Садовые растения        28.09.2019   

Критика происхождение семьи частной собственности и государства. “происхождение семьи, частной собственности и государства”

По расчету довольно часто обращается в самую грубую проституцию - иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает в наем свое тело не сдельно, как наемная работница, а раз и навсегда продает его в рабство.

  • Групповой брак фактически существует для мужчин и по настоящее время. То, что со стороны женщины считается преступлением и влечет за собой тяжелые правовые и общественные последствия, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном, которое носят с удовольствием. Но чем больше старинный гетеризм изменяется в наше время под воздействием капиталистического товарного производства и приспособляется к последнему, чем больше он превращается в неприкрытую проституцию, тем сильнее его деморализующее воздействие. При этом мужчин он деморализует гораздо больше, чем женщин.
  • Заключение брака в современной нам буржуазной среде происходит двояким образом. В католических странах родители по-прежнему подыскивают юному буржуазному сынку подходящую жену, и, разумеется, результатом этого является наиболее полное развитие присущего моногамии противоречия: пышный расцвет гетеризма со стороны мужа, пышный расцвет супружеской неверности со стороны жены. Католическая церковь, надо думать, отменила развод, лишь убедившись, что против супружеской неверности, как против смерти, нет никаких средств. В протестантских странах, напротив, буржуазному сынку, как правило, предоставляется большая или меньшая свобода выбирать себе жену из своего класса; поэтому основой для заключения брака может служить в известной степени любовь, как это, приличия ради, постоянно и предполагается в соответствии с духом протестантского лицемерия. Здесь гетеризм практикуется мужем не столь энергично, а неверность жены встречается не так часто. Но так как при любой форме брака люди остаются такими же, какими были до него, а буржуа в протестантских странах в большинстве своем филистеры, то эта протестантская моногамия, даже если брать в общем лучшие случаи, все же приводит только к невыносимо скучному супружескому сожительству, которое называют семейным счастьем. [...] Но и в том и в другом случае брак обусловливается классовым положением сторон и поэтому всегда бывает браком по расчету.
  • Не лучше обстоит дело с юридическим равноправием мужчины и женщины в браке. Правовое неравенство обоих, унаследованное нами от прежних общественных отношений, - не причина, а результат экономического угнетения женщины. В старом коммунистическом домашнем хозяйстве, охватывавшем много брачных пар с их детьми , вверенное женщинам ведение этого хозяйства было столь же общественным, необходимым для общества родом деятельности, как и добывание мужчинами средств пропитания . С возникновением патриархальной семьи и еще более - моногамной индивидуальной семьи положение изменилось. Ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества. Оно стало частным занятием, жена сделалась главной служанкой, была устранена от участия в общественном производстве. Только крупная промышленность нашего времени вновь открыла ей - да и то лишь пролетарке - путь к общественному производству. Но при этом, если она выполняет свои частные обязанности по обслуживанию семьи , она остается вне общественного производства и не может ничего заработать, а если она хочет участвовать в общественном труде и иметь самостоятельный заработок, то она не в состоянии выполнять семейные обязанности. И в этом отношении положение женщины одинаково как на фабрике, так и во всех областях деятельности, вплоть до медицины и адвокатуры.
  • Нерасторжимость брака уже в настоящее время нарушается в тысячах случаев. Если нравственным является только брак , основанный на любви , то он и остается таковым только пока любовь продолжает существовать.
  • Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом. Свободного, добровольного уважения, с которым относились к органам родового общества, им уже недостаточно, даже если бы они могли завоевать его; носители отчуждающейся от общества власти, они должны добывать уважение к себе путем исключительных законов, в силу которых они приобретают особую святость и неприкосновенность. Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше "авторитета", чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним.
  • Современная индивидуальная семья основана на явном или замаскированном домашнем рабстве женщины, а современное общество - это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей, как бы его молекул. Муж в настоящее время должен в большинстве случаев добывать деньги, быть кормильцем семьи, по крайней мере в среде имущих классов, и это дает ему господствующее положение, которое ни в каких особых юридических привилегиях не нуждается. Он в семье - буржуа, жена представляет пролетариат. Но в области промышленности специфический характер тяготеющего над пролетариатом экономического гнета выступает со всей своей резкостью только после того, как устранены все признанные законом особые привилегии класса капиталистов и установлено полное юридическое равноправие обоих классов; демократическая республика не уничтожает противоположности обоих классов - она, напротив, лишь создает почву, на которой развертывается борьба за разрешение этой противоположности. Равным образом, своеобразный характер господства мужа над женой в современной семье и необходимость установления действительного общественного равенства для обоих, а также способ достижения этого только тогда выступят в полном свете, когда супруги юридически станут вполне равноправными. Тогда обнаружится, что первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству, что, в свою очередь, требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества.
  • Согласно буржуазному пониманию, брак был договором, юридической сделкой, и притом самой важной из всех, так как она на всю жизнь определяла судьбу тела и души двух человек . В ту пору формально сделка эта, правда, заключалась добровольно; без согласия сторон дело не решалось. Но слишком хорошо было известно, как получалось это согласие и кто фактически заключал брак.
  • Среди женщин проституция развращает только тех несчастных, которые становятся ее жертвами, да и их далеко не в той степени, как это обычно полагают. Зато всей мужской половине человеческого рода она придает низменный характер.
  • Из книги История Древнего мира [с иллюстрациями] автора Нефедов Сергей Александрович

    РОЖДЕНИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Не желай дома ближнего своего, не желай жены ближнего своего, ни поля его, ни вола его… Исход, 20, 17. Когда-то давно, шесть тысяч лет назад, равнина Двуречья была страной непроходимых, заросших тростником болот. В период разлива две большие

    Из книги Утопия у власти автора Некрич Александр Моисеевич

    Барьер частной собственности Частная собственность это, как известно, основа эксплуатации человека человеком, и наша революция совершена именно для того, чтобы ее ликвидировать, передать все в собственность народу. Михаил Горбачев Генеральный секретарь был

    автора

    РАСХИЩЕНИЕ И РАЗГРАБЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ, ОБЩЕСТВЕННОЙ И ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Расхищение и разграбление частной, общественной и государственной собственности на оккупированных территориях было заранее обдумано, запланировано и

    Из книги Нюрнбергский процесс, сборник материалов автора Горшенин Константин Петрович

    РАЗГРАБЛЕНИЕ ЧАСТНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПОЛЬШЕ. ИЗ ОФИЦИАЛЬНОГО ДОКЛАДА ПОЛЬСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА О ЗЛОДЕЯНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ ГИТЛЕРОВЦАМИ В ПОЛЬШЕ[Документ СССР-93]4. Экспроприация и грабеж общественной и частной собственностиa) 27 сентября 1939 г. немецкие

    Из книги Библейский Израиль. История двух народов автора Липовский Игорь Павлович

    Происхождение патриарха Авраама и его семьи Кем же был на самом деле Аврам, и к какому народу принадлежал он и его семья? Имена членов библейской семьи, а главное, время их появления в Месопотамии, Ханаане, а затем и в Египте, говорят не только об их западносемитском

    Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

    Происхождение Русского государства Племя Русь в первый раз появилось в России в 862 году. Откуда оно появилось – никому не было известно.Все в этом племени были беспаспортные и на расспросы летописцев давали уклончивые ответы.– Мы происходим от Адама! – говорили

    Из книги Политическая антропология автора Крадин Николай Николаевич

    4. Происхождение государства Едва ли не самый дискуссионный вопрос политической антропологии – образование государственности. Существует множество различных точек зрения на этот счет, В эпоху Нового времени возникла так называемая теория "общественного договора" (Т.

    Из книги Уроки истории автора Бегичев Павел Александрович

    37. Святой противник частной собственности Сегодня он играет джаз, А завтра Родину продаст. От саксофона до ножа Один шаг! Из страшилок идеологического отдела ЦК КПСС Как-то раз после очередного столкновения с непробиваемо-чугунной логикой современных фарисеев,

    автора

    Глава 5. О частной собственности и видах социализации До сих пор мы еще не имели случая говорить о частной собственности, между тем спор о ней составляет едва ли не главное содержание социального вопроса в его современной постановке. Частная собственность, как мы могли

    Из книги Русский народ и государство автора Алексеев Николай Николаевич

    Глава 7. Противники и защитники частной собственности Критика частной собственности является критикой существующей экономической системы, именуемой капиталистической или буржуазной. И, в сущности говоря, все коммунистические и социалистические теории исходят в своих

    Из книги «Орден меченосцев». Партия и власть после революции 1917-1929 гг. автора Павлюченков Сергей Алексеевич

    Глава 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПАРТИИ - ГОСУДАРСТВА Секрет «необъятной власти»«Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть», - продиктовал Ленин в своем знаменитом «Письме к съезду», высказывая опасения по поводу того, сумеет ли Сталин

    Из книги ВЫПУСК 2. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА автора Семенов Юрий Иванович

    4.2. Родья как ячейка частной собственности. Бессемейный вариант развития Были общества, где наряду с семьями продолжали существовать и даже играть ведущую роль родьи. В этих обществах существовала возможность возникновения домохозяйств на базе не семьи, а родьи. И в ряде

    Из книги Княжеские владения на Руси в X - первой половине XIII в. автора Рапов Олег Михайлович

    Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

    § 8. Родья как ячейка частной собственности. Бессемейный вариант развития В случае с родьей необходимым был разрыв экономических связей между мужем и женой, между мужем и детьми жены и соответственно полное исчезновение семьи как иждивенческой ячейки и вообще особого

    Из книги Петр Столыпин. Великий человек Великой России! автора Лобанов Дмитрий Викторович

    16 ноября 1907 г. Неприкосновенность частной собственности - основа бытия Русской держав (Первая речь П. А. Столыпина в Третьей Государственной Думе) Господа члены Государственной думы!Для успеха совместной работы вашей с правительством вам надлежит быть осведомленными о

    Из книги Полное собрание сочинений. Том 16. Июнь 1907 - март 1908 автора Ленин Владимир Ильич

    5. Критика частной собственности на землю с точки зрения развития капитализма Ошибочное отрицание абсолютной ренты, этой формы реализации частной поземельной собственности в капиталистических доходах, привело к одному важному недостатку с.-д. литературы и всей с.-д.

    До 60-х годов XIX века господствовали религиозные взгляды и патриархальную семью считали самой древней. Формы семьи, существующие у других народов не выстраивали исторически и никак не связывали между собой. Это было время накопления сведений о разных формах семьи, в особенности у отставших в развитии народов. Первым семью изучил Баховен (1861 г. «Материнское право»). По Баховену не улучшение условий жизни, а восприятие людьми этих изменений вызвало изменение в социальном положении мужчины и женщины . Ближайший приемник Баховена Дж. Мак-Леннан. Мак-Леннан предположил, опираясь на существование аналогичных традиций у современных народов, что в древности существовал обычай похищать жен на стороне у других племен. Леннан так же определил экзогамию и эндогамию . Он же указал на большое распространение экзогамии и признал порядок происхождения по материнскому праву первоначальным . Мак-Леннан выделял только три вида брака: многомужество, многоженство и единобрачие.

    Морган появился на научной сцене в 1871 г. Он указал, что эндогамии и экзогамия вовсе не должны противопоставляться. По его мнению при групповом браке племя делилось на роды, в которых половые связи запрещались. Морган открыл первоначальный род, основанный на материнском праве, предшествовавшем отцовскому праву культурных народов.

    Существует производство двух видов: средств к жизни (предметов питания, одежды, жилища) и самого человека (продолжение рода). Общественные порядки зависят от обоих видов производства (от труда и от семьи).

    Морган и Энгельс считали: экзогамия и эндогамия не составляют противоположности; при групповом браке племя делилось на группы связанные по материнской линии, внутри которых брак был запрещен. Этим опровергаются теории Мак-Леннана. Т.о. материнский род, основанный на материнском праве как стадии, предшествовавший основанному на отцовском праве роду культурных народов, имеет для первобытной истории огромное значение.

    Доисторические ступени культуры: дикость, варварство, цивилизация. Дикость и варварство делятся на три ступени (низшая, средняя, высшая).

    В первобытном обществе половые связи не ограничивались . Доказательство существования: современные малоразвитые племена. При попытке опровержения ссылаются на животный мир. О семейных и других совместно живущих групп обезьян мы почти ничего не знаем. В животном мире известны только две формы семьи: многоженство и сожительство отдельными парами; всегда допускается лишь один супруг. Ревность самца, одновременно скрепляющая и ограничивающая семью животных, приводит ее в противоречие со стадом; из-за этой ревности стадо может сильно пострадать это доказательство того, что первобытная и животная семьи несовместимы. Для выхода из первобытного состояния требовалось объединение стада для совместных действий. Групповой брак, оставлявший мало места для ревности, сменяется многомужеством, так же исключающим ревность, а потому неизвестного животным. Согласно Моргану из первобытного состояния неупорядоченных отношений весьма рано развились:

    1. Кровнородственная семья (супружеские права и обязанности исключаются только между предками и потомками).

    2. Пуналуальная семья (исключала половые связи между братьями и сестрами, между родителями и потомками). С П. семьей появляется род - основа общественного порядка в древнем обществе. Род или несколько родов сестер становились ядром одной общины, их единоутробные братья ядром другой - так произошла П. семья.

    Т.к. при групповом браке происхождение может быть установлено только с материнской стороны, признается только женская линия. Поэтому признание происхождения называют материнским правом. Групповой брак представляет собой брак между классами, массовое супружество целого класса мужчин, часто рассеянных по всему материку, со столь же разбросанным классом женщин. Нравственный закон, который предназначает их друг другу, воспрещает под угрозой позорного наказания всякую половую связь вне принадлежащих дуг другу брачных классов. При появлении обычая похищать женщин появляются признаки перехода к единобрачию в форме парного брака. Брак целыми классами представляет собой первоначальную форму группового брака, тогда как пуналуальная семья является высшей ступенью его развития

    3. Парная семья - мужчина имел главную жену среди многих жен, и он был для нее главным мужем среди других мужей. Брачные узы могут быть легко расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде принадлежат только матери. Парная семья слишком слабая и неустойчивая, чтобы вызвать домашнее хозяйство. Коммунистическое домашнее хозяйство, при котором большинство женщин принадлежит к одному роду, тогда как мужчины принадлежат к различным родам, служит основой господства женщины. Широко распространенной формой перехода от группового брака к парному был выкуп , которым женщина приобретала право принадлежать только одному мужчине. Переход к единобрачию совершился главным образом благодаря женщинам. Только после того как женщинам был осуществлен переход к парному браку, мужчины смогли ввести строгую моногамию (только для женщин). С введением скотоводства, обработки металлов, ткачества и полеводства, по мере того как богатства росли, они, с одной стороны давали мужу более влиятельное положение в семье, чем женщине, а с другой порождали стремление использовать это упрочившееся положение для того, чтобы изменить традиционный порядок наследования в пользу детей. Это привело к отмене материнского права. Вводилось право происхождения по мужской и право наследования по отцовской линии. Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола.

    4. Моногамная семья - возникает из парной семьи, на рубеже между средней и высшей ступенью варварства, основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью (только муж имеет право отвергнуть свою жену). Новая форма семьи была у греков. Греческая женщина является для мужчины только матерью его наследников, его главной домоправительницей и надсмотрщицей над рабынями. Именно существование рабства, наличие рабынь в полном распоряжении мужчины сделали моногамию только для женщин. Моногамия была первой формой семьи в основе которой лежали не естественные, а экономические условия. Таким образом единобрачие появляется в истории как порабощение одного пола другим, провозглашение противоречия между полами.

    Под гетеризмом Морган понимает наряду с единобрачием небрачные половые связи мужчин с незамужними женщинами. Впервые была создана предпосылка, на основе которой из моногамии смогла развиться индивидуальная половая любовь, которая была неизвестна всему древнему миру.

    Брак, для того, чтобы быть действительным должен представлять собой договор, добровольно заключенный обеими сторонами, и обе стороны должны иметь равные права и обязанности по отношению друг к другу. С юридическим равноправием мужчины и женщины в браке введение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер, оно стало частным занятием; жена сделалась главной служанкой, была отстранена от участия в общественном производстве.

    Три главные формы брака соответствующие трем главным стадиям развития человечества : дикости соответствует групповой брак, варварству - парный, цивилизации - моногамия. Своеобразие прогресса, который проявляется в этой последовательности форм, заключается в том, что половой свободы, лишаются женщины, но не мужчины.

    Мы идем навстречу общественному перевороту, когда существовавшие основы моногамии исчезнут , как и проституция. Предстоящий общественный переворот превратит в общественную собственность средства производства. Тогда моногамия станет действительностью так же и для мужчин. Хозяйство превратиться в общественную отрасль труда, уход за детьми и их воспитание станут общественными. Вступает в действие новый момент - индивидуальная половая любовь. Современная половая любовь предполагает у любимого существа взаимную любовь. Появляется критерий взаимности, которого не могло быть в древнем мире. С торжеством частной собственности заключение брака стало целиком зависеть от соображений экономического характера. Согласно буржуазному пониманию брак был юридической сделкой. Поднимающаяся буржуазия стала признавать свободу заключения договора так же и в отношении брака. Брак оставался классовым браком, но внутри класса предоставлялась известная свобода выбора. Брак основанный на половой любви по природе своей является единобрачием . Равноправие женщины будет в бесконечно большей степени способствовать моногамии мужчин, чем полиандрии женщин. От моногамии отпадут те характерные черты, которые ей навязаны ее возникновением из отношений собственности, а именно господство мужчин и нерасторжимость брака.

    Морган доказал, что род - это учреждение общее для всех народов.

    Род состоит из всех лиц, которые путем пуналуального брака и согласно неизбежно господствующим при этом браке представлениям образуют признанное потомство одной определенной родоначальницы. (у ирокезов):1. род выбирает своего сахема и вождя 2. род по своему усмотрению смещает сахема и военного вождя. 3. никто из членов рода не может вступать в брак внутри рода. 4. имущество умерших переходило к остальным членам рода, оно должно было оставаться внутри рода. 5. члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь, и особенно содействие при мщении за ущерб, нанесенный чужими. 6. род имеет определенные имена или группы имен. С родовым именем связаны и родовые права. 7. род может усыновлять посторонних и таким путем принимать их в члены своего племени. 8. во время религиозных празднеств сахемы и военные вожди отдельных родов выполняли жреческие функции. 9. род имеет общее место погребения. 10 род имеет совет - собрание всех взрослых членов рода. Совет был верховной властью в городе. Индейское племя в Америке характеризует: 1. собственная территория и собственное имя, 2. особый, лишь этому племени свойственный диалект. 3. право торжественно вводить в должность избранных родами сахемов и военных вождей, 4. право смещать их даже против желания их рода, 5. общие религиозные представления и культовые обряды, 6. регулирование отношений с другими племенами, 7. у некоторых племен мы встречаем верховного вождя, полномочия которого, однако, невелики. Дальше объединения в племя большинство американских племен не пошло. Основные черты немногочисленных союзов племен: 1. вечный союз родственных по крови племен на основе полного равенства и самостоятельности во всех внутренних делах племени. 2 . органом союза был союзный совет, состоявший из сахемов 3. места для сахемов распределены между племенами и родами. 4. союзные сахемы были так же сахемами и в своих племенах. 5. все постановления союзного совета должны были приниматься единогласно. 6. голосование производилось по племенам.7. союзный совет мог быть созван каждым из советов племен. 8. заедания происходили в присутствии собравшегося народа. 9. в союзе не было никакого единоличного главы. 10 союз имел двух высших военных вождей с равными полномочиями.

    Основной общественной ячейкой является род, из него развивается система родов, фратрий и племен. Появившиеся позже классовое общество представляло картину развития незначительного меньшинства за счет эксплуатации большинства.

    Греки уже в доисторическое время были организованы сообразно американцам. Но род греков не архаический род ирокезов. Материнское право уступило место отцовскому. Частное богатство пробило первую брешь. Вторая брешь - обязательность для девушки выходить замуж внутри своего рода.

    Многие роды имели свои общие религиозные обряды. Система кровного родства, соответствующая роду в его первона-

    чальной форме обеспечивала знание родственных отношений всех членов родов друг к другу. Фратрия, как и у американцев была расчленившейся на несколько дочерних родов и объединенная их первоначальным родом.

    Образование различных диалектов у греков, скученных на сравнительно небольшой территории получило меньшее развитие, чем в обширных американских лесах. Организация управления: 1. совет старейшин 2. народное собрание 3. военоначальник. Сыновья могли рассчитывать на наследование в силу народного избрания, что отнюдь не говорит о признании законным наследование помимо такого избрания. В греческом строе героической эпохи существовала древняя родовая организация еще в полной силе, но вместе с тем и начатым ее разрушением. Право на эксплуатацию и деление на классы утвердило государство. Должность басилея имела судебные и судейские полномочия.

    Перемена состояла в том, что в Афинах было учреждено центральное управление. Произошло слияние в единый народ живущих по соседству племен. Должность басилея утратила свое значение; во главе государства встали избранные из среды благородных - архонты. Производство велось в самых узких рамках, но продукт целиком находился во власти производителей. Как следствие отцовского права и моногамии появляется факт явление продажи отцом детей. Каждая общественная группа имела ряд новых общих интересно. Были созданы новые органы для защиты своих интересов и учреждены новые должности. Такие учреждения создавали публичную власть, и впервые в истории разделяли народ для общественных целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. Были установлены максимальные размеры земельной собственности, которой могло владеть отдельное лицо. Начали вытесняться старые кровнородственные объединения. В организацию управления вводится новый элемент - частная собственность. Господствующие занятия: торговля, ремесло (на основе рабского труда) и художественное ремесло. Копилось движимое имущество. С введением новой организации управления и с допущением большого числа рабов органы родового строя были оттеснены от общественных дел; они выродились в союзы частного характера и в религиозные братства.

    Общепризнано, что римский род был таким же институтом, как и род греческий. Устройство: господствовало отцовское право, существовали общие религиозные празднества, общее место погребения, женщина с выходом замуж утрачивает свои агнатические права, выходит из своего рода; имело место общее владение землей, члены рода обязаны были оказывать друг другу защиту и помощь, существовало право носить родовое имя, право принимать в род посторонних, право избирать и смещать старейшину. Римские женщины принадлежавшие к какому-нибудь роду, могли первоначально вступать в брак только внутри своего рода, т. о. римский род был экзогамным (по Моммзену). Десять родов объединялись во фратрию, которая в Риме называлась курией и имела более важные общественные функции, чем греческая фратрия. К римскому народу мог принадлежать только тот, кто был членом рода, а через свой род - членом курии и племени. Организация управления: общественными делами ведал сенат (состоял из старейшин трехсот родов). Сенат имел право принимать окончательные решения по многим вопросам и предварительно обсуждать наиболее важные из них. Народ собирался по куриям, в куриях - по родам. При принятии решений каждая из тридцати курий имела один голос. Собрание курий имело огромную политическую власть (в том числе и назначало rexa - царя). Должность rexa не была наследственной, а выбиралась по предложению своего предшественника. У римлян в период царей существовала военная демократия, основанная на родах, фратриях и племенах. Население возрастало за счет иммиграции и за счет завоеванных народов. Все жители вновь покоренных народов были лично свободными людьми. По новой организации управления было создано новое народное собрание, в котором участвовали, или из которого исключались populus и плебеи . Военнообязанное мужское население было разделено соответственно своему имуществу на шесть классов. В народном собрании центурий граждане размещались по военному образцу. К этому новому собранию центурий перешли все политические права прежнего собрания курий. Было создано новое государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

    В XI веке существует обработка земли селами, парный брак отнюдь не был еще вытеснен моногамией. Женщины пользовались правом голоса в народных собраниях. Ирландские крестьяне часто делятся на партии - это искусственное возрождение уничтоженных родов. Впрочем, в некоторых местностях члены рода все еще живут вместе на старой территории. Германцы вплоть до расселения народов были сформированы в роды. Брат матери считал своего племянника своим сыном - пережиток рода, организованный в соответствии с материнским правом. Следы материнского права обнаруживаются и в эпоху средневековья: женщину они видят священной и пророческой, дома господство жены бесспорно. Формой брака был постепенно приближающийся к моногамии парный брак, допускалось многоженство знатных, целомудрие же девушек, в общем соблюдалось строго. Из родового строя вытекало обязательство наследовать вергельд - искупительный штраф, уплачиваемый вместо кровной мести за убийство или нанесение ущерба. Поселения германцев состояли не из деревень, а из больших семейных общин, которые охватывали несколько поколений, занимали под обработку соответствующий участок земли и пользовались окружающими пустошами вместе с соседями, как общей маркой. Когда число членов общин сильно возросло, то эти общины распались, луга стали делить отдельные домашние хозяйства. Повсеместно существовал совет старейшин. Старейшины живут отчасти за счет почетных приношений от членов племени скотом, зерном и проч. Выборное начало сменяется наследственным правом. Возникает знатная семья в каждом роде. Военоначальники избирались независимо от происхождения, власть сосредотачивалась у народного собрания. Суд вершат все сообща, под председательством старейшины, когда приговор выносился всем коллективом. Образовались союзы племен, от которых ведет свое начало большинство новой знати . Возникновению королевской власти содействовал институт дружины. Военный вождь, приобретший славу собирал вокруг себя отряд жаждавших добычи молодых людей. Появление дружин привело к упадку старинной народной свободы. Система военного наемничества позволила создать вторую из главных частей позднейшей знати.

    Германцы были весьма многочисленны. К III веку распространена обработка металла и текстильные изделия, велись активные сношения с Римом. Шло наступление германцев по всей линии Рейна - росло население. В пятом веке был открыт путь в обессилившую Римскую империю. Римское правление основывалось на беспощадной эксплуатации захваченных земель, все большую роль приобретало земледелие, распространилось мелкое хозяйство. Рабство перестало окупать себя и потому отмерло. В провинции мелкие крестьяне, чтобы оградить себя от произвола чиновников и судей искали себе покровительства. Германцы отняли у римлян две трети всей земли и поделили ее между собой. Со смешивание германского населения с римским родственный характер связи отступал на задний план перед территориальным. Кровная связь в городе вскоре утратила свое значение в результате завоевания. Органы родового строя превратились в органы государства. Наступил момент превращения власти военоначальника в королевскую власть. Общественное расслоение и распределение собственности Римской империи периода упадка вполне соответствовали тогдашнему уровня производства в земледелии и промышленности; уровень производства в течение последующих четырехсот лет вновь породил такое же распределение собственности и те же самые классы населения, город потерял господство над деревней.

    На низшей ступени варварства нет места для господства и порабощения. Мужчина и женщина - каждый хозяин в своей области: женщина в доме, мужчина в лесу. Первое крупное общественное разделение труда, произошло, когда пастушеские племена выделились из общей массы варваров. Это породило регулярный обмен. Скот приобрел функцию денег. Деньги начинают активно совершенствоваться. Важными достижениями стали ткацкий станок и плавка металлических руд. Появился свободный (прибавочный) продукт. С увеличением потребности на ежедневные затраты в труде появилось рабство. Появились эксплуататоры и рабы. Разделение труда в семье обусловливало распределение собственности между мужчиной и женщиной. Развивается единовластие мужчин. Семья начинает противостоять роду. Со вторым крупным разделением труда ремесло отделилось от земледелия. Союз родственных племен становиться повсюду необходимостью, а вскоре становиться необходимым и слияние их, и тем самым слияние отдельных племенных территорий в одну общую территорию всего народа. Появляется военный вождь, как глава, т.к. ведется активная завоевательная политика (отсюда название военной демократии). Грабеж становиться постоянным промыслом. Грабительские войны усиливают власть верховного военоначальника. закладываются основы наследственной королевской власти и наследственной знати. Органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения. Это граница цивилизации.

    Цивилизация открывается новым шагом вперед в разделении труда и усиливает все существовавшие до этого виды разделения труда, особенно путем обострения противоположности между городом и деревней. С появлением цивилизации появляется класс купцов. Этот новый класс захватывает управление производством. Вместе с купечеством появляются металлические деньги. Вслед за покупкой товаров за деньги появляется ссуда, а вместе со ссудой процент и ростовщичество. Появляется земельное богатство. Право отдельных лиц на владение земельными парцеллами, предоставленными ему первоначально родом или племенем, упрочилось теперь на столько, что эти парцеллы стали принадлежать им на правах наследственной собственности. Полная свободная собственность на землю означала не только возможность беспрепятственно и неограниченно владеть ею, но так же и возможность отчуждать ее. Появилась ипотека. Происходила концентрация и централизация богатств в руках немногочисленного класса, а вместе с этим росло обнищание масс. Оттеснялась родовая знать. В результате переворота в условиях производства и вызванных им изменений в общественной структуре возникли новые потребности и интересы не только чуждые древнему родовому строю, но и во всех отношениях противоположные ему. Родовой строй был уничтожен разделением труд и разделением на классы, он был заменен государством.

    Афины представляют наиболее классическую форму развития государственности: государство возникает из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества.

    Государство есть продукт общества на определенной ступени развития.; государство есть признание того, что это общество запуталось. Государство отличает от родовой организации территориальное деление своих подданных, учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженная сила и налоги, необходимые для содержания публичной власти. Обладая публичной властью и правом взимать налоги чиновники становятся как орган общества над обществом. Государство возникло из потребности удерживать противоположности классов и потому оно является инструментом самого могущественного из этих классов. В большинстве известных истории государств предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением. Высшая форма государства - демократическая республика.

    Государство существует не извечно, были народы, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени развития государство становится необходимостью.

    Мы приближаемся к ступени, когда существование классов становится помехой к развитию производства. Цивилизация является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющие оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе. Производство на всех предыдущих ступенях общественного развития было по существу коллективным, равным образом и потребление сводилось к прямому распределению продуктов внутри больших или меньших коммунистических общин . Постепенно товарное производство становится господствующей формой. При товарном производстве продукты переходят из рук в руки. Производитель отдает свой продукт. Появляются деньги в роли посредника , купец. Процесс обмена становится еще запутанней, конечная судьба продуктов еще непонятнее. С появление рабства появляется эксплуатирующий и эксплуатируемые классы.

    Ступень товарного производства, с которой начинается цивилизация экономически характеризуется введением металлических денег, появлением купцов, возникновением частной собственности на землю и ипотеки, появлением рабского труда как господствующей формы производства. Цивилизации соответствует моногамия. Связующая сила - государство. Для цивилизации характерно противоречие между городом и деревней, введение завещаний. Так как основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим, то всякий шаг вперед в производстве означает шаг назад в положении угнетенного класса. Наиболее ярким примером этому является ведение машин, последствия которого общеизвестны.

    произв. Энгельса, написанное в 1884. Опираясь на материал книги Моргана “Древнее общество”, а также на др. данные науки, Энгельс в своей работе исследует осн. черты развития первобытнообщинного строя. Он прослеживает изменение форм брака и семьи в связи с экономическим прогрессом об-ва, анализирует процесс разложения родового строя (на примере трех народов: древних греков, римлян и германцев) и его экономические причины. Показывает, что рост производительности труда и разделение труда привели к возникновению обмена, частной собственности, к разрушению родового строя и к образованию классов, что возникновение классовых противоречий вызвало к жизни государство как орудие защиты интересов господствующего класса. Осн. выводы, к к-рым приходит Энгельс: 1) частная собственность, классы и государство не всегда существовали, а возникли на определенной ступени экономического развития; 2) государство в руках эксплуататорских классов всегда является лишь орудием насилия и угнетения широких масс народа; 3) классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов неизбежно исчезнет государство. Книга Энгельса, несмотря на ин. устаревшие положения и фактические данные, до настоящего времени служит пособием для изучения вопросов исторического материализма.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА»

    Der Ursprung der Familie, des Privateigentums und des Staats, Gotiingen. Zuerich, 1884) - сочинение Ф. Энгельса.

    Для Маркса и Энгельса было очевидно, что классовое общество со всеми его институтами возникло исторически. Но для характеристики доклассового общества, процесса его разложения и перехода к классовому им недоставало научных данных, которые были еще весьма разрозненны. Многое прояснила в этом отношении изданная в 1877 в Лондоне книга Л. Моргана «Древнее общество», в которой родовой строй американских индейцев был по существу с материалистических позиций рассмотрен в контексте эволюции первобытного общества. После смерти Маркса Энгельс обнаружил составленный им конспект (с замечаниями) этой книги и, используя его, а также собственные исследования по истории античности, древних германцев, кельтов и т. д., весной 1884 написал данную работу, заполнившую существенный пробел в социально-исторической концепции марксизма.

    В книге развивается положение о том, что производство и воспроизводство непосредственной жизни носят двоякий характер: производство средств существования и производство самого человека. И чем менее развито первое, тем большее влияние на жизнь людей оказывает второе. Вслед за Морганом Энгельс выделял в предыстории человечества периоды дикости и варварства, каждый из которых включает низшую, среднюю и высшую ступени. Переход от одной ступени к другой обусловлен развитием орудий труда. Он особо отмечал, что именно открытие использования огня позволило человечеству вырваться из животного состояния. Изготавливая примитивные каменные орудия, люди существовали за счет собирательства, охоты, рыболовства. В период варварства произошел переход к производству средств существования - возникло земледелие и скотоводство (позже этот переход получил название неолитической революции). Развитие производительных сил на этой базе подготовило материальные предпосылки для возникновения цивилизации. Т. о., смена этапов первобытного общества определяется развитием материального производства. Но формы социальной организации оказываются также в зависимости от производства самого человека, порождающего разные формы семьи, системы родства. Эти последние и характеризуют отношения людей того времени. Исторически они возникали на основе запретов на половые отношения сперва между поколениями, родителями и детьми, затем между братьями и сестрами. В результате возникает род, состоящий из родственников по материнской линии. Несколько близких родов составляли племя. Браки внутри рода были запрещены. Но существовали различные формы группового брака между мужчинами и женщинами из разных родов данного племени. В период перехода к варварству начали образовываться относительно устойчивые брачные пары, и групповой брак стал перерастать в парный. Посте пенно семья приобретает также функцию хозяйственной ячейки, что ведет к ее обособлению внутри рода. С ростом богатства возникает и проблема наследования от отца к сыну. Создается патриархальная семья, включавшая родственников по отцовской линии, разрушившая материнский род. Она утвердила неравенство мужчин и женщин, господствующее положение мужчин и явилась формой переходной к моногамной семье, характерной для цивилизации. Это неравенство сохраняется и в буржуазной семье. В будущем обществе хозяйственная функция семьи отомрет, а с ней исчезнет и экономический расчет в отношениях между мужчиной и женщиной. Эти отношения будут строиться лишь на индивидуальной любви, а их формы люди будущего определят сами. Для Энгельса имело принципиальное значение наличие общих черт у рода американских индейцев и у рода древних народов Европы, установление того факта, что они были различными ступенями одной и той же родовой организации общества. Это означало, что была открыта форма общественного устройства доисторического периода существования человечества. Данная форма соответствовала низкому уровню развития производительных сил, редкому населению, почти полному подчинению человека природе, а индивида - общности, к которой он принадлежал. Общая собственность, естественное половозрастное разделение труда, совместное ведение хозяйства сплачивали род, и это давало возможность людям выжить в тех условиях. В одиночку выжить было невозможно. Не изолированный индивид, а первобытный коллектив - род, племя, община - находились у начала человеческой истории. Развитие производительных сил стало подрывать основы родовой организации, поскольку появился прибавочный продукт и возможность его накопления, перераспределения и т. д., что было несовместимо с первобытным равенством. Процесс разложения родового строя совпадал с генезисом частной собственности, общественного неравенства, классов и государства. Тем самым определились стартовые позиции для научной постановки вопроса о происхождении классового общества и его институтов или, как это обозначено в книге, о возникновении цивилизации. Здесь решающее значение имел рост производительности труда, связанный с появлением железных орудий и общественным разделением труда. Энгельс назвал три крупных этапа в разделении общественного труда, которые составили путь к цивилизации: выделение пастушеских племен, сделавшее необходимым систематический обмен продуктами, появление денег; отделение ремесла от земледелия, что привело к широкому использованию труда рабов, становлению товарного производства и торговли, имущественному неравенству, частной собственности и разделению общества на классы; выделение торговли в самостоятельный вид деятельности: купцы уже не могли обходиться без металлических денег. Развитие ремесла и торговли, рост богатства, разрыв прежних родовых связей, возникновение имущественного неравенства и общественных классов подготовили почву для образования государства.

    В классовом обществе с его антагонизмами, согласно Энгельсу, для сохранения существующих порядков, защиты интересов господствующего класса необходима организованная политическая сила. Ею и является государство. В книге на основе обширного материала дается описание и анализ становления институтов государства у древних греков, римлян, германцев. У различных народов этот процесс имел свои особенности. Но его общими чертами было появление публичной власти (армия, чиновники), налогов и деления населения не по родовому, а по территориальному признаку. Государство выполняет некоторые необходимые для общества функции, но в отличие от родовой организации, оно ставит себя над обществом. История цивилизации знает три великие формы эксплуатации одного класса другим: рабство, крепостничество и наемный труд. В каждую эпоху государство как орган самого экономически могущественного класса закрепляло эти формы порабощения. Таковой является и демократическая республика в буржуазном обществе, где капитал господствует косвенно, но тем вернее. Государство возникло вместе с классами, носит классовый характер и с уничтожением классов должно отмереть.

    Книга отражает уровень науки кон. 19 в. С тех пор и наука, и история ушли далеко вперед, и многие вопросы, рассмотренные в книге, ныне интерпретируются иначе. Возникло и много новых проблем. Но работа, сыграв важную роль в истории марксизма и мировоззрения вообще, сохраняет свое значение как выражение принципиальных позиций по ряду фундаментальных проблем марксистской социально-исторической теории.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Нижеследующие главы представляют собой в известной мере выполнение завещания. Не кто иной, как Карл Маркс собирался изложить результаты исследований Моргана в связи с данными своего – в известных пределах я могу сказать нашего – материалистического изучения истории и только таким образом выяснить все их значение. Ведь Морган в Америке по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое Марксом сорок лет тому назад, и, руководствуясь им, пришел, при сопоставлении варварства и цивилизации, в главных пунктах к тем же результатам, что и Маркс. И подобно тому как присяжные экономисты Германии годами столь же усердно списывали «Капитал», сколь упорно замалчивали его, точно так же и представители «доисторической» науки в Англии поступали с «Древним обществом» Моргана. Моя работа может лишь в слабой степени заменить то, что уж не суждено было выполнить моему покойному другу. Но в моем распоряжении имеются среди его подробных выписок из Моргана критические замечания, которые я, в той мере, в какой это относится к теме, воспроизвожу здесь.

    Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны – производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой – производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны – труда, с другой – семьи. Чем меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а следовательно, и богатство общества, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей. Между тем в рамках этой, основанной на родовых связях структуры общества все больше и больше развивается производительность труда, а вместе с ней – частная собственность и обмен, имущественные различия, возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым основа классовых противоречий: новые социальные элементы, которые в течение поколений стараются приспособить старый общественный строй к новым условиям, пока, наконец, несовместимость того и другого не приводит к полному перевороту. Старое общество, покоящееся на родовых объединениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; его место заступает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения, – общество, в котором семейный строй полностью подчинен отношениям собственности и в котором отныне свободно развертываются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие содержание всей писаной истории вплоть до нашего времени.

    Великая заслуга Моргана состоит в том, что он открыл и восстановил в главных чертах эту доисторическую основу нашей писаной истории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам древней греческой, римской и германской истории. Его сочинение – труд не одного дня. Около сорока лет работал он над своим материалом, пока не овладел им вполне. Но зато и книга его – одно из немногих произведений нашего времени, составляющих эпоху.

    В нижеследующем изложении читатель в общем и целом легко отличит, что принадлежит Моргану и что добавил я. В исторических разделах о Греции и Риме я не ограничился данными Моргана и добавил то, что находилось в моем распоряжении. Разделы о кельтах и германцах в основном принадлежат мне; Морган располагал тут материалами почти только из вторых рук, а о германцах – кроме Тацита – лишь низкопробными либеральными фальсификациями г-на Фирмана. Экономические обоснования, которые были достаточны для целей, поставленных Морганом, но для моих целей совершенно недостаточны, все заново переработаны мной. Наконец, само собой разумеется, я отвечаю за все те выводы, которые сделаны без прямых ссылок на Моргана.

    Напечатано в книге: F. Engels. «Der Ursprung der Familie, desPrivateigent-hums und des Staats». Hottingen Zurich, 1884

    ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ 1891 ГОДА К ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОЙ СЕМЬИ (БАХОФЕН, МАКЛЕННАН, МОРГАН)

    Предыдущие издания этой книги, выходившие большими тиражами, целиком разошлись почти полгода тому назад, и издатель давно уже просил меня подготовить новое. Более неотложные работы до сих пор мешали мне это сделать. Со времени выхода в свет первого издания прошло семь лет, и за эти годы в изучении первобытных форм семьи достигнуты большие успехи. Поэтому необходимо было сделать здесь тщательные исправления и дополнения, тем более, что предполагаемое печатание настоящего текста со стереотипа лишит меня на некоторое время возможности вносить дальнейшие изменения.

    Итак, я внимательно пересмотрел весь текст и сделал ряд добавлений, в которых, надеюсь, в достаточной мере учтено нынешнее состояние науки. Далее я даю ниже в этом предисловии краткий обзор развития взглядов на историю семьи от Бахофена до Моргана; я делаю это главным образом потому, что шовинистически настроенная английская школа первобытной истории по-прежнему делает все возможное, чтобы замолчать переворот во взглядах на первобытную историю, произведенный открытиями Моргана, нисколько не стесняясь, однако, при этом присваивать себе полученные Морганом результаты. Да и в других странах кое-где слишком усердно следуют этому английскому примеру.

    Моя работа была переведена на различные иностранные языки. Прежде всего на итальянский: «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в просмотренном автором переводе Паскуале Мартиньетти, Беневенто, 1885. Затем на румынский: «Происхождение семьи, частной собственности и государства», перевод Иона Надежде; опубликовано в ясском журнале «Contemporanul» с сентября 1885 по май 1886 года. Далее – на датский: «Происхождение семьи, частной собственности и государства», издание, подготовленное Герсоном Триром. Копенгаген, 1888; французский перевод Анри Раве, сделанный с настоящего немецкого издания, находится в печати.

    До начала шестидесятых годов об истории семьи не могло быть и речи. Историческая наука в этой области целиком еще находилась под влиянием Пятикнижия Моисея. Патриархальную форму семьи, изображенную там подробнее, чем где бы то ни было, не только безоговорочно считали самой древней формой, но и отождествляли – за исключением многоженства – с современной буржуазной семьей, так что семья, собственно говоря, вообще не переживала, якобы, никакого исторического развития; самое большее допускалось, что в первобытные времена мог существовать период неупорядоченных половых отношений. – Правда, кроме единобрачия было известно еще восточное многоженство и индийско-тибетское многомужество; но эти три формы нельзя было расположить в исторической последовательности, и они фигурировали рядом друг с другом без всякой взаимной связи. Что у отдельных народов древнего мира, как и у некоторых еще существующих дикарей, происхождение считалось не по отцу, а по матери, так что женская линия признавалась единственно имеющей значение; что у многих современных народов воспрещаются браки внутри определенных, более или менее крупных, групп, в то время еще обстоятельно не исследованных, и что этот обычай встречается во всех частях света, – эти факты были, правда, известны, и такого рода примеров накапливалось все больше. Но как к ним подойти, никто не знал, и даже еще в «Исследованиях первобытной истории человечества и т. д.» Э. Б. Тэйлора (1865) они фигурируют просто как «странные обычаи» наряду с действующим у некоторых дикарей запрещением прикасаться к горящему дереву железным орудием и тому подобными религиозными пустяками.