Комнатные растения        09.10.2019   

Малыши от 6 до года. Помесячное развитие ребенка до года: шестой месяц. Социальное и эмоциональное развитие

Екатерина Морозова


Время на чтение: 7 минут

А А

Игры – это не только веселое времяпрепровождение для наших крох. С их помощью малыши знакомятся с миром и приобретают новые знания. Причем, речь не о современных игрушках и гаджетах, которыми занятые родители заваливают своих чад, а именно о развивающих играх с папой и мамой. Такие игры способствуют концентрации внимания и повышают исследовательский интерес ребенка.

Какие игры наиболее эффективны для развития крохи?

  1. Капуста
    Заворачиваем небольшую игрушку в несколько слоев бумаги. Даем малышу возможность найти игрушку, развернув каждый слой.


    Цель игры – развитие восприятия и мелкой моторики, управление движениями рук, получение представления о постоянстве вещей.
  2. Туннель
    Создаем туннель из имеющихся в доме коробок или иных подручных средств (конечно, с учетом безопасности малыша). Размер туннеля предполагает для малыша возможность свободного проползания из точки А в Б. На дальнем конце туннеля сажаем любимого мишку ребенка (машинку, куклу…) либо садимся сами. Дабы малыш понял, что от него требуют (и не испугался), для начала проползаем через туннель сами. Потом запускаем малыша и маним его к себе с другой стороны тоннеля.
    Цель игры – развитие восприятия, уверенности в себе и координации, укрепление мускулатуры, разрядка напряжения, борьба со страхами.
  3. Преодолеваем преграды
    В игре принимают участие мама с папой. Мама садится на полу и вытягивает ноги (можно обе ноги согнуть, или одну согнуть, а другую оставить выпрямленной, и пр.), сажает кроху на пол. Папа садится напротив с яркой игрушкой. Задача малыша – доползти до игрушки, проползая через ноги или под ними и самостоятельно продумывая способ преодолеть препятствие.


    Можно усложнить задачу, бросив на пол между родителями пару подушек или соорудив туннель из коробок.
    Цель игры – развитие сообразительности, координации и двигательных/моторных навыков, укрепление мышц, развитие чувства равновесия и ловкости.
  4. Шуршунчики
    Даем крохе лист бумаги, учим комкать. Скомканный бумажный мячик используем для игры – «кто дальше бросит», в качестве шара для «боулинга» (выставив легкие кегли на полу), бросаем в воздух (кто выше) и бросаем в коробку («баскетбол»). При каждом удачном попадании хвалим малыша. Не оставляем малыша с бумажными мячиками ни на секунду (соблазн — попробовать бумагу на зуб – присутствует практически у всех детей).
    Цель игры – знакомство с новыми материалами (можно периодически менять бумагу на глянцевый журнальный лист, салфетку, фольгу и пр.), развитие моторики рук и координации движений, совершенствование уже имеющихся навыков, обучение манипулированию предметами, развитие исследовательского интереса и стимуляция зрительной координации.
  5. Коробочки
    Подготавливаем несколько коробочек разного размера, цвета и, желательно, фактуры (с крышками). Складываем «одна в другую», предварительно спрятав в самой маленькой коробочке игрушку. Учим малыша открывать коробочки. После того, как он доберется до игрушки, учим складывать коробочки в обратную сторону и закрывать их крышками.
    Хвалим ребенка за каждое успешное движение. Можно положить игрушку в одну из коробочек (чтобы малыш увидел) и, перемешав все коробки перед ребенком, расставить их в одну линию – пусть кроха определит ту самую коробку с «призом».
    Цель игры – отработка новых движений, развитие моторики и зрительной координации, изучение классификации объектов по цвету и размеру, развитие органов чувств и памяти, стимуляция зрительного/тактильного восприятия.
  6. Стаканчики
    Берем 3 прозрачных пластиковых стакана, под один в присутствии малыша прячем мячик. Предлагаем крохе найти игрушку. Далее берем 3 платочка, повторяем «фокус» с игрушкой.


    Позже (когда малыш поймет задачу) достаем непрозрачные стаканчики, а фокус показываем по принципу игры «кручу-верчу», но медленно и не сильно путая стаканы.
    Цель игры – развитие внимания, формирование представления о независимом существовании вещей.
  7. Угадай мелодию
    Ставим перед ребенком металлический тазик, насыпаем рядом на пол горку из игрушек разной текстуры и содержимого. Бросаем поочередно каждый предмет в тазик, чтобы услышать звук каждой игрушки. Постепенно отодвигаем тазик от ребенка, чтобы он учился попадать в него с определенного расстояния.
    Цель игры – развитие сообразительности и координации движений, развитие способности манипулирования вещами, развитие творческого мышления, изучение классификации объектов по звуку (не забываем сопровождать каждый звук комментариями – стучит, звенит и пр.).
  8. Домашний сортер
    В обычной коробке небольшого размера вырезаем отверстия разной формы и размера. Насыпаем перед малышом игрушки, предлагаем ему сложить игрушки в коробку через отверстия.


    Цель игры – развитие моторики, внимательности, логики и координации, знакомство с формами и текстурой.
  9. Расфасовка
    Ставим перед малышом 2 коробки. Насыпаем рядом игрушки. Предлагаем крохе (на собственном примере) сложить в одну коробку белые игрушки, в другую – красные. Либо в одну – мягкие, в другую – пластмассовые. Вариантов множество – мячики и кубики, маленькие и большие, и пр.
    Цель игры – развитие внимательности и сообразительности, знакомство с цветами, текстурой и формами, развитие мелкой моторики.
  10. Кто сильнее дунет
    Для начала учим кроху просто дуть на вас, надувая щечки. Показываем на примере. Вдыхаем и с силой выдыхаем. Как только малыш научиться дуть, усложняем задачу. Просим подуть на перышко (легкий бумажный мячик и пр.), чтобы сдвинуть его с места. Дуем «наперегонки» — кто дальше.


    Позже (после 1,5 лет) приступаем к надуванию мыльных пузырей, к веселой игре с пузырьками через соломинку и пр. Игры с водой – строго под контролем.
    Цель игры – развитие мышц (для становления речи) и легких, управление своим дыханием.

Юный член семьи растет и приобретает все новые навыки. В этот период особенно важно не сравнивать своего малыша с детьми подруг или книжными таблицами. Один ребенок будет уверенно сидеть уже в 6 месяцев, другому для этого понадобиться больше времени. Кто-то рано пойдет, а кто-то будет ползать до года.

Развитие всегда индивидуально, радуйтесь достижениям своего ребенка, предлагайте и показывайте ему новые игры. Эта статья - не перечень заданий, а скорее набор идей, как помочь малышу осваивать новое.

6-7 месяцев

В возрасте полугода ребенок уже сидит в детском стульчике, у него освобождаются обе руки. Он уже может начать осваивать такие игры как «ладушки», предлагать сразу больше игрушек. Это будет способствовать развитию мыслительной деятельности и координации движений, побуждать ребенка делать выбор между несколькими предметами.

Если в рацион ребенка уже вводится прикорм, можно предложить взять малышу ложку и показать, захватив его кулачек, как зачерпнуть еду и поместить в рот. Это не только первый шаг на пути к самостоятельности, но и упражнение для развития мелкой моторики.

Если в рацион ребенка уже вводится прикорм, можно предложить взять малышу ложку...


Хорошей идеей будет познакомить ребенка с его первыми книжками. Они должны быть с толстыми страницами, которые будет легко ухватить и перевернуть.

Для развития речи по-прежнему хороши стишки , потешки , песенки . Во время купания и переодевания постоянно называйте части тела ребенка. Показывайте ему жесты «да», «нет» и «пока». Детям проще дается изучение новых слов, если они подкреплены движением.

В этот период малыш учится управлять нижними конечностями, и развитие координации движений будет способствовать становлению навыка ходьбы в дальнейшем. В играх с ребенком можно использовать легкий мяч, положенный в кроватку. Предложите малышу вытолкнуть мячик, покажите, как это сделать.

7-8 месяцев

С 7 месяцев стоит использовать игры на развитее памяти. Именно она необходима ребенку в первую очередь для освоения новых знаний. Поиграйте в «прятки» с игрушками - поместите предмет в коробочку и закройте крышкой. Можно использовать для игры платочки, пластиковые стаканчики, обычное полотенце. Попросите ребенка найти: «куда же он спрятался?». Откройте коробочку и покажите: «а вот он!». Предложите малышу самому найти игрушку.

Когда ребенок освоится с условиями игры, усложните задание - предложите ему найти игрушку в одной из трех коробочек. Не забывайте, что цель таких игр - развитие памяти и внимания. Ребенок должен видеть, куда именно вы положили предмет.

Каждая мама знает, что в этот и последующий период разговаривать с ребенком надо очень много. Проводите экскурсии по дому, знакомьте ребенка с предметами окружающей обстановки, действиями домашних животных, комментируйте, что делаете сами. Посмотрите вместе с ребенком картинки в книжке, фотографии, называйте различные предметы, животных, явления.


Посмотрите вместе с ребенком картинки в книжке, фотографии, называйте различные предметы, животных, явления.


Часто дети в этом возрасте норовят поиграть с едой - им хочется размазать кашу по столу, раскрошить хлеб. Наберитесь терпения и не одергивайте малыша. Такое занятие подготовит его к взрослому приему пищи, познакомит с новыми тактильными ощущениями, будет способствовать пониманию причинно-следственных связей. Возможно, стоит предложить ребенку пальчиковые краски.

8-9 месяцев

В этом возрасте у ребенка начинает развиваться очень полезный навык - «пинцетный захват» (когда малыш берет предметы не всей ладонью, а большим и указательным пальцем). Окончательно он появится примерно в 10 месяцев, но уже сейчас можно помогать ребенку в управлении пальцами.

Детям в этом возрасте очень нравится все, что может менять свою форму. Малышу будет интересно играть с обычной бумагой, фольгой, мять их и разрывать. Можно совмещать игру с бумагой и «прятки» - заворачивайте в нее игрушки, и пусть юный исследователь найдет их.

В 8 месяцев уже можно предложить ребенку простейшие игры, связанные с конструированием. Покажите ему, как сложить башню из кубиков, собрать пирамидку. Запаситесь терпением, возможно, показать придется ни один раз, прежде чем малыш сам попробует сложить что-то.

Для развития речи будет полезно использовать игрушки-помощники. Игрушка может «показать» ребенку как держать ложку, правильно складывать пирамидку, «прокомментировать» свои действия.

Добавляйте все новые звуки в число повторяемых. Как «звучит» кастрюля, если по ней постучать: «бум-бум», как звенит колокольчик: «динь-динь». Простейшие слоги ребенку проще всего освоить в первую очередь, но для копирования, ему необходимо постоянно их слышать.

9-10 месяцев

Когда ребенок уже хорошо сидит, ему могут понравиться игры с мячом. Покажите, как можно толкнуть мяч от себя. Сначала действие нужно будет проделывать, управляя руками малыша. Аналогичным образом можно показать, как ловить мячик. Эта игра будет способствовать развитию координации движения и доставит удовольствие.

Полезно для развития мелкой моторики все то, что обычно ребенку нельзя - нажатие на различные кнопки, вращение ручек, закрывание и открывание шпингалетов, задвижек. Чтобы подобные занятия не создавали проблем, необходимые предметы можно прибить к доске или куску фанеры.

Интересно малышу будут и застегивать-расстегивать кнопки для одежды, змейки, можно попытаться застегивать пуговицы. Мы для этой цели сделали специальную книжечку, из ткани, где были вшиты различные элементы.

Ребенок уже умеет или учится манипулировать сразу двумя предметами и этот навык так же следует развивать. Покажите ему, как можно постучать двумя кубиками друг об друга, используйте для этих целей ложки, погремушки, пластмассовые шарики.

Стараетесь, чтобы ребенок запоминал расположение различных предметов. Спрашивайте его чаще, где находится та или иная игрушка, или предмет гардероба.

10-11 месяцев

Как правило, в этом возрасте ребенок уже перемещается достаточно свободно. Поиграйте с ним в настоящие «прятки». Если малыш растеряется, покажитесь и скажите: «ку-ку». Такая игра сыну очень нравилась, а мне позволяла удерживать его внимание и контролировать направление движения.

Становлению речи могут способствовать различные ритмичные упражнения, сопровождаемые стихотворением. Детям обычно очень нравится зарядка в такой форме. Подбирайте или заменяйте действия, исходя из освоенных движений, постепенно добавляйте новые.

Захват двум пальцами уже появился? Теперь для игры ребенку можно давать мелкие неострые предметы. Например, крупные фасолины, горошины, пуговицы. Их можно складывать в баночки, коробочки или просто перебирать руками. Сначала они должны быть достаточно крупными, постепенно их размер будет уменьшаться. Главное следить за малышом, чтобы «игрушка» не попала в рот.


Складывайте небольшие предметы в коробочки...


В этом возрасте ребенок начинает сравнивать различные предметы между собой. Это хороший повод разнообразить игры освоением новых понятий: «большой - маленький», «широкий - узкий». Можно начинать знакомить ребенка с формами предметов.

11-12 месяцев

Если ребенок уже ходит, учите его перешагивать через препятствия. Для этого можно поместить на полу небольшую игрушку или натянуть веревочку. Для малышей, предпочитающих ползать как можно дольше, тоже можно подготовить подобные «полосы препятствий» из полотенец или подушек. Это будет не только интересно ребенку, но и позволит ему научиться лучше управлять своим телом.

Игры в песочнице или снегу в этом возрасте будут очень кстати. Наполнение ведерка способствует становлению кисти. Сначала используете наиболее простые действия - пусть ребенок пересыпает, наполняет формочки и ведерко, копает ямки.

Если для игры с песком ребенок использует не только совок, но и руки - не запрещайте ему. Он знакомится с новой текстурой, а такой «массаж» будет полезен детским ладошкам. Пересыпать, лепить, рисовать на песке - интересуйте малыша новыми вариантами.

Для игр в песочнице слишком холодно или сыро? Развивать координацию движений помогают и другие игры. Наполните миску водой и дайте ребенку большую ложку. В миску поместите небольшие пластмассовые шарики и предложите их выловить. Можно «покормить» какую-то игрушку. Мы из ложки поливали цветок - он же тоже хочет пить.

1 год

В этом возрасте уже можно широко использовать первые ролевые игры. Уложить игрушки спать, накормить и причесать куклу, покатать ее в коляске. Так ребенок осваивает навыки социального взаимодействия, учится играть самостоятельно. Возможно, малыш попытается поиграть и с родителями. Участвуйте в игре малыша, благодарите его и поощряйте подобные действия.

Спрашивайте малыша обо всем. Сначала это должны быть простые вопросы, предполагающие положительный или отрицательный ответ. Если ребенок не дает ответа - ответьте за него, но после некоторой паузы.

Просите ребенка что-то принести, показать, найти. Таким образом, Вы помогаете юному члену семьи накапливать словарный запас, лучше понимать обращенную речь и вовлекаете его в процесс общения.

Старайтесь, чтобы в окружении малыша на прогулке и в гостях были и другие дети. Даже если ребенок не станет сразу включаться в совместную игру, у него появится возможность понаблюдать за поведением и действиями других ребятишек, а не только родителей.

Количество игр и игрушек, с которыми справляется малыш, уже достаточно широк. Этот перечень будет расширяться тем быстрее, чем больше новых интересных занятий Вы сами предложите ребенку и покажите, как с ними справляться.

Вкусовые ощущения ребенка развиваются по мере того, как малыш начинает подрастать, и переходным периодом для него является переход к новой пище, которая вводится постепенно, начиная с шести месяцев для ребенка, мать которого продолжает кормить грудью.

Правильное и рациональное питание ребенка от 6 месяцев до года

Когда , начинается переходный этап, связанный с пробуждением у него хорошего аппетита . Малыш ест, по большей мере, в свое удовольствие, поэтому лишний раз не стоит его заставлять есть, если он от пищи отказывается, поскольку такими действиями можно вызвать раздражение и антипатию к пище. В связи с указанным периодом, режим питания у малыша приближается к режиму питания взрослого человека, и, как правило, состоит из первого и второго завтраков, обеда и полдника, а также ужина.

При этом, питание ребенка от 6 месяцев до года включает в себя определенные прикормы, такие как овощные и фруктовые пюре, каши, а также мясо и птицу. При этом, как правило, педиатры рекомендуют из мяса употреблять крольчатину, индюшатину и говядину, а также курицу. Рыбу необходимо вводить с девяти месяцев, с шести же, постепенно давать желток яйца, но следует указать, что малышу он не очень нравится, и поэтому желток лучше подавать в сочетании с каким-либо иным видом пищи. Также вводятся хлеб и кисломолочные и молочные продукты.

При приеме пищи следует руководствоваться правилом, которое запрещает первоначально смешивать продукты к употреблению , поскольку можно будет определить какой из продуктов, употребленных ребенком, может дать отрицательную реакцию. Рацион ребенка должен быть основан на правильном и сбалансированном питании, в который в необходимом количестве включаются жиры и белки, витамины и углеводы, а также минералы. Следует помнить о том, что ребенку необходимо также мясо и рыба, растительный белок, свежие овощи и фрукты, а также натуральное зерно.

После того, как ребенку исполняется шесть месяцев, даваемая ему в употребление пища должна быть тщательно протертой и жидкой. Фрукты и овощи следует давать сперва в отварном или тушеном виде. А чуть позже можно будет дать погрызть крупный кусочек сырого фрукта, для развития жевательных функций и пополнения витаминов. Грудничку нужна именно большая долька, потому что, так меньше шансов подавиться. Ребенок будет обсасывать его. Очищать фрукты от кожуры нужно непосредственно перед употреблением.

Кроме того, для мяса и рыбы, которые подаются ребенку, не рекомендуется использовать различные приправы и соусы.

Готовую еду необходимо измельчать непосредственно перед употреблением, а при необходимости добавлять воду от варки овощей . В качестве заправки лучше всего использовать несколько капель очищенного оливкового, нерафинированного подсолнечного или кукурузного масла, а вместо соли и сахара следует применять клюквенный или лимонный сок. В том случае, если ребенок еще продолжает находиться на грудном вскармливании, то рекомендует подавать грудь малышу утром и вечером, в остальное же время подавать твердую пищу. Если же ребенок находится на искусственном вскармливании, то вначале заменяется только одно кормление, впоследствии два и так далее по мере привыкания ребенка к твердой пище.

Также ребенку подают чай и минеральную , а также чаи из ромашки и фенхеля, компоты из шиповника и сухофруктов . Чай можно подслащать небольшим количеством меда. В рацион не следует включать острую пищу и копчености, не измельченные орехи и незрелые фрукты, сырые овощи и сладости.

Полугодовалый ребенок сильно отличается от младенца, который только появился на свет, и физически, и эмоционально. Чему обучился карапуз к 6-месячному возрасту, какими навыками радует родителей ежедневно и как взрослые могут стимулировать развитие малютки в этом возрасте?

Физиологические изменения

  • Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками. Также развитие мышц важно для начала ползания.
  • Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
  • Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
  • У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.


Кроха в 6 месяцев уже может сидеть сам. Если ваш малыш еще не сидит, не переживайте и делайте соответствующие упражнения

Физическое развитие

За шестой месяц жизни карапуз набирает примерно 650 грамм, а рост младенца становится больше еще на 2 сантиметра. К этому возрасту вес крохи становится вдвое больше показателя, который определили сразу после рождения младенца. Грудная клетка за шестой месяц увеличивается на 1-1,5 сантиметра, а окружность головы – на 0,5-1 сантиметр.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, однако для понимания, нормально ли растет малыш, были определены границы нормы, а также средние показатели физического развития деток определенного возраста. Зная о них, родители могут выявить, нет ли проблем с ростом малыша и не нужна ли ребенку дополнительная консультация педиатра. Основные показатели для 6-месячных детей мы представили в таблице:

Что малыш умеет?

Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.

Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.


Стимулируйте малыша к ползанию, поскольку это хорошо укрепляет спинку малышу.

Не менее важные навыки 6-месячного малыша:

  • Малыш также начинает вставать на ножки, ухватываясь руками за какую-либо прочную опору. Если взрослый возьмет кроху за обе руки и немного подтянет к себе, то увидит, как младенец встанет на прямые ножки. Мало того, придерживая карапуза за грудь, можно заметить, как кроха начинает переступать ногами.
  • Ребенок отлично управляет своими ручками. Если кроху заинтересовал какой-либо предмет, малыш будет тянуться руками к нему. Выпавшую из руки игрушку ребенок с легкостью поднимет. Подержав предмет в одной руке, карапуз ловко может переложить его в другую ручку.
  • Ребенок уже может связать свои действия и результат, например, если дернуть рукой, игрушка с колокольчиком зазвенит, а если выбросить ее из кроватки, то упадет на пол.
  • Кроха по-прежнему изучает предметы, пробуя на «зуб». Это абсолютно нормальный способ познавать мир для полугодовалых деток, который нельзя воспринимать, как вредную привычку.
  • Ребенок уже отлично знает свое имя и отвечает на него улыбкой и оживлением. Малыш внимательно слушает речь взрослого. Если ему сказать о каком-либо знакомом крупном предмете, кроха сразу же найдет его глазами.
  • Речь 6-месячного младенца меняется. Кроха связывает звуки в слоги, но пока они не несут какое-то смысловое значение. Количество произносимых слогов становится больше с каждым днем. Такую речь называют лепетом.
  • Карапуз 6 месяцев относится к незнакомым людям с опаской и весьма насторожено. При этом полугодовалые младенцы более благосклонны к другим деткам. Они наблюдают за ними и нередко копируют их действия. С близкими малыш может проявлять нежность, например, прижиматься к маме.
  • Шестимесячные дети уже могут снимать еду с ложки губами.

Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».

Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу – все эти навыки могут появиться чуть позже.

Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:

  • Перевороты с живота и на спинку и обратно.
  • Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
  • Умение сидеть с поддержкой.
  • Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
  • Гуление.
  • Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
  • Изучение разных предметов с помощью рта.


Поскольку ребенок 6 месяцев изучает игрушки ртом, следите за их чистотой

О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Дайте возможность младенцу проводить достаточно много времени на полу. Разложите вокруг крохи различные игрушки, чтобы младенец захотел к ним подползти.
  • Когда ребенок сидит на полу, сядьте напротив и покатайте мячик от вас к малютке и обратно.
  • Для развития координации папа может покатать ребенка у себя на плечах, а мама – усадить младенца на свою ногу и покачать медленно, а затем быстро.
  • Для хранения игрушек малыша приобретите небольшие коробки. Кроха увлеченно будет копаться в них, перебирая игрушки.
  • Ежедневно массируйте пальчики крохи по 2-3 минуты. Разминайте каждый пальчик по очереди, а также легко потягивайте его.
  • Давайте ребенку играть с формочками или коробочками разных размеров. Крохе понравятся также игрушки, в которых фигурки могут перемещаться по спирали, пищалки, матрешки.
  • Держащему в руках две игрушки ребенку предложите третью. Сперва кроха захочет ухватить ее, не отпуская имеющиеся игрушки, но потом поймет, что одну из игрушек придется положить.
  • Изготовьте для младенца несколько мешочков, в которых будут разные наполнители – пуговицы, фасоль, пшено, гладкие камушки и другие.
  • Для лучшего развития речи малыша постоянно общайтесь с крохой, когда он издает звуки. Отвечайте малышу, повторяя его лепет, а также озвучивайте все свои действия. При этом говорите о себе «мама», чтобы малыш начал соотносить это слово с вами («сейчас мама даст тебе колокольчик»). Точно также же приучите кроху к связи слова «папа» с отцом.
  • Показывайте младенцу книжки с яркими картинками. При этом рассказывайте о том, что в них нарисовано. Отлично, если в таких книжках будут короткие стишки с повторяемыми фразами.
  • Гуляя с крохой в парке, показывайте малышу листочки, деревья, траву. Если отправитесь с 6-месячным младенцем в магазин, не упустите возможности показать крохе фрукты, овощи, посуду и многие другие предметы, озвучивая их названия.
  • Привяжите к коляске крохи воздушный шар и наблюдайте, как малыш будет дергать за веревочку.
  • По-прежнему интересны младенцу и такие игры, как «ку-ку», «ладушки» и «сорока-ворона».
  • Разнообразьте купание младенца использованием разных игрушек. Пусть рядом с купающимся младенцем плавают кораблики, пластиковая посуда, резиновые игрушки.
  • Приглашайте в гости семьи с детьми, чтобы кроха учился общению с другим ребенком.


Играйте вместе с малышом, так веселее и увлекательнее

Поиграйте с ребенком в игры, показанные в телепередаче «Мамина школа» канала «ТСВ».

Уход

Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:

  • Гигиенические процедуры – подмывание, умывание, стрижка ногтей, расчесывание, очистка ушей и носика. К ним добавляют чистку зубов, даже если первый зуб еще не появился. Очищать ротовую полость крохи советуют специальной резиновой щеточкой.
  • Закаляющие процедуры. В 6-месячном возрасте это воздушные и солнечные ванны, ходьба по мокрому полотенцу, обтирания.
  • Купание. Ванна не только поможет малышу расслабиться перед ночным сном, но и принесет массу положительных эмоций.
  • Массаж и гимнастика. Поглаживания, растирания, пассивные и активные упражнения помогают телу карапуза становиться более крепким.





Режим дня

Наличие режима дня очень важно для развития нервной системы ребенка. Крохе в возрасте шести месяцев требуется около 15-16 часов сна в сутки. Примерно 9-10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на 3 дневных сна, длительность которых составляет до 1,5-2 часов. Старайтесь укладывать кроху в одинаковое время каждый день, а будить утром 6-месячного ребенка не стоит.

Прогулки в 6-месячном возрасте по-прежнему проводятся дважды в день с учетом погодных условий. Длительные гуляния возможны в хорошую погоду, а если на улице сильный ветер, ливень либо температура воздуха опустилась ниже -10, от прогулки стоит воздержаться. Во время прогулок малыш теперь уже не только спит, но и с интересом изучает окружающий мир.

Грудное вскармливание в шестимесячном возрасте немного изменяется. Сосание в ночное время смещается на последние часы перед пробуждением. При этом в первую половину дня кроха прикладывается к груди реже, а в послеобеденное время прикладывания становятся более частыми.

Ребенку шести месяцев, ранее получавшему только материнское молоко, начинают вводить прикорм , выбирая для него овощи в виде пюре или кашку. Следующим видом прикорма для 6-месячного крохи будут фрукты. Новое блюдо предлагают маленькими порциями в первой половине дня, наблюдая за состоянием и реакцией организма младенца.


Грудное молоко остается основой рациона 6-месячного ребенка

Дети на искусственном вскармливании едят 5 раз в сутки. Общий объем пищи для малыша 6 месяцев рассчитывают, разделив вес ребенка на 8. В среднем ребенок этого возраста съедает 1000-1100 мл пищи в день. Этот объем делят на число кормлений, поэтому примерная порция еды для одного приема пищи шестимесячного малыша будет составлять 200-220 мл. Меню прикорма для деток-искусственников включает овощи, каши, фрукты, сливочное и растительное масло.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Вот они, первые полгода – такая себе первая серьезная дата. Вы уже привыкли к мысли, что у вас растет маленькое чудо, без которого вы не представляете свою жизнь. Малыш очень изменился с момента рождения и приобрел много навыков «общественной» и социальной жизни. А еще многому надо будет научиться, попробовать первый прикорм, пережить появление первых зубов, и еще много чего познать. Итак, давайте подытожим, что же должен уметь кроха в свой первый мини-юбилей.

Главное в статье

Нормы развития ребенка в 6 месяцев

Всех детей первого года жизни ежемесячно взвешивают, измеряют и осматривают в поликлинике. Если же вы не всегда можете посетить это медицинское учреждение, то ориентируйтесь на усредненные нормы, которыми оперируют педиатры.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

  • В весе кроха прибавил до 650 г в сравнении с предыдущим периодом. Весят мальчики в 6 месяцев 6,9–7,4 кг, девочки более миниатюрные, и в среднем весят 6–7,2 кг.
  • Рост должен дать в среднем +2 см, в дальнейшем этот показатель будет все меньше и меньше. Мальчики в 6 месяцев имеют рост 65–70 см, а девочки 63–68 см.
  • У «скороспелых» детей в этом возрасте может быть два нижних резца. Появление зубов не имеет точных сроков.
  • 6-месячный малыш спит от 16 до 18 часов в сутки. Продолжительность сна у всех детей индивидуальна, но делится на один длинный сон ночью и три коротких днем.

Эмоциональное и социальное поведение ребенка в 6 месяцев

  • Умеет проситься на руки.
  • Прислушивается к разным звукам, замирает.
  • Чутко реагирует на эмоциональную обстановку, царящую в семье.
  • Присутствует частая смена настроения: то он плачет, то смеется.

Речь ребенка в 6 месяцев

  • Начинает сознательно повторять первые слоги.
  • Внимательно слушает взрослых, запоминает слова.
  • Заливается смехом, когда у него хорошее настроение.
  • Учится изменять силу и высоту звука.

Развитие моторики и статики ребенка в 6 месяцев

  • Активно переворачивается на живот и обратно.
  • Может перекладывать игрушку из одной ручки в другую.
  • Учится сидеть, некоторые дети уже уверенно сидят.
  • Может целенаправленно взять игрушку.

Сенсорные реакции малыша в 6 месяцев

  • Следит за падающей игрушкой, слушает звук, который появляется при падении.
  • Бурно реагирует на появление взрослых.
  • Понимает, что испытывает дискомфорт, когда описывается.

Статистический факт: Всего 1 ребенок из 20 в 6 месяцев умеет полноценно ползать на коленках. И лишь 1 грудничок из 10 к 6 месяцам умеет стоять, держась за что-либо.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

  • Играть. Для крохи все в новинку: он научился сидеть, и теперь ему интересно играть сидя. Он размахивает игрушками, кидает, подолгу занимается их изучением.
  • Лепетать . Теперь наперебой малыш пытается воспроизвести услышанные ранее звуки. Будь то речь взрослого человека или услышанные звуки от животных.
  • Замирать и прислушиваться. Ребенок заглядывает в рот, когда мама ему рассказывает потешку. Он внимает каждому слову, запоминая каждый звук.
  • Держится на расстоянии. Если у вас в доме гости, кроха недоверчиво к ним относится и не спешит принимать их в свой маленький мирок.
  • Первые «поползушки». На смену ползанию «взад», приходят первые навыки ползания на коленках. Еще несмелые попытки с вашей помощью и похвалой очень скоро станут уверенными движениями.
  • Ровно сидеть. Он сам пробует садиться, и в случае успеха сидит с ровной спиной около минуты.
  • Откликается на свое имя. Понимает, что зовут именно его. Откликается на имя поворотом головы, взглядом.
  • Играть с зеркалом. Сильно смеется и улыбается своему отражению в зеркале. Пытается его потрогать.

Режим дня ребенка в 6 месяцев

Режим дня полностью зависит от того, сколько раз вы кормите ребенка. У каждого ребенка этого возраста - свой особый режим. Маме только остается подстраиваться под биоритм ребенка, но вносить свои коррективы необходимо (кормить в одно и то же время, укладывать спать вовремя).

  • Сон. На продолжительность сна грудничка влияет ряд факторов, начиная с психологических и физических, до внешних, например таких, как температура и влажность воздуха в помещении. Детки в 6 месяцев, когда они сыты, могут спать ночью до 7 часов подряд. В норме, когда малыш этого возраста спит около 11 часов ночью и 3 раза по 1,5-2 часа днем.
  • Питание. Детки на грудном вскармливании в 6 месяцев начинают знакомиться с новой пищей. Именно этот возраст идеально подходит для . Это поможет обеспечить растущий организм витаминами и микроэлементами. Ест ребенок 6 раз в сутки. Главной едой для грудничка считается молоко матери, а первый прикорм начинается в обеденное кормление с овощного пюре.
  • Прогулки. Свежий воздух –­ залог крепкого здоровья. Гуляйте с малышом как можно дольше. Это поможет насытить клетки кислородом, а соответственно, головной мозг будет развиваться здоровым. Сон на улице - это лучшая профилактика любых заболеваний.
  • Бодрствование. Когда малыш не спит и не гуляет на улице, играйте с ним в развивающие игры. Это поможет ему быстрее познакомиться с внешним миром и послужит базой для оттачивания навыков.

Уход и питание ребенка в 6 месяцев

Мамина задача – обеспечить крохе по максимуму комфортное существование. Ее забота и уход - это главное для 6-месячного малыша.

  1. Должно присутствовать ежедневное вечернее купание в комфортной температуре 36–37 °С.
  2. Применение детской косметики – это тоже неотъемлемая часть ухода. Масла, кремы бережно наносятся на нежную кожу малыша.
  3. Делайте влажную уборку в комнате, где проживает малыш, ежедневно. Проветривайте и поддерживайте температуру на уровне 19–21 °С.
  4. Подгузник меняйте каждые 4 часа. Это сбережет попу от раздражения. Не пренебрегайте воздушными и солнечными ваннами.
  5. Ежедневно перед купанием делайте ребенку массаж.

Совет: В 6 месяцев необходимо сделать некоторые прививки:

  • от гемофильной инфекции,
  • столбняка,
  • коклюша,
  • гепатита «B»
  • дифтерии,
  • полиомиелита.

Норма в еде – это 5 кормлений через 4 часа днем и 1 ночное кормление. Согласно рекомендациям ВОЗ, прикорм желательно ввести не позднее, чем в 6 месяцев, поскольку в ином случае ребеночку будет тяжело научиться жевать. Рацион крохи с учетом первого прикорма должен выглядеть примерно так:

  • Ночное кормление – грудь/смесь, у всех детей процесс поглощения молока ночью индивидуален.
  • Завтрак - грудь/смесь.
  • Обед - овощное пюре, чай.
  • Полдник - грудь/смесь.
  • Ужин - грудь/смесь.
  • Кормление перед сном - грудь/смесь.

  1. Мотивируйте ребенка к ползанию. Расставьте по комнате игрушки недалеко от ребенка. Пускай пробует к ним подползти.
  2. Разговаривайте с малышом. Все, что вы сегодня скажите своему малышу, через пару месяцев услышите от него. Разговаривайте с ребенком, рассказывайте стишки, потешки. Это поспособствует развитию речевого аппарата.
  3. Вводите первыми овощи, по одному в неделю. Лучше начинать с кабачка или цветной капусты. Не забывайте следить за состоянием малыша и всеми физиологическими изменениями.
  4. Периодичность сна. Ребенок в 6 месяцев уже не хочет спать так долго, как прежде. Из-за этого мамы реже укладывают спать малыша. Количество дневных снов уменьшать не следует, потому что периодичность дневного сна вырабатывает режим. Пускай он будет спать меньше по времени, но количество снов останется прежним.
  5. Знакомьте со столовыми приборами. Длительное кормление только из соски задерживает формирование навыка жевания, соответственно, снижается активность слюноотделения и работа пищеварительных ферментов. Знакомьте кроху с ложкой, кружкой.
  6. Не кормите насильно. 6 месяцев - это еще не показатель для введения прикорма. Если вы дали ребенку попробовать овощ, а он категорично отнесся к нему, то не заставляйте ребенка его есть. Попробуйте через неделю дать ему на пробу другой овощ.

Вот мы и рассмотрели все особенности развития малыша в 6 месяцев. Если вдруг вы немного не входите в какие-то нормы, не расстраивайтесь, ведь развитие ребенка индивидуально: кто-то развивается быстрее, а кто-то не спешит узнать взрослый мир. Что вас ждет в следующем месяце - можно прочитать . А пока растите, будьте здоровы и жизнерадостны. Делитесь в комментариях успехами ваших малышей.