Дарим цветы        23.09.2019   

Обогащение непосредственного чувственного опыта детей через продуктивную деятельность. (Игры занятия со строительным материалом как средства обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста.). Значение сенсорной культуры роль чувственного опыта в развит

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад №44»

« Обогащение непосредственного чувственного опыта детей через продуктивную деятельность.

( .) »

(из опыта работы)

Подготовили воспитатели:

Н.М. Головко-воспитатель 1 категории

Е.Г. Сафонова - воспитатель

«ЗАТО Северск 2016»

Обогащение непосредственного чувственного опыта детей через продуктивную деятельность

(Игры занятия со строительным материалом как средства обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста .)

Актуальность:

Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст – это период, когда ребенок интенсивно впитывает в себя социальный опыт человечества. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Происходит совершенствование деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Игры - занятия со строительным материалом являются одним из специфических видов предметной деятельности детей раннего возраста, где развивается представление о цвете, о форме, величине, улучшается ориентация в пространстве, что на данном возрастном этапе составляет основу сенсорного развития.

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.

Педагогическая идея:

В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельностью. У детей раннего возраста обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям.

Поэтому ведущая педагогическая идея заключается в обогащении сенсорного опыта детей в играх - занятиях со строительным материалом (настольным, напольным)

Цель : Развивать конструктивные способности детей младшего дошкольного возраста и создавать условия для обогащения сенсорного опыта детей в играх со строительным материалом. На занятиях и в совместной игровой деятельности.

Задачи:

  • Обогащать сенсорный опыт путем выделения формы, цвета и величины предметов.
  • Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения, микро и макромоторику воспитанников (крупная и мелкая моторика);
  • Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения).
  • Научать способам конструирования – прикладыванию, накладыванию.
  • Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
  • Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Описание опыта работы

Прежде чем приступить к конструктивной деятельности с детьми нами были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению обучающих занятий и совместной деятельности детей на основании (изучения) программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М. А Васильевой, что соответствует ФГОС.

На первоначальном этапе работы было проведено обследование детей(первого полугодия) с занесением результатов в диагностические карты. Изучив способности и интересы воспитанников выяснили: что не все дети могут различать строительный материал по форме, не знают названий деталей, не умеют строить элементарные постройки. Используя результаты обследования, нами было составлено перспективное планирование «Игры – занятия со строительным материалом детей раннего возраста» . При планировании игр - занятий со строительным материалом учитывали возраст детей и уровень их развития. На занятиях дети приобретают новые знания и умения. Занятия проводим систематически со всей группой детей один раз в неделю. Если в начале учебного года дети просто нагромождали кубики.То сейчас они уже в состоянии что то строить.

При проведении занятий со строительным материалом важно соблюдать последовательность, т.к она учитывает нарастание степени трудности конструктивных задач которые ставятся перед ребенком: Мы показываем, что и как надо строить, как с постройкой можно поиграть (обыграть). Свои действия поясняем словами. После общего показа и объяснения мы предлагаем выполнить постройку под непосредственным руководством каждому ребенку, оказывая по мере необходимости помощь. В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек.

Приемы возведения новой постройки ребенок усваивает не сразу, поэтому занятия с одним и тем же содержанием повторяем неоднократно. Если большинство детей плохо справляются с какой либо постройкой, её нужно повторить, а если трудности испытывает 1,2 ребёнка то с ними мы проводим индивидуальную работу. Обучение конструированию происходит не только в непосредственно организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности детей. Например, на занятии дети научались конструировать стол и стул для матрешек, затем мы наблюдали в процессе свободной игровой деятельности как дети конструируют стол и стул для куколки и соблюдают порядок постройки.

Нам хотелось бы по подробнее остановиться на двух занятиях «стол», «стул» - где перед детьми ставилась проблемная ситуация (игровая), так же проводилась предшествующая работа (это и рассматривание сюжетных картин, чтение худ. литературы, беседах и т.д)

« Стол » на первом этапе (игровой прием) - «Ребята к нам в гости пришла матрёшка. Матрёшка хочет кушать. Давайте построим ей стол. Вот кубик. На кубик кладу кирпичик. Это стол. На стол поставим тарелку с кашей для матрёшки.» Обыгрываем постройку, после чего предлагаем детям построить такой же стол, и матрешка придет к тебе в гости. На втором этапе (параллельная постройка) – мы строим, а ребенок подражает, стоит рядом. Берем кубик и предлагаем ребенку взять такой же: « У меня кубик и у тебя кубик. Возьми кирпичик, положи кирпичик на кубик». Важно , если у ребенка не получается, используем меру помощи «рука в руке». Кладем свою ладонь, на руку ребенка помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. После обыгрываем постройку.

« Стул » - так же на первом этапе идет игровой прием – «Ребята постройте дорожку для матрёшки: « Шла матрёшка по дорожке, У неё устали ножки, Посиди наша матрёшка, Отдохнут у тебя ножки». К нам пришла матрёшка у неё устали ножки. Матрешка хочет отдохнуть. Мы построим для матрешки стул. Смотри как я строю стул. Вот кубик. Возьмем кубик, рядом поставим кирпичик. Это стул. На втором этапе (параллельная постройка) – мы строим, а ребенок подражает, стоит рядом. Берем кубик и предлагаем ребенку взять такой же: « У меня кубик и у тебя кубик. Возьми кирпичик и рядом поставь вертикально с кубиком вот так. Получился стул.

Поэтому в играх – занятиях мы используем такие методы, как:

  • Наглядные: показ образца с объяснением последовательности действий, пример, наблюдение, рассматривание образца постройки, выполненного воспитателем, показ способов конструирования.
    • Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого(рука в руке).
    • Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу выполнение действий рукой ребенка, а затем по словесной инструкции.
    • Словесные: поощрение, беседа, объяснение, художественное слово. На занятиях предполагается пополнение активного словаря названиями строительных деталей и частей построек, поэтому при их проведении мы педагоги должны максимально активизировать речь детей.
      • Игровые приёмы обучения в конструктивной деятельности направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии,

это: проблемные игровые ситуации, обыгрывание построек.

При проведении занятий со строительным материалом важно соблюдать последовательность, так как она учитывает нарастание степени трудности конструктивных задач, которые ставятся перед ребенком.

  • Показываем, что и как надо строить, как с постройкой можно поиграть. Свои действия поясняем словами.
  • После общего показа и объяснения воспитатель предлагаем выполнить постройку под непосредственным руководством каждому ребенку, оказывая по мере необходимости помощь.
  • В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек.

Так же проводилось взаимодействие с родителями воспитанников - необходимое условие. Исходя из особенностей раннего возраста и низкой компетенции родителей по вопросам конструирования, нами были проведены ряд консультаций с целью повышения интереса к данному виду деятельности. В своей работе с родителями мы использовали наглядные методы: информация была размещена в приёмных, в папках – передвижках. Вот примерная тематика: - «Детское конструирование – что это такое?», «Игротерапия для детей.», «Учим ребенка различать цвета».

В результате проделанной нами работы по обогащению сенсорного опыта детей раннего возраста в строительных играх прослеживается положительная динамика:

  • дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
  • с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
  • стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в конструктивной деятельности.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «SENSUS» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многообразнее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Сенсорное воспитание - система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Известный зарубежный педагог М.Монтессори «сензитивным периодом» для сенсорного развития называет возраст от 0 до 5,5 лет. В отечественном словаре по психологии возрастная сензитивность определяется как присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

Мнение большинства ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для сенсорного развития.

В дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности.

В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет еще не стал для ребенка важным признаком, характеризующим предмет .



Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Например, малыш легко отличает маленькую ложечку, которой он ест сам, от большой, которой пользуются взрослые. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно. Ведь, если палка слишком коротка, с ее помощью не удастся достать мяч. В других случаях восприятие остается размывчатым и неточным. Цвет ребенком воспринимается труднее поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение действий.

Исследования ученых Истоминой З.М., Пилюгиной Э.Г., Венгер Л.А. и др., показали, что дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на зеленый или на какой- либо другой цвет. Устойчивой связи между словами – названиями цвета и конкретным цветом еще не образовалось. Полное слияние слов – названий цвета с конкретным содержанием у детей происходит только к пяти годам.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельностью. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей. Сенсорные процессы, будучи связаны с различными видами деятельности и развиваясь вместе с ними, сами носят активный характер, являются своеобразными ориентировочно-исследовательскими действиями.

Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. У дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. В дошкольном возрасте преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.

Важнейшей особенностью восприятия детей трех-семи лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания.

Как показывают исследования, развитие детского восприятия подчиняется общим закономерностям онтогенеза человеческой психики, который осуществляется путем «усвоения» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), овладения социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями. Л.С. Выготский в своем труде «Орудие и знак в развитие ребенка» рассматривает такую деятельность как речевое общение, чтение, письмо, счет и рисование, как особые формы поведения, образующиеся в процессе социально-культурного развития ребенка. Они формируют внешнюю линию развития символистической деятельности, существуют наряду с внутренней линией, представленной культурным развитием таких формаций, как практический интеллект, восприятие, память. Высшие функции восприятия, памяти, внимания, движения внутренне связаны со знаковой деятельностью ребенка.

Таким образом, сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.

Исследования группы ученых Запорожца, Лисиной и др. показали, что качественные различия между восприятием ребенка раннего возраста и ребенка-дошкольника связаны с переходом от простейших предметных действий к более сложным видам продуктивной деятельности (рисованию, конструированию, лепке и т.д.), которые предъявляют более высокие требования к детскому восприятию. Ученые пришли к выводу, что возрастные изменения восприятия не могут рассматриваться изолированно от всех других проявлений личности ребенка, поскольку они являются подчиненными моментами в общем ходе изменения его взаимоотношений с окружающей действительностью, в общем ходе развития детской деятельности. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

В изобразительной деятельности знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных каракуль, штрихов, пятен. Он еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия не только развивают координацию движений, но способствуют накоплению цветового опыта. Период раннего и младшего возраста, где внимание направлено на освоение новых материалов, интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. На третьем году жизни детей привлекает не только процесс закрашивания, но восприятия пятна. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна. Лист бумаги, закрашенный в какой-либо цвет, воспринимается как единый образ. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера линий, пятен, штрихов. Ассоциативный рисунок отличается от первых каракуль тем, что ребенок дает характеристику цвета и высказывает свое отношение к нему.

В начале и в конце третьего года жизни процесс рисования существенно изменяется. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности. Ребенок может самостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета. Под определение красного могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов. Это особенно заметно, если педагог в работе использует разные цветовые палитры. В практической работе с такими палитрами особенно заметно, что к пяти годам у детей особенно ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет – кирпичный, томатный, кровавый, солнечный. Таким образом, за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разная. Но определяются наиболее часто встречающиеся, такие как красный – Дед Мороз, помидор; оранжевый – апельсин; желтый – солнце, цветок; зеленый – лягушка, трава; голубой – небо, вода; синий море; фиолетовый – свекла, баклажан.

К четырем-пяти годам ребенок научится распознавать и называть цвета.

Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развития конкретного образного мышления, развитием эмоциональной сферы.

Особое значение сенсорное воспитание приобретает в дошкольном детстве, т.к. именно в этот период интенсивно развиваются сенсорные процессы. Причем основное внимание уделяется не изолированными упражнениями органов чувств, а формирование различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности.

Итак, к трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры. Начиная с 3 лет, детей особое место занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета.

Первым этапом ознакомления с цветом детей трехлетнего возраста является формирование у них представлений о цветах. В условиях общественного дошкольного воспитания этот этап может быть осуществлен в первой младшей группе. С детьми, начинающими посещать дошкольные учреждения с трех лет работа проводится в виде игр, упражнений, способствующих накоплению цветовых представлений. Эти упражнения предполагают сравнение предметов по цвету, выбор одинаковых. Система упражнений включает знакомство с цветами спектра, ознакомление со свойствами предметов включает выделение свойства, путем соотнесения между собой, на более высоком уровне развития детей распознавание цвета в процессе соотнесения свойства предметов с усвоенными эталонами, в раннем детстве не ставиться задача усвоения детьми общепризнанных эталонов, обучение не включает обязательное запоминания названий отдельных цветов. Почвой для введения опредмечевания свойств, установления детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. При решении различных сенсорных задач важным оказывается обучение внешним приемам сопоставления объектов, например прикладывания вплотную для распознавания цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

В младшей группе детского сада дети (3 – 4 лет) учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.

Вначале у детей формируют представления об ахроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. Венгер Л.А. считает, что на первых порах целесообразно вводить не семь, а шесть цветовых тонов. Исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим.

Венгер Л.А. утверждает, что при ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея ввиду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий допустимо, но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т.п.). Педагоги заметили, что усвоение названий сенсорных свойств значительно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Абстрактные слова заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику, – малышам они понятны и доступны.

В.Я. Семенова отмечает, что детям младшего дошкольного возраста свойственна фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процесса анализа и синтеза. Дети часто затрудняются в различении, дифференциации общих свойств, особых и единичных свойств, в последовательности обследования. У детей наблюдается снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но не достаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят сходства с насыщенными цветами, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру. Дети путают названия цветов; в активном словаре отсутствуют названия многих цветовых оттенков.

Критериями оценки сформированности восприятия цвета являются знание сенсорных эталонов цвета, которые характеризуются следующими показателями:

Умение соотносить цвета с образцом;

Умение располагать цвета в соответствии с образцом;

Умение находить цвета и оттенки по названию;

Называние основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого), дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого).

В назывании детьми именно этих цветов и оттенков мы опирались на программу М.А. Васильевой и на исследования Л.А. Венгера. Согласно программе М.А. Васильевой дети второй младшей группы должны знать не менее пяти-шести цветов (белый, черный, красный, синей, зеленый, желтый). Младших дошкольников знакомят с оттенками (серого, розового, голубого).

Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т.п.)

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.

С.А. Козлова, Т.А. Куликова дают такое определение. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

По Поддъякову Н.Н., сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

В определениях Козлова С.А. и Поддъякова Н.Н. речь идет о целенаправленном процессе. В первом определении указано кто руководит процессом, во втором – на кого он направлен, результатом воздействий в одном являются формирование чувственного познания, совершенствование ощущения и восприятия, в другом – развитие сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Развитие способностей более высокий уровень развития всех познавательных процессов.

Запорожец А.В. определяет сенсорное воспитание следующим образом. Сенсорное воспитание – направленно на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д.

Запорожец А.В. и Поддъяков Н.Н. дают разные названия результата, в одном случае ощущения, восприятие и представления – это процессы, в другом – сенсорные способности.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т.е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой Венгером Л. А. подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

В дальнейшем мы будем ориентироваться на него.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др.

Говоря о восприятии, психологи называют его деятельностью, процессом, способом, формой познания действительности, механизмом. Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л, говоря о восприятии, указывают на многогранность и сложность этого процесса, так же как многогранен и сложен мир вокруг нас. Ученые выделяют следующие свойства восприятия: такие как целостность, ортоскопичность или константность, категориальность и предметность, или осмысленность, историчность.

Л.С. Выготский утверждает, что восприятию на самых ранних ступенях развития присущи структурность и целостность. Ребенок воспринимает объекты целостно, а не отдельные его части.

Ортоскопичность – мы видим предметы правильно, той величины, формы и цвета, какими они являются постоянно.

Категориальность и предметность, или осмысленность, в том, что возникающие в восприятии чувственные данные и формирующийся при этом наглядный образ тотчас же приобретают предметное значение, т.е. относятся к определенному предмету. Этот предмет определен понятием, закрепленным в слове; в значении слова зафиксированы признаки и свойства, вскрывшиеся в предмете в результате общественной практики и общественного опыта.

Историчность восприятия заключается в том, что оно только относительно непосредственный акт познания мира историческим человеком. Непосредственное восприятие действительности на данной ступени развития вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой, в процессе которой переделывается и чувствительность человека.

Восприятие меняется с возрастом человека и восприятие ребенка отлично от восприятия взрослого человека. Выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский говорит о том, что на протяжении развития ребенка возникают новые психологические системы, внутри которых восприятие действует и внутри которых оно и получает ряд свойств. В процессе детского развития возникает связь функций восприятия с функцией эйдетической памяти, слияние функций наглядного мышления с функциями восприятия (восприятие предмета как такового не в состоянии отделить от значения, смысла этого предмета), связь речи и слова с восприятием (обычный ход восприятия изменяется, если ребенок не просто воспринимает, а рассказывает воспринимаемое). Наряду с образованием новых межфункциональных связей восприятие в процессе развития «освобождается» от целого ряда связей, характерных для него на ранних ступенях развития.

Теория восприятия строится на том, что человек познает окружающий мир, опираясь на деятельность анализаторов. Анализатор – это термин, введенный И.П. Павловым для обозначения нервного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей и формирующего специфические для данного анализатора ощущения. [,45] Иначе говоря, под анализаторами подразумевают образования, осуществляющие познание внешней и внутренней среды организма. Существует обобщенная схема действия анализаторов. Каждый анализатор состоит из трех частей. Периферический конец, то есть рецептор, непосредственно обращен во внешнюю среду. Это сетчатка глаза, улитковый аппарат уха, чувствительные приборы кожи и т.п., которые через проводящие нервы соединяются с мозговым концом, т.е. определенной областью мозговой коры. Отсюда затылочная кора является мозговым концом зрительного, височная – слухового, теменная – кожного анализаторов. В свою очередь, мозговой конец уже в коре больших полушарий разделяется на ядро, где осуществляется наиболее тонкий анализ и синтез тех или иных раздражителей.

Основу восприятия составляют ощущения, вызываемые воздействиями на органы чувств, точнее воздействия на чувствительные аппараты (рецепторы). В зависимости от того, какой анализатор задействован или орган чувств, выделяют обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, тактильные ощущения. Любая информация, поступающая к нам через органы чувств, имеет свой специфический вид для каждого из них. А в реальном мире каждый предмет может обладать разными видами информации (разными свойствами). Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о целом предмете со всеми свойствами.

Группа педагогов и психологов А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др. утверждают, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Первой ступенью познания является чувственный опыт, чувственное познание. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Чувственное и рациональное познание рассматриваются как разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, как разные формы познавательной деятельности, находящиеся между собой в органической взаимосвязи. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершении практической деятельности ребенка.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А. Венгером и описал следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т.е. в период времени от трех до семи лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивных действий. В частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединить их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяются и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.

Л.А. Венгер выделяет ряд этапов развития перцептивных действий. На первом этапе процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. На этом этапе, который ставит перед ребенком новые перцептивные задачи, непосредственно в материальные действия вносятся необходимые исправления, которые должны быть сделаны для формирования адекватного образа. Лучшие результаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются так называемые сенсорные эталоны, которые также выступают во внешней, материальной форме. С ними ребенок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним.

На втором этапе Л.А. Венгер отмечает, что перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с выполняемыми предметами. На данном этапе, пишет Л.А. Венгер, дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза.

На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознании и на подсознательном уровне у ребенка. Дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения, в результате внешнее перцептивное действие превращается в умственное.

В педагогике и психологии сенсорное развитие ребенка подразумевает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе формирование музыкального слуха, совершенствование звукового анализатора речи и др.

Педагоги и психологи (А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.) пришли к выводу, что для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Под сенсорными эталонами обозначаются обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

В результате многовекового опыта человечество выделило такие системы общепринятых сенсорных эталонов, как звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем» родного языка, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, спектр цвета, величины и т.д.

Под способами обследования понимаются определенные перцептивные действия, в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений.

Поддъяков Н.Н. считает, что ребенка нужно учить воспринимать предметы и явления: развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.

Также Поддъяков Н.Н.отмечает, что при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако, с другой стороны словесный путь должен быть подкреплен чувственным опытом. Знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.

Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза, и далеко не всегда они являются наиболее важными и характерными. В связи с этим Поддъяков Н.Н, призывает учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.

Поддъяков Н.Н. считает, что в дидактических пособиях задача выделения того, или иного свойства облегчена. Более того, все внимание направляется на сравнение по данному свойству. А сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие и данным и многим другим предметам.

Другой путь – от общего целостного восприятия предметов к вычленению их отдельных свойств и признаков. Отдельные свойства выступают в предметах в сложных и многообразных связях, и такое сравнение значительно труднее, чем с помощью дидактических пособий.

В связи с этим для развития полного восприятия предметов Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддъяков предлагают такую последовательность обследования предметов, общую для разных видов деятельности.

1.Восприятие целостного облика предметов.

2.Вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств (формы, величины, строения и др.)

3.Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева)

4.Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

5.Повторное целостное восприятие предмета.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Венгер Л. А. и Пилюгина Э.Г. выделяют следующие задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущими яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величин

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Успешность познавательного развития во многом определяется уровнем развития сенсорных процессов, то есть тем, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне сниженной роли фантазии, что является основой аналитического мышления, хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической ее формы, достаточное развитие мелкой моторики руки, овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха, начальное овладение символическими операциями, зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.

Связь эстетического и сенсорного воспитания заключается в том, что дети учатся не только соотносить цвета по сенсорным эталонам, но и под руководством взрослого учатся видеть красоту цвета в окружающей действительности: в объектах природы, картинах, народных игрушках, одежде самих детей. Взрослый обращает внимание детей на красивое голубое небо с плывущими по нему белыми облаками, зеленую ель, ярко-желтые одуванчики в зеленой траве, красное (синее, голубое) платьице куклы с белыми кружевами и т.д.

Таким, образом, сенсорное воспитание является задачей умственного, эстетического и физического воспитания.

В нашей исследовательской работе речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия цвета. Ознакомление с этим свойством составляет основное содержание сенсорного воспитания, наряду с формой и величиной. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, опирается только на зрительные ощущения и восприятие. В связи с этим усвоение сенсорных эталонов цвета происходит медленнее и сложнее.

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. В зрительном ощущение особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия наиболее опредмеченные, объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

Все воспринимаемые глазом цвета подразделяют на две группы: хроматические и ахроматические. К хроматическим относятся: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, т.е. по цветовому тону, к ахроматическим – белый, черный, и оттенки серого.

Помимо этого, цвет обладает следующими характеристиками:

Цветовой тон – это специфическое качество, которым один цвет отличается от любого другого при равной светлоте и насыщенности.

Светлота – это степень отличия какого-либо цвета от черного. Наименьшей светлотой обладает черный цвет, наибольшей – белый

От светлоты предметов следует отличать яркость. Яркость характеризуется произведением освещенности на коэффициент отражения. Светлота – цветовое свойство поверхности, яркость же характеризуется количеством лучистой энергии, отражаемой от данной поверхности.

Насыщенность – это степень отличия данного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте.

Ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами воспринимается не цвет вообще, а цвет определенных предметов.

Художники привыкли считать основными три цвета – красный, желтый, синий. Эти цвета соответствуют трем краскам, из которых можно получить путем смешивания наибольшее количество цветов. Но все-таки основными, главными цветами считаются четыре: красный, желтый, синий и зеленый. Основанием служит тот факт, что названные цвета совершенно различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырех основных. В европейских языках эти цвета обозначаются словами, корни которых уходят вглубь времен. Все остальные называются или составными словами (желто-зеленый), или словами, происходящими от слов, обозначающих конкретные предметы (фисташковый, лимонный и т.д.).

В формировании у детей дошкольного возраста представлений о цвете педагоги (Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Семенова В.Я) выделяют ряд этапов.

Первый этап – отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые – неодинаковые, контрастные). Таким образом, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках, предметах окружающего мира. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой – не такой, одинаковый – разный. Лишь после того как ребенок будет обучен и освоит навык идентификации предметов в целом, можно переходить к отождествлению отдельных признаков и качеств предметов.

Второй этап – обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов – цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».

Третий этап – соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.

Четвертый этап – выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Основной тип инструкции на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок дал предмет определенного цвета.

Пятый этап – формирование у ребенка словесно обозначать цвет. Актуализация названий цветов спектра в речи ребенка во временном отношении длительна. В случае особых трудностей этот процесс может быть разделен на более короткие этапы. Взрослый оказывает ребенку дозированную помощь, используя различные способы речевой поддержки: называет цвет сам и просит повторить название, подсказывает первую букву или первый слог слова или задает наводящий вопрос. На более продвинутом этапе детям предлагают кроме основных четырех цветов добавить также белый, черный, оранжевый и фиолетовый цвета спектра.

Шестой этап – обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

Седьмой этап – обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Педагоги и психологи пришли к выводу, что умение воспринимать само не образуется и детей нужно учить действиям восприятия. Одними из первых об этом говорили Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель.

В области развития восприятия цвета были предложены разные пути развития.

Ф. Фребель в свое время разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни. Он советовал родителям подвешивать над колыбелью ребенка предметы разной геометрической формы (Ф. Фребель называл их «дары»: шар, куб, цилиндр), меняя их цвет, величину, высоту над колыбелью. Он менял расстояние так, чтобы начинал тянуться к предметам рукой, доставать их, схватывать, ощупывать.

Ф. Фребель организовал детский сад, где и включил для развития умственных способностей детей, разработанные им игры и игровые средства.

Среди игровых средств Фребеля формирующих восприятия цвета были: войлочный мячик, различной окраски (цвета радуги и белый), подвешенный на веревочке, демонстрирующий ребенку разные цвета, а также разные виды и направления движений. Из детского сада Фридриха Фребеля заимствованы игры типа «мозаика». Фребель считал, что бусы разного цвета, изготовленные из керамики, стекла и дерева, нанизанные по своему усмотрению на нитки или тесемки и используемые потом для игры или в декоративных целях, развивают у детей художественный вкус, знакомят с понятием «множество», помогают понять количественные обозначения, способствуют развитию сноровки пальцев, сконцентрированности внимания, выдержки и точности.

Мария Монтессори, итальянский педагог, доктор медицинских наук, известна тем, что создала специальную школу, для того, чтобы помочь адаптироваться детям страдающим слабоумием. М. Монтессори придумала необычные пособия и игры, с помощью которых малыши изучали окружающий мир доступным им способом – опираясь на чувственный опыт. С помощью дидактического материала Монтессори, упражняются органы чувств.

Отечественная педагогика отмечает слабые места теории Монтессори, указывая на то, что: во-первых, внешние признаки предметов абстрагированы, отделены от реальных предметов, явлений; во-вторых, ребенок работает с материалом самостоятельно (так как он построен по принципу автодидактизма), в результате ребенок тонко различая, например, цвета и оттенки, не может их назвать, сравнить и обобщить, применить в других видах деятельности, выходящих за рамки упражнения с дидактическим материалом. Без руководства взрослого богатый сенсорный опыт не становится фундаментом для развития мышления ребенка.

Мария Монтессори считала, что воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением.

Дидактический материал очень богатый по содержанию, выделить то, что формирует эталоны цвета сложно, цвет у М. Монтессори является дополнительным признаком для формирования представлений других признаков.

Отечественный педагог Е.И Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т.д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Е.И Тихеева отводила воспитателю.

Б.И. Хачапуридзе для овладения восприятием цвета, предлагает использовать дидактический материал для коллективных и индивидуальных игр: «Секторина», «Живоее домино», «Ваза цветов», «Вертолина», а также предлагает применять краски, цветные карандаши, природный материал. Дидактические игры, предложенные Б.И. Хачапуридзе, предусматривали необходимость применения ребенком активных интеллектуальных операций (абстракции, обобщения, анализа и синтеза) и овладения словесным обозначением предметов и выделяемых свойств.

Группа отечественных психологов и педагогов А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др. в своих исследованиях пришли к выводу о том, что сенсорное воспитание в дошкольном возрасте осуществляется через доступные детям виды изобразительной деятельности – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Именно эти виды деятельности создают благоприятные условия для формирования сенсорных способностей, связанных с познанием пространственных и цветовых свойств предметов.

На основании исследований Н.Н. Поддъяков, В.Н. Аванесова, Н.П. Сакулина, А.П. Усовой и др. сложилась современная общая система сенсорного воспитания.

Ведущей формой сенсорного воспитания, как считают педагоги (Н.Н. Поддъяков, В.Н. Аванесова, Н.П. Сакулина и др.) являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера. Планомерное развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме, величине предметов осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности, конструированию, родному языку и др.

В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятания и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, разнообразные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляются в формах увлекательных доступных ребенку.

Педагоги Пилюгина Э. Г., Зворыгина Е.В., Карпинская Н.С., Кононова И.М. Новоселова С. Л, Т.В. Башаева и др. разработали специальные занятия, дидактические игры, упражнения, способствующие сенсорному воспитанию детей.

Многие педагоги-практики предлагают познакомить детей с цветами радуги через художественное слово, поэты пишут стихотворения для детей, среди них есть такие авторы: А. Венгер «Цвета радуги», Л.Б. Дерягина «Сказка о том, как на свете появились краски», Н. Ефремова «Цветная страна».

Педагоги придумывают новые дидактические пособия, способствующие формированию восприятия цвета, используют в работе необычный материал, созданный из пластиковых бутылок, крышек, разовой посуды. «Сухой аквариум» - набор цветных крышек в пластиковом тазу или коробке. Играя с ним, у детей снимается напряжение, усталость, расслабляют мышцы спины, плечевого пояса; развивается восприятие, внимание, мышление, воображение, творческие способности, мелкая моторика. «Накорми птенца» - игровые модули – птенцы, сделанные из полиэтиленовых бутылок, и много разноцветных крышек. Целью такого пособия является закрепление представления о цветовой гамме и ее оттенках, а также обучать метанию в цель, побуждать упражнять в счете, развивать внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику рук. .

Консультация для воспитателей

«Роль чувственного опыта дошкольников
в процессе познания окружающей действительности»

Свергунова Татьяна Юзиковна, воспитатель МБДОУ №37 г.Армавир

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание , направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представлений) . Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Необходимо обеспечить ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и их звучанием в родной речи. Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, изодеятельности, развитию речи.

В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями большое место отводится дидактическим играм. В играх сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка проходит в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, соревнования в достижении результата) . Большое значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный опыт, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Проблемы сенсорного воспитания очень меня заинтересовали, поэтому, набрав в конце года II младшую группу, я решила уделять этим вопросам особое внимание.

Прежде всего, я работаю над созданием окружающей среды, которая как известно является важнейшим фактором для всестороннего развития личности ребенка. Игры охватывают все аспекты сенсорного воспитания: цвет, форма, развитие мелкой моторики рук и т. д. Разнообразие развивающих игр по сенсорике помогают моим малышам в усвоении названий предмета, формы, в установлении связи между свойством предмета и его словесным обозначением. В своей работе с детьми я использую эффективный прием, когда то или иное понятие связывается в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет округлой формы - «мяч», прямоугольный брусок - «кирпичик», треугольная призма - «крыша», красный предмет - «помидор», «ягодка», желтого - «цыпленок», «лимон», оранжевого - «апельсин») . Также я упражняю малышей в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, цвету или форме. В ходе обучения дети оперируют словами, необходимыми для регуляции выполняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, цвет. В качестве дидактических пособий использую деревянные вкладыши пяти геометрических форм, деревянные грибочки, плоскостные геометрические фигуры. Особое значение уделяю играм, помогающим малышам различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Ведь только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики пальцев. Здесь применяю игры с мелкими игрушками «киндер сюрпризами», откручивание и закручивание пробок на бутылках, флаконах, собирание семян кукурузы, фасоли, складывание спичек в коробочку. Особый интерес вызывают у малышей различные игры с пальчиками, сопровождающиеся стихотворными текстами, гимнастика для рук, подражание различным животным. Ну и, конечно же, дети с удовольствием играют в развивающей зоне с играми различного содержания, а именно:

  • На восприятие цвета:
  • «Собери букет в вазу»;

    «Собери цветок» (розы, ромашки, василька) ;

    «Найди пёрышки для петушка»;

    «Что растет на дереве»;

    «Парные картинки»;

    «Волшебная палитра»;

    «Наряди куклу»;

    «Что бывает такого цвета?»

  • На восприятие формы:
  • «На что похоже»;

    «Почини одеяло»

  • Развитие мелкой моторики рук:
  • «Зашнуруй ботинок»;

    «Матрешка» (застегивание пуговиц) .

Примерный конспект занятия во II младшей группе. Сенсорное воспитание

Программные задачи: развить у детей умение вычленять из общей группы предметов определенный цвет, видеть заданный цвет в окружающей обстановке, совершенствовать мелкую мускулатуру рук (вкладывать, надевать, закручивать) ; подвести к понятию «дикие животные»: образу жизни, питании; помочь детям не ошибиться в выборе продуктов, воспитывать устойчивый интерес к занятию.

Материал: дидактический паровоз, состоящий из 6 вагонов 6 цветов (красный, белый, желтый, синий, зеленый, черный) , колеса данных цветов, пробки разных цветов по количеству вагонов, мелкие игрушки с бантиками различных цветов, мягкие игрушки: медведь, заяц, белочка, ежик; продукты: орехи, грибы, травка, морковка, мед, яблоки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поехать в путешествие в лес. Спрашивает: «А на чем можно поехать в лес?» Дети перечисляют: на самолете, на машине, на поезде. «Вот и у нас с вами есть паровозик, только мы с вами должны починить вагончики. Только будьте внимательны. Вагончики разного цвета и колёсики с пробками должны быть одинаковыми: если вагончик красный, то и колесики с пробками должны быть красными».

Малыши приступают к работе, воспитатель помогает затрудняющимся детям. Когда поезд готов, воспитатель хвалит детей, предлагает малышам полюбоваться на результаты своего труда. «А кто же поедет с нами? А вот и зверюшки хотят с нами попутешествовать, но они тоже поедут каждый в своем вагончике. Какого цвета их бантик, в те вагончики и посадите их». Когда все звери сидят по своим местам, малыши отправляются в путь, поют песенку «Паровоз».

«Ну вот мы и в лесу. Давайте вдохнем свежего воздуха, понюхаем цветы, погладим травку» (какого цвета трава и цветы в ней?) «Как красиво здесь! Посмотрите, ребята, а вот и зверюшки встречают нас. Детки, вы знаете - это дикие или домашние животные? Почему?» Ответы: живут в лесу, сами себе добывают пищу). «Ребятки, я приготовила лесным жителям угощение, да вот не знаю кому что нужно. Кто что ест? Здесь мед, орехи, фрукты, грибы, травка, морковка. Угостите зверушек тем, что каждый их них любит». Малыши относят еду. «Зверюшки благодарят нас. Давайте еще погостим у них, поиграем».

Подвижные игры: «У медведя во бору» , «Зайка серенький сидит» .

татьяна волобуева
Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и констру-ированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории по-знавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребенка-до-школьника возникают категории величины, формы, цвета, пространст-венных отношений. Ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Благодаря различным видам деятельности и прежде всего игре память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение : из репродуктивного, воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интен-сивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации , такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значимым для развития творчества дошкольника является сам процесс поисковых преобразований.

Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований сви-детельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления .

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребенок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности . Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления . Это свойственно всем детям и имеет важное значение для становления творческой личности. Наиболее ярко этот процесс проявляется у одаренных и талантливых детей . Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа» , предполагающие множество верных решений (например, «Как взвесить слона?» или «Что можно сде-лать из пустой коробочки?» )

Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется в разных ви-дах деятельности - игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Бла-годаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач . В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы) .

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мыш-ление. Это только начало его развития . В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Так, ребенок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого.

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний :

Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;

Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, чтение, грамота, письмо и др.) .

Система знаний включает две зоны - зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, «полузнания» .

Вопросы детей - показатель развития их мышления . Вопросы о на-значении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их послед-ствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знание.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей форми-руются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности , развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка-до-школьника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Опираясь на исследования Л. А Венгера, А. В. Запорожца, А. В. Петровского, Н. Н. Поддьякова, мы выявили психологические и возрастные особенности старших дошкольников , позволяющие уже на этапе дошкольного детства развивать устойчивый познавательный интерес . Дошкольник как активный субъект деятельности обладает определенными качествами личности : самостоятельностью, инициативностью, способностью к самоорганизации , преодолению трудностей. В процессе познания субъект деятельности не пассивно принимает сложившуюся задачу, а стремится ее изменить, преобразовать.

Мы поддерживаем мнение Н. Н. Поддьякова, согласно которому развитию положительного отношения к познанию окружающей действительности помогает «детское экспериментирование» . Н. Н. Поддьяков определяет два пути формирования представлений у ребенка. «Первый путь – это формирование представлений в процессе восприятия предметов, но без практического преобразования. Второй путь – формирование детских представлений в процессе практической, преобразующей деятельности самих детей ». Второй путь, по данным Н. Н. Поддьякова, значительно продуктивнее. Эту позицию акцентирует и Л. А. Венгер, который указывает, что для ребенка-дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение своего собственного чувственного опыта. Поэтому в работе с детьми мы использовали метод моделирования.

Вслед за А. И. Савенковым, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой мы считаем, что успешному овладению действий целеполагания, конструирования и анализа деятельности будет способствовать метод проектов , позволяющий развивать способности к самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в содружестве с воспитателями, сверстниками и родителями в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Немаловажное значение при организации совместной деятельности педагогов, детей и родителей имеет выбор организационных форм. Изучив различные подходы к выбору оптимальных форм организации совместной деятельности, повышающих познавательную активность детей старшего дошкольного возраста (В. К. Дьяченко, Е. М. Еремина, Н. Э. Фокина, Г. А. Цукерман, мы пришли к выводу, что дети, познающие окружающий мир в разных формах совместной деятельности : групповой, в микрогруппах, парной, - вдвое лучше умеют оценивать свои возможности, чем дети, осваивающие тот же материал при фронтальной организации.

Публикации по теме:

Психолого-педагогические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста «Психолого-педагогические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста» Воспитание и обучение входят.

Консультация для родителей: «Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста» В истории человечества.

Педагогические условия развития познавательно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста Ученые, педагоги, психологи уже не одно десятилетие говорят о том, что обучение должно быть «проблемным», а значит, должно содержать элементы.

Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста» Интеллект - Сложное.

Развитие динамической стороны эмоций и чувств дошкольника обусловлено формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Содержательный аспект эмоций и чувств связано с причинами и объектами переживания .

В дошкольном детстве формируются высшие чувства. Особые переживания сопровождают отношение детей к родителям, общение с которыми в совместной деятельности питают радостные эмоции. Тревожные переживания вызывают конфликт в семье, споры с ровесниками, несправедливое отношение к ним. Дошкольник часто впадает в ревность, так как ему кажется, что братик или сестренка пользуется большим вниманием взрослых .

Глубже становятся в этом возрасте чувство гордости, которое является основой самооценки ребенка, обусловливающие поведение. Иногда эти чувства закрывают от ребенка другого человека, в результате чего формируются самолюбие, эгоизм. Важная роль в развитии личности дошкольника принадлежит эстетическим чувством (прекрасного, гармонии, ритма, божественного). Яркими интеллектуальными чувствами дошкольников являются чувство удивления и любопытства. Успех в деятельности вызывает у них яркие положительные переживания, которые могут проявляться сдержанно, однако неудача приводит бурное недовольство. Связанные с деятельностью негативные переживания часто порождают неуверенность в своих силах, боязнь новых задач .

В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине, проявляется способность к эмпатии. Детям свойственна как гуманистическая эмпатия (эмпатийные переживания, в которых эмоционально акцентируется неблагополучие или благополучие другого в форме радости за другого, сочувствие, сострадание), так и эгоцентрическая эмпатия (переживание страдания, страха, радости в ответ на печаль другого, а также - сумму в ответ на радость другого). Несмотря на некоторые типичные особенности эмоциональной сферы дошкольников (яркость и непосредственность переживаний, преобладание чувственности над другими сторонами жизни), у каждого ребенка она индивидуальна .



Интенсивное развитие личности дошкольника определяет глубокие изменения в его эмоциональной сфере. Если в раннем возрасте эмоции обусловлены непосредственно окружающими влияниями, то у дошкольника они начинают опосредоваться его отношением к тем или иным явлениям. Вследствие появления опосредованности эмоций они становятся более обобщенными, осознанными. Ребенок проявляет способность сдерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и в усвоенных норм поведения. Ребенок ориентируется на «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», все чаще «хочу» уступает «надо». Сдерживание ребенком эмоций приобретает характер их интериоризации, т.е. свертывания внешних проявлений. Например, дошкольник в ситуации обиды, огорчения пытается сдержать слезы. Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о надлежащей поведении, особенно, когда оно связано с игровой ролью. Вот в «врачу» принесли зайчика, которому волк оторвал ухо. Ребенок-врач едва сдерживает слезы, но «врачи не плачут». Вместе, взрослый должен серьезно отнестись к случаям, когда дошкольнику не удастся сдержать своих эмоций, не ставить при этом непосильных требований перед ребенком .

Зарождение личности дошкольника происходит на основе способности подчинять общественно важные мотивы (надо) своим импульсивным желанием (хочу). Деятельность ребенка приобретает развернутый характер, состоит из нескольких этапов, на основе чего возрастает значение эмоции в функции предсказания. Ребенок хочет получить достаточно отдаленный результат, эмоционально воспринимает возможность его достижения .

Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольника становится переживание по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки: «что скажет мама?», «отец будет ругаться». Таким образом, эмоции дошкольника включаются во внутренние механизмы обеспечение соподчинения мотивов как важный их компонент .

Имея достаточно разнообразный опыт общения с помощью речи, ребенок усваивает навыки выражения эмоций в единство вербальных и невербальных средств. Сначала у ребенка преобладают невербальные средства выражения эмоций (мимика, выразительные движения, крик, плач), а к концу дошкольного возраста ребенок умеет обозначить свое эмоциональное состояние в речи .

Значительный прогресс испытывают высшие чувства, как непременный признак личности. их развитие происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка - трудовой, продуктивной, игровой. Особую роль играет общий характер выполнения деятельности дошкольника, когда дошкольники могут сравнивать свои результаты, стремясь к оригинальности. Например, задача украсить комнату, балкон, елку прямо предусматривает решение детьми эстетической задачи, а при его достижении дети руководствуются своими эстетическими представлениями. Дальнейшее рассмотрение и анализ выполненных детьми работ обогащает их представления о красивой жизни. Так, Т. С. Комарова подчеркивает, что целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения составляет единый процесс природного и эстетического познания. Знакомя детей с объектами природы, следует обращать внимание на красоту их внешнего вида, вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Так чтобы познавая природу, дети переживали эстетические чувства .

Эстетические переживания ребенка особенно тесно связаны, с одной стороны с познавательными процессами, а с другой, с соприкасающихся представлениями. Познавательная активность ребенка окрашена интенсивными переживаниями, приобретая тем самым для ребенка особую ценность. Открывая новые свойства предметов, находя объяснение для таинственных и непонятных явлений природы, ребенок переживает восторг, радость открытия, удивление и сомнение, которые становятся достоянием ее опыта на всю жизнь. Вот как описал это состояние ребенка писатель Андреев Л.Н.: «Ему было 6 лет от роду, седьмой, и мир для него был огромным, живым и очаровательно неизвестным». Благодаря эмоциональному сопровождению познавательная деятельность приобретает для ребенка самоценный характер, он стремится к ее продолжению. Отличительной особенностью интеллектуальных эмоций является их стимулирующее влияние на познавательную деятельность. их формирование у дошкольника благоприятно обозначается впоследствии на этапе школьного обучения .

Представление ребенка о красивом и безобразном в собственном поведении служит источником этических чувств, ассоциируясь с добром и злом. В своих рисунках ребенок передает отношение к положительным героям, подробно прорисовывая их изображения, пользуясь набором цветов. Злые изображаются ограниченными количеством цветов в виде аморфных образов - это может быть просто черное пятно или что-то похожее на запутанный клубок темных нитей.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

· эмоции дошкольника опосредуются его отношением к тем или иным явлениям;

· вследствие появления опосредованности эмоций они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми;

· эмоции в функции предсказания включаются во внутренние механизмы обеспечения соподчинения мотивов;

· интенсивное развитие высших чувств происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка - трудовой, продуктивной, игровой;