Флористика        16.10.2019   

Отчет по экологии в саду. Аналитический отчет по экологическому воспитанию «Воспитатель-исследователь. Вопросы и задания

Анна Аралова
Отчет по экологии в старшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №26

Отчёт по экологической работе .

воспитателя старшей группы

Араловой Анны Юрьевны

г. Армавир 2018

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе. 2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии .

В нашем детском саду, уделяется большое внимание экологическому воспитанию дошкольников.

В старшей группе работают два воспитателя :

Аралова Анна Юрьевна

Казанцева Ирина Федоровна

Общая численность детей :

Начало года : 34

Списочный состав группы составляет 34 ребёнка, из них 17 девочек, 17 мальчиков.

Проводимый мониторинг по экологическому воспитанию показал , что

в сентябре месяце уровень знаний детей составлял :

Проведя мониторинг в январе показал, что уровень знаний детей вырос.

В начале года я поставила перед собой цель : воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе.

Задачи :

Формировать систему экологических знаний и представлений;

Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями;

В нашем детском саду в течении года я провожу разнообразную работу по экологическому воспитанию дошкольников;

Формировать у детей интерес к домашним, диким животным, птицам через познавательную и творческую деятельность;

Расширять общую экологическую культуру , через рассказы, дидактические игры.

Ежедневно проводятся :

1. Наблюдения во время прогулки.

3. Игровая деятельность

4. Труд в природе (совместно со взрослыми)

Работа с родителями

1. Консультации для родителей.

Были проведены акции :

Акция «Кормушка для птиц» (январь 2018 г.) .

-Выставка детских работ :

-«Зимушка зима» (январь2018г)

Ежедневно проводиться работа в уголке природы, где находятся комнатные растения и всё необходимое для ухода за ними.

В уголке природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений наблюдают и трудятся. Во время этих действий детям прививалась любовь и интерес к живой природе и желание за ними ухаживать.

Большой детский интерес вызвал «Огород на окошке» опыт по выращиванию зеленого лука и чеснока. Дети так увлеклись, что старались не упустить возможность лишний раз помочь зеленым перышкам подрасти, поливали и рыхлили землю.

В 2017-2018 году так же были созданы и приобретены картотеки :

1. Паспорт комнатных растений;

2. Технологические карты «Опыты и эксперименты в старшей группе » ;

3. Природа России.

1. «Африка»

2. «Удивительные свойства чеснока»

По экологическому воспитанию мы проводили следующие мероприятия :

Социально – коммуникативное развитие :

1. «Комнатные растения» (НОД по природному миру) ;

2. «Квест игра по экологии » (СОД)

3. Дидактическая игра «Наши любимцы» ;

4. Дидактическая игра «Я знаю пять имен» (рыб, насекомых, птиц и т. д.)

5. Дидактическая игра «Какого растения не стало» ;

6. Дидактическая игра «Третий лишний»

Познавательное развитие

1. Знакомство детей с Красной книгой России;

2. Рассматривание альбомов об охране природы;

3. Рассматривание альбома природа России.

Речевое развитие

1. Чтение Э. Успенский «Птичий рынок»

2. Разучивание примет, поговорок о птицах и животных;

3. Заучивание наизусть стихотворения С. Я. Маршак «Январь» ;

4. Беседа «Расскажи, как люди заботятся о природе» ;

Художественно-эстетическое развитие

1. «Рос в горшочке, на окошке кактус-он колючий крошка» (НОД по аппликации) ;

2. «Мишка косолапый по лесу идет» (НОД по лепке) ;

3. Творческая мастерская «Кормушка для птиц»

4. Создание стенгазеты «Мы помогаем птицам»

Физическое развитие

1. Подвижная игра «День, ночь» ;

2. Подвижная игра «Сокол и лиса» ;

3. Мало подвижная игра «Летает, плавает, бегает» ;

Велись беседы по экологическому воспитанию :

«Для чего растению семена?» ;

«Какие семена путешествуют по воде и воздуху» ;

«Когда овощи могут помочь нашему здоровью» ;

«Для чего человек сажает леса» .

Для экологического воспитания детей широко используются прогулки

Во время которых знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, птиц, труд людей).

На прогулках организовывались кормление птиц. С помощью родителей вывешивались кормушки и скворечники. Организуя экскурсию по детскому саду мы с детьми наблюдали за деревьями, кустарниками разных пород . Наши прогулки и наблюдение выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Также мною был проведен -Семинар- практикум для педагогов «Работа с природным материалом как средство всестороннего развития ребёнка» и Мастер-класс для педагогов «Подсвечник» с использованием природного материала»

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром. Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра полюбить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

И природа для них чтобы стала!

Ни наукой, а частью души!

(Л. С. Выготский) .

Публикации по теме:

«Всё хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Интегрированное занятие по экологии в старшей группе Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека. Задачи:.

Неделя экологии в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Пчёлка» муниципального образования.

Отчет о проделанной работе в старшей группе Я воспитатель старшей группы вела учебно-воспитательный процесс по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой.

Отчет о работе воспитателя по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе в год экологии Отчет о проделанной работе воспитателя Мутиной Г. И. по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «Город детства» за период.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа - интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск

«Экологическое воспитание в школе».

Сафонова Мария Григорьевна,

учитель биологии и географии

МКОУ « Общеобразовательная школа –

интернат психолого – педагогической

поддержки»

Мариинск

была бы Земля наша».

А.П. Чехов

В наше время проблема экологии стала актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания.

Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая обеспечение экологического воспитания, формирующего ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Выполнение экологических обязанностей во многом зависит от уровня сознательности человека, чему способствует экологическое воспитание.

Мне очень нравятся слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда». А в результате, каждый житель должен, а вернее обязан думать о будущем нашей Планеты.

На уроках биологии и географии раскрываю детям мир растений, животных, среду, что их окружает. Помогаю осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, разумно взаимодействовать с ней, видеть красоту природы. Все это способствует формированию нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение побуждает к природоохранной деятельности. Мы с детьми знакомимся с окружающим миром, через материал учебников, художественную литературу, видео фильмы. Но самыми результативными формами являются экскурсии и практическая работа. В течение учебного года в школе проводятся недели экологии (Приложение 2). Во время, которых проходят эколого-психологические тренинги, познавательные, практические мероприятия, субботники. Акции «Помоги пернатым», «Встретим братьев наших меньших», дети изготавливают скворечники, кормушки (Приложение 3), а так же сувениры и различные поделки из бросового, растительного материалов, используя разные техники.

В школе разработан экологический проект «Школа наш дом» (Приложение 1). Считаем, что он поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. А также будет способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья.

МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинска, расположенная в центре микрорайона «Стройка», должна естественным образом стать одним из самых уютных и красивых уголков города, так как в данном образовательном учреждении проживают и обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. Именно этих детей мы должны окружить красотой и теплом.… На территории школы построена спортивная площадка для культурного отдыха молодежи всего микрорайона, а внешний облик не благоприятный. Поэтому, активная жизненная позиция детей, эстетичность в оформлении мест досуга, экологическая обстановка, сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения этой задачи. Во время реализации проекта дети сами сеют семена, выращивают саженцы, а в дальнейшем высаживают все в клумбы. Занимаются чисткой аллей и прилежащих к территории насаждений. На территории школы посадили Аллею памяти к 65-летию Победы из 65-и сосен и елей, а к 70летию досадили еще 5 деревьев, липовый уголок, сиреневую аллею.

Все экологические акции в школе проводятся в системе - круглогодично. К работе привлекаются не только учащиеся, педагоги, но и родители.

Мы считаем, что эффективность экологического воспитания школьников будет лишь в том случае, если будет предусмотрено следующее:

Оптимизация содержания непрерывного экологического образования всех возрастных групп школьников, освещение экологических вопросов в процессе изучения отдельных предметов, использование внутри и межпредметных связей;

Создание в школе надлежащей учебно-материальной базы (уголков охраны природы, живых уголков и др.);

Совершенствование форм и методов экологического воспитания, активное привлечение школьников к природоохранной деятельности;

Формирование мотивов ответственного отношения к природе, стремление глубже познать ее, приумножать ее богатства

И в заключении хотелось бы сказать, что экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

Приложение 1.

Название проекта: «Школа – мой дом»

Испытатели проекта:

Администрация МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск;

Учителя трудового обучения, биологии, начальных классов;

Классные руководители, воспитатели;

Начальник ЛОЛ;

Учащиеся МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск;

Родители.

Название ОУ:

МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск

Территория: г. Мариинск.

I. Обоснование актуальности проекта

«Если бы каждый человек на клочке земли

своей сделал все, что он может, как прекрасна,

была бы Земля наша».

А.П. Чехов

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи. Мы выбрали эту проблему потому, что:

Школьный двор находится в удовлетворительном состоянии;

Пришкольный участок недостаточно озеленен;

Школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.

Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. А также будет способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья. МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолога – педагогической поддержки» г. Мариинска расположенная в центре микрорайона «Стройка», должна естественным образом стать одним из самых уютных и красивых уголков города, так как в данном образовательном учреждении проживают и обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Именно этих детей мы должны окружить красотой и теплом.… На территории школы построена спортивная площадка для культурного отдыха молодежи всего микрорайона, а внешний облик не благоприятный. Поэтому, активная жизненная позиция детей, эстетичность в оформлении мест досуга, экологическая обстановка, сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения этой задачи.

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - Значит, пересесть из него просто некуда».

Антуан де Сент-Экзюпери

II. Цели и задачи реализации проекта

Цель проекта - содействие улучшению экологической обстановки в микрорайоне, через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка

Задачи проекта

Способствовать воспитанию экологической культуры и экологического сознания школьников;

Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;

Усилить региональную направленность экологического образования;

Сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;

Развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории;

Преобразовать и благоустроить пришкольную территорию;

Провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся;

Исследовать различные формы растений, произрастающих на территории Кемеровской области;

III. Сроки и этапы реализации проекта

Сроки: 2016 – 2017год.

1 этап – подготовительный – март – май 2016 г.

2 этап – практический (исследовательский) – 2016 – 2017 г.

IV. Сведения об исполнителях проекта

Исполнителями проекта являются учащиеся, педагогические работники школы, жители микрорайона.

V. Партнеры проекта:

Администрация муниципального Мариинского района;

Родители;

Управление спорта и молодежной политики;

Отдел культуры Мариинского района.

VI. Ожидаемые результаты:

Благоустройство, озеленение школьной территории и мест культурного отдыха;

Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;

Развитие организаторских способностей учащихся;

Ежегодная организация экологического отряда МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинска;

Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;

Привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства;

Пропаганда экологической культуры учащихся;

Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды;

Использование пришкольного участка на уроках развития речи, биологии, географии, ИЗО, трудового обучения.

V II . План основных мероприятий проекта

Сафонова М.Г.

Макаровец Л.В.

Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз цветочной клумбы.

апрель

Сафонова М.Г.

Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта

апрель

Директор школы, учит.биологии

Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, уборка территории от мусора)

Апрель-май

Учителя труда, классные руководители, воспитатели, учащиеся школы

Организация работы экологического и трудовых отрядов

Май-июнь

Учителя труда, классные руководители, воспитатели

Проведение открытых уроков, недели биологии, экологии, конкурсов рисунков по экологии и др. внеклассных мероприятий

В течении года

классные руководители, воспитатели, учитель биологии

Проведение семинара-практикума «Дизайн и ландшафт»

октябрь

Сафонова М.Г.

Подведение итогов I этапа проекта

май

Сафонова М.Г.

Практический

2016-2017 года

«Цветочная рассада – наш подарок школе» (подготовка ящиков, посев семян, рассаживание рассады).

Создать оптимальные условия для роста и развития сеянцев.

Провести пикировку сеянцев.

Регулярно проводить фенологические наблюдения за ростом и развитием рассады.

Регулярно осуществлять технологии по уходу за рассадой (полив, поддерживание светового и температурного режима, подкормки).

Май-июнь

Март-июнь

Апрель-май

В течении роста и развития

В течении роста и развития

Уч-ся, учителя, воспитатели

Сафонова М.Г,

уч-ся

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Создание цветущих клумб на школьном участке по разработанному эскизу и уход за ним.

Разработка цветочных клумб, ваз-цветочниц.

Подготовить почву для посадки рассады.

Перенести схему цветочной композиции, составленной на бумаге, на участок земли, выделенный классу для создания «объекта зеленого строительства».

Посадить цветочную рассаду по схеме композиции.

Регулярно ухаживать за клумбами: полив, подкормка, прополка.

Май-июнь

Май-июнь

Май-июнь

Май-июнь

Май-июнь

Май- август

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г. учителя трудового обучения.

Экологическая группа,

Основные оформленные клумбы на территории школы, закрепленные за определенными классами

Фотографии, презентация

Май

В течении лета

Экологическая группа,

Сафонова М.Г. учителя трудового обучения

Учащиеся,

учителя, воспитатели

Организация и участие учащихся в занимательных конкурсах, тематических праздников в летнем лагере.

учебно-развивающие мероприятия:

Конкурс рисунков на тему «Наши цветы» для учащихся начальной школы;

Создание фотоальбомов «Цветы вокруг школы в 2013 году»

Работа на школьной территории (прополка, полив, уборка и т.д.)

В течении года

Сентябрь 2016

Сентябрь 2016

Май-август

Учащиеся,

учителя, воспитатели

учителя, воспитатели

Учащиеся,

учителя, воспитатели

экологическая группа,

Сафонова М.Г. учителя трудового обучения

Высадка саженцев плодово-ягодных растений (смородина, шиповник, малина, рябина)

Август-сентябрь

Экологическая группа,

Сафонова М.Г. учителя труд.обучения

Приведение в эстетическое состояние спортивных объектов

Сентябрь-октябрь 2016

Эколог.группа,

Выращивание рассады

Март-май 2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Оформление клумб и посадка вьющихся растений

Май-июнь2017

эколог.группа

Сафонова М.Г., учителя труд.обучения

Составление карт видового состава деревьев и трав на территории пришкольного участка

Июнь2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории

В течении года

Коллектив и уч-ся школы

Подведение итогов проекта

Сентябрь2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта

Октябрь2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Анализ полученных результатов и обобщение опыта работы

декабрь2017

эколог.группа

Сафонова М.Г.,учителя труд.обучения

Издание материалов проектной деятельности и методических разработок учителей

Ноябрь-декабрь 2017г.

эколог.группа

Сафонова М.Г., учителя труд.обучения

Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта

Октябрь 2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта

В течении проекта 2016-2017г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Материально – техническое обеспечение проекта.

Список инвентаря длительного пользования

лопата

грабли

вилы

ведра

лейки

Поливочный шланг

Мини тяпки

Бюджет проекта:

I . Оплата труда.

Оплата труда осуществляется за счет средств образовательного учреждения МКОУ « Общеобразовательная школа - интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск

II. Основные расходы

1.Транспортные расходы:

всего

Услуги транспорта

3100

2. Расходы на приобретение семян, саженцев и необходимого материала:

Наименование

Количество

Стоимость

Семена

Агератум

16 п.

240

Астра

8 п.

Амарант

6 п.

120

Дихондра

6 п

288

Доротеантус

6п.

ипомея

4п.

Георгины однолетние

4 п.

Гелиотроп

4 п.

180

Годеция

9п.

135

Гипсофила

6п.

120

Василек

140

Лаватера

8п.

120

Лобелия

12п.

180

Лобулярия

7п.

105

Лен

3п.

Портулак

1п.

Душистый горошек

2п.

Левкое

Кохия

6п.

Кларкия

6п.

Маргаритки

8п.

Бархатцы

6п.

Шафраны

180

Циния

Клещевина

Настурция

Подсолнух декор.

Флокс

Цинерария

105

Эдельвейс

Анютины глазки

Виола

50

3068

II

1

земля

7 200

2

гравий

7500

3

щебень

8000

4

пиломатериал

1куб

5000

3. Канцелярские расходы:

III. Непрямые расходы:

3130

IV. Полная стоимость проекта:

всего

Статья «Основные прямые расходы»

34 868

Статья «Непрямы расходы »

3130

Итого:

37 998

Отчет о проделанной работе по экологическому воспитанию

детей средней группы «Стебелёчек».

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Поэтому перед собой мы поставили цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

Отсюда вытекает ряд задач:

Научить детей видеть и понимать красоту родной природы;

Научить бережно относиться ко всему животному миру;

Учить использовать полученные знания в повседневной жизни;

Формировать предметно - развивающую среду;

Взаимодействовать и сотрудничать с родителями по вопросам экологического воспитания детей.

Одним из важнейших условий реализации экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, создавала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры . Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. Для этого подобраны тематические картинки соответствующие временам года, картинки домашних и диких животных и многое другое. Уголок природы в группе служит местом для саморазвития детей, там есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений. Дети учатся работать с календарём, определять время года, наличие ветра и осадков. Подобрана картотека экологических игр.

Так же с детьми учимся ухаживать за растениями: поливать их, рыхлить землю, опрыскивать и протирать листочки. Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

В группе в начале марта стартовал мини-проект «Огород на подоконнике». Цель проекта: формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду . Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Дети ухаживают за растениями ( полив, рыхление )

С детьми ведется наблюдение за луком и отмечается на схеме стадии его развития.

Основные же знания о природе, дети получают на занятиях. Занятия строятся на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы.

Так же в режимных моментах проводятся дидактические игры, такие как: «Чей детеныш?», «Сбор урожая», «Чьи следы?», «Когда это бывает?», «Что где растёт?». С детьми проводятся беседы на экологические темы, например, «Помоги птицам зимой» , «Дикие животные», «Перелётные птицы» и другие. Так же проводятся наблюдения на прогулке, за птицами, небом, деревьями и т.д. Проводятся экскурсии, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе.

Дети принимали участие во всероссийских викторинах «Экология» и «Животные нашей планеты» и стали лауреатами 1 степени.

Педагоги так же принимали участие во всероссийской викторине «Мир экологии для взрослых» и прослушали вебинар на тему «Знакомство с миром природы и социализация детей дошкольного возраста».Так же поделились опытом и провели мастер-класс для педагогов «Организация поисково- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Лаборатория фиксиков».

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение в области экологии. С этой целью мы оформляем соответствующие стенды «Экологическое воспитание дошкольников», «Берегите природу». Родители активно, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, приняли участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешивали в зимний период на территории детского сада, и в создании «Огорода на подоконнике». С родителями и детьми проведено открытое мероприятие КВН по экологии «Друзья природы».

Так же в группе проведены экологические акции «Батарейки, сдавайтесь» и «Покормите птиц зимой» в которых родители приняли непосредственное участие. В дальнейшем планируется экологическая акция «Вторая жизнь пластиковой бутылке» и создание «Экологической тропы» на территории детского сада.

В феврале совместно с родителями были построены снежные фигуры-животные из «Красной книги».

Результатом такой работы стало то, что родители оценили важность экологического воспитания для формирования личности ребенка и его здоровья. Они стали более активными в жизни детского сада, понимая то, что это нужно для их детей и что их участие является положительным примером для ребенка. Совместная работа ДОУ с родителями помогает воспитывать любовь детей к родной природе.

Таким образом, работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты.

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ»

в старшей группе

Старший воспитатель

Золотухина Л.И., ВКК

«ЧЕЛОВЕК СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ,

КОГДА УСЛЫШАЛ ШЕПОТ ЛИСТЬЕВ

И ПЕСНЮ КУЗНЕЧИКА, ЖУРЧАНИЕ

ВЕСЕННЕГО РУЧЬЯ И ЗВОН

СЕРЕБРЯННЫХ КОЛОКОЛЬЧИКОВ

В БЕЗДОННОМ ЛЕТНЕМ НЕБЕ –

УСЛЫШАЛ, И, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ

СЛУШАЕТ СОТНИ И ТЫСЯЧИ ЛЕТ

ЧУДЕСНУЮ МУЗЫКУ ЖИЗНИ»

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

ХОЧУ ДЕТЕЙ Я НАУЧИТЬ

ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ И ТВОРИТЬ

ПО ЖИЗНИ ДОБРЫЕ ДЕЛА:

САЖАТЬ ЦВЕТЫ, САДЫ РАСТИТЬ,

БУКАШЕК И ЗВЕРЕЙ ЛЮБИТЬ,

ПРИРОДУ НАШУ ОХРАНЯТЬ,

ЛЕСА МОРЯ НЕ ЗАСОРЯТЬ.

А ЧТОБЫ ЛЕГЧЕ ДЕТЯМ БЫЛО

ПОНЯТЬ И РАЗОБРАТЬСЯ

ЛЮБИМОЙ ЭКОЛОГИЕЙ

МЫ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ.

Главная задача экологического воспитания –

это воспитание в детях доброты и человечности, бережного отношения к природе, к людям, к самому себе, воспитание чувства ответственности в первую очередь за собственное поведение и поступки.

Экологическое воспитание – это не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание и осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы.

Пути реализации:

* Использование программ:

«Юный эколог» С.Н. Николаева

«Наш дом - природа» Н.А.Рыжова

«Экологические занятия с детьми» Т.М.Бондаренко

«Экспериментальная деятельность детей»

А.Е.Чистякова Т. П. Тугушева

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»

Е.А.Мартынова И.М.Сучкова

«Прогулки с детьми и изучение всего на свете» А.Русаков

*Разработка занятий для старших дошкольников

«Воздух»

«Свойства дерева и металла»

«Лекарственные растения Воронежского края»

«Витамины А, В, С»

Проект «Выращивание томатов из верхушек растений»

*Организация работы кружка «Тропинка в природу»

*Создание эмоционально-насыщенной атмосферы в группе.

Система педагогического взаимодействия:

*совместная деятельность педагога и ребенка

*самостоятельная деятельность детей

*совместная работа детей и родителей

Формы обучения:

Занятия, экскурсии.

Продуктивная деятельность - экспериментирование, рисование, ведение дневников наблюдений.

Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность.

Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

Игры: подвижные, дидактические, настольные.

Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам о прочитанном.

Трудовая деятельность в уголке природы, на участке д /сада.

Экспериментирование, поисковая деятельность.

Работа была направлена на:

*развитие речи

*развитие логического мышления

*пробуждения воображения и фантазии

*обобщение представлений о природе

*развитие коммуникативных качеств у детей.

Были проведены интересные беседы:

«Это волшебница вода»

«Почему воду надо беречь?»

«Что такое талая вода?»

«Какой он – снег?»

«Этот удивительный воздух»

«Путешествие в мир деревянных вещей»

«Свойства металла»

«Берегите лес»

«Насекомые»

«Лекарственные растения»

«Первоцветы»

«Какие они - птицы»

«Сила ветра и воды»

«Правила ухода за комнатными растениями»

Эксперименты:

Различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле.

В поисках света.

Воздух, способы его обнаружения

Как действуют магниты на предметы.

Опыты с деревянными предметами.

Опыты с металлическими предметами.

Опыты с водой.

Определение пищи на вкус.

Проращивание семян фасоли и гороха.

Выращивание рассады цветов.

Выращивание рассады овощей.

Дети не просто наблюдали, а сами принимали в этом участие.

«Ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое».

Были организованы выставки рисунков на тему:

«Осень в гости к нам пришла»

«Дары Черноземья»

«Осенний сад»

«Зимой в лесу»

«Первые весенние цветы»

«Космические дали»

Из природного материала были сделаны:

Гербарий из осенних листьев;

композиции на тему:

«Зимний букет»

«Зимние узоры».

Был организован конкурс (совместная работа детей и родителей) по изготовлению кормушек для птиц.

Была проведена акция «Покорми птиц зимой»

Проведенная работа по экологическому воспитанию дошкольников позволила:

*воспитать заинтересованность;

*сформировать экологическое мировоззрение;

*научить понимать и ценить природу;

*расширить и углубить свои представления об окружающем мире;

*развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества.

Ведь прежде чем изменить мир начни изменять себя.


«Формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным и растительным миром Прибайкалья»

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
В соответствии с (ФГОС) включается не только федеральный, но и национально- региональный компоненты.
Для каждой территории (региона) характерны:
особенности происхождения ее самой (результат землетрясения, движения ледников и пр.)
пространственное положение (материк, полуостров, остров; площадь, плотность населения и т. д.)
климат; флора и фауна;
природные ресурсы: недра, вода, лес и пр.
многообразие природных явлений.
Рассматривая проблему регионализации образования, нам представляется важным исходить из того, что:
регион – это исторически сложившийся общий для некоторых территорий уклад жизни, общность людей, проживающих на территории и обладающих сознанием субъекта исторического действия;
регионализация – процесс повышения институционального статуса территории.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Ежегодная диагностика выявляет, что дети практически незнакомы с растительным миром нашего края. Из деревьев и кустарников они называют ель, березу, сосну. Единицы указывает птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами. В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.
В начале работы перед собой поставила цель:
познакомить детей дошкольного возраста с растительным и животным миром местного региона;
приобщить к экологической культуре;
научить воспринимать природу целостно;
понимать доступные существенные связи между живыми организмами;
гуманно относится ко всему живому.
Задачи:
изучение методической литературы по данному вопросу;
определение возможности положительного использования работы по экологическому воспитанию детей;
систематизация методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента в работе воспитателя;
определение эффективности предложенных разработок.
Для этого я изучила и провела анализ литературных и методических источников: Сударчикова С.Ф. “Общие \В вопросы регионализации дошкольного образования” г. Иркутск, 2003 г.; В.А. Горбунова, Л.А. Мишарина “Ориентировочная региональная программа знаний о растениях”, “Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья” - Иркутск, 2002, 2003 г.г.
соответствии с этим мною построена система педагогического взаимодействия с детьми с учетом ФГОС:
Организационное обучение
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Самостоятельная экологическая деятельность детей
Совместная деятельность воспитателя и детей

Диагностика экологической воспитанности
Наблюдения на экскурсиях, прогулках
Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы
Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
По результатам диагностики результат показал,что западает раздел регионального компонента.

Для работы по использованию регионального компонента в ДОУ была обогащена развивающая среда. Созданы в группе условия для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов. Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми провела работу с родителями. Родители приняли активное участие в создании и обогащения развивающей среды. Проводилось анкетирование,родительские собрания по данной теме Участвовали в акции»сохраним чистоту Байкала»Большое значение уделялось подбору краеведческого материала для работы с детьми. С помощью педагогов и родителей были подобраны иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром Иркутской области. Иллюстрации были оформлены в альбомы “Птицы нашего края”, “Животные Иркутской области”, “Деревья и кустарники”, “Грибы и ягоды” и т.д.
В ДОУ оформлена “Красная книга”, которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными Иркутской области. Знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений.
- Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания. Познание в процессе наблюдений морфофункциональных особенностей живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных. Наблюдения в повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.
- Организация и проведение опытнической работы с объектами природы Родного края, модернизирующая деятельность с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания. - Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем. Фиксация роста и развития растений в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдений за зимующими птицами и работа с ними. Проводится “День туриста”, в котором активное участие принимают специалисты детского сада и родители. Дети не только наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке, но и участвуют в веселых играх и соревнованиях. Вместе с детьми родители принимают участие в экологических праздниках и конкурсах, которые проводятся в детском саду (“Чудеса с осенних грядок”, “Огород на окне”, “Флористика” и др.). - Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой прудом, озером, лугом,поляной, как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов. В уголке природы собрана коллекция плодов и семян, спилов деревьев и кустарников местных пород, изготовлен гербарий. Выделены природные зоны, которые знакомят детей не только с животными разных материков, но и с обитателями родного леса. Все полученные знания дети закрепляют через специально изготовленные дидактические игры “В гости к лесу”, “С кем дружит ель”, “Кто живет в лесу”, “Правила поведения в лесу” и др. В подготовительной группе, где осуществлялась наша практическая работа, в уголке природы имеется большое количество разнообразных растений в горшках. Кроме того, на стене висит оформленное воспитателями панно с гербарием, где подобраны растения, произрастающие на территории Прибайкалья. Итак, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой, в том числе и с природой Прибайкалья. Ценной находкой мы считаем созданное воспитателями панно с гербарием, где засушены некоторые из растений Прибайкалья, частности веточки багульника, ивы, сосны, соцветия мака, саранок, подснежника и другие растения. Индивидуальная работа с детьми проводится в свободное от занятий и прогулок время. С большим интересом дети занимаются в студии “Волшебный сундучок”, помогают детям изучать обряды народов Сибири, сказки, игры, песни; сочинять истории, знакомят с обитателями наших лесов. Нами были прочитаны детям следующие стихи Н. Бромлей» наш дом родной,наш общий дом»,С. Бывальцева «Люблю свой край»,Н.Никитина «Сибирь»: «Почему осенью – листопад?» , «Чем пахнут ветра?» , «Весенние хлопоты» , отрывки из произведения «Четырехэтажная тайга»,чтение сказок М.Сергеева»Давным-давно» и»Море славное Байкал» др. Знакомство с журналом « Сибирячек»
После прочтения каждого произведения с детьми проводилась беседа, где нами задавались вопросы детям по содержанию стихотворения или рассказа, по особенностям описания природы Родного края. Составление модели Иркутской обл., отгадывание загадок о Прибайкалье. Просмотр видеофильмов «Колодец» планеты»,рассматривание глобуса, карты иркутской обл. ,рассматривание альбомов о Байкале, прослушивание аудиозаписи«шум волн»,«шум ветра »,«пение птиц» и др., создание фотовыставки,составление пищевых цепей,игры в различные дидактической. игры,КВН,викторины,изо рисование.
Большая работа проводится по ознакомлению детей со сказками народов Сибири. Экологические сказки развивают интерес и представления детей о природе, животном мире, богатстве родного края, его достопримечательностях, занятиях людей. Их использование в воспитательном процессе позволяет ненавязчиво осуществлять экологическое образование дошкольников. С детьми подготовили выставку рисунков по теме “Байкальские сказки”, театрализованное представление “Бедовый орешек”.

Анализ результатов экспериментальной работы
Дошкольное природоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внеш¬ней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.
Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сбора педагогической диагностической информации и постановки диагноза для последующих рекомендаций. Получить нужную информацию можно в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др.
В соответствии с критериями оценки ответов выясняю уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированости умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодейст¬вии человека и природы. В проведении итоговой диагностике ребята показали высокий уровень знания регионального компонента.
2011году на районном семинаре «Знакомим дошкольников с природой» дала открытое мероприятие «Птицы нашего края».
2012 году на кустовом РМО представила опыт работы