Садовые растения        01.10.2019   

Контрольная работа Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет). Контрольная работа Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет) Критерии физического развития детей 4 5 лет

Вашему малышу исполнилось три года, день за днем он незаметно подрастал и теперь он не тот маленький беззащитный человечек, он уже самостоятельная личность со своим характером и особенностями. За этот год малыш заметно подрос, овладел новыми навыками и умениями, стал ловким, активным и любознательным.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

89,5-104 см.
11,6-18 кг.
48,0-53,5 см.
48,6-58,2 см.
87,3-103,8 см.
12,3-17,7 кг.
47,6-52,7 см.
48,2-57,6 см.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Ваш малыш всё больше начинает походить на взрослого человека. Активно идет формирование и рост опорно-двигательного аппарата, совершенствуется мелкая моторика пальцев рук и мимическая мускулатура.

В конце второго года можно оценить темпы прибавки веса и увеличения длины тела.

Так показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х N;

где N - возраст ребенка в годах (не лет, которые прожиты после первого года жизни, а именно фактический возраст ребенка).

Длина тела до 4 лет в среднем увеличивается по 8 см ежегодно.

Согласно центильным таблицам распределения массы и длины тела у детей, средними показателями считаются:

Средняя масса тела ребенка в 3 года

  • Мальчики - 13,6 - 16 кг;
  • Девочки - 13,3 - 15,4 кг.

Средние показатели длины тела ребенка в 3 года

  • Мальчики - 92,0 - 100 см;
  • Девочки — 92,0 - 98,5 см.

Нервно-психическое развитие ребенка в 3 года

Ребенку трех лет нравятся как активные игры, так и развивающие занятия. Малыш с удовольствием играет в подвижные игры, но в то же время по долгу может возиться с игрушкой, которая привлекла его внимание, играть в сюжетные игры, рассматривать картинки и слушать сказки.

Двигательное развитие ребенка в 3 года

В три года ребенок способен освоит довольно сложные навыки, такие как езда на трехколесном велосипеде, катание на качелях, на санках. К трем годам многие малыши уже не боятся плавать. Ребенок хорошо умеет перепрыгивать через препятствия, ходит по наклонной плоскости, прыгает в длину с места на двух ногах, может спрыгнуть с небольшой высоты. В этом возрасте дети могут выполнять одновременно два действия (например топнуть и хлопнуть, прыгнуть и поднять руки в стороны).

С легкостью ребенок бросает, катает, ловит мяч.

Может выполнять все знакомые движения по команде и повторяет их за взрослыми.

Познавательное развитие ребенка в 3 года

  • В три года ребенок должен знать и называть правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • В этом возрасте малыш умеет собирать последовательно (то есть от меньшего к большему) колпачки, пирамидку, формочки, матрешку из 4-6 составляющих.
  • Способен подобрать по образцу геометрические фигуры, также может подобрать соответствующие фигуры по форе отверстия в развивающем пособии (игре). Может назвать знакомые геометрические фигуры.
  • Собирает пирамидку из 10 колец (по размеру, например, по убыванию, по цвету, по форме).
  • Различает предметы по величине - маленький, средний, большой.
  • Может отличить предмет по фактуре - мягкий, твердый.
  • Совершенствуются навыки рисования, так малыш может к рисунку взрослого дорисовать недостающие детали- например, листик к ветке, стебелек к цветку, дым к паровозу.
  • Пытается закрашивать, рисует овалы, кружочки, проводит линии.
  • Во время рисования малыш может подражать письму взрослого.
  • Во время лепки может отщипнуть кусочек пластилина, раскатать его в ладонях, соединяет части. Пытается лепить несложные формы - колбаску, шарик, бублик и другие.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в 3 года

В этом возрасте для ребенка очень важно чтобы его ценили и хвалили. Малыш хочет быть хорошим, ждем одобрения и похвалы со стороны взрослого.

Всё ярче проявляется самостоятельность и независимость.

Радуется если смог выполнить задуманное, испытывает чувство гордости за себя, за родителей.

Во всем стремиться быть лучшим и первым.

В три года малыши очень любознательны и любопытны.

Совершенствуется долговременная память.

Способен проявлять эмоциональную сдержанность, спокойно слушает и выполняет просьбу взрослого.

Может обидится за наказание, переживает, если за что-то ругают.

Трехлетний малыш способен испытывать чувство стыда, ревности, страха.

Может выражать свои чувства не только речью, но и мимикой, тоном, жестами, взглядом, позой.

Ребенок начинает сопереживать персонажам, эмоционально отзывчив.

Многие малыши подпевают и танцуют.

Умеет отличить красивое от некрасивого, хорошее от плохого.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям и взрослым.

Речевое развитие ребенка в 3 года

К этому возрасту ребенок умеет строит сложные предложения. В общении использует как простые, так и более сложные оформленные фразы. Выражает с помощью речи свои чувства, желания, эмоции.

В три года некоторые малыши начинают изменять слова по числам и падежам.

Задает много вопросов. С легкостью повторяет за взрослым незнакомые слова и фразы.

Хорошо запоминает и рассказывает стихи, песенки.

Любит вступать в диалог, как с детьми, так и со взрослыми. Отвечает на вопросы.

Может по картинке назвать знакомых животных, растения, предметы одежды, быта и др. Может по картинке рассказать знакомую сказку.

В игре может говорить за себя и за вымышленного персонажа (куклу, зайчика и др.).

Переходит к местоимения «Я», перестает говорить о себе в третье лице.

Бытовые навыки ребенка в 3 года

  • Умеет самостоятельно одевать простые вещи своего гардероба.
  • Самостоятельно раздевается, с небольшой помощью взрослого. Может застегнуть несколько пуговиц.
  • В три года ребенок может выполнить поручение из 2-3 действий.
  • Моет руки с мылом, умывается, вытирается полотенцем.
  • Может сложить одежду в шкаф.
  • Умеет пользоваться носовым платком.
  • Контролирует свои физиологические потребности.
  • Самостоятельно есть и пьет, пользуется салфеткой.
  • Вытирает ноги перед входом.

Уход за ребенком в три года

Режим ребенка в три года остается прежним - четырех разовое питание, дневной сон (или отдых) не меньше 1 часа, ночной сон - около 10 часов, регулярные прогулки на свежем воздухе.

Обязательно уделяйте внимание как личной гигиене, так и чистоте в комнате.

В три года малыш пытается самостоятельно чистить зубы, под присмотром взрослых. Позволяйте ему это делать, при этом периодически показывайте как нужно правильно двигать щеткой. Особое внимание следует уделить углублениям между зубами, так как именно там остается больше всего частичек пищи и накапливается зубной налет.

Зубы ребенку следует чистить 2 раза в день: утром — после завтрака и вечером - после ужина. В течение для, после каждого приема пищи (особенно сладкого) приучайте ребенка полоскать рот.

В этом возрасте, практически все дети, любят купаться. В теплое время года можно купать ребенка хоть каждый день. В холодное время года не реже 1 раза в неделю.

Для купания ребенка лучше использовать специальные детские средства. Во время купания очень удобно проверять кожные покровы на наличие ссадин, синяков или высыпаний.

Приучайте ребенка пользоваться только своими предметами гигиены (полотенце, мочалка, зубная щетка, расческа и другие).

Не забывайте подстригать ногти ребенка - делайте это по мере отрастания ногтей.

Следите за волосами малыша, вовремя подстригайте, так как, например, длинная челка может мешать ребенку.

Если вы решили отвести ребенка в сад, хотя бы некоторое время перед этим походите вместе с ним в группы раннего развития – ради того, чтобы расставание с вами не было таким резким.

Облегчить период адаптации ребенка к детскому саду поможет соблюдение режима дня.

Заранее узнайте какой распорядок дня в детском саду (в который будет ходить ребенок) и старайтесь его придерживаться.

Питание ребенка трех лет

Питание ребенка в три года должно быть регулярным, лучше если основные приемы пищи каждый день будут в одно и то же время.

Меню трехлетнего ребенка становиться более разнообразным и постепенно приближается к рациону взрослого. Но ребенку, по прежнему, не рекомендуется давать жирные и острые блюда, а также различные консервы, чипсы, сладкие газированные напитки.

В рационе ребенка должны быть молочные и кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, продукты содержание животные белки.

Режим питания ребенка в 3 года — 3-4-х разовое питание.

Потребность в килокалориях - не более 1600 ккал/сутки.

Распределение пищи в течение дня:

Завтрак - 25%;

Обед - 35-40%;

Полдник — 10-15%

В три года ребенок может пить практически любые напитки (кроме кофе). Это может быть чай, соки (желательно свежевыжатые), кисель, компоты из свежих фруктов и из сухофруктов, морс, молоко, кефир.

Необходимые обследования в 3 года

В три года ребенку проводится углубленный медицинский осмотр, особенно если он идет в детский сад.

Медицинский осмотр в три года включает в себя:

  • Осмотр педиатра, невролога, окулиста, ЛОР-врача, хирурга-ортопеда, дерматолога, логопеда, стоматолога;
  • Лабораторное обследование - клинический анализ крови, мочи, копроскопию, исследование соскоба на энтеробиоз (или кал на яйца гельминтов).

Если ребенок прививается согласно национальному календарю прививок, то в три года ни какие плановые вакцинации не проводятся.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

В этом возрасте дети отдают предпочтение более сложным и функциональным игрушкам.

Игрушки для двигательного развития - мячи, гимнастические палки, игрушки для подтягивания, велосипед, круг для плавания, кегли и другие.

Для развития конструкторских способностей - игрушки состоящие из геометрических фигур, открывающиеся и закрывающиеся игрушки, кубики, пирамидки, лего с крупными деталями, формочки для песка и другие.

Дидактические игрушки - книги-раскладки, лото или домина с картинками, книги с выразительными иллюстрациями, настольные игры с картинками, настенные календари и плакаты с полезной информацией (животные, растения, цифры, времена года).

Игрушки для ролевых и сюжетных игр - наборы доктора, пожарного, парикмахера, строителя, учителя магазин, набор детской посуды, игрушечные овощи, фрукты, машинки, домики, куклы, животные и другие.

Наборы для творчества - карандаши, цветные мелки, пластилин, глина, игры со шнуровкой, наборы цветной бумаги, наклейки, акварельные краски.

Не смотря на то, что ребенок уже большой, старайтесь уделять ему время. Играйте и занимайтесь вместе с ним. Чаще хвалите за старания и тогда его успехи не заставят себя ждать.

Каким должно быть физическое развитие детей 3-4 лет в соответствии с возрастными нормами? Родителям полезно об этом знать, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их по мере возможности. От этих показателей во многом зависит социальная адаптация ребёнка и его успешность в обучении. Анатомо-физиологические возрастные особенности, характерные для данного возраста, диктуют определённые виды занятий и упражнений, от которых зависят навыки, умения и знания малышей по физической культуре.

Врачи называют следующие особенности физического развития детей 3-4 лет, которые соответствуют нормам:

  1. Обычно физическое развитие ребёнка 3 лет определяется следующими параметрами: рост 96 (допускается отклонение в 4 см), вес 12 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 51 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 48 см, молочных зубов должно быть около 20.
  2. За два года все эти параметры, естественно, изменяются. К пятилетнему юбилею физическое развитие ребёнка 4 лет должно соответствовать уже иным числам: рост 104 (допускается отклонение в 4 см), вес 17 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 55 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 50 см, молочные зубы ещё не должны меняться на коренные.
  3. Объём черепной коробки в 3 года составляет почти 80% от примерного объёма черепа, диагностируемого у взрослого человека.
  4. Изгибы позвоночника неустойчивы, суставы и кости легко деформируются под влиянием негативных внешних воздействий.
  5. Диаметр мышц существенно увеличивается в несколько раз, мышечные волокна дифференцируются. На начальном этапе крупная мускулатура развита больше, чем мелкая. Но с течением времени движения пальцев и кистей совершенствуются, если физическое развитие идёт в соответствии с нормой.
  6. Просветы дыхательных путей (носовые ходы, трахея, гортань, бронхи) пока всё ещё максимально узкие. Выстилающая их слизистая оболочка нежна и быстро ранима. Поэтому одной из физических особенностей этого возраста являются частые воспалительные заболевания органов дыхания. Ребёнок не может регулировать дыхание на сознательном уровне и сочетать его с собственными движениями.
  7. Сердце работает без проблем в условиях посильных нагрузок. Кровообращение очень быстрое. Давление - 95 на 58.
  8. Строение и деятельность центральной нервной системы постоянно совершенствуется. Ребёнок способен к анализу и синтезу. Он умеет воспринимать окружающий мир, обладает речью, которая помогает ему обобщать и уточнять воспринимаемое (о возрастных особенностях развития ребёнка, можно прочесть здесь).
  9. Процессы возбуждения и торможения легко рассеиваются. Поэтому дети в этом возрасте делают много ненужных, совершенно лишних движений, суетливы, много говорят или резко замолкают. Повышенная возбудимость приводит к скорой утомляемости.

Нужно понимать, что все эти особенности физического развития детей в 3-4 года достаточно условны. Маленькие организмы могут развиваться по индивидуальным траекториям с учётом каких-то болезней, но отклонения от этих норм не должны быть значительными. В соответствии с этими моментами ребёнок должен обладать определённым набором знаний, умений и навыков, характерным для данного возраста.

Перечисленные выше анатомо-физиологические возрастные особенности ребёнка в 3-4 года заметны чаще всего невооружённым глазом, так как касаются внешности. Или же они выявляются в ходе медицинских обследований и лабораторных анализов, если речь идёт о функционировании внутренних органов. В поведении же, на занятиях в детском саду, а особенно - в играх можно тоже увидеть, в норме ли его физическое развитие. В этом возрасте он должен:

  • задействовать в играх обе руки;
  • ходить на носочках;
  • делать различные виды шагов: широкие и мелкие, приставные и в прискоке;
  • ходить и бегать, управляя темпом (быстро, умеренно, медленно);
  • ходить и бегать в заданном направлении (прямо, змейкой, по кругу, между предметами);
  • ходить и бегать, держась крепко за руки;
  • прыгать на месте, продвигаясь либо вперёд, либо назад, через невысокие и недлинные препятствия;
  • достаточно точно бросать мяч в определённую цель, ловить его пока ещё только двумя руками;
  • принимать активное участие в спортивных, танцевальных, игровых мероприятиях;
  • последовательно выполнять разнообразные двигательные действия;
  • управлять телом - удерживать равновесие при ходьбе по наклонной поверхности;
  • уверенно крутить педали на велосипеде (пока ещё трёхколёсном);
  • хорошо ходить спиной вперёд;
  • подниматься и спускаться по лестнице, как взрослый, - чередуя ноги.

Ваш малыш без проблем справляется со всем этим в свои 3-4 года? Тогда можете быть уверены: особенности его физического развития не отклоняются от нормальных показателей. Если же у него ещё не всё получается, отчаиваться не стоит. Нужно лишь немного позаниматься с ним дополнительно, чтобы всё встало на свои места.

Разбираясь в особенностях физического развития детей 3-4 лет, можно грамотно организовать занятия с ними. Усиливая тренировки в одном месте и ослабляя напряжение в другом, можно добиться очень хороших результатов. С таким подходом к этому делу ваш ребёнок станет физически крепким и здоровым дошкольником. Вот какие упражнения окажутся весьма полезными в этом возрасте.

  1. Чтобы совершенствовать движения пальцев и кистей, ребёнку требуется рисование, строительные и дидактические игры. Это - основы развития мелкой моторики.
  2. Овладеть собственным телом ребёнку помогают поднимания рук в стороны и вверх, повороты туловища и его покачивания.
  3. Регулярное выполнение упражнений, требующих усиленного выдоха: разнообразные игры с пушинками или лёгкими изделиями из бумаги. Это способствует нормальному развитию дыхательной системы.
  4. Бег трусцой (не более 500 м), бег на носочках. Вспомогательная игра - кто быстрее добежит.
  5. Ходьба змейкой между различными предметами, на носочках.
  6. Прыжки одновременно на двух ногах и попеременно на одной. Прыжки через предметы (их высота - не более 5 см). Вспомогательная игра - классики.
  7. Приседания: не более 5 раз за 1 заход.
  8. Для физического развития ребёнка очень важно равновесие. Поэтому его нужно заставлять ходить по прямой линии, приставляя пятки одной ноги к носкам другой. Вспомогательные игры - качели, карусель. При ходьбе по прямой линии можно давать ему предметы - стакан с водой или ложку с теннисным шариком.
  9. Вис и качание на перекладине, кольцах, трапеции, турнике.
  10. До 5 кувырков за день.
  11. Очень важны для физического развития в 3-4 года упражнения на пресс. Предлагайте малышу подтягивать ноги к туловищу во время виса на турнике.
  12. Работайте с ребёнком над осанкой. Упражнения со спиной - кошечка и лодочка. Можно попробовать ходить с книгой на голове.
  13. Ползание между предметами и под ними высотой 50 см, по туннелю.
  14. Гонять мяч по полю, ловить его двумя руками, пытаться играть в футбол, пробовать забивать в ворота, бросать его в цель (она должна быть пока только горизонтальной - учитывайте эту возрастную особенность физического развития детей 3-4 лет).
  15. Катания на трёхколёсном велосипеде, самокате.

При регулярности таких занятий физическое развитие ребёнка в 3-4 года будет соответствовать нормам. Однако родителям необходимо учитывать здесь такой момент, как отсутствие противопоказаний для нагрузок подобного рода. Если малыш здоров, можете приступать к физкультуре хоть сегодня. При наличии же патологий и болезненных состояний необходима консультация врача. Нужно учитывать все особенности подобного рода занятий. Несколько полезных советов помогут сориентироваться.

Чтобы не навредить собственному ребёнку, организуйте физические нагрузки для него грамотно, с учётом его возрастных особенностей 3-4 лет. Иначе можно замедлить развитие растущего организма.

  1. Суставы пальцев у ребёнка в 3-4 года легко деформируются, если, например, он часто лепит из очень жёсткого пластилина. Следите за тем, чтобы подсобный материал был мягким и податливым.
  2. Не должно быть неправильных поз: сведены плечи, опущено одно плечо, постоянно опущена вниз голова. Они могут стать для ребёнка привычными, что неизменно приводит к серьёзным нарушениям осанки. В дальнейшем это отрицательно скажется на развитии кровообращения и дыхания.
  3. Для нормального физического развития органов дыхания учите ребёнка дышать носом.
  4. Обеспечьте ребёнку в 3-4 года сон в 11-13 часов в сутки. На дневной сон из них приходится 1-1,5 часа.
  5. Наполняйте день малыша физической активностью для его полноценного развития. Реализуйте его потребность в постоянном движении с помощью утренней зарядки, длительных прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, физкультминуток и даже домашнего спортзала.
  6. Обучайте его новым навыкам: езде на велосипеде, плаванью, игре в мяч. Это придаст ему уверенности, повысит самооценку.
  7. Будьте аккуратны с правилами в играх: не используйте соревнования. Соблюдать правила в 3-4 года ребёнок способен, но только не проигрывать. Иначе физическое развитие будет проходить на фоне нервного стресса.
  8. Сразу пролечивайте любые заболевания. Не забывайте про профилактику.

Чтобы физическое развитие ребёнка в 3-4 года соответствовало нормам, родители должны уделять его здоровью большое внимание. Постоянное посещение врачей, профилактика распространённых детских заболеваний, навыки здорового образа жизни, выполнение физических упражнений, закаливание - всё это играет здесь определённую роль. Только с учётом всех этих аспектов малыш будет формироваться правильно на фоне своих сверстников. Это положительно скажется на всей его дальнейшей жизни.

Развитие детей 3-4 лет происходит очень активно: в этот период происходит развитие двигательных навыков у детей, их движения становятся все более уверенными. Малыши хорошо бегают, прыгают на двух ногах и на одной ноге. Самостоятельно поднимаются и спускаются с лестницы, лазают по гимнастической лестнице. Бросают и ловят двумя руками мяч, попадают мячом в цель на расстояние 1,5 м. Умеют ездить на трехколесном велосипеде, двигаются под музыку. Под руководством взрослых выполняют несложные физические упражнения для развития детей , .

Психологическое развитие детей 3-4 лет

Родители являются для него образцом во всем, и малыш стремится им подражать, хотя и начинает проявлять все большую самостоятельность.

У детей в 3-4 года развивается память, мышление ребенка, в то же время у детей этого возраста часто меняется настроение.

Умения и навыки

Ребенок умеет самостоятельно есть, пользуясь ложкой и вилкой, к четырем годам развитие детей достигает такого уровня, что дети почти самостоятельно могут одеваться и раздеваться (они уже умеют застегивать и расстегивать пуговицы).

Малыш умеет пользоваться мылом, самостоятельно умываться и даже чистить зубы, вытирать руки и лицо полотенцем.

Он с удовольствием помогает маме делать уборку, вытирая тряпочкой пыль, помогает расставлять и убирать посуду на кухне, если ему дают такие поручения. По просьбе взрослых складывает свои игрушки в коробку, кладет свои вещи на место.

Развитие речи детей 3-4 лет

Развитие речи детей происходит постоянно, словарный запас ребенка постоянно расширяется и составляет около двух тысяч слов; улучшается произношение, которое становится более правильным. Малыш знает свое имя, к четырем годам развития ребенок может назвать также фамилию и домашний адрес; называет по именам своих близких, знакомых детей.

По просьбе взрослых ребенок называет предметы окружающей обстановки и может описать их, указав их размеры и цвета. К четырем годам развития дети знают названия частей тела человека, нескольких профессий, некоторых растений, деревьев, овощей, фруктов, птиц и животных, знают отличия между сезонами года. Дети могут рассказать о домашних и диких животных: что они умеют делать, где живут; малыши имитируют голоса зверей и птиц (демонстрируют, как мяукает кошка, кричит петушок и т. п.). Ребята любят отгадывать загадки, пересказывают небольшие сказки, рассказы, разучивают под руководством взрослых небольшие стихотворения.

Развитие детей к 4 годам

В этот период происходит развитие пространственных представлений у детей. Они уже способны различать понятия«выше - ниже», «короче - длиннее», «шире - уже», «справа - слева».

Дети различают предметы по признакам («большой - маленький», «твердый - мягкий», «горячий - холодный» и др.)

Различают цвета, знают их названия.

Научите ребенка различать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Малыши составляют различные конструкции из кубиков, умеют собирать и разбирать , матрешку, развивается логика детей. Любят играть с куклами: нянчат их, одевают, кормят, возят в машинке и и т. п. Лепят различные фигурки из песка.

К 4 годам следует научить ребенка

  • расстегивать и застегивать пуговицы, молнии, зашнуровывать ботинки, завязывать узелки;
  • составлять картинки из фрагментов, развивая моторику и логику детей одновременно;
  • нанизывать на толстую нить или проволоку бусины,
  • соединять линиями точки на бумаге, рисовать на бумаге линии и простые фигуры (человечков, цветы, солнышко, дом с окнами, дверью и трубой и т. п.), закрашивать иллюстрации в , развивать творческие навыки детей;
  • лепить поделки из пластелина.

Для развития детей в возрасте 4 лет очень важна оценка окружающих. Не забывайте хвалить ребенка, даже если не все у него получается удачно.

На что стоит обратить внимание родителям

  • Вес ребенка значительно меньше или больше нормы, происходит отклонение от нормы антропометрических параметров.
  • Вы замечаете отставание в развитии ребенка - задержку психомоторного развития, отклонения в развитии речи ребенка (кода малыш не говорит или говорит невнятно, «проглатывает» отдельные слоги и слова).
  • Ребенок часто конфликтует с другими детьми, агрессивен по отношению к ним.
  • Малыш слишком пуглив, он боится оставаться один и подолгу плачет.

Причины отклонений в развитии детей могут быть разными. Чтобы вовремя устранить возникшие проблемы, стоит как можно раньше показать ребенка врачу.



Ребёнок 3-4 лет.

психологические особенности, показатели развития

Психологические особенности детей 3-4 лет

Три года - очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый - малыш», а на равных, как с другом.

⁠⁠⁠⁠ Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет

Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку - баночкой.

Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет

Ведущая деятельность - игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.

В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.

Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ГОДА:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
-Обращается к воспитателю по имени и отчеству.
-Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
-Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
-Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх.
-Может общаться спокойно, без крика
-Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последова-тельности; умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
-Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).
-Называет членов своей семьи, их имена.
-Соблюдает простейшие навыки поведения во время еды, умывания (Акку-ратно моет лицо, руки, шею; насухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место, пользуется расчёской и носовым платком; умеет пра-вильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошит хлебом, пережёвывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает с полным ртом.)
-Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодоле-вать небольшие трудности.
-Проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
-Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
-Знаком с правилами поведения в природе (не рвать, без надобности расте-ния, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.) ; знаком в пер-вичными представлениями о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого); знаком с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

Образовательная область «Познавательное развитие»
-Умеет различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».
-Умеет видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»
-понимает вопрос «сколько»
-сравнивает группы предметов, используя приёмы наложения и приложения
-сравнивает два предмета, разные по величине (длине, высоте)
-узнаёт знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
-различает 4 цвета основного спектра (синий, красный, жёлтый, зелёный), знает чёрный и белый.
-понимает слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
-ориентируется в частях суток: день -ночь, утро - вечер.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности
-Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов окру-жающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
-умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету; знает что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и др.), другие созданы природой (камень, шишки).

Ознакомление с предметным окружением
-знает предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
-имеет представления о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина).

Ознакомление с социальным миром
-знаком с театром через мини-спектакли, игры-драматизации по произведениям детской литературы.
-сформирован интерес к малой родине и первичные представления о ней

Ознакомление с миром природы
-сформированы представления о растениях и животных (домашние животные и их детёныши, дикие животные)
-Имеет представления о птицах, прилетающих на участок, о насекомых
-умеет отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды
-знаком с некоторыми растениями данной местности (одуванчик, мать-и-мачеха и др.)
-знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.)
-знаком с характерными особенностями следующими друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей
-имеет представления о свойствах воды, песка, снега.

Образовательная область «речевое развитие»
-общается со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.)
-различает и называет существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая).
-понимает обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.;
-согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употребляет существительные с предлогами (в, на, под, за, около)
-с помощью взрослого, используя фигурки, куклы, инсценирует отрывки из знакомых сказок
-умеет читать наизусть потешки и небольшие стихотворения, рассказывать о содержании иллюстраций
-называет произведение, прослушав отрывок из него
-умеет говорить «спасибо», здороваться, прощаться

Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

Рисование.
-Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
-Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Лепка.

-Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
-Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

Аппликация.
-Создает изображения предметов из готовых фигур.
-Украшает заготовки из бумаги разной формы.
-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собст-венному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

Конструктивно-модельная деятельность.
-Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
-Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
-Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Музыкальная деятельность
-Слушает музыкальное произведение до конца.
-Узнает знакомые песни.
-Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
-Замечает изменения в звучании (тихо - громко).
-Поет, не отставая и не опережая других.
-Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
-Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, ба-рабан и др.).

Образовательная область «Физическое развитие»
-сформированы представления о ценности здоровья; сформировано желание вести
здоровый образ жизни
-приучен к опрятности и в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни
-Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
-Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
-Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
-Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места
-Может катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой.

Особенности

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА

В возрасте 3-4 лет дети очень подвижные и активные. Идет перестройка организма. Это уже не малыши, но еще и не взрослые. В это время врачи отмечают физическое развитие детей 3 4 лет быстрый рост и потерю жировой массы.

Малыш становится более выносливым. Сейчас можно вводить физкультуру и спортивные занятия – детям это пойдет только на пользу. Дайте им возможность выплеснуть энергию на игровой площадке.

ПРАВИЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Под правильным физическим развитием малыша подразумевается соответствие антропометрических норм возрасту. В возрасте 3-5 лет дети снова вступают в фазу активного роста, прибавляют так же, как в первый год жизни. К 3 годам малыш уже уверенно бегает, может менять направление движения.

Сейчас детям просто необходима физическая активность, и оставлять их без движения вредно. Идет укрепление сосудов всего тела, налаживание работы сердца, развитие дыхательное системы.

К 4 годам это уже «маленький взрослый». Пропадает детская пухлость – малыш выглядит пропорциональным. Сейчас он может потерять несколько килограммов, так как постоянно находится в движении. Если в это время ограничивать его двигательную активность, не давать выхода энергии, то физическое развитие детей 3 4 лет развитие организма не сможет проходить правильно. У детей, ограниченных в двигательной активности, наступают эндокринные проблемы, снижается насыщение крови кислородом.

Пока что рост и вес девочек и мальчиков примерно одинаковый. Их развитие проходит по одному принципу: они активные, жизнерадостные, любят совместные игры. Занятия физической культурой проводятся для девочек и мальчиков совместно, нагрузка одинаковая.

Что умеет ребенок 3-4 лет?

У малышей 3-4 лет внушительный набор возможностей. Конечно, при условии, что они занимаются физической культурой. Без нее физическое развитие может проходить замедленно. Если малыш посещает физическое развитие детей 3 4 летдетский садик, то у него есть простые уроки физкультуры. Кроме того, рекомендовано утром делать небольшую зарядку, это помогает проснуться и быть в форме.

У детей внимание на упражнениях удерживается 10-15 минут, не больше. Потом преподаватель физкультуры делает игровую паузу. Игры выбираются активные, полные движений. Игра привлекает, конечно, больше, чем рутинные упражнения. В этом возрасте для детей игровая физкультура будет лучшим выбором. Итак, что же умеют дети 3-4 лет:

Ходят на носочках и пятках, могут делать большие и маленькие шаги;

Ходят и бегают, но непродолжительное время;

Прыгают на месте, совершают прыжки вперед или назад;

Могут бросить и поймать мяч;

Любят общую физическую активность;

Могут контролировать свое тело, удерживать равновесие.

Это не так мало, если учесть, что правильно ходить ребенок начал всего полтора года назад. К 4 годам появляется полное владение своим телом, малыш становится выносливее.

Занятия физкультурой

Важно правильно организовать физическое развитие детей. Для этого физические нагрузки должны быть регулярными и дозированными. В детском садике будут игры, физкультура, разные веселые соревнования. Затем малыш идет в школу, где занятия продолжатся, но будут уже физкультурасерьезнее. С 4 лет можно отдавать ребенка в спортивную секцию – посещать ее рекомендуется не чаще 2 раз в неделю по 1-1,5 часа. Этой нагрузки вполне достаточно для таких маленьких детей.

В возрасте 4 лет почти все профессиональные спортивные секции начинают набор. У многих детей уже к 3-4 годам отмечают хорошие физические данные для занятия спортом, например гимнастикой. Родителям нужно понимать, что это уже путь в серьезный спорт. Необходимо очень хорошо подумать, ведь теперь жизнь малыша будет постоянно связана с этим.

Физкультура дома

Самые простые уроки физкультуры с ребенком можно проводить дома или на площадке. Заниматься нужно 10-15 минут. Лучше всего делать это зимой в проветренном помещении, а летом – на улице. Схема занятий для детей 3-4 лет будет следующей:

Бег – 200-300 метров. Не стоит задавать малышу быстрый темп. Если нужен отдых, дайте ему передохнуть 2-5 минут.

Ходьба на носочках и пятках – 150 метров.физическое развитие детей 3 4 лет

Прыжки на одной и двух ногах. По 10 повторений.

Приседания – 5 повторений.

На площадке – лазанье по лесенке, висы на вытянутых руках.

Упражнения с обручем. Поднятие обруча на вытянутых руках.

Упражнения дома на коврике: лодочка, перекатывания, растяжка.

Время от времени повышайте нагрузку, но не чаще, чем 1 раз в 2-3 месяца. Добавляйте другие простые упражнения. К 5-6 годам малыш уже может пробежать трусцой около 500 метров без остановки.

Не нужно сильно перенапрягать ребенка. Нельзя заниматься во время болезней, кроме того, необходим перерыв на 1-2 недели после полного выздоровления. В этот период организм усиленно работает над своим восстановлением, и ему не нужна дополнительная нагрузка. После болезни лучше начинать с пеших прогулок на 1-2 километра.