Садовые         12.02.2024   

Не хватает нервов делать уроки с ребенком. Как делать с ребенком уроки без нервов. Ребенку не нравится школьный педагог

— Тебе сегодня много уроков задано?
— Ох, мама, тебе орать и орать!

Как бы не было смешно и одновременно грустно, это правда.

Среди моих клиентов частый запрос — как перестать раздражаться, отдаляться друг от друга и разрушать свою семью из-за домашних работ.

А этот анекдот — самое частое описание процесса выполнения домашних заданий.

Как это бывает?

Вечер. Ребенок наконец-то открывает тетрадь и учебник (не без полсотни звездюлей), и начинает погружаться в мир букв, цифр и формул.

Вздыхая и охая, сразу возникает три тысячи препятствий — попить, пописать. А я так хочу кушать! И ручка не пишет! И не понимаю ничего, что там написано.

Обычный разгон обычного вечера.

Мамина температура кипения уже давно стала выше, и на подобные «манипуляции» мама уже не реагирует.

— Пиши, потом поешь.

— Давай заканчивай, а потом будешь отдыхать.

— Так, сын, давай сегодня без концертов, ладно?

Вроде бы ладно. Но вот секундная стрелка пробегает круг за кругом, минутная отсчитывает «палочки», а воз и ныне там.

По плану уже нужно купаться, ужинать и ложиться спать. А что сын?

Так начинается традиционный моцион — ежевечерний ор.

Мама орет, сын либо начинает плакать, либо злиться.

Продвигается ли дело?

Распыляясь, нервная система мамы устраивает своеобразные качели: то доходит до верхней точки, то плавно опускает вниз волну напряжения.

Именно под такой аккомпонимент начинается выполнение уроков.

Возникает ощущение, что дело пошло на лад, и мама отходит от выполняющего уроки чада.

Через некоторое время, заглядывая в тетрадь сына, не можешь поверить глазам, что «Атвет» — это его рук дело, а в строчке 4 ч (4 часа) вместо ч красуется буква у

И в груди со скоростью гепарда и мощностью льва разгоняется новый мощный мамин рык, сопровождаемый неминуемым желанием настучать этой же тетрадкой ребенку по голове.

— Ты издеваешься?

Кажется, мама себя уже не контролирует.

— Ты тупой или ты прикидываешься?

Остаток вечера напряжение в доме такое, что лампочки могут зажечься самопроизвольно.

Неужели ничего нельзя сделать?

И кто виноват в сложившейся традиции?

Мама? Ребенок? Оба?

Порассуждаем?

Описанная выше ситуация — не преувеличение или выдумка, а следовательно, решаема.

Нет сомнений, что математика важна.

Но важнее ли она испорченных с ребенком 11 лет совместной жизни, вечеров и заниженной самооценки?

Важнее ли задача по алгебре или сочинение по русскому языку, чем доверие и отношения, которые как карточный домик могут в одночасье рассыпаться?

Конечно, где-то глупость ребенка или его лень раздажают.

Но все-таки, ребенок обычно лишь точная копия родителей.

Что делать?

1. В минуты накала страстей закрыть уроки. И предложить ребенку попить чай.

2. Заварить чай лучше сладкий, и сделать два тоста с шоколадной пастой.

4. А потом, когда слезы высохли, и кричать уже не хочется — обнять ребенка и поцеловать его в макушку.

5. По-доброму предложить победить этого «монстра» или «босса» под названием «домашняя работа» и спросить, что нужно для этого сделать?

Например, некоторым детям нужно, чтобы мама была рядом.

Но не «рядом» отчасти, а вовлечена в процесс. Потому что порой, находясь «рядом отчасти» уходит два-три часа на те уроки, которые были бы сделаны за 30 минут, сядь мама «рядом-рядом».

А другим нужна лишь доброжелательность родителей и пять минут сочувствия.

Третьим важно знать, что мама в них верит.

Четвертым — образец выполнения и того, что от них хотят.

6. Скажите ребенку, что он справится. И слово «Атвет» к сожалению, написано неверно. Надо или исправить, или переписать.

7. Отметьте, какие примеры, буквы или элементы у него получись особенно хорошо.

8. По окончании уроков поцелуйте ребенка, и скажите, что он молодец. И вы им гордитесь.

Иногда нас раздражают не сами ошибки в тетради, или поведение ребенка, а то, что наш ребенок их допускает.

Нам стыдно за ребенка.

За то, что ребенок что-то не понял иле не сделал.

За то, что о нас подумает учитель, глядя в тетрадь ребенка.

За то, что наш умница позволяет себе так безалаберно относиться к учебе!

И именно этот стыд переходит в негативное эмоциональное состояние.

А за что стыдно? Почему?

Вот с этим тоже не мешает разобраться.

Потому что когда есть проблемы с выполнением уроков, они обычно решаются проработкой двух вещей:

  1. Внедрением техник эффективного обучения, упрощающих процесс обучения
  2. Проработкой ожиданий и чувств родителей по отношению к ребенку.

Только этого достаточно для того, чтобы вся описанная выше ситуация никогда не имела места быть в вашем доме.

Подбнее будем говорить уже 1 мая на тренинге «Техники эффективной дисциплины. Как сделать так, чтобы ребенок учился и без наказаний?»

  • Ребенок и дисциплина. Что делать, когда ее нет или она «гуляет»
  • Стили воспитания. Хороший, плохой полицейский, смешанный стиль.
  • 4 модели воспитания и одна, которая решит все проблемы с поведением ребенка.
  • Семейные правила и традиции. Составляем карту ваших правил.
  • Маленькие манипуляторы против взрослых родителей. Как понять, что дети манипулируют и как прекратить манипуляции просто и навсегда?
  • Что нужно, чтобы не было “отката”
  • Техники эффективной дисциплины для ребенка
  • Три шага к самостоятельности
  • Помогаторы для дисциплины

Итогом встречи станут не только наборы чек-листов, которые помогут вам ввести режим и учет правил, отделить «мух от котлет», но и проработка идеализации своего ребенка, стыдов и страхов, что позволит перестать терять нервные клетки тоннами, и научиться доносить до ребенка нужную информацию и требования просто и по-королевски.

Каких-то особых секретов о том, как делать уроки с ребенком без нервов не существует. Одна из базовых составляющих психологического комфорта и ребенка, и родителей во время выполнения домашних заданий: спокойная атмосфера. Выключите телевизор, уберите планшет и прочие игрушки из поля зрения ребенка, чтобы ничего не отвлекало.


Не стоит помогать ребенку делать уроки в перерывах между приемом пищи или готовкой. Сначала завершите все необходимые дела по дому, поужинайте или отдохните минут 30 после трудового дня.


Каким бы не было финансовое состояние семьи, позаботьтесь, чтобы у ребенка для уроков был свой рабочий уголок. Проверьте, правильно ли падает свет лампы (он должен падать слева), удобен ли рабочий стул для ребенка и т.д.


Психологи советуют не нависать над ребенком во время уроков, такая позиция оказывает психологическое давление: вспомните себя, ведь вы не любите, когда над вами нависает фигура начальника или кого-то, кто является авторитетом? Лучше сесть с ребенком рядом, как партнер.



Делать с ребенком уроки не значит делать все за него. Позвольте школьнику самому разобраться в задании и прийти к правильному решению путем размышлений. Избегайте резких фраз: «Неужели до тебя не доходит? Это же так просто!», «Что ты пишешь так коряво?!», «Сиди прямо, не горбись!» и т.д. Своими замечаниями вы только отвлекаете ребенка и прививаете неосознанное отвращение к учебе.


Хотите помочь – подтолкните ребенка к правильным идеям, распишите вместе задачи. Младшие школьники еще не совсем отошли от игры, как ведущей деятельности. Превратите уроки в игру. Пусть задачки оживут с помощью кукол, овощей, фруктов и т.д.


Не заставляйте ребенка делать уроки, если он устал. Детские пальчики только начали привыкать к письму. Освежите процесс веселой пальчиковой гимнастикой.



Если нужно выучить большое стихотворение, разбейте его на маленькие четверостишья и дайте задание ребенку прочитать каждую строчку по-разному: грустно, весело, крича, шепотом и т.д. Можно внести в скучное задание элемент безобидного спора: «Спорим, я расскажу это стихотворение быстрее?» и в самый ответственный момент сбиться: «Ой, я забыла (а), как там дальше?» Ребенок будет стараться помочь вам и сам выучит стих, не прилагая к этому больших усилий.

Попадали ли вы в такую ситуацию:
Ваш ребенок сделал что-то запретное, от чего вы неоднократно предостерегали его. Но даже ваш повышенный тон его не остановил — непослушание продолжилось. Вы, вне себя от гнева и попранного родительского авторитета, не смогли сдержаться, накричали на ребенка, дали по попе. Ваш ребенок рыдает от обиды и боли и тут вы испытываете угрызения совести за свою реакцию, начинаете его жалеть...
«Ах, моя крошечка, что на меня нашло, прости!!! Чмок-Чмок!» «Ой, мальчик мой, поди ко мне, я тебя поцелую...»

А сами мучаетесь мыслями и чувствами, что перегнули палку, просите прощения за то, что накричали и подняли руку на дочку или сыночка...

Знакомо?
Если ваш ответ «да», давайте разбираться.

Может ли ребенок сделать правильные выводы о своем проступке после такого взрывного наказания? Скорее всего он как раз наоборот, посчитает, что если вы просите прощения, значит, он ни в чем не виноват, ведь это вы на него накричали, это ваша рука его шлепнула.

Так что же, получается, стоять и смотреть, как он откровенно игнорирует ваши родительские просьбы? Или по сто раз на дню уговаривать «не делай пожалуйста... не делай...», уподобляясь скрипучей заезженной пластинке?

А может, просто запугнуть: «Ну ты у меня еще попробуй так сделать — отдам тому дяденьке с бородой!..»

Нет, нет, и еще раз нет! Давайте подумаем вместе.

Потому что правильная реакция на проступок ребенка — это та, которая поможет самому виновнику взглянуть на себя со стороны, увидеть свою ошибку и захотеть исправить ее. А также, которая дает стимул — НЕ повторять подобное.

Это возможно? Вполне!

Нам важно разорвать этот порочный круг:

проступок ребенка — мама сорвалась и накричала — мама заглаживает вину — ребенок делает вывод, что он ни при чем, просто у мамы плохое настроение, обижается на нее — наказание не усваивается, проступок повторяется — мама срывается, орет громче и чувствует себя виноватой — и т.д.

Как этого добиться?

Скажу сразу, за один вечер это не получится просто потому, что мы все, включая и наших детей, имеем свои предпочтения, устоявшиеся модели поведения и привычки. И частенько действуем на автомате. К счастью, в отличие от взрослых, дети легче воспринимают новые навыки и умения. Взрослым же нужно приложить усилия сознательно. Поэтому этот порочный круг реально разорвать и заменить неэффективные модели в своем родительском поведении.

Еще важная мысль, которая приходит ко всем участникам наших тренингов: воспитание ребенка нельзя начать без корректировки своего отношения. Прежде чем повлиять на ребенка — воспитай сначала себя. Тогда, как зеркало, ваш ребенок будет отражать правильное отношение к ситуации и корректировать свое проблемное поведение.

Итак, что нужно сделать родителям:

1. Признать, что крики, гнев, рукоприкладство еще не решали проблему непослушания надежным образом. Это значит, что для эффективного воздействия на сознание малыша выбираем ровный, спокойный тон и уверенность. Вы должны оставаться Ведущим для ребенка, а не прыгать у него на поводке.

2. Необходимо четко сформулировать ваши требования к ребенку, продумать систему поощрений и наказаний , которая действовала бы автономно, без крика, возмущенных нравоучений и шлепков. Ребенку должно быть понятно, какое наказание последует за конкретное нарушение или откровенное игнорирование.
Из этого положения следует, что спонтанные крики и наказания, придуманные «на ходу» сильно вредят вашим доверительным отношениям. Действительно, становится крайне обидно, что тебя вот, к примеру, лишили сладкого совершенно неожиданно за грубость или непослушание. Какая тут связь между конфетой и грубостью, если раньше конфеты и проступки не были связаны между собой?

Чтобы наказание выполняло свою роль — оно должно озвучиваться заранее и создавать неудобства прежде всего ребенку, а не родителю, давать детям право выбора. Ребенку важно понять причинно-следственную связь, поэтому используем трехшаговую схему.

Ее можно использовать с теми детками, которые улавливают эти связи между двумя событиями и свою роль в них. Как правило, зачатки понимания проявляются с 1,5 лет, но использовать данную схему лучше с 2,5-3 лет.

Я поясню. Есть конкретный проступок. Но наказания для него еще нет. Как поступить?
Поскольку проступки могут совершаться периодически, в нейтральной обстановке мы озвучиваем для ребенка правило (например, не грубить родителям), т.е. ПРЕДУПРЕЖДАЕМ о последствиях, например, лишение чего-то очень значимого для ребенка, чем он дорожит: игрушкой, мультиками, какой-то привилегией куда-то сходить и т.д. Значимость кратковременной потери будет помогать ребенку удерживаться от нежелательного поведения, а продуманное поощрение поможет ему почувствовать себя сильным и уверенным в себе. Здесь все индивидуально подбирается, но не используйте лишение общения, эмоционального тепла).

Далее в момент проявления грубости следующий шаг — НАПОМИНАЕМ о том, какие санкции наступят, если ребенок не остановится.
И последний шаг — ДАЕМ ПРАВО ВЫБОРА . Т.е. продолжать грубить — остаться без мультика, либо попросить прощения и сохранить добрые отношения?

Итак, в этой схеме вы предупреждаете — напоминаете — даете выбор.

Трехшаговая модель позволяет снять с себя необходимость по сто раз на дню повторять одно и то же, перестать срываться и кричать, так как вы от предупреждения и напоминания сразу переходите к конкретным действиям.

На практике, если лишение чего-то значимого для ребенка достаточно ощутимо, а у родителей слова не расходятся с делом, он быстро прекращает нежелательное поведение.

Чтобы эта модель прижилась в вашей семье, учитываем следующие моменты (см. ниже).

3. В воспитании и общении с малышом обязательно придерживаемся принципа последовательности . Это распространяется и на отношения между родителями по отношению к ребенку. В спорных моментах лучше договариваться с супругом (-ой), какой линии поведения придерживаться, потом только озвучивать перед малышом, чтобы не получилось, что мама запретила, а вот папа, добренький какой, разрешил...

4. Дети крайне отзывчивы на поощрения — это побуждает их мобилизовать свои усилия для корректировки своего проблемного поведения. Поэтому акцент родителей на то, какой их сын или дочка — умничка, старается поступать по-доброму, как он (она) уже многого хорошего умеют делать — работает гораздо лучше, чем концентрация сердитого внимания на непослушание и нравоучения.

5. Введенные правила в семье (например, «мы не кричим», «мы не бьем других», «мы едим сладкое после обеда» и т.д.) должны соблюдаться не только детьми, но и взрослыми . Крайне смешной и непедагогичной выглядит ситуация, когда, к примеру, родитель в один день запретил сладкое до обеда, а в другой день уступил настойчивым мольбам, заверениям, что тот «непременно весь обед скушает» — и дал столь вожделенное в обход правилам. Или сам съел до срока
То же самое касается криков и битья — до тех пор, пока вы сами не перестанете кричать — бесполезно ожидать от ребенка уравновешенности.

Вот эти моменты помогут вам организовать своих деток без изнурительного крика, многократных повторений и научить их важнейшим азам управления своим поведением. Используйте их в своей практике — вы почувствуете, что стало легче договариваться со своим ребенком. И это уже большое достижение!

Кстати, на экспресс-тренинге «Быстрые результаты в общении с ребенком. 9 эффективных техник» я разобрала важнейшие ключевые коммуникации с ребенком, которые помогут вам, родителям, быстрее войти с ним в контакт и добиться естественного отклика в ответ на вашу просьбу или призыв что-то сделать или наоборот, прекратить нежелательное поведение.

Каждый заботливый родитель помогает ребенку с выполнением домашних заданий. У многих с этим возникают затруднения: бывает, что ребенок плохо делает уроки, не воспринимает материал или не хочет заниматься. Совместное выполнение домашних заданий может превратиться в настоящую пытку, как для взрослых, так и для детей, провоцируя ссоры и скандалы. Поэтому важно знать, как делать с ребенком уроки, чтобы процесс проходил без конфликтов и не утомлял.

Когда лучше делать уроки

Дети возвращаются домой из школы утомленные, нагруженные тем, что необходимо написать или выучить, поэтому им требуется время, чтобы переключиться с учебного процесса на домашние дела. Для этого хватает 1-2 часов. В это время не следует затевать разговоров о школе или уроках. Дайте ребенку возможность поиграть или прогуляться.

Чтобы вам не приходилось уговаривать его садится за уроки, превратите их выполнение в ритуал, который будет проходить в определенном месте в одно и то же время. Наилучшим временем для выполнения домашних заданий считается период с 3 часов дня до 6 часов вечера.

Как должен проходить процесс выполнения домашних заданий

Проследите, чтобы ребенка ничего не отвлекало от домашних заданий. Выключите телевизор, уберите подальше домашних животных, убедитесь, что его ноги стоят на полу, а не болтаются в воздухе.

Все дети разные: один ребенок долго делает уроки, другой быстро. Длительность выполнения заданий зависит от объемов, сложности и индивидуального ритма школьника. Некоторые могут управиться за час, а другим на ту же работу может понадобиться и три. Это зависит от умения распоряжаться временем и организовывать работу. Научите ребенка составлять план занятий и разделять предметы по сложности.

Не стоит начинать делать уроки с самых сложных заданий. На них уходит больше всего времени, ребенок устает, у него появляется ощущение неуспеха и пропадает желание учиться дальше. Сначала приступайте к тому, что у него получается лучше, и после этого переходите к более трудному.

Детям сложно концентрироваться на чем-то одном в течение длительного времени. После получаса напряженной работы они начинают отвлекаться. При выполнении уроков рекомендуется делать десятиминутный перерыв каждые полчаса. За это время ребенок сможет расслабиться, размяться, сменить позу и передохнуть. Можете предложить ему яблоко или стакан сока.

Как вести себя с ребенком

  • Когда мама делает уроки с ребенком, она старается контролировать чуть ли не каждое движение руки. Этого делать не следует. Полностью контролируя ребенка, вы лишаете его возможности стать самостоятельным и снимаете с него ответственность. Не забывайте, что главная задача родителей делать уроки не за ребенка, а вместе с ним. Школьника необходимо научить самостоятельности, так ему будет легче управляться не только с домашними заданиями, но и с учебой в школе. Не бойтесь оставить его самого, займитесь делами, пусть малыш зовет, когда у него возникнут трудности.
  • Старайтесь ничего не решать за ребенка. Чтобы он мог справляться с заданиями сам, научите его ставить правильные вопросы. Например: «Что нужно сделать, чтобы это число разделить на три?». Правильно ответив на вопрос, ребенок ощутит подъем и радость от того, что сумел самостоятельно выполнить задание. Это поможет ему найти собственные методы работы.
  • Полностью оставлять ребенка без внимания нельзя. Оставшись с уроками один на один, он может застопориться на каком-то задании, не продвигаясь дальше. К тому же, дети нуждаются в одобрении того, что они сделали. Им необходим человек, который будет подпитывать их веру в собственные силы. Поэтому не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненную работу и не наказывайте за неудачи. Излишняя строгость и требовательность не приведет к положительным результатам.
  • Не нужно заставлять ребенка переписывать все задание, если найдете в нем не слишком серьезные ошибки. Лучше научите малыша аккуратно их исправлять. Также не стоит заставлять ребенка всю работу выполнять на черновике, а потом уставшего допоздна ее переписывать в тетрадь. В таких случаях новые ошибки просто неизбежны. В черновиках можно решить задачу, посчитать в столбик или потренироваться в написании букв, но не делать все упражнение по русскому языку.
  • В совместной работе над уроками важен психологический настрой. Если вы с ребенком долго сидите над заданием, но не можете с ним справиться и начинаете повышать голос и раздражаться, стоит сделать перерыв и вернуться к заданию позже. Не нужно кричать, настаивать на своем и заставлять малыша повторять. Выполнение уроков может превратиться в источник напряжения. Ребенок начнет испытывать перед вами вину и, боясь вас снова разочаровать, потеряет желание делать домашние задания.
  • Если ребенок не делает уроки самостоятельно, а вы не можете постоянно находиться рядом, постарайтесь с ним договориться, например, что он сам почитает и сделает простые задания, а вы, придя домой, проверите выполненное и будете находиться рядом, когда он станет доделывать остальное. Постепенно начинайте поручать ему все большие объемы работы.

Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя в одном лице

  • Ах ты бестолочь такая!
  • У всех дети как дети, а у меня эта/этот…
  • Ну почему такой тупой/тупая?
  • Мозги есть вообще?
  • Я тебя сейчас прибью/убью!
  • Что за тупорылый, безмозглый ребенок!

Страшные высказывания, не так ли? А ведь именно их часто слышат беззащитные создания, которых мы называем детьми. Очень хочется верить, что от вас ваши дочки и сыночки не слышат подобной брани даже тогда, когда ребенок не хочет делать уроки.

Когда лично я слышу или вижу, как родители ругают своих малышей, ощущаю непреодолимое желание подойти к ним поближе и врезать по заднице так, чтобы те подскочили и взвыли от боли, а потом еще на ухо выкрикнуть все то, что они «говорят» своим крохам. Но глубоко в душе я жалею их - бестолковых родителей, которые сами, видимо, недополучили любви, заботы, ласки, которые не в силах (не знают, как) справиться со своими эмоциями.

Ребенок не хочет учить уроки, что делать?

Будучи мамой второклассника, преподавателем, имея за плечами 15-летний опыт работы с малышами, хочу посоветовать следующее:

  1. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем орать на него. Почему? Потому что он кажется тупым, потому что он не имеет право побаловаться, покривляться (дети вообще должны ходить по струнке смирно), ведь мы устаем на работе и дома, нас бесит совершенно все, начиная от недосыпа, маленькой зарплаты, непутевого партнера по жизни и заканчивая школой, плохими отметками, а потому нам обязательно надо сорваться на беззащитном создании - собственном ребенке.
  2. Если ребенок не хочет самостоятельно делать уроки, давайте доведем его до слез. Плачущая дочь или рыдающий сын - это жалкая картина. Но ничего, мы можем потерпеть это, потому что мы, родители, имеем полное право доводить детей до слез. Пусть они знают, что жизненный путь тернист, пусть с детства учатся проглатывать слезы. Кто как не родные мама и папа сделают детское сердце закаленным. Обязательно надо научить ребенка обижаться и жить с обидой в душе.
  3. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем его бить… бить ремнем, ладошкой, палкой, наконец. А что? Сдачи он не даст, лишь скрючится от боли, а когда боль пройдет, он сразу же возьмется за ум и все быстро напишет/прочитает/порешает.

Как родители делают с детьми уроки, так они и обращаются с ними при других обстоятельствах: дома, на улице, в гостях и т.д.

Вот примерно какие крики слышала из соседнего дома, когда какая-то придурошная (уж простите за откровенность) мама заставляла школьника выполнять домашнее задание:


Знает ли эта женщина, как делать уроки с ребенком без криков и наказаний, когда малыш не хочет этого? Не думаю. Но ее счастье, что крики прекратились.

Дорогие родители, пишу статью, а самой рыдать хочется. Детки приходят в этот мир чистыми листочками, а мы, мамы и папы, записываем на этот листочек основу жизни. Наши дочки и сыночки - это наше с вами отражение. Помните ли вы об этом?

А знаете ли вы, что делать уроки с ребенком без криков и наказаний можно лишь в том случае, если вы действительно любите и уважаете свое чадо, если учитываете особенности его психотипа (эннеатипа), знакомы с особенностями развития его возраста и помните, что постоянный контроль отбивает у детей желание делать уроки самостоятельно?! Не надо все сваливать на характер. Он формируется в процессе становления личности. И именно вы в большей степени влияете на это.

Ребенок не хочет самостоятельно делать уроки: как помочь ему?

«Пока с ребенком делали уроки,

все соседи выучили таблицу умножения,

а собака может пересказать повесть.»

Как помочь ребенку делать домашние задания, если он не хочет:

  1. Перестаньте все делать за него: пусть он/она сам(-а) достает учебники из портфеля, выполняет посильные задания без посторонней помощи.
  2. Помогайте ему лишь тогда, когда уверены, что задача ребенку не под силу.
  3. Приучайте доводить начатые дела до конца. Не приступайте ко второму предмету до тех пор, пока не сделает первый.
  4. Хвалите родное чадо как можно чаще. Хвалите даже в том случае, если домашнее задание сделано не совсем идеально. Подарите сыну/дочке уверенность. Ваша похвала будет лучшей наградой за старания.
  5. Чаще произносите такие фразы, как «ты это сможешь», «я верю в тебя», «если постараешься, ты … (решишь пример, напишешь без ошибок, хорошо выполнишь задание)», «у тебя обязательно все получится».
  6. Не навредите своей любовью и гиперопекой. Выбрали хорошую школу, лучшего учителя, купили школьные принадлежности и одежду? Вот на этом и остановитесь! Не надо делать за ребенка его дела: усаживать за уроки, собирать портфель, читать ему задания, решать за него задачи и т.д. Если все это делаете, не удивляйтесь тому, что ваш школьник/ваша школьница начнет вами манипулировать, а учителю будет говорить: «папа не сделал», «мама не положила», «бабушка забыла». Позвольте сыну или дочке чувствовать ответственность за выполнение домашнего задания или любого иного дела.
  7. Будьте терпеливы. Не подгоняйте. Уж тем более, не кричите. Когда захочется повысить голос, вспомните вот какую ситуацию: представьте, у вас на плите жарится картошка, она жарится-жарится и вдруг начинает подгорать, (Что вы будете делать?), вы же не будете орать на подгорающее блюдо, а спокойно снимете сковороду с плиты или уменьшите огонь (Правда?).
  8. Давайте советы, подсказки, но не решайте за ребенка, что и как ему сделать. Используйте фразы: «Попробуй сделать так…», «Наверное, ты торопился…», «Быть может, ты не заметил…».
  9. Развивайте интерес к учебе. Будьте чуточку не как все. Будьте креативны в своем подходе к выполнению домашнего задания. К примеру, можно устроить квест, совместить настольную игру с уроками (сделали математику - прошли один уровень, прочитали рассказ - прошли второй уровень и т.д.), можно сделать дополнительные пособия, с которыми вашему ребенку будет реально интересно возиться (допустим, у меня сын любит учить словарные слова, составляя их из вырезанных букв, или мы выполняем тесты онлайн), можно придумать мини-призы за хорошо выполненное домашнее задание, за отличное настроение, старание и пр. Вариантов разнообразить учебный процесс в домашних условиях бесконечно много. Делитесь ими в комментариях.
  10. Никогда не говорите об учителе плохо. Он - пример для подражания. Да, нам повезло с учителем. Наша Нина Николаевна - педагог от Бога. Дети ее обожают, родители ценят и уважают. Если у вас не такой учитель, можно перевести ребенка в другой класс. Но ни в коем случае никогда не говорите плохо об учителе. Это… как если бы вы сказали сыну/дочери, что у него/нее плохой отец или непутевая мать. К чему бы это привело? Верно, к серьезной психологической травме.
  11. Не сравнивайте свое чадо с другими детьми. Зачем топтать их и так хрупкую самооценку? Они у нас уникальные!
  12. Не старайтесь реализовать через ребенка свои мечты, собственные амбиции. Это, как минимум, глупо. Как максимум, подобное желание чревато страшными последствиями. Помните, ребенок - это отдельная личность, он проходит свой путь, а ваш вы уж как-то сами проходите дальше. Детки чувствуют, когда не оправдывают ожидания своих родителей, они очень болезненно это переживают, а соответственно, теряют интерес к учебе, становятся беспокойными, капризными и неусидчивыми.

Поверьте, при грамотном подходе вы будете делать уроки с ребенком без криков и наказаний. Больше того, ваш ребенок захочет самостоятельно делать уроки.

От себя еще добавлю: у ребенка должна быть и понимание того, зачем ему делать уроки. Уж точно не для того, чтобы быть отличником. Правда?) У моего сына есть мечта: открыть собственный ресторан. И он понимает, что для этого ему нужно иметь много знаний. А знания дает школа, поэтому уроки делать важно и нужно.

Ребенок не хочет делать уроки (видео «Что советует психолог, когда ребенок не хочет делать уроки самостоятельно»):


Как делать уроки с ребенком без криков и наказаний: личный пример

Давайте я расскажу о том, как мы делаем уроки. Итак, у меня сынишка ходит во второй класс. У него вторая смена: учится с 13:30 до 17:45. Программа, на мой взгляд, сумасшедшая. Постоянно какие-то доклады, рефераты, рисунки, песни, конкурсы, контрольные… Кажется, что заданиям нет ни конца ни края. Понятное дело, что это вызывает стресс у ребенка и доводит родителей до отчаянья. Что можно сделать? Как вариант, можно попросить учителя задавать меньше. Но, скажем, наш учитель и так бережно относится к деткам, задает то, что положено в рамках программы. А программа, как уже говорила, сложная.

Как мы делаем уроки с ребенком без криков и наказаний:

  • После школы у сына есть час времени для себя. Да, это всего лишь час, но что поделать… Он или смотрит мультик, или гуляет на улице, или собирает свое бесконечное лего.
  • Садится делать уроки в 19:30. Мы договорились, что в это время он уже за своим столом раскладывает учебники. К слову, у нас всегда идеальный порядок на его столе: ничего лишнего, лежат лишь книги, тетради по тому предмету, который он делает.
  • На уроки у нас уходит в среднем 1,5-2 часа. Меньше можно, больше нельзя). Но это время он реально делает уроки, а не кушает яблочки, не бегает к телевизору, не рисует посторонние рисунки и пр. Не успел – будь готов получить двойку. Как правило, успевает). Если не успевает, просит дать ему еще несколько минут. Таким образом, ребенок самостоятельно делает уроки до 21:00-21:30. Я лишь время от времени подглядываю и помогаю в действительно сложных вопросах. Портфель собирает, конечно, сам. Было такое, что пару раз забывал тетради, ему становилось неловко в школе, теперь собирает все более тщательно. Не скрою, время от времени я перепроверяю портфель. И если вижу, что что-то не положил, спрашиваю: «Сыночек, ты уверен, что ничего не забыл положить в портфель?»).
  • Если справился быстрее (а это для него серьезный стимул), он может еще позаниматься чем-то своим. Если не справился, моется, чистит зубки и спать.
  • Утром у него есть 3 часа для своих желаний. Параллельно он старается помогать по дому (это приятно).
  • С 10:00 до 11:00 у нас разные дополнительные обучающие занятия.
  • С 11:30 до 12:30 у него снова есть время для себя. Потом уже обед и сборы в школу. Плюс мы повторяем стихи, песни, которые учили вчера.
  • Да, в выходные один день он вообще ничего не делает из уроков, а во второй день старается делать домашнее задание по тем предметам, которые будут во вторник, среду, четверг, пятницу. Их не так много). Кстати, уроки на понедельник он делает, как правило, в пятницу.

Вот по такому примерно графику мы и живем. Порой бывают форс-мажоры). Я стараюсь не перегружать ребенка дополнительными занятиями, нам пришлось отказаться от нескольких курсов. Но здоровый и веселый малыш куда важнее, чем уставший и грустный родной школьник.

Когда сын ленится, капризничает (и при этом я понимаю, что это никак не связано со здоровьем) и вдруг говорит, что не хочет учить уроки, то его ждет худшее из наказаний: мама не будет с ним рядом в процессе выполнения домашнего задания, она не подскажет, не проверит уроки, не выполнит его последующие просьбы. Я позволяю сыну самостоятельно справляться с последствиями невыполненного или плохо выполненного домашнего задания. Если мой ребенок не хочет учить уроки, пожалуйста, пусть не делает, но ответственность за результат будет нести он. А я в свою очередь проведу вечер в раздумьях: в чем я, как мама, допускаю ошибку, почему мой ребенок не хочет учить уроки самостоятельно, что я могу сделать, чтобы у него было это желание…

Помню, как бабушка платила деньги моим младшим братьям за то, чтобы они ходили в музыкальную школу. Больше всего денег доставалось младшему, он бросил обучение через месяц, средний продержался чуть больше. Я же закончила музыкальную школу, потому что мне никто ничего не платил:) . Поэтому своему ребенку за оценки деньги не плачу, но, понятное дело, стимулирую к достижению максимально возможного результата. К примеру, эту четверть он закончил прекрасно - как и планировали (мечтали, хотели), за что был вознагражден игрушкой своей мечты (лего Nexo Knights ), плюс ко всему, мы сразу поехали отмечать победу в торгово-развлекательный центр (это был потрясающий день). К слову, у нас всегда есть выбор между наградой: за лучший и получившийся результат. То есть, я придерживаюсь стратегии « win - win », где нет проигравших.

Как-то шли с парка (ходили собирать листья для поделки «Шляпка осени»), и у нас случайно состоялся вот такой диалог:

Мама, а почему ты не любишь 4-ки?

Сынуля, ну почему же я не люблю четверки?! Люблю. Просто если есть возможность получить 5, зачем получать 4?

Но четверки же тоже относятся к хорошим оценкам!

Относятся. А когда мы ходим по магазинам, почему ты выбираешь себе самое большое лего, а не маленькое или среднее, оно ведь тоже относится к хорошим игрушкам?)

Мы оба рассмеялись, но каждый сделал свои выводы. Я, к примеру, и не догадывалась, что сына волнует мое отношение к оценкам. Этот диалог расставил многие точки над и + помог скорректировать мое поведение в отношении маленького наследника. Здорово, что диалоги между родителями и малышами существуют! Правда?

Берегите детей! Не отнимайте у них детство! Они так быстро вырастают(.

С пожеланиями удачи всем родителям, Зоя Гегеня =