Света Карастелева
Опыт работы «Социально-коммуникативное развитие»
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентно способный человек – это не только интеллектуально развитый , способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка .
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему : как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития . Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных , способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Вот почему меня заинтересовала проблема « через интеграцию различных видов деятельности». Т. К. основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Основной целью в моей работе по социально-коммуникативному развитию является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства, для осуществления которой я использую следующие задачи :
Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
Формирование основ безопасности в быту, социуме , природе;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Ожидаемый результат
развитие эмоций и навыков общения у ребенка;
Успешная социальная адаптация ;
Улучшение детско - родительских отношений.
Данное направление моей работы нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях : Приказ МинОбрНауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ.
Мир детства – это период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, где он доверительно открыт миру и мир открывается ему гармоничными и контрастными сторонами.
« детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду.»
В. А. Сухомлинский
Что же такое «социализация » ?
«Социализация » происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
Дошкольный возраст – это период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности .
Это начальный период социализации ребенка , приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций» - умения "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.
Социальное воспитание дошкольника - это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения.
Это формирование гуманистических чувств и отношений.
Это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения.
Это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.
Я работаю по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» . Использую парциальную программу
Князевой О. Л., М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры» , региональную программу «Приключение светофора» , методическое пособие Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова «Формирование основ безопасного поведения у детей 3 – 8 лет» .
Главный принцип в построении предметно развивающей среды и игрового пространства : не давать готовые ответы, а развивать исследовательские способности детей в поиске ответа на вопросы.
Создавая развивающее пространство я руководствуюсь принципами в соответствии с ФГОС ДО :
Насыщенности среды;
Трансформируемости;
Полифункциональности;
Вариативности;
Доступности;
Безопасности.
Игра, в реализации ФГОС ДО, выступает как форма социализации ребёнка . Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. В группе оборудован уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. Опираясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. А. Екжанова в зависимости от возраста детей, созданы следующие зоны для сюжетных игр :
- «Дом, семья» .
- «Игры с транспортом» .
- «Больница» .
- «Магазин» .
- «Игры с животными» .
- «Мастерская» .
- «Парикмахерская» .
Я проявляю фантазию, чтобы увлечь своих ребят новой игровой ситуацией, которая вдохновит их на самостоятельную игру.
Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.
Создание патриотического уголка помогает мне познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами; с русскими народными промыслами и традициями.
Следующее направление является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе.
В группе находятся :
Макет перекрёстка;
Набор дорожных знаков, макет светофора;
Атрибуты инспектора ДПС;
Набор транспортных средств;
Иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;
Плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;
Папки-передвижки;
Дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.
Трудовая деятельность в воспитании ребенка осуществляться с самого раннего возраста последовательно и систематично.
Труд в этой деятельности рассматриваю как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления , внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу .
В группе спланирована и оборудована зона по познавательно – исследовательской деятельности в соответствии с требованиями, возрастными особенностями и запросами детей. В уголке размещены разнообразные занимательные игры с тем, чтобы каждый ребёнок мог выбрать для себя игру по интересам, а также развитие качеств и свойств личности ребёнка.
Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Детское экспериментирование важно для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определённого результата.
Развитие речевых способностей у детей невозможно без создания современной развивающей предметно пространственной среды. В результате использования содержания речевого уголка я обогащаю активный словарь детей, обучаю владению речью как средством общения и культуры, развиваю связную , грамматически правильную речь.
Театральный уголок несёт в себе функцию нравственной направленности, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и находит своё место в импровизированных постановках. Персонажи становятся образами для подражания.
Всю свою работу я строю на следующих принципах :
Научности;
Доступности;
Прогностичности;
Последовательности и концентричности;
Системности;
Интегративности;
Культуросообразности и регионализма;
«диалога культур.
В своей работе я использую следующие формы деятельности :
Совместная (партнерская) деятельность;
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Совместная (партнерская) деятельность подразумевает :
1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
2. Добровольное присоединение детей к деятельности.
3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности.
4. Открытый временной конец занятия.
Образовательную деятельность детей в режимных моментах осуществляю :
1. В утренние и вечерние часы.
2. На прогулке.
Использую следующие формы проведения образовательной деятельности в режиме дня :
1. Подвижные игры с правилами.
2. Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия.
3. Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе.
4. Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные.
5. Опыты и эксперименты , дежурства, труд (в рамках практико-ориентированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры-драматизации.
6. Беседы, ситуативные разговоры.
7. Слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации.
Самостоятельная деятельность детей
как свободная деятельность детей обуславливается в первую очередь предметно-развивающей образовательной средой.
В своей работе я использую все виды деятельности.
Игровая деятельность оказывает непосредственное влияние на положительную социализацию дошкольников , дает возможность ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.
Познавательно-исследовательская деятельность которая связана с решением задач по формированию элементарных представлений о семье, малой родине, Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, элементарные представления о государстве, знание основ безопасности, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными.
Коммуникативная деятельность главными направлениями внутри данной образовательной области являются социальное развитие , коммуникативно-речевое и нравственное развитие ребёнка .
Восприятие художественной литературы и фольклора приобщение к художественной литературе и фольклору соответствующей тематики содействует формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству.
Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Изобразительная деятельность в процессе которой происходит эмоционально-личностное развитие , формируются представления о явлениях действительности, взаимодействии и взаимоотношениях объектов.
Музыкальная деятельность способствующая развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирующая готовность к совместной деятельности со сверстниками, а также развивающая умение распознавать эмоциональные состояния.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд связан с удовлетворением социальных потребностей ребёнка.
Двигательная деятельность способствующая формированию обобщенных представлений детей о своем организме, его возможностях.
В своей работе применяю следующие методы :
Наглядные;
Практические;
Словесные;
Метод сравнивания;
Метод моделирования ситуации;
Метод повторения.
Новизна опыта
В своей работе я применяю тестопластику.
С детьми мы изготавливаем сказочных героев, которые потом мы применяем в игровой деятельности. Вместе с детьми мы сочиняем сказки, и оживляем этих героев.
Свой опыт работы с тестопластикой я применяю и в работе с родителями . Родители помогают создавать материалы для использования оснащения развивающей предметно пространственной среды в игровой деятельности
(знаки, дома, куклы, посуда и т. д.)
Партнёрство с семьёй строю на основе взаимного уважения и добровольности.
Цель взаимодействия с семьёй :
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
Установление доверительных, партнерских отношений с родителями.
Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются :
Родительские собрания;
Лектории;
Круглые столы;
Мастер-классы;
Заседания клуба «Семейная гостиная» ;
Индивидуальные консультации;
Размещение материала на стенде для родителей;
Тренинги.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей :
Дни открытых дверей;
Турниры знатоков;
КВН, викторины;
Праздники;
Семейные конкурсы;
Выпуск газеты;
Просмотры фильмов, мультфильмов;
Концерты;
Оформление групп;
Соревнования;
Благоустройство ДОО и территории.
Активное участие я принимаю в жизни ДС. Обладая артистизмом и перевоплощением постоянно играю различные роли в мероприятиях дошкольного учреждения.
Готова всегда прийти на помощь коллегам. Я являюсь наставником и примером для молодых специалистов. Провожу консультации, мастер – классы, делюсь своим опытом , разрабатываю проекты.
В МБДОУ№60 я работаю около двух лет . Оценку индивидуального развития детей провожу в рамках педагогической диагностики. Результаты моей непосредственной работы вы видите на экране .
Динамика результатов освоения образовательной программы
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Начало года 2015 9% 91%
Конец года 2016 18% 68% 14%
На экране вы видите мои достижения, и достижения моих воспитанников.
В результате проведённой целенаправленной и систематической работы дети :
Овладели основными способами деятельности, проявляют инициативу, самостоятельность в игре, общении, выборе партнёра;
Положительно относятся к миру, обладают чувством собственного достоинства.
Способны договариваться, учитывать интересы других, сочувствовать.
Активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных играх;
Адекватно проявляют свои чувства, стараются разрешать конфликты;
Способны к волевым усилиям, умеют подчиняться правилам и социальным нормам ;
Могут подчиняться правилам безопасного поведения и личной гигиены;
Способны к принятию собственных решений.
Благодарю за внимание. Творческих успехов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад первой категории
№ 60 «Ягодка» с. Кулешовка
«Социально – коммуникативное развитие через интеграцию различных видов деятельности».
Карастелева Светлана Анатольевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Методические разработки«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО»
Калининский район
Введение
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.
В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе , включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img1.jpg)
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img2.jpg)
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
- 1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- 2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- 3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
- 4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
- 5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img3.jpg)
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий
- использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
- реализация общеобразовательной программы;
- обогащение предметно-пространственной среды.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img4.jpg)
Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:
- насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы);
- трансформируемости (возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации);
- полифункциональности (возможность разнообразного использования);
- вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала)
- доступности (свободный доступ к игровым пособиям);
- безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img5.jpg)
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.
Размещение по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img6.jpg)
Основные направления реализации образовательной области «социально-коммуникативного развития»
- Игровая деятельность детей с целью освоения различных социальных ролей
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
- Трудовое воспитание
- Патриотическое воспитание
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img7.jpg)
Так, например, в этом направлении развития детей дошкольного возраста могут быть представлены следующие центры - Центр безопасности
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img8.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img9.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img10.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img11.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img12.jpg)
- Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек) .
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img13.jpg)
Вывод:
ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57e01fcc2f556/img14.jpg)
Круглый стол «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях ДОУ»
Подготовил: старший воспитатель МБДОУ д/с№40 с. Большое Мокрое Измайлова Мария Анатольевна
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_1.jpg)
Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_2.jpg)
Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»
- Правила игры: по кругу передаётся предмет.
- Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » /вариант: делать в свободное время… /
- (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_3.jpg)
Анкетирование
- 2. Назовите законодательные документы, в которых обозначены приоритеты в воспитании ребенка.
- 4. Назовите формы работы с семьей по данному направлению.
- 5. Назовите игры, направленные на развитие эмоций и коммуникативных качеств личности
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_4.jpg)
- 1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
- 2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка.
(Конституция РФ, Закон об образовании в Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
- 3. Назовите формы работы с детьми, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости
(НОД, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие коммуникативных качеств, дидактические игры на развитие эмоциональной сферы, драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, пословицы, поговорки, игры подвижные, игры - драматизации; словесные; строительные; игры настольно-печатные; театрализованные, режиссерские)
- 4. Назовите формы работы с семьей по данному направлению
(собрания, анкетирование, консультации, беседы, деловые игры, тренинги, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, выпуск семейных стенгазет, фотовыставок, проведение совместных праздников, досуга с приглашением родителей, участие родителей в акциях)
- 5. Назовите игры, направленные на развитие эмоций и коммуникативных качеств
(«Назови чувство», «Зеркало», «Лото настроений», «Придумай лицо», «Нить дружбы», «Добрый бегемотик»)
- 6. Какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников?
- ( Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества: появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
- Исследовательская деятельность – возможность самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
- Изобразительная деятельность позволяет с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
- Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентироваться в окружающем мире.
- Наблюдение обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
- Коммуникативная (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
- Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
- Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_6.jpg)
План
1. Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников.
2. Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
3. Влияние сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных (творческих), дидактических игр на развитие компетентностей детей дошкольного возраста.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_7.jpg)
Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников
В наше время способности передавать информацию, воспринимать и реагировать на все изменения, происходящие в мире, очень важны. Социальное развитие - процесс, во время которого ребенок знакомится с традициями, общественными ценностями и культурой. Знания ребенка о себе, своих родных и близких, о мире вокруг себя, его чувства зависят от правильного формирования социальных черт личности. Это влияет на успешность адаптации в новой системе общественных отношений, на развитие активной познавательной позиции. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить бок о бок с другими, учитывать их интересы, правила, усваивает нормы поведения в обществе.
Так формируется социальный интеллект .
Социальный интеллект дошкольника
Социальный интеллект - способность выделять существенные характеристики коммуникативной ситуации и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на коммуникативные намерения партнеров по взаимодействию в игре, общении, совместной деятельности для достижения своих или общих предметных или коммуникативных целей (Исаева И.Ю.).
Социальный интеллект = умственные способности + эмоциональный компонент
Критерии социального интеллекта дошкольника (по И.Ю. Исаевой):
1) эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии, децентрации; мотивация коммуникации и взаимодействия);
2) когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);
3) поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение).
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_9.jpg)
Требования к выпускнику ДОУ в области социально-коммуникативного развития
- Ребенок, не только обладающий определённым запасом знаний, умений и навыков, но и самостоятельный, обладающий определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_10.jpg)
Реализация задач социально-коммуникативного развития личности ребенка дошкольного возраста
- необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка:
наблюдение – переживание – понимание –
оценка – выбор для себя установки .
- Педагогическая деятельность может быть представлена в виде реализации последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир:
ребенок – взрослый (родители, воспитатель, учитель);
ребенок – ребенок (сверстник);
ребенок – общественная норма, ценность .
Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_11.jpg)
4. Задачи социально- коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_12.jpg)
Принципы реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»
- создание развивающей образовательной среды (система условий социализации и индивидуализации детей);
- учёт этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребёнка (сам ребёнок проявляет активность в выборе содержания своего образования);
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;
- создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного роста и развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Принципы реализуются через тематические модули «Социализация», «Труд», «Безопасность».
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_13.jpg)
Технология социально-коммуникативного развития детей
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;
- коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем.
Соответственно организованное психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный и социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_14.jpg)
Развитие компетентностей детей дошкольного возраста
Компетенция – общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению;
способность установить связь между знанием и ситуацией… найти процедуру (знания и действия), подходящую для решения проблемы (С.Е. Шишов).
Компетентность – сплав знаний, умений, опыта, отношений;
всегда проявляется в деятельности;
успешное действие в конкретной ситуации; способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_15.jpg)
- - умение самостоятельно и свободно формулировать, высказывать, аргументировать суждения .
- Социальная компетентность - умение встраиваться в социальные отношения, инициировать и поддерживать их на приемлемом уровне .
- Деятельностная компетентность - владение навыками планирования собственной деятельности (цель, средства и материалы, действия, результат); деятельность ребенка дошкольника ценна не только и не столько результатом, сколько самим процессом.
- Информационная компетентность - умение использовать разнообразные источники, несущие информацию, умение критично относиться к получаемой информации, умение ее использовать.
- приобретается и проявляется во всех жизненных ситуациях: ребенок выбирает и меняет позу во время работы, переключается с активной игры на спокойную деятельность, следит за своим внешним видом, регулирует потребность в пище/питье или естественных отправлениях.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_16.jpg)
Основами перечисленных ключевых компетентностей обладают все дети без исключения, но проявляются разные компетентности у разных детей в разной степени: кто-то более говорлив, кто-то более деятелен и т.д. Проявление компетентности многократно усиливается, если ребенку интересно, то дело, которым он занят. Это может быть дело, выбранное им самостоятельно или предложенное взрослыми. Предпочтительно первое, так как именно в нем активизируются все внутренние ресурсы и уже имеющиеся, и потенциальные.
Если взрослые не учитывают достижений ребенка, они совершают грубейшую ошибку, не помогая, а противодействуя развитию.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_17.jpg)
- Социальная компетентность : проявляет интерес к сверстникам и взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние; включается в решение проблем игрушек (пожалеть, накормить, уложить спать и пр.)
- : делает выбор и самостоятельно осуществляет действия; реализует задуманное, радуется процессу и результату.
- Коммуникативная компетентность : подражает действиям взрослого, использует речь, мимику и жесты при выражении желаний и чувств; откликается на вопросы и предложения взрослого, инициирует общение.
- : проявляет признаки интереса, любопытства; обращается к взрослому, сверстнику, книге как источнику информации.
- Здоровьесберегающая компетентность : охотно выполняет движения имитационного характера; участвует в подвижных играх; осмысленно пользуется предметами индивидуального назначения (носовой платок, расческа и др.); чувствует себя полным сил, исследует все вокруг, активно показывает расположение знакомому человеку, показывает гордость и удовольствие при овладении чем-либо, легко переносит расставание с родителями, успешно адаптируется к условиям ДО.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_18.jpg)
- Деятельностная компетентность : ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других).
- Социальная компетентность : принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).
- Коммуникативная компетентность : выражает словами мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.
- Здоровьесберегающая компетентность : осмысленно пользуется предметами личной гигиены; проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности; осознает пользу движений; соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях; излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой.
- Информационная компетентность : активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).
Игра как социально-педагогическое средство формирования социально-ценностного поведения
Игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки.
Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, совместной деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Именно в условиях игровых отношений дети осваивают нормативное поведение, в игре это происходит гораздо легче, чем в реальных отношениях.
Дети в игре упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими и тем самым подготавливает себя для того, чтобы выстраивать нормативные отношения в практике реального поведения. Игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных отношений. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 799-803.. URL: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (Дата обращения: 2017-11-28)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_20.jpg)
Технология организации игр в дошкольной образовательной организации
предполагает реализацию основных принципов :
- отсутствие авторитаризма;
- развития игровой динамики;
- педагогической поддержки;
- взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; переход от простейших игр к сложным.
Особенность культурно-игрового пространства заключается в том, что оно должно быть местом, свободным для проявления творчества детей и позволяющим взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
Люц Т.К., Степанова Н.А. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17650 (дата обращения: 28.11.2017).
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_21.jpg)
Влияние сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных (творческих), дидактических игр на развитие компетентностей детей дошкольного возраста
Типы компе-тентностей/ Виды игр
Социальная компетент-ность
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Деятель-ностная компетен-тность
Коммуни-кативная компетен-тность
Театрализован-ные игры (творческие)
Здоровьесбе-регающая компетент-ность
Дидактические игры
Информа-ционная компетент-ность
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_22.jpg)
Рефлексия
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников – это…
- Социальная компетентность дошкольника – это…
- Коммуникативная компетентность дошкольника – это…
Литература
1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2011. – 80 с.
2. Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm.
3. Иванченко А.А. Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 607–611.
4. Люц Т.К., Степанова Н.А. Значение игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17650 (дата обращения: 28.11.2017).
5. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 799-803.. URL: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (Дата обращения: 2017-11-28)
6. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. – Екатеринбург, 2002. – 95 с.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – С. 14–15.
8. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155.
9. Федичева А.А. Cовременные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=21120 (дата обращения: 12.04.2017).
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/12/06/k_5a282de750836/img_user_file_5a282de7d776d_24.jpg)
БЛАГОДАРЮ
ЗА ВНИМАНИЕ
И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ
В РАБОТЕ КРУГЛОГО СТОЛА!
6771 (85 за неделю) /
15.11.16 09:00 /
С помощью процесса социально-коммуникативного развития ребёнку проще занять своё место в обществе, став его полноправным членом. В этом процессе используется множество универсальных средств, специфичных для различных обществ, возрастов и социальных слоёв. Сюда можно отнести:
- формирование гигиенических и бытовых навыков;
- стиль и тематика общения;
- элементы духовной и материальной культуры;
- приобщение малыша к разным типам отношений, характерных для основных видов жизнедеятельности (познанию, игре, общению, любых видов деятельности).
Каждому малышу приходится открывать для себя мир, поэтому его любопытство, особенно в раннем детстве, не знает границ. Но по мере своего взросления, а также под воздействием разных факторов (семья, детский сад, окружение), он либо сохраняет свою детскую непосредственность, продолжая познавать мир и легко идти на контакт, либо теряет способность выстраивать даже простейшие взаимоотношения со сверстниками, то есть коммуникативное общение.
Проблемы у современных детей
Подобная проблема всё чаще проявляется в современном мире, где уже 2-3-летний малыш общению предпочитает компьютерные игры, а коллективным играм - просмотр телевизора.
Благодаря этому он лишается возможности формирования коммуникативных навыков, а это, в свою очередь не только вызывает недостаток собственно общения, но и большие сложности в процессе социализации. В итоге наступает ситуация, при которой отправляющийся в школу ребёнок просто не способен общаться с ровесниками - они кажутся ему чужими, он не умеет с ними играть, не знает, о чём говорить. Если же такого ребёнка кто-то обидит, то он ещё больше замыкается и отдаляется. В реальной жизни учителям некогда разбираться в деталях подобного конфликта, поэтому они делают поверхностный вывод - раз этот ребёнок не способен общаться и дружить, то он и есть невоспитанный и плохой.
Анализируя современное социальное развитие дошкольников, можно подметить некоторые типичные особенности.
- Как бы ни изменилась семья, общество и мир, дошкольники остаются детьми, любящими играть, хотя содержание этих игр и изменилось: к сюжетно-ролевым играм добавились компьютерные игры, современные конструкторы и головоломки.
- В интеллектуальной сфере у детей произошли существенные изменения - при своей любознательности они стали более информированными, очень быстро справляются с современной техникой, проще ориентируются даже во взрослой жизни благодаря информационной насыщенности дома и в детском саду.
- Происходят изменения социально-личностного и нравственного развития детей, их общения и поведения.
Проблема на самом деле не в том, что что-то не так с ребёнком, а в том, что ему не показали, его не научили, как правильно выстраивать отношения с ровесниками и как нужно с ними общаться.
Поскольку ребёнок этого делать не умеет, то всех сторонится, а порой и сам вызывает конфликт. Подобные казусы в столь раннем возрасте неизбежно оставляют отпечаток на психике ребёнка и формировании его личности. У такого малыша немного шансов вырасти общительным, весёлым, уверенным в себе человеком, что является прямой дорогой к проблемам личной жизни и трудовой деятельности.
Поэтому следует разобраться, что такое детское социально-коммуникативное развитие, как к нему подготовиться правильно и вооружить малыша необходимыми навыками общения.
4 3
Весьма остро вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит в современном обществе, он очень беспокоит миллионы родителей. Занятия спортом или обще...
Что такое социально-коммуникативное развитие?
Под социально-коммуникативным развитием малыша подразумевается сложный процесс обучения установлению и поддержке контактов с окружающими людьми. Именно он закладывает коммуникативные способности будущей личности, под которыми понимается вся совокупность знаний, умений и навыков, с помощью которых человек может адекватно воспринимать и реагировать в процессе общения на окружающую действительность. Проще говоря, социально-коммуникативное развитие требуется малышу для того, чтобы в дальнейшем при поступлении в школу, ВУЗ и на работу, он не испытывал проблем в общении с членами разных коллективов и превратился в полноценную общественную единицу.
Не вызывает сомнений сложность и длительность процесса приобретения коммуникативной компетенции, поэтому начинать его следует с самого раннего детства.Задачи и цели социально-коммуникативного развития дошкольников
Процесс социализации дошкольника носит многогранный характер, поскольку на него влияют самые разнообразные факторы:
- наследственность;
- окружающая ребёнка среда;
- атмосфера, в которой происходит воспитание;
- игры;
- собственная деятельность;
- саморазвитие и самопознание.
Главная цель социально-коммуникативного развития дошкольников состоит в их своевременной и безболезненной социализации с помощью приобщения к принятым в данном обществе нормам общения, к общекультурным традициям, принятым как в семье, так и в стране в целом, в выстраивании взаимоотношений между ровесниками и старшими поколениями.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в каждом образовательном учреждении должна быть специальная программа, выполнение которой позволяет добиться всех поставленных целей развития детей. Конечную цель, в данном случае заключающуюся в социализации ребёнка, можно успешно достичь, если правильно поставить задачи, важнейшими из которых являются следующие:
- постижение главных ценностей и моральных норм, принятых в обществе;
- формирование у малыша умения принимать решения и самостоятельности;
- помощь малышу в усваивании основных правил общения с одногодками и старшими поколениями;
- научить ребёнка проявлять такие эмоциональные составляющие общения, как милосердие, отзывчивость, сопереживание;
- воспитание у детей уважения к собственной семье, ровесникам, старшим людям и к обществу в целом;
- помочь выработке у детей позитивных установок, касающихся творчества и труда;
- воспитание у детей готовности совместно работать и отдыхать;
- привитие дошкольникам основ поведения, безопасного для их собственной жизни, а также жизни окружающих людей где бы то ни было (дома, на природе, в обществе).
Если эти поставленные задачи удастся решить, то можно надеяться на достижение основной цели социально-коммуникативного развития детей всех дошкольных возрастов. Т огда станет возможным переход к качественно новой школьной среде, поскольку ребёнок будет достаточно подготовлен и не встретит особенных трудностей и неразрешимых проблем.
Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для...
Игра - лучший метод социально-коммуникативного развития детей
В своё время новатор и педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что через игру и сказку, неповторимое творчество ребёнка лежит кратчайший путь к его сердцу. Для родителей и воспитателей именно игра способна стать верным помощником в процессе детского социально-коммуникативного развития. Не только для малышей, но и для значительно более старших детей игра продолжает оставаться основным видом деятельности, при этом её неотъемлемой составляющей становится общение в процессе игры.
Психолог Л.С. Рубинштейн также отводил значительную роль игровой деятельности, отмечал её значение в жизни ребёнка. Он говорил, что лишь в процессе игры ребёнок не просто имитирует чью-то личность и исполняет чужую роль, но вместе с этим обогащает, углубляет, расширяет и собственную. В результате он легче понимает окружающий мир и разбирается в происходящих в нём событиях.
Но игры бывают разные: обычно те, что интересны самым маленьким, уже не привлекают 4-5-летних детей. Игровая деятельность обязательно должна соответствовать детскому возрасту, к тому же ребёнок должен ощущать, что может управлять событиями в игре . Лишь тогда он не только поймёт важность и смысл взаимоотношений между людьми, но и определит в них своё место, что поможет формированию опыта и навыков общения, необходимых не только на этом этапе развития, но и в будущем.Игры для самых маленьких
Для детей 2-3-летнего возраста полезны обычные сюжетно-ролевые игры на классические темы («дочки-матери», «игра в доктора», «игра в магазин») . Но очень важно, чтобы и кто-то из взрослых (родители, бабушки, воспитатель) принимал в игре участие, ведь именно взрослые на своём примере должны показать малышу, как правильно вести беседу, здороваться, добиваться желаемого или от чего-то отказываться.
«Эмоция»
Для детей среднего возраста интересной должна показаться игра «Эмоция» . В ней ребёнок получает ценный опыт выражения эмоций, а также учится правильно их распознавать у других детей и соответственно им реагировать. Ребёнку можно предложить изобразить собственные эмоции, после чего другие участники игры, которыми могут быть не только дети, но и взрослые, должны отгадать, какое чувство он изобразил.
«Ситуация»
Игра «Ситуация» будет интересна для старших дошкольников . Взрослый её участник предлагает ребёнку смоделировать какую-нибудь ситуацию. Например, ребёнок пришёл в сад с десятком абрикосов, спрашивается, что он с ними будет делать: поделится с друзьями, съест сам или отдаст воспитателю? Важно, чтобы при этом ребёнок объяснял и мотивировал вслух собственные действия. Другой вариант - допустим, ребёнок выиграл в соревновании, а его друг проиграл и сильно расстроился. Что делать победителю?
С помощью подобных игр дети не только получают прекрасный опыт общения, развивая свои социально-коммуникативные навыки, но и приобретают на будущее коммуникативную компетенцию. Кроме того, они подготавливаются к безболезненной социализации, когда ребёнку придётся самостоятельно, без помощи взрослых, реагировать на события, принимать решения и участвовать в этих событиях.Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич...
Режим и социально-коммуникативное развитие
В дошкольных учреждениях действует рациональная организация жизнедеятельности воспитанников - режим дня. Режим даёт педагогам уникальную возможность выстроить общение с детьми и корректировать их взаимодействие между собой . Общение является сложным, многосторонним процессом, включающим познавательный, эмоциональный и оценочный компоненты. Эмоциональным компонентом является обеспечение чувства защищённости, психологического комфорта. Под познавательным подразумевается удовлетворение потребности в приобретении знаний с последующим практическим их применением. Оценочный компонент - это самооценка и адекватная оценка поступков ровесников или взрослых.
Также положительно режим дня сказывается на усвоении детьми социальных норм: они учатся следовать общим правилам, выполнять поручения и просьбы педагогов. Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников можно оптимизировать рядом приёмов:
- традиции, вводимые педагогом явным образом, обговариваемые им заранее, или просто изо дня в день повторяемые фразы их до усвоения детьми;
- «утро радостных встреч» - приветствовать друг друга или обмениваться рукопожатиями и приятными словами;
- раз в неделю проводить читательский день, в который один из воспитанников приносит любимую книгу, которую коллективно читают и обсуждают;
- раз в неделю проводить день любимой игрушки, в который все могут принести из дома любимые игрушки и что-то о них рассказать.
Условные сигналы для перехода к другому виду деятельности:
- звон колокольчика перед началом занятий;
- стук воспитателя в бубен, призывающий детей на утреннюю зарядку;
- устойчивая фраза педагога, звучащая перед началом игры, например: «Я детишек позову в интересную игру»;
- символика группы (флаг, гимн, эмблема), отличающая её от прочих групп.
Социальные знаки:
- повязка дежурного по занятиям или столовой;
- руль у ведущего строй на прогулку или зарядку;
- флажок замыкающего строй.
У педагогов есть ещё множество иных атрибутов. С помощью каждого такого приёма активней происходит социализация, общение с детьми выстраивается эффективнее, что помогает воспитателю организовать их жизнедеятельность.
1 0