Флористика        27.06.2020   

Наше здоровье в наших руках, или Как действует массажёр Су Джок. Проект «Внедрение Су–Джок терапии в коррекционно - развивающий процесс для детей старшего дошкольного возраста Су джок терапия для детей в доу

СУ - ДЖОК ТЕРАПИЯ

«СУ» -кисть, «ДЖОК» -стопа. Кисти и стопы, благодаря Природе, подобны телу по строению. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов, так как стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СУ - ДЖОК ТЕРАПИЯ - это эффективный метод профилактики и лечения болезней.

«СУ» -кисть, «ДЖОК» -стопа. Кисти и стопы, благодаря Природе, подобны телу по строению. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов, так как стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.


Тело и его системы соответствия находятся в постоянном взаимодействии. При заболевании “сигнальная” волна направляется из пораженного органа или части тела в точку соответствия и приводит ее в возбужденное состояние - точка становится резко болезненной. В момент стимуляции такой точки возникает “лечебная” волна, которая оказывает нормализующее влияние на заболевший орган.

СУ-ДЖОК-терапия для детей .

Приемы Су - Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно - логопедической работе в качестве массажа, для улучшается психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла, в течение 1 минуты. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за работу головного мозга человека.

Массаж Су-Джок шарами.

Эту работу можно проводить в игровой форме, с использованием забавных стихов или сказок.

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Пальчиковая игра «Черепаха»

(у детей в руках Су-Джок) .

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку) .

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней) .

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают Су Джок между ладонями) .

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки.

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Пальчиковая игра «Капустка»

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

(дети катают Су - Джок между ладоней)

2. Массаж пальцев эластичным кольцом.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

Пальчиковая игра «Пальчики»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

Этот пальчик - в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик - гриб нашёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик - занял место,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик - ляжет тесно,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик - много ел,

Оттого и растолстел.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Пальчиковая игра «Семья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик - дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик - бабушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик - папенька,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик - маменька,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик - Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

Пальчиковая игра «Родные братья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Ивану-большому - дрова рубить,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Ваське-указке - воду носить,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Мишке-среднему - печку топить,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Гришке-сиротке - кашу варить,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А крошке Тимошке - песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

3. Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков.

(ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука, например Ш)

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат /

СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом и нахмуриться) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиком пальцев стучать по колючкам шарика). Спрятался ёжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб (прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ёжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Составила: Терехова Н.А.


Картотека

пальчиковых игр

с применением массажного шарика

су-джок

Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но не все дети являются обладателями такой речи. Для повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста важным является использование в работе различных методов и приемов - как традиционных, так и нетрадиционных. Одной из нетрадиционных методов коррекции в логопедии является Су-Джок терапия.

На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга - это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь, т.е. эта зона отвечает за восприятие речи и зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Д ля стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки. Использование Су-Джок массажёров (массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами) в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

Цель использования Су-Джок терапии :

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

Задачи:

Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

Использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;

Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Приемы Су-Джок терапии:

Массаж шариками (прокатывание шарика между ладонями);

Массаж эластичным кольцом (надевание на пальцы и массирование).

Стихотворный материал,

используемый при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок

Приключения Ёжика

К

Свернулся ёжик клубком

Покатился кувырком.

По ямкам и кочкам.

По тропкам и мосточкам.

Мимо ёлок и клёнов

Мимо кедров зелёных.

По мягкой травке.

По жёсткому песку.

Глубокого оврага

Крутому бережку.

Вокруг горок и бугорков.

Вдоль речек и ручейков.

Мимо белки с шишкой.

Мимо косолапого мишки.

Мимо кукушки.

И остановился на опушке.

С

Ёжик утром проснулся

Солнышку улыбнулся

Чистой росой умылся

Вкусной сушкой подкрепился.

Ес-ес-ес, ес-ес-ес

Отправился гулять в лес.

В лесу с лисой повстречался

Лису сильно испугался

СА-са-са, са-са-са

Ох, не съела бы лиса.

От испуга свернулся клубком

Покатился с бугра кувырком.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы

Покатился скорей от лисы.

Катился, катился

И под кустом притаился.

Посидел, посидел под кустом.

В свою норку пустился бегом.

З

Ёжик в деревню забрёл

Увидел зелёный забор

За забором пёс Трезорка

Заливался лаем звонко.

А коза и козлятки

Занимались зарядкой.

А Зоя садила розы

Возле кудрявой берёзы

А Лиза незабудки

Возле Трезоркиной будки.

А бабушка Зина

Корзину взяла

По землянику пошла

И ёжик за ней засеменил

Он тоже землянику любил.

Ж

Идёт ёжик по дорожке

К своему дружку ужу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

К своему дружку ужу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

День рожденья у ужа.

Уж позвал к себе на ужин

Жабу, ёжика, стрижа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Ёжик весело бежит

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Пирожок несёт ужу.

Пирожок с черникой

И свежей ежевикой.

Ш

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Шёл ёжик неспеша

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

К мышатам-малышам.

К мышонку Паше

И мышке Маше.

Их мама-мышка

Напекла пышки.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Вышли пышки хороши.

Шёл ёжик, шёл

Носиком повёл

Унюхал Мышкины пышки

Побежал вприпрыжку.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош

Очень запах был хорош.

Ч

Ёж к черепахе на чай собрался

Четыре часа до неё добирался

В гостях ел калачи, чай пил.

Так и вечер наступил.

Еж с черепахой простился,

К ручейку спустился.

Увидел лодочку у ручья

И спросил её: ты чья?

Ответила лодочка хохоча:

Я ничья! Совсем ничья!

Плыву худа хочу.

Хочешь тебя прокачу?

Прокачу по ручью.

Быстро домой домчу.

Ёж на лодочку вскочил

И домой поплыл.

Добрался за полчаса.

Что за чудеса?!

Л

Ёжик шёл, шёл, шёл,

Ёжик шёл, шёл, шёл

И до ёлочки дошёл

Ол- ол- ол, ол- ол- ол

И до ёлочки дошёл.

Что за чудо ёлка-

Колкая иголка.

Ла- ла- ла, Ла- ла- ла

Как ты ёлочка мила.

Ол-ол-ол, ол-ол-ол.

Ёжик ёлку обошёл.

Ол-ол-ол, ол-ол-ол.

Снова ёлку обошёл.

Ил-ил-ил, ил-ил-ил

Долго ёжик так ходил.

Ул-ул-ул, ул-ул-ул

И под ёлочкой заснул.

Л

Лодка по волнам плывёт

Лодка ёжика везёт.

Ёжик в лодке сладко спал.

Ёжик с лавочки упал.

Покатался, покатался,

Покатался, покатался

Вновь на лавочку поднялся.

Волна лодку подхватила,

С боку на бок наклонила.

Ёжик тоже наклонился,

Вновь упал и покатился.

Долго лодочка плутала.

Долго ёжика катала.

Наконец-то доплыла.

Ёжик выскочил из лодки

И запел: ла-ла-ла-ла!

Р

Ру-ру-ру, ру-ру-ру

Проснулся ёжик поутру.

Выбрался из норки

Пробежался вокруг горки.

Попрыгал, покружился,

В ручейке умылся

Позавтракал черникой

И красной брусникой.

Побежал к другу бобру

Играть в новую игру.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

На пути стоит гора.

Ёжик на гору забрался.

С горы скатиться собрался.

Свернулся в клубок.

По кочкам прыг да скок.

Прикатился к запруде бобра.

Ура! Ура! Ура!

Сказки

«Ёжик на прогулке»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке) . Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке

(прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик). Катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) . Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох) . Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться) , и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) . Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя. А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики) . Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много… Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) . Довольный ёжик побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик) , а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком) . Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке) .

«Ёжик»

Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку) . У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику) : Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке) .

И решил он однажды навестить своих друзей.

Выбежал Ёжик на тропинку и побежал к Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца) .

Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» - подумал Ёжик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони) .

Катится Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша.

Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча:

- «Куда ты идёшь?».

- «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдём со мной».

Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому) .

Раз – грибок (зажать шарик в ладошке) , два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) - много насобирали.

Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони) .

Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает её Ёжик: - «Ты куда скачешь?». - «Скачу, куда глаза глядят» - отвечает лягушка. – «Поскакали со мной».

Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох) .

Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке) , лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

Нетрадиционные методы лечения для решения проблем опорно-двигательного аппарата, пищеварения, ЦНС у детей становятся все более популярными. Родители отдают им предпочтение из-за безопасности, небольшого количества противопоказаний и отсутствия побочных эффектов. К тому же при регулярных занятиях результат можно получить быстро. Одним из таких методов является Су Джок терапия.

Методика зародилась в Корее и основана на проработке рефлекторных точек, которые соответствуют определенным частям тела и органам.

По философии Су Джок большие пальцы являются проекцией головы, средние и безымянные - ног, указательные и мизинцы - рук. На ладони расположено множество точек, связанных с внутренними органами и системами. Тыльная сторона ладони ассоциируется с позвоночником.

Акупунктурное воздействие помогает избавиться от энуреза. Для этого мягко воздействуют на небольшую зону между средним и безымянным пальцем. Давление на точки можно оказывать как кончиком карандаша, так и пальцем и специальной бамбуковой палочкой. Время проработки - около 3 мин, а через каждые 35-40 сек делают небольшой перерыв.

Приемы Су Джок терапии используют и для лечения головной боли: воздействие оказывают на точку у ногтевой фаланги большого пальца. Для работы с этой областью мастера терапии рекомендуют использовать неочищенные гречневые крупинки. Философия Су Джок утверждает, что каждому больному органу соответствует своя энергия, и для его проработки подходят разные раздражители. Точки, отвечающую за работу почек, лучше стимулировать фасолью или семенами арбуза. Если у малыша проблемы с кишечником, то хорошо использовать в работе семена укропа или тмина, а при нарушении работы ЦНС - грецкий орех или семена боярышника. Проблемы сердечно-сосудистой системы устраняются при помощи раздражителей:

  • Ягода калина;
  • Семечки тыквы;
  • Гречка.

А для лечения заболеваний опорно-двигательной системы точки прорабатывают мелким горохом или рисовыми зернами.

При помощи терапии также можно улучшить мелкую моторику, работу речевого аппарата, системы дыхания, память, зрение, слух и координацию движения.

Механизм влияния на организм

Лечебный эффект акупунктуры основан на связи рефлекторных точек, энергетических меридианов тела и органов, проявляется через воздействие на нервную и эндокринную систему. Стимулирование точек приводит к устранению энергетических блоков и застоев, активации потоков и нормализации энергетического баланса. Все это ведет к улучшению состояния органов и систем.

Механическое воздействие на кожу рук позволяет улучшить мелкую моторику пальцев, что благоприятно сказывается на развитии двигательных функций рук, мышления. Развитие функциональных и морфологических функций в коре головного мозга происходит при помощи кинестетических импульсов, которые передаются через пальцы.

Массирование кисти усиливает умственную и физическую выносливость, предупреждает переутомление отдельных участков мозга и равномерно распределяет эмоциональную нагрузку.

Положительный эффект несут и вибрации раздражителей, которые используются во время проработки. По этой причине мастера Су Джок терапии не советуют применять одно зерно более, чем два раза, а также запрещают прорабатывать точки неспелым или испорченным зерном. Такой материал предаст телу вибрацию болезни, несовершенства.

Техники Су Джок

Обучиться приемам техники можно при помощи интернет-курсов, специальных книг или получив консультацию у мастера. Кроме массажа, методика Су Джок для детей включает еще развивающие игры и практики, которые можно сопровождать сказками, стихами, детской музыкой.

Главное условие: сеанс не должен утомлять ребенка. Для развивающих занятий выпускают специальные кольца, которые могут быть с мягкими шипами или эластичным гладким покрытием. Массажные кольца на каждый палец одеваются на несколько минут, иначе может возникнуть отечность. Они являются альтернативой семенам и бамбуковой палочке, воздействуют сразу на все точки. Показаны кольца для профилактики заболеваний, общего развития и укрепления иммунитета. Продолжительность работы с каждым пальцем - не более 5 мин.

Еще один полезный аксессуар - массажные магнитные шарики. Они могут быть гладкими, шероховатыми, с мягкими резиновыми шипами. Перекатывают шарики между ладонями или катают, как мячик. Магниты усиливают воздействие на точки, а шероховатая или игольчатая поверхность повышает эффект от механической проработки.

Шарики и кольца могут стать частью игр и практики по развитию речи, координации движений, мышления и сочетаться с классической акупунктурной проработкой.

Как часто применять

Поскольку Су Джок терапия не имеет противопоказаний и ограничений, ее можно проводить ежедневно. Если цель сеанса - профилактика и развитие, то достаточно одной процедуры в день. Малышу должно быть интересно заниматься, иначе эффекта от терапии не будет. Если сеанс проводится с лечебной целью, то повторять его можно несколько раз в день до достижения положительной динамики.

Точечно воздействовать на каждую область можно через каждые 2-2,5 ч, а чтобы ускорить процесс выздоровления, раздражители (семена, семечки, палочку) рекомендовано немного подогреть.

Преимущества терапии Су Джок

Применение метода безопасно: оно не приводит к травмам, не имеет побочных явлений и противопоказаний. Метод обладает высокой эффективностью при правильном воздействии на точки, дает быстрые результаты. Уже после первого сеанса можно заметить улучшение самочувствия и снижения симптомов заболевания.

Еще одно преимущество - метод легко освоить. По атласу можно изучить активные точки, расположенные на ладонях и пальцах. Даже первые пробные практики в отсутствии опыта не нанесут вреда психическому или физическому здоровью ребенка.

Су Джок метод универсален, и с его помощью можно решить проблемы эмоционального и физического плана. Сеанс можно провести дома, на прогулке, на школьной перемене, в детском саду и т.д. Отсутствие боли при воздействии на точки не вызывает страха перед процедурой, что делает этот метод удобным для работы даже с маленькими детьми.

ирина хохлова
Использование Су-джок терапии в ДОУ

«Использование Су-Джок терапии в ДОУ »

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

В. А. Сухомлинский

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ - это эффективный метод профилактики и лечения болезней. В1986 году в международной печати появились первые публикации, рассказывающие о данной методике, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Эффективность и простота Су - Джок терапии привели к ее широкому распространению не только на родине в Корее, но и по всему земному шару. Во многих странах Су - Джок терапия является составной частью государственных программ по здравоохранению и образованию.

В переводе с корейского языка Су означает - кисть, Джок – стопа.

Природа не случайно создала тело и кисть руки похожими, это -своеобразный пульт, с помощью которого можно лечить человека. При заболевании «сигнальная» волна направляется из пораженного органа или части тела в точку соответствия и приводит ее в возбужденное состояние - точка становится резко болезненной. В момент стимуляции такой точки возникает «лечебная» волна, которая оказывает нормализующее влияние на заболевший орган.

Приемы Су –Джок терапии :

Массаж колючим шариком, иглами, специальными магнитами и теплыми греющими палочками, а так же семенами разных растений

Массаж специальным кольцом.

Ручной массаж кистей

Массаж стоп

Тыльная поверхность кисти соответствует задней поверхности тела, а ладонь – передней. Для определения места проекции правой и левой стороны на кисть, её нужно расположить ладонью вперед и пальцами вниз.

При этом левая сторона ладони будет соответствовать левой половине тела, а правая – правой. Исключение составляет большой палец и его бугорок. Стороны для этой части определяются в положении ладонью вперед, большим пальцем наверх.

На большом пальце и его бугорке проецируются органы выше диафрагмы, на всей остальной кисти – ниже.

Легкие и сердце проецируются на область бугорка большого пальца на ладони. Голова – конечная фаланга большого пальца. Ноги – средний и безымянный пальцы, руки – мизинец и указательный.

При этом дистальные (ногтевые) фаланги пальцев соответствуют кистям и стопам, а проксимальные (ближайшие к ладони) – плечам и бедрам.

Печень, желудок, поджелудочная железа и желчный пузырь расположены в верхней трети ладони (печень и желчный – справа, желудок и поджелудочная - слева) .

Кишечник проецируется на оставшуюся часть ладони.

На тыльной поверхности из внутренних органов можно найти почки. Они расположены в ямочках на границе верхней и средней трети кисти, на уровне линии, проведенной между мизинцем и безымянным пальцем и между средним и указательным пальцами.

Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма

Например : мизинец – сердце,

безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать трудно-доступные места.

«Су-Джок » с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Если покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма.

Стимулировать активные точки можно, сжимая мячик в ладошке, а также,

слегка укалывая каждый пальчик отдельно.

Детей лечу в этом кабинете.

Чтобы реже шли к врачу

Маленькие дети.

Я весёлая пружинка – медицинская сестра!

Разрешаю вам, больной,

Поиграть чуть-чуть со мной

Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Поэтому кончики пальцев массажируем до стойкого ощущения тепла (массаж) . Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.

Ежедневное общение с массажными шариками избавит от гипотонии, запоров, поможет при атеросклерозе, повышенном артериальном давлении, его можно использовать для профилактики заболеваний Центральной Нервной Системы и щитовидной железы.

Но есть противопоказания : высокая температура, гнойные заболевания, открытые раны, онкологические заболевания.

Использование Су-Джок терапии в работе с детьми открывает большие возможности.

Сделать занятия более разнообразными и интересными помогает художественное слово. И массаж становится не скучным. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки, заучивает стихи и рассказывает их сам.

Формы работы с детьми :

Пальчиковая гимнастика

Автоматизация звуков

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Развитие памяти, внимания

Выполнение гимнастики

Звуковой анализ слов

Совершенствование навыков употребления предлогов

Слоговая структура слов.

Остановлюсь на таких формах, как :

1. Автоматизация звуков - поочередно надеваем массажное кольцо на каждый палец сначала правой, затем левой руки, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ш : на правой руке

«Этот малыш –Илюша,

этот малыш – Ванюша,

этот малыш – Алеша,

этот малыш – Антоша,

а меньшой малышка – шалунишка Мишка»);

На левой руке :

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

«Шарик мы ладонью «стук» , повторяем в слове звук»

«Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»

«Ты про звук нам расскажи – нужный шарик подбери»

«По слогам словечко называй и на каждый слог - шарик доставай»

2. Совершенствование лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много» . Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково» , «Скажи наоборот» ,

«Съедобное - несъедобное» и т. д.

Упражнение «Раздели слова на слоги»

3. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно : красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

4. Развитие фонематического слуха

Игра “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука :

красный - для гласных;

синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;

синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;

зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;

зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию : надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. для развития памяти, восприятия и внимания (дети выполняют инструкции : «Найди два одинаковых шарика, разложи шарики по цвету, найди все синие (красные, желтые, зеленые, сделай разноцветные шарики (сине-красный, зелено-желтый) и т. д.);

6. Совершенствования навыков пространственной ориентации (дети выполняют инструкции : «Надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в левую руку и спрячь за спину» и т. д.);

7. Использование шариков при выполнении гимнастики

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

8. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги» : Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Достоинствами Су – Джок терапии являются :

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Так как на руках и стопах есть проекции всех органов и частей тела, то методика СуДжок применима для лечения всего организма.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат) .

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, разными предметами.

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Содержание
1. Введение
2. Цели и задачи методического пособия
3. Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей
4. Приемы Су-Джок терапии
5. Используемая литература
6. Приложение
Введение
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают все большее внимание. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су – Джок терапия.

Цели и задачи методического пособия.
Цель: расширение приемов и методов коррекции речевых нарушений у дошкольников с использованием Су-Джок терапии
Задачи:
Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок для улучшения функционирования речевых центров мозга.
Повысить уровень знаний педагогов и родителей приемов и методов коррекции речевых нарушений у детей.

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия («Су» - кисть, «Джок» - стопа). В основе Су-Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Таким образом, кисть и стопа – своеобразные пульты управления организмом человека. Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина силы и безопасности данной терапии. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно воздействовать и стимулировать речевые зоны коры головного мозга и развивать речевую сферу ребенка.
В коррекционно – логопедической работе приемы Су-Джок терапии я активно использую для развития мелкой моторики пальцев рук, которая непосредственно влияет на речевые центры головного мозга, а также с целью общего укрепления организма.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
- Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шариками.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су-Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

Приемы Су-Джок терапии.
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Покатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а так же на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи.
Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины.
Создатель метода Су-Джок – корейский профессор Пак Чже Ву.

Используемая литература
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д; Феникс, 2009
2. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольников
Екатеринбург. Издательство «Арго», 1996
3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-
СПб. Издательство «Лань», 2002
4. Нищева Н.В. «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет» -СПб: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Картотека пальчиковых игр с использованием Су-Джок.

Одежда
Чищу щеткой я одежду
Щеткой чищу я одежду. Катаем шарик между ладонями

Станет чистою, как прежде.

Раз, два, три! Раз, два, три! Проводим шариком по пальцам

Вот как чисто! Посмотри! Катаем шарик между ладонями

Гномики-прачки
Жили-были в домике
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
Прыгаем шариком по ладошке
Стали гномики стирать:
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.

Игрушки
Игрушки – зверюшки
У меня живут зверушки, Катаем шарик между ладонями
Симпатичные игрушки:
Раз – котенок, два – козленок, На каждый счёт сжимаем и разжимаем шарик
Три – румяный поросенок,
И еще большой коняга,
И щенок Трезор, дворняга.

На прогулку
Раз, два, три, четыре, пять, Катаем шарик между ладонями
Мы во двор идем гулять.
Мы во двор идем гулять.
Что с собой мы будем брать? Пожимают плечами
Раз – лопатка, два – ведерко, Поочерёдно надеваем колечко на пальчики
Три – ушастый пес Трезорка,
А четыре – грузовик,
В нем возить я все привык.
Пять – любимый красный мячик,
Он катается и скачет,
Шесть – сестрёнкина скакалка,
Что порвал ее я – жалко.
Семь – резиновый котенок,
Восемь – розовый утенок,
Девять – формочек гора,
Десять – новая игра.
Я хочу тебя спросить: Пожимают плечами
«Как все это выносить?»

Овощи
Горошки
У меня в руках горошки, Катают шарик круговыми движениями
Покатаю их немножко,
Покатаю их в ладошках
И насыплю на дорожку.
Будут курочки клевать, Шарик прыгает по ладошке
Раз, два, три, четыре, пять.

Овощи
Раз – капуста, два – горошек, На каждый счёт гладим шариком пальчики поочерёдно
Три – редис такой хороший.
А четыре – репка
Желтый мячик крепкий.
Пять – пузатый кабачок,
Все зажали в кулачок. Сжимаем шарик в кулаке

Осень
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять, Катаем шарик между ладонями вперёд-назад
Будем листья собирать.
Листья березы, Поочерёдно надеваем колечко на пальчики

Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. Сжимаем шарик в ладошке

Поздняя осень
Солнышко греет уже еле-еле, Катаем шарик между ладонями вперёд-назад
Перелётные птицы на юг улетели,
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком накрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре-
Поздняя осень стоит на дворе. Сжимаем шарик в ладони

Фрукты
Что в корзинку положу
Красные яблоки зреют в саду. Катаем шарик круговыми движениями
В сад погулять я с корзинкой иду.
Что я в корзинку свою положу? Делаем ладошку «корзинкой»
Вы посчитайте, а я расскажу.
Груши, сливы и айву, Поочерёдно надеваем колечко на пальчики
По порядку назову.
Абрикосы и гранат.
Сосчитали все подряд?
Персик, спелый виноград,
Много яблок и гранат.
Очень спелую хурму
Тоже я с собой возьму.

Фрукты
Вот на белом блюде в ряд Катаем шарик между ладонями
Фрукты спелые лежат:
Раз – чудесный апельсин, Нажимаем шариком на каждый палец поочередно
Два – душистый мандарин,
Три – в атласном платье слива,
Аппетитна и красива!
А четыре – это груша.
Хочешь эту грушу скушать?

Ягоды, грибы
За ягодами
Раз, два, три, четыре, пять, Прыгаем шариком по ладошке
В лес идем мы погулять –
За черникой, за малиной, Поочерёдно надеваем колечко на пальчики
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

За грибами
Все зверушки на опушке Катаем шарик круговыми движениями
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Прыгает шарик по ладошке
Рыжики срывали.
Лисичка бежала, Гладим шариком ладошку
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Прыгает шарик по ладошке
Искали опятки.
Медведь проходил, Шагает шарик по ладошке
Мухомор раздавил.

Обувь
Новые кроссовки
Как у нашей кошки Надеваем поочерёдно колечко на каждый палец
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А Сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, Сжимаем и разжимаем пальцы
Вот так,
Новые кроссовки.

Мебель
Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре, Катаем шарик между ладонями
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. Катаем шарик между ладонями
Много мебели в квартире.

Посуда
Вот большой стеклянный чайник, Массажируем колечком поочерёдно каждый палец
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.

Зима
Зимние забавы
Что зимой мы любим делать. Катаем шарик между ладонями
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься, Поочерёдно надеваем колечко на каждый палец
Вниз с горы на санках мчаться.

Птицы
Кормушка
Сколько птиц к кормушке нашей Сжимаем и разжимаем шарик в ладошке
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей, Массируем поочерёдно каждый палец шариком
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.

Птицы вернулись
К нам с весной тепло вернулось, Катаем шарик между ладонями круговыми движениями
Солнце в небе улыбнулось.
Возвратились, наконец
Грач, кукушка и скворец,
Гуси, лебеди, чижи,
Утки, ласточки, стрижи,
А последний - дрозд – длинный хвост

Животные
Хозяюшка
Наша-то хозяюшка Катаем шарик между ладонями вперёд-назад
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка Гладим шариком поочерёдно каждый палец
Моет языком,
Хрюшка собирает
Крошки под окном,
По столу котище
Лапою скребет,
Половичку козочка
Веником метет.

Пальчики-зверушки
Пальчик – зайчик, Поочерёдно
Пальчик – волк,
Серый волк – зубами щелк,
Пальчик – рыжая лиса,
Лиска-лисонька краса,
Пальчик – ежик,
Пальчик – мишка,
А кулак похож на шишку! Сжимаем кулак

Насекомые
Дружно пальчики считаем Катаем шарик между ладонями
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, Нажимаем шариком на каждый палец
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит
Ой, комар сюда летит

Рыбки
Рыбки весело резвятся Перекидываем шарик из руки в руку
В чистой тёпленькой воде
То сожмутся, разожмутся, Сжимаем, разжимаем шарик
То зароются в песке

Профессии
Что принес нам почтальон
Что принес нам почтальон? Катаем шарик между ладонями
С толстой сумкой ходит он.
Перевод, журнал, газету, Нажимаем шариком на каждый палец
В бандероли две кассеты
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали. Катаем шарик между ладонями

Семья
Как у нас семья большая
Как у нас семья большая Катаем шарик между ладонями вперёд- назад
Да веселая.
Два у лавки стоят, Поочерёдно надеваем кольцо на каждый палец
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются.
Две Дашки у кашки
Питаются.
Две Ульки в люльке
Качаются.

Новый год
Что принес нам Дед Мороз
Беспокоит нас вопрос: Катаем шарик между ладонями вперёд-назад
«Что принес нам Дед Мороз?»
Открываем мы пакет.
И чего в нем только нет!
Апельсин большой душистый, Массируем каждый пальчик поочерёдно
Зайка беленький пушистый,
Шоколадная лошадка
И для пупсика кроватка,
Два воздушных шарика,
Книжка про смешариков
И такой большой трансформер,
И солдат в парадной форме,
И кокосовый орех,
И в мешочке красном смех.
Вот так Дедушка Мороз! Катаем шарик между ладонями
Он сегодня нам принес
Замечательных подарков
Целый, целый, целый воз!

Детский сад
Наша группа
В нашей группе все друзья. Сжимаем и разжимаем пальцы
Самый младший – это я. Надеваем колечко поочерёдно на каждый палец
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.

Дружат в нашей группе
Дружат в нашей группе Катаем шарик между ладонями
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим Сжимаем шарик в кулаке
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять Гладим шариком пальчики поочерёдно
Начинай считать опять.

Весна
Иди, весна, иди, красна, Катаем шарик вперёд-назад
Принеси ржаной колосок, Массируем шариком поочерёдно каждый пальчик
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.