Комнатные растения        19.10.2019   

Межнациональные браки: за и против. Межнациональные браки - плюсы и минусы


Межэтнические браки и их классификация
Процессы этномиграции и особенности этнической демографии подводят к проблеме межэтнических браков. Брак между гражданами различных государств квалифицируется как межнациональный брак и является особой юридической процедурой, связанной с получением гражданства одним из его участников.
В этом смысле и в наше время (как и в условиях сословного общества) возможно применить в относительном смысле критерии «гипогамии» и «гипергамии». Если ранжировать страны по уровню экономического развития, уровню социальных гарантий, комфорта, безопасности, технической оснащенности и т. д., то вполне можно выделить страны первой, второй и третьей категории. Европа и Северная Америка, а также Япония относятся к странам первой категории. Россия, Индия, Китай, Бразилия, а также ряд развитых и богатых азиатских и латиноамериканских стран могут быть отнесены ко второй категории. Все остальные - к третьей. Соответственно, межнациональные браки вполне можно распределить по этой шкале. «Гипергамией» будет тот брак, в котором один из партнеров получает гражданство страны более высокой категории. «Гипогамией» будет случай принятие партнером гражданства менее престижной страны.
В случае межэтнических браков, когда речь идет о бракосочетании представителей одной и той же страны, правовых норм не существует, и тот факт,
что брак является межэтническим, можно определить только на основании этносоциологического наблюдения или эксплицитной самоидентификации самих лиц, вступающих в брак. В этом случае определить признаки «гипогамии» и «гипергамии» сложнее. Чаще всего здесь важную роль играет гендерный признак. Для мужчин и женщин, если они относятся к этническим меньшинствам, брак с представителями этноса, который является ядром главного народа или нации, будет «гипергамией». При этом для мужчины из ядерного этноса женитьба наженщине, относящейся к этническому меньшинству, никак не влияет на его статус, а в случае женщины - влияет, и может расцениваться как «гипогамия».
Чем более общество является гражданским и урбанизированным, тем менее отчетливым становится различие между «гипогамией» и «гипергамией», а межэтнический характер брака утрачивает какой бы то ни было иерархический смысл.
В царской России к признаку принадлежности к ядерному этносу служило еще и вероисповедание, и православие было признаком наиболее полноценного социального статуса. В советское время был провозглашен принцип интернационализма, и межэтнические браки поощрялись как признаки «подлинного интернационализма». При этом на бытовом уровне определенная иерархизация сохранялась, и брак представителей этнических меньшинств с русскими считался престижным для этих меньшинств.
В современной России номинально сохраняется советский подход в сочетании с либерально-демократическими нормативами «толерантности» и этнической индифферентности западных обществ. Но на практике иерархизация межэтнических браков сохраняется, и если этнический мигрант женится или выходит замуж за представителем коренного населения, это также считается «гипергамией». При этом если речь идет о женщине, относящейся к этническому меньшинству, то для ее мужа признаки «гипогамии» отсутствуют.
При этом, чем выше уровень образования, социально-экономический статус и социальный престиж вступающих в брак, тем меньшее значение имеет их этническая идентичность.
Межэтнический брак и этносоциализации
В случае межэтнического брака часто встает вопрос об этнической идентичности одного из супругов, а также о выяснении этнической идентичности совместных детей. В большинстве случаев в традиционном обществе действует правило принятия женой этнической (и конфессиональной, если она различается) принадлежности мужа. В этом случае брак начинает выполнять функции этносоциализации. Язык, употребляемой в семейной жизни, обычаи, поведенческие паттерны, обряды, культурные архетипы строятся на основе этноса мужа, к которому обычно относят и потомство. Этнос жены (матери) стирается, отходит на второй план. Именно такая модель этнической идентичности до сих пор является самой распространенной и привычной. В этом сказывается историческая инерция. В современном российском обществе большинство этнически смешанных семей по умолчанию и часто без специального решения или договора принимают и на практике воплощают этот принцип.
Гораздо реже и, как правило, в случае отчетливо выраженной «гиперга- мии» со стороны мужчины, относящегося к этническому меньшинству, про
исходит обратное: преобладающим языком семьи становится язык жены, и дети воспитываются в духе этой этнической идентичности. Если первый случай является общим и почти «само собой разумеющимся», то второй представляет собой исключение и довольно редок. Он встречается тогда, когда для всех участников брака очевидны те преимущества, которые семья и потомство могут получить от ассимиляции этнической принадлежности жены (матери).
Еще одним случаем является сохранение этнической идентичности каждого из супругов. Чаще всего воспитание детей в таких семьях является би- лингвистическим и бикультурным. Это бывает в тех случаях, когда каждый из супругов по тем или иным причинам осознанно придает своей собственной идентичности ценность, не хочет с ней расставаться и, напротив, заинтересован в ее сохранении, упрочении и трансляции детям. Статистика показывает, что такая модель межэтнических браков не является менее стабильной, как это можно было бы предположить, и количество разводов здесь приблизительно такое же, как и в случае принятием одним из супругов этнической идентичности другого. Это обстоятельство имеет прообраз и в архаических обществах с подчеркнутой матриархальной, матрилинейной или матрилокаль- ной структурой, где на ином уровне, на уровне клана, принадлежность жены и мужа к разным обществам акцентируется с помощью целого ряда социальных инструментов. Правда, здесь приписывание потомства происходит строго к одному из родов. Впрочем, бикультурность до определенной степени может встречаться и в этом случае.
Учитывая предыдущее замечание, можно сделать предположение, что сохранение этнической идентичности каждого из супругов будет иметь место в том случае, если один из них относится к этносу, в котором до сих пор сохранились признаки матрилинейности. Таковы в России адыгские и черкесские этносы, а также осетины.
Еще один случай межэтнических браков представляет собой ситуацию, в которой этническая принадлежность ни для одного из супругов не имеет никакого ценностного значения, и этнический стиль семьи складывается на основании обезличенной гражданской культуры. Такие браки были весьма распространены в советское время, когда стирание этнической принадлежности было официальной идеологической и политической установкой. Язык в таком случае рассматривался как условный инструмент общения, «идиом», а вместо передаваемой по наследству этнической культуры выступали клише, напрямую транслируемые властью и политическими инстанциями. Именно такой, оторванной от этнических корней, и должна была бы быть «образцовая коммунистическая семья».
Приблизительно такой же должна быть и «образцовая либеральная семья» в современном гражданском обществе, где этническая принадлежность супругов вообще не имеет значения, а воспитание детей можно вести на каком-то постороннем языке - например, на английском, являющимся чужим и для отца, и для матери. Владение английским улучшит стартовые возможности молодого человека в глобальном обществе, тогда как привязанность к этнической культуре и ограниченность родной речью, напротив, станет конкурентным недостатком и слабостью.
Все перечисленные варианты межэтнических браков встречаются в современной России. При этом статистически преобладает первый, традиционный, тогда как нормативным считается последний, космополитический.

На контрастную пару кто-то посмотрит с любопытством, а кто-то – с осуждением. Единственное чувство, которое не вызывают в окружающих подобные союзы, – это равнодушие.

С какими проблемами сталкиваются те, кто решается вступить в , и какие они обретают преимущества?

Минусы межрасовых союзов

Основная проблема межнациональных браков – непонимание, неодобрение, тотальное неприятие со стороны близких. Консервативные родители невесты или жениха могут воспротивиться такому решению по разным причинам.

Преградой для счастья могут стать: другой цвет кожи избранника, иное вероисповедание, необходимость переезда в чужую страну, мнимая заинтересованность в прописке и так далее.

Есть нации, тщательно сохраняющие чистоту своей крови (евреи, армяне) и протестующие против смешения ее с иностранной.

Поэтому, решив заключить межнациональный союз, вы рискуете столкнуться с неприятием со стороны родных – своих или партнера .

Кроме того, выйдя замуж за турка, немца или, например, японца, девушка непременно встретится со странными нюансами чужой культуры и почитаемыми традициями.

Необычный быт, чужой язык, оригинальные требования новой семьи, иной подход к воспитанию детей, особенности правовой базы и банальное непонимание играют злую шутку с крепким союзом.

Совсем другая история, если брак заключается между людьми, изначально выросшими в одной стране. Америка не зря считается «плавильным котлом», смешивающим расы и национальности в причудливый винегрет.

Граждане США отлично владеют английским языком, да и их культура весьма похожа, даже если цвет кожи разнится. Поэтому у подобных пар трудностей возникает меньше.

Русская девушка вполне удачно может выйти замуж за выходца из любой страны бывшего СССР – Армении, Грузии, Латвии, Эстонии. Языковой барьер в этом случае не так высок, а культуры в силу былого взаимодействия не слишком противоречивы.

Что делать, если вас тянет к более экзотическим партнерам – африканцам, азиатам, латиноамериканцам?

Наш совет – искать спутника жизни в рамках своей страны или своего увлечения. Им может стать студент университета «дружбы народов», приемлемо подтянувший ваш язык.

Есть ли плюсы у смешанных браков

Существует целый ряд бонусов, который вы приобретаете вместе с интернациональным союзом. Поговорим о некоторых из них.

1. Дети в таких семьях более эрудированные, легче приспосабливаются к разным реалиям, с уважением относятся к чужим культурам. Они зачастую билингвы – то есть владеют несколькими языками как родными.

Они впитывают традиции и мировоззрения обоих родителей, и становятся истинными «людьми мира». А еще их отличают внешняя привлекательность и интересные черты.

2. Супруги получают шанс узнать другую культуру изнутри, проникнуться к ней уважением и любовью. В характере появляются такие черты, как толерантность, тактичность по отношению к иной религии.

3. Для многих девушек мечта «выйти замуж за иностранца» может стать явью. Сверстники и сограждане успевают наскучить, а вот чужой огромный мир манит всегда. Совместная жизнь точно будет насыщенной впечатлениями, интересной и захватывающей.

4. Вас ждет улучшение качества жизни, изучение второго языка и расширение кругозора после переезда в другую страну.

5. В таком браке приходится больше работать над отношениями, отчего они становятся только крепче. Отдав многое ради того, чтобы быть с любимым (в том числе, разорвав связи с семьей, страной, друзьями), начинаешь больше ценить семейный союз.

Иногда очарование другой страной и ее культурой может выглядеть юношеской блажью, но если человек годами подтверждает свое решение, то даже строгая родня соглашается на уступки.

Удачные смешанные браки: известные примеры

Считается, что у межнационального союза есть одно неоспоримое преимущество. У подобных пар получаются невероятно красивые дети. Но и сами супруги вдвоем смотрятся оригинально и привлекательно .

Светская жизнь знает множество примеров, когда счастливый союз заключался между представителями разных рас.

Николас Кейдж женился на азиатке Элис Ким, работавшей официанткой – по всем параметрам неравный брак, который, тем не менее, продержался около 12 лет.

Режиссер Вуди Аллен умудрился повести под венец собственную приемную дочь, кореянку Сун-И, и живет с ней уже 20 лет.

Колоритные дуэты создали Хайди Клум и темнокожий певец Сил, Дэвид Боуи и роскошная Иман. Сенегальская красавица Карин Силла побывала замужем за Жераром Депардье и Венсаном Пересом.

Ну а Марлон Брандо успел внести в свою «коллекцию экзотических подруг» индианку, вьетнамку, таитянку, гватемалку и пуэрториканку.

Присцилла Чан, американка с вьетнамо-китайскими корнями, смогла похитить сердце еврея Марка Цукерберга (чем вызвала негодование его родственников).

Роберт Де Ниро – известный поклонник «черных пантер», а Уэсли Снайпс – истинный интернационал: в его послужном списке значатся уроженки Пуэрто-Рико, Китая и Южной Кореи.

Многие из упомянутых браков распались, но никто из супругов ни разу не заявил, что причиной тому стал цвет кожи или культурные разногласия.

Все как всегда: ссоры, измены, драки, разные интересы, нервные срывы и новые влюбленности. Поэтому, заключая межнациональный союз, стоит быть готовым к тем же трудностям, что и в обычных семьях.

Изучение межнациональных браков - одно из наиболее важных направлений в социологии, потому что такие браки являются каналом изменения этно-демографической структуры российского общества.

Исследование межнациональных браков как одной из разновидности брака было очень популярно несколько лет назад, в период существования СССР, когда в его состав входили все республики и национальности. Рост численности межнациональных браков в этот период трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, а также как одна из характеристик этнической адаптации. В этот временной период также наблюдалась высокая степень репрезентативности источника, потому что графа <национальность> включалась в формуляры записи актов о браке (сейчас эта графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак). Это обстоятельство позволяло получать информацию о национальном составе брачных пар по всем регионам страны. Наиболее активно в этот период исследовались межнациональные браки в союзных республиках (Казахстан, Туркменистан, Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и т.д.). Однако в современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков заметно упал. Сегодняшние немногочисленные научные исследования представлены изучением межнациональных браков в автономных республиках в составе России (Башкортостан, Якутия, Ханты-Мансийский АО и т.д.). А между тем, изучая и анализируя динамику, характер развития межнациональных браков в обществе можно не только глубоко понять социальную сущность межнациональных взаимоотношений между народами, но и иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов, при формирование новых локальных субкультур, при исследовании взаимодействия этнических и социальных процессов. Особенно это относится к России, на территории которой близко друг к другу проживает большое и разнообразное количество национальностей, которые в процессе повседневной жизни достаточно тесно взаимодействуют между собой.

Социальная природа межнациональных браков заложена в национальной принадлежности супругов к тому или иному этносу как исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры (язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки и т.д.) и психологического склада. Этнические свойства (язык, культура, сознание) формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, правовых. В научной литературе выделяется достаточно много признаков этноса, но главными можно назвать следующие: язык, культура, территория, общность происхождения. Разность и специфика традиционных, национальных культур, основанных на этнических особенностях и образе жизни тех наций, к которым относятся супруги, проявляется в межнациональном браке довольно активно и выражается на уровне повседневного взаимодействия. Этническое самосознание выступает важным компонентом взаимоотношений супругов в процессе их совместной жизнедеятельности, потому что оно сформировалось в социальной общности их происхождения и представляет собой совместную историческую практику его членов. Этническое самосознание не сводится только к пониманию этнической (национальной) принадлежности супруга. Оно проявляется также в осознании индивидом своих действий, чувств, мотивов поведения и т.д. Этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей и сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении, общих исторических судьбах и т.д. Благодаря ему, во многом, решение о вступлении в брак с человеком другой национальности связано с большой личной ответственностью, и в принципе, не может быть принято без достаточных морально-психологических оснований. Таким образом, можно сказать, что межнациональные браки - это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов).

Русские являются самым крупным этносом, значительно превосходящим по численности остальные народы России. Специальные расчеты, проведенные по материалам ЗАГСов и переписей, показали, что среди русских частота межнациональных браков значительно превышала количество таких браков у большинства других народов, у которых внутриэтнические брачные связи были сильнее межнациональных .

Межнациональные браки чаще встречаются в среде городского населения. По данным статистики, в Москве количество межнациональных браков между русскими и другими национальностями (украинцы, белорусы, армяне, татары, грузины, азербайджанцы и т.д.) в 1980 году составляло 16,82%, а в 1994-1995 годах процент заключенных межнациональных браков увеличился до 22,09% . В основном, это связано с миграцией населения. Тенденция межнациональных браков такова, что результатом брачного выбора русских невест становятся партнеры других национальностей.

Наряду с вышеперечисленными межнациональными браками в условиях социкультурных трансформаций, когда <открытые> границы расширили социальное пространство для взаимодействия между народами и для отдельного индивида открылись новые возможности свободы выбора жизненных стратегий в различных сферах деятельности (в том числе и в сфере брачного выбора), явилось появление и распространение в обществе новой формы межнациональных браков - браков с иностранным партнером, при котором межличностные взаимоотношения между мужчиной и женщиной разных национально-культурных общностей выходят за территориальные пределы России и проявляются на международном уровне. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной через границы носят сегодня не единичный характер, как это было раньше, а достаточно массовый. Межнациональные браки с иностранным партнером - относительно новое социальное явление в российском обществе, которое достаточно активно развивается, и число таких браков по данным архива Московского дворца бракосочетания (единственного в Москве, который осуществляет регистрацию браков с иностранными гражданами) за период с 1993 года по 2002 год возросло на 37% . В условиях социокультурных трансформаций проявление межнационального брака в обществе стало разрешенным и безопасным для его членов. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак. В российском обществе для этого не существует ни общественных, ни государственных, ни правовых, ни моральных препятствий. Заключение таких межнациональных брачных союзов - только личное решение и желание двух человек, мужчины и женщины, зарегистрировать свои отношения. Индивиды участвуют в мире без границ, и возможностей для межличностного взаимодействия между полами в современных условиях трансформации гораздо больше, чем раньше. Участники межнационального брака несут собственную, личную ответственность за свой выбор, за свою супружескую жизнь. В обществе нет сегодня ограничений свободы деятельности для межнациональных отношений в браке.

Межнациональные браки с иностранным партнером представляют собой более сложное социальное и межличностное переплетение. Целесообразнее раскрыть данную особенность, опираясь на следующую интерпретацию данной направленности брака: <Межнациональный брак представляет собой форму межличностных взаимоотношений мужчины и женщины, граждански принадлежавших к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально-государственных образований, и накладывает определенную совокупность обязанностей и предписаний на супругов с учетом этнической принадлежности, основанной на общности культуры, религии и традиций той социальной группы, с которой каждый из супругов себя осознает с момента рождения и обладает ее идентичностью, которая впоследствии служит социальной базой для действия в браке>. В этой связи межнациональный брак можно считать как одну из разновидностей экзогамии, которая предполагает выбор брачного партнера из чужой группы, буквально <брак вне группы>. Экзогамия употребляется не только в отношении системы родства, племени или клана, закрепляя правила в обществе, которые описывают круг людей (родственников), с которыми индивид не может заключить брак. Она также имеет более широкое значение, когда в качестве чужой группы может стать класс, нация, территориальная группа, возрастная категория и т.д. Экзогамия может рассматриваться как способ уменьшения существующих между группами противоречий, поскольку маловероятно, что одна группа предпримет негативные действия против другой группы, в состав которой входят ее собственные представители. Таким образом, можно предположить, что межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества, и т.д.

Разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах. Территориально-государственная разница наиболее значимо проявляется и в выборе супругами места жительства: один из них обязательно покидает страну, гражданство которой имеет и осознает принадлежность к ней, связанную с определенным набором прав. В последствии это сказывается на процессе адаптации к новой социальной среде, в приспособлении к изменившимся условиям жизнедеятельности. Среди видов социальной адаптации можно выделить психологическую (освоение норм и ценностей новой социальной общности, налаживание социальных связей, дружеских и соседских отношений, степень эмоциональной удовлетворенности, внутреннего и внешнего спокойствия, удаленность от дома, родственников, друзей), профессиональную (возможность устроиться на работу, карьерный рост), в некоторых случаях природная (климатические условия, влияние климата на самочувствие, на общее состояние здоровья организма).

Межнациональные браки распространяются на большинство государств мира, на все континенты. Например, в Москве за период 1998-2002 годов в среднем были заключены браки с представителями 88 стран мира, среди которых по наибольшему количеству браков с русскими занимают США, Афганистан, Сирия, Германия, Турция, Югославия, Великобритания, Израиль, Бангладеш, и т.д. . С гражданами всех пяти континентов - Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия регистрировались браки. Однако по общим статистическим данным количества межнациональных браков явный перевес наблюдается в сторону азиатских партнеров, а именно из стран Юго-Западной Азии (Афганистан, Сирия, Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Ирак); второе место занимают браки с европейцами, причем с достаточным преобладанием и относительной стабильностью брачных партнеров из стран Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария); третье место представляют браки с американцами (США, Канада, Перу, Куба). Африканский и австралийский континенты менее востребованы, хотя число браков с представителями африканских государств заключались в среднем в 6 раз чаще, чем с австралийцами. Территориально-государственная протяженность межнациональных браков не имеет четких границ, и зависит от конкретной брачной активности отдельных индивидов и их личной свободы выбора.

Продолжая раскрывать сложную социальную природу межнациональных браков с иностранным партнером, следует рассмотреть этническую принадлежность как основной компонент осознания идентичности индивида. В межнациональном браке она играет очень важную роль, потому что он является союзом мужчины и женщины, принадлежащих к разным этносам. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей супругов, от степени их идентификации с собственной этнической группой и проявления усвоенных норм, ценностей, обычаев, традиций в повседневной супружеской жизни, происходит в определенной степени преломление первоначальной, сложившейся и сформировавшейся в процессе становления личности супруга национально-культурной идентичности. В ходе супружеских взаимоотношений возможны следующие варианты трансформации этнических особенностей: либо полное приобретение одним из супругов культурных характеристик партнера и утрата собственного исторического наследования; либо частичное признание обоими супругами определенных этнических черт друг друга и их совместное объединение на основе двух разных культур; либо формирование и становление собственной локальной субкультуры, объединяющей в себе на основе взаимной согласованности супругов лучшие показатели своих этнических общностей в новой видоизмененной форме. Таким образом, межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений.

Вопрос национально-культурной идентичности в межнациональном браке усложняется еще тем фактом, что Россия оставалась долгое время закрытым, изолированным от внешнего мира государством. Это обстоятельство характеризуется в современных условиях отсутствием достаточно полного, всестороннего и четкого представления у иностранных граждан о российском обществе, о русской культуре в целом. Информационный обмен по национальным, культурным, историческим достижениям и происходящим процессам не является в определенной мере адекватным и не позволяет правильно оценить и истолковать позитивные или негативные стороны этих явлений. Для представителей иностранных сообществ нет понимания русских как нации, либо оно трактуется с каким-нибудь негативным смыслом. В российской действительности, наоборот, идет активное знакомство с зарубежной культурой, иногда даже закрепляемое в русском сознании. Это, например, относится к иностранным праздникам как элементу культурно-исторического развития общества, которые отмечаются в российской среде и поддерживаются членами российского общества. Преодоление барьера информационной недостаточности, распространение знания о традиционной русской культуре, о достоинствах российской общности как реально существующей совокупности индивидов позволит сократить, хотя бы некоторые, этнические расхождения и недопонимания супругов в межнациональном брачном союзе.

Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в <Своде законов Российской империи> прямо указывалось на то, что <лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами> . Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям.

Межнациональные браки представляют собой сложные союзы внеэтнических брачных предпочтений, характеризующихся неоднозначными, индивидуальными межличностными взаимодействиями партнеров в повседневном мире супружеских отношений. Поэтому, безусловно, исследование социальной природы межнациональных браков позволит дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества, глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы, выявить социально-психологические закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности; интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.

Библиография

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1999.

2. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., 2001.

3. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. М., 1989.

4. Курбатова О.Л. <В 2050 году в столице не останется русских> // Комсомольская правда, 2003, 20 января.

5. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: словарь-справочник. М., 2000.

6. Статистические материалы Московского дворца бракосочетания, единственного в Москве, осуществляющего регистрацию браков с иностранными гражданами.

7. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

«Замуж за иностранца» - зазывают нас объявления. Почти каждая женщина хоть раз, да сходила по ссылке и пролистала каталог заморских женихов. Вариантов предостаточно, и каждый вроде бы хочет создать хорошую семью. Знакомые говорят о положительных примерах, газеты пугают отрицательными. Можно ли утверждать, что межнациональные браки - рецепт личного счастья?

Очень многие вышли замуж за граждан других государств и вполне довольны. Однако межнациональные браки в России часто осуждаются. Особенно мужчинами. Их позиция понятна - ведь уезжают женщины, которых можно было бы включить в свой неофициальный гарем. Пресловутые демографические показатели позволяют очень многим мужчинам иметь параллельные отношения более чем с одной женщиной. К тому же не секрет, что особой популярностью пользуются молодые и красивые женщины, которые могут быть кандидатками даже в жены, а не только в любовницы.

На самом деле, красавицей быть не обязательно. Иностранцы часто самым ярким девушкам делают вовсе не те предложения, которые эффектные леди хотели бы услышать. А кому иностранцы предлагают руку и сердце чаще всего? Дамам, которым свойственны подчеркнутая женственность и заботливость. И неправда, что ищут только прислугу - быт в развитых государствах максимально облегчен, так что его не ставят во главу угла. нужна подруга и соратница, которая всегда выслушает и поддержит. Многие из них просто устали от эгоистичного поведения соотечественниц, которые готовы рвать отношения при малейших неудобствах.

Есть ли однозначные «противопоказания» к вступлению в межнациональные браки? Только одно - консервативность и нежелание менять привычное поведение. Причем, это не всегда связано с возрастом, есть примеры, когда женщины после 60 выходили замуж за ровесников и были безоблачно счастливы.

Препятствие ли дети? Для многих мужчин - да, но остается еще очень много хороших кандидатов, которым ваши дети от предыдущего брака не будут помехой. Обычно это мужчины, принадлежащие к среднему классу, не имеющие своих малышей или имеющие взрослых отпрысков. Даже женщинам с двумя детьми приходят письма. Но понятно, что требования к мужчинам придется снижать. Возможно, понадобится смириться с большей разницей в возрасте.

Чаще всего межнациональные браки заключаются между людьми с в 12-15 лет, 10 лет и менее - большая редкость. Так что, если вы нашли молодого мужчину, считайте, что вам очень повезло. Хотя все-таки заморские женихи моложе 30 лет весьма ненадежны. Также не стоит давать надежду мужчинам старше вас на более чем 15-17 лет. Такие браки чаще всего обречены, а вы будете чувствовать себя обманщицей и мучиться виной, когда вам захочется его покинуть. Ведь годы идут, а молодые тянутся к ровесникам.

Морально следует подготовиться к тому, что профессионально придется все начинать сначала. Многие профессии, для которых требуется больше таланта, чем навыка, вроде парикмахерского дела, доступны за рубежом только после особого обучения и сертификации. Легче бизнес-леди, знающим иностранные языки: навыки ведения дел актуальны везде. Юристам же придется переучиваться полностью. Если вы не готовы пожертвовать сложившейся карьерой ради личной жизни, то лучше искать милого в родной стране.

Отдельный разговор - межрассовый из развитого государства. Стоит ли в него вступать? Если вам люди другой расы нравятся - смело выходите замуж. Но постарайтесь не заводить детей до получения постоянных документов. Потому что в России с ребенком другой расы вам спокойной жизни не будет. Так что межрасовый брак - это для любителей экстрима, хотя и он может сложиться счастливо.

Чтобы знакомство сложилось и перешло в серьезные отношения, следует отнестись к поиску не иначе, как к работе. Изучать иностранные языки и не лениться отвечать на все приходящие письма. Отношения чаще складываются у пар, где мужчина проявил инициативу, но встречаются и исключения. Так что, если пишут мало - пишите сама. Не сдавайтесь, пробуйте - и все сложится лучше, чем вы думаете.

Определение проблемной ситуации, ее актуальность

Практическая социология, одним из основных методов который является социологическое исследование, позволяет с высокой точностью выявить точки напряжения в социуме, предсказать динамику их развития и разработать практические рекомендации. Основу для этого создают достижения фундаментальных наук с использованием методов эмпирической проверки и формализованных процедур. Надежность, а, следовательно, ценность исследования, всецело зависит от его всесторонней подготовки, которая представляет собой процесс, насыщенный различными видами работ, научными процедурами и операциями. Необходимо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать из специалистов исследовательскую группу. Большое значение имеет организационное и материально техническое обеспечение и готовность к оперативному решению возникших вопросов.

Для социологии очень важно изучение межнациональных браков. Для начала дадим определение термина национальность. Национальность - принадлежность человека к определенной нации, народности, этнической группе, складывающейся под влиянием общего языка, национального самосознания личности, особенностей культуры, быта. Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого. Статистические данные свидетельствуют о том, что в общероссийском масштабе при определении национальности детей в этнически смешанных семьях предпочтение отдается русской национальности, хотя здесь имеются значительные региональные вариации. В плане генетического здоровья человечества такие браки, как правило, благоприятны, а дети, рожденные в них, отличаются здоровьем, способностями. Можно говорить об отдельных примерах - Пушкин, Распутин, Вампилов. Или об этнических или региональных группах - казачество, сибиряки, которые формировались на границах этнических или даже расовых групп. Но, с точки зрения национального самосознания, в таком варианте какая-то нация проигрывает, ведь дети вынуждены выбирать одну из двух национальностей, а иногда совсем иную - третью. Ребенок от украинки и белоруса, выросший в русской среде, русской культуре, владеющий русским языком, кто он по национальности? Чаще всего дети избирают национальность того из родителей, кто имеет более высокий социальный, культурный и этнический статус. Решающее значение имеет преобладающая этническая среда. В частности, дети от браков русских женщин с мужчинами других национальностей в пределах России, и особенно в городах, где преобладает русское население, чаще всего причисляют себя к русским. Здесь следует помнить, что наций предельно чистых в этническом плане просто не существует. Дело не в крови родителей, а в условиях формирования личности. Для больших народов эти процессы не имеют принципиального значения, а для малых они очень болезненны.

Национально-смешанные браки и семьи отражают в себе многие этносоциальные и этнодемографические процессы. Их изучение позволяет порой лучше понять данные процессы, глубже раскрыть их закономерности и последствия. Таким образом, изучение межнациональных браков становится важным не только с академической точки зрения, но и для решения практически значимых проблем современного общества.

Для исследования данной проблемы и отношений жителей к ней, мы поставили перед собой ряд задач :

Собрать результаты анкетирования;

Определить мнения участников опроса;

Привести статистические данные по проблеме;

Сделать выводы по результатам опроса и исследования вообще.

Цель нашей работы – определить отношения жителей города к межнациональным бракам и выявить причины таких отношений.

В социологическом исследовании использован метод сбора информации - анкетирование.

Объект исследования – жители города следующих категорий:

Люди в браке,

Люди, не состоящие в браке.

Предмет исследования – отношение к межнациональным бракам.

Определение выборочной совокупности:

Люди в браке - 14человек;

Жители города, не состоящие в браке - 16человек.

Гипотеза исследования . Брак – это союз двух любящих сердец. Национальность и религия не столь важны для выбора партнера.

Анкета

Дорогие друзья!

Целью анкеты является выяснить отношения окружающих к межнациональным бракам. Вам предлагается ответить на представленные вопросы. Просим Вас принять участие в нашей анкете потому, что нам важно мнение каждого из Вас. Вполне возможно, что некоторые ответы могут быть полезны и для Вас.

Считаем необходимым предупредить, что анкета анонимна и данные используются только для получения статистических данных.

Правила заполнения анкеты:

Обведите кружком или подчеркните тот ответ, который Вы считаете более совпадающим с Вашим мнением.

1. Состоите ли вы в браке ?

2. Если да, то в каком браке:

а) в межнациональном;

б) в однонациональном;

3. Что для вас является показателем успешного брака?

а) теплые и взаимные отношения между супругами;

б) в наше время особую роль играет материальная обеспеченность семьи;

в) брак, ориентированный больше на мнения окружающих, чем на собственные отношения;

г) другое;

4. Как вы относитесь к межнациональным бракам?

а) положительно;

б) считаю, что такие браки недолговечны;

в) считаю, что брак есть брак, каким бы он не был;

5. В чем вы видите основные проблемы межнациональных браков?

а) в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных;

б) в противности национальных, религиозных традиций и обычаев;

в) не вижу никаких проблем;

6. Готовы ли вы сами осуществить брак с лицом другой национальности?

а) да, если между нами существуют взаимопонимание, любовь;

б) только преследуя свои выгоды;

7. Как вы думаете, влияет ли поддержка со стороны друзей и родных на взаимоотношение между членами разнонациональной семьи?

а) безусловно, влияет, т.к. семья строится на понимании и любви не только ее членов, но и окружающих;

б) скорее влияет;

в) нет, нисколько, семья-это обособленная единица общества;

8. Считаете ли вы, что на образование разнонациональной семьи сказывается финансовое положение обеих сторон?

а) нисколько, семья, в первую очередь, строится на любви и понимании;

б) может быть;

в) затрудняюсь ответить;

9. В чем вы видите положительные стороны межнациональных браков?

а) в традиционной насыщенности;

б) положительная сторона всех браков одна - рождение новой семьи, ячейки общества;

в) затрудняюсь ответить;

г) самые одаренные и красивые дети у родителей разных национальностей;

10. Чьим мнением вы руководствуетесь при выборе пары для брака?

а) личным мнением;

б) мнением родных и близких;

в) стараюсь совмещать мнения;

Анкета с результатами

№ вопроса вопрос варианты ответа Кол-во ответов процентное выражение
1 Состоите ли вы в браке? а) да; 14 53%
б) нет; 16 47%
2 Если да, то в каком браке: а) в межнациональном; 5 36%
б) в однонациональном; 9 64%
3 Что для вас является показателем успешного брака? а) теплые и взаимные отношения между супругами; 17 56%
б) в наше время особую роль играет материальная обеспеченность семьи; 4 12.5%
в) брак, ориентированный больше на мнения окружающих, чем на собственные отношения; 5 19%
г) другое; 4 12.5%
4 Как вы относитесь к межнациональным бракам? а) положительно; 10 33%
б) считаю, что такие браки недолговечны; 12 38%
в) считаю, что брак есть брак, каким бы он не был; 8 29%
5 В чем вы видите основные проблемы межнациональных браков? а) в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных; 11 37%
б) в противности национальных, религиозных традиций и обычаев; 6 19%
в) не вижу никаких проблем; 13 44%
6 Готовы ли вы сами осуществить брак с лицом другой национальности? а) да, если между нами существуют взаимопонимание, любовь; 20 65%
б) только преследуя свои выгоды; 0 0%
в) нет; 10 35%
7 Как вы думаете, влияет ли поддержка со стороны друзей и родных на взаимоотношения между членами разнонациональной семьи? а) безусловно, влияет, т.к. семья строится на понимании и любви не только ее членов, но и окружающих; 20 64%
б) скорее влияет; 8 27%
в) нет, нисколько, семья-это обособленная единица общества; 2 9%
8 Считаете ли вы, что на образование разнонациональной семьи сказывается финансовое положение обеих сторон?? а) нисколько, семья, в первую очередь, строится на любви и понимании; 17 55%
б) может быть; 8 27%
в) затрудняюсь ответить; 5 18%
9 В чем вы видите положительные стороны межнациональных браков? а) в традиционной насыщенности; 9 30%
б) положительная сторона всех браков одна - рождение новой семьи, ячейки общества; 13 44%
в) затрудняюсь ответить; 2 6%
г) самые одаренные и красивые дети у родителей разных национальностей; 6 20%
10 Чьим мнением вы руководствуетесь при выборе пары для брака? а) личным мнением; 18 60%
б) мнением родных и близких; 3 9%
г) стараюсь совмещать мнения; 9 31%

Анализ работы