Дарим цветы        27.06.2020   

Основы конструирования и моделирования изделий из дерева. Основы конструирования и моделирования изделий из древесины — Гипермаркет знаний Конструирование изделий из древесины

Урок по технологии для 6 класса.

«Конструирование и моделирование изделий из древесины»

Цели : Познакомить учащихся с процессами конструирования и моделирования изделий из древесины; воспитывать у учащихся способность к творчеству; способствовать развитию воображения.

Урок : Комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Метод обучения : Устный опрос, рассказ, демонстрация наглядный пособий, практическая работа.

Наглядные пособия : Варианты разделочных доска и игрушек, модели игрушек(трактор и автомобиль). Сборка изделий типовых деталей из набора конструктора. Изготовление модели деревянной лодки.

Ход урока.

Оганизационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

Теретичесая часть.

Повторение пройденного материала.

В о п р о с ы:

В каких изделиях применяют соединение врезкой?

Как размечают вырезаемые участки?

Чему равна длина вырезаемого участка при соединении брусков под прямым углом?

Как и чем вырезают удаляемые участки в брусках?

Изложение нового материала.

План рассказа учителя:

Конструирование изделий из древесины.

Моделирование изделий из древесины.

Работа над новыми словами и предварительное определение их понятий.

Конструирование изделий из древесины. Что такое конструирование?

Конструирование- это один из этапов создание изделия. Термин “конструкция” в переводе с латинского означает “устройство”. Конструирование является частью проектирование и будет необходимым элементом вашего будущего творческого проекта. Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделий, со зрительного представления изделия, c оставления иго эскизов, технических рисунков, чертежей. Затем подбирают необходимые материалы. Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, многократно дорабатывают с учетом недостатков до создания наилучшего изделия согласно его назначению.

Ребята! Каким должно быть изделие?

Каждое изделие должно наиболее полно соответствовать своему назначению, иметь красивый внешний вид. Поэтому в процессе его конструирования пробуют различные варианты.

Что такое вариативность по-вашему мнению?

Вариативность в конструировании заключается в изменении отдельных элементов изделий при сохранении его основного назначения. Термины “Вариант”, “вариативность” происходят от латинского слова “изменяющийся”. Так появились различные марки легковых автомобилей, станков по обработке древесины и металла, варианты струбцин, тисков, пил и др. В школьных мастерских также можно конструировать изделия в разнообразных вариантах исполнения. Например, декоративная доска, предназначенная для резания на ней продуктов и украшения кухни, может по своей форме напоминать фигуры животных (Варианты разделочных досок), а подставку под карандаши можно изготовить в белее красивом, оригинальном виде (Вариативность подставок для карандашей). Как бы ни варьировалось изделия, при его конструировании обязательно учитывают ряд факторов (принципов конструирование): прочность, надежность, технологичность, экономичность и др. Прочностью обладают изделия, не разрушаясь, воспринимающее определенные нагрузки. Например, прочным являются столярный верстак, постоянно подвергающийся различным воздействием при обработке на нем заготовок. Надежность определяют свойство изделия выполнять заданную роль при сохранении основных его характеристик. Надежно изготовленное изделие являются безотказным в работе, долговечным. Как бы ни были изготовлены, например декоративные доски (Варианты разделочных досок), они должны надежно служить для резания продуктов, не раскалывается, их ручки должны быть удобными для держания. Служить такая доска должна длительное время. Технологичность характеризует соответствие изделия требованиям экономичной технологии изготовления. Технологичным считается такое изделие, которое изготовлено с наименьшими затратами труда, средств, материалов и времени. Изделия, которое в процессе пользованиям им не требует дополнительных расходов, является более экономичным. Например, молоток для плотничных работ с прорезью на носке является более экономичным, чем обычный столярный молоток, поскольку может служить еще и вместо клещей.

Ребята! Какие соединения будут являться более прочными?

Наиболее прочным соединения получают при склеивании деталей с двумя шкантами (шурупами гвоздями), расположенными по диагонали на расстоянии не менее ¼ ширины бруса от торцов и кромок (Склеивание брусков со шкантами). После отверждения клея выступающие торцы брусков спиливают мелкозубной ножовкой (спиливание выступающих торцов с заготовки). Место склеивания и изделии строгают рубанком от краев к центру, чтобы не отколоть торцы; обрабатывают напильником или шлифовальной шкуркой. При точном и аккуратном выполнении разметки и выпиливании кусков древесины соединение не требует подгонки, поэтому не допускайте небрежности и брака в работе.

Разновидности соединения с запиливанием деталей. Обработка запиленных углов рамки ящика напильником и наждачной шкуркой.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: «Соединение брусков из древесины врезкой в половину толщины».

Технологическая карта и чертеж.

Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание – каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работа понадобятся: верстак, струбцины, заготовки, линейка, угольник, рейсмус, продольная и поперечная мелкозубые пилы, столярная стамеска, рубанок, напильник, шлифовальная шкурка, дрель, рашпиль, ножовка, шканцы, (или шурупы, или гвозди), клей.

Вводный инструктаж.

Задания :

    Подберите и разметьте бруски для соединения в половину толщины по заданию учителя;

    Выпилите удаляемые куски ;

    Зачистите соединение и подгоните соединяемые бруски;

    Нанесите клей на поверхности, скрепите их шканцами (шурупами или гвоздями)

    Зажмите клеевое соединение в струбцине или в зажиме верстака.

Правила техники безопасности(на каждом столе одни на двоих):

    Необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом

    Следует надежно закрепить заготовки и зажимах верстака (тисках или струбцине).

    Нельзя допускать резких движений пилой, ее перекоса, держать левую руку близко к полотну.

    Следует быть осторожным при работе со стамеской.

    Запиливать бруски нужно плавно, без рывков.

    Нельзя сдувать опилки и сметать их рукой, следует пользоваться щеткой-сметкой.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащихся задания. Текущие наблюдения учителя, контроли за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Возможные ошибки :

    Несоответствие размеров размеченных заготовок, необходимость подгонки; причины: неточность измерительного инструмента, несоблюдения приемов разметки или неаккуратность, невнимательность работающего.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

Установка на следящий урок.

На следящем уроке продолжиться знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся получат представление о конструировании и моделировании изделий из древесины.

Слайд 2

Цель урока:

  • Изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
  • Оборудование: образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями, наборы «Конструктор»
  • Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.
  • Тип урока: комбинированный.
  • Слайд 3

    Беседа по вопросам

    • Что же такое чертёж детали?
    • Какие виды изображений, кроме чертежа, применяют при разработке конструкции изделий?
    • Что такое эскиз? Технический рисунок?
    • Какие чертежи называются сборочными?
  • Слайд 4

    Технический рисунок «Кормушка для птиц»

  • Слайд 5

    Чертёж детали «Разделочная доска»

    Как вы считаете? Какие размеры необходимые для изготовления данного изделия отсутствуют на чертеже?

    Слайд 6

    Сборочный чертёж

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Сборочный чертёж угольника

  • Слайд 9

    Чтение сборочного чертежа

    Чтение сборочного чертежа начинают с изучения содержания основной надписи и спецификации

    Слайд 10

    Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем мудрые мысли»

    • Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.Аристотель
    • Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.Н. Г. Чернышевский
  • Слайд 11

    «Читаем и обсуждаем мудрые мысли»

    • Истинное сокровище для людей - умение трудиться.Эзоп
    • Только труд даёт право на наслаждение жизнью.Н. А. Добролюбов
  • Слайд 12

    Изложение программного материала

    • В технологии очень важно, если не главное, - разработать совершенную техническую конструкцию.Конструктивное решение вещивыполняет инженерное проектирование.
    • Конструирование – это разработка конструкции изделия.
    • Конструкция – строение, устройство, взаимное расположение частей какого-либо предмета, определяющееся его назначением.
  • Слайд 13

    Конструирование

    Конструирование - это сложный и многооперационный технологический процесс, который включает в себя:

    • зрительное представление изделия;
    • составление эскизов, технических рисунков, чертежей;
    • подбор необходимого материала;
    • изготовление опытного образца;
    • испытание на прочность и работоспособность;
    • устранение недостатков
  • Слайд 14

    При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:

    • Прочное – способность изделия воспринимать определённые нагрузки, не разрушаясь.
    • Надёжное – способность изделия выполнять заданное назначение при сохранении основных характеристик.
    • Технологичное – соответствие изделия требованиям экономичной технологии его изготовления.
    • Экономичное – соответствие изделия наименьшим затратам труда и материалов при его изготовлении.
    • При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходимо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.
  • Слайд 15

    Давайте посмотрим примеры разметки изделий

  • Слайд 16

    Примеры разметки изделий

  • Слайд 17

    Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему?

  • Слайд 18

    Принципы конструирования:

    Чтобы получить модное, красивое, удобное и безопасное в эксплуатации изделие конструктору приходиться рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований:

    • удобство пользования;
    • максимальное соответствие условиям эксплуатации;
    • создание гармоничной целостной формы, высоких эстетических качеств.
  • Слайд 19

    Конструирование

    • Совокупность всех свойств изделия определяет его качество.
    • Качественное изделие является прочным, надёжным в работе, длительное время не требует ремонта, на него затрачено немного материалов.
  • Слайд 20

    Моделирование

    • Одним из приёмов конструирования является моделирование.
    • Моделирование – это процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета.
    • Модель – уменьшенная или увеличенная копия изделия, предназначенная для показа его устройства и принципа действия.
  • Слайд 21

    Создаётся модель, как и настоящее изделие по эскизам, техническим рисункам и чертежам.

    Слайд 22

    Вариативность и дизайн

    • Вариативность – изменение отдельных элементов изделия при сохранении его основы в целях наиболее удачного решения конструкторской задачи.
    • Вариативность присуща дизайну изделия – его конструкции и внешнему виду («дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок»).
  • Слайд 23

    Варианты разделочной доски

  • Слайд 24

    Варианты подставки для карандашей

  • Слайд 25

    Слайд 26

    Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов

  • Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    Чем отличается дизайн от инженерногопроектирования?

  • Слайд 30

    Попробуем ответить вместе:

    Дизайнер ищет гармонию функции и формы в соответствии с особенностями человеческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора.

    Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:

    • назначение - способность удовлетворять определённую потребность человека;
    • например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звука;
    • коммуникативная функция вещи - как бы коллективное сообщение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
    • декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность и другие функции.
  • Слайд 31

    Если инженерное проектирование даёт конструктивное решение вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определённую самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.

    Слайд 32

    Практическая работа

    «Точение детали по чертежу и технологической карте»

    Вам потребуются:

    • токарный станок с набором инструментов: чертёж детали и технологическая карта на её изготовление; заготовка, стамеска желобчатая полукруглая, линейка, карандаш, шило, шлифовальная шкурка.

    Правила безопасности:

    1. Не включайте станок без разрешения учителя
    2. Надёжно крепите заднюю бабку станка.
    3. Проверьте, имеет ли заготовка трещины.
    4. Надёжно крепите заготовку.
    5. Перед работой на токарном станке подготовьте рабочее место: уберите всё лишнее со станка и вокруг него, разложите только необходимые инструменты и приспособления.
    6. Проверьте рабочий инструмент: ручки стамесок должны быть прочно насажены и не иметь трещин.
  • Слайд 33

    1. Заправьте одежду. Застегните все пуговицы. Длинные волосы уберите под головной убор
    2. Перед пуском станка наденьте защитные очки.
    3. В процессе точения периодически останавливайте станок и поджимайте деталь задним центром, устраняя зазоры.
    4. Периодически, по мере точения поверхности, при остановках станка подводите подручник к поверхности заготовки на 2-3 мм, проворачивайте заготовку вручную на 2-3 оборота и надёжно крепите подручник.
    5. Во время работы не отвлекайтесь, не отходите от станка.
    6. Все операции по настройке проводите только при отключенном и остановленном станке.
    7. Не обрабатывайте деталь вблизи трезубца.
    8. Не останавливайте заготовку руками.
    9. Обо всех неисправностях сообщайте учителю.
  • Слайд 34

    Чтение чертежа

    • Прочитать эскиз или чертёж - это, значит, представить себе устройство детали и выяснить все данные, необходимые для её изготовления.

    Читать эскиз или чертёж можно в такой последовательности. Сначала найти в правом нижнем углу эскиза название детали и выяснить, из какого материала её надо изготовить. Затем рассмотреть изображение детали, представить её форму, выяснить габаритные размеры. После этого найти на изображении все элементы детали, представить их форму и установить размеры. И в заключение изучить технические требования, указанные на чертеже.

    Развитие самостоятельности подростков при изучении основ конструирования и моделирования изделий из древесины на уроках технологии.

    Учитель технологии: Пивоваров Д.В.

    В нашей стране возник устойчивый спрос на самостоятельную, активную, инициативную личность. В общей психологии самостоятельность определяется как волевое качество личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цель, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения.

    Развивать самостоятельность как качество личности непросто, поскольку нужно суметь создать такие условия, при которых у школьника появится желание созидать и уверенность в том, что ему удастся достигнуть поставленной цели. При этом необходимо учитывать тот факт, что дети сильно различаются по своим интересам, активности, инициативе и т. д. Поэтому технология развития самостоятельности должна строиться поэтапно и сам процесс развития будет достаточно продолжительным.

    Образовательная область «Технология» открывает большие возможности для развития самостоятельности школьников благодаря следующим ее особенностям: во-первых, наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится самостоятельной созидательной деятельности учащихся; во-вторых, содержание предмета и его направленность на созидательную деятельность позволяет осуществить связь урочной и внеурочной работы. Таким образом, развитие самостоятельности школьников может осуществляться поэтапно: на уроке, при изучении факультативного курса, в творческом объединении.

    На уроке, прежде всего, решаются задачи обязательного для всех школьников учебного курса «Технология». Развитию самостоятельности учащихся способствует применение метода проектов. Действительно, основные этапы проектирования - определение потребности и формулировка задачи, выработка идей и проведение исследования, выбор и проработка одной идеи, изготовление изделия - позволяют учащимся приобрести навыки самостоятельной деятельности.

    Проектирование - процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. Роль педагога заключается в оказании помощи и создании условий для успешной деятельности школьников с учетом их интересов и подготовленности.

    На уроках технологии учащиеся выполняют до четырех учебных проектов в год, охватывающих все разделы программы. Это позволяет совершенствовать познавательную и преобразовательную деятельность школьников, добиваться высокого уровня развития их личностных качеств.

    В процессе обучения школьники достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется. Например, на начальном этапе обучения по методу проектов школьники в процессе исследования изучают самые простые технологии производства и орудия труда, узкие области их применения, основные свойства материалов. Постепенно круг задач расширяется, и учащиеся уже без помощи учителя ставят цели, планируют свою деятельность, изучают методы промышленного производства, подробно рассматривают экологические вопросы. Все больше развивается способность учащихся сопоставлять теоретические положения и конкретные действия. К концу 8 класса 35% школьников достигают высокого уровня самостоятельности, 53% учащихся находятся на среднем уровне, остальные все еще нуждаются в помощи учителя и товарищей, испытывая затруднения в принятии самостоятельных решений. Таким образом, можно говорить о том, что на уроках, где использование метода проектов позволяет отказаться от традиционного обучения без определения учащимися цели и значимости выполняемой работы, мы достигаем только частично поставленной перед нами задачи по развитию самостоятельности как качества личности.

    Обучение подростков навыкам самостоятельной работы при изучении технологии.

    В современной жизни необходимо не только вооружать учащихся знаниями и умениями, но и вырабатывать готовность самостоятельно их пополнять. Поэтому очень важно обучать детей умениям и навыкам самостоятельного учебного труда и прежде всего умению работать с конспектом. Именно с него и начинается их обучение основным приемам самостоятельной работы. Как правило, не все дети имеют ясное представление о рациональных приемах работы по записыванию основного главного. Работа над конспектом, является творческим процессом. Необходимо при этом и проявить волю, заставить себя работать. Следует обучать детей вначале прислушиваться, а потом выбирать основное главное, что поможет восстановить весь материал, только после этого можно учить записывать содержание нового материала. Важно приучать детей широко использовать в конспектах заголовки, перечисления, выделять названия, определения. Конспект - это краткое письменное изложение содержания текста.

    Изучая раздел "Декоративно-прикладное творчество» (пиление строгание), обязательно составляем технологическую карту. Дети учатся не только читать, но и составлять схемы рисунков, затем последовательность изготовления изделия.

    Надо стремиться к тому, чтобы уроки пробуждали у детей любознательность, стремление к расширению своего кругозора путем самообразования, внеклассных занятий. Примером может служить выполнение проектов.

    По моему мнению, заслуживают более высокой оценки устные ответы и письменные работы, в которых умело и к месту используется внеурочная информация, полученная за пределами учебника. При такой взаимосвязи классной и внеклассной работы уроки будут стимулировать творческую деятельность учеников, расширение и углубление знаний в интересующих их областях, а сообщения о результатах внеурочной деятельности будут способствовать расширению кругозора всех учеников класса, развитию их любознательности. При изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество» мы, конечно, берем за основу учебник, но в основном всем нравится работать с дополнительной литературой.

    Говоря о требованиях к содержанию урока, нельзя забывать о дидактическом принципе доступности. Но доступное - не значит легкое. Слишком легкий материал не требует усилий воли и мысли детей, не вызывает у них интереса к изучаемому материалу, не способствует умственному развитию. Поэтому речь должна идти об определении меры посильной трудности содержания каждого урока. А эта мера не одинакова для всех ребят. Отсюда вытекает требование индивидуального подхода при подборе содержания заданий для самостоятельной работы ребят на уроке. Так, например, более сильным ученикам дать составлять более сложные технологические карты, постепенно усложняя их, поручить более сложные доклады, более трудные проекты, обеспечивая при этом усвоение обязательного материала всеми обучающимися. Учитель имеет возможность варьировать содержание самостоятельных работ, чтобы сильные ученики не топтались на месте, а слабые не отставали от общего движения класса.

    Основы конструирования и моделирования изделий из древесины

    Конструирование - это один из этапов создания изделия. («Конструкция» - в переводе с латинского означает «устройство».)

    Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего творческого проекта.

    Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей.

    Затем подбирают необходимые материалы.

    Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению.

    Перед разработчиком (конструктором) в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его внешнему виду - дизайну. (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн - это художественное конструирование изделия. На рис. 25 приведена вариативность конструкторских решений декоративной кухонной доски.

    Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и безопасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий из древесины.

    Наконец, изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.

    Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.

    Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения.

    Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.

    Экономичным считают из конструкторских решений изделие, которое при использовании не требует дополнительных расходов. Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами конструирования, изготовления и эксплуатации изделий.

    Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество. Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации.

    При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответствовало всем предъявляемым к нему требованиям.

    При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше и чтобы они были прочными. Например, неэкономично изготавливать изделия из доски, как показано на рис. 26, а. Если взять схему разметки раскроя, приведенную на рис. 26, б, то все изделия будут бракованными (непрочными), так как их ручки отколются по волокнам. По схеме раскроя, (показанной на рис. 26, в), верхнее изделие также будет бракованным. Но если заготовкой будет фанера, то наибольшее количество изделий получим по схеме разметки, изображенной на рис. 26, в.

    Одним из приемов конструирования является моделирование изделий. Моделью называют уменьшенный или увеличенный образец (копия) изделия, который изготавливают, чтобы понять его устройство и принцип действия. («Модель» - от латинского «мера, образец, норма». «Копия» - от латинского «множество».)

    Все вы с детства любите строить модели зданий, автомобилей, тракторов, лодок и кораблей, бумажных самолетиков. А это и есть как раз модели существующих сооружений и машин. Изготовленные вами модели могут передвигаться, плавать, летать.

    Модели, как и настоящие изделия, изготавливают по эскизам, техническим рисункам и чертежам.

    На рис. 27 представлены деревянные модели (игрушки) трактора и автомобиля.

    Практическая работа

    Конструирование простейших изделий из древесины

    1. Сконструируйте несколько вариантов одного и того же изделия из древесины по заданию учителя.

    2. Выполните технические рисунки лучшего изделия и чертежи его деталей.

    3. Продумайте, будет ли ваше изделие обладать достаточной прочностью, надежностью; будет ли оно технологичным?

    4. Какое значение имеет моделирование для разработки вашего творческого проекта?

    Новые термины: Вариант, вариативность, дизайн, технологичность, прочность, надежность, экономичность, качество, свойство, модель.

    Литература:

    1. Горностаева З.Я Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открыт. школа. – 1998. - №2 С.38-42.

    2. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1978. – 82с.

    3. Дёмин. М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -1983. С.22 - 25.

    4. Есипов. Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз 1961. - 127с.

    5. Жиделев. М.А. Методы обучения трудовым действиям. - М.: Высшая школа 1972. - 95с.

    6. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся - М.: Посвет 1982. - 73с.

    КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ

    ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

    Курс лекций

    Красноярск, 2011

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

    Кафедра технологии деревообработки

    Л.В.ПАХНУТОВА

    КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ

    ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

    Курс лекций

    Направление подготовки

    250400 Технология лесозаготовительных

    и деревоперерабатывающих производств

    Профиль подготовки

    Технология деревообработки

    Квалификация (степень) выпускника

    Бакалавр

    Форма обучения

    Очная сокращенная

    Красноярск, 2011

    Конструирование изделий из древесины: Курс лекций для студентов направления подготовки 250400 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств, профиль подготовки Технология деревообработки, квалификация (степень) выпускника бакалавр, форма обучения очная сокращенная /сост. Л.В.Пахнутова. - Красноярск: СибГТУ, 2011. – 40 с.

    Составитель:

    канд. техн. наук, доцент кафедры технологии деревообработки Пахнутова Л.В.,

    Рекомендуется студентам, изучающим основы конструирования изделий из древесины. Представляет интерес для специалистов различных областей технических наук, занимающихся проблемами профессионального становления специалистов по деревообработке. Может быть использовано в системе переподготовки и повышения квалификации преподавателей.

    Утверждено на заседании кафедры технологии деревообработки

    03.06.2011Г., протокол № 4

    «___» ____________ 2011 г., протокол № ___

    Введение……………………………………………………………..……

    Модуль 1 Основы конструирования изделий из древесины и древесных материалов …………………………………………………………….

    Тема 1.1 Стадии проектирования изделий из древесины …….……..

    Тема 1.2 Классификация изделий из древесины. Требования, предъявляемые к изделиям из древесины…………………………………………

    Тема 1.3 Структура изделий из древесины. Правила конструирования……………………………………………………………..........................

    Тема 1.4 Компоновка деталей и сборочных единиц в изделиях

    из древесины………………………………………………………………….

    Модуль 2 Теоретические основы конструкторской точности………..

    Тема 2.1 Взаимозаменяемость. ГОСТ 6449 Древесина и древесные материалы. Допуски и посадки………………………………………………

    Тема 2.2 Точность обработки. Методы определения погрешностей обработки……………………………………………………………………...

    Тема 2.3 Предельные калибры в деревообработке…………………...

    Тема 2.4 Виды неровностей обработанных поверхностей…………...

    Тема 2. Методы определения шероховатости поверхности. ГОСТ 7016 Древесина. Параметры шероховатости поверхности ……………..…

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………..……………………………..……

    Библиографический список ……………..…………………………..………

    Приложение А (справочное). Перечень ключевых слов …..………………

    Тема урока : «Основы конструирования и моделирования изделий из древесины»
    Цель:
    Формирование навыков работы с древесиной
    Развитие творческой фантазии учащихся.
    Задачи:
    Образовательная: научить детей конструировать кубик из спичек;
    Воспитательная: научить общению в работе; познакомить с древнерусской культурой.
    Развивающая: познакомить учащихся с русскими ремеслами.
    Оборудование: древесина, станок СТД – 120, столярный инструмент, клей ПВА.
    Тип урока:
    практическая работа по конструированию подцветочника.
    Технология:
    Элементы технологии сотрудничества.
    Роль учителя:
    Координация деятельности учащихся.
    Ход урока.
    1. Оргмомент:
    приветствие, проверка готовности к уроку, отсутствующие.
    2. Объявление темы и целей урока.
    Запись темы урока на доске и в тетрадях учащихся.
    На доске записаны основные термины:
    Качества изделия : Технологичность. Прочность. Надежность. Экономичность.
    Цель:
    Ребята, сегодня мы научимся делать подцветочник. Этот подцветочник станет основой для конструирования.
    3. Вступительное слово учителя.
    Конструирование – это один из этапов создания изделий (конструкция – в переводе с латинского «Устройство»).
    Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего творческого проекта. Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей. Затем подбирают необходимые материалы.
    Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению.
    Изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.
    Вы видите на доске основные понятия, характеризующие качества изделия.
    Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.
    Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения.
    Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.
    Экономичным считают изделие, которое при использовании не требует дополнительных ресурсов.
    4. Подготовка заготовки для точения

      отрезка заготовки по длине с учетом припусков на тор­цах,

      осмотр ее внешнего со­стояния, разметку центров вращения заготовки;

      прида­ние заготовке формы близ­кой к цилиндрической. Если заготовка имеет форму квадрата, то для нахождения центров вращения на торцах проводят диагонали и на их пересечении шилом накалывают отверстия, Затем рубанком сострагивают ребра, придавая заготовке форму восьмигранника.

      Пос­ле этого заготовку крепят на станке.

    5. Наладка и настройка станка . Проверяют работу станка на холостом ходу. Подготавливают и надеж­но закрепляют обрабатываемую заготовку. Подручник настраивают и надежно крепят так, чтобы расстояние от него до обрабатываемой поверхности заготовки состав­ляло 2 ...3 мм. Для проверки зазора заготовку поворачи­вают вручную на 2...3 оборота.
    Для точения древесины применяют различные стамески и другие режущие инстру­менты.
    Желобчатые, полукруглые ста­мески применяют для чер­новой обработки заготовок, а косые стамески применяют для чистовой, окончательной обработки по­верхностей, а также для подрезания торцов и вытачива­ния конусов. Режущая часть токарных резцов называемая лез­вием, имеет клиновидную форму и состоит из передней и задней поверхностей, а также режущей кромки.
    Точение заготовки . Перед точением надевают защитные очки, вклю­чают станок, берут стамеску в правую руку, устанавли­вают на подручник, не касаясь заготовки, и прижимают ее к подручнику левой рукой сверху.
    Вначале выполняют черновое (грубое) точение. Медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и снимают стружку серединой лезвия полукруглой стамески. Затем плавно перемещают стамеску влево или вправо, срезая слой древесины левой или правой частью закругленного лезвия.
    Для чистового точения заготовки оставляют при­пуск 2...4 мм на сторону. Чистовое точение выполняют косой стамеской. Стамеску опирают на подручник реб­ром со стороны тупого угла и направляют режущей кромкой в сторону ее движения.
    Тонкую стружку срезают только серединой режу­щей кромки. Ни в коем случае не допускайте врезания в заготовку острого угла стамески. Это может привести к выбросу стамески и травмированию.
    Подрезают торцы заготовок косой стамеской и вырезают их.
    Точат изделия с большего диаметра на меньший. Так лучше и чище подрезаются волокна древесины.
    Контроль размеров заготовки осуществляют кронциркулем или штангенциркулем только после отключения станка и полной остановки шпинделя.
    Прямолинейность поверхностей проверяют на просвет путем накладывания линейки на деталь.
    При необходимости деталь обрабатывают шлифо­вальной шкуркой, опоясав ею заготовку и удерживая концы шкурки руками. Шлифовать можно также шли­фовальной колодкой.
    Хорошие результаты дает полирование сухой дета­ли бруском из более твердой древесины. При этом на поверхности заготовки от нагревания расплавляется целлюлоза, входящая в состав древесины, и обволаки­вает тонким слоем обработанную поверхность. Перегрев в зоне полирования дает декоративную отделку в виде подгоревшей древесины.
    Перед отрезанием обработанной заготовки станок останавливают . Линейкой и карандашом делают размет­ку отрезаемой заготовки. Затем включают станок, опус­кают косую стамеску на подручник острым углом (носком) вниз и выполняют в различных местах надрез глубиной на 2...3 мм. Затем ставят стамеску тупым углом (пяткой) на подручник и режущей кромкой, как при чистовом точении, срезают на конус концевую часть за­готовки до надреза. Эти переходы выполня­ют многократно, постепенно углубляясь в заготовку, по­ка не образуется тонкая "шейка" диаметром 8... 10 мм.
    Не следует допускать перерезания заготовки, так как надо еще зачистить торец движением стамески к центру вращения таким же способом, как и выполнялся надрез. Аналогично подрезают торец с другого конца заготовки.
    После остановки станка заготовку снимают, мел­козубой пилой отрезают шейки и торцы зачищают наж­дачной бумагой.

    6.Самостоятельная работа (если все уч-ся не поместятся возле станка - Разделить на две группы – одни работают на станке, вторые подготавливают каркас подцветочника к сборке. После вытачивания стоек начинается сборка на клею деталей подцветочника. Затем стойки покрывают лаком.
    7.Текущий инструктаж. Индивидуальный, фронтальный в случае необходимости при повторении ошибок.

    8.Самостоятельная работа. (Со стороны учителя контроль над выполнением работы и выполнением правил т/б, помощь при неправильном выполнении технологических операций, контроль за состоянием крепления заготовки.)

    9. Экономический подсчёт.

    1. ДВП – бесплатно.

    2. Брусок 50*50 – 130 тенге.

    3. Клей ПВА – 50тенге.

    4. Лак – 80тенге.

    5. Электроэнергия – 70тенге.

    Итого: 330тенге.
    10.Заключительный инструктаж.
    Уборка рабочих мест. Оценка работы уч-ся.
    11. Закрепление.
    Работа класса – вопросы по теме задаются одному из учащихся всем классом, поочередно, по одному вопросу.
    12.Итог урока. Оценки (за правильность выполнения точения, за сборку изделия, соблюдение правил т/б, за устные ответы).