Комнатные растения        19.07.2019   

Методика обучения лепке в подготовительной группе. Лепка фигуры человека

    Предметная лепка

    Сюжетная лепка

    Декоративная лепка в детском саду.

    Конструктивный - простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

    Пластический-

    Комбинированный-

    Основные приемы лепки

    Приемы лепки

    Описание

    Отщипывание

    Сплющивание

    Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек - придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

    Скатывание

    Вдавливание

    Заострение

    Раскатывание

    Соединение

    Прищипывание

    Литература.

    5. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008

Просмотр содержимого документа
«Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах »

Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах

Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно.

Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребёнка об окружающем мире.

Рабочим материалом для лепки может быть, как глина так и пластилин или солёное тесто. Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях.

Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности.

Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.

В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

Во время ознакомления с предметом ребенок учится понимать его красоту. Он сам начинает передавать в лепке отдельные выразительные его признаки, старается тщательно обработать поверхность изделия, разукрашивает его орнаментом и т.д.

Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребёнок ставит перед собой определённую цель и доводит начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости и настойчивости, дисциплинирует его.

Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

Для детей трёх-четырёх лет рекомендуется лепить: столбики, апельсины, вишенки, бублики, крендельки, пирожки, вареники и др. Приёмы лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы), оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).

Для работы с детьми пяти лет рекомендуется лепить: яблочко, морковь, мисочка, тарелочка, чашечка, стакан и др., где в основе лепки предметов лежат формы цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др.), приёмы лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт), вдавливание (корзина, чашечка, блюдце), загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.

Для детей шести-семи лет рекомендуется лепить: петрушка, курочка, уточка, птичка, котик, собачка, лисичка, мишка и др., в которых показаны разные способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный; приёмы сглаживания, плотного соединения частей.

Для занятий с детьми применяются три вида лепки:

    предметную;

    сюжетную;

    декоративную.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.

В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический- способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т.д.

Комбинированный- способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т. д. Рабочим материалом для лепки может быть как глина так и пластилин или солёное тесто.

Основные приемы лепки

Приемы лепки

Описание

Отщипывание

Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сплющивание

Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

Скатывание

Формирование больших или маленьких шариков при помлщи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Вдавливание

Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление

Заострение

Одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.

Раскатывание

Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Соединение

Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.

Прищипывание

Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.

Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.

Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили все традиционные приемы работы с пластилином, можно предложить лепку на каркасе, в качестве основы можно использовать трехжильный провод.

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.

Литература.

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. - М: АРКТИ, 2007.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

3.Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз - дидактика», 2007.

5. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.

В этой группе (как и в предыдущих) надо предоставлять детям возможность широко проявлять инициативу, творчество на занятиях и в свободное время, поощрять поиски самостоятельного композиционного, цветового решения.

В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке.

Хорошо если небольшие скульптурные произведения постоянно находятся в групповой комнате и дети их рассматривают, рассказывают о них. Можно предложить детям вылепить скульптурную группу с человеком и животным или дать темы по литературным произведениям. Например, можно предложить детям создать коллективную картину-панораму по сказке «Царевна-лягушка». Это может быть сценка, где Иванушка приходит на болото за своей стрелой и видит, что ее держит лягушка. Воспитатель распределяет работу: одни ребята лепят деревья; другие - животных, птиц; третья подгруппа детей создает картину болота с кочками, травой. Наиболее умелые ребята лепят Иванушку и лягушку. Предлагая создать такие композиции, воспитатель должен обсудить с детьми пропорциональные соотношения между персонажами, их позы и т.п. Чтобы облегчить детям работу, можно показывать им иллюстрации в детских книгах, а также настольный театр.

Дети учатся лепить фигуры животных и людей из одного куска глины, намечая сначала ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишней, а также прибавление недостающей глины к той или иной части фигуры. Основная работа производится движениями пальцев, иногда кистями обеих рук.

На занятиях по лепке дети могут все вместе слепить чайный сервиз для кукольного уголка.

В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек. Вылепленные скульптурки дети могут расписать специальными красками ангобами, после чего их следует обжечь в муфельных печах. Эти фигурки украсят интерьер групповой комнаты, изостудии, могут стать подарком на день рождения кому-либо из сотрудников детского сада, малышам.

Дети пользуются стекой - ею они надрезают, разделяют части в целом куске глины. Педагог учит их поворачивать создаваемое в лепке изделие на дощечке, чтобы рассматривать фигуру то с одной, то с другой стороны.

Организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в первой младшей группе.

Для успешного овладения лепкой важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное, кинестезическое); цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и постепенно добавляя другие (без ограничения количества) цвета, не требуя от детей запоминания названий большого количества цветов (однако сам воспитатель должен их называть). Это дает им возможность узнавать и запоминать больше цветов. Особое значение в сенсорном развитии детей, обогащении их сенсорного опыта и на основе этого овладении изобразительной деятельностью имеют рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах.

В первой младшей группе детей следует познакомить со свойствами глины, пластилина. Лепка привлекает детей новизной материала. Ребенку третьего года жизни легче действовать непосредственно руками, чем каким-либо инструментом. Планируя занятия по лепке, следует большинство занятий отводить на самостоятельное овладение ребенком теми или иными изобразительными движениями, ранее показанными педагогом.

У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представления о форме предметов, величине, основных цветах. Это позволяет выдвигать новые задачи обучения детей художественно-творческой деятельности. Дети этого возраста учатся передавать в лепке предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы; осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины. На занятиях по лепке важно приучать детей аккуратно обращаться с глиной, класть комочки и готовые изделия на специальные дощечки или клеенки, сохранять порядок в процессе лепки на своем рабочем месте, мыть руки после работы с глиной.

В средней группе на занятиях по изобразительной деятельности следует развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть форму, цвет, величину. Дети уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различия по величине, составлять разнообразные предметы из набора бумажных геометрических фигур, преобразовывать их путем разрезания по прямой, по диагонали. Детям пятого года жизни доступна лепка некоторых четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.

В старшей группе в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов, создание сюжетных композиций. Также включается декоративная деятельность, создание изображений по замыслу. Дети шестого года жизни уже понимают, что в лепке можно изобразить различные предметы и явления; что изображения получаются красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, разнообразных по величине, цвету, расположению на листе. Для них не представляет трудности лепка шаров, овалов, цилиндров, из которых затем составляются более сложные по форме изображения. Полученные знания, умения и навыки позволяют дошкольникам изображать большой круг предметов и явлений, интересующих их; отражать в лепке свои творческие замыслы. В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, положению в пространстве).

В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке. В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек.

В конце каждого занятия необходимо рассматривать и анализировать детские работы; отмечать те из них, в которых интересно и выразительно решена тема; поддерживать детей, которые нуждаются в этом.

Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет – приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении бегущего зайца, крадущейся лисы.

Значительно более высокие требования по технике лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска глины .

Дети должны научиться утяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, на подставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказок или рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобы обеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей понимать характерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.

Воспитатель учит детей, помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленной фигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимней одежде - на снежный ком, дети держатся за руки).

Работу со стекой воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стеку для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее - разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его, вынимать лишнюю глину. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как их наносить для получения красивого орнамента, узора.

В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ - показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы.

В этой группе во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.

В этих случаях основное внимание детей обращено на композиционные и смысловые связи группы в сюжете.

Детям 6-7 лет необходимо напоминать о соблюдении аккуратности в работе, требовать засучивания рукавов, не допускать стряхивания сухой глины с рук на костюм, на стол, нужно следить и за позой ребенка, за положением его рук.

6-7-летние дети более требовательны сами к результатам своей работы; если малыш одинаково охотно и легко берется слепить и шарик и козу или корову, то ребенок 6-7 лет уже способен оценить свои силы, опасается технических трудностей, требователен и к отделке, не за всякую работу легко берется.

Смелость в работе воспитывается параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке, и дети с каждым месяцем все легче берутся за новую для них тонкую работу, с удовольствием украшают изображение, дополняют его многими мелкими деталями.

Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет - приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении бегущего зайца, крадущейся лисы.

Значительно более высокие требования по технике лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска глины .

Дети должны научиться утяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, на подставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказок или рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобы обеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей понимать характерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.

Воспитатель учит детей, помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленной фигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимней одежде -- на снежный ком, дети держатся за руки).

Работу со стекой воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стеку для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее -- разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его, вынимать лишнюю глину. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как их наносить для получения красивого орнамента, узора.

В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ -- показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы.

В этой группе во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.

В этих случаях основное внимание детей обращено на композиционные и смысловые связи группы в сюжете.

Детям 6--7 лет необходимо напоминать о соблюдении аккуратности в работе, требовать засучивания рукавов, не допускать стряхивания сухой глины с рук на костюм, на стол, нужно следить и за позой ребенка, за положением его рук.

6--7-летние дети более требовательны сами к результатам своей работы; если малыш одинаково охотно и легко берется слепить и шарик и козу или корову, то ребенок 6--7 лет уже способен оценить свои силы, опасается технических трудностей, требователен и к отделке, не за всякую работу легко берется.

Смелость в работе воспитывается параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке, и дети с каждым месяцем все легче берутся за новую для них тонкую работу, с удовольствием украшают изображение, дополняют его многими мелкими деталями.

Воспитатель предоставляет детям еще большую свободу действий и замысла. Он показывает лишь те приемы, без которых работа может перестать удовлетворять возросшим требованиям ребенка. Очень трудно поставить на тонкие ножки грибы -- лисички, мухоморы. Воспитатель показывает, как объединить их на подставке. Еще трудней поставить на ноги животное, человека -- и здесь приходит на помощь совет воспитателя.

6--7-летним детям в процессе занятия реже нужна техническая помощь воспитателя, обычно дети обращаются к нему лишь за советом -- можно ли так украсить, как лучше добавить, пополнить. Однако и здесь воспитатель должен видеть затрудняющихся детей и немедленно приходить на помощь в тех случаях, когда видит, что этот ребенок еще неспособен самостоятельно выйти из затруднительного положения, знает, что ребенок много дней отсутствовал в детском саду или недавно поступил в детский сад.

Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображений. Для этого с детьми наблюдают и рассматривают предметы, свойственные данному предмету черты. Для выразительного изображения животных детям нужно знать их повадки, изменения, которые происходят в положении и форме частей туловища в зависимости от движения. Внимание детей направляют на то, как вытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинута голова у курицы, которая пьет воду, как вытянуты туловище и хвост в одну ровную линию у убегающей лисы или как прижимает к спинке уши испуганный заяц. Все эти знания должны помочь детям во время лепки сделать образ выразительным. Взрослый использует любую возможность, чтобы показать животных в разных положениях. Иногда проводят целенаправленные наблюдения. Дети рассматривают форму туловища, сравнивают по размеру его части. Если перед подобными наблюдениями детей предупреждают, что они будут рассматривать петушка, а потом лепить его из глины, то дети внимательно рассмотрят и лучше запомнят особенности животных. Во время наблюдений воспитатель задает детям вопросы, направляющие их внимание на то характерное, что поможет передать животное более выразительно. Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, где персонажи представлены в разных положениях.

Изображение человека наиболее сложно для детей, поэтому воспитатель организует рассматривание разных кукол (санитарка, космонавт, школьница и т. д.), проводит наблюдения людей на улице, детей во время прогулки: на катке или парке. Он обращает внимание детей на форму частей фигуры человека, пропорциональные отношения между частями, предлагает сравнить фигуру взрослого и ребенка. Организуя подобные наблюдения, воспитатель задает детям вопросы, например, «Кто выше: девочка или ее мама? У кого из них больше голова, длиннее руки, ноги» Выразительность готовых фигур будет зависеть и от того, как дети передадут одежду. Поэтому воспитатель привлекает их внимание к тому, что на ногах у девочки - валенки, а у ее мамы - сапожки; на голове у девочки вязаная шапочка с пумпоном, а у ее мамы - большая меховая шапка. Чтобы дети лучше поняли движение, можно прибегнуть к показу его самими детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда мальчик бежит на лыжах, туловище мальчика и голова немного наклонены вперед, одна нога согнута в колене и выставлена вперед, а другая нога, которой он отталкивается, сзади и выпрямлена; одна рука с палкой несколько согнута в локте и находится перед лыжником, а другая отведена назад.

Успешная передача динамики в лепке зависит и от того, как она преподносится воспитателем. Лучше всего, когда при объяснении действие расчленяется на составные части, например во время лепки по стихотворению Л. Воронковой «Маша-растеряша» воспитатель говорит: «Для того чтобы заглянуть под стол. Маша-растеряша встала на колени, руками оперлась о пол, нагнула голову и заглянула под стол».

Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластинку переходов от одной части к другой, на то, какими способами они выполнены и оформлены. Для лучшего ознакомления детей с народной игрушкой проводятся дидактические игры: «Магазин игрушек» (где ребенок угадывает игрушку по описанию других детей) или «Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки).

Могут быть организованы также выставки декоративных пластинок с доступным содержанием, керамической посуды. При рассматривании посуды воспитатель задает детям вопросы о форме сосудов, о том, каким способом их сделать из глины. Знания детей можно дополнить рассказом о гончарных мастерских, где работают мастера, которые на специальных станках лепят посуду. Хорошо сводить детей на выставку или в музей прикладного искусства.

В подготовительной к школе группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Воспитатель наблюдает за тем, как лепят дети, и, если нужно, задает им вопросы. Например, во время лепки на тему «Звери зоопарка» воспитатель видит, что ноги у слона, которого изобразил ребенок, очень тонкие, а хобот короткий. Воспитатель предлагает вспомнить, какой толщины ноги у слона, и подумать сможет ли таким хоботом слон переносить бревна.

При обучении детей предметной или сюжетной лепке воспитатель может использовать художественную литературу. Произведения подбираются так, чтобы персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Важно, чтобы во время слушания у детей формировались живые действенные образы. После чтения сказки ребятам предлагают подумать и выбрать какой-либо персонаж или эпизод для изображения, продумать, какого размера должны быть персонажи по отношению друг к другу, в каком положении они находятся и какого размера должна быть подставка, чтобы все участники эпизода на ней уместились.

В подготовительной к школе группе можно применять игровые приемы, например, провести игру в гончарную мастерскую. Воспитатель рассказывает о том, как мастера создают посуду и другие изделия, а дети, увлеченные рассказом, начинают лепить посуду для игры (в посудный магазин).

Возможно создание и других увлекательных ситуаций. Например, детям предлагают вылепить декоративные плитки, чтобы подарить их в День Победы бывшим фронтовикам или мамам к празднику 8 Марта. Плитки можно объединить в декоративный фриз, например фриз из бабочек. Изготовление декоративных плиток требует предварительного рисунка - эскиза, который создается за день или два до занятия. Вся работа над пластиной ведется в два приема. Сначала по размеру эскиза подготавливается пластинка. Это техническая работа, которая требует от ребенка точности движений и аккуратности. Подготовленные пластинки завертываются в полиэтиленовую пленку и сохраняются до следующего занятия, на котором дети по эскизу будут делать рельеф. Так же, как и на сосудах, узоры на пластинках выполняются углубленным или высоким рельефом, а затем, если нужно, подвергается росписи ангобами.

Организация анализа возможна в разных формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Формы анализа могут быть и другие: они зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в детском саду, как продумывается и организуется процесс занятий. Если в старшей группе в основном воспитатель с дежурными подготавливали рабочее место для каждого ребенка, раздавая глину и оборудование, то в подготовительной группе каждый ребенок может сам взять себе то количество глины, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети сидя за обычными столами, на доске или поворотных станках. В том случае если лепка связана с окраской ангобами, то занятие делится на две части: первая часть занятия - лепка предметов, а вторая часть - окраска их.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику.

Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.

Дети 5-7 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.

Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно доказать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.

Важно, чтобы дети из множества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

Например, собаку или кошку можно вылепить способом вытягивания из целого куска глины или из отдельных частей.

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или иной части.

Иногда используются загадки, но надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей формы, размеров, действий. Например:

С рожками, бородкой,

Хвост совсем короткий,

Забодает, если зол,

Кто же это? (Козел)

В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы. Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою лепку и работу товарищей.

В подготовительной к школе группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности. Здесь детям так же, как и в старшей группе, предлагается еще до занятия обдумать содержание лепки, некоторые ее приемы изображения и даже материал. Например, предлагается лепить по выбору зверей из зоопарка. Воспитатель дает детям задание - выбрать и обдумать содержание для изображения, форму пропорции, положение, а также количество глины, длину каркасов. Только после этого ребята приступают к работе.

Важно, чтобы дошкольники овладевали изображением предмета в определенном положении, в действии. Движение в лепке дается им легче, чем в рисунке, так как они реально действуют с частями предмета и им не нужно прибегать к условным способам изображения, как в рисунке.

Важно, чтобы ребенок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т.д.

Отдельные приемы, как, например, изображение фактуры стекой, можно показать всем ребятам сразу, но в основном приходится подсказывать или показывать отдельно каждому. Индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение на занятиях по изобразительной деятельности.

Фронтальный показ способов лепки используют ограниченно, так как все внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей. Воспитатель наблюдает, как ребенок планирует работу, с чего начал ее (заготовил части, разделив глину, или собирается лепить из целого куска). Вопросами педагог направляет ребят на правильное изображение характерной и выразительной формы и динамики. Например, он обращается к ребенку и предлагает: «Подумай, в каком положении у петуха шея и голова, когда он поет? Какой толщины шея около головы и около туловища?».

Если ребята лепят не по воображению, а с модели, то тем, кто затрудняется, воспитатель предлагает еще раз осмотреть предмет с целью уточнения формы. Лепка с модели (натуры) предлагается ребятам с большой осторожностью, только для более глубокого анализа формы и пропорций предмета.

Стараясь развить в детях большую самостоятельность, педагог, после того как определил задание и дал необходимые указания, некоторое время остается в стороне и дает ребятам возможность самостоятельно начать изображение. По мере того как они начинают работать, он подходит к ним и дает необходимые указания.

Если предполагается коллективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой дает задание.

В конце занятия все обсуждают вылепленные фигурки, сравнивают их с моделью или с тем, что когда-то видели.

В основном дети сами дают оценку изделиям. В тех случаях, если работы мелкие, их помещают на специальную доску с фамилиями, а если крупные (сюжетная лепка), то ребятам дают метки, и они прикрепляют их к своим работам. Приучая детей предварительно обдумывать замысел, можно иногда предлагать делать карандашные эскизы. Особенно это целесообразно, когда они лепят бусы и декоративные пластинки.

Детям предлагают во время рисования изобразить будущую пластинку на бумаге карандашом, решив ее размер, форму и содержание (узор, сюжет). На занятии ребенок должен вылепить ее, руководствуясь своим эскизом. Для того чтобы научить детей работать над эскизом, а затем по нему создавать пластинку, педагог проделывает всю работу сам, а ребята наблюдают. Далее им дается задание - нарисовать пластинку с узором и на занятии ее вылепить.

Изготовление декоративных пластинок с рельефными изображениями можно начать с беседы о том, какими они бывают, затем организовать выставку из готовых изделий. Воспитатель, анализируя пластинки, объясняет детям, что они могут быть с изображением одного предмета, с декоративным узором и сюжетом. Из беседы ребята узнают, как делают, окрашивают и обжигают пластинки в муфельной печи, чтобы они стали яркими, блестящими и прочными.

Ребятам объясняют, что они сами смогут сделать такие же, чтобы украсить ими комнату, а для этого предлагают каждому придумать пластинку и во время занятия по рисованию составить предварительный эскиз.

Введение………………………………………………………… …………….3
Задачи обучения лепке в возрастных группах детского сада…………….5
Виды лепки………………………………………………………………… ….8
Техника лепки………………………………………………………………… .10
Методика обучения лепке в возрастных группах детского сада…………...12
Заключение…………………………………………………… ………………27
Список литературы…………………………………………………… ……..28

Введение.

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно- пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
- при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Задачи обучения лепке в возрастных группах детского сада .

Рассмотрим конкретно, какими умениями и навыками по лепке должен овладеть ребёнок на каждом возрастном этапе.
Так, детей третьего года жизни педагог учит:
- отрывать кусочки глины и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из глины (конфетки, шарики, орешки), разрывать глину на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями;
- делить глину на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки);
- раскатывать глину прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики);
- раскатывать глину круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая дископодобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);
- делить глину на 2-3 части, раскатывать её прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).
Для ребёнка четвёртого года жизни, который уже имеет определённый опыт работы с глиной, эту работу нужно несколько усложнить, одновременно закрепляя навыки, которые он приобрёл в предыдущей группе:
- делить глину на части и раскатывать её между ладонями прямыми движениями рук, образовывая несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки);
- раскатывать глину круговыми движениями рук и образовывать разные предметы (орешки, конфетки, мячики);
- расплющивать глину, образовывая диск, и на основе этой формы лепить несложные предметы (пирожки, вареники, котлеты), сгибать и защипывать форму пальцами рук;
- делить глину на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар (башенка, матрёшка-неваляшка, птичка), диск и цилиндр (гриб);
соединять части прикладыванием и прижиманием.
С детьми пятого года жизни повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а именно:
- делить глину на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко);
- создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);
- раскатывать глину прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;
заострять и закруглять предметы;
- раскатывать глину круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать глину пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники;
- делить глину на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазываннем (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).
С детьми шестого года жизни, как и в предыдущих возрастных группах, сначала повторяют и закрепляют навыки и умения, а потом вводят новые задачи:
- делить глину на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);
- лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);
- лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.).

Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т.п..
В работе с детьми седьмого-восьмого года жизни взрослый обращает внимание на правильное отображение предметов, учит добиваться точности в воспроизведении их характерных признаков, замечать черты сходства и отличия, придерживаться пропорций, соотносить отдельные детали с общим изображением (лепка фруктов, овощей, птиц, зверей, посуды, человека и др.).

Виды лепки.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.
В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.
В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основанную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.
Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями.
Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.
Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.
Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.
Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.
Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, создают декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобами и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.
Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).

Техника лепки.

Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.
Конструктивный способ.
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами "открывают" его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
- объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
- объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
- объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, Чебурашка).
Скульптурный способ.
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.
Комбинированный способ.
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Модульная лепка.
Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.
Лепка на форме.
Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.
Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Методика обучения лепке в возрастных группах детского сада.

Первая младшая группа .
На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5-6 человек. Воспитатель садится за стол рядом с детьми и медленно, размеренно показывает необходимые действия с глиной, в увлекательной форме поясняет, что делает. Занятия лепкой должны стать для ребенка интересным делом. Заставлять заниматься детей лепкой, если они не хотят, нельзя. И все-таки воспитатель может попробовать эмоционально воздействовать на ребенка: слепив при нем какую- нибудь игрушку, дать потрогать глину, помять ее, показать, как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их. Первоначальные занятия проводятся в течение 5-8 минут с каждой подгруппой.
По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой. Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.
Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет: «Положу шарик на ладонь и накрою его другой ладонью, а потом сожму его между ними - получилась лепешка.- И еще раз повторяет: - Когда расплющиваем шарик между ладонями, то получается лепешка».
Подобные пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности. Кроме занятия по заданию, воспитатель предлагает детям лепку по замыслу, где они могут закрепить приобретенные знания, комбинировать полученные формы по собственному желанию.
Каждое занятие должно быть увлекательным. Малышам двух - двух с половиной лет интересно наблюдать, как из куска глины в руках воспитателя образуются погремушка, грибок, птичка, матрешка, девочка, зайка. Они с удовольствием узнают эти предметы, дают им названия и определяют форму частей. Длительность такого занятия должна быть не более 10-12 минут, чтобы у малышей осталось желание посмотреть лепку еще какого-либо предмета. Воспитатель лепит не более 2-3 предметов. Закончить занятие можно потешкой или песенкой. Такие занятия проводятся со всей группой. Воспитатель сидит за столом, а дети располагаются на стульях, расставленных полукругом, и наблюдают работу воспитателя.
Непосредственное обучение лепке детей этого возраста хорошо начинать с обыгрывания того предмета, который надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с шариками, покатать их между ладонями. Делается это для того, чтобы они лучше поняли характер шарообразной формы, а вместе с этим, то действие, которое необходимо во время лепки. Подобные игры и упражнения хорошо проводить перед занятием со всеми детьми и во время занятия с теми, у кого не получается.
У детей 2-3 лет еще недостаточно скоординированные движения рук. Воспитателю нужно добиться, чтобы при изображении той или иной формы руки детей двигались в определенном направлении. У некоторых это получается не сразу, поэтому воспитатель может взять руки ребенка в свои и показать нужные движения. Интерес у детей можно вызвать, обращая их внимание на образность изображаемого предмета, например: «Мячик круглый, его можно катать по доске», «Столбик длинный, ровный», «Если все столбики, которые вы вылепили, поставить на дощечку, то получится забор». Воспитатель предлагает детям узнать, что получилось. Если они не узнают, то говорит сам. Затем берет заранее склеенный из бумаги домик и ставит его около забора, сажает рядом игрушечного зайца, петуха и т. п. Занятия лепкой должны активизировать детское мышление.
Для того чтобы приучить ребят думать в определенном направлении, можно задавать вопросы: что получится, если к шарику прикрепить столбик? Что выйдет, если к лепешке прикрепить глиняную палочку? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель подсказывает результат и демонстрирует предметы или вылепленные заранее фигуры (погремушку, грибок и т. д.). Вопросы подобного характера способствуют тому, что ребята будут не механически использовать способы лепки, а вполне сознательно, думая об образе изображаемого предмета.
При повторных занятиях вопросы могут ставиться в несколько ином плане. «Дети, у меня есть шарик и столбик,- говорит воспитатель,- что нужно сделать, чтобы получилась погремушка?»
Для развития сообразительности, самостоятельности в решении темы можно каждому ребенку предложить готовые, знакомые формы: 2 шарика (один большой, другой маленький), диск и 2 столбика. Дети рассматривают их с воспитателем, определяют название (шарик, лепешка, столбик) и начинают лепить из этих форм предмет по выбору. Воспитатель в процессе работы вопросами и советами направляет ребят на правильное, интересное использование форм.
Таким образом, все приемы обучения в данной группе имеют определенную специфику, направленную на развитие сообразительности и умственной активности во время лепки, на овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями. Каждое занятие строится так, чтобы воспитатель задавал детям вопросы, которые бы помогали им выработать самостоятельность, стать активными, включал игровые моменты и ситуации.
Большое значение при обучении детей имеют правильно подготовленный материал (в данном случае - глина) и оборудование, плотно лежащие на поверхности стола толстые (1 см) и тяжелые доски, так как во время лепки они не должны двигаться. Нельзя предлагать легковесные подкладки, например, клеенку, так как у детей возникает желание поиграть: они завертывают глину в клеенку, отвлекаясь от занятия.
Для более успешного закрепления навыков лепки и обучения новым приемам следует проводить занятия не один раз в неделю, а два.
После того как дети хорошо усвоят материал, можно переходить к обычному чередованию занятий.
Вторая младшая группа.
В этой группе дети продолжают осваивать различные формы: шар, цилиндр, диск, различать их, ориентироваться в величине этих форм, составлять из них несложные фигурки.
Приемы обучения для первой младшей группы используются и в работе с детьми 3-4 лет. При изучении формы предметов недостаточно только рассматривать их в начале занятия. Хорошо, если каждый ребенок подержит в руках шар, мяч, апельсин, ощутит их объем, размер. Такое знакомство с формой предмета воспитатель должен проводить группами по 5-6 человек за один или два дня до занятия. Он предлагает детям взять предмет, охватить его одной или двумя руками. Можно предложить показать предмет между ладонями: если шар, то круговыми движениями, если цилиндр, то продольными. Внимание ребят направляется на основную форму частей, их количество и основные пропорциональные соотношения. Такое активное знакомство с предметами помогает ребенку понять не только формы, но и движения, которые необходимы для их изображения. Отчасти эти задачи ставились в первой младшей группе. Здесь же преследуется еще одна цель - ребенок, знакомясь с основными геометрическими формами, должен узнавать их в других предметах, например шар - в яблоке, ягодах. Начало занятий лепкой, как правило, предполагает показ воспитателем приемов изображения и объяснение. Он берет ком глины одной рукой, кладет его на раскрытую ладонь, другой рукой производит необходимые движения. Показывать нужно так, чтобы действия были четкими, понятными детям.
Для того чтобы убедиться в усвоении детьми того или иного приема, можно предложить всей группе или отдельно каждому ребенку повторить это движение. После этого ребята могут приступить к изображению. Показ приемов сопровождается объяснением, которое должно соответствовать действиям.
«Беру кусок глины,- говорит воспитатель,- кладу на ладонь и раскатываю его вот так - вперед-назад, вперед-назад. Вот какой получился столбик». Показ и объяснение должны занять не более 3-4 минут.
Обучение лепке во второй младшей группе, так же как и у детей 2-3 лет, должно предусматривать развитие самостоятельности, а поэтому в тех случаях, когда дети уже знакомы с приемами, не следует им еще и еще раз показывать то, что они усвоили. Например, при изображении диска нет надобности показывать лепку исходной формы. Надо сразу взять заранее подготовленный шар, положить на ладонь и расплющить, покрыв другой ладонью, предоставив детям возможность самостоятельно вспомнить, как лепить шар.
С детьми трех лет используются игровые приемы. Можно обыграть тему занятия, предложить игру с фигурками, которые получились, дополнить их некоторыми деталями. Например, если дети лепили кролика, то предложить около каждой фигурки положить заранее сделанную морковку; в руки вылепленной матрешки или куклы вложить маленький флажок. В том случае, когда дети лепят цыплят, можно фигурки поставить на зеленый лист бумаги, изображающий луг. Эти приемы помогут детям не просто создавать предметы, а вкладывать в свою работу образное содержание.
Чтение детям сказок оказывает самое благотворное влияние на развитие фантазии, творческой самостоятельности, пробуждает интерес к изобразительной деятельности. Например, ребята хорошо знают сказку «Колобок». Воспитатель предлагает им вылепить колобок, который катится по дорожке. Лепка шарообразной формы знакома детям, и воспитатель направляет их внимание на образную передачу формы. Воспитатель еще раз читает сказку, чтобы напомнить ребятам детали. Дети словесно обрисовывают внешний вид колобка и дорожки, сравнивают его форму с другими округлыми предметами. Отмечают, что на картинке у колобка есть глаза, нос и рот. В начале занятия воспитатель показывает ребятам, как можно палочкой изобразить глаза и рот колобку, как сделать дорожку, расплющив глиняный столбик пальцем.
После объяснения все приступают к лепке, а воспитатель на отдельном столе расставляет зеленые елочки, приготовленные заранее для изображения леса. Дети работают, а воспитатель вопросами и советами направляет их на верное решение. Когда лепка закончится, изделия устанавливаются на столе так, чтобы все дорожки были направлены к елкам. Дети с воспитателем располагаются около стола и рассматривают работы, отмечая, что колобки весело катятся по своим дорожкам в лес. Воспитатель попутно задает вопросы, заставляющие ребят задуматься над темой, приемами лепки, результатом труда. Некоторые занятия могут начинаться или заканчиваться потешкой или песенкой, которые углубляют образное представление детей об изображаемом предмете.
Средняя группа.
В начале года дети по программе повторяют пройденный материал: занимаются лепкой, работают над формой. Воспитатель во время прогулок с детьми использует природный материал как наглядное пособие. Например, зимой ребята под руководством воспитателя лепят снеговика и одновременно разбирают форму и количество частей. Из снега дети могут вылепить кролика, девочку в шубке и другие предметы.
Кроме того, перед тем как приступить к лепке, воспитатель показывает игрушки, изображающие птиц, цыплят. Он обращает внимание детей на весь предмет в целом и затем на форму туловища, головы, хвоста, показывает, как надо обследовать предмет: сначала определяют форму частей, затем, фиксируя внимание на более мелких частях, проводит по ним пальцем и предлагает эти же действия проделать ребятам. Они повторяют эти движения. На занятиях можно ограничиться лишь зрительным обследованием, обводя различные части палочкой и предлагая ребятам самостоятельно определить их форму, пропорции и месторасположение.

Для рассматривания перед лепкой подбирают игрушки и скульптуры, художественно выполненные, с красивой, но однотонной окраской. В тех случаях, когда нет возможности подобрать подходящий предмет, можно пользоваться заранее подготовленным образцом несколько большего размера, чем фигурки, которые будут лепить дети.
Образец обычно дается до занятия с той целью, чтобы ребята успели его рассмотреть, и остается перед ними на протяжении всего занятия.
и т.д.................