Дарим цветы        06.03.2020   

Коммуникативная активность дошкольников. Виды детской деятельности в детском саду. Игра как ведущий вид деятельности. Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Надежда Тэугяс
Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной образовательной организации

Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ нового «Закона об образовании в Российской Федерации», «Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» требует пересмотреть подходы к организации образовательного процесса в дошкольных организациях. В «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных навыков.

Понятие «Развитие коммуникативных навыков» включает в себя два различных по содержанию компонента, которые обычно не разделимы.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Коммуникация - (англ. communikate сообщать, передавать) предполагает:

Осуществление передачи содержания социально исторического опыта человечества.

Обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира.

Побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом-для достижения результата.

Передачу опыта различных видов деятельности и обеспечения их освоения.

Существует множество определений понятия «коммуникация». Я предлагаю Вашему вниманию два из них:

Коммуникация - это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Коммуникативная деятельность предполагает:

1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, новыми формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разных видов деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

В результате коммуникативной деятельности у дошкольников формируется так называемая коммуникативная компетентность, которая подразумевает развитие следующих умений:

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.

Умение получать необходимую информацию в общении.

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

Умение спокойно отстаивать своё мнение.

Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)

Умение уважительно относиться к окружающим людям.

Умение принимать и оказывать помощь.

Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Сегодня я хочу остановить Ваше внимание на процессе формирования коммуникативных навыков и умений дошкольников в ходе совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной организации.

Выделяются следующие формы работы с детьми , направленные на формирование у них коммуникативных навыков:

1. Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия.

2. Работа в студиях и кружках ДО.

3. Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов).

4. Вечера отдыха (праздничные вечера, вечера общения и знакомств, детские балы).

5. Камерные формы работы - литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные.

6. Экскурсионная работа - ознакомление детей с достопримечательностями города, посещение городского музея и детской городской библиотеки.

7. Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, программы по сюжетам телевизионных передач ("большая стирка", "маска-откровение", "моя семья").

8. Наблюдение и элементарный труд в природе;

9. Сценарии активизирующего общения;

10. Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

11. Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

12. Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

13. Игры на развитие мелкой моторики рук;

14. Дидактические игры и упражнения;

15. Бытовые и игровые ситуации;

16. Элементарное экспериментирование.

В процессе развития коммуникативных умений и навыков чаще всего используются следующие методические приёмы :

Беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;

Развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);

Релаксационные упражнения;

Рисование;

Проигрывание психогимнастических упражнений;

Моделирование и анализ заданных ситуаций;

Подвижные игры;

Рассматривание рисунков и фотографий;

Игровые обучающие ситуации;

Психоэтюды;

Чтение художественных произведений;

Сочинение историй;

Слушание музыки;

Мини-конкурсы, игры-соревнования

В нашем детском саду активно используется такая форма формирования коммуникативных навыков, как посещение библиотеки детского сада.

Целью посещения библиотеки является стремление научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Все наши усилия должны быть направлены на пропаганду чтения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение. Но и умению вести себя в библиотеке, находить нужные им произведения.

В рамках посещения библиотеки проводятся следующие мероприятия:

Тематические выставки ("Моя любимая книга", "Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");

Инсценировки сказок;

Иллюстрирование книг;

Изготовление закладок для книг;

Организация "Книжкиной больницы";

Тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";

Просмотры мультфильмов и диафильмов о создании книг, экранизированных произведений художественной литературы, презентаций о писателях и поэтах;

Чтение художественной литературы.

Для более высокой результативности работы, проводимой в библиотеке используются следующие методические приемы:

Использование иллюстративного материала – читая вслух произведения, необходимо показывать предметы и героев, изображенных на иллюстрациях к книге.

Иллюстрирование художественных произведений детской литературы. (Детям предлагается нарисовать понравившегося героя или понравившийся сюжет).

Лепка (изготовление понравившихся героев из пластилина).

Литературные игры-викторины по произведениям различных авторов.

Инсценирование понравившихся литературных произведений или отрывков из них.

Творческие задания (Например:

Составление загадок. (Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.)

Приемы фантазирования. (Например,”оживляем” облака (Какие вести они несут? О чем мечтают).

Прием эмпатии. (Дети представляют себя на месте наблюдаемого: (А что если ты превратишься в кустик? (О чем бы думал и мечтал)

Схемы- пиктограммы используются при заучивании стихотворений, пересказов.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач его подготовки к дальнейшей жизни.

Наташа Швецова
Направления, средства и формы развития коммуникативных навыков у средних дошкольников в ДОУ

Дошкольное учреждение и в целом система дошкольного образования призваны сыграть в развитии детей дошкольного возраста огромную роль. Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, которые предоставляют широкий спектр услуг (образовательных, оздоровительных, развивающих , медицинских, организационных и др.) с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, потребностей семьи и общества в целом.

Значимость дошкольного учреждения как ведущего социального института в жизни ребёнка ярко отражена в высказывании К. Н. Вентцеля : «На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое даёт детям возможность изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных ему задач и стремлений».

Овладение родным языком и родной речью является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве . Именно период дошкольного детства особенно сензитивен к усвоению речи, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании , как общая основа воспитания и обучения детей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач ДОУ является развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста ; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

При создании благоприятных условий у ребёнка среднего дошкольного возраста интенсивно развиваются практические навыки , умственные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. Вместе с тем обнаруживается, что недостаточное общение с людьми, ограниченность словесной активности, бедность получаемых внешних впечатлений оказывают губительное влияние на всё последующее развитие ребенка .

Развитие коммуникативных навыков – важное условие нормального психологического развития ребёнка , а также одна из основных задач его подготовки к дальнейшей жизни в обществе. Детям дошкольного возраста необходимо понимать, что сказать и в какой форме нужно выразить свою мысль, отдавать себе отчёт в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Основными направлениями развития начальных коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста являются :

развитие внимания , интереса к партнеру по общению;

развитие умения входить в контакт, вести диалог;

развитие навыков невербального общения;

развитие навыков взаимодействия детей в группе;

преодоление стеснения в общении.

Важнейшим средством общения людей является речь. Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей. В методике принято выделять следующие средства развития коммуникативных навыков детей : средства речевого этикета , средства театральной педагогики, средства вербального и невербального общения, различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка, театр) и т. д.

Одним из средств развития коммуникативных навыков у средних дошкольников являются беседы . В беседе с ребёнком педагоги обращают внимание на содержание и форму сообщения , деликатно исправляют грамматические ошибки. Воспитатели предоставляют детям возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы побуждения, наблюдения, активно откликаются на проявление словотворчества, игры ребёнка со словом, т. к. это позволяет развивать образную речь .

Развитие коммуникативных навыков в дошкольном учреждении осуществляется в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Педагоги ДОУ являются активными участниками и организаторами речевого общения между детьми . Они предлагают ребёнку рассказать о своих новостях другим детям, привлекают внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться.

Каждый педагог должен стараться задавать детям образцы правильной литературной речи, стараться, чтобы речь была чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, выразительная, лаконичная. Включают в речь разнообразные образцы речевого этикета. «Говорите с детьми медленно, языком доступным, понятным, избегая трудных, непонятных выражений, но языком безукоризненно правильным и литературным, отнюдь не подделываясь под милую, но всегда неправильную манеру детской речи» .

Через воспитание интереса к языковому богатству, через развитие умения использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства речь детей становится образной, непосредственной и живой . Эта задача решается через театральную, музыкальную, познавательную и другие виды деятельности в комплексе. В этом направлении в дошкольных учреждениях , начиная со среднего дошкольного возраста , работают кружки, целью которых является активизация словесного творчества ребёнка, как важного показателя речевого развития .

В дошкольном учреждении развитие коммуникативных навыков у детей 4-5 лет должно осуществляться педагогами в разных видах деятельности :

­ через проведение упражнений, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей;

­ через проведение игр и упражнений на развитие грамматического строя речи и связной речи.

Чтобы максимально активизировать развитие коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста , педагоги могут проводить занятия и игры – занятия, цель которых – вовлекать детей в разговор на определённую тему и позволять высказывать свои соображения по ряду вопросов, которые ставит взрослый.

В работе по развитию коммуникативных навыков детей педагогами используются следующие формы совместной деятельности :

­ наблюдение и элементарный труд в природе;

­ сценарии активизирующего общения;

­ игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения ;

­ слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

­ инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

­ игры на развитие мелкой моторики рук ;

­ дидактические игры и упражнения;

­ бытовые и игровые ситуации;

­ элементарное экспериментирование.

Таким образом, в современных условиях дошкольное образовательное учреждение должно использовать весь спектр направлений , средств и методов развития коммуникативных навыков ребёнка среднего дошкольного возраста , для того чтобы приобщать его к универсальным непреходящим человеческим ценностям, подготавливать к социальной жизни.

Список литературы

1. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития , 1997. – 237 с.

2. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека // Мир психологии. 2008. №1. С. 130-139

3. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Институт психологии РАН, 1997. – 224 с.

4. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. М., 1996. № 3. С. 18-21.

5. Психология детей дошкольного возраста / под ред . А. В Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1964. – 243 с.

6. Дошколятам вернут детство // Интернет-ресурс : www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtml Дата обращения :12.11.2014

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Интернет-ресурс : http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf Дата обращения :12.11.2014

Успешность ребенка в общении со сверстниками - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Дошкольный период развития ребенка подходит к концу. Родители обеспокоены такими проблемами как: готов ли ребенок к школе, справится ли он с программой обучения, примет ли его коллектив и т.п.

Одной из главных сторон готовности к систематическому обучению являются социально - коммуникативные навыки.

Особое внимание коммуникативной активности дошкольников уделяет Т.В. Чиркова. По её мнению, коммуникативная активность проявляется во взаимоотношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. Ее можно наблюдать в самых различных жизненных обстоятельствах в деятельности ребенка. Коммуникативный компонент проявляется и в учебной, и в игровой деятельности дошкольника. (21, с. 156).

Индивидуальные особенности коммуникативной активности проявляются у детей в сюжетно-ролевых играх. Кроме наблюдения можно специально создавать ситуации, требующие проявления динамических особенностей общения ребенка (например, обращения ребенка к сотрудникам детского сада с просьбой; коллективные формы выполнения поручений; совместная деятельность по изготовлению игрушек, пособий, украшений для помещений детского сада и т.д.). Можно провести индивидуальную беседу-опрос о предпочтении партнерства среди детей; использовать варианты социометрических методик. (2, с. 161).

Т.В. Чиркова предлагает изучить коммуникативную активность по трем показателям: скоростные, эргические и вариативные. Эти показатели находятся в определенном соотношении.

Скоростные показатели - это скорость установления контактов в общении со сверстниками и взрослыми; скорость реакции на действия партнеров; скорость интеракций. (21, с. 154).

Эргические показатели - это стремление к постоянству в общении; отсутствие изолированности; стремление быть в гуще людей; интенсивность и широта круг общения; отсутствие утомления от длительного пребывания в кругу незнакомых людей. (21, с. 154).

Вариативные показатели - это легкость перехода от одних детей к другим в играх; отсутствие постоянной избирательности в партнерстве; общительность в новой обстановке, эмоциональная раскрепощенность; вариативность в способах общения со сверстниками. (21, с. 155).

Чтобы выявить коммуникативную активность ребенка прежде всего воспитатели должны наблюдать за проявлением индивидуальных особенностей динамики в самых разнообразных видах деятельности ребенка.

В подготовительной группе был проведен констатирующий (диагностирующий) эксперимент для выявления коммуникативной активности старших дошкольников по методикам Т.В. Чирковой «Коммуникативная активность» и Р.С. Немова «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Цель данного эксперимента: выявить особенности коммуникативной активности дошкольников со взрослыми и сверстниками.

В эксперименте принимали участие воспитанники МБДОУ № 122 Центр Развития Ребенка (Автозаводский район, ул. Совесткой Армии д.11.). Возраст детей: 6-7 лет, количество обследуемых - 20 человек, из них 11 мальчиков и 9 девочек.

Цель методики «Коммуникативная активность» Т.В.Чирковой: выявление индивидуальных особенностей коммуникации детей дошкольного возраста.

На основе результатов проведенного эксперимента мы выделили четыре индивидуально-типологические группы.

У детей первой группы в коммуникативной активности наблюдается быстрое установление контактов со сверстниками и взрослыми, но устойчивость и избирательность контактов незначительная, наблюдается повышенная склонность к общению, но поверхностная. Таких детей в группе 7 человек.

Как правило, такие характеристики активности были типичны для детей подвижных, живых, но недостаточно уравновешенных. По ряду показателей эти дети тяготеют к холерическому темпераменту.

У детей второй группы общительность незначительная, но присутствует большая избирательность в выборе партнера и устойчивость взаимоотношений. Количество детей, относящихся к этой группе - 4.

Дети этой группы имеют по ряду жизненных и экспериментальных показателей слабость нервной системы, тяготение к меланхолическому темпераменту. К третьей группе относятся дети, у которых в коммуникативной деятельности скоростные показатели высокие, но наблюдается их неустойчивость. Их в группе 6 человек.

Дети этой группы имеют тяготение к сангвиническому темпераменту.

В четвертую группу вошли те дети, у которых коммуникативная активность имеет средние уровни по всем показателям. Однако, отмечается значительная избирательность и устойчивость в системе взаимоотношений. Таких детей в группе 3.

Эта группа детей спокойных, уравновешенных, несколько даже медлительных, традиционно относится к флегматическому темпераменту.

Подводя итоги данного эксперимента, видно, что при характеристике всех видов активности любая группа детей имеет свои специфические, как положительные, так и отрицательные, особенности. После проведения этого эксперимента воспитателю легче понять сильные и слабые стороны каждого ребенка, чтобы определить дальнейшую индивидуальную и групповую работу с ними.

Таблица 1

Группы коммуникативной активности

Ульяна А.

Ульяна Г.

Максим Г.

Наташа Г.

Тимоша Р.

Таблица 2

Диаграмма 1

У ребенка в старшем дошкольном возрасте коммуникативные навыки представлены словами, обозначающими взаимоотношения между людьми, правилами поведения в обществе, формируется его образная речь.

Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствуются, ребенок уже усвоил речевой этикет и может поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе.

Значимость взрослого для психического развития ребенка признавалась и признается большинством западных и отечественных психологов. Отношение взрослого к ребенку (его чувствительность, отзывчивость, сопереживание и т.д.) лишь облегчают понимание социальных норм, подкрепляют соответствующее поведение и помогают ребенку подчиниться социальным влияниям. (22).

Для сравнения коммуникативных качеств личности у старших дошкольников в группе детского сада было проведено экспертное оценивание по методике Р.С. Немова «Каков Ваш ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Эта методика представляет собой опросник, с помощью, которого можно определить уровень коммуникативности у ребенка.

Цель данной методики - определить уровень коммуникативности детей в подготовительной группе.

Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. (23). С помощью этого опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми: доброта, щедрость, внимательность к людям, правдивость и честность, вежливость, справедливость, общительность, жизнерадостность, ответственность.

В подготовительной группе в опросе участвовали родители 20 детей. Им было предложено подойти к данному эксперименту серьезно и ответить на данные вопросы предельно честно. Родители оказались заинтересованы в диагностики своих детей.

Исходя из ответов родителей на данные вопросы, группа разделилась на две равные части. Было выявлено, что из 20 старших дошкольников, у 10 детей уровень развития коммуникативных качеств личности ребенка средний. А высокий уровень развития имеют 10 детей. Следует отметить, что среди опрошенных родителей отсутствуют результаты низкого и очень низкого уровня развития детей. Также, исходя из результатов, не наблюдается очень высокий уровень развития.

Подводя итог данного эксперимента, следует обратить внимание на то, что общительность, умение контактировать с окружающими людьми - это необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Таблица 4

Уровень развития коммуникативной активности детей

Ульяна А.

Ульяна Г.

Максим Г.

Наташа Г.

Тимоша Р.

Таблица 3


Диаграмма 2

Исходя из результатов, проведенных экспериментов, нужно заметить, что развитие коммуникативных навыков - это одна из главных задач в развитии старших дошкольников.

В ходе исследования были выявлены определенные проблемы коммуникации детей со взрослыми и сверстниками.

Следует отметить, что некоторые проблемы коммуникации детей могут зависеть от типа темперамента ребенка.

Дети, с холерическим типом темперамента очень активны, импульсивны и неуравновешенны. Увлекшись игрой или какой-нибудь идеей, часто перестает слушать требования или просьбы воспитателя и родителей. Такие дети очень редко в общении идут на компромисс, вспыльчивы и, если, что-то им не нравятся, легко впадают в агрессию. Воспитателю и родителям следует уделять таким детям особое внимание и терпение, помогать направлять их энергию в мирное русло, учить терпеливо взаимодействовать и договариваться со взрослыми и сверстниками.

Дети - меланхолики очень ранимы и восприимчивы, с трудом находят себе друзей. Даже самое безобидное замечание может вызвать негативную реакцию. Ребенок будет подавлен и может закрыться в себе. Такие дети тяжело идут на контакт как со взрослыми и сверстниками, неэмоциональны и сдержаны. Педагогам и родителям важно помочь такому ребенку войти в социум, научиться общаться с окружающими людьми. Ребенка - меланхолика необходимо постоянно поддерживать, одобрять, хвалить. Даже если, что-то у него не получается, взрослому, который находится рядом с ним следует всегда демонстрировать свою уверенность в нем. Таким образом такие дети будут поддерживать и ощущать уверенность в самих себе.

Дети с сангвинистическим типом темперамента сильные, уверенные в себе и уравновешенные личности, также они имеют лидерские качества. Дети - сангвиники очень дружелюбны, у них очень широкий круг общения, быстро привыкают к новой обстановке и к новому окружению. Но проблема таких детей в том, что общаясь со многими детьми им трудно установить прочные связи. Общение таких детей часто бывает поверхностное. Также сангвиники часто теряют интерес к начатой деятельности, многое не могут довести до конца. Работая с такими детьми, следует уделять внимание начатому делу и стимулировать доведение его действий до конца. Также помогать ребенку устанавливать крепкие дружеские связи.

Дети - флегматики: неторопливы, спокойны, уравновешены, усидчивы. Им нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке и к новым людям. Таким детям необходимо больше времени на выполнение заданий. Общаясь с такими детьми, важно не ругать их за медлительность, но также не давать возможности долго засиживаться за своей деятельностью. Очень важно давать ребенку проявить инициативу и принимать свои решения.

Также исследуя типологическую группу детей, основанную на ответах родителей, были выявлены чаще встречающиеся отрицательные ответы родителей на вопросы о взаимоотношениях их ребенка с окружающими детьми.

Чаще всего отрицательные ответы родителей были на вопросы: «внимательный ли Ваш ребенок?» и «щедрый ли Ваш ребенок?», а также на вопрос «правдивый ли Ваш ребенок?».

Исходя из отрицательных ответов родителей, следует сделать вывод, что развитие внимательности, щедрости и правдивости напрямую зависит от деятельности родителей и воспитателя. Поэтому формирование данных качеств должно стать приоритетным направлением в развитии коммуникативной сферы детей, что обеспечит более гармоничное общение детей с окружающими людьми.

Подводя итог исследований, следует сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста нуждаются в целенаправленной работе по формированию социально-значимых качеств личности и развитию коммуникативной сферы, так как именно они обеспечивают успех в учебе, принятие ребенка в коллективе сверстников и продуктивное общение со взрослым.

Игры являются наиболее эффективным средством развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Поэтому воспитателям и родителям следует уделять особе внимание развитию игры у ребенка. Именно через игру дети усваивают нормы поведения и обыгрывают ситуации взаимодействия, которые могут возникнуть в повседневной жизни.

Также следует уделять внимание и время проведению специальных психологических игр на развитие коммуникативных навыков.

Посещение ребенком дошкольного учреждения является обязательной составляющей всестороннего развития личности будущего взрослого человека. Если обучить чтению и письму могут сами родители в домашних условиях, то невозможна без общения с ровесниками и выполнения задач в команде. Детский сад способствует нормальному росту ребенка, готовит его к взрослой жизни.

Виды деятельности согласно Федеральным государственным требованиям

Существуют общепринятые требования, которых должны придерживаться все дошкольные учреждения страны. Так, основные виды детской деятельности в соответствии с ФГТ включают игровую составляющую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, продуктивную, а также чтение.

Общеобразовательная программа в детском саду должна осуществляться не только благодаря взаимодействию взрослого и ребенка. Многие задачи малыш должен решать самостоятельно. Такая деятельность позволяет не только приобрести новые навыки, но и закрепить уже имеющиеся.

Федерально-государственные требования разработаны с учетом режимных моментов у детей в соответствии с возрастом. Исходя из этого, основные виды детской деятельности необходимо планировать, принимая во внимание периоды сна и бодрствования.

в детском саду

Игру можно по праву назвать основным видом деятельности в дошкольном учреждении. Ролевые игры помогают развитию личности, активные способствуют быстрому физическому становлению ребенка. Любое обучение проходит значительно продуктивнее, если оно интересно малышу. Неслучайно многие образовательные программы построены именно в форме игры.

Весь можно подразделить на две группы. В младшем дошкольном возрасте игры по большей мере приобретают предметный характер. Дети изучают окружающий мир визуально. Они стараются отличить один предмет от другого, попробовать его на вкус. В старшем дошкольном возрасте малыши уже начинают взаимодействовать друг с другом. Популярными становятся ролевые игры. А если воспитатель правильно построит образовательный процесс, в форме игры можно будет научить детей письму и чтению. Все виды детской деятельности в детском саду в той или иной степени должны быть с ней связаны.

Познавательно-исследовательская деятельность

Не менее важной деятельностью можно считать познавательно-исследовательскую. Этот вид достаточно тесно связан с игрой. Ведь именно благодаря последней ребенок знакомится с окружающим миром. Познавательная активность имеет огромное значение в любом детском возрасте. В зависимости от целей, которые ставит перед детьми воспитатель, этот вид деятельности может включать экспериментирование, наблюдение, экскурсии.

Отдельно следует обратить внимание на целевые прогулки. В теплое время года благодаря походам в парк или за город воспитатель помогает детям решить сразу несколько задач. Активный отдых можно совместить со знакомством с природой и животными родного края. Кроме того, свежий воздух способствует улучшению детского аппетита и сна. Препятствием для ежедневных прогулок может стать слишком низкая температура воздуха или осадки. В летнее же время года воспитатели должны следить за тем, чтобы дети меньше времени проводили на открытом солнце и носили головные уборы. Практически все виды детской деятельности в детском саду летом могут быть осуществлены на свежем воздухе.

Коммуникативный вид деятельности

Основная задача дошкольного учреждения состоит в подготовке ребенка к будущей взрослой жизни. Маленький человек должен приобрести много навыков, прежде чем он попадет в общество. Это не только умение разговаривать или по назначению использовать бытовые предметы, но и правильное общение с окружающими.

Большинство детей достаточно просто находят общий язык как с ровесниками, так и со взрослыми. Но в каждом детском дошкольном учреждении обязательно находится группа замкнутых малышей, которым трудно дается социализация. Такое поведение может быть связано с особенностями характера или родительским воспитанием. Нередко неурядицы в семье приводят к тому, что ребенок замыкается в себе и не хочет общаться со своими товарищами. Основные виды детской деятельности направлены на то, чтобы помочь такому малышу. В игровой форме воспитатель помогает ему раскрыться и наладить контакт с ровесниками.

Правильно организованная в детском саду способствует также и развитию речевого аппарата малышей. Занятия могут включать общение с детьми на определенные темы, ситуативные задачи, беседу, отгадывание загадок. Огромной популярностью у малышей пользуются сюжетные игры. В роли любимых сказочных героев дети становятся более самоуверенными, раскрывают свой творческий потенциал.

в дошкольном учреждении

Для того чтобы существовать в полноценном обществе, ребенку необходимо не только научиться правильно общаться, но и обслуживать себя. Все виды детской деятельности в детском саду способствуют обучению малышей самостоятельности. Они должны уметь правильно одеваться и держать кухонные приборы без помощи взрослых.

Хозяйственно-бытовой труд также стоит не на последнем месте. Ребенок должен быть ознакомлен с деятельностью взрослых. Особенно это касается бытовых задач. Не только воспитатель обучает малышей культуре быта, но и родители в домашних условиях. Еще в детском дошкольном возрасте родители вместе с воспитателями должны научить ребенка аккуратности. Все малыши должны убирать за собой игрушки и кухонные приборы. Дошкольник обязан знать о том, что все вещи имеют свои места.

Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует также и социальному развитию. Малыш быстрее учится решать те или иные бытовые задачи, начинает понимать степень своей значимости в обществе.

Продуктивная деятельность

Невозможно представить без рисования, лепки и аппликаций. Все это продуктивная деятельность, которая способствует умственному развитию. На занятиях малыши учатся высказывать свои мысли, проявлять фантазию. Именно в детском саду может заложиться любовь к искусству, а родители обычно в это время выявляют у ребенка тот или иной талант.

Похвала является очень важным моментом продуктивной деятельности. Ни в коем случае нельзя указывать ребенку дошкольного возраста на ошибки. Воспитатель может только направить ребенка, подсказать, как было бы оптимально решить конкретную задачу. Неслучайно в дошкольных учреждениях отсутствует система оценок. Ребенок не должен знать, что он рисует или делает аппликацию хуже других.

Продуктивные виды деятельности в детском саду помогают познакомить ребенка с окружающей природой, с основными цветами и формами. Кроме того, рисование и лепка способствуют развитию координации движений.

Музыкально-художественная деятельность

Музыкальные виды детской деятельности в детском саду включают пение, подпевание, игру на инструментах, а также подвижные игры с музыкальным сопровождением. На таких занятиях у ребят развиваются творческие способности. Многим деткам нравятся занятия с вокальной импровизацией. Именно музыкально-художественная деятельность создана для подготовки малышей к выступлениям. Дети учатся прекрасно чувствовать себя перед большой аудиторией.

Чтение в детском саду

Несмотря на то что читать дети начинают только лишь в школьном возрасте, обучать такому навыку воспитатели должны задолго до этого. Ребенок в первую очередь должен научиться слушать и понимать произведение. Очень важным навыком можно назвать умение обращаться с книгой. Малыш должен знать, что нельзя рвать страницы, рассматривая иллюстрации.

В средней группе воспитатель начинает знакомить детей с буквами. В первую очередь дети учат легко произносимые буквы. Это простые Далее малыши учатся складывать буквы в слоги, а их - в слова.

Деятельность ребенка в детском саду обязательно должна быть связана с разучиванием небольших стихотворений. Занятия такого рода способствуют умственному развитию, тренируют память ребенка. Изучать небольшие рассказы и прибаутки родители могут с детьми также и дома.

Правильная организация досуга также важна

Обучение основным навыкам ребенка в детском дошкольном учреждении стоит на первом месте. Но правильно организованная кульурно-досуговая деятельность в детском саду также важна. Чтобы дети смогли с пользой проводить свободное время в группе, должно быть грамотно организовано пространство. Особое внимание взрослым следует обратить на игрушки. Огромную пользу имеют соответствующие зоны в виде живого уголка, кухни или аптеки. Специальные игрушки делают детские ролевые игры более насыщенными.

Условия реализации видов деятельности детей в детском саду включают также и театрализованные мероприятия. Представления и сказки помогают детям лучше закрепить пройденный материал. Кроме того, создаются благоприятные условия для всестороннего развития ребенка в стенах детского дошкольного учреждения.

Няня или детский сад?

Сегодня все больше родителей отдают предпочтение воспитанию детей в домашних условиях. Между тем именно в дошкольном учреждении малыш может получить навыки социально-ролевого поведения. Между детьми устанавливается опыт общения в самых разнообразных формах. Даже негативный опыт, который невозможно получить в стенах родного дома, пойдет малышу на пользу. А игра как ведущий вид детской деятельности будет способствовать всестороннему развитию малыша в коллективе.

Вместе с этим имеет преимущества и воспитание ребенка дома. Няня с педагогическим образованием будет прилагать все свои силы для воспитания конкретного ребенка с учетом особенностей его характера. Это даст возможность воспитать в нем самые лучшие качества.

Из опыта работы в старшей возрастной группу ДОУ. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в течение всего пребывания ребенка в детском саду.

У детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высоко уровня. В основном дети правильно произносят все звуки, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передавать восклицательную и вопросительную интонации.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного запаса, однако особое внимание уделяется его качественной стороне: увеличению лексического запаса слов сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а так же многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важный этап развития речи ребенка - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам. Умение контролировать свою речь. В диалоговой речи дети прибегают к краткому и развернутому ответу в соответствии с вопросом.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью завит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Вместе с тем, можно отметить и другие особенности речи. Отдельные дети не произносят все звуки правильно, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительного падежа множественного числа имен существительных, согласование прилагательных с существительными, в словообразовании). Есть ошибки в построение связного текста с соблюдением структурных элементов (начало, середина, конец) и их соединение.

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: во время непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация», «Ознакомление с художественной литературой», с явлениями окружающей действительности и др., и вне их - игровой и художественной деятельности, повседневной жизни.

Остановлюсь на решении задач по развитию речи во время режимных моментов. Правильно организованные режимные моменты дня имеют большое воспитательное и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, режимные моменты, приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой) и тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровом уголке и других местах. Поэтому он имеет возможность активизировать и закрепить новые слова, исправить речевые ошибки.

Во время утреннего приема детей у нас есть возможность поговорить о настроение ребенка, узнать, что нового у него произошло, например, за выходные дни, какую книгу ему прочли дома, или он посмотрел мультфильм и так далее. Закрепить знания о транспорте, о семье, о профессиях, о любимых игрушках и т.д. Если это холодное время то, одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее можно поговорить с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде), перечислить детали одежды, придумать на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек), из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т.д.).

Во время трудовой деятельности закрепляем знания детей о названии инструментов, слов-действий. Задаем вопросы: «Что будешь делать?», «Что делаешь?», «Для чего надо рыхлить землю?» и т.д.

Во время дежурства по столовой можно привлечь внимание детей к посуде, назвать ее форму, окраску, материал, из которого она сделана, её количество на столе. Такая же работа проводиться во время подготовки необходимого материала к занятиям.

На прогулке во время наблюдения за живой, неживой природой, её явлениями дети так же отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, делают умозаключения. Мы предлагаем детям составить или придумать рассказ, сказку об увиденном: о тучке, о бабочке, о снежинке, о первом цветочке и т.д.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных игр. Это игры, которые помогают закрепить знание детей по всем разделам развития речи: ЗКР, связная речь, формирование грамматического строя речи, словарная работа.

Во время сюжетно-ролевых игр дети совершенствуют диалогическую речь, развивают навыки монологической речи. Овладение монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников, так как она вбирает в себя развитие всех сторон речи - лексики, грамматики, фонетики. Во время сюжетных игр у детей идет опосредованное общение через игрушку.

Хочется остановиться на том, что во все режимные моменты включают дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Во время дидактических игр закрепляются умения и навыки, полученные во время занятий. Эта работа проводиться с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Перечислю некоторые игры, которые мы используемые в работе с детьми старшей группы:

- «Живые слова» (закрепление знаний о предложении и слове);

- «Назови конец слова» (воспитатель называет первый слог, а дети добавляют конец слова: ра - рак, радуга, ромашка);

- «Звуковые часы»;

- «Скажи наоборот» (антонимы);

- «Многозначные слова» (составить предложения с многозначными словами);

- «Улитка» (ЗКР, лексико-грамматический строй речи, связная речь);

- «Нелепицы» (рассуждать, делать умозаключения);

- «Телефон» (работа над фонетикой);

- «Подарки» (ЗКР);

- «Посчитай предмет» (лексико-грамматический строй речи)

- «Что бывает красное? Красная? Красный?» (лексико-грамматический строй)

- «Составь предложение с использованием заданного слова или звука» (Катя купила куклу);

- «Что делает… медведь?» (назвать как можно больше глаголов);

- «Скажи по-другому» (синонимы);

- «Разложи в правильном порядке и составь рассказ» (составление рассказов по серии картинок);

- «Слова - родственники» (образование слов с увеличительным и уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Так же речевое развитие происходит во время игр-драматизаций. У детей совершенствуется выразительность образной речи, обогащается словарный запас, умение совмещать речь с мимикой, движениями.

Чистоговорки, скороговорки так же часто применяем в своей работе. Они хорошо помогают уточнению артикуляции звуков, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Знакомим детей с пословицами и поговорками. Это дает детям возможность развить осознанное отношение к смысловой стороне слова. Понимание и употребление пословиц и поговорок предполагает владение переносным значением слов, умением их приложить к разным ситуациям.

Очень нравятся детям игры с пальчиками, которые сопровождаются чтением стихов, потешек, песен. Такие игры благотворно влияют на развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон.

Так же хочется сказать о заучивание и выразительном чтение стихов. Художественная литература и устное народное творчество развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка, почувствовать мелодику и ритм родного языка.