Комнатные растения        19.11.2023   

Консультация для логопеда «Литотерапия в логопедической работе с детьми. Камнетерапия в работе с детьми и подростками Камнетерапия в работе с детьми и подростками

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей в основном направлена на смягчение эмоционального дискомфорта, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В то же время в индивидуальном отношении игра не всегда стоит на первом месте. Есть дети, которые любят рисовать, лепить, конструировать. С ними коррекцию нужно вести с использованием именно данных видов деятельности. А еще дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Игры с песком, глиной, камнями и другим природным материалом как бы «оживляют» генетическую память ребенка. Известно, что первые игры появились в результате взаимодействия человека с природой. Целительные силы природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны и могут широко использоваться для работы с детьми.

Литотерапия - (от греческого lithos - камень и therapia - лечение) лечение минералами.

Виды литотерапии:

Гемматерапия - лечение драгоценными камнями.

Кристаллотерапия - лечение с помощью ношения кристаллов.

Гастролитотерапия - лечение камнями, образующимися во внутренних полостях животных и др.

Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается массаж и медитация. Литотерапия и гемматерапия применяются в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Есть программа эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии «Самоцветы» Елены Прокопьевны Пляскиной, педагога-психолога г. Читы. В книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М.Грабенко «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» большое внимание уделяется играм с песком и камнями.

Работа с камнями не является изолированной задачей, а входит дополнительной частью в общий комплекс коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей.

На примере одного занятия познакомимся с некоторыми приемами работы с камнем.

Алгоритм занятия.

Разминка- приветствие и упражнения на установление контакта, мотивирующий элемент (сказка, беседа).

2. Основная часть - игры, упражнения, элементы психогимнастики, проективный рисунок, эксперимент.

3. Подведение итогов занятия - рефлексия, ритуал прощания.

Занятие «Обыкновенное в камне».

2 часть.

Путешествие в мир камня - очень увлекательное и захватывающее занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты. На земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Все эти камни старше нас, они хранят много тайн и загадок. Отправимся в путешествие по миру камней? (Да.)

(Слайд «Витязь на распутье»).

Направо пойдёшь - большой камень найдёшь. Прямо пойдёшь - много камней найдёшь. Налево пойдёшь - с красотой встретишься. И куда мы отправимся сначала? Налево? Что мы нашли? Большой камень.

Игра «Обыкновенное чудо».

Давайте сядем поудобнее, чтобы видеть друг друга, и поиграем с этим камнем. Этот камень не простой - волшебный. С его помощью можно сотворить чудо.

У меня в руке камень. Он тяжёлый (имитация взвешивания), холодный, неприятный на ощупь (соответствующая мимика), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе,…(называет имя ребенка).

Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу. (камень передается соседу слева).

Что ощущаешь? Какой камень на вес? Правда, тяжёлый? А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый. Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста:ты держишь в руке холодный камень? (для сравнения дать в другую руку камень, который не был в руках). Конечно, теплый. Почему? О чём я просила камень? (Ответ). Сейчас мы с тобой совершим чудо - согреем камень твоим теплом. Скажем вместе: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу». (Камень передается соседу слева, и так каждому ребенку).

Эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и высказывать их, тем самым обучая основам самоанализа и взаимодействия. Очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо (камень возвращается).

Я держу в руке камень. Он тяжёлый, шершавый, у него острые грани, но его очень приятно держать в своих руках, потому что он теплый, ведь он передает тепло ваших рук. Вот оно чудо: наши руки могут согреть даже камень.

Игра «Гора и камешки».

Звучит музыка из серии «Звуки природы».

Про камни есть история. Хотите, я вам ее расскажу, а вы поможете мне её изобразить.

Жила-была большая-большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с её поверхности. (музыка ветра). Вот покатился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных), потом другой, третий м(еще часть детей по очереди отходит от центра). Гора становилась всё меньше и меньше и в конце концов стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода трудились день за днём и победили большую гору.

Ребята, а как вам больше нравится быть одинокими камешками или жить всем вместе в одной горе? (Ответы детей.)

Все дети собираются в центре.

Итак, гора - это дружба. А что такое ветер, вода и мороз? (Ответы детей). Я вам подскажу: это то, что мешает дружбе. Чтобы дружба была крепкой, нужно быть добрыми, уметь прощать и помогать друг другу. А теперь отправимся дальше искать чудеса!

Игра «Разноцветные камешки».

Посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, как щедра матушка-природа на краски! Какие цвета вы здесь видите? (Ответы детей).

Молодцы! Возьмите себе по камешку. Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка.(Далее идет расширение словарного запаса, набора прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый он или холодный). Посмотрите, какой у него размер (большой или маленький), блестящий он или нет, прозрачный или нет! Посмотрим на свет! А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож этот звук?

Ответы детей.

Таким образом идет работа по всем трем каналам восприятия: зрение - визуальное, слух - аудиальное, ощущение - кинестетическое.

Игра «Волшебное превращение»

Еще раз внимательно посмотрите на свой камешек. На что он похож? Во что его можно првратить?(В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко…) А теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. (Развитие воображения и творческих способностей.) Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой. Отлично! Положите камешки в коробку, они там будут еще нужны.

Данное упражнение способствует развитию познавательных процессов детей - внимания, восприятия, воображения, речи.

«Картина из камней»

Как вы думаете, что можно сделать. (лежат рамка от картины, камешки и другой бросовый материал). Да, конечно, используя этот материал, мы можем создать разные картины из этих камней. Для этого нам нужно разделиться на пары, выбрать место, где вам будет удобно, договориться о том, что вы будете создавать и дать название вашей картине.

Данное упражнение способствует развитию творчества, спонтанности. Групповая организация решает задачи сплочения детского коллектива, их раскрепощению, развитию коммуникативных навыков. После работы идёт обсуждение: название картины, как вы чувствовали себя, выполняя работу вместе?

В обсуждение вовлекается каждый ребёнок. Каждый должен проговорить свои чувства и переживания.

Третья часть.

Рефлексия. «Камешек в ботинке».

Случалось ли у вас, что в туфлю вам попадал камешек? Что вы при этом испытывали? (Боль, неудобство). Если вы не уберёте камешек и сделаете несколько шагов? (Будет больно). Такие же чувства мы испытываем, когда сердимся, чем-то обижены, взволнованы, у нас как будто в туфле маленький камешек. Если мы сразу же почувствуем неудобство и вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если ставим камешек в обуви, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы. Поэтому всем людям - и взрослым и детям - полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Проблемно-игровой эксперимент расширяет задачи расширения представлений о базовых эмоциях, совершенствования коммуникативных навыков, развития навыков сотрудничества у детей в процессе коллективного обсуждения.

А сейчас попрошу подумать, не чувствуете ли вы какое-либо неудовольствие, что-то, что вам мешает? Если чувствуете, то скажите нам. Например: «У меня «камешек в ботинке»: мне не нравится, что Ваня меня толкает». Если же вам хорошо и ничего не мешает, можете сказать: «У меня нет «камешка в ботинке»».

Фраза «У меня камешек в ботинке» - отрицательные эмоции, переживания.

Фраза «У меня нет камешка в ботинке» - положительные эмоции, интерес.

Таким образом, используя приемы литотерапии в детском саду, можно развивать у детей коммуникативные навыки, способствовать психоэмоциональному раскрепощению, снятию мышечного напряжения и снизить остроту проявления эмоционально-личностных нарушений.

Способы лечения минералами

Камни, помимо ювелирных изделий, хорошо работают в виде пластин, шаров из камней, дисков, массажных палочек.
Для лечения камень прогревают (активируют), подержав на Солнце или опустив в теплое ароматическое масло.
Затем можно проводить массаж, акупунктуру, акупрессуру, обеззараживание и лечение ран, аппликации, лечение световым излучением камня, и многое другое. Например, нахождение в подземных соляных пещерах (спелеотерапия) прекрасно лечит астму и различные аллергии.

Примеры различных целительских методик

1. Диски и шары из натуральных камней в сеансах массажа

В течение 12 - 20 минут линейно и кругообразно делается массаж участка тела каменным шариком с последующим укрыванием шерстяной тканью на 20-30 минут.

Например, массаж родонитом, чароитом, розовым кварцем хорошо помогает при функциональных нарушениях нервной системы, мигрени, вегето-сосудистой дистонии и с косметическими целями. Области воздействия стоун-массажа - это лоб, щеки, шейная область, зона надплечий.

А массаж малахитом, змеевиком, ониксом, яшмой рекомендуются при чувствительных, двигательных и трофических нарушениях, при болях нейрогенного характера в области сердца, межреберной невралгии, для похудения.

Дымчатый кварц (раухтопаз), лазурит, оникс, яшму, жадеит можно использовать для массажа при острых респираторных инфекциях, хронических бронхитах, плевритах, артрозах.

Очень хорошо работают нефрит, яшма, обсидиан при массаже для исцеления болезней опорно-двигательного аппарата с выраженным болевым синдромом. Массаж проводится в зонах околосуставных тканей и вдоль позвоночника.
Массаж камнями прекрасно действует при профилактики обострений перечисленных хронически х заболеваний.

Для здоровых людей массаж эффективен для омоложения, повышения общего тонуса и жизненного потенциала.

2. Камни используются при акупрессуре (нажатии на активные точки)

В этом случае применяют массажные палочки с шаровидными наконечником из натурального камня.

Удобно фиксировать бусины из натурального лечебного камня диаметром от 0,3 до 0,8 см на активных точках и потом надавливать бусиной на точки, связанные с больными органами по китайским меридианам.

3. Камни "работают" в сеансах иглорефлексотерапии

Например, кварц (друзы и крупные кристаллы) прикладывается к свободному концу введенной иглы во время сеанса иглотерапии. Это делается для изменения полярности стальной иглы. Время воздействия - по 3 минуты у каждой иглы. Или кристалл попеременно прикладывается к введенным иглам. Считается, что сколы яшмы, например, обладают способностью вызывать на кончик иглы поток духовной энергии шэнь, отличающийся особым напряжением. Яшма при этом годится любая, но лучше зеленая. Красная яшма эффективна против вирусов, черная - при столкновении с деревенской магией. А вот духовной трансформации целителя можно пользоваться синей или голубой яшмой, т.к. она усиливает поступление чистой космической Ци извне.

4. Световое излучение граната

Световое излучение граната очищает организм от шлаков и отмерших клеток тканей, способствует процессам регенерации поврежденных и «постаревших» тканей за счет целевого действия на механизм кроветворения и косвенно на кровообращение.

5. Применение сердолика с белыми прожилками

Интересная методика применение сердолика с белыми прожилками была разработана врачом Е.И. Бадыгиной в 1942 г. для лечения открытых ранений во время Великой Отечественной войны.

В конце тридцатых годов нашего века профессор Е. Бадигина проводила серьезные научные исследования лечебных свойств сердолика.

Она установила, что при малых дозах естественной радиации некоторых видов сердолика важнейшие жизненные процессы организма (например, деление и рост клеток) стимулируются, а при больших дозах - тормозятся.

В годы Второй мировой войны сердоликотерапия по методу профессора Е. Бадигиной широко использовалась в сибирских военных госпиталях. Сердолик с успехом заменял антибиотики, которых в России тогда не было. Многолетний опыт исследования сердолика по этому методу показал, что ускоряется заживление ран, быстрее восстанавливается нервная система, улучшается состав крови, ликвидируются отеки и опухоли. При этом повышается аппетит и улучшается сон.

Тогда это делалось так: камень весом 30 гр. прикладывали к открытой ране на 5 минут два раза в день ежедневно до излечения. Или прибором, состоящим из фена и металлической трубки, удерживающей минерал, прогревали с расстояния 0,5 - 1 см места повреждения. Из 433 больных с открытыми повреждениями — полное излечение наблюдалось у 278 после 1 курса, у 112 — после 2 курса. Без эффекта лечение оказалось лишь в 5 случаях.

6. Нефрит

Особое место в Стоун-терапии занимает нефрит. Он связан с преображением, полной внешней (омоложение) перестройкой. «Золото имеет цену, нефрит же бесценен» - гласит старинная китайская пословица. Независимо друг от друга тысячелетиями нефрит использовался в Китае и в Центральной доколумбовой Америке индейцами. Его называют камнем вечности. Его прикосновение приносит успокоение, предохраняет от усталости, продлевает жизнь. Нефрит излечивает почечные и другие болезни, спасает от землетрясений и поражения молнией, отражает «сглаз», неудачи и несчастья, содействует супружеской жизни и родам.
Обладая эффектом «прибавления» энергии, нефрит активизирует именно меридиан почек. В иглорефлексотерапии считается, что почки - хранилище «чистой энергии» материальной основы роста, развития и размножения человека, они контролируют рост и функцию костного мозга, держат под контролем такие черты характера как решительность и воля, а также половая активность.

В китайской медицине почки считаются «корнями жизни». Максимальная активность меридиана почек 17.00 - 19.00 часов, минимальная с 5.00 до 7.00 часов. Почечный меридиан связан напрямую с 5 и опосредованно с 3 из 8 чудесных меридианов, являющихся своеобразными накопителями -«бассейнами» и «озерами» энергии, где она скапливается при переполнении основных меридианов и возвращается при их опустошении. Несет в себе первичную, прародительскую энергию, влияющую на передачу наследственных признаков. Все остальные основные меридианы передают питательную энергию. С лечебной целью нефрит используется в виде массажных палочек, роликовых массажеров, пластин.
Нефрит обладает тепловым, тонизирующим и стимулирующим воздействием на организм. Применяются лечебные пластины из нефрита диаметром от 2-3 мм до 2-3 см (круглые) или 2x4 см - прямоугольные пластинки. Они фиксируются бинтом или лейкопластырем на пояснице. Длительность аппликации нефритовыми пластинками составляет 3-5 суток, затем хорошо сделать 2-3-х дневный перерыв. Затем процедуру повторяют, накладывая пластины на те же или другие зоны. Иногда такое лечение может быть заменено ношением браслета, кольца, обруча, бус (что приятнее, так как кожа не раздражается от лейкопластыря.
Итак, нефрит лечит заболевания почек, повышение артериального давления, сердечные нарушения, все заболевания опорно-двигательного аппарата, в т.ч. позвоночника, миозиты, нервно-мышечные перенапряжения, заболевания суставов. Успокаивающее и уравновешивающее он действует на центральную нервную систему, дарит омоложение.

Нефрит полезен при лечении остеохондроза позвоночника. Лечебные пластины из нефрита диаметром от 2-3 мм до 2-3 см (круглые) или 2x4 см - прямоугольные пластинки - фиксируются лейкопластырем 6 штук (по 3 с обоих сторон) в шейном отделе и 6 - 8 (по 3 - 4 с каждой стороны) в пояснично-крестцовом отделе.
Аппликации можно носить до 2 - 5 дней. После 2 - 3 дневного перерыва фиксация повторяется на те же или иные точки.

Но камни, которые используют для лечения, нужно обязательно " чистить". и "заряжать".

Чистка нефрита:
При интенсивном использовании один раз в месяц пластинки, шары или бусины погружают в крепкий раствор морской соли на 2 дня. Это делается для внутренней энергетической чистки. Внешнее очищение делается простыми способами - можно протереть камень спиртом или промыть с мылом, ополоснуть кипяченой водой.

Зарядка:
Положите камень на солнечный свет, например на освещенный подоконник, на 2-3 часа. Можно зарядить камень и лунным светом, это лучше делать на растущей Луне.

Камнетерапия в работе с детьми и подростками

Stone therapy work with children and adolescents

*Столярова С. С., **Назметдинова И. С.

*ГБОУ СОШ № 000 г. Москва,
**Астраханский государственный университет, Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки, г. Астрахань
Россия

*Stolyarova S., **Nazmetdinova I.

*Secondary school № 000 Moscow,
**The Astrakhan state university, Astrakhan institute of in-plant training and retraining, Astrakhan
Russia

Игры с камушками можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в коммуникации, при психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, замкнутости, тревожности и для оптимизации психического развития.

Games with pebbles it is possible widely to use for providing of psychological help children and teenagers, to experiencing difficulty in communication, at a psychocorrection and psychoprophylaxis of conflict, reserve, to the anxiety and for optimization of psychical development.

В магические свойства камней люди верили и верят и в наши дни. Камнетерапию можно широко использовать в целях оказания психологической помощи как взрослым, так и детям, подросткам в индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

В работе с детьми и подростками можно использовать камушки, с которыми дети, так и подростки с большим удовольствием работают. Перебирая их в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах. Детям, да и некоторым подросткам, трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы артерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру, так удивительно подходят для работы с детьми.


Считаем, что игры с камушками можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в коммуникативных навыках, в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, замкнутости, тревожности, и для оптимизации психического развития в детском и подростковом возрасте.

Камни, камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка и подростка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камушками предоставляет пространство для творчества и проведения исследования.

Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3-5 человек, если возраст детей от 3 до 9 лет) или индивидуально. В группе подростков количество можно увеличить. Охотно с камушками работают и взрослые.

Показания для применения игр с камушками:

− трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей и подростков;

− психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;

− невротические и эмоциональные расстройства;

− кризисные состояния;

− развитие собственного представления о себе;

− оптимизация психического развития в детском возрасте.

Игры-упражнения для работы с детьми и подростками:

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

«Разложи камушки». Необходимое время: минут.

Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности , связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, пластиковые бутылочки с разными горлышками от минеральной воды, йогуртов, кефиров, пенок-шампуней.

Процедура: Каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабляющей атмосферы.

Инструкция: Выберите камушки самые красивые с вашей точки зрения. Рассмотрите их и скажите, чем они вам понравились. Разделите камушки на кучки, какие кучки у вас получились. Разложите камушки дорожками. Сделайте так, чтобы одна дорожка была больше другой, одинакового размера. Разложите камушки в следующем порядке:

− один большой, за ним 2 маленьких;

− один серый, три беленьких впереди и т. д.

Разложите камушки в виде известных вам геометрических фигур. Разложи камушки по бутылочкам. Создай из камушек свой рисунок (солнце, дом, дерево, забор, кот, человечка и т. д.), разложив их на столе.

Нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками (они не токсичны) или маркерами. Это могут быть любые предметы, игрушки, растения, птицы, животные или сказочные персонажи. С готовыми камушками можно придумать истории.

«Каменная картина» . Необходимое время: минут.

Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.

Инструкция: Выберите понравившуюся вам картинку животного, вырежете ее и приклейте на картон. На картон с помощью пластилина наклейте камушки, украсив тем самым выбранную картинку. Для младших школьников и старше можно предложить самим придумать картину.

«Волшебный камень» . Необходимое время: 30-40 минут.

Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность и страхов.

Инструкция: Выбрать камушек и придумать историю этого камушка. Представьте, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуйте придумать историю камушка.

Для подростков и взрослых

«Этот камушек похож на меня, потому что» Необходимое время: 40-60.

Цель: раскрытие собственных ценностей, развитие самопонимания, оптимизация психического развития в подростковом возрасте.

Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вас. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями.

«Моя семья» . Необходимое время: минут.

Цель: диагностика семейных взаимоотношений , раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте.

Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам членов вашей семьи. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями.

Мы предложили только несколько игр-упражнений для работы с детьми, подростками и взрослыми, но их может быть намного больше, и эта тема требует подробного изучения.

Литотерапия или лечение камнями сейчас пользуется большой популярностью среди многих родителей. Ведь в процессе занимательной игры в камушки можно также… исцелиться от многих недугов.

Вековая мудрость

Упоминания о целебных свойствах камней есть в трудах Платона, Геродота, Плиния Старшего, Авиценны, Парацельса, в источниках средневековой китайской и индийской медицины, на Руси - в «Изборнике Святослава». У каждого народа были свои талисманы и обереги, наблюдения за минералами и методы исцеления ими, которые передавались из поколения в поколение, а с развитием книгопечатания стали распространяться по всему свету.

Порошок того или иного минерала включали в рецептуру лекарств. Толченые камни добавляли в мази и кремы, настаивали на них воду.

Однако не менее эффективен непосредственный контакт кожи с тем или иным минералом, например акупрессурный массаж. Этот способ лечения с успехом применяли, к примеру, в Крыму. Для лечения детей с проблемами опорно-двигательного аппарата и некоторыми другими заболеваниями использовали один из целебных минералов - сердолик. Нагретые камни просто прикладывали к больным местам. Лечиться можно, загорая на пляже, изобилующем сердоликами.

Как говорят врачи, лечебными свойствами обладают химический состав, энергетика минерала, а его цвет и красота оказывают психотерапевтическое воздействие на человека. То есть полезно даже просто носить украшения из камня-талисмана или оберега.

Как еще лечат с помощью камней? Ими можно делать массаж. В магазинах продаются готовые массажные принадлежности из камня: шары, валики разного диаметра, пластины и шпильки для акупунктуры. Их изготавливают и на заказ. Однако помните: если шары и валики можно использовать в домашних условиях (только не воздействуйте на суставы и лимфоузлы, голову, область печени и почек, позвоночник, не давите с силой), то шпильки и иглы категорически противопоказаны для лечения малышей.

Целебные игры

Целебны даже обычные игры с камнями, которых великое множество. Разумеется, для игр с крохой подойдет далеко не любой камень. Он должен быть природной кристаллической формы или хорошо обработан. Наиболее сильной энергетикой обладают кристаллы, каменные шары и пирамиды, но их в основном используют для статичных игр (разглядывания камня, изучения его). Самым маленьким детишкам можно играть с не очень мелкими галтованными камнями (обработанными так, что они имеют объем, но гладкие, поэтому ими нельзя пораниться). Новорожденному можно положить такой плоский камешек под матрасик либо подвесить на ниточке или цепочке вне зоны его досягаемости, но недалеко от кроватки. Помните о мерах безопасности: избегайте осколков минералов и никогда не оставляйте детей играть с камнями одних!

Если позволяют жилищные условия и финансовое положение семьи, то каменными плитками большого размера можно вместе с детьми выложить мозаичную плошадку или дорожку в саду. Как приятно теплым днем побегать босиком по разноцветным камешкам, закаляясь и получая сеанс литотерапии!

Выбираем талисман

Как же, не обладая специальными знаниями, подобрать камни, подходящие именно вашему малышу? Если вы не ярый приверженец астрологии, прислушиваться к гороскопам не стоит. Ведь в разных странах они разные, что связано со степенью распространенности в этой конкретной местности того или иного минерала.

Талисман выбирают в зависимости от того, какие черты и свойства характера требуется усилить или ослабить в ребенке. А выбор амулета связан с тем, от чего он будет защищать (от испуга, сглаза, болезней, пожаров либо других бедствий).

Можно воспользоваться биолокационной рамкой для проверки совместимости вашего энергоинформационного поля и поля ребенка с энергетической структурой камня.

Однако наиболее универсальный способ определения, подходит вам либо малышу тот или иной камень, - ваши и ребенка собственные ощущения. Просто подведите кроху к столу либо витрине с разноцветными образцами минералов и позвольте ему выбрать тот, который нравится. Пусть ребенок подержит камешки в руках, и если его ощущения и эмоции останутся приятными, смело покупайте этот камень - вреда вашему малышу он не причинит.

«Детские» камушки

Существуют специфические детские камни-обереги. Так, серебряная цепочка с камешком кошачьего глаза предохраняет ребенка от дифтерии. Хризолит «лечит» детское заикание. Малахит считают универсальным детским оберегом. Надетый на шею ребенка, он защитит от испуга и неврозов. Такое же действие оказывает янтарь, который обладает еще и общеукрепляющими свойствами. Сердолик оказывает благотворное действие на опорно-двигательный аппарат и легкие, предохраняет от травм и простудных заболеваний. Горный хрусталь также защищает ребенка от заболеваний легких. Кораллы предупреждают и лечат коклюш, а подвешенные над кроватью малыша, оберегают его покой и нормализуют сон. Изумруд и кораллы, надетые на шею, защитят детей от кожных заболеваний и эпилепсии. Наденьте марказит на шею ребенка, и он перестанет плакать и кричать, не будет пугливым.

Игры с пользой для здоровья

Для детей самый простой способ взаимодействия с камнем - игра. Малыш даже не будет догадываться, что в это время принимает

лекарство. Увлечь такой игрой можно любого ребенка. Не верите?

Нарисуем картину

Поинтересуйтесь у малыша, где в природе можно найти такие цвета. Вместе придумайте сказку, как обычные серые камни, которых полно на любом пляже, вдруг стали разноцветными, когда на них попали солнечные лучи, дождевые капли, краски с палитры художницы-природы. Прекрасно, если вы знаете легенды о происхождении того или иного самоцвета либо его названия. В них часто рассказывается и о том, почему камень такого цвета.

Гулливеры и лилипуты

Для этой игры понадобятся камни разного размера: большие - это великаны, маленькие - лилипуты. Придумайте вместе с ребенком увлекательные истории о приключениях сказочных человечков. Можете также использовать в игре кукол и аксессуары (машинки, мебель, домики, коробки) разного размера. На ночь расскажите малышу сказку по мотивам романа Д. Свифта. Возможно, в будущем ваш малыш с удовольствием прочтет этот роман, вспомнив детские забавы.

Мозаика

Для этой игры подойдут камни любых цветов и размеров, каменные бусинки, пуговицы. Из разноцветных камешков ребенок может выкладывать фантазийные панно или картинки по заданному образцу.

Если камни закреплять на картоне либо на стекле с помощью особого клея, получится прекрасный подарок. Аналогично можно изготовить фоторамки, шкатулки, инкрустировать мебель, коробки для игрушек.

«Дочки-матери», «Магазин»

Сварить любимице-кукле супчик или угостить ее вкуснейшим салатом маленькой маме помогут некрупные разноцветные галтованные камешки, а самоцветы покрупнее могут заменить котлетки, булочки, фрукты и овощи. А где купить продукты?

Разумеется, в «супермаркете» или на «рынке». Не забудьте предупредить детей, что это все-таки камни и брать их в рот, тем более глотать, нельзя, как бы аппетитно они ни выглядели. В лучшем случае каменными фрикадельками можно накормить куклу или плюшевого медведя.

Занимательные фигуры

Вам понадобятся каменные геометрические фигуры - объемные (пирамиды, шары, кристаллы, параллелепипеды, кубы) и плоские (полированные образцы в форме ромба, круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника). На их примере объясните ребенку основные геометрические понятия, сравните плоские и объемные фигуры.

Спросите у малышей, где встречаются похожие фигуры (круг, шар - луна, арбуз, мяч; треугольник, пирамида - крыша дома; прямоугольник, параллелепипед - коробки, здания, кирпичи, шкафы).

Вам понадобятся хорошо отполированные образцы некоторых камней либо каменные пирамидки. Лучше взять моховые агаты, пейзажную яшму, ониксы, малахит, пиролит или другие камни, на поверхности которых можно разглядеть какие-нибудь изображения.

В кристаллах и пирамидках из горного хрусталя, флюорита, других полупрозрачных пород картинки могут быть объемными за счет природных трещин, поэтому лучше их рассматривать, подсвечивая с разных сторон и слегка вращая.

Эта игра будит фантазию и отлично развивает художественное мышление. Она не требует физической активности ребенка и подходит для развлечения болеющего или выздоравливающего малыша, а созерцание завораживающего преломления лучей света и меняющихся картинок успокоит кроху перед сном.

В поисках сокровищ

В таз налейте воды. В мисочку насыпьте песка, смешанного с мелкими самоцветными камешками, наберите немного воды и взмутите песок. Слейте полученную взвесь и снова наберите воды. Постепенно песок будет вымываться, а на его поверхности покажутся красивые камешки, которые можно собрать в мешочек и использовать для игры, а можно засыпать на дно аквариума и показывать друзьям как добытый тяжким трудом клад.

Объясните малышу, почему вода становится мутной при движении, почему песок вымывается из мисочки, а камни - нет. Расскажите о профессиях геолога и старателя, поведайте легенду о Золотом Эльдорадо. Объясните малышу: чтобы получить какие-то материальные блага, надо потрудиться.

Родителям стоит лишь взглянуть на мир глазами ребенка и научиться видеть интересное в самых обычных вещах, даже в камнях, которые валяются на дороге. Обычный булыжник можно не только пнуть ногой или пустить «блинчиком» по воде, но и превратить в монету из каменного века либо в магический философский камень Гарри Поттера. Придумывайте вместе с малышом свои игры. А забавы, предложенные нами, подходят для детей разных возрастов, поэтому приобретенный однажды камень будет много-много лет служить вам верой и правдой, отдавая всю свою энергию и целебную силу на благо вашего здоровья и здоровья вашего любимого малыша.

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Литотерапия в педагогике

ЛИТОТЕРАПИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой, представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания, легенды, суеверия, связанные с драгоценными камнями. Существовала целая наука о правилах лечения драгоценными камнями - гемматерапия (от латинского слова «гемма» - драгоценный камень).Многие ученые подтверждают мысль о том, что окружающая нас «неживая» природа в действительности живет, развивается, изменяется по определенным законам, и невозможно провести грань между минералами и всем остальным окружающим нас миром.

История знает немало примеров, когда народ обращался к забытым методам, казавшимся почти нелепыми, наивными, и. убеждался в том, что они эффективны. Рассказывают, что знаменитая болгарская певица Илка Папава потеряла голос. Узнав об этой драме, Шаляпин подарил ей свой бриллиантовый пер стень, принадлежавший в свое время Петру I и освященный патриархом Всея Русл Он считал этот перстень своим талисманом и никогда с ним не расставался. Трудно поверить, но певица вновь обрела голос. Еще очень мало научных исследований, посвященных лечебному действию минералов, хотя многие из них с успехом применяются в современной медицине.

Недаром замечательный ученый Д. Бернал (1969) отводил минералам решающую роль в возникновении жизни на Земле. Установлено, что почти все представители мира минералов в той или иной степени обладают биологически активными действиями. Присутствие их в пищевом рационе изменяет иммунный статус, деятельность ряда физиологических систем, что полностью согласуется с современными представлениями о роли минералов в зарождении и развитии жизни на Земле. Поистине волшебную роль играют во многих процессах восстановления соединения кремния. Он непосредственно участвует в процессе свертывания крови, конкурируя с фосфором, влияет на состояние ногтей и волос.

Установлено положительное влияние кремния на биосинтез белка. При малом содержании кремния на фоне избытка кальция возникает угроза развития «силикозной анемии» , наблюдаемой при рахите, заболеваниях лимфатической системы. Дефицит кремния в организме вызывает не только атеросклероз, но и проказу, туберкулез, диабет, камнеобразование, гепатит, зоб, рожистые воспаления кожи и другие виды дерматитов.

Эти и другие примеры свидетельствуют об огромной роли минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека и животных. Литотерапию , а также гемматерапию бесповоротно отнесли к разряду оккультных наук, позабыв о том, что многие элементы этих наук повседневно используются в научной медицине.

Еще в доисторические времена люди наделяли камни чудодейственной силой, свято веря, что они охраняют от злых духов, приносят счастье, и здоровье. Древнегреческий манускрипт (IV в. до н. э.) содержит сведения о камнях-амулетах мореплавателей : гранате, халцедоне, аквамарине, горном хрустале, агате и других, которые охраняли от ветра, волн, кораблекрушений и гибели в морской пучине. Особенно чтила магическую силу камней медицина Древнего Египта. Об этом свидетельствует самый большой из медицинских папирусов (фиванская гробница, в котором описаны лечебные действия минералов. Специальными исследованиями минералов занимался Аристотель. Его ученик Теофраст написал книгу, гай священную чудесным минералам.

Средства естественной древней медицины тысячелетиями проверялись на людях, готовились и подбирались для человека и во имя человека. Честь и слава врачам-гомеопатам, которые исследовали действие новых препаратов на себе и добровольцах. Мы не можем растянуть апробацию уже проверенных веками лекарств даже на годы. Нужно надежно и умело использовать опыт предшествующих поколений, дополняя его исследованиями на современном уровне. В древних памятниках тибетской медицины целые разделы посвящались лечению минеральными веществами. На основании древнейших источников и собственного опыта Авиценна рекомендовал употреблять в лечебных целях различные соли меди, железа, цинка. Он допускал, что ношение камней в виде украшений также может оказать положительное влияние на организм. Индийские и тибетские медики никогда в этом не сомневались.

Современная наука долго и решительно отвергала представления о лечебных свойствах минералов, а восточные медики спокойно лечили этими минералами болезни и добивались поразительных успехов.

Славянские народы также со времен седой древности почитали камни как источник здоровья и благополучия. В русских, украинских, белорусских рукописях мы находим интересные сведения о лечебных свойствах самых различных минералов.

Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 минералов. Современной медицине хорошо известно значение таких микроэлементов, как бор, йод, калий, натрий, магний, мышьяк, сулема, ртуть и других, извлеченных из природных минералов, горных пород и соленых вод; лечебные свойства бишофита, озокерита, некоторых видов глин, мумие, минеральных грязей и воды, талька, гипса. Сложившись в земной коре за миллионы лет, минералы могут быть активными агентами, обладающими свойствами, еще не познанными наукой, хотя и известными из многовекового опыта народной медицины.

Медики США ведут успешный поиск причин и особенностей воздействия минералов на человека. Десять американских и два немецких центра по исследованию кристаллов уже готовят профессиональные кадры для работы по литотерапии . Более 500 американских и 50 немецких врачей используют в лечебной практике драгоценные и полудрагоценные камни. В июле 1988 г. в США состоялся конгресс по проблемам кристаллотерапии. В нашей сложной жизни с ее многочисленными стрессами такой метод никак нельзя сбрасывать со счетов. В странах Востока интерес к лечению минералами не угасал никогда. В Японии пользуются для лечения некоторых нервных болезней таблетками, содержащими ингредиенты жемчуга. Широко применяются минеральные вещества в гомеопатии. Существует целый ряд средств этого многообещающего направления, названного гомеопатической литотерапией .

Необходимо учитывать, что минералы обладают фосфоричностью, теплопроводностью, магнитными свойствами, проводят электричество, т. е. вполне могут быть средствами физиотерапевтического воздействия. Электромагнитные биопотенциалы, излучаемые кристаллами, являются тем лечебным фактором, который помогает организму стать здоровым. Подтверждением этой мысли служит утверждение известного немецкого геобиолога доктора Э. Хартмана, что вокруг каждого человека имеется биодинамическое поле, которое может меняться при перемещении человека с одного места на другое. Оно во многом зависит от геологических изменений окружающей нас почвы, что необходимо учитывать в лечебной и коррекционной педагогике .

Если определенная минеральная среда способна вызвать заболевание, то нельзя исключить и возможность ее положительного действия на болезненные нарушения в организме. Это положение подтверждается последними научными данными, полученными в НИИ нетрадиционной медицины России (Москва) .

Разработана методология и создана отечественная диагностическая аппаратура, позволяющая осуществлять индивидуальный подбор соответствующих минералов и металлов для коррекции функционального состояния человека, а также определение противопоказаний к ним. Подбирать индивидуально желательно не только ювелирные украшения, но и пломбировочный материал, браслеты для часов, оправы для очков, так как в ряде случаев они могут быть причиной развития патологии, угнетая или стимулируя определенные функции в организме. Правильно подобранные вещи или материалы могут отвечать профилактическим и терапевтическим целям.

Анализ литературных данных и многовекового опыта народа дал нам возможность осуществить классификацию минералов с учетом их влияния на организм человека. Считается, что минералы как бы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга. В нашей сложной жизни с ее многочисленными стрессами нерационально отбрасывают опыт предшествующих поколений. Литотерапия обладает особыми , неповторимыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний.

Авантюрин - уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, бодрость духа, ясность разума.

Аквамарин - повышает ясность мышления, уравновешивает эмоции, помогает снятию стрессового состояния, страхов, фобий.

Александрит - успокаивает при перевозбуждении, способствует созданию радостного настроения, открытости.

Алмаз - улучшает функции мозга, помогает выравниванию костей черепа, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность человека.

Амазонит - охраняет от головных болей, успокаивает нервную систему, укрепляет сердечную мышцу, снимает чувство тревоги, неуверенности в своих силах.

Аметист - снимает головные боли, помогает при ожогах, бессоннице (надо класть его под подушку, снимает стресс, способствует укреплению эндокринной и нервной системы, увеличивает активность правого полушария головного мозга, способствует подъему энергетики.

Бирюза - способствует уравновешиванию эмоций, создает атмосферу дружеского общения, укрепляет чувство взаи-; мопонимания и преданности.

Жемчуг - помогает против «истечения мозга» (потере памяти на нервной почве, при нервных расстройствах. Созерцание жемчуга благотворно действует на перевозбужденную психику, приносит покой и умиротворение.

Изумруд - считается одним из сильных средств, уравновешивающих процессы возбуждения и торможения, протекающие в нервной системе. Камень мудрости, хладнокровия и терпимости.

«Кошачий глаз» - способствует излечению паралича, бессонницы, эмоционально уравновешивает, повышает волю владельца, способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию.

Кварц розовый - снижает состояние стресса, устраняет злобность, вспыльчивость.

Кораллы - укрепляют память, избавляют от нервного тика, от «дурного глаза» . Они хорошо и быстро срастаются с костями человека практически без швов. Их широко используют при зубном протезировании.

Кораллы активизируют деятельность центральной нервной системы, контролируют эмоции, повышают низкий ментальный уровень, стимулируют интеллектуальные способности и логическое мышление, способствуют самоконтролю, самоанализу, повышению оптимизма. Они являются, как и жемчуг, одним из диагностических средств.

Лазурит - лечит зрение, дает большую ясность мышления, снимает боли, уменьшает выпадение волос.

Лунный камень - меняет манеру поведения от резкой, прямолинейной к более мягкой и гибкой.

Малахит - полезен для сердца, кровеносных сосудов сердца и легких, успокаивает перевозбужденную нервную систему, улучшает сон.

Нефрит - помогает при заболеваниях почек : снимает боли, вздутия, колики; обладает удивительной теплоемкостью : приложенный к области желудка или почек, он действует, как чрезвычайно мягкий, продолжительно согревающий компресс, постепенно снимающий боль.

Опал - успокаивает нервы, укрепляет сердце, возвращает остроту зрения и блеск глазам, уравновешивает эмоции, усиливает интуицию.

Родонит - укрепляет иммунную систему, улучшает память, снимает состояние стресса, хорош при различных видах неврозов. Помогает собрать духовные силы при возникновении тяжелых жизненных ситуаций (особенно его розовая разновидность без примеси черных тонов) .

Рубин - врачует сердце, мозг, силу и память человека. Он способствует излечению паралича, заболеваний позвоночника и суставов; помогает избежать параличей после инсульта, хорошо действует на нервную систему, снимает состояние депрессии, полезен при бессоннице. По типу светового излучения рубин положительно влияет на работу мозга и сердца, укрепляет иммунитет. Он благотворно действует на характер людей слабовольных, способствуя проявлению чувства храбрости, ответственности, стремления к лидерству. Помогает избавиться от чувства неполноценности.

Сапфир - оказывает положительное действие при лечении почек, диабета; делает более эффективной терапию при поражениях костной системы, параличах и парезах в результате инсультов, заболеваниях нервной системы, особенно неврозах, помогает избавиться от бессонницы.

Сердолик - при ношении на теле укрепляет зубы, благотворно влияет на нервную систему, снижая повышенную раздражительность, утомляемость, угнетение. Он дарит ораторскую силу, процветание.

Топаз голубой - положительно влияет на щитовидную железу, обеспечивает эмоциональное равновесие.

Турмалин - благотворно влияет на эндокринную систему, улучшает состояние нервной системы, сон, снижая чувство страха и беспокойства, рассеивает страхи. Сильное лечебное средство при онкологических процессах.

Хрусталь - улучшает свойства крови, благотворно влияет на работу мозга (гипофиз, эпифиз, способствует эмоциональному равновесию, снимает негативность окружающей среды по отношению к носящему его человеку, воспроизводит, активизирует, сохраняет энергию.

Янтарь - успокаивает нервную систему, улучшает настроение, уравновешивает эмоциональное состояние, успокаивает сердце, оберегает от «дьявольского глаза» . Янтарная кислота является прекрасным стимулятором нервной системы, укрепляет мышцу сердца, улучшает работу органов дыхания, почек, кишечника, способствует увеличению содержания гемоглобина в крови при анемии.

Разделы: Работа с дошкольниками

Пояснительная записка

В настоящее время для нас, педагогов и психологов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с проблемами поведения, а также личностного развития. В нашем саду из 60 обследованных детей 9,3% имеют выраженную агрессивность, у 23,1% детей высокий уровень тревожности, наличие страхов отмечается у 21% из обследованных детей. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. Не остался в стороне и наш детский сад.

Я человек увлекающийся. У меня много различных хобби, в том числе и низание. Низание – самый древний вид рукоделия с использованием бусин. Повсюду, где находят следы древнего человека, присутствуют и пронизи – камни, кости, раковины и другие предметы с отверстиями для нанизывания. Древний человек использовал их для украшения или как культовые предметы. Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой, представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания, легенды, суеверия, связанные с камнями.

Придумывание новых сочетаний из различных камней очень увлекательное и творческое занятие. Кроме того, так приятно прикасаться к прохладным разноцветным камням, чувствовать их гладкие грани под пальцами. Украшения, которых у меня получилось немало, привлекали взгляды окружающих, в том числе и детей. Ребята постоянно трогали бусы на мне, просили поиграть. Дети и натолкнули меня на мысль о включении «моих камней» в коррекционно-развивающие занятия.

Изучив педагогическую и психологическую литературу я не нашла какой-либо информации о методах применения литотерапии в данном направлении (только в книге Поваляевой М. А. «Справочник логопеда» есть упоминание литотерапии). Значит, есть возможность исследовать данное направление!

В средние века философия считала, что камни соединяют мир Вселенной (макрокосмом) с миром души и тела человека (микрокосмом). Каждый камень в представлении астролога был в подчинении одному из небесных тел и, получая от него космическую энергию, мог оказывать прямое воздействие на человека, врачуя его организм и помогая в делах. Современная наука это отрицает. Однако учеными было установлено, что камни могут оказывать значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека благодаря физическим характеристикам – природному цвету и форме, а также в связи с придаваемой им общественной нагрузкой – ценностью в обществе, популярностью и узнаваемостью (камни эстетически красивы). Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека: созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания – эти исследования давно проводятся в США. Большинство магических и лечебных свойств камней основано в первую очередь на явлениях самовнушаемости, внушаемости, коллективного осознания сложившихся веками традиций и эффектах плацебо. Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж), а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека – медитация. Поэтому в моей программе камни лишь вспомогательный предмет, вокруг которого все строится.

Камни – разноцветные, поэтому можно использовать цветотерапию, как более изученное в психологии направление («Цветовой игротренинг» Погосова Н.М.).
Кроме того, с 2011 году совместно с кафедрой стоматологии детского возраста, ЛОР болезней и физиотерапии в нашем саду внедряется программа оздоровления детей по теме «Влияние функциональных нарушений ЛОР органов и патологий челюстно-лицевой области на психоэмоциональное и физическое развитие ребенка». Чтобы работать в направлении ДОУ, я в свою программу я включила упражнения дыхательной гимнастики.

А без сказки нет общения с детьми! Сказкотерапия – помощник всех специалистов, работающих с детками.

В результате появилась рабочая программа под названием «Самоцветы», направленная на эстетическое и психоэмоциональное развитие детей.

Цели программы:

  • 1.Расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса, умения размышлять и делать выводы.
  • 2. Развитие познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, цветовосприятия.
  • Снижение у детей эмоциональных проблем – тревожности и агрессивности.

Задачи:

  • Развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания.
  • Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
  • Развитие умения спокойно и ритмично дышать.
  • Воспитание произвольного внимания, способности внимательно и терпеливо слушать других.
  • Развитие фантазии и творческого воображения.
  • Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам и т.д.

Оборудование и материалы (предметы конкретного цвета): компьютер, мультимедийный проектор, ягоды и цветы из бумаги, игрушки, ткани, бусы, нитки, коробочка, камни необходимого цвета, карандаши, краски, и т.д.
Прогноз:

  • Создание программы по эстетическому и психоэмоциональному развитию детей через исследовательскую деятельность, средствами сказкотерапии, цветотерапии и литотерапии.
  • Создание дополнительных программ развития детей с использованием нетрадиционных методов коррекционной и лечебной педагогики.
  • Повышение уровня развития культуры у детей, снижение показателей тревожности и агрессивности.

Ожидаемые результаты:

  • позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
  • снижение эмоциональной тревожности и агрессивности;
  • повышение самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие самосознания;
  • улучшение детско-родительских отношений;
  • закрепление положительных поведенческих реакций.

Примеры упражнений, включенных в программу

Цвет настроения (выполняется в начале и конце каждого занятия – Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»). Цель: определить общее настроение в группе. Каждому цвету присваивается определенное количество баллов:

Красный (+ 3) Восторженное
Оранжевый (+ 2) Радостное
Желтый (+ 1) Приятное
Зеленый (0) Спокойное
Синий (– 1) Грустное
Фиолетовый (– 2) Тревожное
Черный (– 3) Крайне неудовлетворительное.

– У каждого из вас бывает разное настроение. Сегодня мы веселые – желтое солнышко, завтра печальное как синий дождик, радостное, как красный цветок. А какое настроение у вас сегодня? Выберите соответсвующий цвет настроения. Посмотрим, каких детей сегодня больше – радостных или грустных.

«Ощущение цвета » – происходит анализ определенного цвета: какой он – спокойный или тревожный, успокаивающий или возбуждающий, грустный или радостный, мягкий или жесткий), дается характеристика цвета.

«Разноцветные камешки» (литотерапия – внимание, тактильное восприятие, дыхательные упражнения)

– А теперь посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? Молодцы. Возьмите по камешку себе.

Упражнения на развитие речи и познавательных процессов

  • Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте , какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотрите , какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук? (работа по всем трем каналам восприятия: зрение – визуальное, слух – аудиальное, ощущение – кинестетическое ).
  • Волшебное превращение (воображение). Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...) а теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый фантазер?
  • Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! (развитие внимания ).

Упражнения дыхательной гимнастики

  • Положите камешек на одну ладошку прямо перед собой, а вторая ладошка пустая (упражнение «Ладошки» из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой ). Покажите мне свои ладошки! Начинаем делать шумные, короткие и ритмичные (соблюдение всех трех условий обязательно!) вдохи носом, одновременно, сжимая ладони в кулаки (прячем камешек), т.е. производим «хватательные» движения.

Необходимо сделать подряд 4 резких и ритмичных вдоха носом, иными словами «шмыгнуть» носом 4 раза. После этого опустите руки и сделайте перерыв на 3–4 секунды. Затем, после паузы, снова сделайте 4 коротких шумных вдоха; снова пауза в 3-4 секунды.

«Шмыгать» носом нужно 24 раза по 4 вдоха.

  • Положите камешек на пол прямо перед собой (упражнение «Насос» из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой ). Основное исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон, т. е. потянитесь руками к полу, не касаясь его, и одновременно сделайте короткий и шумный вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Затем слегка приподнимитесь (не выпрямляясь!), и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола». Выдох надо делать после каждого вдоха самостоятельно, не напрягаясь (т. е. пассивно), через рот, не открывая его широко.
  • Согрейте его теплом своего дыхания, подуйте на него длительно и плавно... Вдох делаем носом, а выдох – ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик.
  • Теперь подуем на ладони, охладим их, сдуем следы от камешков. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем. Повторяется несколько раз.

Упражнения на снятие мышечного напряжения

Все упражнения повторяются 3-4 раза .

  • Поиграем с камешками в прятки? (снятие мышечного напряжения ) Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони.
  • Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком и т.д.
  • Упражнение «Мышечный зажим». Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, «зажим». Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Массажные упражнения

  • А теперь аккуратно покатаем камешек между ладошками. Почувствуйте его форму, ощутите его прохладу или тепло. Покатайте его от кончиков пальцев до основания ладони. Теперь положите камешек на левую ладонь, а правой прокатите камешек по каждому пальчику. Совершите вращательные движения камешком по ладони. Хорошо помассируйте левую ладонь. Теперь смените руки. Сделаем массаж для правой ладони. Почувствуйте, как камешек дает нас силу и спокойствие, делает нас сильнее и здоровее.
  • «Завинчивание и откручивание». Камешек прокручивается в пальцах по часовой и против часовой стрелки так, чтобы он не касался ладони. Упражнение требует определенного навыка и координации мышечных усилий, способствует формированию усидчивости и повышает сосредоточенность.
  • «Растереть орех». Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар
  • «Обезьяна хватает апельсин» Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.
  • «Уголёк на ладони» непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость ).
  • «Дракон играет с жемчужиной»

Физкультминутки:

1. "Камешки, солнышко, заборчик"
Камешки показывайте согнутыми кулачками, солнышко – растопыренными во все стороны пальцами, а заборчик – вытянутыми, и крепко прижатыми друг к другу.
Ведущий быстро говорит названия этих предметов, чередуя их и запутывая игроков.
2. Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел.
(Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять «камешек»)
Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел.
Котик шел, шел, шел, синий камешек нашел.
(Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой «камешки»)
Детки шли, шли, шли и домой пришли. (Садятся на места)
Загадайте желание и попросите камень его исполнить. Молодцы. Хорошо.
Когда-нибудь ваше желание непременно сбудется.

Кроме упражнений с камнями, в занятия включены и:

  • Упражнения на снятие агрессивности, тревожности, срахов.
  • “Вкус цвета” – детям предлагается продегустировать кусочки пищи различных цветов и описать вкусовые ощущения (Например: красный цвет – яблоко; оранжевый – морковь, хурма; зеленый – огурец).
  • “Психогимнастика” – передача образов с помощью пантомимики, жестов, перевоплощения в волшебных существ (сказкотерапия).
  • “Определение настроения” (своего, других, сказочных героев).
  • Подвижные игры.

В мире много невероятных чудес. И я решила показать ребятам одно из них – чудо рождения кристалла , сотворить это чудо вместе. Мы с детьми вместе вырастили кристаллы медного и железного купороса, кристаллы соли. Ведь деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В рамках своей программы я рассказываю детям о сиреневом чуде Сибирской земли – камне Чароите (создана авторская сказка и презентация), знакомлю с коллекцией самоцветов Забайкалья .

Основная задача ДОУ – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого комфортные психологические условия. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях, в том числе психологического, является приоритетной. А когда сюда добавляется и компонент патриотизма, воспитание гордости за свой родной край, воспитатель может считать свою задачу выполненной.

Путешествие в мир камня очень увлекательное и захватывающее занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и родной Земли. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Все эти камни старше нас, они хранят много тайн и загадок.

Во время выполнения данной работы мне хотелось приобщить ребят к миру камней, заразить их своей любовью к ним. Конечно детям в возрасте 4-6 лет невозможно в полной мере рассказать об образовании камней и минералов, об их строении, химических и физических свойствах. Таких целей я и не ставила. Развить любопытство, интерес, заложить основы знаний – вот основные мои задачи. По горящим глазам детей, по их удивленным лицам я могу сказать, что они выполнены.

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности.

Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Когда через несколько дней мы с детьми достали кристалл медного купороса, восхищенный возглас ребят раздался в группе. И наш кристалл с каждым днем становился все больше. Чудо произошло! Дети увидели чудо своими глазами – это самое главное!