Флористика        04.03.2020   

На какой день недели всегда приходится празднование. Значения дня недели рождения. День рождения в четверг

Известно, что день недели рождения человека имеет большое значение: он определяет темперамент, потенциал, черты характера, призвание и многое другое.

День рождения в понедельник

Людям, рожденным в этот день, характерны такие черты, как противоречие и преданность, ими управляет Луна. Переживания и нерешительность всегда присутствуют в жизни тех, у кого день рождения в понедельник. Из-за больших душевных противоречий, которые у многих людей понедельника не получается побороть, они не могут добиться тех вершин в жизни, каких могли бы достигнуть.

Они открыты, эмоциональны и общительны, умеют слушать и сочувствовать другим, имеют богатую фантазию, которую не всегда показывают окружающим. Человек, рождённый в этот день, легко адаптируется, и желает видеть рядом с собой сильного партнера. Иногда люди понедельника страдают от одиночества, ведь немногие готовы взять на себя ответственность за них. В отношениях ценят искренность, уют и тепло, очень верны своей половинке.

День рождения во вторник

Людьми, рождёнными во вторник, управляет Марс − планета воинов. Характер таких людей отличается напористостью, упрямством, а иногда и агрессией. Тем не менее, они могут испытывать сомнения в правоте и верности своих выводов. В основном те, у кого день рождения выпадает на вторник, нуждаются в опоре и сильном плече. Про таких людей можно сказать: «сначала делает, потом думает». Второй половинкой для человека, рождённого в этот день, может стать кроткий, нежный и ненавязчивый человек. В этом случае в отношениях будет полная идиллия, их союз будет удачным и принесет большие перспективы в работе и в общественной деятельности.

День рождения − среда

Людям, рожденным в этот день, покровительствует Меркурий. Они успешны в науке и предпринимательстве, им нравится учиться и получать новый опыт, но они выглядят больше консерваторами, чем людьми, которые открыты всему новому. Такие люди настойчивы, с детских лет они мечтают добиться большого успеха, всю свою жизнь организовано направляются к определенной цели.

Размеренное и предсказуемое существование некоторым из них со временем надоедает. В такой ситуации они дают выход накопившейся за долгое время негативной энергии. После чего, всё возвращается «на круги своя». В браке этим людям нужно иногда давать возможность уходить от отношений в сторону.

День рождения в четверг

Юпитер покровительствует людям, рожденным в этот день. Им свойственны большие организаторские способности. Они достигают успехов в области управления и политики. К ним тянутся более слабые люди, что укрепляет их лидерство. Люди, день рождения которых выпадает на четверг, имеют развитую интуицию и способны предугадывать будущее. К их недостаткам относятся раздражительность, несговорчивость и упрямство, доходящее порой до абсурда, несмотря на то, что они закономерны и последовательны.

В семье они деспотичны и требовательны. Хороший союз у них получится с людьми, которые слабее их. Если вас свела судьба с человеком, рожденным в четверг, старайтесь ему уступать и не идти на принцип. Помните, что эти люди собственники, они тяжело переносят измену. Узнав о ней, в 90% случаев они уходят и вернуть их практически невозможно.

День рождения в пятницу

Людям, рождённым в этот день, покровительствует планета Венера. Они наделены искусством получать удовольствие от жизни, любить и быть любимыми. Эти люди оптимисты, не терпящие страданий и уныния. В их характере наблюдается жизнерадостность, кокетливость и несерьёзность. В своём жилище они создают атмосферу уюта и тепла, окружают себя друзьями и близкими.

Таких людей нельзя к себе привязать, нужно предоставлять им свободу выбора, тогда они вознаградят любовью друзей и домочадцев. Ревнивые и властные люди не смогут долго находиться рядом с людьми пятницы. Именинники этого дня легко зарабатывают деньги, с ними комфортно и приятно сотрудничать.

День рождения в субботу

Планета Сатурн покровительствует людям, рожденным в шестой день недели. Такие люди сильны и способны многое выдержать. Им свойственно трудолюбие, незаурядные способности и ум. Размеренность и неторопливость – вот то, что ценят такие люди. Они не стремятся руководить, да и должность начальника им не особо подходит.

Рождённые в этот день не всегда счастливы в личной жизни. Они воспринимают брак, как конечную степень отношений и не проявляют инициативы в семейной жизни. Людям субботы характерны крайности: они или приспосабливаются к партнеру, или бурно отстаивают свою точку зрения. Их утомляет и раздражает спешка. В зрелом возрасте они чувствуют себя комфортнее, чем в молодые годы.

День рождения в воскресенье

Именинникам дня всегда уютно и тепло, ведь их покровитель – Солнце. Они активны, предприимчивы и успешны. Про таких можно сказать – «баловни судьбы». Но неудачи в их жизни тоже случаются. Почему так происходит? Люди воскресенья в основном ведут беспечный образ жизни, не прикладывая сил для обеспечения своей будущей жизни. Какой-то период они получают подарки судьбы, а позже жизнь начинает спрашивать с них по полной программе. В натуре таких людей проявляется лень, нежелание заводить семью и добиваться успехов на работе. Они склонны плыть по течению.

Воспитывать детей, рожденных в этот день, нужно строго, стараясь приучить их к трудолюбию и помогая в выборе будущей профессии. Привив им напористость и усердность, вы поможете им стать счастливыми во взрослой жизни. Главная цель таких людей – встретить рассудительного и настойчивого спутника жизни, имеющего властный характер.

И помните, в какой бы день недели вам не посчастливилось родиться, главное – это научиться принимать себя и свои недостатки, стараться измениться в лучшую сторону, делая свою жизнь яркой и гармоничной!

§ 13. Определение дня недели. Установление вруцелет для различных исторических дат имеет значение потому, что по вруцелетам мы всегда можем узнать, на какой день недели в том или ином году приходится любое, число любого месяца.
Очень часто в источнике детально обозначается не только год, месяц и число, когда произошло интересующее нас событие, но имеется ссылка также и на день недели. И вот эта дополнительная ссылка в ряде случаев помогает проверить дату. Если, мы сумеем установить, что в данном году приведенный в источнике день недели не мог совпасть с указанным в нем числом месяца, то мы тем самым поставим под сомнение правильность всей даты. Если в дате имеется несоответствие между годом и индиктом, проверка, (произведенная при помощи оказавшегося в источнике названия дня недели, дает возможность также уточнить год, на который падает событие. Наконец, благодаря указанию на день недели, мы оказываемся а состоянии установить календарный стиль (мартовский или сентябрьский) года от "сотворения мира". Ведь по мартовскому счету числа ряда месяцев даты византийской эры (придутся не на те дни недели, на которые упадут соответственные числа сентябрьского стиля. А выяснение календарной системы важно, как мы знаем, для перевода дат византийского летосчисления на нашу эру.
Ниже помещаем специальную таблицу X, служащую для определения того дня недели, на который приходится в указанном году любое число любого месяца. Для пользования таблицей необходимо предварительно найти тем или иным указанным выше способом вруцелето интересующего нас года.
В таблице одни и те же месяцы года помещены в трех основных графах, соответствующих календарным стилям: январскому, мартовскому и сентябрьскому.
Если дата дана от "рождества христова", то очевидно, имеется в виду январский счет. Ищем в соответственной графе указанный нам в дате месяц (учитывая также подразделения графы для простых и високосных лет), поднимаемся по вертикали вверх и находим указанное нам число месяца. Проведя от этого числа горизонтальную линию вправо, останавливаемся на том дне недели, который помещен в графе, соответствующей вруцелету данного года (найденному предварительно).
Если год приведен по византийской эре, то мы поочередно обращаемся к графам мартовского и сентябрьского календарных
___________
1) В зависимости от того, по какому летосчислению приведена дата (византийскому или современному), мы ищем тысячелетия и столетия в соответствующей графе.

стилей и применяя аналогичные приемы, устанавливаем, по какому из них названное в источнике число месяца приходится на указанный там же день недели.
Кроме таблиц, для определения дня недели существуют также специальные формулы. Они применимы в отношении дат от "рождества христова", причем Юлианского, а не Григорианского календаря. Нам нет надобности подробно останавливаться на выводе этих формул, требующих специальных сложных математических вычислении. Историк вправе использовать для своих целей результаты этих вычислений. Вот одна из этих формул, предложенная Д. Перевощиковым:
Х = остатку от деления выражения [(N - 1) + 1/4(N - 1) + (Т - 1)] : 7
Через X обозначается порядковый номер искомого дня недели, считая первым днем воскресенье, вторым -- понедельник, третьим -- вторник, четвертым -- среду, пятым -- четверг, шестым --пятницу, седьмым -- субботу. Под N подразумевается цифровое обозначение интересующего нас года от "рождества христова", Выражение (N- 1) определяет количество полных лет, закончившихся ранее N-oro года. Выражение 1/4 (N - 1) указывает на то число високосных лет, которое заключает в себе период от начала современной эры до иаступления N-ого года. Т -- количество дней, прошедших с начала N-ого года до указанного в источнике числа месяца включительно. Вычитая из Т одну единицу, мы тем самым из числа дней, прошедших от начала того года, для которого определяется день недели, до искомой даты, исключаем последнее, наступившее число месяца.
Последовательность действий, предусмотренных формулой Перевощикова, выяснится из следующего примера.
Предположим, что мы хотим знать, на какой день недели падало в 1643 г. 3 апреля. Берем цифру полных лет, прошедших до данного года, или другими словами, цифровое обозначение предшествующего года -- 1642. Узнаем далее количество високосных лет, содержащихся в пределах до 1643 г. Для этого 1642 делим на 4. У нас получается 410. Остаток отбрасываем: он значения не имеет. Наконец, высчитываем количество полных дней в текущем (1643) году до наступления указанного в источнике числа месяца -- 3 апреля. Прошло три месяца: январь (31 день), февраль (28 дней, т. к. год простой), март (31 день) и два дня (апрельских), -- всего 92 дня. Сумма трех слагаемых (1642, 410 и 92) дает 2144. Делим эти сумму на 7. Частное -- 306, остаток -- 2. В конечном итоге для нас представляет интерес именно остаток, он указывает, на какой по порядку день недели падает 3 апреля 1643 г. Очевидно, -- на второй день, каковым, как мы знаем, эта формула предполагает понедельник.
Надо учесть еще то обстоятельство, что суббота является седьмым днем, но остатка в 7 единиц при делителе, равном 7, получиться никак не может. Очевидно, в том случае, когда искомым днем недели служит суббота, деление должно произойти без остатка.

Несколько иной вариант той же самой формулы выработал известный ученый Карский. В силу видоизменений, внесенных последним в формулу Перевощикова, она приобрела следующий вид:
X= : 7
Значение букв в данном случае остается таким же, как и в предыдущем. Но, как мы видим, в противоположность Перевощикову, Карский, в качестве первого слагаемого берет цифровое обозначение текущего года, а не число предшествующих ему лет, а в качестве второго слагаемого -- количество дней, прошедших от начала текущего года до искомой даты, включая сюда и день, подлежащий определению. В результате подобных поправок, сумма трех основных слагаемых оказывается большей на 2 единицы, по сравнению с вычислениями Перeвощикова. Следовало как-то добиться, чтобы эти лишние единицы не отразились на остатке от последующего деления указанной суммы на 7. Это достигается прибавлением к подлежащему делению числу еще 5 единиц. 5 + 2 дают и сумме число 7, которое делится на 7 без остатка. Тем самым парализуется возможность увеличения остатка, на две единицы, и вое дальнейшие вычисления Перевощикова остаются в силе.
Проверим предшествующий пример, руководствуясь формулой Карского:
N=1643; 1/4 (N - 1) = 410; Т = 93.
X = остатку от деления (1643 + 410 + 93 + 5) : 7 = остатку от деления 2151 на 7.
Частное от деления 2151 на 7 равно 307. Остаток = 2. Второй день недели -- понедельник.
Автором третьего способа определения дня недели является исследователь Черухин. Он прежде всего предлагает цифровое обозначение данного года по эре от "рождества христова" умножить на 5, а полученное произведение разделить на 4. Берется частное, а остаток в расчет не принимается. Далее Черухин приводит последовательный ряд цифр в количестве 12-ти: 400351362402. Каждая из этих цифр соответствует одному из 12 месяцев простого года, расположенных в порядке их чередования. Для месяцев високосного года Черухин предусматривает некоторые изменения в отношении января и февраля. Именно, январю соответствует не 4, а 3, февралю, -- не 0, а 6. Остальные цифры остаются в силе и при действиях с високосными годами. В зависимости от того, какой месяц фигурирует в подлежащей определению дате, соответствующая ему цифра прибавляется к частному, полученному, как говорилось, от деления на 4 цифрового обозначения года, предварительно умноженного на 5. К полученному результату прибавляется еще число месяца. А затем уже вся сумма делится на 7. Остаток от деления укажет на порядковый номер дня недели, при чем в отличие от Перевощикова и Карского, счет начинаетя не с воскресенья, а с понедельника: первый день недели -- понедельник, седьмой -- воскресенье. При отсутствии остатка, порядковый номер дня недели равен делителю, т. е. 7, и

таким образом, определяемым днем является в этом случае воскресенье.
Способ Черухина может быть выражен в виде следующей, формулы:
X = остатку от деления выражения [(5N: 4) + М + Т] : 7.
X -- порядковый номер дня недели, считая первым понедельник, седьмым -- воскресенье; N -- цифровое обозначение данного года; М -- цифра, соответствующая в приведенном Черухиным ряду данному месяцу; Т -- указанное число месяца.
Вернемся еще раз к той задаче то определению дня недели, которую мы решали, пользуясь формулами Перевощикова и Карского. Применим к ней способ Черухяна:
5N: 4= 1643 х 5: 4 = 8215: 4 = 2053; M = 3; Т = 3; 2053 + 3 + 3 = 2059; 2059: 7 = 294 и 1 в остатке. Первый день недели, по формуле Черухина, -- понедельник.
Выше было уже отмечено, что все три рассмотренные нами формулы разработаны применительно к датам нашего летосчисления. Если же нам приходится иметь дело с датами от "сотворения мира", то в этом случае, очевидно, предварительно следует перевести их на эру от "рождества христова".

В понедельник всегда хочется спать, среда - это маленькая пятница, настоящая пятница - короткий день, а в воскресенье лучше не начинать дела. «Секрет» рассказывает, почему в некоторые дни недели мы чувствуем себя подавленными, а в другие не можем сосредоточиться и как найти время на работу, если почти с каждым днём недели что-то не так.

Почему не работается и не отдыхается

Если верить психологическим исследованиям, большинство дней недели придуманы только для того, чтобы травмировать и дезорганизовать людей. Например, считается, что понедельник - самый тяжёлый день. Психологи объясняют это тем, что люди испытывают стресс, возвращаясь к работе после выходных. Под угрозой оказываются психика и физическое здоровье. Синдрому понедельника подвержены не только те, кто работает с понедельника по пятницу, но и люди с ненормированной рабочей неделей и те, кто вообще не работает. Несколько разных исследований, проведённых в 90-е, показали , что самое большое количество самоубийств совершается по понедельникам, а ещё в понедельник возрастает количество инсультов и сердечных приступов. При этом даже у пенсионеров проблемы с сердцем чаще всего возникают по понедельникам - старые установки так сильны, что, даже уйдя на заслуженный отдых, в начале недели многие люди чувствуют себя взвинченными.

В 2015 году психологи из университетов Линкольна, Йорка и Хартфордшира собрали группу добровольцев, чтобы выяснить, как различаются между собой дни недели в восприятии людей. Говоря про понедельник, большинство респондентов использовали слова «скука» и «усталость», а пятница ассоциировалась у них с весельем и свободой. При этом каждый день у участников эксперимента спрашивали, какой сегодня день недели - оказалось, что 40% человек могут ответить на этот вопрос не раздумывая только в понедельник и пятницу. В середине недели они путались и не могли определиться, вторник сегодня, среда или четверг. Но одно было ясно: никому не нравится понедельник, и всем - пятница. Правда, работать по пятницам тоже никто не любит. Как правило, в этот день люди строят планы на выходные, приходят в офис в джинсах и уходят домой пораньше. По мнению психологов, в конце недели люди чувствуют себя более счастливыми, свободными и раскрепощёнными, но это никак не мотивирует работать.

С воскресеньем тоже не всё в порядке. В английском языке есть понятие Sunday night blues - это приступы тревоги, которые случаются накануне новой рабочей недели. По статистике, примерно 81% американцев испытывают тревожные состояния в воскресенье вечером. Кто-то в такие моменты просто не находит себе места, не может быстро уснуть или пытается приступить к работе, не дожидаясь утра. У некоторых случаются панические атаки, и тогда в понедельник утром эти люди чувствуют себя ещё более разбитыми и подавленными.

Кроме Sunday night blues есть ещё и «синдром школьного дневника» - его описывает российский психолог Андрей Карелин в книге «Психология изменений». Он считает, что человек с детства привыкает представлять себе неделю как две страницы из школьного дневника - всё начинается в понедельник и кончается в субботу. На одном листе - трудное и скучное начало недели, где все три дня учебные. На другом - вторая половина недели, где суббота - выходной или сокращённый день. Воскресенья в этой схеме нет, и многие, став взрослыми, по привычке «упускают» воскресенье, не считают его полноценным днём, в который можно сделать хоть что-то важное. Из-за этого в понедельник утром многие не чувствуют себя отдохнувшими и посвежевшими, а воскресенье пролетает как-то незаметно и смазанно. Тем, кто страдает от «синдрома школьного дневника», психолог советует представлять себе те самые две странички из школьных времён с вклеенным в них воскресеньем, раскрашенным в яркие цвета.

Среда - тоже не самый любимый день человечества. Учёные из Университета Сиднея, пытаясь выяснить, как наше настроение меняется в зависимости от дней недели, каждый день опрашивали группу из 200, а потом из 350 человек и пришли к выводу, что хуже всего добровольцам приходится по средам - прошлые выходные остались позади, а до следующих ещё далеко, и от этого страдают не только офисные сотрудники, ненавидящие свою работу, но и мотивированные трудоголики. Во-первых, даже фанатам своей работы после нескольких дней труда хочется сменить обстановку, во-вторых, «синдром школьного дневника» подсознательно одолевает всех независимо от мотивации.

Прогресс для несчастных

Итак, у нас есть очень веские причины не работать в понедельник, среду и пятницу и не начинать рабочую неделю с воскресенья. В субботу большинству из нас хочется отдохнуть, выспаться и погулять, а у некоторых вообще шаббат. Получается, что для активной работы остаются разве что вторник и четверг.

Действительно, по мнению психологов, вторник - это самый удачный день для работы, когда страхи и сомнения понедельника уже позади, а депрессивная среда пока не наступила. Письма и сообщения, накопившиеся с конца недели, уже разобраны, и люди переходят к самым сложным делам, пока не успели устать и перенестись мыслями в выходные.

В 2012 году профессор Тодд Трэш из Уильямсбурга, всю жизнь изучавший феномен вдохновения, собрал группу добровольцев и с помощью опросника попытался выяснить, насколько счастливыми и вдохновлёнными они чувствуют себя в разные дни недели. Оказалось, что у большинства людей приливы вдохновения случаются именно по вторникам. Считается, что именно во вторник Томас Джефферсон придумал свою Декларацию о независимости. В это время он был вдали от дома, только что узнал, что его жена смертельно больна, а за несколько дней до этого умер его ребёнок.

Приступы счастья у участников эксперимента случались по пятницам, как раз в те дни, когда они меньше всего были настроены на работу и не испытывали никакого вдохновения. То есть со вторником, «самым удачным днём для работы», тоже не всё так однозначно.

Известный американский психолог Ник Таслер в своей колонке размышляет о том, как соотносятся между собой ощущения счастья и вдохновения, и приходит к выводу, что они чуть ли не противоречат друг другу: человек работает продуктивнее всего в те моменты, когда на него сваливается куча проблем и он пытается сделать всё и сразу, то есть в середине недели. Психолог считает, что ничего плохого в этом нет, да и вообще счастливые и бестолковые пятницы сильно переоценены.

«Я ничего не имею против счастья, - рассуждает Таслер. - Но часто, когда мы стремимся к счастью, мы пренебрегаем вдохновением. В мыслях о грядущей пятнице можно упустить преимущества вторника». По мнению Таслера, вторник - день, про который мы чаще всего впоследствии забываем. По вторникам не бывает шумных вечеринок и романтических встреч, на этот день редко планируют что-то важное. Но именно во вторник, закопавшись в рутине и решая кучу проблем одновременно, мы незаметно для себя совершаем прорывы. Так что, по мнению психолога, может быть, лучше каждую неделю с нетерпением ждать не пятницы, когда люди веселы и непродуктивны, а именно вторника - дня, когда мы будем несчастны, но, может быть, сделаем что-то по-настоящему важное. Но стоит ли прогресс счастья - каждый из нас решает для себя сам. Кстати, по статистике, во вторник люди реже всего занимаются сексом - это тоже о многом говорит. Единственным более-менее приличным днём недели остаётся четверг, да и его, если верить исследованиям, никто не воспринимает всерьёз, потому что этот день все путают со средой.

Власть стереотипов

Есть и другая статистика: учёные из Университета Тулузы в 2001 году выяснили , что ирландцы, которые часто проводят выходные в барах и пабах, в понедельник куда чаще страдают от высокого кровяного давления, чем французы - те по выходным обычно не пьют лишнего и в начале недели чувствуют себя так же, как и во все остальные дни. Тут возникает вопрос: действительно ли понедельник - безусловное зло, которое вгоняет нас в стресс, или синдром начала недели - результат привычек и следствие стереотипов, как и все остальные синдромы, связанные с днями недели?

В 2008 году учёные из Сиднейского университета провели исследование: 202 добровольца в течение недели утром и вечером рассказывали, как они себя чувствуют и какое у них настроение. Когда неделя закончилась, участников попросили подвести итоги: сказать, какой день исследования им понравился больше всего, а какой - меньше. Выяснилось, что у большинства людей понедельник отложился в памяти как самый плохой день исследования: 65% добровольцев сказали, что худшим утром для них стало утро понедельника, а вечер понедельника стал самым плохим для 35% участников (при этом выяснилось, что про пятницу и субботу у многих, наоборот, остались приятные воспоминания - 43% хорошо чувствовали себя в пятницу утром и вечером, а 45% - в субботу). Но при этом, пока участников опрашивали каждый день, такой закономерности не наблюдалось - в понедельник все чувствовали себя совершенно по-разному, как и в остальные дни недели, и только в воспоминаниях он отложился у большинства добровольцев как «плохой день».

Как считает исследователь Ричард М. Райан из Университета Рочестера, в мире с семидневной рабочей неделей понедельник - это социальный конструкт, примерно как гендерные стереотипы. В школе мы проходим «Войну и мир», где бездетную и незамужнюю девушку называют «пустоцветом», и привыкаем, что предназначение женщины - выйти замуж и родить детей. Так же и с понедельником. Все кругом говорят, что «понедельник - день тяжёлый», а бары и рестораны называют в честь других, «развлекательных» дней - например, T.G.I. Friday’s. В итоге даже те, у кого ненормированная рабочая неделя, начинают воспринимать выходные как передышку, а понедельник - как наказание.

Пытаясь ответить на вопрос, что не так со всеми днями недели, мы в итоге приходим к другому вопросу - что не так с нами? С годами мы избавляемся от стереотипов об окружающих людях, прогрессивное человечество уже не рассказывает женщинам про то, что «биологические часы тикают», а геев больше не подвергают принудительному психиатрическому лечению. Но восприятие дней недели осталось на уровне времён Генри Форда. Хотя многие проводят рабочие встречи по выходным, а в понедельник позволяют себе поспать подольше, люди по-прежнему повторяют, что «среда - это маленькая пятница», «понедельник - день тяжёлый», «пятница-развратница» и ещё много банальностей, которые мешают сконцентрироваться на работе и делают все недели одинаковыми, точь-в-точь как в школьные времена, когда мы отмеряли свою жизнь по дневнику и в нём не было воскресенья.

Фотография на обложке: EPA


* Чтобы не перегружать эту задачу техническими трудностями, будем считать, что современный календарь начался 1 января 1 г. н.э. и будет существовать всегда.

Подсказка 1

Главное в задаче — правильно осознать смысл слов «чаще всего». Вас ведь не слишком удивляет, что в 2011 году можно было использовать календарик от 2005-го? Вот и подумайте... В невисокосном (обычном) году 365 дней — это 52 недели и еще 1 день. В високосном на 1 день больше.

Подсказка 2

На первый взгляд кажется, что в табличке «день недели - годы, которые с него начинаются» прослеживается цикл из 28 лет. Например, если табличку начать с 2001 года (который начинался с понедельника), то 2029-й год будет точно таким же - первым после високосного, начинающимся с понедельника...

Пн 2001 2007 2018 2024 2029
Вт 2002 2008 2013 2019 2030
Ср 2003 2014 2020 2025 2031
Чт 2004 2009 2015 2026 2032
Пт 2010 2016 2021 2027
Сб 2005 2011 2022 2028 2033
Вс 2006 2012 2017 2023 2034

Всегда ли так будет? Не торопитесь с ответом. Кстати, а почему русская православная церковь отмечает рождество в январе, а католики - в декабре?

Решение

Повторим то, о чем говорилось во второй подсказке: в табличке «день недели - годы, которые с него начинаются» прослеживается цикл из 28 лет.

Стандартный цикл (на примере 2001–2028 гг.):

Пн 2001 2007 2018 2024
Вт 2002 2008 2013 2019
Ср 2003 2014 2020 2025
Чт 2004 2009 2015 2026
Пт 2010 2016 2021 2027
Сб 2005 2011 2022 2028
Вс 2006 2012 2017 2023

Таким образом, за 28 лет год начинается с каждого дня недели ровно по 4 раза. Казалось бы, так будет всегда, и значит, ответ на задачу - «все дни являются началом года одинаково часто»? Не торопитесь.

Дело в том, что наш календарь не так прост, как многим кажется: он не юлианский, а григорианский, и полный цикл високосных лет в нём состоит не из 4 лет, а из 400 (см. «Послесловие» об истории календаря и его реформ). В частности, 2100, 2200 и 2300 годы не будут високосными. Разберемся, как это влияет на решение задачи.

Цикл 2001–2028 повторится еще дважды: 2029–2056 и 2057–2084. А дальше нужно смотреть, что происходит на границе столетий, между которыми 7 невисокосных лет подряд.

Длинный цикл 2085–2124:

Пн 2085 2091 2103 2114 2120 5
Вт 2086 2092 2097 2104 2109 2115 6
Ср 2087 2098 2110 2116 2121 5
Чт 2088 2093 2099 2105 2111 2122 6
Пт 2094 2100 2106 2112 2117 2123 6
Сб 2089 2095 2101 2107 2118 2124 6
Вс 2090 2096 2102 2108 2113 2119 6

Здесь «цикл» удлиняется и составляет уже 2124 – 2084 = 40 лет, при этом так как 40 не делится на 7, то не все дни недели могут начинать год одинаково часто (см. правый столбец) - например, в приведенной табличке понедельник и среда встречаются на 1 раз меньше, чем остальные.

Затем снова идут стандартные циклы 2125–2152, 2153–2180, «длинный» цикл 2181–2220, стандартные циклы 2221–2248, 2249–2276, «длинный» цикл 2277–2316 и, наконец, три стандартных 2317–2344, 2345–2372, 2373–2400. То есть 2401-й год не просто начинает новое 400-летие григорианского календаря, но и начинается с того же дня недели (понедельника), что и 2001-й. А это означает, что для решения задачи нам достаточно сосчитать количество начал года по каждому дню недели ровно в одном 400-летнем цикле!

Поскольку мы уже знаем, что в стандартном цикле всех дней недели поровну, то разбираемся только с двумя «длинными» циклами.

Длинный цикл 2181–2220:

Пн 2181 2187 2198 2210 2216 5
Вт 2182 2188 2193 2199 2205 2211 6
Ср 2183 2194 2200 2206 2212 2217 6
Чт 2184 2189 2195 2201 2207 2218 6
Пт 2190 2196 2202 2208 2213 2219 6
Сб 2185 2191 2203 2214 2220 5
Вс 2186 2192 2197 2204 2209 2215 6

Длинный цикл 2277–2316:

Пн 2277 2283 2294 2300 2306 2312 6
Вт 2278 2284 2289 2295 2301 2307 6
Ср 2279 2290 2296 2302 2308 2313 6
Чт 2280 2285 2291 2303 2314 5
Пт 2286 2292 2297 2304 2309 2315 6
Сб 2281 2287 2298 2310 2316 5
Вс 2282 2288 2293 2299 2305 2311 6

Всего в трех «длинных» циклах год начинается с понедельника и субботы по 16 раз, со среды и четверга - по 17, а со вторника, пятницы и воскресенья - по 18 раз. В десяти стандартных циклах каждый день недели служит началом года по 40 раз. Всего же получается по 56 понедельников и суббот, по 57 четвергов и сред, по 58 вторников, пятниц и воскресений

Таким образом, правильный ответ на задачу - вторниками, пятницами, и воскресеньями. Кстати, 2012 год как раз начнется с воскресенья. С наступающим вас Новым годом! Счастья, радости и многих успешно решенных задач!!

Послесловие

Как ни странно, почти никто не знает истории современного календаря и не задумывается над тем, как он устроен. Это не голословное утверждение: многие из читателей наверняка помнят «вторую ошибку 2000 года» - не ту, из-за которой приходилось переписывать горы старого программного обеспечения, а ту, когда во всех газетах и по всем телеканалам трубили, что 1999 год завершает двадцатый век, а 2000-й - открывает новое тысячелетие.

Кстати, самым остроумным (и точным!) ответом на это распространенное заблуждение был такой: «Второй ящик водки начинается с 21-й бутылки, а не с 20-й».

Что-то я отвлекся от темы. Впрочем, отвлекусь еще раз - расскажу о том, как создавался наш календарь. (Когда-то я уже очень подробно писал об этом в журнале «Компьютерра» в далеком 1998 году.)

Мы ведем отсчет лет «нашей эры» от рождества Христова, однако во времена Христа, естественно, летосчисление было другим. Тогда годы отсчитывались «от основания Рима», а позже римляне и подчиненные им провинции перешли на «эру Диоклетиана». Первым, кто предложил перейти к отсчету от рождества Христова (от р. Х.), был александрийский астроном и монах Дионисий Малый. Было это в VI веке н. э. При этом основной заслугой Дионисия была разработка удобных алгоритмов для расчета пасхалий (а с ними - и всего годичного круга церковных праздников).

С хронологией Дионисия согласились далеко не все и далеко не сразу, но так или иначе к середине XV века римская церковь безоговорочно приняла счет лет от р. Х., и церковные праздники оказались очень прочно связанными с солнечным и лунным календарями. И вот тут вскрылись проблемы... Главная из них заключалась в том, что день весеннего равноденствия - 21 марта - был сочтен неподвижной границей для празднования Пасхи на все времена. При этом сам календарь, предложенный еще во времена Юлия Цезаря (каждый четвертый год - високосный, то есть средняя продолжительность года принята равной 365,25 дней) был немного длиннее реального солнечного, поэтому момент весеннего равноденствия в нём просто не мог быть неподвижным! Благодаря этому в историю календаря вошел римский папа Григорий XIII.

Длина тропического года - времени обращения Земли вокруг Солнца - примерно 365,2422 суток. Следовательно, юлианский календарь каждый год накапливает ошибку примерно в 0,0078 суток, а ошибка в целые сутки набегает за 128 лет. За века, прошедшие с введения юлианского календаря до 1582 года, точка весеннего равноденствия «убежала» с 21 марта на 11 марта. Поэтому папа Григорий XIII в феврале 1582 года издал специальную буллу о календарной реформе. Эта булла предписывала изъять из календаря 1582 года все дни от 5 октября до 14 октября включительно (так что следующим днем после четверга 4 октября стала пятница 15 октября), а впредь исправить календарную систему так, чтобы из каждых 400 лет было не 100 високосных, а всего 97. Этот календарь получил название григорианского и сохранился по сей день.

В соответствии с волей папы Григория годы 1700-й, 1800-й и 1900-й были невисокосными и состояли из 365 дней. 2000-й год, как мы помним, был високосным, а за ним снова последуют три невисокосных - 2100-й, 2200-й и 2300-й. Такой календарь тоже небезупречен: ведь 97/400 тоже не равны дробной части тропического солнечного года. Но, в отличие от прежнего календаря, ошибка в сутки теперь накапливается не за 128, а за 3250 лет. Иными словами, на наш век точности этого календаря вполне хватит.

В России же всё происходило с изрядным опозданием. Христианское летосчисление и январское новолетие было введено только в конце 1699 года указом Петра I, по которому («лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах») год, начинавшийся после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, стал считаться 1700 годом от Рождества Христова. Тем не менее юлианский календарь в России сохранялся вплоть до Октябрьской революции. Григорианский календарь был введен в России в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. Именно поэтому разница между юлианским счетом дней («старым стилем») и григорианским («новым стилем») у нас составляет не 10 дней, как было во времена папы Григория, а целых 13.

Впрочем, даже если бы григорианский календарь был образцом точности в момент своего создания, он не смог бы им оставаться навсегда, потому что сама продолжительность года немного меняется. Принято считать, что вращение Земли вокруг своей оси постепенно замедляется, а продолжительность суток - увеличивается. Соответственно уменьшается число суток, укладывающихся в одном году. Этот эффект задается приближенной формулой Ньюкома:

1 год = 365,24219879 – 0,0000000614 × (№ года - 1900).

В частности, григорианский календарь был бы совсем точным примерно 5000 лет назад, а с каждым годом его погрешность чуть-чуть растет... Но это уже тема для задачи по астрономии...

© Анатолий Степанов, tochka.net

Почему Пасха в разные дни - этот вопрос интересует многих людей разных вероисповеданий. И в последнее время все чаще возникает идея призвать всех христиан отмечать Светлое Христово Воскресенье в один день.

Почему Пасха в разные дни отмечается в разные годы

Существует единое правило, по которому Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, которое следует за днем весеннего равноденствия. При этом если первое полнолуние приходится на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее. Кроме того, христианская Пасха не празднуется в один день с иудейской.

Лунный календарь составляет 354 дня, в отличие от солнечного, который, как известно, составляет 365 дней. А значит, лунный календарь меньше солнечного. В лунном месяце 29,5 суток, т.е. полнолуние происходит каждые 29 дней.

Таким образом, первое полнолуние после 21 марта наступает в разные дни, что приводит к смещению и дня Пасхи.

Поскольку день весеннего равноденствия чаще всего приходится на 21 марта, то празднование Пасхи может быть не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.

Почему Пасха в разные дни отмечается в разных вероисповеданиях

Православная и католическая церкви производят летоисчисление по разным календарям. Православные христиане - по юлианскому, а католики - по григорианскому. Отсюда празднование православной и католической Пасхи также приходится на разные дни.

Например, в 2013 году католическая Пасха приходится на 31 марта, а православные празднуют Христово Воскресенье 5 мая.

В 325 году, когда на Первом Вселенском Соборе было принято правило исчисления дня Пасхи, в Риме весеннее равноденствие произошло 18 марта, в Александрии - 21 марта.

Рим и Александрия в то время рассчитывали дату Пасхи по юлианскому календарю, которым до сих пор пользуется Русская Православная, Украинская автокефальная и ряд других Православных Церквей.

Иудейская же Пасха (Песах) исчисляется проще остальных - она всегда приходится на 15-й день месяца нисан, знаменательную дату, когда евреи ушли из Египта. Началом месяца в иудейском лунном календаре является новолуние. Продолжительность лунного месяца составляет 28 дней. Поэтому иудейская Пасха как раз и приходится на следующий после полнолуния день месяца нисан.

Вопрос об ежегодном изменении даты празднования Светлого Христово Воскресенья и несоответствии этой даты межу разными конфессиями задают многие. Для того чтобы ответить на него, нужно немного углубиться в историю.

Почему Пасха каждый год празднуется в разные дни - почему смещается дата Пасхи

В христианской религии существуют праздники, даты которых ежегодно приходятся на одно и то же число – они называются неподвижными (например, Рождество Христово). Эти праздники отмечаются по принятому в странах Европы солнечному календарю.

Согласно календарю древних израильтян, день Пасхи, связанный со смертью и воскресением Иисуса Христа, должен праздноваться с 14 на 15 число первого лунного месяца Нисана (Авива). Этот день приходится на новолуние, следующее после наступления даты весеннего равноденствия. Относительно обычного солнечного календаря этот дата смещается, поэтому Пасха, а также связанные с этим праздником Вознесение Христово и Троица (Пятидесятница), празднуются ежегодно в разные дни и называются подвижными праздниками.

Способ вычисления даты Пасхи остается неизменным - Светлое Воскресенье празднуется при наступлении весеннего равноденствия (21 марта) в первое воскресенье после новолуния. Если новолуние приходится на воскресенье, то Пасха отмечается в следующее.

Почему Пасха каждый год празднуется в разные дни - Юлианский календарь

Древние израильтяне вели отсчет времени по лунному календарю. Лунный год состоял из 12 месяцев, содержащих попеременно 29 или 30 дней. Таким образом, в году насчитывалось 354 дня.

У других народов использовался солнечный календарь. Согласно этому циклу год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый. Каждый год дополнительно добавлялось по 5 дней, то есть год равнялся 365 дням. Разница между лунным и солнечным годом составляла 11 дней.

Такое исчисление требовало согласования, поэтому евреи вводили через каждые 2 -3 года дополнительный месяц, тринадцатый по счету (Ве -Адар). В 46 году римским императором Гаем Юлием Цезарем была проведена реформа, согласно которой в году принято было 365 дней, а каждый четвертый год – 366 . Этот день добавлялся к февралю. Такой календарь получил название Юлианский. В Православной церкви до сих пор существует Юлианское летоисчисление, называемое старым стилем.

Почему Пасха каждый год празднуется в разные дни - Григорианский календарь

Со временем выявилась неточность вычислений - когда на календаре было лишь 11 марта, фактически наступало весеннее равноденствие, которое должно приходиться на 21 марта.

В 1582 году был принят новый Григорианский календарь согласно реформе Римского Папы Григория XIII . Такое летоисчисление принято называть новым стилем. Однако в разных странах новый календарь был введен в разное время. В России это произошло только после Октябрьской революции в 1918 году.

Православная церковь выступила против введения нового стиля. Д о сих пор праздники Православной церкви отмечаются по Юлианскому календарю, а весь остальной Христианский мир живет по Григорианскому календарю. Поэтому в странах Западной Европы Католическую Пасху, а также другие религиозные праздники отмечают всегда раньше, чем в России, где преобладает Православие.


Немногие христиане знают, почему Пасха в разные дни. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно вспомнить историю возникновения праздника и основу расчета его даты. Статистика показывает, что даже знатоки этой темы в двух словах не могут изложить ее суть, так много важных событий здесь переплетается.

Великое воскрессение - один из самых главных христианских праздников, который почитается миллионами верующих, поэтому так важно хотя бы теоретически знать, почему Пасха в разное время. Ведь в современном мире не приходится забивать этим голову. Выпускаются церковные календари с указанием дат всех праздников, а также приходит на помощь интернет, в котором есть уже готовые формулы (нужно лишь поставить год для расчета или найти соответствующую тему).

Как рассчитывается святой день?

День празднования воскресения Иисуса Христа каждый год выпадает на новую дату. Она рассчитывается по специальным формулам, некоторые данные которых являются переменными величинами. Чтобы высчитать дату Христова дня по одной из них нужно знать:

Весеннюю дату, когда день равен ночи
Дату полнолуния, следующего за равноденствием
День недели, в который празднуется Светлое воскресение

Просмотрев многие вычисления, которыми пользуются ученые, пропадает всякое желание попробовать рассчитать дату праздника, так они сложны и требуют определенных знаний, как в области математики, так и астрономии. Почему меняется дата Пасхи?

Определение даты по формуле

Достаточно простая формула, предложенная Карлом Гауссом в начале 19 века, содержит только лишь математические вычисления. Объяснений по поводу данного вычисления он не дал, но по нему можно определить время праздника в любом году.

Действия:

  1. Год (вернее его номер), в который нужно узнать дату Великого дня делится на 19. Остаток = А
  2. Число года разделить на 4 = В
  3. Число года разделить на 7 = С
  4. (19 * А + 15) : 30 = число, а остаток = D
  5. (2 * В + 4 * С + 6 * D + 6) : 7 = число. Остаток = Е
  6. D + Е, то в апреле: полученное число - 9

Пример расчета для 2014 года:

  1. 2014: 19 = 106, остаток = 0
  2. 2014: 4 = 603 ост 2
  3. 2014: 7 = 287 ост 5
  4. (19 * 0 + 15) : 30 = 0,5 остаток 15
  5. (2 * 2 + 4 * 5 + 6 * 15 + 6) : 7 = 17 остаток 1
  6. 15+1 = 16 больше 9, значит Христов праздник будет в апреле 16-9=7, поправка на стиль +13 дней, значит 20 апреля.


Воскресение после полнолуния

Православная церковь пользуется расчетом, которым был принят еще в третьем веке. Пасха отмечается по правилам александрийской пасхалии после наступления весеннего равноденствия (21 марта по старому стилю и 3 апреля по новому) в первое воскресение после полнолуния.

Немного истории

Много лет прошло с тех пор, как Иисус Христос был распят за грехи людские и воскрес. С того времени ежегодно празднуется Христов день на четырнадцатые сутки первого месяца весны. По древнему лунному календарю это событие выпадает на первый день недели, то есть воскресенье. До завоевания Вавилоном этот месяц назывался Авив, а после пленения – Нисан. В современном календаре есть четко установленные рамки празднования воскресения Господнего: этот день может быть между 4 апреля и 8 мая по новому стилю (22 марта и 25 апреля по старому).

Все дело в том, что раньше не было единого летоисчисления. Один из самых древних народов - израильтяне, следили за временем по лунному численнику, египтяне и римляне же – по солнечному.

Лунный календарь: основные параметры

12 месяцев
Количество дней в месяце 29 или 30
Число дней в году 354

Солнечный календарь: основные параметры

12 месяцев
Количество дней в месяце 30
Число дней в году 365

Видно, что разница в днях между календарями составляла 11 дней. Чтобы сгладить несоответствие, евреи добавляли дополнительный месяц – тринадцатый (Ве-Адар) каждые несколько лет. Это происходило в тот год, который в современном календаре считается високосным. Некоторые народы считали, что в году всего 10 месяцев (304 дня), причем год начинался с марта, а потом добавлялись оставшиеся январь и февраль.


Проведение двух значимых реформ упростило процесс контроля за уходящими днями:

1. Реформа Цезаря – Юлианский календарь

Римский император Гай Юлий Цезарь принял решение упорядочить летоисчисление на своей территории. Таким образом, новый Юлианский календарь содержал 365 дней в году, а в високосный – 366. Но, несмотря на это, лунный численник не прекратил своего существования и велся параллельно.

Реформа была закреплена окончательно для всего христианского мира в 325 году на соборе епископов. Именно тогда в честь императоров были названы месяцы июль и август. Юлианский численник используется в Православной церкви.

2. Основание Григорианского календаря

У природы свои законы. Юлианское летоисчисление оказалось несовершенным: наступало весеннее равноденствие, а на календаре было только лишь 11 марта. Опять возникла необходимость в реформировании. Римский папа Григорий XIII в 1582 году основал Григорианский календарь, по которому год состоял из 365 дней.

Это интересно:

У жителей Рима и Египта, которые ориентировались по солнечному календарю, было разное количество дней в году: 355 и 354.

Новое времяисчисление в России стало использоваться только спустя 336 лет после проведения реформы. Православная церковь противилась его принимать, вспыхивали восстания, проливалась кровь.

Разница между новым и старым стилями сейчас составляет 13 суток. Изначальная разница в 10 суток увеличивалась в каждом веке на одни сутки.

Сначала проходит иудейское Воскресение, затем католическое и православное. Почему так происходит и зачем пекут куличи на Пасху можно узнать, заглянув в историю.

Часто даты пересекаются: иудейская может совпасть с католической, а католическая с православной. Иудейская же с православной никогда не пересекаются.

В Израиле неделя начинается с воскресенья – это первый рабочий день. Суббота – выходной, а пятница, как правило, сокращенный день.

Во времена существования Александрии день Пасхи вычислял действующий епископ и сообщал об этом в Рим, чтобы празднование совершалось в один день. Но постепенно такая традиция исчезла.

Было время, когда христиане не морочили себе голову расчетом даты Воскресения Господнего и вопросом, почему Пасха переходящий праздник. Они отмечали праздник через неделю после иудейской Пасхи.

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз - 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

Самым значимым в году священным праздником для всех верующих, как католиков, так и православных, является Пасха, или, как она полностью именуется, Светлое Христово Воскресение. Давайте рассмотрим подробнее некоторые его вопросы, а именно: в чем смысл торжества, его исторический подтекст, религиозная значимость, почему Пасха празднуется в разное время и основные ее традиции.

Историческое значение

Итак, во-первых, пожалуй, стоит упомянуть о тех событиях, которые всегда предваряют этот светлый день. Это Масленица и Великий пост. Во время последнего все верующие очищаются как физически, так и мысленно, подготавливая себя к такому яркому долгожданному празднику. Это необходимо затем, чтобы быть максимально отрешенными от земных ядов, пристрастий и чревоугодия и приблизиться к Богу. Дело в том, что Светлая Пасха - это символ воскрешения, возрождения в новом, чистом, невинном. Согласно Библии, этот праздник знаменует собой тот великий день, когда тела Иисуса Христа не обнаружили в пещере, где он был похоронен после распятия, и в последующие 40 дней явилось множество знаков всем ученикам и простым людям, что он воскрес. Таким образом, у всех верующих появилась надежда, а ведь это так важно.

Основные традиции праздника

Религиозная значимость Светлого Воскресения неоспорима, ведь этот день ознаменовал собой торжественную победу жизни над смертью, после которой открывается дверь в Царство Божье. Поэтому, когда празднуется Пасха, во всех церквях, как католических, так и православных, проводятся самые масштабные богослужения. Множество людей собирается на них еще рано утром, чтобы разделить друг с другом это счастье, эту радость и насладиться праздником вместе.


В течение многих лет празднования этого события появилось множество традиций, выражающих собой солнечный настрой - яркие крашеные яйца и сладкие куличи с помадкой и посыпкой из цветного сахара, внутри с изюмом. Люди обмениваются поздравлениями, которые звучат как «Христос Воскрес» и «Воистину Воскрес». Особое же значение придается именно окрашенным в красный цвет яйцам, поскольку этот оттенок символизирует переход после смерти в вечную жизнь. Продолжается гуляние в течение всей недели, и его окончание называется Антипасха, оно происходит в следующее воскресенье.

Блюда и мероприятия


Также к этому празднику, как мы уже говорили ранее, завершается Великий Пост, а потому стол накрыт богато, ярко и по-особому. Наблюдается обилие еще недавно запрещенного мяса, молочных блюд, а потому хозяюшки так стремятся порадовать своих домочадцев и угодить им. Верующие встречаются в церквях для освящения приготовленных куличей, дарят их родственникам с непременным приложением в виде нескольких крашеных яичек с надписью «ХВ» (Христос Воскрес). А за несколько дней до этого люди затевают генеральную уборку в своих домах, купания, чтобы встречать Пасху в чистоте и опрятности. С самого утра, еще до обычного завтрака, традиционно нужно съесть одно праздничное яйцо и после кусочек кулича в ознаменование Светлого Воскресения.

Пасха для детей

В последний день, Антипасху, также принято гулять по-особому. Называется он еще «Красная горка», и именно в этот день назначается множество свадеб, устраиваются народные гуляния и торжества, шумные собрания, в общем, все, что также находилось под запретом в течение всего поста. Этого праздника ждут и дети, ведь это настоящее раздолье для сладкоежек и для верящих в сказки. Дело в том, что им объясняют, что яйца во все дома приносит Пасхальный кролик, а потому этот символ становится для них очень интересным.


Так, к примеру, проходит Пасха в Англии и других европейских городах: в доме собирают множество детей на торжество, а тем временем на заднем дворе или в самих комнатах взрослые прячут по разным углам и незаметным местам крашеные яички, после чего детей разом выпускают их искать. Тот проворный малыш, который отыщет больше всех, обязательно должен быть награжден. А затем все поют торжественные пасхальные песни, проводят познавательные викторины, также детей можно занять изготовлением поделок и рисунков на праздничную тему.

Вычисление даты

И, разумеется, многих верующих с детства интересует ответ на вопрос о том, почему Пасха празднуется в разное время каждый год, в отличие от других торжеств, таких как новый год . Ведь зачастую многие не знают, когда она точно наступит, а потому некоторое время могут находиться в замешательстве. И потому мы непременно на него ответим: все дело в календаре, по которому происходит вычисление даты Пасхи. Так было принято еще задолго до нашего века, и это правило соблюдается очень строго. Так, священнослужители объясняют, почему Пасха в разное время, тем, что этот день должен выпадать после дня весеннего равноденствия на первое воскресенье после первого полнолуния. А поскольку фазы Луны подчиняются не привычному всем, а собственному календарю, и происходит перемещение дня светлого праздника Пасхи.

Различия в датах


Если говорить подробнее о вычислении начала праздника, следует отметить тот факт, что недели по Лунному календарю не совпадают с таковыми по Солнечному, а потому в итоге в лунном году оказывается не 365-366 дней, как обычно, а на десяток меньше. В результате лунные месяца сдвигаются, и день весеннего равноденствия может выпасть как на начало месяца, так и на середину или конец. И, таким образом, и Светлое Воскресение либо приблизится к этому дню, либо отдалится от него. Также многих верующих может интересовать, почему Пасха празднуется в разное время у католиков и православных. На этот вопрос мы также постараемся ответить. Дело в том, что первые пользуются григорианским календарем, а вторые - юлианским, а расхождение между ними составляет целых 13 дней. Также католики определяют весеннее равноденствие астрономически, а православные вычисляют его по своему календарю. Отсюда и такое различие дат, в которые верующие празднуют этот день Светлого Христова Воскресенья. Однако раньше, еще задолго до общего договора об этом, расхождение было намного больше, а потому и придумали это правило еще в 325 г. в городе Никее. Теперь и мы знаем, почему Пасха празднуется в разное время каждый год.

Происхождение названия

Интересно будет узнать не только то, почему Пасха каждый год в разное время, но и откуда взялось название это праздника. Здесь христианская Пасха тесно связана с иудейской. Дело в том, что у иудеев этот день знаменует собой массовый исход всех израильтян из Египта, где в течение долгих мучительных 430 лет они находились в рабстве и терпели многочисленные унижения. Однако фараон того времени не отпускал их на свободу до тех пор, пока сам Господь не явил ему свое могущество, наказав весь Египет десятью карами. Последняя из них была самой страшной: из каждого дома ночью исчезли все младенцы-первенцы. Однако это наказание настигло только египтян, так как еврейские дома были помечены красным крестом из крови отданного на заклание накануне ягненка, а мясо его было съедено. Отсюда возникло слово «Песах», означающее «миновать, обходить», то есть кара обошла дома евреев. Также этим словом был назван и ягненок, принесенный Богу в жертву.


Итоги

Таким образом, для всех верующих Пасха безоговорочно является одним из самых значительных, масштабных и торжественных праздников. Ведь, несмотря на его глубокий религиозный смысл, уходящий своими корнями в тысячелетнюю древность бытия, даже простые люди, не крещеные и не знакомые с традициями христиан, отмечают этот день вместе с верующими, а это, согласитесь, очень важно. Ведь любые праздники сплачивают народ, объединяют, а уж такой светлый праздник, как Пасха, тем более. Ведь он такой яркий, открытый, душевный! Все веселятся, наслаждаются праздником, радуются жизни, которую им обещал Господь и после смерти, только в ином мире. А потому Пасху так любят все люди.