Флористика        26.11.2019   

Пенсионный закон 173. ФЗ «О пенсии по старости» в РФ. Закон «О страховых пенсиях»

Закон о трудовых пенсиях регулирует порядок получения пенсионного обеспечения специальной категории граждан. В данной статье пойдет речь о ФЗ N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г., а также о некоторых других законах в области пенсионного обеспечения.

Важно! Необходимо сразу отметить, что Федеральный закон N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, начиная с 01 января 2015 года. Исключением являются нормы, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и те, которые применяются для определения размеров страховых пенсий.

Скачать Федеральный закон о трудовых пенсиях с последними изменениями

В законе идет речь о работниках, которые уже достигли пенсионного возраста и имеют предусмотренный законом стаж трудовой деятельности. Также закон устанавливает виды пенсии и категории граждан, которые могут их получать.

Кроме того, законом о трудовых пенсиях регулировались вопросы:

  • условий получения пенсионного обеспечения и порядок его начисления и доставки;
  • порядок расчета отчислений из пенсионных выплат;
  • порядок расчета непосредственно пенсионных сумм.

Закон о трудовых пенсиях - структура нормативного акта

Документ состоит из 7 глав и 32 статей:
Глава I. Общие положения

  • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
  • Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
  • Статья 4. Право на выбор пенсии
  • Статья 5. Виды трудовых пенсий
  • Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)

Глава II. Условия назначения трудовых пенсий

  • Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
  • Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
  • Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца

Глава III. Страховой стаж

  • Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
  • Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
  • Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа
  • Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа

Глава IV. Размеры трудовых пенсий

  • Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости
  • Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности
  • Статья 16. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца
  • Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий
  • Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
  • Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава

Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий

  • Статья 18. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий
  • Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии
  • Статья 20. Сроки перерасчета размера трудовой пенсии
  • Статья 21. Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
  • Статья 22. Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
  • Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии
  • Статья 24. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
  • Статья 25. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии
  • Статья 26. Удержания из трудовой пенсии

Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав

  • Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии
  • Статья 27.1. Досрочное назначение трудовой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан
  • Статья 28.1. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • Статья 29. Перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела
  • Статья 29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)
  • Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц
  • Статья 30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав
  • Статья 30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации
  • Статья 30.3. Перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации

Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

  • Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Статья 32. Введение в действие установленного настоящим Федеральным законом ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии

Важно! Положения закона о трудовых пенсиях утратили свою силу после внесения изменения в законодательство. Например, после вступления в силу норм закона о страховых пенсиях, нормы обсуждаемого закона действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.

Изменения в пенсионном законодательстве

В 2004 году Верховным судом было принято определение, согласно которому каждый гражданин РФ вправе рассчитывать на то, что пенсия будет назначаться в соответствии с нормами законодательства, которое действовало в период трудовой деятельности. То есть, если гражданин застал все пенсионные реформы, проходящие с 1990 по 2015 год, то назначение пенсии будет происходить на основании всех трех законов.

С пенсионной реформой 2015 года в силу вступили сразу два новых федеральных закона - О страховых пенсиях и накопительных пенсиях, соответственно, Закон о трудовых пенсиях, в большей своей части, перестал действовать.

Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Закон о страховых пенсиях был принят в связи с необходимостью создания соответствующей базы для каждого вида пенсии. Главное изменение коснулось условий назначения страховых пенсий по старости, где произошли существенные изменения:

  • вместо ранее необходимых 5 лет стажа введена ежегодная система увеличивающегося продолжительного стажа от 6 (2015 год) до 15 лет (2024 год);
  • появилось понятие - фиксированная выплата вместо ранее имеющегося «фиксированный базовый размер»;
  • появилось влияние индивидуального пенсионного коэффициента, величина которого должна быть не менее 30 на конец переходного периода.

Также закон о страховых пенсиях предусматривает повышение фиксированной выплаты в случае, когда гражданин не выходит на пенсию добровольно, когда она ему уже положена.

Федеральный закон № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»

Накопительная пенсия - это ежемесячная денежная выплата, исчисленная исходя из средств в специальной части лицевого счета застрахованных лиц. Согласно статьи 4 данного закона, право на накопительную пенсию имеют граждане, у которых на специальной части лицевого счета хранится сумма, равная, как минимум, 5% от суммы размера страховой пенсии на основном лицевом счете. В том случае, если у лица на накопительном счете присутствует сумма менее 5% от размера страховой пенсии, гражданин вправе получить всю эту сумму целиком (единовременно).

Законодательный документ устанавливает, что размер накопительной пенсии может быть увеличен с помощью дополнительных взносов и взносов по инициативе работодателя, доплат материнского капитала, а также по программе софинансирования пенсии.

Пенсии по старости — это пособия, которые выплачиваются каждый месяц. Размер пенсионных выплат может отличаться. Величина пособия зависит от продолжительности трудового стажа или другой благотворительной деятельности, полезной для общества.

Страховая пенсия по старости — выплата, которая начисляется застрахованным лицам каждый месяц.

Ее размер рассчитывается по нескольким показателям:

  • Величина заработной платы;
  • Величина вознаграждений или других выплат;
  • Период утраченной нетрудоспособности по причине инвалидности и/или старости (ФЗ об условиях для инвалидов ).

Структура Пенсионного фонда за последнее время существенно изменилась. Теперь чтобы получить пенсию по старости, нужно работать официально. По закону работодатели за своих сотрудников оплачивают ежемесячные страховые взносы. Размер зависит от величины заработной платы. От нее исчисляются проценты на пенсионную выплату.

Обратите внимание: Величина выплаты зависит от текущего размера заработной платы.

Все законы о пенсиях РФ представлены ниже:

  • Федеральный закон «О страховых пенсиях», который был принят в 2013 году;
  • Федеральный закон №385 «Об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам»;
  • ФЗ №424 «О накопительной пенсии»;
  • Федеральный закон №422 «О гарантировании прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений»;
  • ФЗ .

Порядок начисления пенсии в РФ

В Федеральном законе под номером 400 содержится информация о расчете пенсии по старости. В нем представлена формула для расчета:

СП = (КПБ * СБ) + ФВ

КПБ — количество баллов, которые были накоплены застрахованным лицом до момента начисления пенсии. Пенсионные баллы — показатель, который понадобится для расчета пенсии. Он стал использоваться после введенной реформы. Сумма баллов зависит от продолжительности стажа, размера отчислений и размера официальной зарплаты.

СБ — стоимость балла. Данный показатель каждый год изменяется и устанавливается Правительством РФ.

ФВ — фиксированная выплата к пенсии. Она устанавливается государством. Ее размер в 2017 году — 4805.11 рублей.

Как гласит Федеральный закон, для оформления пенсионной выплаты обратитесь в одно из следующих учреждений:

  • Отделение Пенсионного фонда России;

Также можно оформить выплату в личном кабинете на портале государственного Пенсионного Фонда России.

Документы для оформления:

  • Заявление о назначении ежемесячного пособия;
  • Удостоверение личности (паспорт);
  • СНИЛС;
  • Трудовая книжка;
  • Другие документы, которые подтверждают стаж работы.

В Пенсионном Фонде отсутствуют данные до 2002 года. По этой причине необходимо предоставить документы, при помощи которых можно рассчитать баллы. Период для расчета — 60 месяцев или 5 лет (до 2002 года).

Закон гласит о том, что документы проверяются в течение 10 дней. Пенсия выплачивается с той даты, с которой подается заявление. Получить выплату раньше полученных на нее прав невозможно. Однако юристы советуют подавать документы до момента выхода на пенсию.

В последующем пенсии выплачиваются один раз в месяц по установленному Правительством порядку.

Место выдачи денежных средств зависит от выбора:

  • Почта России: на дом или в отделении;
  • Банк: на пластиковую карту или в кассе;
  • Специальные компании по доставке выплат.

Важен ли трудовой стаж?

Продолжительность трудового стажа отражается на размере пенсий и разных государственных поддержек, предназначенных для пенсионеров. Поэтому трудовой стаж важен только лицам пенсионного возраста. В СССР подобный стаж имел большее значение. Однако работать длительное время в одной компании не всегда получалось, даже если желание остается. Поэтому преимуществ непрерывного трудового стажа меньше, чем недостатков.

В принципе, влияние непрерывного стажа на итоговый размер выплаты такой же, как и обычного. Однако теперь граждане сами выбирают, сколько и где работать. Главное иметь необходимое количество лет стажа до наступления пенсионного возраста.

Многие задаются вопросом, как восстановить трудовой стаж по закону? Информация о трудовом стаже может быть утеряна только в том случае, если трудовую книжку вы не смогли найти или она была повреждена. Если человек потерял трудовую книжку, он должен незамедлительно обратиться к работодателю по последнему месту работы.

Обратите внимание: дубликат выдается в течение 15 дней после принятия заявления.

Последние изменения в законе для пенсионеров

Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» был принят Государственной Думой 9 декабря 2016 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней того же года. Также были внесены изменения в последнюю редакцию.

Статья 2

В статье два Федерального закона определяются главные администраторы доходов бюджетного Фонда, а также:

  • Утверждается список главных администраторов доходов бюджета Фонда в соответствии с приложением 1;
  • Утверждается перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда по приложению 2 настоящего Федерального законодательства.

Статья 6

В ст 6 настоящего закона определены особенности постановления по использованию бюджетных ассигнований. Денежные средства поступают из государственного фонда в бюджет на выплату страховой пенсии. Иными словами, они направляются на финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий.

Скачать

Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» определяет размер пенсионной выплаты на 2017-2019 года. В нем внесены точные суммы выделенных денежных средств, которые распределяются по различным категориям граждан.

Чтобы подробнее ознакомиться с настоящим Федеральным законом, проанализировать поправки и дополнения, перейдите по .

Большинство людей обращаются к изучению пенсионного законодательства незадолго до достижения пенсионного возраста или после наступления события, дающего право на пенсию (инвалидность, потеря кормильца). Однако такой подход нельзя назвать верным. Пенсионная реформа в России привела к тому, что право на пенсию тесно связано со стажем для назначения пенсии, величиной официального дохода и некоторых других показателей.

На сайте представлены статьи, посвященные основным видам пенсий в РФ и условиям их назначения, порядка обращения за назначением пенсии и осуществления выплат. Обращение к размещенной информации поможет грамотно строить свою профессиональную деятельность с целью получения достойного пенсионного обеспечения, а также помочь своим близким реализовать в полной мере предоставленные пенсионным законодательством права (например, на минимальную пенсию и др.).

Реализация права на пенсию в пенсионном законодательстве РФ

Пенсионное законодательство включает в себя несколько Федеральных законов (о страховых пенсиях, о государственном пенсионном обеспечении, о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ми др.), постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных актах. На сайте размещена актуальная информация, которая поможет разобраться в основах нормативного регулирования порядка назначения пенсий. Кроме того, посетитель всегда может обратиться с вопросом к юристу в специальной рубрике и получить интересующую его информацию.

Условия назначения пенсий и законодательное регулирование отличаются в зависимости от вида пенсии. В то же время, сам пенсионер при реализации права на пенсию должен обладать инициативностью. Например, обратиться с заявлением о перерасчете пенсии в большую сторону, определить порядок выплаты и доставки пенсии, реализовать право на льготную пенсию, а если необходимо, то и защитить его путем подачи искового заявления о назначении пенсии.

Реформа пенсионного законодательства в РФ

Современное пенсионное законодательство стимулирует граждан осуществлять трудовую деятельность официально, получать высокую заработную плату для того, чтобы отчисления в фонды были также достаточно высокими. В зависимости от экономической ситуации государство решает по-разному вопросы индексации пенсий, осуществления выплат работающим пенсионерам и т.п. Изменения пенсионного законодательства вы можете отслеживать самостоятельно, или обратиться к интересующей Вас информации на сайте.


Российское законодательство содержит массу нормативных актов, регулирующих методы и порядок социальной защиты граждан. На двух таких документах, а конкретнее на ФЗ РФ, регламентирующих порядок выплат и начислений по трудовым и страховым пенсиям, предлагаем сегодня остановиться более подробно.

Федеральный закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации

Долгое время в России активно использовался исключительно ФЗ РФ о трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17.12.2011 173-ФЗ. Закон регламентировал порядок пенсионных начислений, пенсионный возраст и прочие важные моменты для государственного обеспечения относительно беззаботной старости.

В 2013 году пенсионная система России и всех ее федеративных регионов претерпела существенных изменений, и уже с января 2015 года ФЗ No173, регламентирующий порядок внесения трудового стажа и соответствующих начислений, используется только в крайних вариациях. Его, почти полностью, заменил новый законопроект: ФЗ РФ 400, регламентирующий порядок страховых пенсий, принятый в декабре 2013.

Новый правительственный проект полностью сменил понятия: если ранее для пенсионных начислений государственные органы руководствовались исключительно трудовым стажем, то уже сегодня он не имеет такого значения, теперь учитывается страховой, т.е. периоды, когда гражданин РФ делал взносы в ПФР (учитываются страховые отчисления). Предлагаем углубиться в основные тезисы и понятия.

Закон 400-РФ о трудовых пенсиях в РФ в последней редакции с комментариями

В настоящем ФЗ РФ, регулирующего порядок трудовых начислений установлены:

  1. Общие положения и понятия.
  2. Виды пенсионных начислений:
    по старости;
    по инвалидности;
    по утере кормильца.
  3. Основное толкование понятия «страховой стаж».
  4. Порядок пенсионных начислений, согласно этому значению.
  5. Размеры и формулы начислений.
  6. Право на досрочный выход на пенсию.
  7. Доставка выплат, порядок выхода на пенсию по страховому стажу и прочие моменты.

По сути, этот Федеральный Закон во многом повторяет предыдущий законопроект (о трудовых начислениях), однако комментарии к каждой его статье поясняют основную разницу, и дают понимание их полного различия. Самые важные тезисы закреплены в части настоящего ФЗ, регламентирующего порядок учета (внесения) страхового стажа. В частности, к таковому, помимо рабочего времени с учетом неизменных взносов в ПФ РФ, относят такой список:


  • прохождение воинской или приравненной к ней службы;
  • выплаты пособий по временной нетрудоспособности;
  • уход за каждым рожденным или усыновленным ребенком (здесь уточняется: этот период в общем обсчете не должен превышать 6 лет);
  • периоды, которые гражданин числился в службе занятости населения;
  • периоды, в которые граждане находились под стражей либо отбывали наказание, но при условии их дальнейшей реабилитации;
  • периоды ухода за гражданином старше 80 лет, либо за инвалидом 1 группы, в т.ч. учитывается время ухода за ребенком инвалидом;
  • периоды, в которые семья военного контрактника не имела возможности трудоустроиться и с условием, что в это время пребывала вместе с ним по месту его службы;
  • время дипломатической работы за рубежами РФ (максимально – 5 лет).

В положении Федерального Закона указано, что все эти периоды учитываются для обеспечения государственными страховыми пенсиями граждан только если до и после них соответственное лицо регулярно делало (без удержания) страховые перечисления в ПФР. Ознакомиться с полным текстом настоящего законопроекта или скачать его онлайн с дополнениями и комментариями можно на профильных ресурсах, например, на портале Консультант Плюс.

Кстати, найти закон о страховых пенсиях в РФ 2017, действующий, с комментариями, можно в следующей статье .

173 ФЗ последние изменения на сегодня и комментарии

Настоящий закон 173 РФ о трудовых пенсиях в РФ в последней редакции с начала 2015 года (конкретнее с января) уже не применяется. Исключение — глава номер два, пункты и подпункты регламентирующие порядок пенсионных начислений (в данном варианте трудовых) для дальнейшей возможности определить страховой стаж, но только по части, которая не входит в противоречия с ФЗ РФ No400.

Данный закон (ФЗ №173) разделяет трудовую пенсию на две части: накопительную и страховую. Первую часть граждане собирают самостоятельно на собственном счете, вторую — гарантирует государство, поэтому для нее важен стаж. В новой редакции также имеются сведения об уменьшении надбавки для работающих пенсионеров, но коснуться они только тех из них, кто имеет среднегодовой доход более 1 млн. рублей.

Каждый гражданин Российской Федерации, добросовестно работающий и состоящий на учёте обязательного государственного страхования, имеет право на получение трудовой пенсии за выслугу лет.

Описание

ФЗ о трудовых пенсиях определяет следующие категории трудовых пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по причине потери кормильца.

Фз о занятости населения в РФ смотрите

Трудовая пенсия по старости подразделяется в свою очередь на:

  • страховую часть;
  • накопительную часть.

Гражданам, которые претендуют на получение разных пенсий предоставляется выбор одной из них по своему желанию. В некоторых случаях допускается выплата двух пенсий:

  • одна, предусмотренная законом № 166, о государственном пенсионном назначении;
  • вторая, предусмотренная текущим законодательством № 173, о трудовых пенсиях РФ.

Лица, претендующие на получение трудовой пенсии, могут обратиться за ней в любое время с момента возникновения у них соответствующего права.

Правом на получение трудовой пенсии обладают следующие лица:

  • Граждане РФ, застрахованные согласно закону № 167, об обязательном пенсионном страховании, и которые выполнили все предписанные условия;
  • Нетрудоспособные члены семьи вышеуказанной категории граждан;
  • Граждане иностранных государств, а также лица без гражданства, которые проживают в РФ на постоянной основе, имеют право на получение пенсии наряду с гражданами Российской Федерации, если текущий ФЗ или международный договор не устанавливает других условий.

Условиями для получения пенсионных выплат являются:

  • достижение пенсионного возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55;
  • наличие не менее 5 лет трудового стажа;
  • признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности (I, II, III);
  • установление факта потери кормильца.

173-ФЗ о трудовых пенсиях неоднократно изменялся и дополнялся с момента его вступления в силу. Последние поправки в законодательство были внесены Федеральным законом № 145-ФЗ от 04.06.2014 и Постановлением Конституционного суда № 29-П от 19.11.2015.

Какие были внесены изменения?

Изменения Федерального закона № 145-ФЗ в текущем законодательстве о трудовых пенсиях в РФ изменили следующие части статьи 30, предусматривающей условия оценивания пенсионных прав застрахованных лиц:

  • абзац 22 пункта 3 был дополнен словами “и федеральных государственных органах”, что относится к дополнительным условиям подсчёта коэффициента стажа для работников государственных и военных служб.
  • абзац 14 пункта 4 был дополнен выражением “и федеральных государственных органах”, что касается прибавок к коэффициенту стажа для работников, отработавших сверх положенной законом нормы на государственных и военных службах.

Постановление Конституционного суда РФ № 29-П от 19.11.2015 изменило следующие части текущего закона о трудовых пенсиях в РФ:

  • Пункт 1 статьи 10, а также статьи 19 (часть 1 и 2), 39 (часть 1 и 2) и 53, были признаны несоответствующими Конституции РФ. Тем самым было исключено препятствие в восстановлении пенсионных прав гражданина, который был необоснованно привлечён к уголовной ответственности, а в последствии реабилитирован, вследствие чего период вынужденного отстранения от работы не включался в трудовой стаж.
  • Был создан правовой механизм восстановления пенсионных прав реабилитированных лиц, обеспечивая им пенсию на тех же условиях, что и при отсутствии необоснованного уголовного разбирательства.

Статья 1 пункт 1 предусматривает установку и выплату трудовой пенсии согласно Федеральному закону № 173-ФЗ. Любые изменения в порядке и условиях назначения и выплаты трудовых пенсий происходят только со внесением изменений и поправок в настоящее законодательство.

Статья 9 устанавливает условия для выплаты трудовой пенсии при потере кормильца. Статья состоит из следующих частей:

  1. Трудовую пенсию по причине потери кормильца имеют право получить члены его семьи, которые состояли на иждивении умершего, кроме лиц, которые стали причиной гибели кормильца. Если безвестная пропажа гражданина устанавливается в предусмотренном порядке, то его семья приравнивается к семье умершего кормильца.
  2. Нетрудоспособными могут признать следующих членов семьи умершего:
    • несовершеннолетние дети, братья, сёстры и внуки погибшего, а также обучающиеся на очном отделении основных образовательных учреждений, но только до достижения ими 23-х лет и только при условии, что до 18 лет они были признаны инвалидами. Также родственники покойного кормильца признаются нетрудоспособными при отсутствии трудоспособных детей.
    • один из близких родственников погибшего кормильца, который ухаживает за детьми, братьями, сёстрами или внуками покойного, которые не достигли 14 лет имеют право на трудовую пенсию в соответствии с настоящим законом;
    • родители и супруг погибшего кормильца, достигшие пенсионного возраста или являющиеся инвалидами;
    • прародители умершего кормильца, достигшие пенсионного возраста, при условии, что некому их содержать.
  3. Члены семьи погибшего кормильца имеют право на пенсию, если состояли на иждивении у него.
  4. Содержание детей погибшего является обязательным и не требует дополнительных доказательств, если дети не достигли совершеннолетия или не признаны дееспособными.
  5. Если нетрудоспособный супруг или родители покойного кормильца, которые не состояли у него на иждивении, утрачивают источник своего дохода, они имеют право на трудовую пенсию.
  6. Члены семьи погибшего кормильца, которые получали от него помощь, являвшейся основным средством существования, но при этом сами получали какое-либо пенсионное пособие, могут перейти на трудовую пенсию.
  7. Трудовая пенсия по причине смерти супруга-кормильца остаётся после заключения нового брака.
  8. Право на пенсию по причине смерти кормильца распространяется на усыновителей как и родители, а на усыновлённых детей как на родных;
  9. Трудовая пенсия по причине гибели кормильца предоставляется все зависимости от страхового стажа кормильца, а также независимо от времени и причины его смерти.
  10. Если у погибшего кормильца полностью отсутствует страховой стаж или если он совершил уголовное преступление, которое повлекло его смерть, его родственникам назначается социальная пенсия вместо трудовой.

О деятельности частных детективов можно узнать подробнее из

Статья 11 предусматривает дополнительные условия, которые засчитываются в страховой стаж. Наряду с периодами работы и другими видами деятельности, указанными в ст. 10, засчитываются следующие периоды:

  • прохождение военной службы и другой службы, которая приравнивается к ней;
    получение пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход родителя за детьми до полуторалетнего возраста, но не больше 4,5 лет в общем, получение пособия по безработице, участие в общественных работах, приносящих прибыль или переезд, в связи назначением госслужбы по трудовой занятости населения, в другой город.
  • содержание под арестом по необоснованному уголовному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уход трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом, а также за лицом старше 80 лет;
  • проживание в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства, по причине прохождения супругом контрактной военной службы, но не больше 5 лет;
  • проживание за рубежом супругов служащих дипломатических и консульских представительств РФ, но не более 5 лет.

Перечисленные периоды учитываются только если им предшествовали или последствуют периоды работы, установленные в статье 10 настоящего законодательства.

Статья 28 предусматривает права граждан на получение досрочного пенсионного назначения. Трудовая пенсия по старости назначается раньше положенного срока следующим лицам:

  • Женщинам, которые родили более пяти детей и воспитали их до восьмилетнего возраста, по достижению ими возраста 50 лет, если их страховой стаж составляет не меньше 15 лет;
  • Женщинам, родившим больше двух детей, по достижению 50 лет при условии, что их страховой стаж составляет не меньше 20 лет, включая 12 лет на территориях Крайнего Севера или 17 лет в прилегающих районах.
  • Военным инвалидам по достижению 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами, если их страховой стаж составляет не меньше 25 и 20 лет соответственно.
  • Инвалидам I группы по зрению, если они достигли 50 лет — мужчины и 40 лет — женщины, при страховом стаже не меньше 15 и 10 лет соответственно.
  • Лицам, страдающим гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам по достижению 45 и 40 лет соответственно мужчинами и женщинами, если их страховой стаж составляет не меньше 20 и 15 лет;
  • Мужчинам с 55 лет и женщинам с 50 лет, если они проработали не меньше 15 лет на Крайнем Севере или не меньше 20 лет на прилегающих территориях и их страховой стаж составляет не меньше 25 и 20 лет;
  • Мужчинам и женщинам по достижению 50 и 45 лет соответственно, которые проживают постоянно на Крайнем Севере или прилегающих территориях, которые проработали не меньше 25 и 20 лет оленеводами, рыбаками или промысловыми охотниками.

Действующая редакция закона о трудовых пенсиях

Следует учитывать, что в связи с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 “О страховых пенсиях”, текущее законодательство применяется только для расчёта размера трудовых пенсий.
Для детального ознакомления с положениями закона № 173-ФЗ о трудовых пенсиях в РФ рекомендуется скачать текст его последней редакции.