Садовые растения        20.06.2020   

Описание шелка. Искусственный шелк: свойства, состав, применение и уход. Великий Шелковый путь

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

Споры о том, когда был начат процесс производства шелка, продолжаются по сей день. Однако находки археологов в Китае уже, собственно, могли бы поставить точку в этом вопросе - фрагменты ткани, обнаруженные в 1958 г. в провинции Шаньдун, на востоке Китая, являются древнейшими в мире дошедшими до нас шелковыми изделиями. Сейчас шелк называют «королем тканей» и изготавливают его во множестве разновидностей, а самый ценный и дорогой - натуральный материал, неразрывно связан с историей и культурой Поднебесной империи.

Легенда о жене императора

Производство шелка в Китае насчитывает более 6 тысяч лет. История этой великолепной ткани овеяна легендами. Согласно одной из них, супруга Желтого императора Хуанди сидела под тутовником и пила чай, когда в ее чашку упал белый шарик - кокон. Женщина любила созерцать различные явления и увидела, как из пушистого шарика появляется крепкая белая нить. Намотав нить на палец, жена императора поняла, можно использовать для создания ткани. По ее приказу шелкопрядов стали выращивать специально.

Позднее в Китае был изобретен примитивный ткацкий станок, после чего производство шелка в древнем Китае в эпоху в XVI веке до н. э. достигло высочайшего уровня.

Под страхом смертной казни: секрет производства китайских ткачей

Свое искусство китайские мастера хранили в глубокой тайне на протяжении более чем тысячи лет. Секрет производства шелка в древнем мире был засекречен очень строго - в истории человечества это была одна из самых охраняемых «бизнес-тайн». Запрет на вывоз личинок шелкопряда, коконов, семян тутового дерева действовал под страхом смертной казни.

Хотя в те далекие времена имели право одеваться в шелковые наряды только императоры и знать, культура шелководства и шелкопрядения быстро распространилась по всей Поднебесной, материю покупали и представители среднего сословия, и бедняки.

Изящные полотна и наряды славились превосходным качеством и тонкой работой. Но ни запреты, ни казни не могли остановить продвижение шелка в другие страны.

Великий Шелковый путь

Шелковые товары стали важной составляющей внешней торговли Китайской империи. Ценная ткань была привезена в Европу благодаря Шелковому пути. Товары везли по горам и пустыням, на верблюдах и мулах, и никакие преграды не могли остановить тяжело навьюченные караваны - ценный груз сулил немалую прибыль.

Великий Шелковый путь пролегал через Азию и Европу, связывая жизнь и быт различных народов. Он начинался в долине реки Хуанхэ, проходил через западную часть Великой Китайской стены до озера Иссык-Куль. Далее путь разветвлялся в северном и южном направлениях: на юг дорога вела в Фергану, Самарканд, Ирак, Иран, Сирию и к Средиземному морю, а северное расходилось на два отрезка - один шел в Среднюю Азию, а второй по нижнему течению реки Сырдарьи в и, огибая северо-восток Черного моря, в Европу. Общая протяженность Великого Шелкового пути составляла более 7 тысяч километров.

Так производство шелка появилось в Корее, затем в Японии, Индии, и, наконец, в европейских странах и Римской империи. На протяжении веков Шелковый путь представлял собой настоящую идею глобальной торговли в действии. Торговые маршруты Шелкового пути создавались в течение тысяч лет. «Один пояс, одна дорога» - эта идея современна и в настоящее время: в XXI веке возрождается политика Китая по оживлению Шелкового пути с инвестициями в дороги, высокоскоростные рельсы и порты, что обеспечивает эффективность производственных баз на широком региональном поясе.

О Великом Шелковом пути можно узнать в самом большом в мире музее шелка в Ханчжоу. Здесь хранится огромное количество уникальных изделий и фрагментов старинных полотен различных династий и эпох.

Особенности производства натурального шелка

Хотя производство шелка в древнем Китае было строжайше засекречено, по легенде римским монахам удалось тайно вывезти коконы шелкопряда в столицу Византийской империи Константинополь. Именно с тех пор в императорском дворце устроили червоводню (помещение для разведения гусениц и установили мотальные машины. Изделия имели баснословную цену - и это объясняется сложностью и многоэтапностью процесса получения нитей и затем готовой ткани.

Разведение шелкопрядов и производство натурального шелка требует большого внимания, кропотливого труда и тщательного контроля.

Основные этапы производства

Если описать производство шелка кратко, получится следующий процесс. Бабочки шелкопряда в течение своей жизни, которая длится от 4 до 6 дней, откладывают около 500 яиц. Личинок кормят листьями тутового дерева, они имеют огромный аппетит, их вес быстро увеличивается. Выросшие личинки-гусеницы окружают себя веществом, которое вырабатывается их особыми железами. Вначале выделяются две тонкие шелковины, застывающие на воздухе. Вскоре вокруг гусеницы образуется густая нитяная сеть. Соорудив каркас кокона, гусеница перемещается в его центр, формируя постепенно кокон - белый пушистый шарик.

Спустя 8-9 дней личинок уничтожают, а коконы опускают в горячую воду, чтобы получить нити. Их длина может составлять от 400 до 1000 метров и толщиной 10-12 микрон. Несколько скрученных нитей шелкопряда - это сырец. Далее получившиеся нити превращают в ткань. Трудоемкость получения ткани значительна: на женский халат уходит около 630 коконов.

Дальнейшее развитие китайской технологии

Полученную нить нужно было намотать на шпулю. Первые шелкокрутильные колеса изобрели еще во время династии Мин. В XVIII столетии в мастера изготовили станки, в которых колесо приводилось в движение ногами, что увеличило производительность труда.

Затем был создан станок для изготовления многоцветной крупноузорной ткани, что послужило дальнейшему развитию технологии. Китайский шелковый промысел был гораздо совершенне европейского - первый станок, ткавший шелковые ленты, появился в Германии лишь в XVI в. Спрос на шелковые ткани рос как внутри Поднебесной, так и по всему миру. В дальнейшем совершенствовалась механизация производства шелка - история этой ткани переплетена с достижениями ткацкой инженерной мысли.

Шелкопрядение и ткачество: история и современность

В период индустриализации XIX века произошел упадок европейской шелковой промышленности. Второй после Китая «шелковой империей» стала Япония. Дешевый японский шелк, особенно благодаря открытию Суэцкого канала, был одним из многих факторов снижения общей его стоимости. Кроме того, появление искусственных волокон стало доминировать в изготовлении таких изделий, как чулки и парашюты.

Две мировые войны прервали поставки сырья из Японии, и европейская шелковая промышленность оказалась в застое. Но в начале 50-х годов ХХ столетия производство шелка в Японии было восстановлено, улучшилось качество сырого материала. Япония наряду с Китаем оставалась одним из ведущих в мире производителей шелка-сырца и практически единственным крупным экспортером до 1970-х годов.

Китай постепенно переосмыслил свою позицию мирового лидера в производстве шелка и экспортера пряжи-сырца, доказывая, что история шелка следует своим собственным принципам бумеранга. Сегодня в мире производится около 125 тысяч тонн шелка. Почти две трети этой продукции поставляет Китай. Другие крупные производители - Индия, Япония, Корея, Таиланд, Вьетнам, Узбекистан и Бразилия. Соединенные Штаты Америки являются крупнейшим импортером шелковых изделий.

Свойства натуральной ткани

Изделия из натурального шелка должны быть блестящими и нежными, а их цвет - равномерным. Лучше всего покупать шелк в Китае - в Сучжоу, Ханчжоу и Шанхае: по всему миру предприимчивые коммерсанты устраивают шелковые туры в эту страну.

Покупая изделия из натурального шелка, следует учитывать:

  • изделия из шелка требуют ручной стирки;
  • пятна на изделиях из шелка нужно быстро застирать в холодной воде с мягкими моющими средствами;
  • после стирки необходимо тщательное полоскание изделия и деликатная сушка;
  • гладить одежду из шелка следует при низкой температуре (она маркируется на утюгах специально);
  • изысканные изделия или имеющие многоцветный принт лучше отдавать в химчистку;
  • хранить изделия лучше всего в чехле (но не пластиковом) и подальше от прямых солнечных лучей.

Соблюдение этих несложных советов поможет надолго сохранить яркие нарядные изделия и предметы гардероба, подаренные самой природой.

Искусственный шелк: особенности и отличия

В конце XIX века впервые появился искусственный шёлк, производство его было налажено из целлюлозного волокна. Ткань получила название вискоза .

Искусственные и синтетические виды шёлковых тканей имеют уникальный блеск, они гладки и прочны. Как же отличить искусственную ткань от натуральной? Ведь зачастую на рынке можно приобрести подделку по высокой цене.

Вот несколько советов, на что обращать внимание при выборе ткани:

  • натуральный материал на ощупь нежный и теплый, в отличие от искусственного, прохладного и менее мягкого;
  • натуральное полотно мало мнется, искусственное мнется сильнее;
  • натуральные ткани слегка блестят и переливаются, искусственные - имеют резкий блеск;
  • оборванный конец искусственной нити похож на кисточку с распушенными волокнами, а натуральной - на пучок из отдельных мини-волокон;
  • мокрая нить искусственного шелка рвется легче, чем сухая;
  • способ горения нити не всегда можно применить, но он самый достоверный: натуральная нить спекается в плотный комок, быстро гаснет и пахнет горелым волосом, а искусственная догорает до конца, издавая запах горелой синтетики;
  • искусственные полотна не усаживаются, в отличие от натуральных;
  • искусственный шелк практически не выгорает на солнце, а натуральные ткани со временем теряют цвет и блекнут.

Шелк можно назвать уникальным продуктом, который дошел до нас из древности, не потеряв красоты и востребованности. Модные дома всего мира - Дольче и Габбана, Валентино и другие создают коллекции на основе натурального шелка, радуя утонченных ценителей истинной красоты новыми гранями качества этого материала - дара природы человеку-мастеру.

Ткань природного происхождения. Её получают из кокона куколки насекомого, которое так и называют «шелкопряд». В наши дни встречается не только натуральный, но и искусственный шёлк, а также материал с добавлением синтетики.

Шелковые волокна впервые начали производить в Китае. Именно в Поднебесной ещё в V тысячелетии до нашей эры была открыта особая технология изготовления этого чудесного материала. Долгое время она держалась в строжайшем секрете.

Существует огромное количество видов шелковых тканей. Их главные различия в технологии переплетения, которые придают им уникальные особенности и внешний вид.

Атлас - блестящая и плотная шелковая ткань. Поверхность атласа обычно гладкая, но материал может быть и узорчатой. Атлас отличает характерный блеск, лицевая сторона напоминает глянец. Достигается такой эффект с помощью особой технологии производства.

Тип плетения этой ткани, как и самого шёлка-сырца, изобрели в Китае. Вместе с техникой производства материала из коконов тутового шелкопряда, эти знания попали сначала в Среднюю Азию, а затем и в Европу, где материал получил широкое распространение.

Газ (газ-иллюзион, газ-рис, газ-марабу, газ-кристалл)

Это полупрозрачная шелковая ткань, что достигается большим пространством между её нитями. Газ очень лёгкий и мягкий. В изготовлении разных видов газа используют узорчатое, гладкое и диагонально плетение.

Газ-иллюзион – наитончайший и почти прозрачный материал, напоминающий лёгкую паутину. Изготавливается из тончайшей шелковой пряжи. Из него делают шторы, лёгкие шарфы, элементы свадебных украшений.

Газ-рис – лёгкая, прозрачная и слегка шершавая. Текстура достигается благодаря особому рисовому плетению. Отсюда такое название.

Газ-марабу - довольно жёсткий золотистый материал из шёлка-сырца, производимый из туго скрученных нитей. Был широко распространён в начале XVIII века. Использовался для пошива пышных женских платьев.

Газ-кристалл отличается ярким блеском. В его производстве используют разноцветные нити, отчего поверхность переливается, точно драгоценные камни. Во Франции из неё шили шикарные бальные платья.

Креп

Название материала переводится с французского, как «волнистый», «шероховатый». При производстве крепа нити скручивают налево и направо, чередуя определённым образом.

Для этой ткани характерна неровная поверхность. Текстура чем-то похожа на песок.

Креп отлично драпируется, ложится красивыми волнами, не мнётся. Вещи, сшитые из него, носятся очень долго.

Помимо, шелкового креп бывает хлопчатобумажным, полушерстяным, синтетическим. Сейчас его используют преимущественно для женских платьев.

Тонкая полупрозрачная лёгкая ткань, выполненная из . Бывает матовой и глянцевой. На органзе вышивают узоры, наносят оригинальные рисунки при помощи печати. Из неё часто шьют костюмы для восточного танца и гардины.

Шёлк-Сатин

Сатин происходит от слова «зайтуни» - арабского названия гавани Цюаньчжоу в Китае, родины этой ткани. У шёлк-сатина гладкая плотная поверхность, для которой характерен красивый блеск. Из него изготавливают постельное белье, мужские рубашки, подкладку.

Шёлк-сатин производят из двух видов материала – 100% хлопкового сатина и чистого шелка. Плотность переплетения данной ткани – 170–220 нитей на 1 кв. см.

Важно! Белье, сшитое из шёлк- сатина, очень прочно и долговечно. Оно выдерживает свыше 200 стирок, не протирается, а по стоимости дешевле, чем шёлк.

Ткань из туго скрученных шелковых и хлопковых нитей. В производстве часто участвуют синтетические волокна. Тафту отличает высокая плотность и жёсткость. Образует ломкие складки, что позволяет достичь дополнительного объёма и пышности.

Туаль отличает высокая плотность и нежный блеск. Эта ткань превосходно держит форму и используется в качестве подкладки, для шитья платьев и галстуков.

Шифон

Очень тонкий воздушный материал из туго кручёных нитей шелка. Отличается прозрачностью, лёгкостью и красиво струится. Великолепно подходит для пошива летних блузок и лёгких шарфов.

Чесуча (дикий шёлк)

Чесуча – дикий плотный шёлк с удивительной фактурой. В производстве используют нити неравной толщины, которые и образуют такую поверхность. Она прочная, хорошо драпируется, но требует деликатности в уходе. Чесучу используют в шитье штор и различной одежды.

Фуляр чаще всего используют как отделочный материал. Тонкая и мягкая шёлковая ткань, из которой шьют платки, шарфы и косынки. В XX веке из фуляра шили также платья, занавеси и абажуры.

Плотная портьерная ткань средней степени жёсткости, с приятным блеском. Эта эксклюзивная ткань, почти целиком состоящая из натурального шелка. Особо ценится дюпон производства Индии. Из него шьют свадебные и вечерние платья, аксессуары и дорогое постельное белье.

Шелковая ткань, в изготовлении которой используется креповое плетение. Лицевая поверхность креп-жоржета блестящая и шероховатая.

Важно! Отличие креп-жоржета от других разновидностей крепа - направление плетения. При производстве основная и уточная нить скручиваются в разных направления. Это делает ее плотной, но лёгкой и упругой.

В эпоху балов из креп-жоржета шили модные женские туалеты. Теперь эта ткань не так популярна. Из неё делают драпированные занавеси, а также некоторые модели юбок, блузы и шарфы.

Вид шёлковой креповой ткани - з ернистая с креповой технологией кручения. Обладает умеренным блеском, плотная и тонкая. Из крепдешина шьют шали, костюмы, блузы.

Важно! Мягкие ниспадающие складки и драпировки – характерная черта этого материала.

Эпонтаж (или эпонж) различают шелковый и хлопчатобумажный. У материала неровная губчатая поверхность с декоративным цветным узором в виде клеток, полосок, меланжа.

Парча всегда считалась тканью дворян, царственных особ и служителей церкви. Этот тяжёлый материал, производимая из шелка со сложным узором, выполненным металлической нитью. Раньше узор делали нитками из сплавов золота и серебра. Этим объясняется высокая стоимость материала.

В наши дни узоры на парчу вышивают не только из жёстких металлических нитей. Используют нитки изо льна, шелка или хлопчатобумажные.

Муслин вырабатывают из натурального шёлка повышенной накрутки. Материал прозрачный и тонкий. Используется для пошива театральных костюмов и платьев.

Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus – «шелковый») - технология производства саржи - переплетение нитей по диагонали. Каждая следующая нить смещает пересечение на 2 или более других нитей. Саржу вырабатывают гладкокрашеной или набивной. Применяют, как подкладку, техническую или платьевую ткань, для пошива спецодежды.

Эксцельсиор, эксельсиор

Шелковая ткань полотняного плетения с ярко выраженным блеском, тонкий и прозрачный. В производстве используют некрученую нить. Эксцельсиор хорошо драпируется. Ткань весьма красива. Её используют дизайнеры, работающие с батиком, а также создающие шелковые цветы и элементы декора.

Шармез очень похож на атлас. У обеих гладкая лицевая поверхность с характерным блеском. Разницу можно определить, пощупав материал: шармез тоньше и мягче атласа.

В шелковом батисте содержится приблизительно 3% шелка, который придаёт вещам блеск. Для её изготовления применяется полотняное переплетение. Батист красиво струится и образует элегантные складки. Хорошо подходит для длинных платьев.

Какой бы вид шелка вы ни выбрали, главное избежать синтетических подделок и можно быть уверенным в качестве изделия. Шёлк не вызывает аллергии, а одежда из него при правильном уходе радует вас долгие годы.

Шёлк – это пластичная ткань из волокон, выделяемых тутовым шелкопрядом в процессе жизнедеятельности. Средняя толщина нитей составляет 30-40 микрон. По своим характеристикам более всего подходит к человеческому организму из-за высоких показателей антиаллергенных свойств.

История появления

Первое упоминание о шёлке было найдено в записях китайских летописцев, живших 2,5-2 тыс. лет до Рождества Христова. Этому сроку подтверждают и найденные останки шелкового материала во время археологических раскопок. Не Индия, а Китай является настоящей родиной шёлка. Пройдёт несколько десятков веков до появления шёлковой ткани в Европе и Средней Азии.

Согласно легенде, кокон шелкопряда случайно упал в кружку с горячим чаем одной из женщин во время чаепития в Императорском дворце. Не в меру брезгливая дама схватилась за отслоившийся волосок и попыталась достать уже сварившийся кокон. Но волокно под воздействием высокой температуры стало настолько прочным, что спокойно раскрутилось в длинную жилу. Так и появилась на свет шёлковая кручёная нить. На самом деле, история появления доподлинно неизвестна.

Более 100 лет назад учёные микробиологи совместно с химиками создали искусственный шёлк, что повлекло за собой создание множества новых видов шёлковой ткани.

Виды шёлковой материи

В мире существуют несколько десятков отличных по виду и типу искусственных шёлковых материй. Но из натурального тутового волокна изготавливают только 2 сорта:

  • Малбери
  • Тусса

Самым дорогим, а значит и более качественным, является сорт Малбери. Его получает из волокон тутового шелкопряда, выращенного на специальных шёлковых фермах. Идеальные условия позволяют в итоге ткать ткань из более тонких нитей, а это положительным образом сказывается на всех параметрах шёлковой материи.

Работать с такой тончайшей нитью можно только вручную. Процесс обработки не должен подвергаться механическим технологиям и химическим реагентам. Для обесцвечивания и дальнейшей покраски ткачихи используют натуральные природные красители. В результате получается блестящая материя, в которой сохранились все нужные свойства.

Сорт Тусса получают из диких гусениц, которые самостоятельно размножаются в огромных садах шелковицы. Естественные условия, конечно, внесли свои корректировки в свойства будущей материи, но никак не отразились на основных характеристиках. Натуральный цвет нитей обычно красный, но встречаются и коричневый с медным. Он подвергается отбеливанию для повышения презентабельности. Но чаще всего используют в натуральном виде для мебельного производства.

Типы шёлковой материи её области использования

Шёлк – это несколько типов уникальных по своим свойствам материй. Каждая из них классифицируется по следующим свойствам:

  • Буретный – это коротковорсовый материал, нити которого не были подвержены скручиванию. Их получают из коротких волокон кокона, обладающие антибактерицидными свойствами.
  • Сырец – высококачественный текстиль. Образовывается путём перемотки нити, вследствие чего, такие параметры, как гибкость, прочность и растяжимость улучшают в разы свои показатели.
  • Вискоза – это полотно обычного переплетения натуральных нитей с добавлением синтетических волокон. Новейшие технологии позволяют человеку получить вискозный шёлк практически не отличимый от естественного материала, как по внешнему виду, так и по основным свойствам.
  • Парашютный – это очень прочный материал. Разорвать руками практически невозможно. В естественном состоянии он полупрозрачный, поэтому для придания обыденности его подвергают окрашиванию.
  • Атлас – ещё одна разновидность шёлка. Из-за своего необычного вида данный материал называют мокрым шёлком. Обладающую антибактериальными свойствами, эту экологически чистую ткань принимают в изготовлении нижнего белья, сорочек, костюмов и рубашек. Атлас является элитным текстилем.
  • Варёный – это ткань полотняного переплетения, имеющая матовую поверхность. Используется для пошива повседневной одежды (платье, костюм, брюки) и элитной обивке мебели.

Свойства шёлкового материала

Все присущие свойства материалу в первую очередь зависят от состава. Натуральный шёлк это, прежде всего, 97% природных белков и 3 % воска с растительными жирами. Именно наличие естественного воска с жирами придаёт шёлку неотразимый блеск и своеобразную пружинящую гибкость. Искусственно созданный шёлковый материал является обыкновенной целлюлозой, в которую для достижения определённых качеств добавили химические реагенты и примеси.

Удивительно, но факт: натуральный шёлк не подвергаются воздействию кислот, щёлочей, органическим растворителям и другим агрессивным средам.

Но существенным недостатком шёлковой материи нужно признать полное разложение под длительным воздействием солнечных лучей и нагрев до температуры свыше 110°C.

По своим свойствам шёлк сильно отличается от других видов тканей. Он приятен на ощупь, мягок. Трогая руками, сразу начинаешь чувствовать исходящее тепло. Этот довольно прочный материал легко поддаётся любому способу окрашивания. Его износостойкость позволяет легко впитывать влагу и пропускать атмосферный воздух. А значит, он поддаётся быстрой стирке, сушке и глажке. Единственным его недостатком в использовании – это постоянная помятость, что не очень нравится домохозяйкам, но на фоне положительных сторон такой существенный изъян становится просто незаметным.

Натуральный шелк - волокно, которое получают из кокона тутового шелкопряда, является сырьем для последующего изготовления пряжи.

История шелка

История шелка окутана легендами. Первыми натуральный шелк начали изготавливать и использовать китайцы, и было это более 5000 лет назад.

Согласно легенде шелк появился в 2640 до нашей эры во времена правления императора Хуэнга Ти (иной вариант написания «Хуан Ди», более известен как Желтый император). Однажды его жена Хси Линг Ши (иной вариант написания «Си Линь Ши») пила чай в тени тутового дерева. Неожиданно в ее чашку с горячим чаем упал кокон, который стал расплетаться и превратился в удивительную сияющую нить. Эта нить очень понравилась Хси Линг Ши, поэтому она велела слугам смотать ее с кокона и выткать из нее ткань. Эта легенда подтверждается археологами – коконы тутового шелкопряда, найденные в провинции Шаньси, датируются приблизительно между 2600 и 2300 г. до н.э.

Впрочем, другие археологические находки – маленькая чашка из слоновой кости, на которой изображен вырезанный шелкопряд, шелковые нити и ткань, найденные в ходе раскопок вдоль нижнего течения реки Янцзы – выявили начало шелководства между 6000 и 7000 лет тому назад.

Долгое время китайцы скрывали технологию производства шелка в секрете – все попытки вывезти коконы шелкопряда из Поднебесной строго наказывались – «воров» карали смертной казнью.

В настоящее время Китай является крупнейшим производителем шёлка (половина всего производства в мире). Значительное количество производится также в Индии (около 15 %), Узбекистане (около 3 %) и Бразилии (около 2,5 %), а также в Иране, Таиланде и Вьетнаме.

Технология производства

Шелк представляет собой продукт выделения гусеницами шелкопрядами особого секрета из шелкоотделительных желез. Промышленное производство шелка – выращивание шелковичной гусеницы – называется серикультивированием.

В разных странах можно найти множество видов шелкопрядущих насекомых.

В Китае в шелковой промышленности используется шелк, вырабатываемый шелкопрядными гусеницами слепого нелетающего мотылька Bombyx mori. Он откладывает 500 и более яиц за 4-6 дней и после этого умирает.

Сначала яйца выдерживают при температуре 18,33 градусов, понемногу увеличивают до 25 градусов пока не появятся личинки. Их два раза в час кормят свежайшими листьями тутового дерева, оберегают от сквозняка, шума и посторонних запахов.

Через некоторое время (порядка 4–6 недель, пока гусеницы не достигнут максимального размера – около 7,5 см) наступает время свивать коконы. Гусеницы начинают вырабатывать желеобразное вещество – белковые нити, которые связываются белком серицином (выделяемым другими железами) и затвердевают при контакте с воздухом.

За 3-4 дня благодаря постоянному вращению шелкопряд укутывается шелковой нитью, пока, в конце концов не превращается в белый шарик. В природе из кокона через 12–16 дней вылупились бы бабочки (больше похожие на моль), но тогда они испортили бы целостность шелковой нити. Поэтому кокон обрабатывают горячим воздухом, паром или кипящей водой.

Свойства шелка

Причины популярности шелковых тканей на протяжении нескольких тысячелетий кроются в их уникальных свойствах:

  • высокая гигроскопичность и большая воздухопроницаемость – шелк великолепно впитывают влагу - до 30% от своего веса и при этом остается сухим на ощупь. Секрет в том, что нитка просто вырастает в размере, а благодаря циркуляции воздуха происходит быстрое испарение излишней влаги;
  • терморегуляция – шелк способен поддерживать оптимальный для человеческого организма температуру - в зависимости от температуры среды, так как превосходно адаптируется к температуре тела и обеспечивает дополнительное тепло (если это необходимо в данных условиях);
  • гигиеничность и гипоаллергенность – шелк не собирает пыль и в нем невозможно размножение патогенных микробов и сапрофитов (пылевых клещей);
  • по своей структуре шелк схож с человеческой кожей, благодаря чему способствует регенерации и задерживает старение организма;
  • особая прочность и надежностью – шелковая нить крепкая, как стальная проволока, в наши дни ткань из этого материала является наиболее износостойкой;
  • потребительские свойства шелковых тканей – легкость, блеск и отличная драпируемость – еще больше способствуют привлекательности этого материала

Из недостатков шелка можно выделить:

  • изделия из шелка весьма сильно мнутся (кроме креп-жоржета и шифона);
  • шелк плохо переносит солнечный свет и портится под действием ультрафиолетовых лучей;
  • капли дождя, пота и иных жидкостей образуют на поверхности некрасивые пятна

Ассортимент шелковых изделий

Из шелковой нити изготавливают большое количество различных тканей. Самые распространенные из них такие:

  • Фуляр (франц. Foulard, платок) – легкая мягкая гладкокрашеная или с набивным рисунком ткань. Первоначально использовалась для изготовления носовых платков. Очень мягкая и легкая, с выраженным блеском, прекрасно драпируется.
  • Туаль (от фр. Toile, ткань) – тончайшая блестящая ткань, использующаяся на подкладке дорогой одежды.
  • Атлас (араб., гладкий) – плотная ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью и матовой изнанкой. Применяется для пошива одежды и обуви, изготовления драпировок, обивки для мебели. Мягкая, хорошо драпируется, блестит.
  • Сатин – довольно плотная ткань с гладкой шелковистой лицевой поверхностью. Это название применяют также по отношению к тканям, изготовленным из хлопка и синтетических волокон.
  • Шифон (фр. chiffon, тряпка) – шелковая или хлопчатобумажная мягкая тонкая матовая ткань. На ощупь шероховата, хорошо драпируется.
  • Органза – тонкая, легкая, полупрозрачная ткань из очень туго скрученных нитей. может быть блестящей или матовой, а также хамелеоном.
  • Газ – лёгкая, прозрачная ткань, незаменима для свадебных нарядов.
  • Креп и полукреп ― группы тканей (в том числе шелковых), которые получаются при использовании сильно скрученных нитей, что создает эффект несминаемости. Наиболее популярны креп-шифон (нежная, воздушная, прозрачная ткань), креп-жоржет (блестящая ткань с гофрированной текстурой) и крепдешин (тонкая плотная ткань с умеренным блеском)
  • Чесуча – грубый вид шелковой ткани из дикого шелка

Уход за одеждой из шелка

Шелк – это материал, который при правильном уходе может служить до 20 лет. В стиральной машине одежду из натурального шелка следует стирать исключительно в бережном режиме. При этом оптимально использовать предназначенные для шелка моющие средства. Температура – не выше 30°С, без замачивания и использования отбеливателей, а также без отжима на высоких оборотах.

Руками шелк тоже нужно стирать правильно. А именно - сильно не тереть, не выжимать.

Полоскать шелковые изделия нужно в воде при температуре 20-25°С. В воду можно добавить немного уксуса (5 ложек 9 %-ного уксуса на 10 литров воды) – это поможет устранить вредное воздействие щелочи и освежит цвет изделия.

Нельзя сушить шелковые изделия на солнце, батарее либо около отопительных приборов. Необходимо повесить шелковое изделия для просушки в тени в расправленном виде. Гладить шёлковое изделие нужно во влажном состоянии и исключительно с изнанки. Использовать нужно умеренно горячий утюг, а ткань в процессе глажки не смачивать. Желательно держать утюг прижатым не более 5 секунд для предотвращения повреждения ткани.

Следы от пота, оставшиеся на одежде из натурального шелка, можно вывести спиртом.

Как отличить натуральный шелк

Искусственный шелк (вискоза, ацетат) производится из полимеров естественного происхождения (древесная целлюлоза и ацетилцеллюлоза), поэтому не считается синтетическим материалом.

По текстуре он весьма схож с настоящим шелком, легко поддается окрашиванию, прекрасно впитывает влагу, обладает выраженной теплопроводимостью.

Но все же искусственный шелк не так долговечен (быстро разрушается, особенно от влаги) и практически не обладает иными свойствами натурального шелка.

Самый надежный способ отличить натуральный шелк от искусственного – поджечь несколько волокон. Подожженный шелк имеет слабовыраженный запах паленой шерсти, а искусственный – или горелой бумаги, или синтетики.

Более доступный способ основан на ощущениях – если приложить шелковое изделие к щеке, то не должно возникнуть ни малейшего дискомфорта. Он мгновенно приобретает температуру тела.

Еще один из методов определения подлинности шелка основан на особенностях волокон: если собрать ткань складками, сжать в кулаке на несколько секунд, то искусственная ткань после выпрямления будет испещрена четкими заломами, натуральная – еле заметными.

  • В Римской империи шелк был настолько дорогостоящим, что его ценили на вес золота и нередко использовали в качестве платежного средства в торговых операциях. Носить шелковые наряды разрешалось лишь весьма состоятельным людям.
  • В 15 веке во Франции постели любовников застилались шелковыми тканями – в те времена верили, что шелк повышает любовную силу.

Тутовый шелкопряд – это единственное полностью одомашненное насекомое, практически не встречающееся в природе в диком состоянии, и самое распространенное на Земле насекомое-производитель.

Химическая формула шелка: C15H23O6N5