Дарим цветы        23.09.2019   

Краткосрочный проект в доу именины березки. Проект в старшей группе "Белая береза" проект (старшая группа) на тему. Пословицы про березу

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Алёнушка»

П. Ромоданеово

Проект в старшей группе «Теремок» (краткосрочный)

«Белая береза»

Воспитатель:Медведева С.И.

2016 г.

Проект "Белая береза" (старшая группа, краткосрочный)

Мотив:

Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Выводы:

1. Дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.

2. Дети не знают, почему берёза - самое почитаемое дерево в России.

Виды работы:

Сбор информации.

Подбор иллюстративного материала.

Отбор художественной литературы, публицистического материала.

Организованная и неорганизованная деятельность.

Совместная и самостоятельная деятельность.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель Медведева С.И, родители старшей группы.

Срок: июнь, июль, август

1 этап - Разработка проекта.

Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.

3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.

4. Развивать у детей познавательную активность.

5. Активизировать и обогащать словарь.

6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.

Предполагаемый результат:

Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.

2 этап - Перспективное планирование.

Цикл наблюдений:

Почему зимой нет листьев на деревьях?

Берёза в осенний период времени.

Беседы с детьми:

Красота природы бесценна.

Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой. (см. в Приложениях)

Что мы знаем о деревьях и берёзе в частности. (см. в Приложениях)

Как берёзу использовали в древности. (см. в Приложениях)

Поход к березе

Художественная литература.

Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза», Е. Тимошенко «Ёлочки метёлочки».

Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».

Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую», Рождественский «Береза».

Организованная деятельность

Беседа «Красота природы бесценна» . Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. (см. в Приложениях)

Рассказ воспитателя «Воспетое дерево» (октябрь 5). Цель: познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.

Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?» . Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

Комплексное занятие «Люблю берёзку русскую» Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке

Совместная и самостоятельная деятельность

Художественно- продуктивная:

Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина.

Совместная деятельность с родителями:

Воскресные наблюдения «Красавица берёзка».

Беседа за круглым столом «Целебное лукошко».

Детская художественная литература.

Фотоальбом «Береза глазами художников и детьми».

Репродукции картин И.Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень»), Куиджи «Березовая роща»,И.Шишкина («Лесная глушь»).

3 этап - Реализация проекта.

Итоговое занятие для детей «Белая береза».

Итог работы:

Вопросы к детям:

Что вы узнали нового, чего раньше не знали?

Что вас удивило?

Что понравилось больше всего?

Перспектива: оформление дневника наблюдений «Наше дерево».

Приложение

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»

Программное содержание . Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?

5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

6. Кто сажает деревья? Для чего?

7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?

8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?

9. Как можно определить возраст берёзы?

10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»

Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»

Программное содержание . Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)

Берёза растёт на открытом или затенённом месте?

Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)

Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)

Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)

Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)

Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)

Ветер переносит семена берёзы.

Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.

От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)

А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Конспект занятия в старшей группе «Белая береза»»

Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.

Материал к занятию:

Иллюстрация с изображением берёзы.

Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», Куиджи «Березовая роща», И. Шишкин «Тропинка в березовом лесу»».

Ход занятия

Загадка:

Стоит Аленка, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.

Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)

Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)

Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)

Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!

С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)

В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.

Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».

А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.

Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».

Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!

Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.

На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.

Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:

Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.

Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.

Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.

Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».


ОЛЕСЯ ПЕРЕЛЫГИНА
Проект «Русская березка»

Актуальность :

Огромную роль в экологическом образовании детей играет исследовательская деятельность в природе. Дети, проживающие в городе редко общаются с природой, поэтому необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Знаменитые слова песни : «С чего начинается Родина?»

С речки, с песчаного берега , с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки , которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

В народе называют березку - красавицей русских лесов . Береза – наиболее почитаемое и любимое дерево наших предков – прабабушек, прадедушек. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла , приносит мир. Здоровье и добро. Березку всегда сажали рядом с домом для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.

Поэтому в наше время, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимую красоту нашей природы.

Цель :

Приобщение детей к русской культуре , посредством экологического воспитания.

Задачи :

1. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о значении её в жизни человека.

2. Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;

3. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление. а.

4. Воспитывать любовь к русской природе , бережное отношение к ней .

Ожидаемый результат :

Сформированное представление у детей :

О берёзе, как о самом почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;

О взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой;

О пользе берёзы, о бережном отношение к природе .

Участники : дети, воспитатели

Формы и методы работы : НОД, наблюдения, музыкальные досуги,

Предварительная работа : наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.

Подготовительный этап :

1. Изучение уровня знаний детей по теме и определение этих знаний.

2. Беседы, рассказы, индивидуальная работа с детьми, музыкально-ритмические занятия.

4. Подбор методической и художественной литературы.

Основной этап :

НОД : «Люблю березку рсскую » ;

Экскурсия к березке по экологической тропе;

Беседы о березе .

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

тему : «Люблю березку – русскую » .

Заучивание стихотворений.

Чтение художественной литературы :

Подбор загадок, пословиц, поговорок, примет о березе .

Настольно – печатные игры; дидактические игры; подвижные игры.

Схема работы по проекту :

Игровая деятельность :

Настольно – печатные игры : «Лес» , «Что растет в лесу?» , «Четвертый лишний» .

Дидактические игры : «Подбери слово» (к слову березовый , «Какая береза (подбор прилагательных, «Придумай однокоренные слова» , «Найди дерево по описанию» , «Из семени в дерево» , «Сравни» , «Угадай растение» , «Что лишнее?» , «Полезно – вредно» , «Скажи по – другому» и т. д.

Подвижные игры : «Найди такой же лист» , «Найди пару» , «Кто быстрее

Развитие речи :

Заучивание стихотворений :

С. Есенин «Белая береза » ,

Ф. Тютчев «Первый лист» ,

А. Прокофьев «Люблю березку русскую » .

Рассматривание картин;

Беседа : "Что я знаю о берёзе".

Разучивание пословиц, поговорок

Художественная литература :

Подбор и выставка художественной литературы о березе ;

П. Воронько "Береза " - чтение стихотворения;

С. Есенин "Белая береза " - заучивание стихотворения;

К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.

Музыка :

"Песня о Родине" (сл. Е. Карасевой, муз. В. Елинек) ;

"Во поле береза стояла " - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия) ;

"Ай да березка " - хоровод (муз. Т. Попатенко) .

Изобразительная деятельность :

Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему : «Люблю березку – русскую » .

Заключительный :

1. Развлечение : «Люблю березку русскую » .

2. Конкурс «Читаем стихи о березке » .

Реализация проекта «Люблю березку – русскую » научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности

Кожемякина Елена Александровна,

воспитатель

МАДОУ Вагайский детский сад "Колосок"

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный

(с 01.09.2016 г. по 27.10.2017г.).

Предмет исследования: берёза.

По количеству участников : групповой (средняя группа).

Березка белая, березка чистая,

Всегда веселая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

Станислав Брандис

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Актуальность:

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Гипотеза:

Если мы будем знакомить детей с березой и ее лечебными свойствами, это позволит бережно относиться к ней и воспитает любовь к природе.

Объект: Берёза

Задачи:

1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Реализация проекта:

Теоретическая часть:

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в селе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».

2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

4. Провела опрос родителей в своей группе по использованию ими берёзы в настоящее время. Из диаграммы видно, что родители не знают многих полезных свойств берёзы.

Практическая часть:

Работа с детьми:

Образовательная область «Познание»:

1. Наблюдения за берёзой во время прогулок.

2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»

3. Выбор березки на территории детского сада.

4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

5. Исследование берёзового угля

6. Исследование бересты под лупой.

7. Оформление «Паспорта березы»

8. Создание мини музея «Белоствольная красавица»

Образовательной область «Чтение художественной литературы»

  1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»;

8) «Медведь и берёза» и т.д.

2. Разучивание пословиц, поговорок, народных примет.

3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза».

Образовательной областью «Физическая культура»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

2. Подвижные игры:

«Беги к березе»,

«Кто больше соберет грибов подберезовиков»,

«Венок»(из березы),

«Кто быстрее соберет березовые почки».

Образовательной областью «Художественное творчество»:

1. Рельефная лепка: «Береза в зимнем лесу»

2. Рисование «Береза – русская красавица»

3. Рисование: «Осенняя берёза»

4. Аппликация из обрывной бумаги «Белоствольная красавица»

5. Конструирование «Берёзонька»

6. Аппликация из бересты

Образовательная область «Коммуникация»

  1. Беседа: "Что я знаю о берёзе",
  2. "Берёза строить и жить помогает".
  3. НОД по речевому развитию «Берёза- белая подруга»
  4. Разучивание стихов о берёзе по мнемотаблице.

Образовательной область «Музыка»

1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.

2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой,

“Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко

  1. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”

Образовательная область «Здоровье»

Беседы: «Берёзовый сок и его польза», «Лечебные свойства берёзы»

Образовательная область «Труд»

Засыпание снегом корней берёзки.

Работа с родителями:

  • Изготовление буклетов «Берёза и её лечебные свойства»
  • Помощь в оформлении:
  1. «Паспорта березы»,
  2. мини музея «Белоствольная красавица»;
  3. альбомов:
  • «Русская берёзка»;
  • «Русские поэты о березке»,
  • «Предметы из бересты»,
  • «Берёза на картинах русских художников».
  • Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство».
  • Участие родителей в форуме «Большая перемена» с презентациями: «Берёзовый сок и его польза», «Берестяные изделия».
  • Мастер класс для родителей «Рисование берёзы»

Продукт проекта:

Провела диагностику с детьми «Что мы знаем о берёзе». На начало проекта: в-0%, с-20%, н-80%; на конец проекта: в-13%, с- 87%, н-0%.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева» и мини музей «Белоствольная красавица».

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Я и мои дети будем и дальше проводить проекты экологической направленности.

Рефлексивный этап

В результате проведенной работы дети моей группы стали понимать и осознавать насколько ценно дерево береза и почему оно необходимо.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Наш проект не завершён. Ещё будет итоговое развлечение «День рождение берёзы», которое состоится 4 июня 2017г в праздник Святой Троицы.

Литература:

  1. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996
  2. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.
  3. О.А. Шаповалова. Сценарии народных праздников
  4. Т.А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004508

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


Актуальность Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. Березка…Нет милее и роднее дерева для русского народа. Белоствольная красавица во все времена являлась гордостью и символом нашей страны. Именно с этого дерева начинается Родина для малыша. В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.




Цель и задачи Цель: ознакомление дошкольников с березой, как символом России Задачи: познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.




Работа с детьми (план) Образовательной область «Чтение художественной литературы». 1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; Г. Н. Рахимов «Три березки под окном» и т. д. 2. Разучивание пословиц, поговорок. 3. Заучивание стихов о березе: А. Прокофьев «Люблю березку русскую…», С.Есенин «Белая береза»и т. д.


Работа с детьми (план) Образовательной областью «Физическая культура» 1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу». 2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок»(из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».


Работа с детьми (план) Образовательная область «Коммуникация» 1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", «Какие деревья мы знаем» и др. 2. Проведение праздника «Русская березка»


Работа с детьми (план) Образовательная область «Познание» 1. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом» 2. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.


Работа с детьми (план) Художественно-продуктивная деятельность 1."Белая береза" - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина 2. «Осенняя березка» - аппликация 3. «Березка» - лепка


Работа с детьми (план) Образовательной область «Труд» 1. Укрывание дерева первым слоем "одеяла" из опавших листьев 2. Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега


Работа с родителями (план) 1.Оформление фотоплаката «Люблю березку русскую» (фотографии детей на фоне березы) 2.Оформление альбома «Березка» (картинки, иллюстрации, фотографии с изображением березы) 3.Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке» Реализация проекта Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега

Проект для младших дошкольников «Белоствольная берёзка»

Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта : проект средней продолжительности, июнь – август 2016 .
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Возраст детей : 3-4 года.
Продукт проекта : коллаж «Русская красавица»

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.
Недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе (дети часто ломают деревья, не понимая, что они живые и какую пользу они приносят).

Актуальность проекта.
Проект «Белоствольная берёзка» направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека, экологически – грамотное отношение к природе.

Цель: формирование представлений детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, бережного отношения к деревьям.

Задачи:
1.Обогатить представления детей о берёзе, как о живом существе (строение, условия роста).
2. Познакомить детей с тем, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки».
3. Воспитывать любовь к русской природе и бережное отношение к ней (правила поведения в природе – эмоционально откликаться, переживать радость, восхищение от общения с берёзкой, не причинять ей вред).

Этапы проекта
Подготовительный
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Разработка бесед, образовательных ситуаций, плана экскурсий по « экологической тропе», в музей «Русской избы», наблюдений на прогулке, сценария итогового мероприятия «Праздник русской берёзки».
Подготовка иллюстрированного материала: альбомов « Всё о берёзке», « Берёза прекрасна во все времена года», « Репродукции картин о берёзе».
Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе, художественной литературы.
Оформление уголка «Русская берёзка».


Работа с родителями.
Познакомить родителей с целью и задачами проекта. Заинтересовать родителей.
Наглядные консультации по теме проекта: « На прогулке и дома расскажите детям про берёзу», « Стихи, загадки, игры о берёзе»
Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе в альбом « Всё о берёзе».
Привлечь к изготовлению коллажа « Русская красавица».
Выставка рисунков и поделок совместно с детьми «Моя берёзка»



Основной этап.
Тематические беседы.
«Что я знаю о берёзке»
Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Вызвать интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

«Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

«Родное дерево»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.

«Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.


Наблюдение на прогулке: «Встреча с русской красавицей» (познакомить с деревом).
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.


Экскурсия по «Экологической тропе».
Цель: расширить представления детей о характерных признаках лета; уточнить представления об изменениях, происходящих летом в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту берез.


Рассматривание альбомов «Всё о берёзе», « Берёза прекрасна во все времена года», « Репродукции картин о берёзе». Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.



Ознакомление с художественной литературой.
Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза».Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила». Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе. Загадки, пословицыЦель: обогащать знания детей посредством художественного слова.


Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую»
Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе.Составление рассказов с детьми «Сказка о берёзке», «За что я люблю берёзку».
Цель: выражать отношение к берёзе в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Играли в дидактические игры:
«Укрась дерево листочками».
Цель: формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых летних и осенних цветосочетаний.
«Собери целое дерево».
Цель: формировать представление о строение дерева.
«С кем дружит дерево»
Цель: формировать представления о связи дерева с другими живыми организмами.«Что нужно дереву?»
Цель: формировать представления о жизни дерева, его развитии.



Для самостоятельной деятельности детям предлагали раскраски с изображением берёзки.


Экскурсии в музей ДОУ«Русская изба»(Применение берёзы в старину, предметы обихода).


Разучивание и песен хороводов "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия), "Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко).
Цель: вызвать эмоциональную отзывчивость к красоте народного языка и музыке, желание их петь.


Играли с детьми в народные игры «Печка и дрова».
Подвижные игры: «Кто больше соберет берёзовых листочков», « Кто быстрее добежит до берёзы», « У медведя во бору».


Заключительный этап
Создание коллажа «Русская красавица»Цель: способствовать развитию творческих навыков в процессе изготовления коллажа из природного материала.



Итогом проделанной работы стало развлечение «Праздник русской берёзки». Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке; воспитывать любовь к русской берёзке.



Результат проекта
Дети: Дети расширили свои представления о берёзе, как о живом существе.
Узнали о пользе берёзы для человека.
Прониклись заботой и любовью к берёзе, и стали бережно относиться к деревьям.

Воспитатель:
- подобрала методическую и детскую литературу
- разработала конспекты образовательной деятельности, сценарий итогового мероприятия
- наработала рекомендации для родителей по теме проекта
-составила картотеки пословиц и поговорок, загадок о берёзе.

Родители: - проявили интерес и участвовали в реализации проекта- приняли участие в оформлении альбома « Всё о берёзке».

В развивающую среду были внесены:
- иллюстрированные альбомы
-дидактические игры « Укрась дерево листочками», « Собери целое дерево», « С кем дружит дерево», «Что нужно дереву?».
- оформлен уголок « Русская берёзка»