Дарим цветы        09.07.2019   

Особенности общения детей дошкольного возраста. Обучение старших дошкольников навыкам бесконфликтного взаимодействия

Тема 1.3.

Особенности и формы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов.


    1. Практические занятия.

лабораторной работы

Формы и методы контроля

Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

1.

Тема 1.1

Теоретические основы и методики планирование различных видов деятельности и общение детей.


Составление наблюдение за общением дошкольников в различных видах деятельности.

1


2.

Тема 1.2.

Психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста.


Диагностика уровня общения дошкольников

1


Тема 1.3. Особенности и формы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов.

Диагностика моделей и стиля общения.

Способы разрешения конфликтов в профессиональной работе педагога с детьми.

Решение ситуационных педагогических задач


2

- оценка выполнения практических заданий;

Экспертная оценка выполнения практического задания;


    1. Лабораторные работы – «не предусмотрено».

    1. Самостоятельная работа (виды, формы контроля).

Подготовка диагностического инструментария для определения уровня развития общения ребёнка со взрослым и сверстниками;

Составление и проведение беседы с детьми 5-6 лет, выявляющие уровень развития их самосознания;

Подбор игры, на развитие компонентов общения и нравственно-волевых качеств дошкольника;

Составление и проведение занятий на развитие умений общаться с детьми дошкольного возраста;

Составление опорных схем.

3.4. Форма контроля самостоятельной работы:
-оценка выполнения практических заданий;

Проверка конспектов;

Проверка опорных схем; экспертная оценка выполнения практических заданий;

Проверка и оценка межсессионного задания.
4.ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ:


        1. «Особенности общения с трудными детьми».

        2. «Личностно-смысловая сфера дошкольника и её развитие в общение со взрослым.»

  1. «Игра как средство развития общения дошкольника».

  2. «Роль воспитателя в развитии общения дошкольников со сверстниками».

  3. «Общение и его роль в развитии ребёнка».

  4. Особенности педагогических конфликтов и пути их разрешения.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общение детей раннего и дошкольного возраста.

5.1.Рубежный контроль.

Тематика

межсессионного по МДК 02.06.

«Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста».


  1. Основные закономерности развития общения в детском возрасте.

  2. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.

  3. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.

  4. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.

  5. Особенности общения мальчиков и девочек в дошкольном возрасте.

  6. Учет особенностей развития общения детей при планировании разных видов деятельности.

  7. Особенности общения взрослого с ребенком раннего возраста.

  8. Особенности общения взрослого с ребенком в период кризиса трех лет.

  9. Особенности общения взрослого с детьми в процессе познавательной деятельности.

  10. Педагогическое общение. Техники педагогического общения.

  11. Основные стратегии поведения взрослых.

  12. Роль взрослых в организации общения детей дошкольного возраста.

  13. Стили общения родителей с детьми в семье.

  14. Средства общения. Характеристика вербальных и невербальных средств взаимодействия.

  15. Методы обучения детей средствам и способам взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

  16. Характеристика вербальных и невербальных средств взаимодействия.

  17. Формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности

  18. Средства формирования у детей начальных форм самооценки, самоконтроля, межличностных отношений в игре.

  19. Средства создания в группе детей ситуации успеха и атмосферы доброжелательности.

  20. Место общения в системе организации жизнедеятельности детей в группе.

  21. Причины возникновения трудностей в общении детей.

  22. Бесконфликтное общение с детьми разного возраста, общение в семье.

  23. Норма и отклонения в общении дошкольников.

  24. Конфликт, типология и динамика конфликта.

  25. Стиль поведения в конфликте: общая характеристика, индивидуальный стиль поведения в конфликте.

  26. Способы разрешения конфликтов и методы управления ими.

Практические задания

к межсессионному заданию по МДК 02.06. «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»


  1. Проведите сравнительный анализ планов работы воспитателя. Цель: Выявить систему работы по формированию коммуникативных навыков детей. Дайте качественную характеристику результатов.
2.Проведите сравнительный анализ целей и задач развития коммуникативных умений детей, которые ставит воспитатель, с основными закономерностями развития общения в детском возрасте.

Цель: определить характер учета возрастных и психологических особенностей общения детей в разных возрастных периодах.

Дайте качественную характеристику результатов.

3.Составьте перечень форм, средств и методов, используемых воспитателем группы для развития у детей навыков общения. Дайте оценку целесообразности их применения: соответствие целям, нормативным показателям, возрастным и индивидуальным особенностям детей конкретного возраста.

4. Составьте примерный план развития навыков общения у детей на 1 неделю. При составлении плана ориентируйтесь на возраст детей, с которыми вы работаете.

5. Проведите самооценку развития коммуникативных способностей. Сделайте вывод, обоснуйте его, наметьте пути устранения выявленных проблем.

6. Составьте примерный план развития общения детей в группе детского сада, ориентируясь на одну образовательную область.

7. Выявите проблемы организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности. Дайте характеристику причин их возникновения, определите пути их устранения.

8. Смоделируйте педагогическую среду, способствующую развитию общения детей. Дайте описание модели.

9. Проведите наблюдение за общением детей в группе ДОУ. Результаты наблюдения поместите в таблицу и сделайте выводы.

10. Проведите наблюдение за общения дошкольников (по выбору):

В повседневной жизни и различных видах деятельности:


  • в сюжетно-ролевой игре;

  • в бытовой деятельности (режимные процессы);

  • в познавательной деятельности;

  • в социально-полезной деятельности;

  • в совместной с взрослыми деятельности.
Дайте описательную характеристику результатов наблюдения.

11. Разработайте педагогический проект на тему:

«Условия успешного общения детей».

12. Проведите наблюдение и сделайте анализ характера общения детей:

Со сверстниками;

Воспитателями;

Родителями.

Цель: выявить детей, имеющих барьеры в общении.

13. Проведите наблюдение и анализ стиля общения воспитателей с детьми. Цель: Определить стили педагогического общения. Обосновать характер их влияния на взаимодействие детей со сверстниками.

14. Проведите анкетирование воспитателей, родителей. Цель: выявить характер нарушения коммуникативных умений дошкольника.

15. Диагностика коммуникативных навыков детей (метод социометрии, тестирование). Проведите анализ результатов.

16. Составьте план проведения серии коррекционных игр, упражнений и этюдов с детьми (на развитие коммуникативных способностей).

17. Подберите развивающие игры, упражнения, этюды;

18. Разработайте программу коррекции общения детей в группе на один месяц.

19. Разработайте критерии и показатели направленности педагогической среды на развитие у детей коммуникативных умений.

20. Разработайте критерии и показатели направленности педагогической среды на развитие у детей коммуникативных способностей.

21. Составьте план организации общения детей при проведении режимных процессов (ПО ВЫБОРУ):

Прием детей, зарядка, умывание, обед, полдник и т.д.

Самостоятельная деятельность детей;

Прогулки, экскурсии;

Совместные игры и занятия.

Проведение развлечений и праздников;

Организация и проведение бесед с детьми;

Организация и проведение бесед с родителями детей;

Организация бесконфликтного общения детей;

Организация детей в разных видах деятельности.

!!! При выборе практического задания ориентируйтесь на выбранную тему межсессионного задания.

Межсессионная работа должна состоять из двух частей:

- теоретической;

- практической части (выполнение практического задания,

см. перечень практических заданий).
5.2.

Примерный инструментарий для исследования общения дошкольников со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.
Методика № 2 «Неоконченный рассказ» (Фопель К).

Цель: выявление уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Материал : неоконченные рассказы (ситуации)

Содержание : Каждому ребенку индивидуально предлагается прослушать рассказ, содержащий в себе ситуации, направленные на проявление чувства сопереживания, сочувствия. Ребенок должен предложить свой вариант завершения данного рассказа.
1. Мальчик ловил бабочек. У него был сачок. Он бегал по лесной полянке и старался поймать бабочку. Он хотел накрыть её сачком. И вот одна бабочка села на цветок. Мальчик подошёл и……

2. У Саши была красивая машинка. Мама и папа подарили её Саше на День рождения. Саша очень любил свою машинку, играл с ней. Однажды он вышел на улицу поиграть и вынес машинку. Когда он играл, подошли взрослые ребята и один из них пнул машинку ногой. Машинка покатилась с горки и разбилась. Саша….

3. У Маши была собака. Она очень её любила, кормила, гуляла, гладила её. Собаку звали Пушок. Однажды Маша пошла с ней на улицу гулять. Пушок бегал по двору и вдруг совсем пропал из виду. Маша бегала, искала, кричала Пушка, но он не отзывался. Тогда Маша сильно расстроилась и……

4. Костя и Ваня два брата. Костя старший, а Ваня младший. Однажды Костя и Ваня пошли в лес за грибами. Они шли, держась за руки, чтобы не потеряться. Пришли мальчики в лес, стали собирать грибы. Им пришлось отпустить руки, чтобы собирать грибы. Они ушли в разные стороны и потерялись. Маленький Ваня очень испугался и стал кричать, ему было страшно одному в лесу, он заплакал и стал искать брата. А брат….

Критерии и оценка результатов: Оценка результатов осуществляется по следующим критериям:

· уровень эмоционального реагирования на события, ситуации;

· уровень проявления эмпатии к героям рассказа;

· уровень сопереживания, сочувствия к героям рассказа;

· уровень развития рефлексии;

· уровень проявления чувств (вербально и невербально);

Анализ результатов осуществляется по степени выраженности данных критериев в ответах детей.

Согласно выделенным критериям дети условно разделяются на три уровня сформированности эмпатии:

Высокий уровень: Дети обладают высоко развитым чувством сопереживания, сочувствия. Они эмоционально реагируют на несправедливость, страдание и боль, активно высказывают свое отношение к происходящему. Эти дети обладают рефлексией, то есть, способны поставить себя на место другого и сопереживать ему. Дети выражают свои чувства с помощью интонации, жестов и мимики.

Средний уровень: дети не всегда активно проявляют свои чувства, они способно сопереживать и сочувствовать, но в зависимости от ситуации. Не всегда проявляют рефлексию, более сдержаны в выражении чувств, менее эмоциональны

Низкий уровень: не проявляют чувства сопереживания, сочувствия, эмоционально ригидные, сдержан.

Юлия Федорова
Занятие-беседа «Общение без конфликтов»

елевая аудитория : несовершеннолетние в возрасте 11-14лет.

Формы и методы проведения : занятие –беседа

Цель : Закрепить знания детей с основами бесконфликтного общения .

Задачи :

Познакомить воспитанников с понятиями «конфликт » , «компромисс»

Сформировать знания о навыках бесконфликтного общения .

Воспитать уважительное отношение к окружающим людям.

Формировать социально –одобряемые формы поведения.

Оборудование : плакаты с высказываниями, компьютер, презентация, две коробки для игры, таблички, маски для сценок.

Ожидаемый результат : несовершеннолетние должны закрепить знания о навыках бесконфликтного общения .

План работы

1. Ритуал начала - разминка «Рисунок в парах»

2. Вводная часть.

3. Основная часть –чтение стихотворения, разбор ситуаций, правил.

4. Заключительная часть.

5. Рефлексия.

1. Приветствие – упражнение –разминка «Рисунок в парах»

Группа делится на пары, каждая из которых получает по одному листу бумаги и одному карандашу. Каждая, пара, держать вместе за карандаш, должна нарисовать картину на своем листе бумаги. Общаться словами при этом нельзя.

2. Вводная часть.

Наверное, каждый из нас когда –нибудь оказывался в эпицентре конфликта . Давайте разберемся, что же такое «конфликт » ? Кто скажет? (ответы детей)

Конфликт – это столкновение интересов, противоборство. Противоборство порождается нашими целями. Представьте себе комнату, где один человек хочет спать, а второй – смотреть телевизор или слушать музыку. Если один достигает своей цели, то другой, наоборот, отдаляется.

Сегодня попробуем рассмотреть конфликты в деталях . И тема нашего сегодняшнего занятия называется «Общение без конфликтов » .

3. Основная часть.

Давайте рассмотрим несколько правил в решении конфликтных ситуаций .

Чтение стихотворения «Два козла»

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул.

Один боднул приятеля немного посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Можно ли назвать такое общение дружеским ?

Ссора сможет перерасти в конфликт ?

Что такое конфликт ? (Это столкновение, серьезное разногласие, спор)

Что может быть источником конфликта ? (Недоразумение, недоверие, недостаток общения )

Разбор ситуаций :

1. Кто –то из товарищей толкнул вас или свалил с ног. Как вы поступите?

Будите плакать,

Ударите его,

Сделайте ему замечание,

Не скажите ничего,

Пожалуетесь взрослому,

Сделаю ему замечание.

2. Вам не везет : вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?

Будите плакать,

Продолжите играть,

Начнете злиться,

Ничего не скажите,

Продолжу играть.

3. приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?

Толкнете и отнимите ластик,

Отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку,

Скажите взрослому,

Попросите вернуть ластик, а если он не вернет, то скажите взрослому.

Давайте вместе с вами рассмотрим несколько правил бесконфликтного общения :

1 правило – «Старайтесь жить так, чтобы людям с тобой было хорошо» .

2 правило – «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему : ведь добрые отношения начинаются с улыбки»

3 правило – «Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей»

4 правило - «Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока об этом попросят»

5 правило - «Никогда никому не завидуй и не ябедничай : ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»

6 правило - «В споре будь сдержан и тактичен»

7 правило - «Избегай конфликтов , ссор, не совершай необдуманных поступков»

8 правило - «Никогда никого не упрекай. Если все –таки упреки прозвучали и ссора произошла – скорее помирись»

9 правило - «Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс»

Упражнение «Разрешаем конфликт »

Группа делится на пары, каждая из которых получает карточку с описанием конфликтной ситуации . Задача воспитанников необходимо найти оптимальный способ выхода из конфликта и разыграть перед остальными участниками свою ситуацию.

Примерные ситуации :

Мама ругает сына за то, что вместо того, чтобы спать, полночи смотрит телевизор. Сын утверждает, что ночью показывают самые интересные фильмы.

Девушка просит своего молодого человека купить ей пиво и пачку сигарет. Молодому человеку не нравятся девушки, которые пьют.

Одноклассница уже 3 часа сидит у вас дома за компьютером и играет в разные игры. Вам это порядком надоело.

-Конфликт –это хорошо или плохо? Как вы считаете?

4. Заключительная часть.

Минусы :

Может быть связан с насильственными методами;

Может способствовать подавленности, пессимизму, негативному настроению;

Может привести к разочарованию в своих способностях, возможностях;

Может привести к отрицательной оценки партнера.

Плюсы :

Это определенная форма разрешения противоречий, мы высказываем недосказанное, обиды и претензии, которые привели к нему;

Может объединять людей перед лицом внешней грозы;

Помогает «выпустить пар» и способствует снятию напряжения;

Мобилизует энергию участников на поиск выхода из сложившейся ситуации;

Позволяет лучше осознать свои потребности и желания;

Способствует самоутверждению личности.

Итак, мы видим, конфликт все же имеет свои плюсы. Он выводит нас на новый уровень понимания ситуации, а главное, на практике учит нас, как разрешать и как предотвращать конфликты в будущем . Но все эти плюсы возникают только тогда, когда конфликт разрешается .

5. Рефлексия.

Что запомнилось на занятии ?

Что нового узнали?

Что было для вас более актуальным, а что вы уже знали и раньше?

Публикации по теме:

Беседа для родителей

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ.

ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения»

Цель: формирование у педагогов представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования.

Задачи:

Формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

Материал: анимационного фильма Конфликт (The conflict) Гарри Бардина), маркеры, магнитная доска, двумерная модель конфликта К. Томаса, музыка «Энигматик», фигурки животных, памятки «Правила разрешения конфликтов».

Ход семинара- практикума:

1. Вводная часть. Создание мотивации.

Слово педагога-психолога: Добрый день, дорогие коллеги! Я рада Вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём здесь время.

Притча «мешок картошки».

Обсуждение -5 мин.

Психолог: В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако, эти отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности и значимости для нас.

Как вы думаете, могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Безусловно, нет. А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? Конечно же, нет. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы можем конфликтовать дома, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Хотя конфликты в современном обществе возникают постоянно, их можно признать нормой общественной жизни, необходимо правильно регулировать и разрешать конфликтные ситуации. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог - родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Cегодня мы поговорим о том, как могут складываться наши отношения с другими людьми (родителями воспитанников, в педагогическом коллективе), а тема звучит:

« Взаимодействие с участниками образовательного процесса. Правила бесконфликтного общения».

2. Информационный блок

Психолог: Слово «конфликт»(с латинского) означает «столкновение». А как вы думаете, почему может произойти конфликт? (стороны не могут договориться, а отсюда возникает конфликтная ситуация)

Что же такое конфликт? Давайте с вами сформулируем определение конфликта.

Упражнение 1. «Мое представление конфликта» - 10 мин.

Сейчас каждый подумает и для себя решит, как вы понимаете, что такое конфликт?! Но писать мы будем не просто, а на каждую букву слова.

К –

О –

Н –

Ф –

Л –

И –

К –

Т –

Рефлексия: каких больше характеристик конфликта – положительных или отрицательных?

Психолог: Как видно из анализа синонимов к слову конфликт – это всегда противоборство сторон. А может ли возникнуть конфликт, если человек находится один? Значит, конфликт возникает между двумя и более людьми или социальными группами. А что должно быть общего у данных людей или социальных групп, что бы между ними возник конфликт? (Общие цели, интересы, позиции, мнения, взгляды, взаимодействия, которые одинаково ценятся обеими сторонами).

Мы с вами самостоятельно вывели определение конфликта: конфликт – это спор, столкновение между двумя и более людьми или социальными группами за владение чем-то, что одинаково ценится обеими сторонами.

Итак, мы вместе вывели понятие «конфликта»:

  • Конфликт – это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
  • Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
  • Конфликт- противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Психолог : итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:

Присутствие двух или более людей;

Наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;

Столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений.

Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из-за которых, разгорается конфликт, - это предмет конфликта . Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон (например: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.)

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят ряд стадий.

Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.

Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.

На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избегания аналогичной ситуации в будущем.

Как правило, последствия конфликта делятся на две большие группы:

Негативные: большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников, сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»).

Позитивные: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения, сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом, получить новую информацию об оппоненте, диагностика возможностей оппонента.

Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций

Психолог: Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.

(Участникам семинара раздаются заранее приготовленные распечатки модели "Способы выхода из конфликтной ситуации".)

Психолог: Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс - достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Конфликты в системе "педагог - родитель". Слово "конфликт" в переводе с латинского означает "столкновение". Поскольку профессиональное общение в системе "педагог - родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Упражнение 2«Праздничный пирог»

Психолог: «Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

  1. Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)
  2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)
  3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)
  4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)
  5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)

(Сделав свой выбор, педагоги получают фигурку животного и делятся на группы. На слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).

Стратегия поведения

Характеристика стратегии

Конкуренция, соперничество («акула»)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество («сова»)

Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс («лиса»)

Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение («черепашка»)

Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление («медвежонок»)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

3. Работа в подгруппах. Решение конфликтных ситуаций. Педагогам предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти выход из ситуации с той точки зрения, в какой группе стратегий находятся.

Типичные ситуации из практики общения

педагогов с родителями воспитанников

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя - он "получает за это деньги".

Комментарий психолога. Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий психолога. Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор - прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

Ситуация 3

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку.

На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий психолога. Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде "нападения". Лучше использовать метод "Я-сообщения", выразив свои чувства. Например: "Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)".

Ситуация 4

В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.

Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.

Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.

Введение

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым.

Первое яркое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности . Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.

Столь сильная эмоциональная насыщенность общения детей, по-видимому, связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.

Другая важная особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности . Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д.

Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Еще одна отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными . Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от трех к шести-семи годам.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками.

Первая из них - эмоционально-практическая (второй - четвертый годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно - как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей:они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с предметами или действиями и отделено от них.

Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. В то же время они, как правило, легко решают проблемные ситуации "в пользу" других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы (правда, их подарки чаще адресованы взрослым - родителям или воспитателю, чем сверстникам). Все это может свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.Малыш как бы не замечает действий и состояний сверстника. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Об этом говорит стремление детей к эмоционально-практическому взаимодействию, подражание движениям сверстника. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности с ним, которая выражается в обнаружении одинаковых свойств, вещей или действий. Ребенок, "смотрясь в сверстника", как бы выделяет в самом себе конкретные свойства. Но эта общность имеет чисто внешний, процессуальный и ситуативный характер.

Следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая . Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.

В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется.

"В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы".

Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи и промахи других приобретают особое значение. В процессе игры или другой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными.

Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником ребенок оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а "в глазах другого". Этим другим для четырех-пятилетнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и т. д. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.

К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится внеситуативным.

Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники "собираются" в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка.

К шести годам значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. Если четырех-пятилетние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то шестилетние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем "противостоянии" взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.

К шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить.Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов.

Такова в общих чертах возрастная логика развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений.

Среди наиболее типичных для дошкольников вариантов конфликтных отношений к сверстникам повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников. Остановимся на них подробнее.

Проблемные формы отношения к сверстникам

Агрессивные дети. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивый ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Обидчивые дети. Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Обидчивость отравляет жизнь и самому человеку, и его близким. Справиться с этой болезненной реакцией непросто. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в семье и в конечном итоге деформируют личность человека.

Застенчивые дети. Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других людей и т. д.

Демонстративные дети. Сравнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений: лишь противопоставив себя сверстнику и выделив таким образом свое Я, ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность. Однако часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного Я. Как часто, получив в подарок красивую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее с другими, а чтобы показать, похвастаться.

Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной "прибавки" к социальному развитию детей. Так, было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения с взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.

Однако какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?

В младшем дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном своей индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку "увидеть" сверстника. Игрушка как бы "закрывает" человеческие качества другого ребенка.

Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку "открыть" сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково (каравай, карусели др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Однако что делать, если ребенок явно демонстрирует какие-либо проблемные формы отношения к сверстникам: если он обижает других, или постоянно обижается сам, или боится сверстников?

Сразу следует сказать, что объяснения, как нужно себя вести, положительные примеры, а тем более наказания за неправильное отношение к сверстникам оказываются малоэффективными для дошкольников (впрочем, как и для взрослых). Дело в том, что отношение к другим выражает глубинные личностные качества человека, которые нельзя произвольно поменять по просьбе родителей. В то же время у дошкольников эти качества еще не являются жестко фиксированными и окончательно сложившимися. Поэтому на данном этапе можно преодолеть негативные тенденции, но делать это надо не требованиями и наказаниями, а организацией собственного опыта ребенка.

Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств считается осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной "азбукой чувств". Основным методом воспитания нравственных чувств как в отечественной, так и в зарубежной педагогике является осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания. Однако эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должно стать не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на самого себя, на самосовершенствование и подкрепление своей положительной оценки. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание "угодить" взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования доброжелательных отношений к сверстникам желательно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают на почве обладания игрушками. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные "дразнилки", "обзывалки" и т. д.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому развитие гуманных чувств должно свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику, жесты и пр.

Таким образом, воспитание гуманных отношений должно базироваться на следующих принципах.

1. Безоценочность. Любая оценка (даже положительная) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлено ограничение высказываний ребенка сверстнику. Минимизация оценочных суждений, использование экспрессивно-мимических или жестовых средств общения может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться "по поводу" чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного начала в играх.

Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, лучше исключить игры и занятия, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Главная цель заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность "увидеть" другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Формирование бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста

Введение

1. Особенности общения дошкольников со сверстниками

2. Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте

3. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам

Заключение

Литература

  1. Зазульская, О. В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками / О. В. Зазульская // Ребенок в детском саду. – 2006.
  2. Зинченко, Л. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах / Л. Зинченко // Дошкольное образование. – 2001.
  3. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова и др.; Под ред. С. Л. Новосёловой.-М.: Просвещение, 1989.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
  5. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретическо-методические основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под. ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2008.

6. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1995.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Малыш»

п. Железнодорожный

С.В. Зарубина

Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста

Методическая разработка

п. Железнодорожный

воспитатель МДОУ «Малыш»

Зарубина С.В. Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста: методическая разработка / С.В. Зарубина – п. Железнодорожный: МДОУ «Малыш», 2016.- 14 с.

Аннотация:

Бесконфликтное общение детей дошкольного возраста;

Методическая разработка раскрывает советы, игры для создания бесконфликтной обстановки в группе;

Методическая разработка будет полезна воспитателю дошкольного учреждения.

В соответствии с ФГОС одним из направлений содержания дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие дошкольников, затрагивающее аспект межличностного взаимодействия детей.

Актуальность работы обусловлена тем, что дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка.

В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Для формирования у детей умения понимать собственное эмоциональное состояние и состояние других людей (эмоциональный компонент) и освоения способов предупреждения конфликта и конструктивного поведения в конфликте (поведенческий компонент) целесообразно включение детей в игровую деятельность со сверстниками.

Игра – это основное средство в воспитании нравственных взаимоотношений со сверстниками. В работе с детьми можно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры. Игру можно применять как в части комплексного занятия, так и как самостоятельное занятие. Комплекс игр, которые целесообразно включать в режимные моменты, представлен в виде картотеки.

Цель: формирование готовности детей дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.

Для достижения цели в процессе занятий решаются следующие задачи:

1. Обучение детей конструктивным способам управления собственным поведением (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности).

2. Обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия (разрешение конфликтных ситуаций), развитие и обогащение форм общение со сверстниками.

3. Ознакомление детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку, обучение распознанию их по внешним сигналам (мимике, жестам и т.п.).

4. Развитие у детей способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить своё.

5. Развитие системы самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим.

6. Помощь в преодолении негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.

7. Корректирование поведения с помощью ролевых игр, формирование моральных представлений.

Вся система работы по формированию нравственных отношений между воспитанниками должна быть организована с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста и опираться на основные принципы детской психологии и педагогики.

Необходимо также вести работу по подбору основных методов, приемов и форм работы по формированию нравственных взаимоотношений дошкольников.

Работая по данному направлению целесообразно придерживаться следующей классификации методов нравственного воспитания, которую предложила в своих исследованиях доктор педагогических наук В.И. Логинова, и которая объединяет все методы в три группы:

1) методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью;

2) методы формирования нравственного сознания: убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа;

3) методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрения, наказания.

В работе по формированию нравственных взаимоотношений целесообразно использовать этические беседы. Беседуя с детьми, нужно побуждать их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давать ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

В ходе проведения этической беседы эффективно организовать чтение и анализ художественных произведений. С этой целью нужно постоянно уделять особое внимание подбору художественной литературы на тему нравственного воспитания дошкольников.

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе.

В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи педагога – формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.

Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке – дружат в группе детки».

Можно организовать в группе «Шкатулку добрых дел» и в конце недели подводить итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя».

1. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

2. Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его.

3. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.

4. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

5. Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.

6. Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.

7. Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.

8. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

9. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

10. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.

11. Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.

12. Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

В этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.

Картотека игр и художественных произведений по ознакомлению детей с навыками бесконфликтного поведения, проявления эмпатии, готовности прийти на помощь и др.

Игры:

Карточка №1

Игра «Паровозик»

Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие уверенности в себе, сплочение группы.

Краткое описание игры: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» выполняет различные движения, дети повторяют за ним. Окончание игры – встать в круг, взявшись за руки..

Карточка №2

Игра «Сапожок»

Цель: Развитие навыков сотрудничества в группе сверстников, умения договариваться.

Краткое описание игры: Каждой паре детей предлагается договориться друг с другом и раскрасить свою пару сапог одинаково.

Карточка №3

Игра «Передай маску»

Цель: Установление контакта со сверстниками.

Краткое описание игры: Каждый из детей передает по кругу свое выражение лица, причем в точности нужно изобразить выражение лица своего соседа справа, затем придумать свое и передать его соседу слева.

Карточка №4

Игра «Колдун»

Цель: Вызывать у детей положительное эмоциональное настроение.

Краткое описание игры: По команде воспитателя все замирают. Колдун пытается рассмешить заколдованных. «Рассмешенные» помогают колдуну рассмешить.

Карточка №5

Игра «Только вместе»

Цель: Снятие речевых зажимов, развитие умения анализировать поступки, знакомство с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций.

Краткое описание игры: Дети разбиваются на пары, поворачиваются спиной друг к другу и пытаются сесть на пол, не отрываясь от спины партнера, а потом таким же образом – встать.

Карточка №6

Игра «Неожиданные картинки»

Цель: Развитие умения сотрудничать со сверстниками.

Краткое описание игры: Дети садятся в круг. У каждого листок бумаги и карандаш. Начинают рисовать какую-нибудь картинку. По команде педагога каждый ребенок передает своему соседу слева свой листочек с рисунком, затем сосед продолжает рисовать рисунок своего соседа справа и так далее до конца.

Карточка №7

Игра «Головомяч»

Цель: Развитие навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Краткое описание игры: Дети разбиваются на пары и ложатся на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы голова одного ребенка оказалась рядом с головой партнера. Пары кладут мяч между своими головами. Затем им нужно поднять мяч и встать самим.

Карточка №8

Игра «Небоскреб»

Цель: Развитие умения взаимодействовать детей друг с другом, сотрудничать.

Краткое описание игры: Каждый из ребят берут по одному или два кубика и строят один большой небоскреб так, чтобы он не развалился. Причем, если небоскреб развалится, то его придется построить заново. В процессе игры дети обсуждают друг с другом как построить небоскреб.

Карточка №9

Игра «Картонные башни»

Цель: Формирование адекватной самооценки, развитие доброжелательности.

Краткое описание игры: Дети разбиваются на две группы по 6 человек. Им нужно построить за 10 минут башню из картона, воспользовавшись при этом только скотчем. Здесь можно использовать как вербальный вариант игры, так и невербальный.

Карточка №10

Игра «Собери картинку»

Цель: Формирование умения сотрудничать со сверстниками.

Краткое описание игры: Дети делятся на две команды. Педагог дает каждой команде пазлы. Каждая команда должна собрать картинку. В процессе игры педагог наблюдает за поведением детей, оценивает умение сотрудничать и договариваться.

Художественные произведения:

Карточка №1

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Цель и возможности применения: Формирование представлений о конфликте, его причинах и способах разрешения, обучение анализу конфликтных ситуаций, проявлению чувств доброты, состраданию.

Карточка №2

А. Кузнецова «Мы поссорились»

Обучение умению понимать причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

Карточка №3

Н. Носов «На горке»

Цель и возможности применения: Воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, воспитание умения работать дружно, согласованно со сверстниками.

Карточка №4

В. Осеева «Волшебное слово»

Цель и возможности применения: Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим.

Карточка №5

В. Сутеев «Яблоко»

Цель и возможности применения: Воспитание честности, чувства ответственности за свои поступки, уважения и вежливости во взаимоотношениях со сверстниками, развитие самооценки воспитанников.

Карточка №6

В. Сутеев «Снеговик - почтовик»

Цель и возможности применения: Формирование умения анализировать поступки героев, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, сопереживания, сочувствия, взаимопомощи.

Карточка №7

А. Н. Афанасьев «Лиса и заяц»

Цель и возможности применения: Воспитание дружелюбия, доброжелательного отношения к сверстникам, сочувствия, умения анализировать поступки героев сказки.

Карточка №8

Русская народная сказка «Как грибы с горохом воевали»

Цель и возможности применения: Формирование умения анализировать поступки героев произведения, воспитание дружелюбия, уважительного отношения к сверстнику; взаимопомощи.

Карточка №9

Ю. Ермолаев «Лучший друг»

Цель и возможности применения: Формирование умения анализировать поступки героев; воспитание дружелюбия, уважительного отношения к сверстникам.

Карточка №10

К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»

Цель и возможности применения: Воспитание доброты и чуткости через эмоциональное восприятие произведения, ознакомление с такими нравственными категориями, как: добро, сострадание, сочувствие, зло.

Вывод

Одним из направлений содержания дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие дошкольников, затрагивающее аспект межличностного взаимодействия детей.

Формирование у детей представлений о бесконфликтном общении и обучение анализу конфликтных ситуаций целесообразно осуществлять на материале художественных произведений.

Наряду с чтением художественной литературы необходимо использовать и другие средства формирования гуманных чувств: музыка, природа, живопись, иллюстрации и фильмы.

Основным средством в воспитании нравственных взаимоотношений со сверстниками является игра.

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
  2. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с.
  3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 191 с.
  4. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. – 1990. – №2. – С. 37–42.
  5. Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: «Просвещение», 1983. – 213 с.
  6. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогического института / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2000. – 272 с.
  7. Першина Т.В., Мазурова Т.Н. Содержание готовности детей дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 октября 2014 г., г. Уфа) в 2 ч. Ч. 1. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 103 – 105.
  8. Першина Т.В., Паутова А.М., Чиркова М.В. Методические рекомендации по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.// Наука и образование: новое время № 5, 2015. – С. 633 – 640.