Необычные растения        12.07.2019   

Ночь перед Рождеством. Традиции и каноны. Как правильно провести день перед Рождеством. Рождественский сочельник. Что можно кушать накануне Рождества

, канун Рождества Христова . В Сочельник день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову . Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили иерея Александра Ильяшенко. – Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит “пост до первой звезды”? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия? В этом году Сочельник приходится на субботу, поэтому Царские часы совершаются в пятницу. В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели .

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день . Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти нам меру.

– Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже . И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на и – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый – можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

– Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам “Всегда радуйтесь . Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа” (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стола, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояние – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейтво.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради него человек делает.

Вечерняя служба в велики праздники этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества !

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

— светлый и радостный праздник. Но встречаем ли мы Рождество как полагается? Что такое Сочельник (канун Рождества), как его отмечают и какие существуют предрождественские христианские традиции, расскажем в этой статье.

До первой звезды нельзя…

Прежде всего, следует знать, что правильное название кануна Рождества (навечерия) не «Сочельник», а «Сочевник» . Сочиво (кутья) — главное ритуальное блюдо рождественского стола. Ознаменован Сочельник — вечер 6 января (24 декабря по старому стилю) особой праздничной атмосферой, когда за общим столом собираются все члены семьи.

Весь день накануне Рождества верующие держат строгий пост . Лишь когда на небе взойдет первая звезда, возвещая рождение Иисуса Христа, христиане поздравляют друг друга с Рождеством и приступают к праздничной трапезе. За стол садятся по возвращению с рождественской службы. Те же, кто не был на церковной службе, узнают о восхождении первой звезды от детей, которые в это время играют на улице. Либо сами выходят из дома, чтобы увидеть появление Рождественской Звезды. Если же погода пасмурная и звёзд не видно, трапезу в Сочельник начинают как только стемнеет.

Рождественское меню в Сочельник

Для рождественского стола готовят двенадцать блюд , по числу верных апостолов Христа, а также кладут на стол пучок сена, символизирующий ясли, где родился Иисус.

В православный Сочельник едят исключительно постную пищу . Никаких яиц, мяса, сала и других животных жиров, в том числе, молочных продуктов, сливочного масла. Алкоголь тоже строго запрещен. На рождественском столе должны быть: сочиво (кутья) как символ рождения и смерти Сына Человеческого, запеченая или вареная рыба — ещё один известный символ христианства, любые овощи и фрукты. Традиционный напиток — взвар из сухофруктов.

Не надо отчаиваться, существует огромное количество рецептов вкуснейших постных блюд, которые можно приготовить из этих продуктов. Не забывайте, ведь есть растительные масла, да и кутью необязательно варить из пшеницы, можно и из риса.

Сочиво (кутья) имеет множество вариантов приготовления, например, в нее можно, кроме изюма, положить цукаты, орехи, мак, и даже мелко нарезанный разноцветный мармелад.

Взвар — это своебразный компот из сушеных яблок, груш, слив и вишни. Наши предки готовили взвары на меду, т.к. сахар был баснословного дорогим продуктом. Взвар иногда заменяли ягодным киселем.

Наши бабушки готовили даже постное молоко, чтобы «сдобрить» кутью! Вот вам рецепт: 200-300гр любых орехов измельчить в муку, постепенно добавляя воду (3 стакана кипяченой воды), процедить через марлю, хорошенько отжать. Полученную жидкость можно подсластить по вкусу, получается просто и необычно.

Настали Святки — то-то радость!

Рождественский Сочельник — праздник чисто религиозный. Он скромный и тихий, проходящий за столом в благовоспитанной беседе. Заканчивается трапеза довольно-таки быстро. Люди семейные, старики, малые дети остаются дома, а молодёжь отправляется колядовать . Парни и девушки наряжаются и ходят по домам, распевая колядки — обрядовые песни, славящие Рождество Христово. Взамен они просят у хозяев дома угощения или денег, чтобы пожелания счастья непременно сбылись.

А с рассветом в каждом доме накрывается совершенно другой рождественский стол — изобилующий скоромной мясо-молочной пищей. Строгий рождественский пост окончен и теперь можно побаловать себя разносолами. В праздник Рождества Христова встречают гостей и сами ходят в гости, дарятся рождественские подарки, звучат и пожелания счастья. Так начинаются 12-дневные праздничные гуляния — Святки , завершающиеся праздником .

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

Рождественский сочельник – праздник перед Рождеством

6 января – Навечерие , или Рождественский сочельник , – последний день , канун Рождества Христова . В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову . Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник . Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.

Как поститься в Сочельник?

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит “пост до первой звезды”? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день . Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

– Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже . И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый – можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

– Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам “Всегда радуйтесь . Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа” (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояния – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества !

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

6 января (24 декабря по ст. ст.) - Рождественский сочельник, канун Рождества В народе его также называют "коляды". Значение Святой Ночи появления на свет на благословенной земле Израиля в избранной Богом простой еврейской семье Богомладенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова. На Руси же этот праздник, дарованный нам потомками Авраама, был особенно любим.

Сочельник - заключительный день Рождественского поста . Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво - размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику.

В Рождественский сочельник до "вечерней звезды", то есть до вечерних песнопений за Богослужением "Волсви же со звездою путешествуют", ничего не ели и не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно праздновать.

Главное кулинарное событие Рождества - это ужин в Сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена - в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд - по числу Христовых Апостолов из 12-ти, - и все постные. Зато с наступлением 7-го числа на стол разрешалось ставить мясные блюда.

Как только первая звезда появлялась на небе, ужинали постными блюдами.

Сочельник, или правильнее Сочевник, - это канун, или навечерие, праздника Рождества. Именно Сочельник является таким торжественным застольем, у которого твердо, неизменно определен ритуал, сохраняемый по традиции доныне и определяемый Церковью как в части времени, организации, порядка проведения, так и в части пищи, блюд.

Сочельник начинается так: все собравшиеся приступают к еде, как только появляется первая вечерняя звезда. Обычно это происходит еще до наступления темноты, в сумерках.

По Церковному Уставу в этот день следует употреблять сочиво, т. е. хлебное зерно, размоченное в какой–либо жидкости (воде, бульоне, подливке, меду, сыте и т. д.).

У восточных славян (русских, украинцев, белорусов) до конца XIX века таким зерном была рожь, в конце XIX – начале XX века – преимущественно пшеница, а у более зажиточных людей - рис. Что касается состава жидкости, то это может быть все - от простой воды до вкусной и притом даже не жидкой подливки, которая выбирается в зависимости от вида зерна.

Есть в ритуальном застолье Сочельника и еще два–три обязательных блюда. Это печеная рыба, желательно целая, которая может заменяться отварной целой рыбой, и, наконец, густой компот–взвар (узвар), состоящий из разных целых или разрезанных лишь пополам фруктов (яблок, груш, вишен, айвы, абрикосов, слив, изюма, инжира) и варенья из целых ягод (малины, клубники, земляники, морошки и др.).

Избираются для этого блюда зрелые, достигшие полного развития плоды. Иногда помимо компота из целых фруктов варят еще кисель из ягод – кисленький киселек.

В результате получается меню полного ритуального Сочельника:

1. Cочиво (постная полужидкая кутья для сочельников)

2. Рыба печеная (вареная)

3. Кутья из пшеницы (риса) с изюмом, подливкой к которой служит сыта – мед, разведенный кипяченой водой.

4. Взвар (компот, узвар) из целых плодов и слабенький кисленький киселек из ягод.

Что означает такой стол? Каковы его ритуалы и символика?

Зерно, размоченное в воде, – это символ прорастания, начала жизни. Плоды зрелые и плоды, превращенные в жидкий кисель, – это символ полного созревания жизни и ее окончания. Итак, эти два блюда – символы рождения и смерти. А рыба? Ее греческое название «ихтиос» означает намек по первым буквам на Иисуса Христа. А все вместе служит напоминанием о тех символах рождения и смерти – зернах и плодах, которые волхвы принесли Христу в день его рождения.

Таким образом, в Сочельник, по сути дела, справляется символически ритуал рождения Иисуса Христа.

В православный Сочельник едят строго ритуальные и притом исключительно постные блюда: каша (без масла), рыба (печеная или вареная, т. е. тоже без масла) и фрукты. Иными словами, растительно-рыбный стол без масла, молока и яиц.

Рождественский Сочельник по составу пищи, по своему меню - праздник чисто религиозный. Это праздник скромный, тихий, проходящий за столом в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано (потому-то его и начинают весьма рано).

Главными блюдами на столе в сочельники бывают виды постной кутьи - сочиво (полужидкая постная кутья) и коливо (рассыпчатая кутья).

Различают кутью постную и скоромную («богатую, щедрую»). Постную кутью ели в Крещенский и Рождественский сочельники (сочиво), а также в поминальные дни (коливо), а на крестины и другие праздники - кутью скоромную (на молоке, сливках, с большим количеством масла). Обрядовое значение имеет преимущественно постная кутья.

Части кутьи, как правило, готовят отдельно: зерно или крупу отваривают в большом количестве воды или варят рассыпчатую кашу, затем вводят сладкую часть и добавки. После соединения всех компонентов кутью прогревают в течение 10 мин (лучше в глиняном горшке).

В зависимости от количества добавляемой жидкости кутья может быть полужидкой или рассыпчатой. Настоящую кутью варят из зерен пшеницы на меду, она должна быть полужидкой, и едят ее ложками. Пшеницу предварительно готовят следующим образом. Сначала зерно толкут в деревянной ступе, подливая по чайной ложке теплой воды, чтобы оболочка зерна полностью разрушилась. Затем ядра отделяют от плевел, отвеивая, просеивая и промывая. И только после этого варят на воде из чистых зерен кашу.

Вот несколько рецептов приготовления ритуальных блюд для застолья в Рождественский Сочельник.

СОЧИВО (полужидкая постная кутья)

Ингредиенты:

  • 1,5 стакана зерен пшеницы,
  • 150 граммов мака,
  • 150 граммов очищенных грецких орехов,
  • 5 столовых ложек меда.

Приготовление:

Очистить зерна пшеницы, отделить от них оболочку и сварить на воде из них жидкую кашу. Подсластить по вкусу.

Растереть в ступке мак, тщательно перемешать маковую кашицу с медом и добавить в охлажденную кашу.

КОЛИВО (рассыпчатая постная кутья)

Ингредиенты:

  • 250 граммов зерен пшеницы,
  • 150 граммов изюма,
  • 150 граммов инжира,
  • 100 граммов меда.

Приготовление:

В сваренные на воде и очищенные от оболочки зерна пшеницы добавить сваренные отдельно и перебранные и промытые изюм и инжир, подсластить медом и все перемешать.

РИСОВАЯ

Рис перебрать и тщательно промыть. Залить его водой, довести до кипения, откинуть на сито, облить холодной водой, снова положить в кастрюлю и, залив большим количеством воды, варить до готовности. Откинуть на сито и остудить.

В посуду, предназначенную для кутьи, насыпать сахарный песок, добавить немного кипяченой воды, размешать до растворения сахара, соединить с подготовленным рисом, вымытым, ошпаренным и обсушенным изюмом без косточек.

Перемешать, обровнять с боков, сгладить верх, слегка посыпать сахаром.

Строгих пропорций риса, сахара и изюма нет - выбираются по вкусу.

Отдельно в соуснике подать сыту (мёд, разбавленный водой)

РЫБА ПЕЧЕНАЯ ХОЛОДНАЯ (из старинных рецептов)

Карасей свежих, выпотрошив и оставив в них икру, запечь на горячем поду, поворачивая с боку на бок.

Когда пропекутся, надрезать с боков и положить на сковороду, подмостив из лучинок решетку, засушить в печи.

Подавать на блюде, когда остынут.

Таковым образом пекут и другую рыбу. Некоторая бывает еще вкуснее, когда печь оную, не шелушив и не потрошив.

ЩУКА ОТВАРНАЯ В СОЛИ (из старинных рецептов)

Свежую щуку, выпотрошив и не шелушив, отварить в воде с солью, когда поспеет, горячую еще свернуть в кольцо, ущемив хвост ей в зубы.

Посылать к столу, завернув в салфетку, на блюде; к оной подавать хрен, растворенный в квасе или уксусе.

Хрен очистить, натереть на терке, добавить сахар, развести квасом или уксусом и подать в соуснике.

ВЗВАР ИЗ СУХОФРУКТОВ С КОРИЦЕЙ

Ингредиенты:

  • 500 г сухофруктов,
  • 1 л воды,
  • 1 стакан сахара,
  • корица.

Приготовление

Этот напиток непременно подавали в Рождественский Сочельник. От обычного компота взвар отличается более высокой концентрацией.

Сухофрукты (яблоки, груши, вишни, сливы) промыть, сложить в кастрюлю, добавить немного корицы, налить воду, довести до кипения, закрыть крышкой и варить до мягкости на слабом огне. Остудить, слить сок, положить в него сахар, сварить и залить им фрукты.

Можно подать как горячим, так и холодным. Если фрукты кислые, то сахара берется в полтора раза больше.

ВЗВАР ИЗ СУХОФРУКТОВ

Ингредиенты:

  • 1 килограмм сухофруктов,
  • 300 граммов сахара.

Приготовление:

Промытые сухофрукты сложить в кастрюлю, добавить сахар, залить водой на 2-3 сантиметра выше слоя сухофруктов, довести до кипения и под закрытой крышкой на медленном огне варить до готовности.

Подают на стол и горячим, и холодным.

От обычного компота взвар отличается более высокой концентрацией.

ПОСТНОЕ МОЛОКО

Ингредиенты:

  • 200 граммов любых орехов,
  • 3 стакана кипяченой воды,
  • сахар по вкусу.

Приготовление:

Истолочь и растереть орехи в ступке, постепенно добавляя воду, затем процедить через марлю и досуха отжать растертые орехи.
Добавить сахар по вкусу.

КИСЕЛЬ ИЗ СОЧНЫХ ягод

Ингредиенты:

  • 125 г ягод,
  • 125 г сахара,
  • 30 г крахмала,
  • 800 г воды.

Приготовление

Ягоды (клюква, брусника, смородина, голубика, земляника, ежевика или малина) промыть и отжать сок.

Выжимки сварить, процедить, добавить сахар и вскипятить.

Крахмал залить водой, размешать, ввести в кипящий сироп и, помешивая, заварить, одновременно вливая сок. Затем быстро охладить. По желанию можно добавить лимонную кислоту по вкусу.

Рождественские гадания

1. Гадание на кольце. Насыпь в какую-нибудь глубокую посуду зерно, и положи туда колечко, а теперь незамужние девушки по очереди одним движением погружают руку в зерно и набирают его в кулак. Теперь посмотри, кому досталось колечко. Та и выйдет в этом году замуж.

2. Гадание, когда замуж? Возьми стакан, заполни водой на 2/3, привяжи к кольцу (желательно ровному, без камней) ниточку. Теперь, держа за ниточку, погрузи его в воду столько раз, сколько тебе лет, а потом держи его над водичкой, но в стакане, оно начнёт раскачиваться и биться о стенки стакана. Считай. Во столько лет ты и выйдешь замуж.

3. Рождественские гадания по очертаниям. Возьми чистый лист бумаги, скомкай его и положи на блюдце, подожги. Теперь поднеси к стене так, чтобы была видна тень от сгоревшего комка, и включай своё воображение. По очертаниям можно увидеть своё будущее.

4. Гадание о детях. Возьми иголку, продень в неё нитку. Держась за нитку, опусти иголку между большим и указательным пальцами раскрытой ладони столько раз, сколько тебе лет сейчас. Потом помести иголку в центре ладони и смотри внимательно. Если иголка станет вращаться по кругу, то твой первый ребёнок будет девочка, а если по прямой, то мальчик. Пропусти между пальцами ещё 3 раза, и снова на середину, узнай, будет ли у тебя второй ребёнок и какого пола (говорят, сбывается).

5. Рождественское гадание, как его зовут? Возьми таз с водой, напиши на листочках имена мужчин и года предполагаемого бракосочетания, скрути их трубочками и брось одновременно в воду. Смотри, какая первая откроется с именем и годом, значит так и будут звать твоего супруга и в том году вы поженитесь.

6. Гадание имени суженого. Выходишь на улицу и спрашиваешь имя первого встречного мужчины. Так и будут, возможно, звать твоего суженого. Только одна не ходи, а то одна подруга, выйдя в 4.00 одна во двор, спросила имя у дворника-таджика, потом долго не могла от него отвязаться, хотел познакомиться.

7. Рождественское гадание о свадьбе. Выйдя во двор, сними обувь с одной ноги и брось подальше, теперь посмотри в какую сторону смотрит носок, если от дома - жди свадьбы, если к дому - походишь ещё немного в девках.

Это Вам будет интересно:

8. Желания. Пишешь на 12-ти бумажках желания, которые ты хотела бы, чтобы исполнились в этом году, перед сном кладёшь под подушку, а утром, не говоря ни слова, засовываешь руку под подушку и наугад достаёшь три из них. Они и сбудутся (проверено).

9. Конечно же, гадание на кофейной гуще, только не забудь, что кофе должен быть заваренным из молотых зерен, а не растворимым. Выпив его, переверни чашку вверх дном на блюдце и через некоторое время посмотри на осадок на стенках чашки. Здесь тебе поможет собственное воображение. опубликовано

Сегодня уже позабыт, к сожалению, великий церковный праздник сочельник. Что это такое, теперь знают единицы. А во времена наших прабабушек его славили более, чем Рождество Христово. Расскажем о том, как готовились к этому дню и как отмечали его наши далекие предки.

Что такое сочельник перед Рождеством?

Откуда произошло название данного праздника? Оказывается, от слова «сочиво» - это блюдо, которое готовили специально в этот день для угощения всех домашних. Для этого хозяйка замачивала обваренные зерна злаков (пшеница, ячмень, чечевица, рис) в соке семян (маковом, миндальном или ореховом). Блюдо получалось постным. Масла в него не клали. Допускалось лишь добавление ложки меда, чтобы сделать кушанье более питательным. Иногда его заменяли кутьей. Сочиво люди употребляли в этот день в подражании библейскому пророку Даниилу. Притча эта относится к ветхозаветным временам. Язычник Юлиан Отступник, желая покуражиться над верующими постящимися людьми, приказал все продовольствие на рынке обрызгать кровью животных, принесенных в жертву идолам. Тогда пророк Даниил приказал своим отрокам-послушникам питаться размоченными зернами и сухофруктами. Так верующие смогли избежать принятия оскверненной языческой трапезы.

Когда празднуется?

Наши далекие предки очень любили сочельник. Когда начинается он, знали все, от мала до велика. Святую традицию его празднования чтили и передавали из поколения в поколение. Примечательно, что много лет назад сочельник отмечался не один раз в год, а несколько. Так, 24 декабря (по старому стилю), или 6 января (по новому) люди праздновали канун (навечерие) Рождества Христова. Именно этот день сегодня и принято называть сочельником. Но также соблюдали данную традицию и накануне Богоявления - 5 января (по старому стилю), или 18 января (по новому), и на Благовещение, и в субботу первой седмицы Великого поста.

Сочельник в разных странах

Многие государства сегодня отмечают этот большой церковный праздник. Русская православная и греко-католическая церкви чествуют его 6 января (по Юлианскому календарю). С 7 по 19 января - время Святок (когда уже закончился сочельник). Что это такое, знают теперь, пожалуй, только в деревнях. О том, как проводятся эти две святочные недели, будет рассказано ниже. Страны, которые живут по Грегорианскому календарю, отмечают Рождественский сочельник 24 декабря. Примечательно, что название у данного праздника в разных государствах отличается. Так, в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине это Бадняк, или Баднидан, в Словении - Sveti večer, в Болгарии - Бъдни вечер, в Украине - Святвечір.

Православный сочельник

Известно, что данному празднику предшествует строгий который длится с 28 ноября по 6 января. В сочельник у православных принято не есть до первой звезды. Ее появление связано с преданием о Вифлеемской звезде, которая возвестила о рождении святого младенца. Вечером люди на стол не собирали и ужинать не садились. Делать это можно было с появлением на небосклоне первого огонька. После этого наши предки накрывали стол белоснежной скатертью, клали на него пучок сена в память о яслях, где родился Спаситель, и ставили двенадцать постных блюд - по числу учеников Иисуса Христа. Ели сочиво и славили Господа.

Традиция в католичестве

Перед сочельником убирались в доме, стараясь заглянуть во все уголки. А затем жарко топили баню, мылись и меняли одежду. Люди считали, что в чистоте нужно держать и тело, и мысли. Поэтому прежде, чем сесть за праздничный стол, они зажигали свечи у икон в доме и творили

Народные приметы на сочельник

На праздник на стол с белой скатертью ставили и зажигали ее со словами: «Гори, свеча, праведное солнце, свети душечкам в раю и нам, живым, грей землю-матушку, нашу скотинку, наши нивы». Если огонек горит весело, значит, год будет благополучным и урожайным, если моргает и трепещет - придется затянуть пояса потуже.

Вечером смотрели в окошко: если ночь ясная и звездная - лето будет щедро на урожай ягод, а год будет хорош для приплода домашнего скота.

Если перед сочельником разыгралась метель - пчелы будут хорошо роиться.

Какого числа сочельник? 6 января. Самый разгар русской зимы. Ожидалось, что на дворе в это время будут свирепствовать морозы. Однако не всегда бывает именно так. Неожиданно могла начаться оттепель. И если вдруг случится на праздник капель, значит, не стоит ждать доброго урожая со своего огорода. А вот греча наверняка будет хороша.

На праздник иней на деревьях - к добрым хлебам.

Праздничное богослужение в церкви

Как церковь отмечает праздник сочельник? У православных людей и по сей день сохранилась традиция после вечерней трапезы посещать храм для того, чтобы совершить всенощное Рождественское бдение. Там в это время совершается служба, состоящая из Великих часов с чтением отрывков из Евангелия и краткого свершения Изобразительных. Проходит она следующим образом: священнослужители читают молитвы на амвоне и облачаются. Затем наступает время Великой Вечерни с чтением паремий и Литургии Василия Великого, в конце которой совершается Великое водосвятие.

А вот как отмечается католический сочельник в церкви. Здесь, как обычно, 24 декабря утром служат мессу по чину Адвента, а навечерие Рождества начинается затемно, в полночь. В некоторых странах Европы и Польше эту служба называется «пастыркой».

Мы рассказали о большом церковном празднике, предваряющем Рождество Христово, который называется сочельник. Что это такое, как его отмечали, какое значение он имел в религии разных стран - всю необходимую информацию можно найти в этой статье.