯ, страна в которой мы живём - прекрасна и красива. РОССИЯ сильная, могучая и единая страна. (Телегина Светлана).

Утро. Над лугом парит в невесомости лёгкая туманная дымка. На траве блестят крупные капли росы. Цветы, умытые росой, благоухают природным ароматом. Небольшая берёзовая роща манит к себе тихим шелестом листвы. А в укромных уголках притаились грибы. Вот красавец мухомор занял свой наблюдательный пост и рисуется перед вами своей красной в горошек шляпой. А вот за рощей блестит в рассветных лучах солнца голубая ленточка реки. Над водой кружат стрекозы, струится пар и вода. Хорошо, красиво, тихо! Лишь изредка нарушает утреннюю тишину дробный стук дятла. И совсем не хочется думать о том, что всё это может исчезнуть… (Истратов Иван ).

Возродить Россию может только идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По– прежнему Россия, но не прежняя.
Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями”, - пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин.
Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” - так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.
“Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … - писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя Россия!”. (
Сергеев Сергей).

Классный руководитель: Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

Вы согласны с этим?

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Классный руководитель: Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках, о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.

Классный руководитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского (читает Нурмагамбетова Айман.):

У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.

Классный руководитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.

Мы с вами обозначили тему разговора: «Нужно ли патриотическое воспитание?». Думаю, наше занятие способствовало тому, чтобы сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму «да» или «нет»? Кто считает, что патриотизму «да» - поднимите руку, кто за «нет»? Кто воздержался?

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.