Комнатные растения        05.03.2020   

Конспект занятия в доу по фгос старшая группа. Конспект занятия для старшей группы "этот день победы". Дети: Это Цветик-семицветик

Антонина Стерликова
Конспект открытого занятия в старшей группе. Открытое занятие в старшей группе «В мире опасных предметов»

Разработчик : А. А. Стерликова, воспитатель первой квалификационной категории.

Цель :

Сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения при контакте с опасными предметами в быту .

Образовательные задачи :

Закрепить представления детей об опасности при обращении с различными предметами в быту ;

Сформировать у детей умение осторожно пользоваться опасными предметами , привычку класть вещи на свое место;

Развивающие задачи :

Формировать связную речь, делать собственные умозаключения;

Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи :

Воспитывать любознательность;

Формировать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Демонстрационный материал : «пирамида безопасности » , карточки с изображением опасных предметов , ящик с инструментами, знаки («запрещающий» и «осторожно» ).

Раздаточный материал : предметные картинки , клеевые карандаши, подкладки, салфетки.

Предварительная работа : изготовление совместно с родителями книжек - малышек по теме, беседы с детьми, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок по теме, д/и «Четвертый лишний» , «Опасно - безопасно » и другие.

Ход образовательной деятельности :

(Собираю детей в круг) .

Воспитатель : Дети, посмотрите на меня и покажите свои глаза. Давайте улыбнемся друг другу и подарим нашим гостям хорошее настроение.

Дети, я очень люблю сказки, а вы?

Да! Тогда я вам сейчас расскажу новую, незнакомую сказку.

Жили – были старик со старухой , и было у них два сына. Младшего звали Иван, а старшего Митрофан . Старший был ленив – ел , да спал, а работушка ему и на ум не шла. А младший Иван трудолюбивый, веселый, приветливый. У мастера Ивана был волшебный ящик, и жили в нем его друзья, которые очень ему помогали в работе. Любил их Иван, дружил с ними, берег, заботился о них. И вещи тоже любили и уважали Ивана, слушались его, когда он говорил : «Каждой вещи – свое место!» и гордились им, когда люди говорили : «У мастера Ивана – золотые руки» , «Дело мастера боится» .

Посмотрите, дети, вот как удобно разместились разные вещи у Ивана. Лежат и отдыхают. Вы узнали их? (Показ) . Как они называются?

Рассердился на Ивана Митрофан за то, что все Ивана хвалят, а над ним насмехаются. Взял у него ящик с инструментами и заперся в сарае, решил с ними поиграть.

Ребята, придумайте сказку, конец которой должен быть хорошим. (Ответы детей) .

«Подумал, подумал Митрофан, что так дело не пойдет. И решил соблюдать все меры предосторожности . Взял молоток, пилу, гвозди и смастерил домик для птиц».

Вот и Митрофан стал хорошим мастером, вот как важно уметь правильно обращаться с опасными предметами , чтобы они стали друзьями, а не врагами.

Физкультминутка :

Целый день тук да тук

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат

Строим домик для ребят.

Вот какой хороший дом

Как мы славно заживем.

Воспитатель : у меня тоже есть волшебный ящик, а отгадать, что в нем лежит, вам помогут загадки.

Два кольца, два конца

А посредине гвоздик /ножницы/.

Если острием упрется –

Сразу дырочка найдется /шило/.

Есть у моего Антошки

Только шляпка, да железная ножка /гвоздь/.

Не хочу я молчать –

Дайте вволю постучать!

И стучит весь день-деньской

Он железной головой /молоток/.

Вот железная плутовка,

Листы держит очень ловко.

Крепко вместе их сжимает,

Никогда не растеряет /скрепка/.

Я иголкина подружка

Только нет у меня ушка /булавка/.

Конь стальной, хвост льняной

Подружись ка ты со мной /иголка/.

Молодцы, ребята!

Игра «Не ошибись» /на столе стоят два знака «запрещающий» и «осторожно» . Дети раскладывают картинки к этим знакам/.

Воспитатель. У меня для вас есть сюрприз. Смотрите, что я приготовила.

Показать детям приготовленное панно.

Это – пирамида опасных и безопасных предметов .

На красное кольцо наклеим опасные предметы .

На зеленое кольцо – предметы , которыми можно пользоваться самостоятельно.

Но пирамида пустая, ее нужно заполнить.

Воспитатель выкладывает на стол картинки с изображением предметов .

Эти картинки мы приклеим на пирамиду.

Дети. А зачем на пирамиде еще и желтый цвет?

Воспитатель. Я ждала от вас этого вопроса. Смотрите.

Воспитатель показывает картинку с изображением стула.

Какой это предмет – опасный или безопасный ?

Дети. Безопасный .

Воспитатель. Правильно, если пользоваться стулом по правилам, то есть сидеть спокойно. А если на нем качаться, то можно упасть и получить травму. Это «хитрый» предмет . На картинках таких предметов много . Вот их мы и будем наклеивать на желтое поле.

Молодцы, с заданием справились!

Вывод : Ребята, эти предметы верно служат человеку и сегодня без них не обойтись. Но когда мы забываем об осторожном обращении с этими предметами , они становятся опасными . И я надеюсь, что мы с вами всегда будем помнить об осторожности.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в старшей группе «Матрешка» Цели: Познакомить с народными промыслами, воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства. Закрепить умение изготавливать.

Конспект открытого занятия в старшей компенсирующей группе. Открытое занятие по развитию речи в старшей группе. Мальцева Марина Леонидовна. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «В мире эмоций» Разработала воситатель Д/С№1 "Василёк" Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Конспект по ФГОС открытое занятие в старшей группе по развитию речи «Путешествие на остров» Цель: Закрепить правильное произношение звуков. Обогатить словарь. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие.

Конспект занятия по ОБЖ «В мире опасных предметов» "В мире опасных предметов" Образовательная область: познание (безопасность) Цели:Закрепить у детей представления об опасных для жизни.

Этот День Победы.

Цели и задачи занятия:

1.Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о подвиге советских воинов, активизировать словарь по теме.

2.Закрепить знания детей о военных профессиях.

3.Учить дружно и слаженно выполнять предложенное задание.

4.Закрепить навыки и умения работы с бумагой, развивать мелкую моторику.

5.Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну, уважение к людям, стоящим на ее защите.

Материал:

Иллюстрации о Великой Отечественной войне, картинки военных профессий, макет корабля, рисунок ордена, шарики гелевые, магнитофон с записью музыки военной тематики.

Предварительная работа:

Беседа о Великой Отечественной войне.

Чтение художественной литературы: К.Симонов–«Сын артиллериста», К.Твардовский–«Василий Теркин», «Рассказ танкиста».

Прослушивание песен военных лет, рассматривание картинок с изображением военных профессий, заучивание пословиц и поговорок о защитниках Отечества, чтение стихотворения М.Исаковского «Куда б не шел…».

План проведения:

Занятие проходит в музыкальном зале. Зал украшен. Дети входят, здороваются и встают рядом с воспитателем.

Воспитатель:

Давайте подойдем к столу.

На столе иллюстрации о Великой отечественной войне.

Воспитатель:

Посмотрите. Что изображено на этих иллюстрациях?

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно. На иллюстрациях изображены некоторые события Великой Отечественной войны и воины, которые защищали нашу Родину. Родина….Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Что такое Родина?

Дети:

Родина–это наш дом, улица, город. Родина–это наша земля. Родина–это страна, где мы родились и живем.

Воспитатель:

Правильно дети. На нашу Родину не раз нападали враги. Ранним утром, 22 июня 1941 года, когда люди в городах и селах спали, на нашу Родину напали фашисты. Немецко-фашистские захватчики напали без объявления войны. Началась Великая Отечественная война. Все, от мала до велика, поднялись на защиту Отечества. В те грозные годы, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война»,музыку к которой написал Александр Александров, а слова Василий Лебедев-Кумач. Давайте послушаем эту песню.

Слушание первого куплета песни «Священная война».

Воспитатель:

Вы услышали. Какая это могучая музыка, какие зовущие на подвиг слова? А сейчас садитесь на стулья.

После слушания музыки дети садятся на стулья, расставленные полукругом. Воспитатель продолжает рассказ.

Воспитатель:

Первыми врага встретили наши военные. Дети. Какие военные профессии вы знаете?

Дети:

Пограничники

Пехотинцы

Летчики

Десантники

Ракетчики

Танкисты

Моряки

Артиллеристы

Связисты

Воспитатель :

Правильно. А скажите, в каких войсках служат:

Пограничники – пограничные войска

Пехотинцы – пехотные войска

Летчики – военно-воздушные силы

Десантники– десантные войска

Ракетчики – ракетные войска

Танкисты – танковые войска

Моряки – военно-морской флот

Артиллеристы – артиллерийские войска

Связисты – войска связи

Воспитатель:

Во время войны было придумано много пословиц и поговорок. Мы с вами знаем поговорки о войне. Давайте вспомним их.

1.Герой за славой не гонится.

2.Герой никогда не умрет – он вечно живет.

3.За правое дело сражайся смело.

4.Жить – Родине служить!

5.Кто за правое дело стоит – всегда победит.

6.На фронте воевать – славу добывать.

7.Красна девушка косами, а солдат орденами.

8.Друг за друга стой – выиграешь бой.

9.Воюй до победы, как воевали деды.

10.Умный боец – везде молодец.

Молодцы, много вспомнили поговорок!

Воспитатель:

За долгие годы войны нашими бойцами было совершено много подвигов, героических поступков. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью. За подвиги солдат награждали орденами и медалями, такими как орден Славы, медаль «За отвагу» и т. д. Но высшей наградой является звезда Героя Советского Союза. Посмотрите как она выглядит.

Воспитатель показывает иллюстрацию с награды. Дети и воспитатель рассматривают иллюстрацию звезды Героя Советского Союза.

Воспитатель:

Эта награда представляет собой пятиконечную звезду. Пять лучиков расходятся в разные стороны. А это орденская планка. Это звезда Героя Советского Союза. Как называется эта награда?

Хоровые и индивидуальные ответы детей – звезда Героя Советского Союза.

Воспитатель:

Среди солдат, воинов,имеющих эту награду есть и наши земляки – егорьевцы. В нашем городе у Дворца Культуры имени Конина находится Аллея Славы, где увековечены имена егорьевцев – героев Советского Союза, которые защищали нашу Родину.

Исполнение детьми песни «Вечный огонь».

ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём

Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!

Воспитатель:

Такой наградой награждали воинов, особо отличившихся в боях, совершивших подвиг. Среди них были и летчики. И пехотинцы, и танкисты, и моряки. Посмотрите,что я вам покажу.

Воспитатель показывает детям стол, на котором находятся корабли воспитателя и детей.

Воспитатель:

Дети, это военные корабли. Такие корабли охраняют мир и покой нашей Родины. Военные корабли, выстроенные в определенном порядке, называются эскадрой. Как они называются?

Хоровые и индивидуальные ответы детей– эскадра.

Воспитатель:

Во время войны наши корабли плавали под кранным флагом. Давайте мы с вами сделаем кораблям красные флаги.

Дети садятся за столы, звучит тихая музыка.Воспитатель объясняет последовательность выполнения работы. Выполнение работы детьми.

Воспитатель:

А давайте теперь попробуем, поплывет наш корабль или нет. Поставьте корабль на стол и тихонько подуйте на него. Плывет? Очень хорошо. А давайте теперь мы с вами опять поставим корабли в определенном порядке. У нас с вами получилась эскадра.

Хоровые и индивидуальные ответы детей. Дети садятся на стулья.

Воспитатель:

Советские солдаты храбро сражались с врагом, совершили много подвигов. защищая нашу Родину. Много солдат не вернулось с той войны. Но мы всегда будем помнить их. В каждом городе есть памятник солдатам, погибших в Великую Отечественную войну. И всегда люди приносят к их подножию живые цветы.

Чтение стихотворения М. Исаковского.

Куда б ни шел, ни ехал ты

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б не был ты – рыбак, шахтер.

Ученый иль пастух –

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все что мог.

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

Воспитатель:

Долго продолжалась эта война. Почти 4 года. И, наконец наступил тот счастливый день, который ждал весь советский народ – этот день 9 мая 1945 года. Что это за день? Кто знает?

Дети:

День Победы

Воспитатель:

Правильно. 9 мая 1945 года был объявлен праздником Победы, днем всенародного торжества. Скажите, как мы празднуем этот день?

Дети:

Слушаем песни военных лет, смотрим фильмы о войне, поздравляем ветеранов, ходим на парад, возлагаем цветы к памятнику.

Чтение стихотворения С. Михалкова.

ПОГИБШИМ И ЖИВЫМ

Погибшим –

Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым –

Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков

Воспитатель:

А чем заканчивается этот праздник?

Дети:

Праздничным салютом.

Воспитатель:

Правильно.

Песни фронтовые,

Награды боевые,

Красные тюльпаны,

Встречи ветеранов

И салют в полнеба,

Огромный, как Победа

Я хочу, чтобы мы с вами тоже устроили салют в честь Дня Победы. Я хочу раздать вам шары. Но вы их пока не отпускайте, мы их отпустим, когда я скажу.(Воспитатель раздает шары детям).

А сейчас послушаем еще одну великую песню, слова к которой написал Владимир Харитонов, а музыку Давид Тухманов – это песня «День Победы».

Дети слушают 1-ый куплет «День Победы». На словах «день Победы» воспитатель предлагает детям отпустить шары. Дети отпускают шары вверх.

Воспитатель:

Какой красивый получился у нас салют, как настоящий. Вы молодцы. Хорошо отвечали, много интересного знаете про великий праздник День Победы. И я надеюсь, что когда вы подрастете, то будете настоящими защитниками нашей великой Родины.

Литература

  1. Примерная образовательная программа под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой «От рождения до школы»
  2. Жуковская Р. П., Виноградова Н. Ф. Козлова С. А. «Родной край»
  3. М. Б. Зацепина «Дни воинской славы» патриотическое воспитание дошкольников
  4. Т. И. Подрезова «Планирование занятий по развитию речи в ДОУ» патриотическое воспитание
  5. Н. В Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
  6. Жариков А. Д. «Растите детей патриотами»
  7. Козлова С. А. «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»
  8. В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова «Нравственное воспитание в детском саду»
  9. Виноградова Н. Ф., Куликова Т, А. «Дети, взрослые и мир вокруг»
  10. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом»
  11. Л.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»
  12. Е. И. Макеева «Нравственное воспитание в детском саду»
  13. М. Ю. Новицкая «Наследие». Патриотическое воспитание в детском саду

Вот уже ваш ребенок, еще недавно такой маленький, и полностью нуждающийся в вашей опеке и заботе, достиг пятилетнего возраста (как ни как круглая дата!) и перешел в старшую группу детского сада. А значит, он уже кое в чем самостоятелен и может справляться с посильными задачами. Конечно, он так же нуждается в вашей поддержке, дорогие мамы и папы. И если вы будете знать, какие ожидания применяются к деткам в ней, то сможете лучше подготовить своего ребенка и помочь ему влиться в его первую социальную группу – ведь с этого все начинается. Она считается третьей возрастной, туда набираются детки с 5 до 6 лет.

Практически в любом, даже самом простом детском саду, существует план развивающих занятий, которые проводятся ежедневно и соответствуют возрасту и потребностям детей. Продолжительность таких занятий, согласовано с инструктивно-методическими письмами Министерства образования, и составляет 20-25 минут. Часто в середине занятий предусмотрены физкультминутки, а между занятиями существуют перерывы не меньше 10 минут.

Обучающие занятия

Занятия в старшей группе, которые являются наиболее познавательными и требующие сильной умственной активности, планируются в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник, среду). Чтобы не допустить переутомления, добавляются музыкальные занятия и физические игровые упражнения.

Какие познания будет получать ваш пятигодовалый ребенок, и какие навыки ему придется освоить. Вот приблизительный конспект занятий, которые проводятся в старших группах:

Дни недели

Старшая группа

понедельник

9.00-9.25 Ребенок и мир вокруг;

9.45-10.05 Музыкальное занятие;

10.15-10.40 Урок рисования

вторник

9.00-9.25 Развитие речи, художественная литература;

9.35-10.00 Занятие ручного труда,

10.10-10.30 Физические упражнения

среда

9.00-9.25 Основы математики

9.35-10.00 Формирование экологического мировоззрения

11.00-11.20Физкультура на улице

15.15-15.40 Кружок "Сделай сам"

четверг

9.00-9.25Развитие речи и стихотворения

9.45-10.05 Музыкальное занятие

10.15-10.40 Рисование красками

пятница

9.00-9.25 Лепка и аппликация

9.50-10.10 Физкультурное занятие

Приведем пример такого обучающего занятия в старшей группе.

Кстати, подобные обучающие моменты, родители могут практиковать и дома, это поможет вашему ребенку лучше развиваться в детском саду и не отставать от своих сверстников.

Мир дикой природы

Цель занятия: помочь детям отличать домашних животных от обитателей дикой природы, развитие способностей рисования, развитие речи.

Материал: картинки диких и домашних животных, лист чистой бумаги.

Вначале воспитатель рассказывает о животных, которые считаются дикими, и объясняет, почему они так называются. Как определить домашнее животное, какие у них особенности.

Затем детям показываются иллюстрированные примеры диких и домашних животных, рассказывается о среде обитания и образе жизни каждого. Коротко описывается посезонные особенности их проживания. Этот рассказ занимает не более 8 минут.

Затем проводится физкультминутка, в ходе которой детям можно предложить изобразить какое-то животное.

Затем раздаются детям наборы карточек с животными дикими и домашними. Задание разделить животных на два вида. Пример возможных вариантов карточек:

После того, как дети справились с заданием, на заранее подготовленных листах они изображают понравившееся животное.

Занятие заканчивается игрой: воспитатель читает рассказ, в тексте которого встречаются различные животные, когда дети слышат название животного из дикой природы – они хлопают в ладоши, когда названо домашние животное ничего не делают. Рассказ должен занимать 5-8 минут.

Развивающие игры

Конечно, это не значит, что ребенок занят развивающим обучением все время в саду, это сильно утомительно для ребенка такого возраста. Основное занятие деток дошкольного возраста – это игры, в которых тоже способствует развитию способностей и навыков общения. Существует несколько видов игр: сюжетно-ролевые, дидактические, игры – наблюдения, подвижные, стимулирующие самостоятельность и инициативность ребенка, его творческие мыслительные способности.

Давайте отдельно рассмотрим, в чем заключаются сюжетно-ролевые игры и обучающие занятия для деток старше.

У дошкольников появляется более развитое содержание игры. В играх вместе с поступками добавляются всевозможные общественные отношения, эмоции. В играх получает отражение особенности деятельности взрослых, их взаимное сотрудничество в труде, их отношения к самому труду и лично друг к другу во время работы.

Понемногу в игры проникает все больше личного практического опыта детей, а также знания, которые были узнаны из книг и бесед со взрослыми.

К пятому году жизни, ребенок уже достаточно хорошо справляется с основами ролевого поведения, поэтому педагогу необходимо помочь ребенку разворачивать во время игры различные сюжеты. Расширяется также тематика игр, углубляется их содержание и смысловая нагрузка.

С возрастом количество участников в играх становится больше и составляет от 3 до 5 человек.

Целью таких игр является развитие у деток самостоятельности и самоорганизации, развитие умений договориться о сути игры, определить роли, создать основной ход сюжета, подготовить обстановку для игры.

Также крайне важно, чтобы ребенок мог соблюдать режим, установленный в саду, и приучать к этому следует еще дома. Зная режим в детском саду, попытайтесь создать похожий домашний ритм жизни.

Примерный режим дня

Режимные пункты в старшей группе

Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство

с 6.45 до 8.25

Завтрак

с 8.25 до 8.50

Подготовка к занятиям

с 8.55 до 9.00

Занятия

с 9.00 до 11.05

Второй завтрак

в 10.00

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (либо игры, труд)

с 11.05 до 12:35

Возвращение с прогулки

с 12.35 до 12.45

Обед

с 12.50 до 13.15

Подготовка ко сну, дневной сон

с 13.15 до 15.00

Подъем, зарядка после сна

с 15.00 до 15.10

Игры, труд, индивидуальная работа

с 15.25 до 16.20

Полдник

с 16.20 до 16.40

Игры, подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

с 16.40 до 18.45

Конечно, несмотря на все усилия воспитателей и педагогов детского сада, основная ответственность за умственное, физическое и эмоциональное развитие ребенка отвечают родители. Поэтому будьте внимательны к своим детям, и все будет хорошо.

Всегда остро стоял и стоит такой вопрос, как Многие воспитатели и родители предпочитают просто-напросто «натаскивать» детей по программе, предназначенной для обучения в 1 классе. Кажется, что, считать и писать, можно значительно облегчить ему школьную жизнь. Но это совсем не так. Такой вариант совершенно неэффективен.

Вред от «натаскивания» дошкольника по школьной программе

Да, первое время малышу будет очень просто учиться, ведь то, что проходят сверстники, он уже знает. Поэтому у него будет постепенно пропадать интерес к занятиям. А после того как запас полученных в знаний иссякнет, он просто-напросто будет отставать от одноклассников.

Этот обратный эффект объясняется тем, что в начальной школе нужны не приобретённые заранее знания, а сформированные навыки к учебной деятельности. Сразу же встаёт вопрос о том, достаточно ли для подготовки к школе только последнего года дошкольного детства.

Для того чтобы просто «натаскать» ребёнка, этого времени может оказаться достаточно, а вот чтобы качественно подготовить к обучению, требуется начинать занятия в детском саду в старшей группе. Причём обучение детей должно проходить в форме игры, а не пародировать школьные уроки.

Какую цель преследуют занятия с дошкольниками?

Раз решение вопроса по качественной подготовке дошкольников к учёбе в 1 классе взял на себя детский сад, занятия старшая группа теперь проходит такие же, как и подготовительная, чтобы у детей успели сформироваться необходимые навыки, усидчивость, умение логически мыслить.

Задачей педагога при этом становится передача детям не только необходимых знаний, но и навыков, и умений. Это даёт возможность сформировать у ребёнка любознательность, способность к совместной деятельности, самостоятельность, а также обогащает духовную и физическую культуру.

Всеми педагогами дошкольных учреждений в обязательном порядке должны готовиться конспекты занятий в детском саду. ДОУ, которое начинает работать по системе ФОГС, основным требованием к обучению выставляет присутствие в любых из них различных игровых элементов. Через такую форму детьми намного лучше постигаются необходимые знания и умения.

В чём заключаются особенности и структура занятий в старшей группе?

Отводится основное место. Обучение у старших дошкольников осуществляется по большей части в форме работы в подгруппах. Сюда включены занятия из познавательного цикла: подготовка к освоению грамоты, математика, ознакомление с окружающим миром, развитие музыкально-ритмических способностей и художественно-продуктивной деятельности.

Особенностями их является как проведение всего занятия в форме игры, так и включение в его структуру различных игровых элементов. Этим облегчается не только получение ребёнком необходимых знаний, но и их закрепление. Через игру проще бывает и научиться применять их на практике, так как подобная деятельность является основной для детей этого возраста.

Структуру занятия в детском саду в старшей группе обуславливает его программное содержание. Оно обычно состоит из нескольких частей (от одной до пяти). Количество зависит от возраста детей и характера ставящихся перед ними задач.

Каждая часть занятия является его структурной единицей и включает в себя различные методы и приёмы, а также дидактические средства, которые направлены на реализацию определённой задачи.

Какие математические знания нужны старшим дошкольникам?

Программа старшей группы детского сада предусматривает значительное расширение и обобщение самых элементарных математических представлений, а также счёта. Дети
этого возраста должны научиться считать до 10 и воспринимать различные предметы, причём не только зрительно, но и на ощупь или по звукам.

В возрасте 5 лет можно начинать формировать понятие о том, что любой предмет делится на несколько одинаковых или разных по размеру частей, и можно сравнить их. Кроме того, дети убеждаются, что множества, которые содержат одинаковое число входящих в него элементов, соответствуют одному натуральному числу (у звёздочки 5 концов, 5 яблок, 5 зайчиков и др.).

Какие знания приобретаются дошкольниками на математических занятиях?

Занятие математики в старшей группе детского сада учит детей правильно различать такие которые близки по форме, например, квадрат и прямоугольник, а также анализировать предметы и описывать их форму, оценивать размеры по трём показателям: длине, ширине и высоте.

Закрепляется у старших дошкольников и умение определять словами то, как предметы расположены относительно друг дружки (справа, слева, впереди), свободно ориентироваться в пространстве (стою около шкафчика, перед столом, за стулом), изменять направление своего движения (направо, налево) и запоминать названия дней недели, а также их последовательность.

Организация работы дошкольников на занятиях познавательного цикла

Работа начинается с повторения того, что пройдено в средней группе, выявляется уровень математических представлений. Для этого отводится примерно 5 занятий, на которых закрепляется всё то, что дети узнали раньше, - представления о форме, количестве и величинах, счёте в пределах 10.

Продолжительность занятий в старшей группе практически не изменяется, однако увеличиваются объём передаваемых знаний и темп работы. Но деятельность детей облегчает то, что проводится она в форме игры, чем очень привлекательна для ребёнка.

Программа дошкольного образования предусматривает то, что старшая группа ДОУ занятия всегда начинает с повторения, которое даёт возможность ввести в систему усвоенных раньше знаний новые. Проводится оно в форме игровых упражнений, чем стимулирует интерес ребёнка. С них же начинаются и закрепляющие занятия.

Игровые упражнения в структуре занятия. В чём их смысл?

Можно предложить детям такое упражнение, как «Найдите ошибку Незнайки». Оно позволит не только создать подходящий настрой, но и будет стимулировать проявление сообразительности и смекалки, позволит сосредоточить внимание и активизировать мышление.

Такие упражнения хорошо стимулируют смекалку и развивают Также широкое применение нашли комбинированные упражнения, которые позволяют решать одновременно 2 или 3 задачи. Причём работа в это время может идти над материалом, который содержится в разных разделах программы.

Польза, которую приносит детям занятие ритмикой

Помимо занятий по подготовке к обучению грамоте, чтению и первоначальным математическим понятиям программой дошкольных учреждений предусмотрено развитие музыкально-ритмических способностей у детей. Для этого в неё многие ДОУ включили занятия ритмикой.

Как показывает опыт, такие занятия в детском саду в старшей группе не только приносят радость ребёнку и забавляют его, но и имеют множество других положительных факторов. Среди них выделяют следующие:

  • Они прививают любовь к танцам и музыке и воспитывают музыкальный вкус.
  • Застенчивые дети благодаря им могут раскрепоститься, а активные получают хорошую физическую разрядку.
  • Все детишки начинают разделять такие понятия, как стиль музыки, её ритм и темп.
  • Значительно улучшается как физическая форма ребёнка, так и координация движений.
  • У детишек появляется возможность научиться реагировать на любую ситуацию адекватно, контролировать своё душевное состояние и правильно выражать эмоции.

Всё это привело к тому, что занятиям ритмикой в дошкольной системе воспитания стали уделять большое внимание.

Так как мамам и папам всегда хочется знать, чем их чадо занимается в садике и чему там учится, особенно если в программе учреждения имеются занятия, не входящие в обязательную дошкольную программу, открытое занятие по ритмике в старшей группе детский сад чаще всего стремится проводить одновременно с родительским собранием.

Это делается для того, чтобы была возможность продемонстрировать родителям навыки и умения, полученные их детьми, а также стиль проведения уроков.

Инструкция для воспитателя по проведению занятий

Для того чтобы занятия в группе старших дошкольников были результативными и интересными для детей, педагогу следует соблюдать некоторые правила.

  • Занятия в детском саду в старшей группе предусматривают преподнесение нового, достаточно сложного материала в форме игры. Это хорошо развивает зрительную память и образное мышление. Кроме того, присутствующий в них соревновательный элемент подстёгивает ребятишек к лучшему усвоению знаний.
  • Стоит достаточное время отводить повторению. Но необязательно делать это во время занятия, можно провести несколько повторяющих занятий в начале месяца.
  • Чтобы не потерять внимание детей, нужно следить за сменой их деятельности. Различные виды песни, загадки и танцы должны перемежаться между собой.

И помните, что взрослые должны общаться с малышами только по-дружески. Ни в коем случае нельзя использовать на занятиях приказной тон, а тем более ругать ребёнка.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «День знаний»

Составила: воспитатель высшей категории Алекинова О. В., Муниципальное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» городского округа Тольятти.

Интеграция образовательных областей:

1. Познание
2. Коммуникация
3. Социализация
4. Художественное творчество
5. Чтение художественной литературы
6. Физическая культура
7. Безопасность
8. Музыка
9. Физическая культура

Задачи:

Познание

1. Расширение представления детей о профессии учителя, воспитателя. Расширить представление об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ); сферах человеческой деятельности, науке. («Познание»)
2. Продолжать формировать представление в равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов.
3. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве; понимать смысл пространственных отношений;

Коммуникация

4. Поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями; уточнять источник полученной информации (СМИ, рассказ взрослого и т.д.).

Социализация

5. Расширение представлений о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях ребенка в группе детского сада. Формирование у ребенка потребности вести себя с общественными нормами. Совершенствование и расширение игровых замыслов и умений детей.

Художественное творчество

6. Подведение детей к созданию сюжетных композиций на тему жизни «Мой любимый детский сад».

Чтение художественной литературы

7. Формирование умения внимательно и заинтересованно слушать рассказы, стихи на школьную тематику.

Безопасность

8. Закреплять правила безопасности при работе с кистью и красками.

Музыка

9. Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Физическая культура

10. Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

Методы и приемы:

Практические;
- Наглядные;
- словесные: беседы, художественное слово;
- Проблемно-поисковые вопросы;
- Сюрпризный момент;
- Экскурсия по детскому саду.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации: школа, детский сад, колледж; серии сюжетных картинок о правилах поведения в общественных местах (урок и перемена в школе); атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад» (кухня, прачечная, медицинский кабинет). Материал для рисования красками. Раздаточный материал для счета (карандаши, мелки, ластики и прочее). Наглядный материал для закрепления ориентировки в пространстве (сюжетные иллюстрации для правильного использования предлогов «над», «в», «за», «перед», «между», «на»). Подборка стихотворений о школе (В.Берестов «Читалочка», З.Александрова «В школу», С.Маршак «1-ый день календаря», А.Барто «В школу»).

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Подвижная игра «Мы веселые ребята», физкультминутка «Зарядка»
Игровая С/р игра «Мой любимый детский сад», Дидактическая игра «Этикет в детском саду», Подбери» (для школы, для сада).
Продуктивная Рисование рисунков «Я в детском саду»
Познавательно - исследовательская Решение проблемных ситуаций «Как поступить?»
Коммуникативная Беседы «1 сентября - день Знаний», «Правила вежливости»
Музыкально - художественная Слушание музыки Шаинского «Дважды два четыре», «Учат в школе»
Чтение (восприятие) З.Александрова «Света», А.Алексин «Первый день»
Итоговое мероприятие Музыкальное развлечение «День знаний»

Логика образовательной деятельности (старшая группа). Тема: «Скоро в школу мы пойдем!»

Интеграция: Познание (Ребенок и окружающий мир), коммуникация, социализация, физическая культура.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Сюрпризный момент: Стук в дверь входит почтальон, приносит письмо. Воспитатель спрашивает: -Как вы думаете, что нам прислали? Воспитатель читает письмо от Незнайки, который не знает, что за праздник 1-ое сентября. Дети наблюдают. Отвечают на вопросы. Заинтересованность детей.
2 Воспитатель просит детей подойти к доске, где расположены иллюстрации о празднике 1-ое сентября. Проводит беседу по данным иллюстрациям. Рассматривают иллюстрации, поддерживают беседу. Формирование знаний о празднике 1-ое сентября - День знаний!
3 Физкультминутка с мячом «Что нужно в школе?» Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч и называет предмет, если названный предмет нужен для ученика, ребенок ловит мяч, если нет - отбрасывает. Играют в игру. Умение называть школьные принадлежности, активизация словаря.
4 Рефлексия: Воспитатель предлагает для Незнайки нарисовать открытку «1-е сентября - День знаний!» Откликаются на просьбу. Рисуют открытку. Формирование познавательного интереса через творчество.

Логика образовательной деятельности (старшая группа). Тема: «Закладка для книги»

Интеграция: Художественное творчество (аппликация), коммуникация, музыка, физическая культура, безопасность.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Организационный момент: Звучит музыка В. Шаинского «Чему учат в школе». Воспитатель показывает учебник одного мальчика с загнутыми страницами. Задает детям вопросы: - Можно ли так обращаться с книгой? - Что можно сделать, чтобы ученик не загибал страниц? Предлагают варианты ответом для решения проблемы. Ориентирование на продуктивную деятельность
2 Воспитатель уточняет у детей, какие могут быть закладки. Показывает различные виды закладок. Спрашивает у детей, из чего они смогут изготовить закладки. Что для этого понадобиться. Просит рассказать про правила обращения с ножницами, клеем. Отвечают. С помощью алгоритма рассказывают о правилах безопасного пользования ножницами, клеем. Формирование знаний о разновидностях материала изготовления; Закрепление умения пользоваться ножницами.
3 Воспитатель предлагает детям подумать какую они хотят сделать закладку. Показывает образцы узоров. Продумывают узор своей закладки. Делают закладку. Ориентирование на процесс работы; Воспитание аккуратности; Развитие творчества.
4. Рефлексия: Воспитатель предлагает детям на тематическом стенде сделать выставку закладок. Рассмотреть узоры у других детей, обосновать, чем он понравился. Устраивают выставку. Рассматривают узоры. Выбирают понравившуюся работу, обосновывают выбор. Ориентирование на значимость выполненной работы.

Логика образовательной деятельности (старшая группа). Тема: «Счет школьных принадлежностей»

Интеграция: Познание (ФЭМП), коммуникация, социализация, физическая культура.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Организационный момент: Приход Буратино, который принес ребят в портфеле много школьных принадлежностей. Воспитатель раздает детям, то, что принес Буратино, предлагает, посчитать и сравнить чего больше. Дети наблюдают, рассматривают. Проявление интереса к математической деятельности
2 Буратино предлагает детям отсчитать 5 карандашей и 4 ластика. Разложить в 2 ряда. - Сколько карандашей? - Сколько ластиков? - Чего больше? - Чего меньше? - Как сделать так, чтобы было поровну? -отсчитывают предметы, сравнивают, уравнивают. Умение отсчитывать и сравнивать предметы.
3 Физкультминутка «Буратино»: Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три - нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Выполняют движения согласно тексту Активизация двигательной активности.
4 Игровое задание «Расположи» На магнитной доске сюжетная картинка, надо разложить карточки правильно по заданию «Расположи ручку на столе, портфель около стула и т.д.» Раскладывают карточки по заданию. Формирование умения ориентироваться в пространстве.
5 Блоки Дьениша «Построй школу» на основе схемы-домика подобрать необходимые блоки (параметры: размер, цвет, форма, толщина) Выполняют задание. Характеризуют почему выбрали именно этот блок. Закрепление знаний о форме, цвете, размере.
6 Рефлексия: Педагог уточняет у детей: Какие предметы считали? Как одним словом можно назвать данные предметы? Отвечают на вопросы. Умение объединять предметы в общую группу.

Логика образовательной деятельной деятельности (старшая группа). Тема: Рассказывание по серии сюжетных картин «Мы веселые ребята»

Интеграция: коммуникация (развитие речи), познание, физическая культура, безопасность, социализация.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1 Орг. момент: воспитатель предлагает послушать стихотворение о веселых играх и забавах детей (название стихотворения), просит назвать игры, в которые играли дети. Воспитатель спрашивает у детей: где и когда можно играть в такие игры (воспитатель подводит детей к выводу, что в них можно играть в детском саду, школе, на улице, дома). Внимательно слушают, отвечают на вопросы воспитателя, называют игры, делают выводы Формирование умения отвечать на вопросы взрослого и делать логические заключения (выводы)
2 Воспитатель вносит сюжетные картинки по теме (дети играют в различные игры) и предлагает детям их рассмотреть. В процессе рассматривания проводит с детьми беседу. Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, вступают в диалог Развитие связной речи, формирование диалогической речи
3 Предлагает поиграть в игру «Веселые ребята» уточняет правила игры и меры безопасности во время игры Участвуют в игре Формировать умение играть по правилам
4 Воспитатель интересуется: в какие игры нравится играть детям? Предлагает нескольким детям рассказать, во что они любят играть (2-3 предложения). Дети составляют рассказы и отвечают на уточняющие вопросы (дети в парах друг другу рассказывают о том, во что они любят играть) Формирование монологической речи
5 Рефлексия: воспитатель подводит итог, анализирует деятельность детей, благодарит за работу. Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы. Формирование положительных эмоций в случае критических замечаний

Логика образовательной деятельной деятельности (старшая группа). Тема: Чтение рассказа А. Алексина «Первый день»

Интеграция: Чтение художественной литературы (ознакомление с литературой), коммуникация, познание, физическая культура, социализация.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1 Орг. момент: беседа о проведенном лете Воспитатель вносит картину, о том, как дети идут 1 сентября в школу. Беседа по картине Рассматривают картину и отвечают на вопросы воспитателя. (сами придумывают вопросы и задают друг другу или воспитателю) Позитивный настрой на работу, развитие связной речи
2 Воспитатель читает рассказ А. Алексина «Первый день». Беседа по прочитанному тексту Дети внимательно слушают рассказ, отвечают на вопросы, вступают в диалог Формирование умения внимательно слушать текст, осмысленно отвечать на вопросы взрослого.
3 Физминутка: Воспитатель читает текст Дети выполняют движения по тексту Запоминание текста, придумывание движений
4 Педагог предлагает детям нарисовать словесный рисунок «1 сентября» (первоклассника) Дети предлагают свои варианты Развитие связной речи, составление описательного рассказа из 4-5 предложений
5 Рефлексия: воспитатель предлагает вспомнить название прочитанного рассказа, автора рассказа, просит назвать дату, когда дети идут в школу после лета. Дети отвечают на вопросы, правильно называют: «1 сентября», «День знаний»

Логика образовательной деятельной деятельности (старшая группа). Тема: «Моя будущая школа»

Интеграция: Художественное творчество (рисование), коммуникация, безопасность, музыка, физическая культура, социализация.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1 Орг. момент: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку (о школе). Вносит рисунки с различными зданиями (дом, замок, детский сад, школа, деревянный домик и т.д.) и просит детей выбрать то здание, которое больше похоже на школу. Просит объяснить свой выбор Дети рассматривают иллюстрации, отгадывают загадку, выбирают нужное здание, обосновывают свой выбор Формировать умение обосновывать свой выбор
2 Воспитатель напоминает о безопасности работы с кистью, красками Дети внимательно слушают и выполняют инструкцию воспитателя Формировать умение заботиться о своей безопасности во время работы
3 Воспитатель организует динамическую паузу: под ритмичную музыку предлагает потанцевать 1-2 мин Дети придумывают движения в соответствии с заданным темпом Развитие музыкального слуха, ритмических движений
4 Воспитатель предлагает нарисовать рисунок на тему «Моя будущая школа», напоминает, как нужно расположить сюжет (перспектива) Придумывают сюжет Формирование умения строить композицию рисунка, воплощать замысел в рисунке
5 Рефлексия: воспитатель предлагает выставить рисунки на выставку, проводит анализ, предлагает детям выбрать лучшие рисунки Выставляют работы, оценивают рисунки Формировать умение объективно оценивать работу товарища, выбирать лучший рисунок и уметь обосновать свой выбор