Дарим цветы        09.10.2019   

На праздник ярило мокрый есть много традиций празднования. Ярилин день: славянский мужской праздник День ярилы

) Мать Сыру Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.

В пору двоеверия на Руси 23 цветеня/апреля отмечали день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) - Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет », «Егорий с росой, а Никола (9 травеня/мая) с травой », «», «Ярило (Егорий) Храбрый - зиме ворог лютый ». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище - на Ярилину росу.

"> ">

По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «» А тако же: «Не я бью - верба бьёт », «Будь высокий, как верба ; будь здоровый, как вода; будь богатый, как земля », «Вербохлёст - бей до слёз! » Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса! » Говорили: «Ярилина роса от семи недугов », «На Юрия роса - не надо коням овса », «Гони животину на Юрьеву росу ». Просили Ярилу (Егория) - Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха », «С Егорья - начало сева яровых », «», «На Юрия мороз - гречихи воз », «».

">

">

Сие Ярилино Деяние иногда разыгрывалось в деревнях следующим образом: парень, переодетый Ярилой, приезжал на «коне» (двух или нескольких других парнях, обряженных в «коня», пошитого из грубой холстины) к встречающим его людям, затем большим фаллоподобным колом «творил Зарод » Земле, макая кол в вырытую в поле и смоченную водой ямку, после чего Именем Ярилы благословлял Землю и всех собравшихся.

">

Ярилины дни

">">

Оных во Кологоде два основных: Ярила Вешний - 23 цветеня/апреля-месяца да Ярила Мокрый - 3 кресеня/июня-месяца. ">

">

На Ярилу Вешнего - 23 цветеня/апреля-месяца - Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру Землю и «выпускает росу», отчего начинается бурный рост трав. В эпоху двоеверия на Руси отмечали о сию пору день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) - Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет », «Егорий с росой, а Никола (9 травеня/мая-месяца) с травой », «Егорий с теплом, а Никола с кормом », «Егорий Храбрый - зиме ворог лютый ». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище - «на Ярилину (Егорьеву) росу». По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти! » Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса! », «Ярилина роса от семи недугов », «На Юрия роса - не надо коням овса », «Гони животину на Юрьеву росу ». Просили Ярилу (Егория) - Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха », «С Егорья - начало сева яровых ». По Юрьеву дню определяли урожай яровых хлебов: «На Юрия мороз - будет просо и овёс », «На Егория мороз - под кустом овёс », «На Юрия мороз - гречихи воз », «На Егория роса - будут добрые проса ». ">

Ярила Мокрый - 3 кресеня/июня-месяца - праздник конца весны и начала лета, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. В эпоху двоеверия на Руси отмечали о сию пору Троицу и Духов день. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идёт », «Придёт Свят Дух - будет на дворе, как на печке ». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной... ">

Тако же Ярилу чествуют на Сороки - 9 березозола/марта-месяца , когда творят заклички Весны с «Ярилиных плешей» - вершин холмов, с которых уже сошёл снег; на Весеннее Равноденствие (на Масленицу-Комоедицу) - 25 березозола/марта-месяца , когда встречают Весну-Деву; а тако же - во время празднования практически всех остальных Святодней весны и начала лета - Кологодного Удела Ярилы. А когда настанет праздник Макушки Лета - Честна Купала - 24 кресеня/июня-месяца - Ярилу «провожают» во Ино : шутейно «хоронят» (как уже было сказано ранее) Его соломенное чучелко, наделённое выразительными мужскими признаками, чая скорое Ярилино Воскрешение и богатый Урожай! Гой, Яре-Яр!


Сие Ярилино Деяние иногда разыгрывалось в деревнях следующим образом: парень, переодетый Ярилой, приезжал на «коне» (двух или нескольких других парнях, обряженных в «коня», пошитого из грубой холстины) к встречающим его людям, затем большим фаллоподобным колом «творил Зарод» Земле, макая кол в вырытую в поле и смоченную водой ямку, после чего Именем Ярилы благословлял Землю и всех собравшихся...

">

Родноверы прославляют в этот день Сварожий Триглав: Сварога-Перуна-Велеса, Сильных во Прави, Яви и Нави.

">

Ярила Вешний (Первые Ярилки)

">

">">

Встреча Ярилы Весеня - праздник Весеннего-Ярого Солнца, Солнечной-Мужской Яри, что оплодотворяет - «отмыкает» по весне Землю-Матушку, вздымает к Небу златые колосья на полях жарким летом да ярит всяк живот поднебесный, как великий, так и малый. Отмечается Ярила Вешний 23 цветеня/апреля-месяца. О сию пору закликается-славится Ярый Бог всем честным миром:

ЯРИЛО-ВЕСЕНЬ ВО ЯРИ ЕСИ

ВО СИЛЕ СТАНИ КОЛОМ ВОСПРЯНИ

ВОЗЪЯРИ СОЛНЦЕ ЗЛАТОЕ ДОНЦЕ

РАЗМЕТИ СТРЕЛЫ ВО ВСЕ ПРЕДЕЛЫ

ПРЕБУДИ ЯРЕН ПРЕБУДИ СЛАВЕН

БУЕМ ВОССТАНИ ПРЕБУДИ С НАМИ!

СЛАВА! ГОЙ!

">">">">">">">">">

Волхвы приносят требу Ярому Богу - яйцами (куриными, утиными, гусиными) да зерном белоярым, рекут слова:

">">">

ВЫРЕЙ-ОРЕПЕЙ СЕМЯ СВЯТО СЕЙ

ВЕЙ ОКРЕСТ ПОЛЕЙ СВЕТА СУРЬЮ ЛЕЙ

ПЕРЕКРЕСТ ОГНЕЙ ЖАРА НЕ ЖАЛЕЙ

РОДИ ЯРЬ ПОЛЕЙ ЗЕМЛЕ БЛАГО ВСЕЙ!

">">">">">">

Призывают Силу Ярилы на луга да нивы:

">

ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО

ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ

ВОЗРОДИ ВОЗЪЯРИ ЖИТО

ЯРО ЖИТО ЯРО БУДИ

ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ

ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО!

">">">">">">">">">

После того, как должная треба принесена, и отзвучали все подобающие сему действу славления, народ выходит во чисто поле, зовёт-кличет Ярилу - простирают руки к востоку, «прогуживая» слог «Я Р» («Я РЕ »). Через какое-то время на «Белом Коне» (двух или нескольких молодцах, переодетых Конём) появляется Ярила - принявший в себя Силу Ярого Бога юноша, обнажённый по пояс, разукрашенный обрядными узорами и особыми Солнечными чирами (Коловратами и проч.). Во деснице (правой руке) его символ Жизни - сноп колосьев, во шуйце (левой руке) его знак Смерти - череп. Тако же с собой он привозит Яруна - деревянный расписной гой либо куклу с ярко выраженными мужскими принадлежностями (сего Яруна торжественно «хоронят» на Купалу, о чём будет рассказано далее). Народ радостно и с почестями встречает Ярилу - чествует хлебом-солью да земными поклонами, пивом пенным да славословием вдохновенным:

ПРИЕХАЛ К НАМ МЛАДОЙ ЯРИЛА

ЯРЫЙ БОГ НА БЕЛОМ КОНЕ

ЗЕЛЕНЫЙ КАК ТРАВУШКА

РОСИСТЫЙ КАК РОСА

ПРИВЕЗ ЖИТА КОЛОС

ДА ОТ СОЛНЦА ДОБРУЮ ВЕСТЬ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">">

Ярила принимает дары и благословляет народ. Волхвы рекут:

">

ХОДИЛ-БРОДИЛ ЯРИЛА

ПО ВСЕМУ БЕЛУ СВЕТУ

ПОЛЮ ЖИТО РОДИЛ

ЛЮДЯМ ЧАДЫ ПЛОДИЛ

КУДА ЯРИЛА НОГОЮ

ТАМ ЖИТО КОПНОЮ

КУДА ОН ВЗГЛЯНЕТ

ТАМ ЯРЬ ВЗЫГРАЕТ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">">">

Затем Ярила ведёт народ в поле - туда, где заранее приготовлена в земле лунка, смоченная водой и пивом. Впереди несут немалых размеров деревянный гой, глава коего опалена в Огне. Волхвы по дороге рассыпают зерно, рекут:

">

ЯРИЛА ПО ПОЛЮ ХОДИТ

ВЕСНУ КРАСНУ ДЕВУ ВОДИТ

В ЗЕМЛЮ СЕМЯ РОНЯЕТ

НЕЖИТЬ ПРОЧЬ ПРОГОНЯЕТ

В НЕБЕ СОЛНЦЕМ ИГРАЕТ

ЖИВУШКУ ЗАКЛИКАЕТ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">

Когда приходят на место, просят Ярилу «отомкнуть» Землю:

">

ГОЙ ТЫ ЯРИЛА ОГНЕННА СИЛА

С НЕБА ГРЯДУЧИ ТЫ ВОЗЬМИ КЛЮЧИ

ОТОМКНИ ТЫ МАТЕРЬ-ЗЕМЛЮ СЫРУ

ПУСТИ ТЕПЛУ РОСУ ДА НА ВСЮ ВЕСНУ

НА СУХО ЛЕТО ДА НА ЯДРЕНО ЖИТО!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">"> ">

ЯР-ЯРИЛО ВСТАВАЙ РАНО

ОТМЫКАЙ ЗЕМЛЮ ВЫПУСКАЙ РОСУ

НА ТЕПЛО ЛЕТО НА БУЙНО ЖИТО

НА КОЛОСИСТО НА ЯДРЕНИСТО!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">

Опалённым деревянным гоем Ярила «творит зарод» Земле. Кого при вершении сего обдаст из лунки брызгами, тому - благо! При сём рекут:

">">

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

ЯРЬЮ ВОЗЪЯРИ ХМЕЛЕМ ВОСХМЕЛИ

СПОРЫШЕМ ВЗОЙДИ СОКОЛОМ ВЗЛЕТИ

СТРЕЛЫ РАЗМЕЧИ СЕМЯ ПРОРОСТИ

КОЛОСОМ ЖИВЫМ СОЛНЦЕМ ЗОЛОТЫМ

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">">

Когда обряд завершён, волхвы подбрасывают крашеное красным яйцо высоко вверх, а затем кладут на дно лунки и зарывают вместе с оставшимся зерном. Все кланяются Земле и Яриле, после чего обычно устраивается братчина - хмельная и всякими яствами обильная...

Далее следуют игры, скоморошины, гадания (например, такое: с невысокого холмы скатывают яйца и смотрят, чьё яйцо, не треснув, укатилось дальше всех), забавы молодецкие - кулачный бой «стенка на стенку» либо «сам на сам» да иное боренье - меренье силушкой богатырской, а тако же хождение по горячим углям - во славу Ярого Бога! На Огнь рекут слова вещие:

">">

ГОЙ ТЫ ОГНЬ ЧЕСТНОЙ КУДРЯМИ ЗЛАТОЙ

ЯРО ГОРЯЩИЙ НА НЕБО ЗРЯЩИЙ

РАССТЕЛИ УГЛЯМИ ЖАРКИМИ ДОРОГУ

ДО СВАРОЖЬЕГО ПОРОГА

НОГ НАШИХ НЕ ОБОЖГИ

А ИНО ВСЕ ИЗОЖГИ!

">">">">">">">">

Как правило, о сию же пору (или немного раньше, но не ранее Весеннего Равноденствия - Праздника Новолетия в Яви) ставится на чистом месте, рядом с Капищем, Годовой Запис - буеглавый четырёхгранный столб, разделённый небольшими зарубками на три части: Верхнюю, Срединную и Нижнюю. Четыре грани его располагаются по четырём сторонам света белого и соответствуют четырём временам года. Три части - олицетворяют три мира: Правь Небесную - мир Богов, Явь Земную - мир Людей, и Навь Подземья - мир Духов. Записом сей столб именуется потому, что в течение всего года на нём записываются - вырезаются чиры и чароставы (простые и составные волховские знаки) как самих Святодней, отмечаемых всем Родом (всей Общиной), так и тех Богов и Прибогов, кои во дни сии от веку славятся - всё по Искону Русскому. Каждому чиру и чароставу соответствует своё место на Записе: смотря по времени года, на кое приходится тот или иной Святодень, по значимости Божества, Коему сей Святодень посвящён, а тако же - по положению сего Божества во Тремирьи...

К установке Записа волхвы готовятся заранее: постятся, бодрствуют всю предшествующую ночь - творят коби, восхищаясь душами до Неба, где общаются с Богами, испрашивая у Них советов и наставлений для всего Рода. Наутро - выкапывают нужного размера яму, кладут на дно её камень - Твердь Сварогову, Самого Алатыря-камня зримый образ, сыплют на него требное зерно, льют пиво - просят у Родных Богов Силы, а у Земли-Матушки - поддержки для зачинаемого дела. После чего - собирают народ, рекут о том, что поведали им Боги, призывая в свидетели души Предков. Затем всем миром утверждают-ставят Запис, славя Всебожье Родово и желая доброго мира и всяческих благ Всемирью...

">">
">">">">

Почитание мужского гоя (фаллоса) и женского лона было известно на Руси издревле и повсеместно. Наши Предки-родноверы славили Творческую Силу Всеотца Рода и Плодородие Матери Природы, почитая Их земные воплощения - детородные члены, не усматривая в сём, в отличие от христиан, ничего дурного и постыдного. Так, например, автор одного церковного (христианского) поучения пишет, что на Руси «чтут срамные уды... сотворённые в образ, кланяются им, и требы им кладут. Словене же на свадьбах вкладываюче срамоту... в вёдра...». Полный набор свадебных принадлежностей - ведро и вырезанная из дерева «срамота» (гой) - найден, например, в Ленчице в слоях XII – XIII вв.

"> ">">">

День Ярилы Вешнего - Ярилина Среча - отмечается 23 дня месяца цветеня/апреля. Обрядиво, ко Святодню сему приуроченное, чинится по следующему Уряду: ">

">"> ">">">">

1. Освящение места

">

Жрец с внешней стороны обходит посолонь Капище с топором (топоромах - оберег места) и мешочком зерна в руках. За ним следует потворник с горящим факелом. Огонь символизирует собой весеннюю Ярую силу, кою Ярило приносит с собою в Явь, а зерно - плодородие Матери Сырой Земли, принимающей в Своё лоно Семя Богово. Обход творится троекратно, во время оного жрец речёт слова призывания Силы Ярилиной:

Яро буди, вще-то живо,

Вще-то живо, яро буди,

Возроди, возъяри жито,

Яро жито, яро буди,

Вще-то живо, яро буди,

Яро буди, вще-то живо! Гой!

Часть зерна затем разбрасывают по полю, а оставшейся частью благословляют собравшихся.

">

">">">">">">">">">">"> ">">">">">">">">">">">">">

2. Возжигание Огня ">

">">

Возжигание священного Огня на Капище творится по общему Уряду. (Подробнее о сём - см. в нашем «Уряднике Малом » , в разделе «Уряд Обрядный».) ">

">

3. Зачин, слава, треба

">">"> ">">"> ">

Обращением ко Всебожью Ро дову волхв восстанавливает Столп Силы от Земи до Неба, прославляет Всебожье Ро дово, Сварожий Триглав и особливо - Ярилу Весеня. Затем приносится общая треба (с воскладанием рук и мысленными благопожеланиями), рекутся частные славления и приносятся малые требы (если в таковых есть нужда). После того, как общая треба взойдёт, по кругу пускается братина с хмельным мёдом. (Подробнее о сём - см. тако же в «Уряднике Малом » .) ">

"> ">">">

4. Заклички Ярилы ">

"> ">">">

Перед началом сего действа часть жрецов, предварительно выбрав из всего народа того, кто будет изображать Ярилу, уходит вместе с оным в лес (либо: за холм, за реку). Оставшийся же на Капище народ что есть мочи в позвонцы да колокольцы звонит, в бубны ударяет, трещотками трещит, в роги гудит, песни весенние воспевает, тако Землю ото сна зимнего пробуждая. Не худо к сему действу тако же и хоровод посолонь завести.

Заклички Ярилы хорошо творить с вершины красного холма либо с высокого обрыва. Волхв либо жрец речёт подобающие словеса, а народ вторит ему. Например:

">

">">

Ярило Сильный,

Ходи до ны,

Пребуди во яри! Гой!

Ярило Славный,

Стани средь ны,

Пребуди во яри! Гой!

Ярило Жгучий,

Всполыми ны,

Пребуди во яри! Гой!

">

">">">">">">">">">">

5. Встреча Ярилы

">">">">">">">">">">">">"> ">">">">">">">">">">">"> ">">

В ответ на заклички появляются уходившие пред тем в лес жрецы, ведущие коня, на коем восседает Ярило, держащий в руках мёртвый костяк (человечий либо скотий череп) и сноп колосьев. Вслед за Ярилой несут большой деревянный гой - зримый образ Ярой силы. Жрецы обращаются к народу: ">

">

Приехал к нам Зелен Ярило -

Ярый Бог на зелёном коне,

Зелёный, как травушка,

Росистый, как роса.

Привёз жита колос

И от Солнца добрую весть! Гой!

">

">">">">">">

Встречают Ярилу с почестями и весельем. Рекут слова: ">

">

Ярило! Вставай рано,

Отмыкай землю,

Выпускай росу -

На тёплое лето,

На буйное жито,

На колосистое,

На ядренистое! Гой!

">

">">">">">">"> ">

Ярило вступает внутрь Капищного круга, трижды обходит посолонь обрядовый Огонь и благословляет собравшихся.

6. Зарод Земле

">"> ">">

Ярило, опалив главу деревянного гоя в обрядовом огне, кликает собравшихся идти в поле - творить зарод Земле. Люди идут с песнями, несут Ярилины хоругви, разбрасывают вокруг зерно. Жрецы рекут:

Ходил Ярило По всему белу свету, Полю жито родил, Людям чады плодил. Куда Он ногою - Там жито копою, Куда Он взглянет - Там колос взыграет! Гой!

Троекратно обойдя поле, Ярило подводит людей к заранее подготовленному месту на нём, где жрецы руками вырывают небольшую ямку, смачивают её водой и пивом, сыплют в неё зерно. Ярило воздымает ввысь деревянный гой и не менее трёх раз подряд с размаха опускает его в ямку, повторяя тако любовное деяние Небесного Отца, оплодотворяющего Мать-Землю. Народ славит Ярилу, благословившего Землю, после чего жрецы закапывают ямку руками и помогают Яриле снять окруту (помогают жрецу-лицедею вернуться к своему человеческому естеству).

7. Братчина

">"> ">">

Как правило, братчина устраивается прямо в поле. Непременной частью праздничной стравы считаются: варёные яйца (а тако же яичницы), пироги с мясной начинкой, всевозможные сладости, пиво и хмельной мёд.

8. Игрища

">"> ">">

Завершается празднование Ярилина дня весёлыми игрищами, молодецкими забавами и всяким весельем - Яриле-Весеню во славу, а всем людям добрым во здраву!

Слава Роду!

">"> ">">

">

">">">">">">">">">">">">">">">">"> ">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">

В лето 7526 от СМЗХ, в месяц сороковник Получения Даров Природы - Хейлетъ, второго дня, в Родах Расы Великой отмечают День Ярилы-Солнца (по современному календарю с вечера 3 июля - по вечер 4 июля 2018).

Трисветлый Ярило-Солнце — это Светлейший Небесный Бог-Покровитель Земной Жизни.

Он покровительствует всем Светлым, Чистым, Добрым, Сердечным Помыслам и Мыслям людей.

Ярило — хранитель Благих и Чистых Сердец и нашего дневного Светила, которое дарует всем живущим на Мидгардъ-Земле согревающее тепло, любовь и полноценную жизнь.

Помимо всего сказанного, Бог-Ярило помогает людям в деторождении, одаривая их плодородием и яростью.
Яростью в самом высоком смысле, ведь без Силы ЯРа — дитя не родить. Поэтому до зачатия обращаются за помощью и к Яриле, и к Даждьбогу. А после рождения, появившегося на свет ребенка, выносят на показ Солнцу, чтобы обласкало оно новорожденного своим светом, и укрепило силы его для праведной жизни...

Образ Ярилы-Солнца часто изображается в быту в виде разнообразных свастичных, иначе говоря, ярговых символов или коней.

Не случайно этот День находится в чертоге Коня, которым управляет Бог Купала, поскольку Ярилин День входит в череду Купальских праздников.

На Руси о Яриле Солнце говаривали так:

«...Ярило добр моолодец, на белом коне разъезжает,
на русых кудрях венок, во-левой руке ржи пучок, а во-правой палица.

Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлебаа колосятся.
Палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют.

Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется...»


В этот день, после славления Ярилы-Солнца, и приношения безкровных треб Великому славянскому Богу, по всем городам и весям Рассении начинались веселые игрища, с песнями, хороводами, и молодецкими забавами, в коих девицы красотой блистали, а добры молодцы — удалью хвалились.

Вопреки современным представлениям о народных гуляниях, славянские праздники проходили без похабщины и пьяного угара, а в светлой радости и веселье, поскольку они были посвящены Родным Богам, а не бесовской похоти.

Знай своё прошлое.
В нём мудрость Предков, и сила твоя великая.

Желаем всем Добра!


Источник - https://slavmir.podfm.ru/prazdniki/732/

КОЛОВPAT — символ восходящего Ярилы-Солнца; символ вечной победы Света над тьмой и Вечной Жизни над смертью. Цвет Коловрата также играет важное значение: Огненный, символизирует Возрождение; Небесный — Обновление; черный — изменение.


СОЛНЕЧНЫЙ КРЕСТ — символ Духовной Силы Ярилы-Солнца и процветания Рода. Использовался как нательный Оберег. Как правило, Солнечный Крест наибольшей силой наделял: Жрецов Леса, Гридней и Кметей, которые его изображали на одежде, оружии и культовых принадлежностях.

Ярило - Бог солнца, деторождения, плодородия и ярости. Ярости - в самом высоком смысле. Без ЯРа /Силы/ - дитя не
зачать. Поэтому при зачатии ребеночка также обращаются и к Яриле, и к Даждьбогу. Ярило способствует земному плодородию, любви и деторождению. Он же - бог-пастух, оберегающий скот от хищных зверей, болезней и колдунов.

Ярило — Солнце — Светлейший Небесный Бог-Покровитель Земной Жизни. Ярила — покровитель всех Светлых, Чистых. Добрых. Сердечных Помыслов и Мыслей людей. Ярила — хранитель Благих и Чистых Сердец и нашего дневного Светила, которое дарует всем живущим на Мидгардъ-Земле согревающее тепло, любовь и полноценную жизнь. Образ Ярилы-Солнца часто изображается в быту в виде разнообразных свастичных символов и коней.

На Руси говорили: «Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».

Некоторые считают, что это не только бог солнца, но и славянский Эрос, бог любви и страсти. Другие считают, что это бог животворной силы природы: когда все растущее приходится в яр, то есть покрывается зеленью, начинает плодоносить, тогда и животные ярятся — стремятся произвести потомство. К этому дню приурочивали ярмарки, игрища. Праздник сопровождался кулачными боями, песнями, плясками. Вечером у костров народ веселился, песни пел, молодежь хороводы водила, травы душистые, чаи лечебные заваривали.

Известия о древних празднествах так недостоверны и изменены местными условиями, что трудно добраться до их истока, — к числу таковых принадлежит и Ярилин день. В какое время он появился у нас? Какие оказывались ему почести? На эти вопросы не возможно ответить определенно. Из древних источников (М.Забылин) известно только, что праздник сопровождался бурным весельем в Костромской, Тверской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской губерниях, быть может, и во многих других местах. Составляли его увеселение кулачные забавы, игры и ярмарочные сборища.

Ярило веселый, разгульный бог страсти-удали. Взглянет Ярило на встречного — тот без пива пьян, без хмелю хмелен; встретится взором Яр-Хмель с девицей-красавицею, — мигом ту в жар бросит: так бы на шею кому и кинулась... А вокруг него, по всему его пути, по дороге Ярилиной, цветы зацветают, что ни шаг, что ни пядь — все духовитей, все ярче, цветистее.

В Воронеже долгое время, до 1763 года, существовало народное игрище, Ярило. Оно совершалось перед заговеньем на Петров пост. Накануне игрища готовились закуски и праздничные одежды, и потом, с рассветом, толпы двигались за город на большую площадь, расположенную вне Московской заставы. Девушки наряжались одна другой лучше: красные чеботы (сапоги), разноцветная запаска с широкими рукавами, белая рубашка и несколько разноцветных лент, вплетенных в косу, возвещали годовое и торжественное празднество. Молодцы также не упускали случая, чтобы показать свои щегольские одежды. Торговцы заблаговременно разбивали на выгоне палатки и раскладывали на столах лакомства, игрушки и мелочные товары. Это веселье составляло смесь ярмарки с шумным праздничным гуляньем.

Песни, пляски и музыка сопровождали общее веселье. Среди этих забав наряжали одного мужчину в пестрое платье, убирали его цветами, навешивали на него ленты и бубенчики; на голову надевали высокий бумажный с петушиным султаном колпак, который украшался фантастическими изображениями; лицо его чернили или румянили, в руки давали побрякушки и колотушку. Дети с барабанным боем возвещали Ярилово шествие.

Толпа гуляющих стекалась к этому зрелищу. Ряженый важно расхаживал на площади и плясал; к нему присоединялись другие плясуны, которые угощали его пряниками, маковинами, пирогами — одним словом, всем тем, что приносили для своего угощения. Когда веселье было в полном разгаре, составляли произвольные игры; от них переходили к молодецким забавам — кулачным боям.

Стародавний, освященный веками обычай, многие и многие годы спустя после исчезновения из памяти народной первобытного брака-умыкания, заставлял матерей еще не так давно посылать девушек «невеститься» на ярилины игрища. На последних допускалось самое свободное обращение молодежи обоего пола между собою. При этом, впрочем, все сопровождается полной благопристойностью. Собравшимися затевается игра «в горелки». Высмотревшие себе невест становятся попарно с приглянувшимися им девицами в длинный ряд; один из них, которому выпадет жребий «гореть», выступает вперед всех и выкликает: «Горю, горю, пень!» — «Чего ты горишь?» — спрашивает его какая-нибудь девица-красавица. — «Красной девицы хочу!» — «Какой?» — «Тебя, молодой!» После этого одна пара бросается в разные стороны, стараясь снова схватиться руками, а «горевший» пытается поймать девушку прежде, чем она успеет сбежаться со стоящим с нею раньше парнем. Если «горящий» поймает девушку, то становится с ней в пару, а оставшийся одиноким «горит» вместо него; а не удается поймать, — он продолжает гоняться за другими парами. Во время ярилиного разгула дозволялись обнимания, целования, совершавшиеся под ветвистыми деревьями, которые скрывали парочки.

Есть местности, где Ярилин праздник начинается тем, что девушки — целым хороводом — выбирают из себя одну, наряжают ее в цветы и сажают на белого коня. Все участницы игрища одеты в праздничные наряды, с венками из полевых цветов на головах. На Белой Руси поют при этом песню о боге-Яриле и его радстном-веселом хождении по свету белому:
А гдзеж ен нагою —
Там жито капою,
А гдзеж ен ни зырне —
Там колос зацвище!..

На Ярилиной неделе, по суеверному представлению народа, особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры — на присуху, на зазнобу да на разгару. «На море на Кияне», — гласит один подобный заговор, — «стояла гробница, в той гробнице лежала девица, чадо Божия (имярек)! Встань-пробудись, в цветное платье нарядись, бери кремень и огниво, зажигай свое сердце ретиво по чаду Божием ((имярек) и дайся по нем в тоску и печаль!»

Почти повсеместно сохранился древний обычай — ходить в это время к покойникам на могилки. Здесь все угощаются, оставляя, чем угоститься и лежащим в земле сырой. Местами угощают не одних покойников, но и домовых: уходя из дому, оставляют стол накрытым и уставленным различными кушаньями и напитками. Великое счастье ожидает, того хозяина, который вернувшись домой, найдет все съеденным и выпитым.

«Ярило яровые ярит!», «На Ярилу торг, на торгу — толк. Толк-то есть, да истолкан весь!» — приговаривает деревня относительно этого времени. «Ярило Купалу кличет!» — продолжает сыпать прибаутками краснослов-народ: — «От Ярилы до Аграфен-купальниц рукой подать!», «На Ярилу пьет баба, на Купалу опохмеляется!»

В народе Ярилин день называют также «Макушкой лета», так как он приходится на самую жаркую пору сезона.

Ярило - бог солнца, тепла, весны и плотской любви, который отличается ярким темпераментом. Его считали богом плодородия - в старину поговаривали, что на Ярилу все живое «приходит в яр», то есть начинает плодоносить.

По легендам, от союза Ярилы с Матерью-Землей, которая до той поры была безжизненной, и произошло все живое на планете, в том числе и человек.

Ярилу считали самым младшим среди солнечных богов, однако уважительное отношение древних славян к его культу от этого было не меньше. Легенды гласят, что в этот день остальные боги мерялись с Ярилой своей силой, но он неизменно побеждал в схватках.

В старину в честь Ярилы устраивали шумные игрища, нередко на брачную тематику, пиры, ярмарки и кулачные бои. Ярилин день имеет сакральное значение - на солнечный праздник можно заглянуть в будущее, примириться с домовым, обрести здоровье и сохранить молодость.

Когда возник праздник

Точная дата возникновения праздника неизвестна - его корни восходят к тем далеким временам, когда на Руси еще не было христианства. Ярилин день - долгожданный праздник бога солнца по древней славянской традиции встречали в первый день июля.

В этот день древние славяне просили помощи у небесных светил, природы и животных. День Ярилы-Солнца считали праздником окончания весны и начала лета.

Поклонение солнцу было неизменным атрибутом культуры славян, поэтому воздавать почести Яриле старались при каждом подходящем случае.

Участники языческого праздникаСолнечного бога чествовали и в другие дни - праздники в честь Ярилы обычно отмечались с 21 марта (день весеннего равноденствия, Масленица) и следующие за ним дни, вплоть до середины лета.

Несмотря на то, что православная церковь против подобных праздников, и называет это язычеством и идолопоклонством, Ярилин день не утратил былой популярности. Люди продолжают верить в силу солнца и отмечать макушку лета. Особенно этот праздник почитают восточные славяне.

Традиции и обряды

Ярилин праздник называли особенным - в старину говорили, что его «целый год ждут» и он «всем дням день».

В этот день традиционно все отдыхали от полевых работ, устраивали праздничные ярмарки, веселые народные гуляния с играми и состязаниями, на которых молодежь показывала свою силу и ловкость. Люди верили, что чем веселее пройдет праздник, тем удачнее будет год.

Устраивали пиры и в полях с обязательными блюдами - яичницей, пирогами и сладостями. По вечерам молодежь разводила костры, возле которых водили хороводы, пели песни и веселились.

Девушки и парни одевали самые лучшие и яркие наряды, угощали друг друга сладостями, устраивали шествия с барабанным боем. Девушки, как правило, украшали себя лентами и цветами.

Мужчины, ради забавы, рядились в пестрые платья, надевали шутовские колпаки, украшали наряды лентами и бубенчиками. Прохожие угощали ряженых выпечкой и сладостями - встреча с ними сулила удачу, богатый урожай и счастье в личной жизни.

Ярилу часто изображали в виде красивого юноши на белом коне, голову которого украшает венок из весенних цветов, а в руках колосья. Поэтому в некоторых местностях в Ярилин день выбирали красивого парня или девушку, сажали на белого коня, на голову возлагали венок из полевых цветов, а в руки давали колосья.

Коня с «Ярилой» водили по полям, приговаривая: «Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!» Назывался этот обряд «Отмыкание Земли».

Поскольку Ярило - бог не только солнца, но и плотской любви, поощрялись игрища брачного характера. В этот день, как и на Ивана Купалу, отношения между парнями и девушками были свободными, однако все оставалось в рамках благопристойности.

Участники языческого праздникаБраки, заключенные на Ярилу, признавались законными, а дети, рожденные после праздника, считались рожденными в браке. Если любовь была невзаимной, обращались к приворотам, которые в этот день были более эффективными, чем обычно. Поэтому, знающие люди старались не упустить Ярилин день.

В этот день женщины оправлялись в лес за ветками для венков. В старину считали, что женщины склонны к спорам, сплетням, зависти, и чтобы всех примирить и обеспечить хорошие отношения в течение всего года придумали обряд - нужно было поглядеть друг другу в глаза сквозь венок.

Незамужние девушки в этот день шли гадать на берег речки. Они бросали венки в воду и смотрели, куда поплывет и с какой стороны ждать женихов. Главное, чтобы венок не утонул, а то свадьбы ближайший год не видать.

В старину в этот день, перед восходом солнца колдуны и знахаря ходили в отдаленные места «слушать клады». И если клад пожелает явить себя, можно было легко и быстро разбогатеть.

Люди считали, что в этот праздник Земля-матушка менее тщательно следит за своими тайнами, поэтому их можно разгадать.

Народные поверья гласят, что в этот день нечистая сила пряталась особенно тщательно. Нечисть боится солнца и в обычные дни, не то что в посвященный дневному светилу праздник.

На Ярилу ждали сверхъестественных явлений - солнце замедляло ход, а на земле образовывались особые «дыры», сквозь которые можно было посмотреть на другой край света, а то и на потусторонний мир.

Для этого в полдень брали крепкие березовые ветки и сплетали их в косу, с которой шли на крутой речной берег и смотрели сквозь нее. По преданию, таким образом можно было увидеть духов умерших родственников и живых близких людей, от которых давно нет известий.

На Ярилин день оставляли угощение домовому, и, если к вечеру угощения исчезали, люди считали, что домовой остался доволен подношением и рад жить вместе с хозяевами, соответственно в доме будет царит счастье и благополучие.

Угощения оставляли и на могилах родственников, навещая их и поздравляя с солнечным праздником.

Люди верили, что Ярила в этот день может помочь избавиться от болезней и прочих невзгод - надо только искренне попросить его об этом на утренней заре в уединенном месте.

В этот день собирали лекарственные травы и другие растения, наделенные магическими свойствами. Люди считали, что горячий напиток из целебных трав, собранных в Ярилин день, избавляет от многих недугов. Целебными травами кормили скот, украшали дом для защиты от града, засухи, насекомых-вредителей.

Утренняя роса на Ярилин праздник считалась целебной, дарующей молодость, красоту и здоровье. Поэтому, в старину люди умывались ею, набирали в небольшие емкости, чтобы давать тяжелобольным, смачивали простыни и оборачивались в них.

Скот, в день бога солнца выгоняли на пастбище, чтобы и он походил в Ярилиной росе. Кстати, в этот день скотину кормили досыта, так как считали, что чем больше животные съедят, тем плодородней будет год.

В огороде устраивали смотрины урожая, искали первые плоды - один огурец закапывали, чтобы урожай был хороший, остальные подавали к трапезе.

В этот день люди косили и сушили траву, а затем набивали ею матрасы - считалось, что на такой перине можно не только хорошо выспаться, но и поправить свое здоровье.

Детей и домашних животных в этот день было принято легонько стегать вербовыми прутиками, при этом желать им здоровья и хорошего роста.

Много примет в этот день было связано и с погодой. Если 1 июля выпадал солнечный день, то следующие за праздником семь дней будут жаркими.

Утренний туман, ветер винтом, а также вечерняя заря золотисто-желтая с розовыми отблесками сулили хорошую погоду. А месяц на небе такой, что на нижний рожок можно «повесить» ведро предсказывал засушливые дни.

Много росы - уродится просо, а мошка над озимью - к улову перепелов.

По хвостам животных также предсказывали погоду на оставшееся лето. Если хвосты опущены - к дождям, если хвосты приподняты - к жаркой погоде.

Родившихся в этот день считали хранителями традиций, знатоками всех годовых праздников и примет.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Ярилин день или Ярило Вешний – славянский праздник плодородия и мужской силы. День Бога Весеннего Солнца Ярило празднуют 22 или 23 апреля . В это время земля уже прогрета весенним солнцем и славяне традиционно начинали работы на полях. К Ярило обращались все мужчины, независимо от того, каким трудом они зарабатывали на жизнь. На Ярилин День символически заключали договор с Богом Весеннего Солнца, чтобы земля дала богатый урожай, а домашний скот был защищен от диких животных.

Приехал к нам Зелен Ярило –

Ярый Бог на зелёном коне,

Зелёный, как травушка,

Росистый, как роса.

Привез жита колос

И от Солнца добрую весть!

Значение праздника Ярилин день для славян

В этот праздник Ярило почитался не только как юный Бог Весеннего Солнца. В Ярилин день к нему обращаются как к Богу Плодородия , подарившему людям хлеб. Почитают в это время и Ярило – Волчьего Пастыря. С ним пастухи уговариваются о благополучии домашнего скота на целый год. В Ярилин День вспоминают Ярило и как Бога Страсти, мужской силы, потому в этот праздник почитают молодоженов и желают им скорого рождения детей .

Ярилин день непременно был праздником, связанным с трудом . Большая часть обрядов этого дня проводилась на полях и пастбищах, где мужчины начинали распахивать землю для посева зерна.

Обряды праздника Ярилин день

Славяне считали, что на Ярилин день Бог Весеннего Солнца сам объезжает поля, леса, пастбища. Ярило проверяет готовность земли к посеву. В лесах Ярило – Волчий пастырь договаривается с волками о сохранности домашнего скота на пастбищах. Считалось, что волки могут напасть на скот только с разрешения Ярило.

Ярилин день был праздником, посвященным мужской силе. Потому в праздничных обрядах участвовали мужчины. Часто одного самого красивого и ловкого парня сажали на белого коня. Он представлял собой образ Ярило, помогал Богу осматривать поля. Иногда вместо белого коня наряжали лошадью двух парней, которых сверху покрывали тканью. На них парень, изображавший Бога Ярило, объезжал поле с колосьями пшеницы в руках.

Пастухи в Ярилин день читали уговор перед первым выгоном скота. Тексты таких заговоров-уговоров были длинными. Каждый пастух хранил их в секрете. Иногда заговоры на благополучие домашнего скота даже выкупали у знающих людей. Весной в деревне выбирали пастуха, который будет всё лето пасти общее стадо. На Ярилин день пастух один или вместе с деревенским Знаткой обходил пастбище и читал уговор к Ярило.

Третий обряд праздника Ярилин день – чествование молодоженов. Молодежь ходила по дворам, где есть молодые семьи и «окликала» молодых. Для этого пели хвалебные песни, желали счастья, здоровья, скорого рождения детей. Молодожены в ответ одаривали окликающих заранее приготовленным угощением.