Дарим цветы        11.08.2019   

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям и традициям и культуре. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры

«Организация

этнокультурного воспитания в условиях детского сада»

Одним из направлений работы д/с является этнокультурное образование дошкольников.

Этнокультурное образование - это комплексный педагогически-содержательный организованный процесс во время которого ребенок осваивает традиционную культуру народов.

Цель этнокультурного образования дошкольников: помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Задачи:

  1. Способствовать расширению и углублению детской компетентности (круг знаний) о материальной и духовной культуре и истории народов (знания);
  2. Формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию (чувства и эмоции);
  3. Развивать у дошкольников умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности (поведение, поступки).

Результатом этнокультуры является этнокультурное развитие дошкольников, оно включает в себя три направления:

  1. - информационно-познавательное развитие дошкольников,
  2. - эмоционально-ценностное развитие дошкольников;
  3. - деятельностно-практическое развитие.

Нормативно-правовые документы этнокультурного образования:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. закон РФ об образовании 2005г. ст.7
  3. Концепция государственной этнонациональной образовательной политики в РФ 2004г.
  4. концепция краеведческого образования в образовательных учреждениях Челяб.обл. 2004г.
  5. Проект госстандарта по дошк.образованию.
  1. История заселения края;
  2. коренное и пришлое население;
  3. народности в различных районах;
  4. история края в прежней и современной топонимии, т.е.в названиях;
  5. основные события в истории края;
  6. быт, нравы, традиции людей в различные периоды истории края;

7. археологические памятники;

  1. памятные места;
  1. компоненты духовной культуры (традиции, обычаи, фольклор, различные виды искусства, ремесла, промыслы и т.д.)

Т.О. содержание этнокультурного образования носит этнокультурный исторический характер.

Технология - это цель (система) взаимосвязанных последовательных мероприятий и процедур, направленных на достижение поставленной цели (приобщение дошкольников к народной культуре). Технология этнокультурного образования дошкольников в д/с включает организацию трех направлений:

1 направление - Повышение этнокультурной компетентности педагогов д/с Формы повышения этнокультурного компетентности педагогов:

  • изучение образовательных этнокультурных программ;
  • организация этнокультурного лектория в д/с;
  • изготовление наглядно-дидактических пособий этнокультурного содержания;
  • проведение тренинговых занятий, семинаров-тренингов (разучивание с пед.разнообразных жанров фольклора, народных игр, народных традиций, обрядов);
  • самообразование.

2 направление - Организация сотрудничества с родителями по
этнокультурному образованию детей.

Формы:

  • оформление информационных стендов для родителей;
  • проведение совместных форм с родителями.

3 направление - а) Систематическое взаимодействие с детьми по
этнокультурному образованию.

Этнокультурное образование может осуществляться с групп

раннего возраста.

Формы:

  • вводятся игровые народные персонажи;
  • используются некоторые жанры фольклора (потешки, пестушки, нар.песенки, заклички, нар.сказки);
  • вводятся некоторые виды народных традиций;
  • календарные народные праздники;
  • внесение атрибутов материальной культуры (имитация);
  • уголок ряжения и любования.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети знакомятся с нар.традициями, обрядами, праздничными, трудовыми, календарными, семейными праздниками. В старшем дошк.возрасте дети знакомятся с историческими знаниями, с родной природой, спецификой родного края. Б) этнокультурное воспитание должно реализовываться в трех блоках образовательного процесса.

  1. блок - занятия (регламентированная деятельность) должны проводиться не чаще 1 раза в неделю как познавательное, планируются муз.занятия с этнокультурным содержанием, занятия по изодеятельности и физкультурные занятия;
  2. блок - совместная деятельность педагогов с детьми:
  3. блок - самостоятельная деятельность детей.

компонентов народной культуры.

Педагог должен использовать широкий спектр методов и приемов

этнокультурного образования дошкольников.

Методы:

A) картографический метод в работе с детьми («Путешествие по
карте»);

Б) «Путешествие в историю» (путешествие с историю предметов «Что было до...»), путешествие в историю города, села, имени;

B) метод макетирования (создание и обыгрывания макетов):

  • макет.нар. жилищ;
  • макетир.карты;
  • макетир.улицы, села;

Г) Коллекционирование (метод создания копилок и коллекций);

Д) использование д/и с детьми на закрепление этнокультурных

знаний («Кому, что нужно для работы...» по освоению традиций

нар.промыслов);

Е) метод создания коллажей с детьми (родовое дерево, наша

семья);

Ё) метод введения игрового персонажа. Т.О. этнокультурное образование включает в себя целевой, содержательный и технологический компоненты.

Как уже было выше сказано, чувство любви в родине надо прививать с раннего детства и важно делать это на народных традициях, правилах и обрядах, по которым жили веками наши предки.

Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого я запланировала создать мини-горницу, в которой будут находиться различные старинные русские предметы быта. За основу я взяла опыт работы приморских педагогов -дошкольников программу «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа. Цель этой программы: зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов. Много лет назад у нас в саду была горница и проводилась кружковая работа. Когда мы с дошколятами посетили в школе краеведческий музей я увидела, с каким интересом дети слушали истории о прошлом предметов. Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию в д/с дети знакомятся с нар.подвижными играми, проводятся народные праздники, муз.рук. знакомит детей с произведениями фольклора и их исполнением.

С целью более близкого соприкосновения к историческому прошлому народа и формирования интереса к подлинным предметам старины планирую знакомить детей с историей быта. Для этого педагоги и родители воспитанников собирают предметы старины. Ценность мини-музея будет заключаться в том, что все предметы будут доступны не только для зрительного восприятия, но и для тактильного восприятия. Ребенок сможет взять в руки почти любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии.

Используя музейную педагогику в воспитательно-образовательном процессе мы планируем решить следующие задачи:

  1. формирование интереса к подлинным предметам старины;
  2. воспитание нравственно-патриотических чувств;
  3. развитие исследовательской, созидательной и познавательной деятельности;
  4. воспитание музейной культуры.

Музеи в д/с обладают уникальным потенциалом воспитательной работы с детьми. И я надеюсь, что предметы быта помогут понять язык вещей, постичь их культурное значение, станут незаменимыми помощниками в изучении истории и культуры русского народа.



Предварительный просмотр:

Перспективный план образовательной деятельности

по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Сентябрь

«Что летом родится-зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.

«Осень»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды и листья). Народные приметы, пословицы, поговорки об осени.

«Во саду ли, в огороде»

Беседа об овощах и фруктах. Загадки об овощах и фруктах. Сказка «Мужик и медведь» и др.сказки об овощах и фруктах.. Дид/и «Вершки да корешки»

«Хлеб всему голова»

Беседа «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями - плугом, серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Настольно-печатная игра «Ремесла на Руси».

«Игрушки»

Знакомство детей с возникновением первых игрушек (какие они были, из чего их делали.) Знакомство с русскими народными игрушками - дымковскими, филимоновскими, богородскими матрешками. Рассматривание иллюстраций, игрушек. Рисование дымковских игрушек, матрешек.

октябрь

«Одежда».

Знакомство с женской русской народной одеждой: сарафаном, рубахой, фартуком (передником). Рассматривание украшений (орнамент, цветочный узор и др.) Рисование «Русский сарафан»

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода - прялкой, веретеном.

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами, крючком и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

«Головные уборы»

Знакомство с русскими головными уборами. Рассматривание иллюстраций куклы в русском народном костюме. Рисование «Роспись кокошника»

«Обувь»

Знакомство с русской народной обувью (из чего делали, когда надевали). Рассматривание иллюстраций обуви, лаптей, валенок.

Ноябрь

«Посуда»

Знакомство с предметами обихода - посудой (из чего делали, как использовали.) Рассматривание деревянной посуды, глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохломы, Жостова, Гжели. Чтение сказок «Лиса и журавль», «Жихарка». Рсование «роспись гжельской посуды», «Роспись хохломской посуды», «Роспись чайника2 идр.

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода -деревянными ложками (из чего делали, как изготавливали). Чтение рассказа «Как Иван Васильевич баклуши бил». Рассматривание иллюстраций, ложек. Рисование «Роспись ложки».

«Русский самовар»

Знакомство с историей возникновения самовара (как использовали). Рассматривание иллюстраций, самовара. Чтение «Иван Иваныч самовар».

«Деревья».

«Русская

березонька»

Знакомство детей с символом Руси - березой. Народные истории, приметы, пословицы о русской березе; загадки, стихи. Чтение рассказов о русской березе. Стихотворение «Белая береза» С.Есенина. Рисование «Береза белоствольная», «Золотая осень»(березы).

декабрь

«Домашние животные»

Знакомство детей с домашними животными (детеныши, где живут и др.). отгадывание загадок о д/ж. рассматривание иллюстраций. Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко», «лиса и петух», «Зимовье зверей», «Бычок-смоляной бочок» и др. рисование домашних птиц и животных.

«Дикие животные»

Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов. Чтение сказок «Лиса и кот» и др. Рисование диких животных.

Викторина «Из какой сказки животное»

По отрывку из сказки или по иллюстрации нужно догадаться, из какой сказки герой.

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех приглашу»

Знакомство с избой и предметами русского народного быта. Рассматривание предметов. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками. Русским народным бытом и гостеприимством. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Настольно-печатная игра «Русские ремесла».

«Здравствуй/ зимушка-зима»

Беседы о характерных особенностях декабря и использование соответствующих пословиц, поговорок. Загадывание загадок о зиме. Чтение сказки К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы». Рисование «Узоры Дедушки Мороза». Ручной труд «Снежинка» (складывание и вырезание из бумаги).

Январь

«С новым годом поздравляем!»

Беседа о традициях празднования Нового года на Руси и в других странах; почему елочку под новый год украшают?

Чтение сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка». Рисование новогодней елки; Снегурочка - внучка Деда Мороза. Ручной труд: новогодние игрушки из бумаги. Аппликация: поздравительная открытка. Подготовка к Новому году, украшение группы елки.

«Гуляй да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Загадывание загадок о зиме, морозе. Дид.игра «Четвертый лишний» (на времена года). Пословицы и поговорки о январе. Приметы января. Чтение сказки «Морозко». Рисование «Все деревья в серебре». Аппликация «Снегири на ветке»

февраль

«Февраль -кривые дороги»

Беседа о характерных особенностях февраля. Пословицы, поговорки о феврале. Приметы. Загадки о зиме. Чтение сказки «Два Мороза». Рисование «Два Мороза».

Рассказ о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче Алеше Поповиче. Рассматривание иллюстрации картины Васнецова «Богатыри». Чтение былин: «Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

«Масленица Просковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице-знакомство с календарно-обрядовым праздником. Пение закличек, песен о Масленице, о весне, о зиме. Досуг «Празднование Масленицы». Чаепитие из самовара с блинами, катание на наряженных лошадях.

март

Беседа о маме с использованием народных пословиц и поговорок. Пение песен о маме. Чтение рассказов и стихов о маме. Изготовление подарка для мамы. Рисование «Портрет мамы». Рисование «Букет для мамы».

«Грач на горе-весна на дворе»

Рассказ о народных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заклички, пословицы о весне, ее приметы. Чтение рассказов о весне. Рисование «Подснежник». Аппликация «Мимоза».

«Пасха»

Беседа о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «солнышко-ведрышко». Рассказ об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия. Рисование «Роспись яиц».

апрель

«Апрель, апрель -звенит капель»

Беседа о месяце апреле. Приметы апреля. Ледоход, половодье. Чтение «Дед Мазай и Зайцы», «Ледоход», «На шесте дворец, во дворце певец».

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песен, пословиц о весне. Чтение рассказов, сказок Н.Павловой «Под кустом». Рисование «Сирень»

«Прощание с избой»

Словесные народные игры. Пение частушек. Прощальное чаепитие.

Методическая литература

  1. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа, учеб.пособие. СПб: Детство Пресс,2004
  2. Детские народные подвижные игры: практ.пособие/сост.А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М.:ПросвещениеД995.
  3. Журнал «Миша» № б - 98г, № 7- 98г. «история игрушки»
  4. Энциклопедия «Я познаю мир» («Люди славяне», «Игрушки детей славян»)
  5. О.А.Соломенникова «Радость творчества» - занятия и игры.
  6. Журнал Д/в №4 - 01г. «Знакомство дошкольников с историей и культурой русского народа.
  7. О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»
  8. Журнал Д/в № 12 - 94г. «Как рубашка в поле росла».
  9. А.Н.Мартынова «Потешки, игры, считалки».

10.Раскраски: «Народные промыслы», «Народные костюмы».


ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В МБДОУ ДЕТСКОМ САДУ № 41 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

(районная экспериментальная площадка).

Тема эксперимента : «Этнокультурное воспитание детей через систему дополнительного образования».

Характер эксперимента: Формирующий (воспитательно-образовательный).

Цель педагогическая: Развитие духовно-нравственной сферы через включение дошкольников в систему дополнительного образования.

Задачи этнокультурного воспитания.

    Создать условия для приобщения детей, воспитателей, родителей к основным этнокультурным ценностям российской цивилизации.

    Создать условия для успешного овладения детьми навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, способствовать развитию детского творчества.

    Обеспечить единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника.

    Создать единый этнокультурный аспект воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей.

    Включить в систему «детский сад – семья – школа» учреждения культуры, что приведет к созданию общности людей – носителей ценностей отечественной культуры.

    Обеспечить воспитателей этнокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренний потенциал ребенка.

Статус экспериментальной площадки : Районная.

Цель исследовательская: Разработка и экспериментальная проверка системы организационно-педагогических условий для дошкольного образовательного учреждения способствующих развитию этнокультурной сферы дошкольников.

Объект изучения: воспитательно-образовательный процесс в группе ДОУ с использованием организационных форм и методик обучения дополнительного образования, способствующих воспитанию этнокультурных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : Организационно-педагогические условия, способствующие этнокультурному воспитанию.

Проверяемая в ходе эксперимента гипотеза :

Этнокультурное воспитание дошкольников будет более успешным, если воспитательно-образовательный процесс будет опираться на созданную и апробированную в ДОУ систему дополнительного образования, а также на систему взаимодействия педагогов, родителей и социума (учреждения образования и культуры).

Сочетание традиционных и игровых занятий, индивидуализация образовательных процедур, ориентация на игровую деятельность, использование методик, развивающих духовно-нравственные представления детей, применение нетрадиционных форм организации игровой и художественной деятельности, включение материалов, имеющих развивающий эффект, сочетающих игру и экспериментирование, создание среды для этнокультурного развития детей – будет способствовать развитию базисных основ личности.

Подготовка коллектива к проведению эксперимента, участие в эксперименте обеспечат повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Ожидаемые результаты освоения детьми экспериментальной программы:

    появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;

    умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную - поведению людей;

    умение детей различать виды и жанры произведений основных видов русского народного искусства;

    наличие творческих проявлений в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

    владение знаниями об исторических и культурных традициях России;

    владение коммуникативными вербальными и невербальными навыками.

База эксперимента : группа 10 - 15 детей 2007 года рождения.

Методы и методики исследования:

1. Формирующий эксперимент.

2. Констатирующий эксперимент.

3. Наблюдение.

4. Анкетирование родителей.

5. Тестирование

6. Контрольные задания

7. Социометрические исследования в группах.

Уровни экспериментальной работы, состав и функции участников.

Эксперимент формирующего характера по обозначенной в настоящей программе теме.

Руководитель эксперимента – Березина Н.Г. –заведующий МДОУ.

Научный руководитель: Брусова О.П., ведущий специалист отдела образования.

Участники:

Овечкина Н.Р. заместитель заведующей по воспитательной и методической работе;

Григорьева И.И. - педагог дополнительного образования, руководитель хоровой студии, руководитель этнокультурного кружка «Родничок»;

Патурова Ю.Ф. - педагог-психолог

Зуева Л.А. – воспитатель; руководитель театральной студии;

Смирнова С.В. – воспитатель, руководитель изостудии;

Зубарева О.А. – воспитатель.

Участники: воспитатели и специалисты, работающие в детьми экспериментальной группы, воспитанники 2007 г. рождения, родители воспитанников.

Основные документы: Устав МДОУ, Программа экспериментальной деятельности МДОУ, методические пособия, содержащие этнопедагогические технологии, ежегодные планы опытно-экспериментальной работы, учебные планы.

Методологическая основа работы: положения теории Л,С.Выготского о развитии творческих способностей ребенка.

Формы отчетности : итоговый аналитический отчет в Муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.

Реализация экспериментального проекта будет проходить в три этапа:

    организационно-подготовительный (средняя группа – дети 4-5 лет);

    основной (старшая, подготовительная группы – дети 5-7 лет);

    заключительный (диагностический – подготовительная группа – дети 7 лет).

Этапы эксперимента:

    Диагностический этап (2011-2012 уч. год)

    Прогностический этап (2011-2012 уч. год)

    Организационный этап (2011-2012 уч. год)

    Практический этап (2012-2014 уч. год)

    Обобщающий этап (2013-2014 уч. год)

I этап подготовительный (организационный):

    Изучение опыта педагогов России по экспериментальной работе «Этнокультурное воспитание детей через систему дополнительного образования».

    Определение интересов, представлений детей с помощью определенных диагностических процедур и наблюдений.

(На каждого ребенка заводится индивидуальная карта развития. По диагностическим материалам определяется уровень развития детей, уровень творческих проявлений, психических процессов, тревожности, лабильности нервных процессов

    Анкетирование родителей (проводится опрос об их видении пребывания ребенка в экспериментальной группе. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития. По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории России, оформляются тематические и образовательные стенды, оформляется «Родительский абонемент» (для домашнего пользования). При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями.

    Составление перспективного плана работы.

    Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т.д.

    Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток.

    Формирование развивающей среды (Развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает: внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации.

    Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей ДОУ и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.

II этап (основной)- старшая, подготовительная группы):

Основной этап включает время непосредственного воспитательно-образовательного процесса. Воспитание и развитие детей направлено на решение следующих задач:

    Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.

    Создание условий для успешного овладения детьми навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества

    Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить в согласию и т.д).

    Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).

    Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).

    Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОУ и в процессе взаимодействия с социумом).

    Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

Интегрированный план основан на синтезе искусств, который используется в трех направлениях: искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды; искусство составляет содержание образования; искусство используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества.

Образовательный процесс направляется на развитие восприятия, формирования умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, выделять гармонию, характер. Постепенно дети приобретут способность образной эмоциональной оценки предметов, увеличится удельный вес осмысления произведений искусства– дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами. Будет реализовываться личностно-ориентированный подход и дифференциация образования и воспитания каждого ребенка.

III этап (заключительный) :

    Проведение итоговой диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей на основе сравнительного анализа результатов образовательной деятельности в экспериментальной и параллельной группах МДОУ за все годы.

    Оформление карт музыкального и психомоторного развития.

    Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.

    Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.

    Проведение музыкально-театрализованного представления, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).

    Описание опыта экспериментальной деятельности, представление итогового аналитического отчета в муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.

    Проектирование программы дальнейшей экспериментальной деятельности МДОУ.

Основные концептуальные положения программы эксперимента.

Педагоги МДОУ постоянно ведут поиск наиболее эффективных путей, позволяющих организовывать работу с детьми, ориентируясь на личностный подход, что не представляется реальным без целенаправленной опытно-экспериментальной работы.

Работа в экспериментальном режиме предполагает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышения квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Педагог, как правило, пропуская цели и задачи эксперимента через себя, открывает и изобретает что-то свое. Экспериментальная деятельность становится средством развития и помогает привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования.

Ключевая роль экспериментальной группы нам представляется в формировании общей культуры детей, развитии их физических и интеллектуальных качеств, создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы художественной деятельности.

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей экспериментальной работе духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того этнохудожественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов.

Исторический аспект проблемы.

Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Поскольку «идея детского сада» пришла к нам из Германии, известный отечественный педагог П. Ф. Каптерев говорил о недопустимости переноса на русскую почву «немецко-специального вида» детского сада. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира; иностранный язык.

Методологической основой этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста во второй половине ХIХ – начале ХХ в. в России являлась идея народности, обоснованная К. Д. Ушинским. Принцип народности определял основой воспитания родной язык, изучение родной истории, традиций и обычаев народа.

В частных детских садах, открываемых в крупных городах, планы воспитательной работы включали в себя достаточно широкое использование произведений русского народного творчества: сказок, народных песен, подвижных игр, игр с пением на сюжеты русских народных сказок. Происходило и приобщение дошкольников к культуре других народов, но в основном зарубежных: немецких, английских, французских. Детям читали сказки братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, на музыкальных занятиях звучала музыка французских, немецких композиторов. В народных дошкольных учреждениях детей приобщали в основном к русской культуре. Однако там, где была необходимость, воспитатели при организации своей работы исходили из национального состава детей группы. В национальных детских садах воспитательная работа строилась на основе двуязычия, с широким использованием народного творчества, народных праздников. К средствам этнокультурного воспитания в изучаемый период нами отнесены: детские издания (журналы, книги), народные игры, игрушки, дидактические пособия, экскурсии, изучение иностранных языков.

Содержание и подходы к этнокультурному воспитанию в советский период меняются в соответствии с новой идеологией. С постепенным нарастанием социально-политического влияния на образовательный процесс меняется педагогическая терминология, используемая в образовательном процессе. Термин «нравственное воспитание», как отмечено в исследовании Л. М. Казарян, не отвечал классовым задачам воспитания и носил аполитический характер. В 20-е гг. XX в. основное внимание акцентируется на социальном, общественно-политическом воспитании. В это понятие входило и воспитание идеологии, определенных нравственных качеств и навыков поведения, начал коллективизма, интернационализма, атеизма и общественной активности. В связи с этим этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в этот период можно рассматривать через призму интернационального воспитания, которое стало занимать ведущее место в теории и практике дошкольного образования. Этнокультурная составляющая образовательного процесса в дошкольных учреждениях раскрывалась через такие принципы, как:

принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагавший расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;

построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;

принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

Наблюдается тенденция в преемственности с прошлым веком средств и форм этнокультурного воспитания детей. Однако их содержательная составляющая определялась решением задач интернационального воспитания, действенными формами и средствами которого признавались: общественно-политический праздник (Октября или Первого мая), книги, количество которых было сравнительно мало (А. Барто «Братишка»), и ощущалась явная необходимость их создания; общение детей разных национальностей как непосредственное, так и опосредованное при помощи переписки; яркие события политической жизни страны: выборы в Верховный Совет, трудовая активность трудящихся разных национальностей. В этот период в практике дошкольных учреждений появились игры-путешествия, в которых ставилась задача уточнения детских представлений о жизни народов; игры-драматизации по содержанию детских книг и рассказов, освещавших жизнь, труд разных национальностей, национальные обычаи. С середины 1930-х гг. стали создаваться новые типы кукол, воплотившие интернациональные образы; игрушки, знакомившие детей с историей своей страны. Национальные куклы стали занимать почетное место в игровых уголках дошкольных учреждений. Этнокультурное воспитание в данный период реализовывалось за счет использования музыкального и танцевального, устного народного творчества, которое входило в повседневную жизнь, быт детского сада.

Народное творчество в 1940–60-е гг. рассматривалось в нескольких аспектах: и как средство воспитания любви к Родине, к своему народу, и как средство воспитания нравственных качеств личности, развития детского творчества, и как средство приобщения к культуре других народов.

В начале 80-х гг. XX в. общество все больше ощущает потребность в реформировании школы, в гуманизации образовательного процесса, который связывали с введением в него этнокультурного содержания.

Этнопедагогизация образования во многом обусловлена работами

Г. Н. Волкова, который ввел в научный аппарат сам термин «этнопедагогика», выделил гуманистические основы народной педагогики, обозначил ее проблемы, выделил факторы и средства воспитания.

Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения, на развитие их способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников.

Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становится духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

Наиболее доступными из них для дошкольников являются следующие.

Народная игровая культура.

Ребенку понятны и интересны такие ее формы:

    народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные);

    народные игрушки;

    народные праздники;

    народный театр.

Традиционно русская народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем введение элементов русской народной игровой культуры в педагогический процесс детского сада может способствовать ознакомлению детей с историей России, воспитанию толерантного отношения к разным народам, культурному развитию дошкольников.

Устное русское народное творчество.

Его ценность состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Фольклорные тесты естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного русского народного творчества содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.

Декоративно-прикладное искусство русского народа.

Оно отражает культурные ценности русского народа. Знакомство со спецификой русских народных декоративных промыслов позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от внешних особенностей жизни этноса (главным образом среды обитания – север, юг России, Сибирь), а общность определяется единством нравственных и эстетических ценностей, независимо от места проживания. Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций, делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка.

Культурное пространство музея.

Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников в русской культуре, благодаря наглядно представленным памятникам и музейным экспонатам. Современные технологии делают доступным и интересным процесс приобщения дошкольников к русской культуре в условиях музея. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом ДОУ за счет организации и деятельности детского мини-музея.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники, и отдых после трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. Сегодня мы вспомним игры наших предков, поиграем в некоторые из них. В данное время эти игры забыты. И мы думаем, что в будущем дети с друзьями, со своими родными будут играть в эти игры.

Игра: «Путы». Завязываем сначала левую лодыжку, а потом к ней привязываем правую таким образом, что между ногами остается немного места. Команды бегут до отметки и обратно, та команда, которая пришла первой считается победителем.

Игра: «Урони полено». Игроки, взявшись за руки, встают в круг. В центре круга ставится полено высотой примерно 50 см. По команде игроки начинают быстро кружиться, стараясь сделать так, чтобы находящийся вблизи полена участник уронил его. Но этот участник должен, наоборот, сделать все возможное, чтобы не сбить полено. Выигрывает та команда, которая не уронила полено.

Игра: «Кочкарник». Для игры берут поленья 20 см длиной и 7 см толщиной. Ведущий отводит игроков и завязывает ему глаза. Затем 3 раза поворачивает их и направляет в сторону поленьев. Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев (кочек), ничего не задев.

Народная игра - понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Для детей дошкольного возраста доступны, полезны якутские народные настольные игры как «Хабылык» (Лучинки), «Хаамыска» («Камешки»), «Баайа» («Волчок»), «Тырыынка» («Палочки»), «Тыксаан» («Фишки») и др. .

При обучении спортивным играм в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту . Таким образом, народная подвижная игра является основой физического развития, фундаментом настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного роста, формирования психики, качества проявления духовных способностей, жизненной активности.

Список использованной литературы:

1. Григорьева А.А. Этнопедагогика якутской семьи как феномен мировой цивилизации // Актуальные проблемы воспитания и развития личности: сб. ст. - М.,1999. - С. 33-40.

2. Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для восп. дет. сада. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

3. Федоров А.С. Народные игры и забавы саха. - Дьокуускай: Бичик, 2011. - 96с.

© Петрова Т.И., Васильева Т.С., 2018

Т.И. Петрова

канд. пед. наук, доцент, СФ БашГУ, г. Стерлитамак, РФ, E-mail: [email protected]

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Каждый этнос с его историей и культурой представляет собой сокровищницу социокультурного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х творчества народа. Этнос как таковой существует, действует, пока обладает присущей ему самобытностью, сохраняет и совершенствует этнические признаки.

Ключевые слова Национальная культура, этнос, дошкольники, духовное развитие

В Республике Башкортостан реализуются государственные программы по сохранению и развитию национальных культур и языков народов республики. Среди них «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан», «Народы Башкортостана», программы по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан, которые дали импульс духовному возрождению народов . Не случайно 2018 год в Башкортостане был объявлен Годом семьи, что привлекает к данной проблематике особое внимание.

Этнокультурологическая экспедиция Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета проходила в Зилаирском районе республики. Целью экспедиции было обобщение педагогического опыта по художественно-эстетическому воспитанию детей с учетом этнокультурного компонента в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В ходе экспедиции особое внимание уделялось дошкольным образовательным организациям, так как здесь формируются основы духовных и культурных ценностей родного края, где ребенок ежедневно сталкивается с проявлениями народной культуры: праздниками, семейными традициями, ритуалами, поведением окружающих, в том числе и педагогов.

В дошкольной образовательной организации «Радуга» села Матраево дети в башкирских национальных костюмах под руководством воспитателя и музыкального работника показали прекрасное знание башкирского языка и обычаев башкирского народа. При входе в детский сад участников экспедиции встречали дети исполнением башкирской народной песни. Комната группы была стилизована под башкирскую юрту и обставлена народной утварью (самовар, стол, пиалы, самотканые полотенца и паласы). Часть этого оформления была изготовлена детьми. На воспитателях были платья, которое носили в старину башкирские женщины, на голове платок, на ногах - галоши. Познакомившись с культурой народов, населяющих нашу республику, послушав песни и увидев народные танцы, мы попробовали изысканные блюда башкирской кухни.

Следующим пунктом экспедиции была дошкольная образовательная организация «Ляйсан» деревни Юлдыбаево, где дошкольники занимаются в кружках русского и башкирского фольклора. Дети совместно с родителями и воспитателями готовились к приезду гостей: изготовили куклы в национальных костюмах, разучивали песни, стихи на родных языках, учили народные танцы и игры. Дети подготовительной группы совместно с воспитателем и музыкальным работником, одетыми в национальные костюмы, представили нам инсценировки игр разных народов («Куреш» («Борьба на поясах»), «Бесэй менэн сыскан» («Кот и мыши») с песнями и танцами («Ете тсы^» («Семь девушек») и т. д. Мы наблюдали высокий национальный подъем, чувство гордости и национального самосознания детей, когда они вместе играют, поют и танцуют. Гости приняли активное участие в национальных играх и театрализованных представлениях.

Неоценимую педагогическую ценность в поликультурном развитии дошкольников имеют экскурсии, проводимые воспитателями в историко-краеведческие музеи деревни Юлдыбаево и села Зилаир. Музейная среда формирует у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта и прикладного искусства разных народов, проживающих в районе (народные костюмы, головные уборы, предметы бытовой утвари, посуда, народные музыкальные инструменты кубыз, курай, фотоальбомы, картины, шэжэрэ (башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов у башкир, а также у других тюркских народов) и многое другое). Экспонаты музея учат понимать историческое прошлое родного села, района, республики .

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

Таким образом, посетив дошкольные образовательные организации Зилаирского района, в котором проживают и работают люди разных национальностей, мы сделали вывод, что в районе ведется большая работа по сохранению традиций и культуры разных народов, начиная с дошкольного детства. В детских садах закладываются основы любви к своей культуре, к родному краю, развивается творчество, происходит приобщение детей к традициям, обрядам, обычаям родного края. Список использованной литературы:

1. Ирназаров Р.И. Этническая субъектность: факторы ее реализации. // Проблемы модернизации в социокультурных портретах регионов России: сб. матер. VIII Всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов». - Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. - С. 141-148.

2. Петрова Т.И., Петров С.С. Формирование личности ребенка младшего возраста в условиях поликультурного пространства региона // Научный потенциал. - 2015. - №1 (18). - С. 51-54.

© Петрова Т.И., 2018

Константин Григорьевич Терзи

кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры(МГАФК),

п. Малаховка, Российская Федерация

ФАЗОВАЯ СТРУКТУРА ЖИМА ШТАНГИ ЛЕЖА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СПОРТИВНОЙ ЭКИПИРОВКИ

Несмотря на то, что в последнее время появляется все больше публикаций посвященных технике выполнения соревновательных упражнений пауэрлифтинга, интерес к этой теме не угасает. Однако, в основном, эти работы основываются на субъективных оценках и таких методах исследования как видеосъемка и оценка экспертов. Наш эксперимент проводился на базе МГАФК с использованием комплекса методов исследования таких как: тензодинамометрия; акселерометрия; электрогониометрия и видеосъемка, что позволило существенно расширить знания в области теории и методики спортивной тренировки в пауэрлифтинге.

Целью исследования являлось: выявления фазовой структуры жима штанги лежа с использованием спортивной экипировки, на основании комплексного анализа основных действий при выполнении упражнения на примере спортсменки высокой квалификации МСМК.

Спортсменка выполняла жим штанги лежа на горизонтальной скамье в условиях приближенных к соревновательным. Особенность выполнения жима в спортивной экипировке заключается в том, что упражнение выполняется исключительно с максимальным или около максимальным весом штанги (95-100 %). В данном случае для анализа был выбран вес снаряда 152,5 кг, что составило 95 % от максимального результата показанного спортсменкой в этом упражнении (рис.1, 2 и табл. 1).

Предварительный анализ полученных в ходе эксперимента данных показал, что общепринятая фазовая структура соревновательного упражнения - жим, не совсем корректна и может быть существенно дополнена.

Так, при выполнении основных действий, на основании полученных в ходе эксперимента данных, автор выделяет три периода, семь фаз, шесть ключевых положений и три промежуточных. Общая продолжительность основных действий составила 12,05 с.

Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования.

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к потере ценностных ориентиров, бездуховности общества. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:

Приобщение детей к культуре своего народа;

Развитие национального самосознания;

Воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

Развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для:

Целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

Воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы:

Изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

Знакомство с русскими народными игрушками и играми;

Создание «Русской избы» (мини- играми музея в детском саду).

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая: «Ладушки, ладушки», «Потягуни - потягушечки», «Кашку варили».

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока - жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.

В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке.

В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.

В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т.д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Список литературы:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий, сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов. Авторы- составители: Т. А. Бударина, Л. С. Куприна СПб. Детство -Пресс. 1999г.
  2. Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет. Занятия, мероприятия, творческая деятельность. Автор-составитель: Ю. А. Вакуленко Волгоград издательство «Учитель» 2009г.
  3. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ. Авторы- составители: Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова. Учебно-методическое пособие. Москва: «Центр педагогического образования» 2007г.
  4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Авторы - составители: О. Л. Князева, М. Д. Маханева СПб. Детство -Пресс. 1998г.

Организация: МБ ДОУ № 45 «Ёлочка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Нижнекамск

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ - народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это - живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира .

Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства . Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Этнокультурная составляющая образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении, осуществляющем образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», основывается на таких принципах, как:

  • принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагающий расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;
  • построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;
  • принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

В последние годы мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Поэтому для нас стала актуальна проблема - найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников. Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении стали следующие.

Народная игровая культура . Ребенку понятны и интересны такие ее формы, как народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Введение элементов народной игровой культуры различных этносов и общностей в педагогический процесс детского сада позволило нам познакомить детей с историей развития человечества, воспитать толерантное отношение к разным народам, проживающим на территории Забайкальского края, способствовало поликультурному развитию дошкольников. Так в ходе недели народной игровой культуры, прошедшей в нашем детском саду, дети смогли познакомиться и поиграть в бурятские, эвенкийские, русские народные игры.

Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Произведения устного народного творчества разных народов содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей. Фольклорные тексты естественно включаются педагогами в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).

Декоративно-прикладное искусство разных народов , в произведениях которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания). Во время художественно-творческой деятельности, в изостудии «Акварелька», наши воспитанники имеют возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций.

Поликультурное пространство музея. Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам. Современные технологии делают доступными и интересными процесс приобщения дошкольника к различным культурам в условиях музей. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом дошкольном образовательном учреждении за счет организации детского мини-музея.

С 2009 года в нашем дошкольном учреждении открыта этнографическая комната, которая в последствие стала называться «Музей-изба». В экспозиции музея были размещены предметы русского быта: прялки, утюги, ухваты; в сундуке хранятся рушники, вышивки, скатерти; оформлен «красный угол» с иконами; стол, накрытый старинной скатертью, на котором водрузился старинный самовар. Часть предметов являются подлинными - собранными сотрудниками детского сада и родителями воспитанников, а часть - имитационная, приближена к настоящим. В нашем музее мы постарались выдержать тематику и стиль оформления русской избы XIX века.

Помимо «Музея-избы» в детском саду созданы: в группе «Сказка», воспитателем Раевой В.М. - краеведческий уголок, где размещены элементы быта бурятского, эвенкийского, русского народов (макет бурятской юрты, эвенкийского чума, русской избы); куклы в национальных костюмах; мини-музей народной куклы «Куклы наших бабушек». В изостудии «Акварелька» расположен музей декоративно-прикладного искусства. Основные задачи работы музея: формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских и бурятских национальных традиций, знакомство с устным народным творчеством, предметами материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.

Посещая музей детского сада, дети погружаются в «старину»: учат присказки и сказки, сидя на лавочке возле русской печи; поют и водят хороводы, играют в народные игры; отгадывают старинные загадки и с большим желанием сочиняют сами.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление и очень важно, чтобы экспонаты были не только предметами, а демонстрировались в действии: например русский костюм и предметы русского быта использовались на фольклорных праздниках, досугах, при разыгрывании этнографических спектаклей. И как приятно, напевая колыбельную песню, покачивать детскую люльку, подвешенную к потолку.

Посещение экспозиции «Музея-избы» начинается с 3-4 лет. В избе дети попадают в сказку, а непонятные и забытые слова (дровеньки, горшки, чугунки, лапти, прялка) становятся для них знакомыми и родными; потешки, прибаутки, которые разучивались в группе, становятся понятными, а значит надолго останутся в памяти детей.

Дети средней группы в «Музее-избе» знакомятся с обычаями русского народа, что позволяет им заглянуть в удивительный мир бытовых традиций, сидя за столом, пить чай из самовара, печь пироги в печке, варить кашу в чугунке.

Дети старшего возраста знакомятся с семейным устройством, разделением обязанностей не только между мужчинами и женщинами, но и между поколениями одной семьи. Дети пробуют себя в прикладном творчестве: изготовлении кукол, украшении кокошников и шапок, расписывании глиняных тарелок и игрушек.

Во время посещения музея дети усваивают нехитрые правила поведения, узнают новые слова (экспонат, экспозиция, экскурсовод и т.д.), знакомятся с традициями семьи, русским бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными предметами, делятся своими впечатлениями об увиденном.

К сожалению, не все с чем хотелось бы познакомить детей, мы можем разместить в музеях детского сада. Поэтому педагоги дошкольного учреждения в своей работе используют информационные технологии, благодаря которым воспитанники детского сада смогли совершить увлекательное виртуальное путешествие в музей под открытым небом «ЭТНОМИР» и познакомиться с жилищами разных народов (русской избой, украинской хатой, белорусским подворьем); проникнуться атмосферой русской ярмарки и посетить театр «Петрушки». Данная работа проходила в рамках реализации творческо-информационных проектов «Жилища разных народов», «Театр на Руси».

Таким образом, использование средств этнокультурного компонента (чтение художественной литературы, театральные постановки, народные праздники и игры, поликультурное пространство музея) позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным требованиям. Дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют более высокий уровень обученности, особенно в области эмоционального, эстетического и познавательного развития. Это объясняется тем, что в дошкольном учреждении с этнокультурным компонентом большое внимание уделяется эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятный эмоциональный фон, как необходимое условие развития личности ребенка. Педагоги знакомят детей с культурно-историческими знаниями, народными промыслами, произведениями изобразительного и музыкального искусства. С помощью народного наследия у детей воспитывается дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания, формируется чувство любви и привязанности к родному городу, забайкальскому краю, России. У детей, посещающих наше дошкольное учреждение довольно высокие показатели по развитию речи и игры. Участие детей в народных играх и праздниках, театральных постановках, работа с художественной литературой повышают их речевую активность. Полученные результаты дают нам основание утверждать, что внедрение этнокультурного компонента в воспитание дошкольников повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.

Литература

  1. Каптерев, П. Ф. Обучение детей дошкольного возраста [Текст]. // Народная школа. 1874. № 6–7. С. 19–42.
  2. Ченкураева, Е.Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) [Текст]. : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2007.- 24 с.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост. Куприна, Л.С., Бударина, Т.А., Маркеева, О.А. и др.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.-384с.
  4. Мини-музей в детском саду /Рыжова, Н.А., Логинова Л.В., Данюкова, А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.-256с.
  5. Российский Этнографический музей - детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Ботякова, О.Л., Зязева, Л.К., Прокофьева, С.А. и др.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.-192с.