Необычные растения        10.10.2019   

Память тактильная. Тактильная память: особенности, методы развития и упражнения Что такое тактильная память

Тема: Развитие тактильной (осязательной) п амяти.

Цель: Развитие тактильных ощущений и тактильной памяти.

Задачи:

1. Изучить индивидуальные особенности тактильной памяти.

2. Формировать у детей представление о тактильной памяти как способности человека и помочь детям определить значение тактильной памяти в жизни и деятельности.

3. Развивать тактильную память.

4. Формировать навыки позитивного общения.

Ход занятия.

Приветстивие .

Игра- приветствие. «Доброе утро(день, вечер) в ладошку»

Цель: - развитие навыков коммуникации;

Формирование положительного отношения между детьми.

Создания положительного эмоционального настроя перед занятием.

Ход игры:

Педагог говорит: Доброе утро! Называя ребенка по имени. При этом он как бы кладет это приветствие в раскрытые ладошки. Ребенок, взяв в его ладошки Доброе утро, так же передает его рядом сидящему. Так Доброе утро будет передано всему по очереди и вернется к педагогу. У всех в ладошках есть Доброе утро. Теперь педагог предлагает выпустить Доброе утро в воздух, раскрыв ладошки и подбросив его вверх. Все помещение наполняется добротой от этого приветствия,а лица детей и взрослых сияют улыбками.

Разминка.

Пальчиковая гимнастика .

Это пальчик папа

Это пальчик мама

Это пальчик баба

Это пальчик деда

Ну, а этот пальчик Я.

Это вся моя семья!

Игровой артикуляционный тренинг С.М. Машевской «Сказка о мальчике Язычке»

У каждого мальчика и каждой девочки есть домик, в котором живет их Язычок. Покажите – ка мне вашего красавца!(Дети высовывают язык во всю длину).
Закройте домик.

Однажды проснулся мальчик Язычок в своем домике и пошел посмотреть, все ли в нем в порядке. Пришел в эту комнату (языком упираемся в щеку) здесь все хорошо, пришел в другую (упираемся в щеку) здесь посмотрел (снова меняем щеку),здесь проверил (в другую),стал бегать между комнатами по коридору, туда –сюда, туда- сюда (каждый раз упираясь в щеку с усилием, язык должен устать)

Набегался и решил заглянуть в кладовочку (глотка), там мышка всю ночь скреблась(загибаем язык в направление глотки как можно дальше и водим им из стороны в сторону). Ну,как, там мышка? Нет, мышки не было видно.

Язычок решил в темноту не ходить и пошел по коридору. Как вдруг погас свет! Но наш смелый Язычок не испугался. Он нашел наощупь стремяночку и, забравшись под потолок, стал выкручивать перегоревшую лампочку (языком делаем вращательные движения, надавливая при этом на верхнее нёбо). Вывернул лампочку и стал вкручивать новую (те же движения, но в обратном направлении).

Зажегся свет! И Язычок увидел, что на пол насыпалось очень много мусора. Непорядок! Язычок сразу же стал подметать пол (подметаем пол внутри рта до зубов, тщательно).

Ах, как стало чисто. Язычок решил пойти в круглый зал и там потанцевать. Пришел, а там все занавески на окнах висят как попало. Конечно, Язычок решил их сначала поправить. Поправляем занавесочки.(язычком водим по кругу между губами и зубами в медленном темпе), а теперь танцуем (то же движение, но в быстром темпе) . Натанцевался Язычок и решил отправиться на прогулку. Пошел в эту комнату, ищет дверь(водим с усилием языком по щеке сверху вниз),двери тут нет! Он побежал в другую комнату, ищет дверь –и тут нет! А здесь? Нет! Здесь? Нет!!! Что же такое, Язычок чуть не заплакал, а дверь вот! Нашел, наконец!

Но Язычок не стал открывать дверь сразу. Он решил сначала в глазок заглянуть. Посмотрел – и ничего не увидел, потому что дверной глазок запылился. Давай его протрем(губы вытянуты в трубочку, делаем вращательные движения, в одну и в другую сторону).Протерли. Язычок -посмотрел, все ли в порядке перед дверью?

А что за углом дома? Язычок выдвинул глазок сильно вперед и загнул его в сторону влево- вправо, влево- вправо (вытянутые в трубочку губы поворачиваем как можно дольше в стороны). Порядок. Можно и дверь открывать.

Распахнул Язычок дверь и обомлел: все крыльцо в снегу(листья, пыли, грязь). Чистим крыльцо! Нижнюю ступеньку, верхнюю ступеньку (3-4 раза массируем зубами губы).Замечательно получилось!

И Язычок даже зацокал, вот так: (на один «цок» язычком загибаем один пальчик, начиная с мизинчика,- 5 раз, а теперь разгибаем пальчики и цокаем).

Сообщение темы урока.

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со способностью человека, которая называется тактильная память.

А как вы думаете, что такое тактильная память?

Тактильная Память - это способность человека запоминать ощущения.

Молодцы, все верно.

А теперь давайте поиграем с вами в игру чудесный мешочек и определим насколько хорошо у вас развиты тактильные ощущения.

Чудесный мешочек

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Найди от картинки тень правильную.

Цель с картинками занятий: развитие наблюдательности. Играть можно, как с ребенком одним, так и с несколькими ребятами одновременно.

Перед малышом показывают одну картинку с несколькими яркими предметами. А другую – с изображением теней этих же предметов. Ребенку необходимо определить, где тень от машинки, а где – от пирамидки.

Перед Вам подборка развивающих материалов, где нужно найти тень определенных предметов. Скачивайте и распечатывайте бесплатно игры с тенями для малышей и развивайте их логику и внимательность.

Кисточка, щетка и терка.

Цель: развитие тактильной активности.

На каждую парту кладется кисточка, щетка и терка. Дети берут один из этих предметов и водят себе по ладошки, потом описывают свои ощущения.

Пишем буквы на теле.

Учитель пишет ребенку букву на спине, он в свою очередь должен отгадать,что за буква написана была у него на спине.

Рефлексия.

Инструкция: У вас на партах лежат мордашки с помощью их вы должны оценить свою работу на уроке. Если вы считаете что работали хорошо то нарисуйте вот такой) ротик, если плохо вот такой (. Если не плохо и не хорошо, средне -.

Итог.

Что вам понравилось на уроке? Что нет? Чему мы научились на уроке?

Спасибо за урок! Урок окончен.


ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ (англ. tactile memory) - хранение информации, полученной путем осязания. Относится к «профессиональным» видам памяти, поскольку особенно интенсивно развивается в связи со специфическими условиями деятельности. Высокого уровня развития достигает в условиях, когда она должна компенсировать недостающие типы памяти (напр., у слепых). Использование методики частичного воспроизведения для исследования П. т. позволило обнаружить наличие иконической П. т. Установлено, что объем иконической П. т. на 50% больше, чем объем тактильной кратковременной памяти. Информация в тактильной иконической памяти стирается на 50% через 1,3 с. См. Памяти типы, Память сенсорная. (Т. П. Зинченко.)

  • ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ ВКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ - ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ ВКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ - промежуток времени, в течение которого след из кратковременной памяти м. б. восстановлен и использован для дальнейшей переработки или воспроизведения (см. Пам...
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - - ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - см. Памяти виды.
  • ЖАНЕ ПЬЕР - ЖАНЕ ПЬЕР (Janet , 1859-1947) - фр. психолог и психиатр. В 1-й период творчества разрабатывал г. о. патопсихологические и психиатрические проблемы (неврозов, психастении, психастенического характера...
  • ЗАПОМИНАНИЕ - ЗАПОМИНАНИЕ (англ. memorizing) - процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе З. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит пут...
  • КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (англ. short -term memory) - один из видов памяти (см. Памяти виды), характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удер...
  • КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ОБЪЕМ - КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ОБЪЕМ (англ. span of short -term memory) - максимальное количество элементов (букв, цифр, слов, знаков и т. п.), припоминаемых без ошибок непосредственно после предъявле...
  • МЕТОДИКА ЧАСТИЧНОГОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ - МЕТОДИКА ЧАСТИЧНОГОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ (англ. partial -report method) - применяется в исследовании иконической памяти (см. Память иконическая); состоит в кратковременной (тахистоскопической) демонст...
  • МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕРАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ - МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕРАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ (англ. modality -specific memory impairments) - парциальные, частные нарушения памяти, ограничивающиеся дефектами сохранения и воспроизведения следов, ...
  • ОПОЗНАЮЩАЯ ПАМЯТЬ - ОПОЗНАЮЩАЯ ПАМЯТЬ (англ. recognition memory) - форма памяти, основанная на отождествлении воспринимаемого объекта или события с одним из эталонов, записанных в памяти; оценивается в процедурах у...
  • ПАМЯТИ ВИДЫ - ПАМЯТИ ВИДЫ (англ. kinds of memory) - различные формы проявления мнемической деятельности. Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями. 1. По типу запоминаемого материала и ха...
  • ПАМЯТИ ГОТОВНОСТЬ - ПАМЯТИ ГОТОВНОСТЬ (англ. memory readiness) - способность своевременно актуализировать мнемические следы и воспроизводить необходимую информацию. Хранящаяся в памяти человека информация оцениваетс...
  • ПАМЯТИ ДИНАМИЧНОСТЬ - - ПАМЯТИ ДИНАМИЧНОСТЬ - свойство процессов памяти, проявляющееся в функциональной изменчивости мнемических действий и операций, обусловленной особенностями материала, его значимостью, мотивами и цел...
  • ПАМЯТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - ПАМЯТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - см. Памяти типы.

Тактильная память предназначается для того, чтобы хранить разную информацию, которая получена осязательным путем. Причисляется к «профессиональным» типам памяти, потому как в особенности хорошо тренируется при специфических условиях деятельности. Повышенный уровень развития обеспечивается в условиях компенсирования недостающих видов памяти (к примеру, слепые люди, которые способны на ощупь определять, что перед ними).

Моя дочь Маша из всех игр, в которые играют дети, полюбила «дощечки». Суть игры довольно простая: на маленькие деревянные дощечки наклеиваются разные предметы, вроде ворсистой тряпочки, шелковой ткани, пластмассы. Задача – на ощупь определить, что за предмет приклеен к дощечке. Маша достигла больших успехов в этой игре. Она правильно определяла на ощупь практически все предметы, кроме тех, которые раньше не использовались.

Я знала, что «дощечки» – игра, которая прекрасно развивает тактильную память. Поэтому я старалась почаще играть со своей дочкой. Я старалась использовать как можно более разные поверхности. Особенно запомнилась дощечка с приклеенной к ней шерстью кота, который линял в то время. Маша долго не могла определить, что такое приклеено к дощечке, однако в конце концов все-таки дала правильный ответ.

Я считаю, что каждый родитель должен играть со своим ребенком в подобные игры. Это намного лучше, чем если бы ребенок целый день смотрел мультики. Известно, что речь ребенка прямо связана с тактильной памятью.

Кстати, забыла сказать главное – Маша закончила школу с отличием и теперь мечтает стать ведущей на телевидении. Все задатки для этого у нее имеются. Думаю, если бы не развивающие игры, в которые Маша играла в своем детстве, она бы не смогла так хорошо поставить собственную речь.

Что такое тактильная память

Осязательная память связана с ощущениями человека, остающимися у него при соприкосновении с чем-либо. К примеру, когда-то вы дотронулись до ежа. Вы и сегодня помните, каковы его иглы на ощупь. Когда вы видите в книге либо по телевизору ежика, вы вспоминаете, как иголки прикасались к вашим рукам.

Подобная память является связанной с осязательными органами. Она задействуется, когда вы пребываете в полной тьме, и зрительные органы не могут вам помочь. Также такой тип памяти весьма важен для тех, кто осваивает слепую печать. В особенности подобная память развита у тех, кто занимается физической работой либо спортом.

Тактильная память весьма важна в детском возрасте, когда происходит развитие моторики, и дети хотят касаться всего, что видят. Прежде всего, в памяти откладываются болевые ощущения, к примеру, от соприкосновения с горячим утюгом. Дети с хорошо развитой осязательной памятью лучше учатся. Также они имеют развитую речь, воображение, координацию.

Еще во втором веке до нашей эры китайцы знали о том, что движения рук влияют на мозг. Они считали, что действия с руками и пальцами положительным образом отражаются на работе мозга, приводят к гармонии тела и разума.

Японская культура – еще одно доказательство. На кистях рук располагается много точек-рефлекторов, от которых импульсы подаются в ЦНС. Физиологи утверждают, что развитие рук связано с развитием мозга. К примеру, Бехтерев в собственных работах подтвердил, что обычные действия руками способствуют снятию умственной усталости, улучшению произношения множества звуков, развитию речевого аппарата малыша. Знаменитый педагог Сухомлинский считал, что «разум ребенка начинается с пальцев».

Было выяснено, что то, как будет формироваться речевой аппарат малыша, зависит от движений пальцев. Когда пальцы слаженно и умело работают, это ускоряет развитие речи и интеллекта, положительно воздействует на организм ребенка, подготавливает руку к письму. Речь – это, в первую очередь, результат слаженной работы разных участков мозга. Органы артикуляции только исполняют приказы, которые поступают из мозга. Кисти рук связаны с речевыми центрами мозга. Чем более умело и ловко они работают, тем лучше развивается речь.

Больше всего дети желают двигаться. Для них движение – это метод, которым они познают мир. В первую очередь малыш начинает называть такие предметы, к которым часто прикасается. Это еще раз подтверждает, что между тактильной памятью и речевым центром имеется прочная связь. Значит, если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была четкой и ясной, нужно уделять внимание развитию соответствующего типа памяти.

Корковая область мозга, в которую подается осязательная информация, вступает во взаимодействие с иными участками мозга. В особенности сильно она взаимодействует со зрительным центром, а также областью мышечной чувствительности. Подобное взаимодействие и дает нам возможность различать объекты окружающей среды по их форме и размеру, распознавать их расположение в пространстве.


Упражнения для развития тактильной памяти

Тренировать осязательную память у малыша нужно с 1-х месяцев, когда ребенок совершает первые прикосновения, постепенно делая все сложнее упражнения. Это необходимо, чтобы не упустить время, которое заложено природой для тренировки кинестетики. Психологи в собственной работе применяют разные методики и упражнения, позволяющие развивать моторику. Далее вы можете ознакомиться с несколькими упражнениями, направленными на развитие тактильной памяти:

  1. «Дощечки». Смысл упражнения в следующем: берется десять дощечек, к которым приклеиваются различные предметы – бумага, ткань, стружки и так далее. На каждой из дощечек ставится номер. Затем дощечки укладываются на стол соответственно с номерами. Малыш должен назвать предметы, которые наклеены на дощечки. После этого упражнение делается сложнее. Малышу необходимо закрыть глаза повязкой и позволить посредством касания установить, что за предмет приклеен к дощечке.
  2. «Угадайка». Здесь требуется выбрать несколько предметов, которые различаются по собственной фактуре, составу, строению (изделия с ворсом, пухом). Расскажите ребенку о данных предметах, о собственных ощущениях, а потом скажите малышу повторить.
  3. «Догадайся». Данное упражнение нередко применяется педагогами в детских садах либо школах. Детям выдают карточки с написанными названиями различных предметов (железная дверь, деревянный стол, пластмассовая ручка). Затем каждый ребенок рассказывает прочим детям о собственных ощущениях, не произнося название предмета. Дети должны догадаться, что за предмет описывается.
  4. «Собери фигуру». Используется несколько фигур, которые поделены на части. Можно применять круглые, треугольные, квадратные фигуры. Задача малыша – правильным образом восстановить фигуры. После ее выполнения требуется снова поделить фигуры на части. Ребенок должен выполнить восстановление с завязанными глазами.
  5. «Нарисуй-ка». Ребенок должен с закрытыми глазами ощупать предмет, после чего сделать рисунок по памяти.
  6. «Отыщи меня». Проводится в группе. Детям закрывают глаза повязками и выдают предметы для ощупывания. Задача каждого – отыскать ребенка с таким же предметом.

Самое простое упражнение, которое возможно использовать когда и где угодно, заключается в том, что малышу нужно закрыть глаза и выдавать поочередно различные предметы. Малыш должен ощупать их и произнести название.

Заключение

Взрослым развивать тактильную память практически не требуется. Дети – другое дело. Тактильная память развивается лучше всего именно в детском возрасте. От нее зависит, насколько быстро ребенок будет овладевать речью. Ввиду этого необходимо уделять собственное внимание тренировкам ребенка. Играйте с малышом хотя бы раз в день в любую из перечисленных выше игр. Этого будет вполне достаточно для нормального развития.

Если вас интересуют иные статьи, связанные с развитием человеческих возможностей, вы можете найти их на сайте «Тренер мозга». Представленные на веб-сайте статьи предоставят вам ценную информацию, которая связана с саморазвитие. Развивайтесь, и вы, несомненно, сможете добиться успеха в жизни.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР (англ. olfactory system ) - сенсорная система , осуществляющая анализ пахучих веществ, которые воздействуют на слизистую оболочку носовой полости. О. а. состоит из периферического отдела (обонятельные рецепторы ), специфических проводящих нервных путей (обонятельный нерв и центральный обонятельный путь), подкорковых нервных структур (сосковидные тела) и коркового отдела (извилина морского коня).

Периферическим отделом О. а. служат рецепторные поверхности, расположенные в слизистой оболочке верхней части носовой перегородки. Обонятельный рецептор состоит из т. н. биполярного нейрона размером 5-10 мкм и периферической части - палочкообразного отростка (шириной ок. 1 мк и длиной 20-90 мкм), заканчивающегося обонятельным пузырьком, на котором симметрично расположены 9-16 ресничек (диаметром 0,1-0,2 мкм), непосредственно вступающих в контакт с пахучими веществами. Аксоны биполярных нейронов, собираясь в пучок обонятельного нерва , проникают через отверстия в продырявленной пластинке решетчатой кости в полость черепа и входят в обонятельную луковицу . Из митральных клеток обонятельной луковицы начинается центральный обонятельный путь , который заканчивается в височных базальных отделах мозга в области извилины морского коня. Подкорковыми нервными структурами являются т. н. сосковидные тела .

Пахучие вещества проникают в слизистую оболочку носа при вдыхании через нос или через рот. Минимальная концентрация пахучего вещества, вызывающего обонятельное ощущение, называется абсолютным порогом чувствительности. О. а. человека имеет высокую чувствительность, в частности запах «искусственного мускуса» ощущается при наличии 5× 10 - 15 г его в 1 см 3 воздуха. Некоторые пахучие вещества (ванилин, валерьяновая кислота) вызывают чисто обонятельные ощущения . Др. пахучие вещества вызывают наряду с обонятельными также и температурные, тактильные, болевые и вкусовые ощущения (напр., хлороформ - сладкий вкус, ментол и камфора - холод и др.).

Важное свойство О. а. - адаптация (уменьшение чувствительности) к длительному раздражению пахучим веществом. Одновременное действие нескольких пахучих веществ приводит к их смешению. В некоторых случаях происходит подавление одного запаха др. Возможны нейтрализация запахов, когда смесь не вызывает обонятельного ощущения; появление нового запаха; последовательная смена запахов; увеличение чувствительности к одному запаху после действия другого и др. явления, возникающие при смешении запахов.

ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ

(англ. tactile memory ) - хранение информации, полученной путем осязания . Относится к «профессиональным» видам памяти, поскольку особенно интенсивно развивается в связи со специфическими условиями деятельности. Высокого уровня развития достигает в условиях, когда она должна компенсировать недостающие типы памяти (напр., у слепых). Использование методики частичного воспроизведения для исследования П. т. позволило обнаружить наличие иконической П. т. Установлено, что объем иконической П. т. на 50% больше, чем объем тактильной кратковременной памяти . Информация в тактильной иконической памяти стирается на 50% через 1,3 с. См. , . (Т. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ" в других словарях:

    Сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая: 1) имеет большую емкость; 2) быстро угасает во времени (около 0.25 с.); 3) работает с сенсорным кодом; 4) сознательно не… …

    Память - У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия

    ПАМЯТЬ - способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… … Философская энциклопедия

    ПАМЯТЬ - психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний … Российская педагогическая энциклопедия

    Память - способность человека к закреплению, сохранению и воспроизведению воспринятой информации. Виды П.: словесно логическая, двигательная (моторная), образная, тактильная (осязательная), эмоциональная. Различают также П. долговременную (подсистема П … Криминалистическая энциклопедия

    - (англ. kinds of memory) различные формы проявления мнемической деятельности. Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями. 1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности,… … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЯ - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    Иммунная система человека - Лимфоцит, компонент иммунной системы человека. Изображение сделано сканирующим электронным микроскопом Иммунная система подсистема, существующая у большинства животных и объединяющая органы и ткани, которые защищают организм от заболеваний,… … Википедия

    Информация - (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    ДПДГ - ДПДГ(EMDR) Десенсибилизация и переработка движением глаз (англ.EMDR (англ.)русск. Eye Movement Desensitization and Reprocessing) метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для терапии пост травматических расстройств (ПТСР) … Википедия

Книги

  • Клавиатурный набор , Шклярова Татьяна Васильевна. Уметь быстро и правильно (и, очень желательно, грамотно!) набирать текст на компьютере сейчас должен уметь каждый человек с шести- или семилетнего возраста. Это пособие научит Вас и Ваших… Купить за 77 руб
  • Клавиатурный набор для детей учителей и родителей Методика обучения слепому десятипальцевому методу Упражнения , Шклярова Т.. Уметь быстро и правильно (и, очень желательно, грамотно!) набирать текст на компьютере сейчас должен уметь каждый человек с шести- или семилетнего возраста.. Это пособие научит Вас и Ваших…