Комнатные растения        27.07.2019   

Комплекс занятий по сенсорному развитию детей второй младшей общеобразовательной группы. Конспект занятия по сенсорике «Смотрит солнышко в окошко

Конспект занятия по сенсорному развитию во 2 младшей группе

Тема: «Волшебный сундучок».

Цель: Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи:

Образовательные.

1.Закреплять с детьми знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; упражнять в различении их цвета, формы, величины.

2.Учить составлять изображение из геометрических фигур.

  1. Учить сравнивать контрастные по величине и ширине предметы; учить обозначать результаты сравнения словами: высокий — низкий, широкий — узкий.

Развивающие.

1.Развивать внимание, логическое мышление, память; развивать мелкую моторику рук.

2.Способствовать развитию различных видов деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

3.Побуждать детей отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные .

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения, вежливость по отношению к товарищам.

2.Воспитывать у детей чувство отзывчивости, добра; желание помочь.

3.Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Методы и приемы:

Словесные: пояснение, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указание к действию, художественное слово.

Наглядные: демонстрация предметов, рисунков, показ способов действия и построения образов.

Практические : показ упражнения, поручения, физкультминутка.

Стимулирующие : похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие,

Физическое развитие,

Познавательное развитие,

Социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа. Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились», разучивание физкультминутки «Дружба», д/игра «Назови фигуру правильно», д/игра «Высокий - низкий».

Оборудование: магнитная доска, д/игры, раздаточный материал на каждого ребенка.

Ход образовательной деятельности:

Под музыкальное сопровождение дети заходят в группу :

Воспитатель - Дети, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся и покажем свое хорошее настроение.

Соберемся дружно в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Стук в дверь…

Воспитатель - Ребята, по-моему, кто- то стучится в нашу дверь. Пойду - ка я посмотрю, кто же это? (Выходит и приносит в группу посылку (сундучок), которую принёс почтальон).

Ребята, посмотрите, какую посылку нам принёс почтальон! Что это?

Только, как же нам его открыть?

Воспитатель рассматривает посылку.

Ой, а здесь ещё письмо для нас.

Читает: «Детям группы …от «Сказочной Феи».

В письме написано: «Сундучок откроется, если будут выполнены все задания Феи».

Задание первое.

Петушки распетушились

Но подраться не решились.

Если очень петушиться

Можно перышек лишиться.

Воспитатель.

«В каких случаях о наших детях можно так сказать? Ну, распетушились как петухи» — ответы детей… (…если дети поссорились, что-то не поделили)

Давайте пообещаем Фее, что наши дети никогда не будут драться и ссориться, а будут помогать друг другу.

Пальчиковая игра «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(соединять пальцы в замок)

С вами мы подружим маленькие пальчики

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы считать

(парное касание пальцев от мизинцев, стряхнуть руки)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать

(руки вниз, стряхнуть кистями).

Воспитатель.

Не открывается сундучок. Значит нужно выполнить ещё задание.

Воспитатель читает второе задание.

Для этого нам надо отправиться на лесную полянку.

Дети идут и выполняют движения в соответствии с текстом:

Мы к лесной полянке вышли

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через веточки, пенечки.

Посмотрите на нашем пути ручеек и речка.

Мы можем перешагнуть ручеек? Почему? (ответы детей…потому, что он узкий).

Дети перешагивают ручеек.

А речка какая? (…широкая) Мы можем ее перешагнуть? Почему? (…ответы детей - потому, что она широкая). Как мы сможем ее перейти? Нужно перейти ее по мостику (положить мостик и перейти речку).

Одинаковые ли ручеек и речка по ширине? (…ответы детей)

Задание выполнили? Попробуем открыть сундучок. Он по-прежнему не открывается. Нам нужно выполнить ещё одно задание.

Задание третье.

Воспитатель .

Посмотрите, ребята, на доску. Что здесь изображено?

Дети: «Домики».

- Они по высоте одинаковые или разные? (…ответы детей).

- Дома бывают высокие и низкие. Покажите мне, где высокий домик, а где низкий. — Какой домик выше? Какой ниже? Мы с вами будем домиками. Изобразите высокий домик, а теперь низкий. Скажите мне, из каких геометрических фигур состоит домик? (…ответы детей) Какого цвета крыша у домика, какого цвета сам домик и окошко в нем? (ответы детей). Нам нужно посадить елочки возле домика. Назовите мне какие это елочки по высоте? (высокая и низкая). Подумайте, к какому домику, какую елочку нужно посадить? Почему? (пригласить одного ребенка для выполнения задания). Домик стоит, елочки мы посадили, но в домик, чтобы он не пустовал, нужно поселить зверей. Посмотрите, какие у меня звери. (медведь и заяц) Какие они по величине? (большой и маленький) Подумайте, какого зверя, куда нужно поселить, почему? (пригласить одного ребенка для выполнения задания)

С заданием справились?

Дети — Да.

Воспитатель .

А сундучок не открывается.

Звери любят, когда в их лесу солнечно и радостно.

Задание четвертое.

Воспитатель.

Чтобы в нашей группе тоже было солнечно, радостно и тепло, мы с вами сделаем солнышки. Ребята, посмотрите, что у меня?

Дети — Солнышко.

Обратить внимание детей на солнышко, которое видно в окно или на картинке.

Воспитатель.

Солнышко, какого цвета? Правильно, жёлтого. А какой формы? (круглое). У солнышка есть лучики. Сколько лучиков (много).

Воспитатель.

Внимательно посмотрели? Все запомнили?

А теперь подойдите к столам. Посмотрите, что перед вами лежит?

(кружочки, какого цвета?). Давайте, эти кружочки превратим в солнышко. А чего у ваших солнышек не хватает? (лучиков) Лучики мы сделаем с помощью карандаша. Посмотрите на солнышко, сколько лучиков у солнышка? (много).

Посмотрите, ребята, какие красивые солнышки у вас получились.

Как светло и радостно стало от них в нашей группе.

А теперь подойдем к сундучку.

Посмотрите, сундучок

А на нем висит замок (сцепить пальцы в «замок»)

Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)

Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь)

Покрутили, покрутили (вращение ладонями)

Потянули и открыли!

Итог . «Что мы делали, чтобы открыть сундучок?» (Ответы детей).

Сундучок открывается — дети находят клад —…

Наше занятие подошло к концу. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши)

Вместе топнули ногой. (Все топают ногой)

Посмотрели, улыбнулись. (Смотрят друг на друга и улыбаются)

До свидания всем сказали. (Все машут рукой)

Отправляемся домой.

Под музыкальное сопровождение дети уходят.

Алёна Жидкова
Комплекс занятий по сенсорному развитию детей второй младшей общеобразовательной группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №46»

Комплекс занятий по сенсорному развитию детей второй младшей общеобразовательной группы .

Составил : Жидкова А. Д.

Самара 2015

Введение.

По словам Венгера Александра Леонидовича, детского психолога, доктора психологических наук, сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Цель, предлагаемого комплекса занятий , - формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.

Задача – усвоение детьми сенсорных эталонов . Это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В нашей работе собраны конспекты занятий , направленные на воспитание сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

Предложенные занятия являются частью непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.

Эталоны цвета.

(6 занятий )

Цель : научить ребенка узнавать и запоминать цвета. Все игры также направлены на развитие логики и мышления .

1. Игра «Цветные чашечки и блюдца» .

Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь : названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Материал. Для игры потребуется детская посуда либо аппликации кружек и тарелочек (можно вырезать из цветного картона) .

Ход игры. Педагог дает ребенку кружку, обозначая при этом цвет, и просим подобрать такую же тарелочку. Либо даем тарелочку и просим подобрать кружечку к ней.

Можно немного изменить инструкцию : «Маше, подбери к этой желтой кружке красную тарелочку» .

2. Игра «Цветные домики» .

детей представления о шести цветах.

Материал. Кубики цветные или аппликации.

Ход игры. Строим из кубиков несколько домиков разных цветов (или вырезать из цветной бумаги заготовки домиков и предметов быта) . Подбираем предметы разных цветов.

Ребенок должен собрать у желтого дома только желтые предметы, а у красного только красные.

3. Игра «Веселые бусины» .

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета , отвлекаясь от других признаков предметов.

Материал. Вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета. Нарисованная картинка готовых бус.

Ход игры. Педагог дает ребенку шаблон готовых бус и просим собрать кружочки в такой же последовательности.

Можно сделать аппликацию. Ребенок может сразу приклеить все бусины.

4. Игра «Покажи такой же шарик» .

Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать предметы по цвету .

Материал. Разноцветные шарики, ведерки.

Ход игры.

Педагог рассыпает на пол разноцветные мячи, выбирает один мяч, и просит ребенка поднять такой же. Пример : «Я беру зеленый мяч, и ты покажи такой же мяч» .

5. Игра «Цветная дорожка» .

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах, находить одинаковые цвета, используя геометрические формы.

Материал. Вырезанные из цветной бумаги большие разноцветные круги, а также небольшие квадратики.

Ход игры. Выкладываем разноцветную дорожку. Расстояние между кругами должно быть не менее 50 см.

Педагог показывает и отдает ребенку карточку, например, зеленого цвета, ребенок находит зеленый круг и помещает на него карточку такого же цвета.

6. Игра «Цветной паровозик» .

Дидактическая задача. Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Конструктор и маленькие фигурки зверей.

Ход игры. Строим из конструктора паровоз. Каждый вагон определенного цвета.

Педагог предлагает ребенку посадить лошадку в синий вагон, а уточку в красный.

Эталоны формы.

Эталоны плоскостных и объемных геометрических фигур.

(10 занятий )

Цель : научить детей различать и называть геометрические формы

1. Игра «Подбери фигуру» .

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Материал. Демонстрационный : круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный : карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры. Педагог показывает круг и, обводя его пальцами, спрашивает : «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводя его пальцем : «А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности : треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, фиксирует внимание на углах. Исправляет неточные и ошибочные ответы детей .

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали, с нарисованными».

2. Игра «Подбери по форме» .

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков : цвета, величины.

Материал. Демонстрационный : по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный : карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Ход игры. Педагог раздает детям на подносах карточки и фигуры.

«Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме» . Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа . Далее этот вопрос повторяет с показом других фигур в следующем порядке : овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше».

Детям, неправильно разложившим фигуры, предлагает обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.

3. Игра «Найди то, что я покажу» .

Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов. Игра требует двойного сопоставления : вначале форма предмета сопоставляется с геометрической фигурой, затем эта фигура – с формой другого предмета.

Материал. Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.

Ход игры. Педагог показывает детям геометрические фигуры – образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы : коробку, шарик, кольцо – круглой формы; флажок, кубик, пирамидку – треугольной формы; книгу, зеркало, поднос – прямоугольной формы и т. п. После этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть : «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую фигуру соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т. е. такую же коробку». Игра заканчивается, когда дети найдут все нужные предметы, пользуясь геометрическими фигурами – образцами. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов. Игра повторяется 3 – 4 раза .

4. Игра «Геометрическое лото» .

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущей тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приёмов обследования.

Материал. Пять карточек с изображением геометрических фигур : по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы : круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар, квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг, овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо, прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта, треугольной (пирамидка, ёлка, морковь, палатка, косынка) .

Ход игры. В игре принимает участие пять детей . Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная) . Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.

5. Игра «Назови геометрическую фигуру» .

Дидактическая задача. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) .

Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях.

Ход игры. Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Педагог предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, назвать их. На одном занятии можно показать ребенку 2-3 таблицы.

6. Игра «Найди предмет такой же формы» .

Дидактическая задача. Учить зрительно находить, называть и соотносить геометрические фигуры и предметы.

Материал. Нарисованные на бумаге геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник и т. д.

Ход игры. Педагог показывает ребенку одну из фигур, а ребенок должен назвать предметы такой же формы.

7. Игра «Сравни и заполни» .

Дидактическая задача. Закрепление представлений о геометрических фигурах, умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур , находить отличительные признаки.

Материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) четырёх цветов, таблицы, с изображением цветных геометрических фигур.

Ход игры. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки.

8. Игра «Почини одеяло» .

Дидактическая задача. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Материал. Геометрические фигуры.

Ход игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия» . Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Помоги Буратино починить одеяло.

9. Игра «Составь геометрическую фигуру» .

Дидактическая задача. Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие внимания , памяти, мышления.

Ход игры. Детям предлагается составить из счётных палочек, ниток, фасоли, следующие геометрические фигуры :

1. Составь треугольник

2. Составь квадрат

3. Составь из ниток круг

10. Игра «Чудесный мешочек» .

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о форме , упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Материал. Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, мешочек с предметами разной формы : деревянные шарики, мячики, желуди, шишки, ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы, пуговицы (квадратной и треугольной фрмы) .

Ход игры. Ребенок достает по одной фигуре, а взрослый ее называет. Если ребенок хочет, он может повторить название . Все предметы раскладываются на столе против соответствующей формы.

Эталоны величины.

(6 занятий )

Цель : научить детей различать предметы по величине.

1. Игра «Три квадрата» .

Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами : «большой» , «маленький» , «средний» , «больше» , «меньше» , «самый большой» , «самый маленький» .

Материал. Демонстрационный : три квадрата разной величины. Раздаточный : у каждого ребенка три квадрата разной величины.

Ход игры. Педагог показывает детям по очереди каждый квадрат и называет его величину. Детям предлагается показать свои самые большие квадраты и т. д. чтобы нагляднее представить различия в величине квадратов, педагог прикладывает их один к другому.

2. Игра «Башня» .

Дидактическая задача. Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

Материал. Демонстрационный : три куба разной величины. Раздаточный : три квадрата разной величины, фланелеграф.

Ход игры. Педагог собирает из кубов башню, беседуя с детьми о том, в какой последовательности это необходимо делать и почему. Далее детям предлагается собрать из квадратов башенку так же, как из кубов, от большого к маленькому.

3. Игра «Матрешка» .

Дидактическая задача. Учить детей устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

Материал. Раздаточный : деревянные трехместные матрешки.

Ход игры. Педагог предлагает детям загадку : «ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игружка». Дети отгадывают загадку, далее выполняют указанные действия, разбирая и собирая матрешку.

4. Игра «Соберем пирамидку» .

Дидактическая задача. Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

Материал. Пирамидка – образец из пяти равномерно уменьшающихся колец т такая же для каждого ребенка.

Ход игры. Педагог показывает пирамидку и последовательно снимает и сравнивает по величине все колечки. Детям предлагается разобрать и собрать свои пирамидки, проверить, правильно ли они выбрали колечко, прикладывая его к другим.

5. Игра «Найди такое же колечко» .

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал. Пирамидки из пяти съемных колец (по одной на каждого ребенка) .

Ход игры. Педагог разбирает свою пирамидку, выбирает одно колечко и предлагает одному ребенку найти такое же. Когда ребенок найдет нужное колечко педагог говорит : «Теперь верни мне мое колечко, возьми какое-нибудь из своих и передай соседу, пусть он найдет такое же».

6. Игра «Сбор фруктов» .

Дидактическая задача. Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал. Яблоки-образцы (вырезанные из картона) трех величин, три корзины трех величин, дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин (по 8-10 яблок каждой величины) .

Ход игры. Педагог показывает детям дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзину и т. д. дети выходят по очереди, берут яблоко-образец и срывают такое же по величине яблоко и кладут в соответствующую корзинку.

Комплексные занятия по сенсорному развитию .

(2 занятия , время проведения : декабрь и май)

1. «Посылка с подарками от Деда Мороза» .

Цель : дошкольного возраста.

Задачи :

Образовательные.

1. Развивать

2. Развивать словами

Развивающие .

2. Совершенствовать умения закрашивания предметов, развивать глазомер и мелкую моторику рук.

3. Способствовать развитию различной деятельности детей

Воспитательные.

Речевое развитие ,

Художественно-эстетическое развитие ,

Физическое развитие ,

Познавательное развитие ,

Социально-коммуникативное развитие .

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал. Крупные зеленые геометрические фигуры (треугольники, ленты : широкая и узкая, письмо.

Раздаточный материал. Карточки с заданием для каждого ребенка, карандаши цветные.

Ход деятельности.

В : «Ребята, по-моему, за дверью кто-то стучит? Кто же это?» (Выходит и приносит в группу письмо и посылку ) .

- «Посмотрите, здесь письмо! Пишет вам Дедушка Мороз : «Для того, чтобы получить от меня подарки, вы должны выполнить все мои задания».

Задание первое.

В :«Сундучок не открывается. Нужно выполнить ещё задание» .

Второе задание .

На полу 2 ручейка.

В : «Посмотрите ребята, эти ручейки покрыты льдом! Почему? (ответы детей ) Правильно, вода зимой замерзает. А одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеёк, а теперь узкий. Давайте перешагнём через широкий ручеек (дети делают большой шаг) . А теперь перейдем через узкий ручеек (дети делают маленький шаг) .

- «Почему мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький?» (Побуждать детей использовать слова шире - уже) .

«Задание выполнили? Попробуем открыть посылку. Она по-прежнему не открывается».

Задание третье.

В : «Посмотрите, ребята, на посылке какое - то изображение. Что это?»

Дети : «Ёлочки» .

В : «Они одинаковые или разные?» (ответы детей ) .

В : «Ёлочки бывают большие и маленькие. Давайте соберем ёлочку сначала высокую. Какие геометрические фигуры мы будем использовать?»

Дети : «Большие зелёные треугольники» .

В : «Теперь низкую. Какие геометрические фигуры будем использовать?»

Дети : «Маленькие зеленый треугольники» .

В : «Какая ёлочка выше? Какая ниже? Давайте поиграем. Мы с вами будем ёлочками. Изобразите высокую ёлочку, а теперь низкую. С заданием справились?»

Дети : «Да» .

В : «А посылка не открывается» .

Задание четвертое. «Нужно раскрасить карточки» .

В : «Это что?»

Дети : «Рукавички» .

В : «Одна рукавичка раскрашенная, а вторая нет , нужно исправить ошибку, вы сможете?»

Д : «Да!»

В : «Давайте исправлять!»

В : «Все справились?»

Д : «Да!»

Итог. «Что мы делали, чтобы открыть посылку?» (Ответы детей ) .

Посылка открывается - дети находят подарки от Деда Мороза - сладости.

2. «Матрешки – соседки» .

Цель : Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи :

Образовательные.

1. Развивать умение сравнивать контрастные по величине и ширине предметы.

2. Развивать умение обозначать результаты сравнения словами : высокий - низкий, широкий - узкий.

3. Закрепить умение различать и называть цвета.

Развивающие .

1. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия , развивать ориентировку в пространстве.

3. Способствовать развитию различной деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

Воспитательные.

1. Воспитывать такие нравственные качества, как умение дружить, приходить друг другу на помощь.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие ,

Художественно-эстетическое развитие ,

Физическое развитие ,

Познавательное развитие ,

Социально-коммуникативное развитие .

Демонстрационный материал : 2 матрешки (большая и маленькая, 2 домика (большой и маленький, 2 елочки (большая и маленькая, 2 корзинки, 10 грибочков (5 больших и 5 маленьких, ленты (короткие и длинные, цветы из цветной бумаги.

Ход деятельности:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними расположены на столе две матрешки.

В : Дети, к нам в гости пришли две матрешки. Леля и Ляля. Посмотрите, дети, одна из них большая - это Леля, старшая сестра, а другая маленькая - это Ляля, младшая . Матрешки у нас разные по величине. Это большая, (спросить у детей какая , а это матрешка маленькая (спросить у детей какая ) .

Дать установку на закрепление понятия большой и маленький : Попросить повторить , где большая матрешка, а где маленькая. Попросить нескольких детей , найти на столе большую и маленькую матрешку и назвать «какая?» .

В : Большая матрешка жила в большом домике, а маленькая в маленьком домике. Аналогично попросить детей назвать , найти и показать большой и маленький домики. Около большого домика росла большая елочка, около маленького - маленькая елочка. Попросить детей повторить , найти, назвать и показать большую и маленькую елочки. Однажды захотелось пойти матрешкам в лес по грибы. Взяли они корзинки и отправились в сказочный лес. Дети, пойдемте и мы с ними. Предложить детям сначала собрать большие грибы в большую корзинку, а затем маленькие в маленькую корзинку.

В лесу воспитатель находит корзину с цветными ленточками и предлагает детям вытянуть каждому по ленточке. Назвать цвет ленточки, длинную или короткую они вытянули.

В : Теперь, дети, отправляемся домой.

Затем воспитатель прислушивается, спрашивает у детей : Дети, посмотрите, уже на улице цветы появились, а у наших матрешек совсем нет цветов около домиков. Давайте соберем большие цветы для старшей матрешки и маленькие для младшей .

Дети собирают цветы. Перед тем как положить цветок рядом с домиком, ребенок называет его цвет и размер.

В : Посмотрите дети, как обрадовались цветам наши матрешки! Они говорят вам спасибо, и хотят угостить вас конфетами!

Дети благодарят матрешек за угощение и прощаются с ними.

Заключение

Предложенные в данной работе упражнения, для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах.

Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины) . Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.

1. Задания, направленные на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, отношениях трех-пяти величин и усвоение соответствующих названий;

2. Задания на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;

3. Задания на формирование представлений о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета) ;

4. Задания на развитие глазомера .

В работе предложены два конспекта комплексных занятий , при выполнении которых необходимо учитывать одновременно два свойства предметов : форму и цвет. Такие упражнения необходимы, так как в дальнейшем ребенок должен научиться видеть все свойства предмета. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий .

Литература

1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.: ил.

3. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша . - М.: «Мозаика-Синтез» , 2003.

4. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. - Ярославль «Академия развития » , 1998.

Программное содержание: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов — большой и маленький.Побуждать детей к повторению слов, к показу больших и маленьких предметов.
Оборудование: стол, 2 игрушки- собачки, отличающиеся величиной; 2 домика, 2 бантика, 2 мяча, 2 тарелки, 2 «косточки» — соответствующие собачкам по величине; мыльные пузыри.

Ход занятия:

1.Вступительная часть.
-Ребята, кто это громко лает? Гав-гав. Да, правильно это лает большая собачка, она прибежала к нам в гости.
-А это кто так тихо лает? Гав-гав. Да, это тоже собачка, но маленькая.
-Они прибежали к нам. Покажите мне большую собачку. Покажите мне маленькую собачку.(дети показывают).
2.Основная часть.
-Ребята, посмотрите, тут стоят домики. В них живут собачки. Это какой домик? (большой). А этот? (маленький).
-Это собака какая? (большая). Она будет жить в каком домике? Покажите. (в большом).
-А это собачка какая? (маленькая). Она будет жить в каком домике? Покажите. (в маленьком).
-А давайте, собачкам подарим бантики. Вот у нас бантики большой и маленький. Это какой бантик? А этот какой? (ответы детей).
-Большой бантик какой собачке подарим? (большой).
-А маленький бантик какой собачке подарим? (маленькой); (дети могут показать).
-Посмотрите, какие нарядные у нас стали собачки.
-Большая и маленькая собачки играли с мячами и потеряли их, а я их нашла, вот они.
(показываю большой и маленький мячи).
-Это большой и маленький мячи. Покажите мне большой мяч. Покажите мне маленький мяч.
-Большой мяч какой собачке отдадим? (дети показывают на большую собачку).
-А маленький мяч какой отдадим? (показывают на маленькую).

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встаньте возле стульчиков. Давайте попрыгаем как собачки и полаем.

Собачкам понравилось как вы прыгали. Садитесь. Наши собачки- большая и маленькая захотели есть. Давайте покормим их.
-Я сейчас поставлю большую и маленькую тарелки. Это какая тарелка? (большая). А эта? (маленькая).
-Большую тарелку поставим какой собачке? Покажите. (показывают на большую собачку).
-Маленькую тарелку поставим какой собачке? Покажите. (показывают на маленькую).
-Угостим их косточками. Это большая и маленькая косточки. Это какая косточка? (большая). Какой собачке мы дадим большую косточку? Покажите.
-А это какая? (маленькая).Какой собачке дадим маленькую косточку? Покажите.
-Молодцы.
3.Заключительная часть.
Итог занятия.
-Вот мы и покормили большую и маленькую собачку. Они живут в большом и маленьком домике, играют с большим и маленьким мячами, едят большую и маленькую косточку из большой и маленькой тарелки, подарили им большой и маленький бантики. Они принесли вам мыльные пузыри. Пусть собачки посмотрят, как мы с вами будем ловить мыльные пузыри. Покажите мне большие и маленькие пузыри. Молодцы!

Интегрированное занятие

(сенсорное развитие, изодеятельность)

Задачи:

Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый. Закрепить представление о форме (круг и квадрат). Закреплять умение держать кисть тремя пальцами, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку. Развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус. Воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам.

Ход занятия:

Воспитатель сообщает детям, что к ним придет гость. Загадывает загадку: Комочек пуха, длинное ухо,

прыгает ловко, любит морковку. (Зайчик)

Входит зайчик. Дети здороваются с ним.

Воспитатель: Кто знает стихотворение о зайчике?

Воспитатель вызывает детей предлагает погладить зайчика и рассказать стих. Воспитатель следит за четкостью произношения слов.

В: Зайчик хочет с вами поиграть. Ой, да он весь мокрый! Помогите зайчику, оботрите его платочками. (Дети обтирают зайчика, жалеют его). Воспитатель обращает внимание на то, что платочки стали мокрыми. Предлагает повесить их на веревку, что бы они высохли. Уточняет, что прищепить платочки нужно прищепками одинаковым цветом с платочком. Синие прищепки на синий платочек, красные прищепки на красный платочек и т.д. (дети вешают платочки, а воспитатель уточняет, каким цветом нужно брать прищепки).

В : Спасибо ребятки, теперь платочки быстро высохнут. А мы пока поиграем с зайчиком. Приводиться игра « Зайки».

Зайки милые сидят (присели)

Ушки длинные торчат. (показывают руками ушки)

Вот наши ушки, вот наши ушки.

Ушки на макушке.

Вот бежит лисичка (бег на месте)

Хитрая сестричка,

Прячьтесь, прячьтесь зайки, (присели)

Зайки –попрыгайки.

По лесной полянке,

Разбежались зайки (прыжки на месте)

Вот такие зайки,

Зайки – порыгайки.

В: Зайке так понравилось у малышей в гостях, что он даже позвал в гости своих друзей – маленьких зайчиков (воспитатель раскладывает перед детьми зайчиков разного цвета и предлагает каждому ребенку взять по одному зайчику).

В: Дети какого цвета у вас зайчик? (дети называют)

В: где-то близко ходит хитрая лиса. Она хочет поймать зайчиков. Давайте мы их спрячем на полянке (показывает на разноцветные листы картона).

В: посмотрите, на какой полянке лиса не заметит красного зайку? На красной или на зеленой? Значит нам нужно спрятать зайчика на полянке такого же цвета, как зайчик. (дети прячут зайчиков, а воспитатель с игрушкой лисой ищет)

В: Вот как хорошо вы спрятали зайчиков, что лиса их не нашла. А если зайчики убегут в лес, то лиса их вовсе не поймает. Мы нарисуем как зайчики убежали в лес и оставили только следы.

Дети садятся за столы и рисуют следы – штрихи. Воспитатель следит за осанкой, умением правильно держать кисть. Педагог вместе с игрушкой –лисой смотрит работы детей, хвалит их).

В: Дети, нас зайчик зовет к себе. Пока мы рисовали он принес угощенье для вас. Угощайтесь, пожалуйста и лисичку угостите. Что бы она была добрая. Что надо сказать зайчику? (Дети благодарят зайчика, прощаются.)

Занятие по сенсорике в 1-й младшей группе

Цель: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.

Задачи: 1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый); размера (большой, маленький); форм (куб, шар, конус), геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения.

2. Учить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине.

3. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

4. Развивать мелкую моторику.

Ход:

Воспитатель надевает на себя Куклу. Кукла яркая, привлекательная. В платье Куклы использована ткань основных цветов. Сарафан украшен геометрическими фигурами, различными по цвету, форме, размеру.

– Здравствуйте, дети! Меня зовут Маша. Какие вы красивые, какие вы хорошие! Вы мне очень нравитесь! А я вам понравилась? Посмотрите, какой меня чудесный сарафан. Какого он цвета? А какими фигурами он украшен? (круг, квадрат, треугольник). Найдите на моём сарафане круг синего цвета…, квадрат красного цвета…

– Со мною пришли весёлые геометрические фигуры, они хотят поиграть с вами в прятки. (Выкладывает плоскостные фигурки в виде человечков). А ну-ка, закройте глазки! (Убирает одну фигуру). Кто ушёл?

– А ещё у меня есть красивая коробочка. Что в ней? Давайте, отгадаем! (Дети запускают руку в коробочку, на ощупь узнают, называют, показывают тела – кубы, конусы, шары).

Физ. минутка. Кукла достаёт баночку с мыльной водой, пускает пузыри. Дети подпрыгивают, ловят пузырьки. Сравнивают пузыри по размеру.

– Прислушайтесь, кажется, кто-то пыхтит. Слышите? “Пых, пых, пых”. Это ёжики. (Достаёт плоскостных ежей разного цвета). Они грустные, у них осыпались иголочки. Надо каждому ёжику прищепнуть его иголочку (раздаёт детям прищепки аналогичного цвета).

Мне очень у вас понравилось, но пора идти домой. На прощанье я хочу сделать вам подарок (приносит разные по цвету воздушные шары). Дети называют цвет шара, Маша раздаёт шары.

Оборудование:

Объёмная Кукла,

Весёлые фигурки.

Волшебная коробочка с прорезью для доставания тел (куба, конуса, шара)

Мыльные пузыри,

Плоскостные ежи с прищепками,

Воздушные шары.

МАДОУ д.с. № 104

Воспитатель: Минькова Антонина Александровна.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Ребята улыбнёмся гостям и друг другу. Гости тоже подарят нам свои улыбки. Какое у вас настроение?

Дети: Хорошее.

Воспитатель: А сейчас,

дружно за руки возмёмся и друг другу улыбнёмся,

Ты мой друг и я твой друг, дружат все друзья вокруг!

Ребята, а какое сейчас время года.

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Ожила вокруг природа, пробудилась ото сна,

С голубого небосвода, с солнцем к нам пришла Весна!

А что изменилось с приходом весны, что вы заметили, какие изменения?

Дети: Прилетели птицы, травка проснулась, листья на деревьях выросли, выползают жучки, паучки, улитки, муравьи, солнышко греет сильнее и т.д.

Воспитатель: Правильно, всё просыпается, радуется весне! Цветы расцветают, дарят нам красоту своих ярких цветов. А сейчас, послушайте, что сегодня произошло со мной! Когда я сегодня утром шла в детский сад, то встретила Красавицу Весну, она была такая грустная и печальная… Я спросила у неё что с ней произошло, и она рассказала мне такую историю: Жила была злая колдунья, очень завидовала она Весне, что она такая красивая, что все её любят, цветов у неё много, птицы песни поют для неё, жучки, червячки, улитки – все радуются приходу Весны. От злости и зависти спрятала колдунья солнышко. И теперь Красавица Весна грустная и печальная, без солнышка. Ждёт она кто же ей поможет солнышко найти? Вы согласны помочь Весне?

Дети: Да, согласны!

Воспитатель: Чтобы помочь Красавице Весне, надо выполнить несколько заданий. Первое задание такое: смотрите, на доске у меня формы. Какого они цвета? Они одинаковые? Какая эта форма? (Ответы детей)

А сейчас, поиграем, закройте глазки, поиграем в жмурки! (Воспитатель меняет одну из форм на другую) . Открывайте глазки, что изменилось? Какая форма появилась? Какого она цвета? (Ответы детей) . И снова закрывайте глазки, только не подглядывайте, (воспитатель опять меняет одну из форм на другую) . Что произошло? Какая новая форма появилась? Как она называется? Какого она цвета? (Ответы детей)

Молодцы, все правильно отвечали, выходите ко мне, встквайте в круг, поиграем в игру «Зеркало» (дети образуют круг, воспитатель предлагает повторять движения за ним) . Поднимаем руки выше – выше – выше – высоко! (руки поднимают высоко - высоко) , опускаем руки ниже – ниже – ниже – низко! (опускают руки низко - низко) , разводим руки в стороны шире – шире – шире – широко! (руки в стороны) , возвращаем руки уже – уже – уже – узко! Молодцы, ещё поиграем? (игра проводится 2 раза) .

Воспитатель: Отдохнули? Смотрите, что у меня в руках?

Дети: Мяч.

Воспитатель: А сколько у него углов? А какого он цвета? А какой он формы? (Ответы детей) . Нарисуем круг пальчиком в воздухе. Хорошо, молодцы! А у меня есть ещё один мяч, посмотрите, он какой формы? А какого цвета? А какой из этих двух мячей больше? А какой меньше? (Ответы детей) .

Правильно, молодец. Я принесла для игры корзину с мячами. Сколько в корзине мячей? Даша сколько? Артём сколько мячей в корзине? Хорошо, а теперь ловите мячи, каждый берёт по одному мячу и подходит ко мне.

Артём у тебя сколько мячей? А какого цвета?

Даша у тебя какого цвета мяч, а сколько мячей у тебя? И т.д

Вос-ль; Ребята, несите свои мячи в корзину, сколько у нас в корзине мячей? Много.

Хорошо, навели порядок, убрали мячи. Ребята, я приглашаю вас пройти сюда ко мне. Что здесь вы увидели? Что это?

Прямоугольники. Даша что увидела?

Голубая бумага. А что скажет Артём?

Голубые листы, счётные палочки, жёлтые круги.

Ребята, голубые прямоугольники – это кусочек нашего неба, я предлагаю вам стать художниками и на небе изобразить солнце которое будет состоять из жёлтого круга и счётных палочек. Какого цвета у нас круги? Жёлтые, а счётные палочки нам какие нужны? Жёлтые приступайте к работе, выкладывайте солнце на небо, берите счётные палочки и выкладывайте лучики солнышку.

Солнышко, солнышко ты быстрей вставай

наших деток согревай. А детишки будут расти

как цветочки цвести.

Молодцы, у вас получается очень красиво, мне нравится. Смотрите, как стало светло, это вы нашли солнышко для Красавицы Весны.

Подойдите ко мне, все вместе, помогите мне.

Солнце вышло из-за тучи
Протянуло солнце ручки
Ручки солнышка – лучи
Так нежны и горячи!

Спасибо, вам, ребята, вы нашли солнышко, и теперь оно будет светить и согревать вас. Ребята, кому мы сегодня помогали? А мы

нашли для Красавицы Весны солнышко? А вам было приятно помогать Красавице Весне? А что вам понравилось? А мне понравилось как вы играли, помогали мне, спасибо вам, я вас всех люблю! Пойдёмте сейчас в раздевалку одеваться на прогулку, смотреть и радоваться солнышку.

Занятие по сенсорному развитию в младшей группе «Волшебная коробка».

О себе: педагогический стаж 23 года. Работаю по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.В.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой.
Хобби: чтение, спорт.
Педагогическое кредо: горжусь профессией своей, за то, что детство проживаю многократно.

Программное содержание .
— Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат), независимо от их размера и цвета, сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
— Закрепить умение различать количество предметов, используя при этом слова один — много, по одному – ни одного, мало; различать предметы по величине, используя при этом слова большой, маленький; знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый.
— Развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук.
— Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, навыки коллективного взаимодействия.
Материал. Волшебная коробка, обруч, «косички», маленькие разноцветные ведерки, большое белое ведро, большие круг и квадрат, маленький звоночек, воздушные шары красного, зеленого, синего и желтого цвета, бубен.

Ход занятия.

— Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром в группе. Что это? Вам нравится коробка? Чем она вам нравится? (Красивая, стороны разного цвета ). Мне кажется, что это не простая коробка, а волшебная. Хотите поиграть с волшебной коробкой?

Игра «Что бывает красного (зеленого, синего, желтого) цвета».
Крутись, вертись,
На бочок ложись!

— Какой стороной легла коробка? (Красной ). Что бывает красного цвета? (Яблоко, помидор, мяч, платье, машина ). Игра повторяется несколько раз, пока все цвета на гранях коробки не будут названы.

— Интересно, что в коробке? (Выкладываю палочки ). Сколько палочек? (Много ). Все ли палочки одинаковые? Чем они отличаются? (Цветом ). Какого цвета палочки? (Красного, синего, желтого и зеленого ). Кирилл, тебе какая палочка нравится? А тебе Вадим (Настя, Никита, Сережа )? Берите по одной палочке? Какую палочку ты взял? Сколько у тебя палочек? (Одна палочка Много ). Берите еще по одной палочке. По сколько палочек вы взяли? (По одной ). Сколько палочек у вас стало? (Две ). Две палочки – это мало или много? (Мало ). Хотите, чтобы у вас много палочек стало? (Раздаю детям палочки определенного цвета ). Сколько у вас стало палочек? (Много ). А у меня сколько палочек? (Ни одной ).

— Ребята, вы помните, что наша коробка волшебная, а значит и предметы в ней тоже волшебные. Сейчас я вам покажу, как из наших палочек можно сделать круг. (Соединяю палочки друг с другом ). Хотите мне помочь? (Соединяем все палочки друг с другом – получается круг ). Что у нас получился? (Круг ). Какой круг? (Большой, разноцветный ).

— Это не просто круг, а обруч. Поиграем с обручем? Будем прыгать в обруч и из обруча. (2-3 раз а). Как еще можно играть с обручем? (Пролезать в обруч, 2-3 раза ). А что еще умеет обруч делать? (Катится ). Догоняйте обруч. (2-3 раза ).

Слышится звонок.
— Откуда этот звук слышится? Где звенит звонок? Да это же наша волшебная коробка нас зовет. Может у нее еще что-то есть для нас? (Вынимаю «косички» ). Сколько «косичек»? (Много ). (Раздаю детям по одной «косичке» ). Вадим, сколько у тебя «косичек». (Одна ). Сколько у меня «косичек»? (Одна ). Что можно сказать о длине «косичек»? Как это можно узнать? Что надо сделать? (Дети сравнивают «косички» способом приложения ). Покажите длинную (короткую) «косичку». Моя «косичка» длиннее, а твоя…(короче ). Ваши «косички» короче, а моя …(длиннее ). Как можно играть с «косичкой»? (Прыгать через «косички» ). Прыжки через «косички» 2-3 раза. Из «косички» можно сделать длинную дорожку и пройти по ней. Ходьба по «косичка», 2-3 раза.
А еще из косички можно построить квадрат. (Строим вместе с детьми квадрат ). Что мы построили? (Квадрат ). У квадрата есть стороны и углы. Показываю. Что есть у квадрата? (Стороны и углы ). Сколько сторон у квадрата? (Много ). Сколько углов у квадрата? (Много ).

Подвижная игра «Быстро в домик». На ковре лежат круг и квадрат.

— Если я покажу квадрат, то вы бежите в квадратный домик, а если покажу круг, то вы бежите в …(круглый домик ). (2 раза).
— Устали? Сядем на пенечки, отдохнем. Сколько пенечков? (Много ). Все ли пенечки одинаковы? (Один большой, а остальные маленькие ). Как вы думаете, для кого маленькие пенечки? (Для детей ). Для кого большой пенек? (Для воспитателя ). Выбирайте пенечки. Какой пенек ты выбрал? (Красный, синий, зеленый, желтый ). А мой пенек, какого цвета? (Белого ).

— Слышите, опять звонок звенит. Что же еще для нас приготовила волшебная коробка? Да здесь же воздушные шарики! (Раздаю детям по одному шару ). Какого цвета у вас шары? (Красного, желтого, зеленого, синего ). Можно ли с шарами играть? (Нет, их надо надуть ). Давайте попросим Веру Михайловну помочь нам надуть шары. (Дети уходят из группы ).