Необычные растения        13.04.2019   

Небылицы придуманные детьми. Короткие небылицы для детей. Небылицы детские в стихах

Небылицы. Небылицы для детей - это небольшие рассказики о явлениях и действиях, которых не бывает в природе, о том, чего на самом деле нет и быть не может. Еще наши предки проявляли фантазию и сочиняли небылицы, которые передавались из уст в уста. Эти забавные стишки очень нравятся детям, кроме того они развивают память и мышление малыша.

Что такое небылица?
Это значит: Волк и Львица
Привезли своих ребят
На машине в детский сад.
А потом - умчались в горы
На работу в Детский город,
Где в «Салоне Доброты»
Дарят Белочкам цветы.
***
Вот послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
Летит бык на аэроплане,
Петух пашет на свинье.
Летит боров на заборе,
Листья мерит на аршин,
На иголку собирает,
Чтобы не было морщин.
Лежит корова на канаве,
Опоясавшись квашнёй,
Тесто месит и взбивает,
Заправляет лебедой.
***
Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.
***
Из-за тучи, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на пегой на телеге,
На скрипучей лошади,
Топорищем подпоясан,
Нараспашку сапоги,
На босу ногу кафтан,
А на голове карман.
***
Сидит заяц на березе,
Курит вяленный сапог.
Телефонный столб женился,
У быка телегу взял.
Бык на это рассе6рдился
И зарезал самовар.
***
- Говорят: ты жив, здоров?
- Нет, лежу в больнице.
- Говорят: ты сыт по горло?
- Нет, я сильно есть хочу,
Хоть корову проглочу!
***
Мурзик вылепил из снега
Двухколёсную телегу.
Запряглись в нее собачки,
Повезли кота на скачки.
***
Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«Где мая лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать.
***
Жил-был дедушка Егор
На лесной опушке,
У него рос мухомор
Прямо на макушке.
Вышел Лось из-за куста,
Гриб красивый скушал
И Егору прошептал:
«Надо чистить уши».
***
У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
***
Волк работал пастухом
На «Дошкольной ферме».
Ездил с огненным кнутом
На корове вредной.
Пас детишек-непосед
На конфетном поле.
Им рассказывал секрет,
Как учиться в школе.
А ребята-сорванцы
В поле рвали огурцы,
Угощали пастуха
И смеялись: «Ха-ха-ха!»
***
Сидит заяц на заборе
В алюминиевых штанах.
А кому какое дело, -
Может, заяц космонавт.
***
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
На дубу свинья кладется,
В бане парится медведь.

***
Под овином две сороки
Жарили варенье,
Куры съели петуха,
Говорят, собаки.
***
На вокзале в новом зале,
Кот лежит без головы.
Пока голову искали
Ноги встали и пошли.
***
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
***
Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет -
Только сын да дочка.
***
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
***
Чепуха, чепуха
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье
И из тучи на него
Капало варенье.
***
Вы послушайте, ребята,
Небылицу вам спою:
Вместо кренделя - баранки
Проглотил мужик дугу.
***
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
***
Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке.
***
Сидит ежик на сосне -
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.
***
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.
***
По реке плывет кирпич,
Деревянный, как стекло.
Ну и пусть себе плывет,
Нам не нужен пластилин.
Это сказка про ежа,
Он летит себе в гнездо
А муха тоже самолет,
Только очень маленький.
***
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку отнес.
А полочка обломилась
И яичко не разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
- Ой, куда-куда, кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий во догон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал.
***
Покупал баран баранки
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил -
Про себя не позабыл!
А для женушки - подсолнушки.

Инструкция

Посмотрите на окружающий мир и выберите какое-нибудь событие в качестве темы. Это может быть случай, ежедневное ритуальное действие, надоевший распорядок или способ выполнения чего-либо, приевшийся недостаток, изъян в или личном качестве человека. В можно привести рассеянность, описанную у С.Маршака.

Выберите главного героя (известного сказочного персонажа, несуществующее животное) или оставьте себя в этой роли. Например, Иван Топорышкин, крокодил с головой петуха и т.п.

Модифицируйте принятое за основу событие или явление. Для этого вы можете использовать приемы нарочитого искажения действительности, полных перевертышей, доведения до абсурда, нарушения смысловой сочетаемости слов. Даже орфографические «нарушения» пунктуации изменяют смысл до нелепости, как в небылице «Где поставить запятую?» К.Чуковского. Придумывайте неожиданные и нелепые сочетания слов, несвойственные характеристики (зайцы разлетелись комариками), используйте известные и устоявшиеся фразы (кудыкина гора, снег, угол).

Рифмуйте небылицы. Под ритм и рифму в голову легче приходит «небывальщина», сходная по звучанию, но абсурдная по смыслу. А это как раз то, что нужно. Но придумывать небылицы можно и в прозе.

Развивайте сюжет небылицы. Это могут быть превращения главного героя, неожиданное исполнение его желаний, перемещение во времени или . Как, например, герои «Путаницы» получили возможность делать, что хотят. А в мультфильме «Падал прошлогодний снег», снятом кинорежиссером А.Татарским, «что хочешь, то и случается».

Сделайте небылицы, какой-то вывод из придуманной ситуации, может быть нравоучение, как в басне. Например, Г.Сапгир в небылице «Крокодил и » закончил тем, как каждый остался выгодным приобретением, а К.Чуковский в «Путанице» донес мысль, что попытка быть тем, кем ты не являешься, хорошим не закончится.

Источники:

  • Небылицы детские

Дети очень любят слушать невероятные истории, наполненные приключениями и чудесами. Но в этот момент ребенок оказывается пассивным слушателем. Не лучше ли соединить приятное с полезным и помочь ему сочинить сказку самому?

Инструкция

Сочинение сказок – это эффективный педагогический прием. В этом творческом процессе у ребенка активизируется и пополняется словарный запас, он усваивает грамматическое строение родной речи, а рассказывая , он развивает и устную речь.

Начать сочинение сказки можно, занимаясь параллельно другими делами. Если ваш малыш 3-4 лет, то полностью сочинить сказочный он не сможет. Поэтому здесь лучше применить прием «закончи сказку». Вы рассказываете очень простую сказку с линейной сюжетной линией. Дойдя до самого интересного момента, вы останавливаетесь и спрашиваете: «Как ты думаешь, чем все закончилось?» Если малыш в затруднении, задавайте ему наводящие вопросы. На все предложения ребенка реагируйте эмоционально. Если в кто-то испугался, изобразите испуг, если удивился, то удивление. Так вы поможете ему соотносить эмоции с речью. Сочинение концовки к сказке поможет ребенку сформировать умение заканчивать мысль, осмыслять и понимать услышанное. Со временем он сможет сочинять концовку сам, не прибегая к вашей помощи в виде наводящих вопросов.

Второй прием – это составление сказки по серии картинок. Для этого предпочтительней использовать логопедические тетради. Регулярно обновляйте сюжетный ряд, чтобы ребенку не надоело сочинять сказку. Имейте в виду, что создание сюжетов по картинкам вызывает наибольшую сложность в школе. Цель подобных упражнений – сформировать умение подбирать глаголы действия, описания, составлять

Иван Топорышкин.

С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.

Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.

Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.

Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Хармс Д.

Крокодил и петух.
Hа желтом лyгy,
Где pастет чепyха,
Лиловая,
Как чеpнила,
Повстpечал
Кpокодил с головой петyха
Петyха с головой кpокодила.

И оба сказали такие слова:
- Какая чyднАя
У вас голова!
Я, может, не пpав,
Hо мне кажется, вы
Достойны скоpее
Моей головы.

Хотите меняться? -
Петyх пpедложил.
- Отлично, давайте! -
Сказал Кpокодил.

Обменявшись такими словами
Поменялись они головами.
И каждый подyмал:
"Кpасиво на диво!
Обманyл я его,
Чyдака".
И yшел
Кpокодил
С головой кpокодила,
А Петyх -
С головой петyха.
Сапгир Г.

Небылицы в лицах.
Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"

Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!

Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.

Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
Сапгир Г.


Про красную мышь и зелёную лошадь.

Я шёл и расспрашивал
разных прохожих
Про красную мышь
И зелёную лошадь.
И мне отвечали
Десятки прохожих:
- Таких мы не видели-
Даже похожих.
Кругом улыбались:
- Всё это - фантазия!-
Какой-то старик проворчал:
- Безобразие!

Я шёл через город
Нелеп и взъерошен.
я спрашивал всюду,
Меня не смутишь:
- Ну кто-нибудь видел
Зелёную лошадь,
Зелёную лошадь
И красную мышь?

Вдруг кто-то окликнул
меня из окна.
И я увидал
голубого слона,
Который сказал:
- Поищи их на пристани.
Недавно туда
Прошагали туристами
Зелёная лошадь
и красная мышь.
Ну, топай скорее,
чего ты стоишь?

В волнении я прибежал
на причал,
Где белый кораблик
кормою качал.
Кораблик уже уходил
От причала.
Зелёная лошадь
У борта стояла,
А красная мышь
мне махала с кормы…
с тех пор, к сожаленью,
Не виделись мы.
Ты скажешь: всё это
неправда одна.
Не веришь?
Спроси голубого слона.
Г. Сапгир

А может, а может...
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую,
Хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помним,
Но будем вспоминать.

Нам помнится, вороне,
А может быть, собаке,
А может быть, корове,
Однажды повезло.
Прислал ей кто-то сыра,
Грамм, думается, двести,
А может быть, и триста,
А может, полкило.

На ель она взлетела,
А может, не взлетела,
А может быть, на пальму
С разбегу взобралась.
И там она позавтракать,
А может, пообедать,
А может быть, поужинать
Спокойно собралась.

Но тут лиса бежала,
А может, не бежала,
А может, это страус злой,
А может, и не злой.
А может, это дворник был.
Он шел по сельской местности
К ближайшему орешнику
За новою метлой.

Послушайте, ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Но тоже хорошо.
У вас такие перья,
У вас рога такие,
Копыта очень стройные
И добрая душа.

А если вы споете,
А может быть, залаете,
А может, замычите √
Коровы ведь мычат,
То вам седло большое,
Ковер и телевизор
В подарок сразу вручат,
А может быть, вручат.

И глупая ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Как что-то запоет.
И от такого пения,
А может, и не пения,
Упал немедля в обморок
От смеха весь народ.

А сыр у той вороны,
А может быть, собаки,
А может, и коровы,
Конечно же упал.
И прямо на лисицу,
А может, и на страуса,
А может, и на дворника
Немедленно попал.

Идею этой сказки,
А может, и не сказки,
Поймет не только взрослый,
Но даже карапуз,
Не стойте, и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите
Там, где идет строительство,
Или подвешен груз.
Успенский Э.

Все мы знаем, как любят дети всякие небылицы. Ребенок часами увлеченно сочиняет: то про папу, который может всех победить, то про маму, которая на самом деле не домохозяйка, а зачарованная принцесса, и сам выдумщик, оказывается, может летать, и делает это каждую ночь после вечерней сказки, а на балконе у него живет маленький добрый дракончик…

Чего только не придумывают юные фантазеры! Дорогие взрослые, не пытайтесь наказывать малышей за то, что кажется вам обманом и ложью. Все совершенно не так! Просто ваш ребенок взрослеет и развивается, начиная понимать, что с помощью художественного слова можно создать свой неповторимый мир сказочных героев, небывалых происшествий и волшебных зверей.

Наследие скоморохов
На Руси веками существовала негласная школа устного поэтического творчества для малышей приблизительно от 4 до 12 лет, где каждый проявлял себя с невероятной охотой и увлечением, и называлась она – небылицы.
Патриархами этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и весям, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками».
Вот бы сейчас совершить путешествие во времени, только чтобы услышать их звонкие голоса! Узнать из их звучных песен, как «сер медведь по небу летит, ушками да лапками помахивает, как и черным хвостом да принаправливает»! А еще про щуку из Белого озера на сто пудов или про то, как чашка с ложкой по синю морю плавали! Не было конца и края фантазии русского сказителя. Всякое дело обращал он в песню, что угодно мог он просмеять и прославить. Со временем жанр небылиц перешел в удел малых ребят и дошел до нас в виде веселых прибауток:
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня,
мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

Красота! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди ребячьей игры, награждался от других слушателей лестной похвалой: «Нескладушки-неладушки, прямо Пете по макушке!» Интерес ребят к таким перевертышам не случаен – виной тому эффект неожиданности, благодаря которому весь прежде знакомый мир с избами, бабами, колодцами, кошками, курами и собачками вдруг переворачивался с ног на голову, и начиналась вдруг такая интересная «карусель », на которой каждый уважающий себя проказник захочет прокатиться:

Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!

Во многих небылицах используется прием «перевертывания» обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Подобный же прием народной сатиры широко используется в сказках-небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился…
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах…
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом...

Не только в ребячьей среде, но и на молодежном праздничном гулянье то тут, то там вспыхивало народное веселье, и неслась на всю улицу широкая кадриль:

Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное,
Чтобы курочка
бычка родила,
Поросеночек яичко снес.
На высокую
поличку взнес,
А безрукий клеть
обокрал,
Голопузому за пазуху
поклал,
А безногий вперед
побежал,
Безголосый караул
закричал,
Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное?

Прощайте, колыбельные!
Художественный мир русских небылиц особый, фантастический, в нем случается то, что иногда маленькой хозяюшке так хочется претворить в реальность: «Наша-то хозяюшка сметлива была. Всем в избе работушку к праздничку дала. Чашечку собачка моет язычком, мышка собирает крошки под окном, по столу котище лапою скребет, половичку курочка веничком метет».
Няньками в патриархальных семьях часто были 6–7 лет. Каждая прибаутка, спетая у колыбели младенца, в полной мере развлекала и саму исполнительницу. Эти прибаутки состоят из коротеньких ритмичных фраз, которые могут до бесконечности нанизываться одна на другую и создавать чудесные конфигурации образов и смыслов, подобно тому, как в калейдоскопе из цветных стеклышек создаются чарующие, вечно новые картины, которые никогда не надоедают.

Уж ты, бабушка Еленка,
Ты такая рукоделенка,
Топором сено кашивала,
Решетом воду нашивала,
Уж такая была
вежливая,
На свинье к обедне
езживала,
Подъезжала к золотым воротам.
Увидала мужиков
с бородам…
У ворот, у ворот веселится народ,
Мухи музыку играют,
А коровы припевают,
Утки – в дудки,
Сверчки – в толчки,
Комары в топоры
Тараканы в барабаны...

Не только с образами и формами кудесили народные мастера, но и с простым словом. Очень веселили ребят такие безделушки: «Сейчас как режиком заножу – будешь дрыгами ногать!», «У меня чеса заголовалась и заплетык языкается».

Вспомним Пушкина
Пародирование известных всем текстов тоже было широко известно творцам веселых небылиц.
Да мы и сами это прекрасно знаем! Не помните? С каким удовольствием мы пересказывали друг другу на переменах между школьными уроками текст-перевертыш пушкинского Лукоморья?
У Лукоморья дуб срубили,
Кота на мясо зарубили,
Русалку в бочку
засмолили и
написали: «Огурец».
Там на неведомых
дорожках
Скелеты прыгают
на ножках,
А тридцать
три богатыря
В помойке ищут
три рубля.
А с ними дядька Черномор
У короля полтинник спер.
Там царь Кощей
по рынку ходит,
И спекуляцию наводит.
Там ступа с бабою Ягой
Идет-бредет
с одной ногой…

Вспомнили? У кого из нас не приплывает теплая волна на сердце, когда он слышит: «Люблю грозу в начале мая, как треснет гром, и нет сарая...», «В лесу родилась елочка, а кто ее родил?» или «это было в воскресенье 25-го числа, немцы прыгали с балкона, со второго этажа…»
Такие нескладушки только на первый взгляд кажутся простым развлечением, а на деле являются народной школой художественно-эстетического воспитания. Ребенок, слушая и рассказывая небылицу, активно включается в процесс осмысления текста и расставляет в нем нужные акценты, приходя при этом к пониманию условности поэтического образа как такового, развивает в себе чувство комического (то есть чувство здорового юмора) и, конечно, свою творческую фантазию.
Детский фольклор и сегодня активно развивается, так что мы смело можем назвать себя и наших детей наследниками скоморошьей традиции и апологетами русского устного народного творчества.