Садовые растения        22.05.2019   

О сексе в подростковом возрасте. Странности подростковой любви

В прошлый раз мы поговорили с вами о детской любви, которая приходит к нашим малышам до пубертатного периода. Сегодня я предлагаю обсудить подростковую любовь, постараться разобраться, что это такое, как правильно реагировать на чувства своего ребенка и помочь ему справиться с ними.

Период полового созревания – это такой сложный и загадочный этап развития в жизни подростков. В возрасте 12-16 лет наши дети переживают сильную влюбленность, становясь более рассеянными, апатичными, настроение меняется со скоростью звука, понижается успеваемость. И именно родители в сложившейся ситуации должны взять на себя роль мудрых наставников, чтобы помочь своим детям пережить это непростое время. Ведь кто знает наперед, а вдруг ваш подросток встретил свою судьбу?

Не стоит воспринимать новость о влюбленности как трагедию всемирного масштаба и устраивать истерики по этому поводу с заламыванием рук, обмороками и ужасными мыслями в стиле: «Ах, ему еще рано влюбляться, у него в голове должна быть только учеба». Вспомните себя в этом возрасте, свои переживания, метания, страх признаться своим родителям, ужас от мысли, что кто-то еще, кроме вас, узнает о вашем чувстве. Вспомнили? И каково вам было? Если вам повезло, и ваши родители поддержали вас – поступите точно также со своим ребенком. А, если в подростковом периоде вам не повезло, и взрослые лишь отмахнулись от вас, отвесив вам попутно затрещину и наказав (как это было у меня) – не стоит делать тоже самое. Мнение, что «я же справился и пережил, а, значит, и ты сможешь», может быть фатальным для вашего ребенка. К сожалению, мысль о самоубийстве из-за неразделенной любви и непонимания с родителями посещает подростков довольно часто, чтобы просто так отмахнуться и не обращать внимания. Если вы видите, что с ребенком что-то не так – попробуйте побеседовать с ним «по душам», откровенно.

Если ребенок влюбился – значит пришло время.

Вам придется смириться с этим – ребенок вырос. Вырос настолько, что уже готов любить и принимать любовь. А если вы будете устанавливать рамки: тебе рано или он (она) тебе не пара – вы потеряете доверие подростка. Что делать, как поступить? Давайте обратимся за помощью к психологам, что они посоветуют.

1. Для начала не стоит возвышать себя над подростком и давить своим родительским авторитетом – так вы спровоцируете желание поступать вопреки вам же.

2. Ваш ребенок должен понимать, что вы вместе с ним, что его проблемы – это ваши проблемы, его переживания – это ваши переживания и что вы отлично его понимаете.

3. Не стоит высмеивать его чувства – они для подростков слишком важны, а ваши насмешки могут ранить его, отдалив от вас.

4. Постарайтесь выбрать спокойную форму общения, чтобы не было раздражения, взаимной агрессии – дети итак сбиты с толку возникшими чувствами, а тут еще самые родные и близкие устраивают скандалы.

5. Никто не исключает того, что избранник или избранница вашего ребенка не совсем соответствует вашим родительским планам – однако выбирать не вам, во всяком случае в самый острый период влюбленности уж точно вы не сделаете ничего. Не стоит высмеивать его симпатию, отзываясь нелестно и уничижительно, лучше найдите добрые, ласковые слова – доверие ребенка потерять легко, возвращать трудно.

6. Суперзаботливые родители тут же попытаются провести лекцию на тему ранней половой жизни, о ее вреде, о заболеваниях и последствиях. Безусловно, половое воспитание подростков необходимо, главное не переусердствовать и не спровоцировать чрезмерный интерес к тому самому «запретному плоду».

7. Чтобы иметь четкое представление о предмете обожания своего ребенка – пригласите его в гости. Что вам это даст? Вы лично познакомитесь, составите свое, объективное, мнение о нем. И уж лучше пусть они видятся у вас дома, на ваших глазах, чем где-нибудь по подворотням. Только «не задушите» чрезмерной опекой юных влюбленных, дайте им немного свободы действий.

8. Выберите удачный момент и расскажите о своей первой любви, о переживаниях, как и чем все закончилось, какой опыт вы приобрели.

9. Не мешайте подростку самостоятельно принимать решения, рассмотреть получше свой объект симпатии, даже если он разочаруется в нем – это будет его решение, а не ваше.

И как же с ним, влюбленным, общаться?

Влюбленный подросток до конца не понимает, что с ним происходит: бурлят гормоны, настроение то вверх, то вниз, то люблю, то ненавижу. Однозначно, ему необходима ваша поддержка: вы старше, вы опытнее, в конце-концов, вы уже прошли через это. А юные Ромео и Джульетты, которым так хочется быть взрослыми, еще только на пути накопления опыта и ваши ценные советы, правдивые ответы на вопросы, открытость и желание помочь будут очень кстати.

Когда ребенок влюблен – ему хочется быть лучше, выглядеть более красиво и опрятно. Самое время подучить своего отпрыска, как правильно разложить вещи в шкаф, как ухаживать за собой, не лишним будет напоминание о гигиене. Можно вместе совершить шопинг и подобрать ребенку несколько новых вещей, для девочки – красивых аксессуаров. Словом, принять активное участие в преобразовании ребенка. Нотаций по поводу ухудшающейся учебы ваш отпрыск точно не услышит, но вот аккуратные разговоры на эту тему все-таки стоит проводить. Попытайтесь донести до него, что качественное образование – это отличный старт для будущего и любовь в этом деле не помеха, а наоборот отличный помощник. Помогите распланировать день таким образом, чтобы выполнению домашнего задания уделялось достаточное время.

Безусловно, советы давать легко и написать можно все, что угодно, но давайте родители поговорим честно. Ответьте мне на вопрос: вас пугает влюбленность вашего подростка? Почему? Что именно является источником тревоги? Страх того, что ваш ребенок может столкнуться с безответной любовью? Что будет страдать и наделает кучу глупостей в таком состоянии? Или же лично вам не хочется переживать еще и из-за этого?

В любом случае, какими бы ни были ваши ответы – помните, что это ваш ребенок, но не собственность. И он растет, его проблемы и трудности тоже приобретают более взрослый характер. Хочется вам того или нет, но он влюблен. И в ваших силах помочь ему справиться с этой лавиной непонятных пока что эмоций, пусть ребенок чувствует, что вы с ним, вы рядом и всегда поможете. Выбросьте из головы свои страхи, родительскую ревность – они вам не помощники. Наши детки достойны уважения, им не нужны запреты и рамки, им нужны наша поддержка и любовь.

Ромео и Джульетта – обратная сторона любви.

Давайте немного поговорим о вредных привычках. Выше я уже приводила в пример совет психолога о том, что лучше познакомиться лично с предметом обожания своего ребенка. И если вы заметили, что что-то не так с избранником – не спешите тут же выставлять его за двери. Лучше потом пообщайтесь со своим подростком и попробуйте выяснить подробнее кто его избранник, из какой семьи. Возраст 14-16 лет – это время экспериментов, когда вчерашние дети пытаются подражать взрослым: они пробуют курить, знакомятся с алкоголем, увы, но и с наркотиками тоже. И вот тут важно не упустить момент, когда подросток из интересующегося становится зависимым.

Спорт, всевозможные кружки по интересам, секции – вот тот отвлекающий фактор, который поможет вам уберечь подростка от раннего знакомства с взрослой жизнью. Ругать, наказывать и уж тем более бить - смысла нет. Как я уже выше писала – это может спровоцировать действие «вопреки». Более действенными будут разговоры, еще лучше подкрепленные соответствующей литературой.

Из-за недопониманий с родителями я в 13 лет начала курить, к 15 годам познакомилась с алкоголем. Все это делалось вопреки родительским запретам: не ходи, не гуляй, сиди дома и учи уроки. Это чудо, что при таком поведении я не попала в плохую компанию, а закончила прилично школу и смогла поступить в ВУЗ и получить высшее образование.

Первый сексуальный опыт приобретают тоже в этом возрасте: кто-то учится целоваться, а кто-то приобретает полового партнера. И вот тут стоит напомнить вам, что разговоры со своими детьми о сексуальном воспитании стоит начинать вести с раннего детства, преподнося информацию в соответствии с возрастом своего ребенка. Подросток, который знает, откуда и как появляются дети, что такое секс и какими могут быть последствия вряд ли в этом возрасте захочет полноценной близости.

Давайте подведем итоги.

Любовь – это, безусловно, всегда прекрасно! Это такое чувство, которое возвышает человека, мотивируя на поступки, ранее не свойственные ему. Это такой набор эмоций, который невозможно описать одним предложением, но без этого чувства человеческая жизнь не совершенна. И когда наши дети влюбляются – не стоит мешать им, создавая полосу препятствий на пути к объекту своей симпатии. Помогите им, таким юным и неопытным, научите их уважать своих избранников, ценить, быть чуткими и внимательными, заботливыми.

Помните, дорогие родители, что сейчас вы помогаете своему ребенку учиться любить и от того, насколько близко и искренне вы будете принимать участие в его жизни, зависит, как во взрослой жизни он будет строить отношения с противоположным полом.

Практически каждого человека посещала любовь в подростковом возрасте. Это такой период жизни, когда хочется быть взрослым и независимым, самостоятельным, делать то, что хочется. Именно поэтому, на фоне юношеских амбиций и возникает ряд трудностей, ошибок и разочарований.

Первая любовь в подростковом возрасте - это, конечно же, шквал эмоций. Юноши и девушки становятся наиболее уязвимыми, ранимыми, хотя на поверхность стараются вынести сплошное равнодушие. Это своеобразный первый шаг во взрослую жизнь, но редко кто, делая его, не спотыкается. Все дело в том, что вместе с независимостью подростки сталкиваются с чем-то неизвестным, новым. Именно в этом возрасте приходит любовь, самая чистая и искренняя, когда ни достаток, ни другие ценности не выносятся на первые места. Наверняка в этот период жизни и была придумана поговорка: "С милым и рай в шалаше".

В каждом человеке с раннего возраста закладывается понятие любовь. Именно этим чувством его окружают родители, бабушки и дедушки. Но, когда человек взрослеет, ему становится мало этих чувств, хочется какой-то индивидуальной любви, которая будет подарена только ему, и конечно же будет ответной. И очень хорошо, если любовь будет обоюдной, а если нет? К тому же, как известно, очень редко первая любовь - счастливая, обычно это сплошные разочарования, слезы в подушку и так далее. В этом случае своего ребенка должны подготовить родители.

Не учителя, не старшие друзья, а именно папа и мама. Не стоит забывать взрослым людям, что в подростковом возрасте и они влюблялись, и им было тяжело, и они были уже не дети. Поэтому чем раньше родители проведут беседу со своим чадом, тем будет лучше. Потому что это чувство появляется у всех по-разному, и предугадать точную дату его прихода невозможно. Маме и папе нужно поговорить со своим ребенком на равных, как будто бы со взрослым человеком. Именно тогда их слова будут восприняты подростком правильно, а не в штыки. Ведь не стоит забывать, что в это время нравоучения будут иметь зеркальное отражение.

Разочарования в первой любви могут выработать у подростка ряд комплексов, с которыми он может бороться всю жизнь. Поэтому долг родителей - это уберечь, подготовить его ко вступлению в новую, взрослую жизнь. Ведь те игры, которые предстанут перед ним будут совсем не похожи на предыдущие.

В этот период времени происходят физиологические изменения в организме девушек и юношей. Они начинают обращать внимание на противоположный пол, и причем у каждого это влечение проявляется по-разному. У мальчишек, например, симпатия проявляется в грубой форме, даже можно сказать в агрессии к возлюбленной девочке. Недаром они дергают юных представительниц прекрасного пола за косички, бросают в них бумажки, подкладывают ящериц и лягушек. Это своеобразное проявление симпатии, хотя девчонки вряд ли понимают его значение до конца.

Но любое внимание им нравится, а вот тем, кому не достался поток грубостей, чувствуют себя обиженными и пытаются любым способом обратить на себя внимание мальчишек, спровоцировать на действие. Подростки чувствуют взаимную симпатию и пытаются больше времени проводить друг с другом. Так вначале зарождается дружба, а потом уже любовь. Мамы и папы зачастую пытаются противостоять подобным отношениям, оберегая свое чадо, якобы продлевая их детство. Но этого делать совсем не нужно.

Опыт общения мальчиков и девочек обязателен, и если исключить или отгородить своего ребенка от подобных отношений, это может плохо сказаться в будущем. Ведь речь в таком возрасте совсем не идет о половых отношениях. Скорее, наоборот, здесь проявляются чувства нежности, заботы, трепетности. Эти качества просто необходимо развивать у подростков. Влюбленность в старших классах можно назвать эпидемией, потому что как только появляется одна пара, сразу появляется другая, за ней третья и так далее. Словно никто не хочет отстать от коллектива, но в тоже время не терять свою независимость и самостоятельность. Очень часто наблюдаются треугольники, а то и четырехугольники отношений. И, конечно же, в это время детям нужен совет взрослых, их помощь и поддержка.

В современном мире отношения между подростками намного демократичнее и откровеннее. Но, тем не менее, робость при первых чувствах испытывает каждый. Как оказать знаки внимания? Как подойти? Как поцеловать? Череда вопросов выстраивается в подсознании подростка. И чем раньше он даст ответ на них, тем проще ему будет вступить во взрослую жизнь.

Как бы ни старались родители уберечь своих детей от ошибок, опыт разочарований неизбежен. Подростки должны сами "набить себе шишку", а потом исправлять ситуацию. Ребенку нужно дать шанс самому принять решение и ни в коем случае не навязывать свое мнение.

Что такое любовь? Каковы ее соотношения с дружбой? На эти вечные вопросы никто еще не дал исчерпывающего ответа. Однако, несомненно, эти прекрасные чувства играют исключительно важную роль в формировании личности человека на протяжении всей его жизни.

В психологии есть понятие о любви как о гармоническом сочетании половой потребности и психологической близости. У взрослого любящего человека чувство физического наслаждения при половой близости и потребность в психологической интимности обычно сливаются воедино.

У подростка эти потребности и чувства разобщены, что откладывает отпечаток на его психологию и поведение. Понятие о «чистой» возвышенной любви в переходном возрасте очень часто не совпадает с понятием о половой близости.

Многие подростки, особенно девочки, отождествляют половую близость с чем-то «грязным», «постыдным». В этом большую роль играют сложившиеся традиции и пробелы в половом воспитании.

Объекты «любви» и «секса» у подростка чаще всего не совпадают, отсюда, с одной стороны, упрощенное отношение к половой близости, а с другой – десексуализация всего, что касается «настоящей» любви и образа идеальной возлюбленной (или возлюбленного).

Половое созревание активно влияет на формирование личности и поведение подростка. Сначала мальчика (или девочку) волнуют сроки появления вторичных половых признаков. Сознание того, что «у меня не так, как у всех», очень часто сопровождается чувством тревоги, эмоциональной напряженности. С возрастом более актуальными становятся критерии «маскулинности» (для мальчиков) и «фемининности» (для девочек).

Особенно сложно обстоит дело с «маскулинностью». Если у девочек быть слабой и «женственной» считается престижным, то феминизированный изнеженный мальчик вызывает у сверстников осуждение. Поэтому подростки, воспитывающиеся без отца и в коллективах, где нет мужчин (детские сады, школы), тяготеют к спортивным секциям и неформальным подростковым группам.

Именно эти группы-коллективы чаще всего помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Завышенные критерии «маскулинности» нередко компенсируются подростками подчеркнутой агрессивностью, грубостью, делинквентностью и способствуют образованию неформальных асоциальных групп.

В последние два-три десятилетия отмечается тенденция к либерализации половой морали и более раннему началу половой жизни среди подростков. К этому предрасполагают раннее половое созревание, все нарастающая эмансипация подростков, а также широкая доступность полупорнографической информации по вопросам пола.

Важной особенностью процесса полового созревания в переходном возрасте является его «экспериментальный» характер. Возникающая половая потребность «исследуется» подростком, что сопровождается большим числом транзиторньгх половых отклонений, близких по форме как к норме, так и к патологии.

Следует также учитывать тендерные психологические аспекты полового созревания подростков. У девочек половое созревание происходит раньше, что во многом определяет их отношение к мальчикам-сверстникам. Вместе с тем эротические чувства у девочек появляются позже и носят несколько иной характер чем у мальчиков. Эротическому чувству у девочки-подростка часто предшествует потребность в психологической близости с мальчиком, обычно старше ее по возрасту.

У мальчиков половое созревание наступает позже, но протекает более бурно. На определенной фазе полового созревания мальчики отличаются гиперсексуальностью, которая, в свою очередь, сопровождается повышенной половой возбудимостью, ростом эротических интересов и фантазий. Необходимо отметить, что чем раньше начинается половое созревание, тем более бурно оно протекает и тем быстрее заканчивается и, наоборот, при позднем начале половое созревание затягивается и характеризуется более вялым течением.

Вконтакте

Большинство людей имеют опыт любовных переживаний. Так, опрошенные У. Кепхартом студенты влюблялись в среднем шесть-семь раз, из них два раза, по выражению респондентов, серьезно. Около половины испытуемых были, хотя бы раз, влюблены в двух людей одновременно. В рамках такой интенсивности существует, однако, большое разнообразие: есть люди с экстраординарно большим романтическим опытом, но есть и такие, которые не испытывали чувства любви никогда. Есть, по-видимому, определенные личностные особенности, которые способствуют тому, что, говоря языком двухкомпонентной модели, люди в разной степени склонны интерпретировать происходящее с ними как любовь.

Долгое время в психологии была популярна мысль о том, что склонность к любви должна быть связана с выраженностью патопсихологических свойств (основанием для таких гипотез служили представления о любви как о манифестации слабости и дефицитар-ности субъекта - подробнее об этом будет сказано ниже).

Однако факты опровергли такие представления. Например, в работе У. Кепхарта было показано, что ни уровень влюбленности в момент исследования, ни число романов, ни романтические установки не обнаружили в своих средних значениях связи с патологическими чертами личности. Крайние же значения этих характеристик, например, очень большое число романов или полное их отсутствие, оказались связаны с недостаточным уровнем эмоциональной зрелости.

Наличие такой криволинейной взаимосвязи между интенсивностью романтического поведения, с одной стороны, и уровнем эмоциональной зрелости, с другой, позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев любовь действительно выполняет своего рода защитную функцию - об этом свидетельствует сочетание максимальной интенсивности романтического синдрома и низкой эмоциональной зрелости. Однако, поскольку отсутствие любовного опыта у взрослого человека тоже сопровождается низкой эмоциональной зрелостью, достигающей максимума лишь при его возрастании, можно предположить, что любовные переживания являются не помехой, а необходимым условием высокого личностного развития.

Склонность к переживанию чувства любви оказалась связанной с такими чертами, как уровень романтизма и локус контроля, причем экстернальному локусу соответствуют большие значения романтического поведения; обнаружены и другие зависимости. Можно предположить, что связь между склонностью к любви и личностными характеристиками опосредуется представлениями людей о желательных и соответствующих их полу, возрасту и другим параметрам формах поведения. В проведенном исследовании связи отношения к себе и отношения к другим было обнаружено, что высокая самооценка сочетается с высокоинтенсивным романтическим поведением у мужчин и с низкоинтенсивным - у женщин. Это можно объяснить тем, что нормативный образ “настоящего мужчины” требует значительно большей романтической активности, чем вообще менее определенный стереотип “настоящей женщины”.

Глава 2. Психология любви в юношеском возрасте

Ты превращаешься во взрослого... То, что еще вчера горячо интересовало, вдруг начинает казаться глупым и «детским», возникают совершенно другие увлечения… А родители порой впадают в недоумение и перестают тебя понимать: «Что это с тобой происходит?»…Появляются новые друзья, компании, как всегда внезапно приходит первая любовь….Ты впервые начинаешь серьезно задумываться над глобальными вопросами: кто, собственно, я такой? Зачем существую? Чего хочу достигнуть в жизни? Каково мое место в мире? И вдруг обнаруживаешь, что помимо мира внешнего есть еще мир внутренний - сокровенный, полный загадок и надежно скрытый от посторонних взоров…

Психология-это наука, которая как раз и занимается раскрытием тайн нашего внутреннего мира и выяснением тех закономерностей, которые определяют поведение человека.

Довольно часто подростки жалуются, что их переживаниями никто не интересуется. Знали бы они, сколько психологами проведено исследований на сей счет, написано книг и статей об этих их самых переживаниях! А еще об особенностях подросткового мировоззрения, общения, дружбы, любви, мышления, проблемах выбора профессии и т.п. Вот только мало кто из подростков знаком с результатами этих исследований! А знания о них – это ключ не только к пониманию тех кризисов и конфликтов, которыми сопровождается взросление, но и к тому,чтобы этот процесс протекал счастливо и вел к жизненному успеху!

Зачем молодым людям знания о том, что с ними происходит? Зачем знать закономерности развития их психики? Во-первых, для большинства из них это просто интересно! Ведь подросткам присуща тяга к познанию себя. А во-вторых, когда человек понимает, как «устроена» его личность и каким образом она развивается, это позволяет гораздо лучше приспособиться к разным жизненным обстоятельствам.

К самому себе тоже нужно уметь «приспособиться», чтобы эффективно взаимодействовать и с собой, и с окружающими. И особенно это важно в возрасте превращения ребенка во взрослого - когда, с одной стороны, волей-неволей возникают разного рода сложности в понимании самого себя и отношениях к внешнему миру. То, насколько успешно будут решены эти проблемы, во многом предопределяет всю дальнейшую судьбу человека. Станет ли он самостоятельным, активным и ответственным или так и останется пассивным и зависимым? Научится ли достигать взаимопонимания с окружающими или будет конфликтовать с каждым, кто повстречается ему на жизненном пути? Станет ли уверенным в себе или останется тревожным и застенчивым?

Попробуем взглянуть на развитие подростков их же глазами, рассказать об их же проблемах, которые возникают, когда они влюбляются, когда пытаются найти свое «место» в этом мире.…Попробуем рассказать об их же проблемах, а не о том, какими эти проблемы предстают в глазах взрослых…

К подростковому возрасту обычно относят возраст от 10-11 лет до 15-16 лет. Но ведь это довольно большой диапазон: согласитесь,10-летний и 15-летний подростки различаются очень сильно, и темпы взросления у всех разные. Кто-то выглядит вполне взрослым уже в 12 лет, а кто-то и в 15 лет еще похож на ребенка, причем в любом случае это вполне укладывается в норму. Соответственно, и те особенности развития, о которых пойдет речь, у кого-то появляются раньше, а у кого-то позже. Поэтому мы в большинстве случаев будем говорить «о подростках» вообще, не уточняя, сколько именно им лет. Не будем забывать и о том, что становление личности зависит не только от темпов взросления, но и от того жизненного опыта, который человек успел накопить.

Эмоции, как и мыслительные процессы, нельзя понять без учета самосознания личности. Развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста. Биогенетическая психология выводила рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков и юношей непосредственно из процессов полового созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастающая физическая сила, изменение внешних контуров тела и т. п. действительно вызывают у подростка интерес к себе и своему телу. Но ведь ребенок рос и менялся, набирал силу и до переходного возраста, но это не вызывало у него тяги к самопознанию. Если это происходит теперь, то прежде всего это знак взросления, возмужания. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязания выдвигают на первое место вопросы «Кто я? Кем я стану? Каким хочу и должен быть?»

В основном перестройка сознания подростка связана с появлением у него новых вопросов о себе, новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает. Все это способствует открытию своего внутреннего мира - главное психологическое приобретение ранней юности. Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда он и проецирует свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что его кто-то обидел, если радуется, то этому тоже находятся объективные причины. Для юноши внешний, физический мир – это только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Это ощущение хорошо выразила 15-летняя девочка, которая на вопрос психолога «Какая вещь для тебя наиболее реальна?» ответила: »Я сама!»

Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных переживаний – внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, ставя перед подростком проблему самоконтроля. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство, ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Половое созревание – центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Его специфическими функциональными признаками являются «менархе» (начало регулярных менструаций) у девочек и «эякулярхе» (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, ведущие за собой сдвиги в телосложении, социальном поведении интересах и самосознании. Диеспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков; они могут быть крупнее, выше и т.д. Особенно тяжело переживаются худоба, полнота. Очень высокий рост и т.д. Это может развить в подростке комплекс неполноценности.

Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В связи с этим подростку становится особенно важно, как к нему относятся другие; придается особое значение личной привлекательности. Именно в отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются недифференцированностью и повышенной возбудимостью (обычно это состояние подростка называют гиперсексуальностью). Подросток может легко возбудиться под влиянием сюжета, зрительного восприятия кинофильмов, рассказов о сексуальных действиях сверстников, собственных фантазий. Естественно, при этом возникает внутренний конфликт между стремлением подростка освоить для себя новые формы поведения, например, физические контакты, и запретами, как внешними - со стороны родителей, так и собственным внутренним табу.

Самая сложная проблема психосексуального развития в подростковом и раннем юношеском возрасте – формирование сексуальной ориентации, то есть системы эротических предпочтений, влечения к лицам противоположного (гетеросексуальность), своего собственного (гомосексуальность) или обоего пола (бисексуальность).

Вопрос о причинах гомосексуальности слишком сложен, чтобы рассматривать его, но это явление не такое уж редкое. Взаимоотношения подростка с лицами своего и противоположного пола нужно рассматривать в общей системе его межличностных отношений, которые не сводятся к сексуально эротическим.

Формирование гомосексуальной ориентации подростка проходит 3 этапа:1-от первого осознанного эротического интереса к человеку своего пола до первого подозрения о своей гомосексуальности;2-от первого подозрения о своей гомосексуальности до первого гомосексуального контакта;3-от первого гомосексуального контакта до полной уверенности в своей гомосексуальности, за которой следует выработка соответствующего стиля жизни .

Процесс этот неодинаково протекает у мужчин и женщин: у девушек сексуальная ориентация формируется позже. Первое увлечение, объектом которого обычно бывает женщина на много лет старше, переживается просто как потребность в дружбе, а гомосексуальному контакту часто предшествуют гетеросексуальные связи. Длительность этого процесса зависит как от социальных условий, так и от индивидуальных особенностей.

Психологически наиболее драматичен юношеский возраст. Юноша с гомоэротическими наклонностями, обнаруживая свою непохожесть на других, внутренне испытывает чувство страха и одиночества, трудности в установлении психологической близости с другими. Некоторые юноши пытаются «защититься» от гомосексуальности гетеросексуальными связями, но это лишь обостряет их внутренний конфликт. Их психическое состояние и самочувствие гораздо хуже, чем у юнош с уже сформированной сексуальной ориентацией; они больше нуждаются в психотерапевтической помощи, чаще совершают попытки самоубийства. Поэтому нужно уже в младшем дошкольном возрасте обращать особое внимание на детей, игровое поведение или телосложение которых не соответствует стереотипам маскулинности и которые из-за этого подвергаются насмешкам со стороны сверстников. Это внимание должно быть тактичным, незаметным и направленным не на отделение ребенка от окружающих, а на повышение его самоуважения, улучшения коммуникативных навыков.

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах: для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания как «задирание», приставание, дерганье за косички и даже болезненные формы. Девочки обычно осознают причины подобных действий, в свою очередь не обижаются на это, а демонстративно не замечают, игнорируя этим мальчиков.

Позднее отношения усложняются - исчезает непосредственность в общении. Чаще это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола. Наступает этап, когда интерес к противоположному полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, а часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляется редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

У старших сверстников общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно – эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого «мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит».

Отмеченная З. Фрейдом разобщенность чувственно – эротического и нежного влечений особенно типична для мальчиков. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Кроме того, сказывается влияние стереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине «с позиции силы». Старшеклассник, не ощущая в себе этой силы, пытается ее симулировать, чтобы быть на уровне стереотипа, увеличивая тем самым свои затруднения. Жажда любви нередко сочетается со страхом «потерять себя», «подчиниться» и т.д.

Девочкам сила не предписана, они свободны от этой заботы, зато вынуждены скрывать свои увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию. Разрешение внутриличностных противоречий во многом зависит от того, как складываются отношения между юношами и девушками в более широком кругу общения.

Общение старшеклассников с противоположным полом значительно более напряженное. Однако в целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно, уверенно, чем юноши с девушками. Характерно в этой связи отношение юношей и девушек к разнополой дружбе. На вопрос: «Возможна ли, по-вашему, настоящая дружба (без влюбленности) между юношей и девушкой?» - большинство старшеклассников отвечают утвердительно. С возрастом сомнения усиливаются, большинство юношей-студентов отвечают на этот вопрос уже отрицательно. Это связано, видимо, не только с разницей в темпе созревания, но и с тем, что юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность в любви.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. С другой стороны, любовь предполагает большую сторону интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в начале юности главным лицом, с которым обсуждаются личные проблемы, обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый (ая). Сочетание духовного общения с сексуальной близостью допускает максимальное самораскрытие личности.

Подросток может довольствоваться однополой дружбой, но она не компенсирует ему отсутствие интимного контакта с представителем противоположного пола. Он начинает отдаляться от сверстников, перестает быть откровенным с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности - одна из основных причин юношеского одиночества.

Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.

Романтические отношения могут возникнуть при совместном проведении времени. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко чувствуют происходящие с их душой и телом метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой.

Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня смотрит! Я ему нравлюсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой обет к предпочтению другим.…Другой становится предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе.

Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он меня не любит!»

Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с психическим и физическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их.

Взаимоотношения юношей и девушек очень часто сталкиваются с множеством моральных проблем. Подростки остро нуждаются в помощи старших, но одновременно с этим они хотят оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания. Именно в эту пору многие отроки начинают писать свои первые дневники, стихи и т.д., стремясь сохранить свои переживания для самих себя.

Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексуя на все возможные ситуации.

В подростковой культуре нередко пользуются популярностью рассказы о своих любовных победах. Эти рассказы подростков (особенно мальчиков) о своих невероятных похождениях отличаются преувеличением описываемых ситуаций, своего сексуального поведения и невероятных последствиях. Обычно подростки рассказывают друг другу прочитанные, подсмотренные и преувеличенные подлинные истории. Они понимают, что каждый явно присочиняет, но не уличают друг друга - ведь так важно вербализовать свои фантазии, пережить их вместе с другими.

Отроческая влюбленность может оказаться истинной любовью, но чаще такие случаи редки - они не правило, они исключение. Обычно отрок страдает от любви, слезы наворачиваются на его глаза. «Все кончено!», говорит он, и мы готовы сострадать ему, но глядь, он уже весел, счастлив игрой в мяч, и уже не помнит о своем вчерашнем горе: «Горе?? Все прошло, я ошибся!»

Многие отроки не переживают открыто свои чувства, но они также мечтают о ком-то прекрасном. Найдя в толпе сверстников симпатию, они не смотрят открыто другому в глаза, а лишь издалека наблюдают за ним. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как их более открытые сверстники. Иногда сверстники больше любят свою мечту о другом, чем его самого.

В отрочестве некоторые подростки начинают раннюю половую жизнь. Этому содействуют социально неблагополучные условия (отсутствие надзора, алкоголизм родителей, сиротство) и недоразвитие нравственных ценностных ориентаций. У подростков, живущих в трудных условиях, как правило, отсутствуют чувство стыда, естественная застенчивость и доминирует сексуальное влечение. Подросток этого типа уходит полностью в сексуальные отношения, и все остальное перестает для него существовать.

В последние годы беспорядочное начало половой жизни стало типичным явлением. Ежегодно создается множество подростковых семей из-за ранней беременности девочки-подростка. Беременность и роды в подростковом возрасте нарушают процесс роста и развития. Кроме того, беременность способствует развитию у девочки-подростка психологического дискомфорта, чувства вины, комплекса неполноценности, а иногда даже побуждает к еще большему освобождению от нормативного поведения, соответствующего возрасту. Переживания девочки-подростка усугубляются отношениями с родителями, которые чаще всего применяют репрессии к своему незадачливому чаду.

Поэтому очень важно просвещать подростков по вопросам любви и секса, готовить их к этой взрослой жизни. И в первую очередь следует воспитывать чувство ответственности за себя и за другого человека, того, к кому подросток испытывает первое чувство любви или половое влечение.

Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности, давно растворившийся в реальной жизни с течением лет.

Любовные чувства юношей, как и взрослых, индивидуальны и многообразны. Когда они называют зарождающуюся у них привязанность «дружбой», они не лицемерят: они и вправду испытывают прежде всего потребность в коммуникации, эмоциональном тепле.

Извечные вопросы школьных диспутов - как отличить любовь от увлечения, можно ли любить одновременно двоих и т.д.- одинаково волнуют и юношей, и девушек. Нежная привязанность, чувственное влечение и потребность в дружбе, основанной на взаимном самораскрытии, сосуществуют, вызывая желание разобраться в себе, отделить главное от временного, наносного.

Ваш ребенок-подросток прячет от вас глаза, часто запирается у себя в комнате, подолгу шепчется по телефону, не говорит, с кем идет гулять... Может, ребенок влюбился?

Не паниковать

Даже если все известно и подросток не скрывает, что у него появился объект симпатии, вопросов у родителей по этому поводу меньше не станет. Ведь, как утверждают психологи, подростковая любовь - это нечто особое. Все впервые, все необычно, а главное - рискованно. Поэтому важно знать об особенностях подростковой психологии, чтобы не совершать поступков, которые могут больше навредить вашему сыну или дочке, нежели помочь.

Если мама или папа внезапно застали свою дочку, целующуюся у подъезда, их охватывает ужас - что же дальше? Взрослые люди обладают особенностью напрочь забывать о том, что и они когда-то были подростками. И их первый поцелуй, не исключено, был тоже "ранним". И даже если это не так, ничего страшного в том, что ваш ребенок целуется, нет. Ведь он уже вырос настолько, что начал интересоваться вопросами пола, секса и любви. 13 лет, а тем более 15-16 - это достаточно "зрелый" возраст, чтобы начать проявлять внимание к противоположному полу.

Как взрослым себя вести? Ни в коем случае не кричите на подростка. Лучше в доверительной беседе задать несколько вопросов о том, что чувствует дочь или сын, когда прикасается к объекту влюбленности. И еще - как в целом ваш ребенок представляет себе модель отношений.

В чем "секрет"?

Особенностью подросткового возраста является своеобразная "революция", происходящая как внутри организма ребенка, так и в его сознании. Идет мощными темпами гормональное развитие, на его фоне происходят изменения про всем фронтам. Период полового созревания - бурный и проблемный. Настроение подростка может меняться по несколько раз в день. Он и сам часто не понимает причины таких перемен. Матери легче могут понять своих детей, если будут знать, что такое состояние психики очень схоже с состоянием женщины во время беременности и после нее.

Подросток меняется внешне. Для ребенка в это время очень важно, как оценивают его ровесники, поэтому в этот период родителям нужно проявить максимум такта. Любое замечание, касающееся внешности, может зародить у подростка комплекс неполноценности. И он вырастет неуверенным в себе человеком. Например, сказала мама пару раз дочери (пусть даже смехом), что у нее нос слишком длинный, и можно дать 80% гарантии, что девочка всю жизнь будет стесняться своего носа.

Одной из особенностей подростковой любви является резкая "смена влюбленностей". То есть ребенок может влюбляться по несколько раз в месяц. И всякий раз считать, что это всерьез и надолго. Так проявляет себя подростковый максимализм. Кроме того, мальчики могут боготворить одну девочку, но встречаться и дружить совсем с другой.

Подростки могут вольно и скабрезно высказываться о том, что касается секса, и тут же восторженно и возвышенно восхвалять того, кто им нравится.

В пору влюбленности они рвутся на улицу. Причины объяснимы - жажда общения. Желание видеть любимого человека и друзей, с которыми хочется обсудить все происходящее. Подросткам сложно выдержать колоссальное напряжение новых чувств, желаний, у них пока еще не отработаны нормы поведения, недостаточно развит самоконтроль. Поэтому не стоит требовать беспрекословного послушания, а важнее показать, что с вами он может обсуждать все.

Первое "хочу"

Сексуальная сторона отношений у подростков часто не связана с первой влюбленностью. Для подростковой и юношеской сексуальности характерен ее "экспериментальный" характер. Исследуются собственные сексуальные реакции и реакции партнеров. Гормональные перемены у многих подростков влекут за собой взрыв гиперсексуальности. Поэтому многие мальчики и девочки начинают мастурбировать, увлекаться эротическими и порнографическими журналами и кино.

Родителям не стоит бурно реагировать, если они застали ребенка за таким "ужасным" занятием. Ваша задача - быть готовыми к обсуждению любых вопросов сексуальной жизни с детьми. Забудьте про стеснение и неловкость. Иначе об ЭТОМ ребенку расскажут ровесники. А какие у них знания - остается гадать. Мама в таких беседах должна рассказать дочери о том, что ее может ожидать в отношениях с мужчинами. А папа - ознакомить сына с основными премудростями сексуальных отношений с женщинами. Вместе смотрите фильмы про любовь, обсуждайте то, что происходит на экране.

Что можно сделать?

На этапе подросткового развития ребенку важно научиться строить отношения с людьми противоположного пола. Сведений, которые он получит из книг, фильмов, ему не хватит. Новые отношения - это способ узнать об особенностях разных людей, понять собственные симпатии.

Любовь в подростковом возрасте, конечно, похожа на "американские горки", в отличие от юношеской, которая уже более стабильна и равномерна. И на это родителям нужно смотреть с пониманием и снисходительно.

Пусть ваш ребенок знает, что вы ему друг, а не враг. Пусть он имеет возможность всегда прийти к вам и рассказать свои душевные тайны. Первые чувства всегда болезненны. Подростку может казаться, что "это катастрофа", "все кончено", ведь "он (она) меня не любит!". Если хотите помочь ребенку - посоветуйте правильный, по вашему мнению, вариант решения. Дайте понять, что вы уверены в том, что он сам сделает выбор. Так вы завоюете доверие и уважение собственного ребенка. А он, скорее всего, прислушается к вашим советам.

Интересно

"ЛЮБОВЬ как песня" - так называется раздел в новом учебнике родного языка для учеников девятых классов средних школ Китая. Он посвящен природе романтической любви. Опубликованные в разделе материалы и литературные произведения должны, по мнению авторов, научить школьников рациональному подходу к эмоциям, которые охватывают их на этапе полового созревания. Ребята должны понять, что любовь прекрасна и многообразна, но к ней себя нужно готовить. О том, что представляет собой это замечательное чувство, рассказывают опубликованные в учебнике письмо русского педагога Василия Сухомлинского, поэма Александра Пушкина, знаменитый отрывок из романа Шарлотты Бронте "Джейн Эйр", в котором главная героиня говорит о своем желании иметь равенство в отношениях с любимым. Данное пособие иллюстрирует добрый и нежный подход к чувству. Интересно, что в учебнике нет ни единого воспоминания о "Ромео и Джульетте" - самом известном произведении о любви подростков. Оказывается, китайская система образования не одобряет и, более того, считает данное произведение опасным. Шекспир повествует о несчастных любовниках, которые бросают вызов своим семьям, убегают из дома и совершают самоубийства. А чувство любви должно развиваться у молодежи наиболее благоразумным способом.